Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)
Автор: Guru · 21.08.2018
История нашей страны наполнена войнами и кровопролитием, и многие писатели затрагивали эту тему в своих книгах, показывая, что никакие трудности не способны сломить дух русского человека. Одним из таких произведений стал рассказ Толстого “Кавказский пленник”, основанный как раз на противостоянии человеческого духа и превратностей судьбы.
История создания
В основе рассказа лежит реальный случай из жизни Льва Николаевича Толстого, произошедший с ним во время службы на Кавказе.
Во время Кавказской войны середины 19 века, Николай 1 решил отправить войска на кавказские земли с целью завоевания и покорения. Но горный народ не хотел так просто сдаваться, стали создаваться засады для русских солдат, многие в итоге были пленены. Толстому едва удалось избежать похожей участи, благодаря сослуживцу, спасшему его от погони.
Жанр, направление
Данное произведение считается рассказом, но некоторые литературоведы называют его повестью. Все же по количеству героев и сюжетных линий, по объему эта книга ближе к жанру рассказа.
Направление, в русле которого работал автор, называется «реализм». Оно характеризируется изображением настоящей жизни, основные события из такой книги никогда не выходят за рамки действительности.
В данном рассказе мы знакомимся с жизнью молодого офицера, служащего в горах Кавказа. Главный герой, Жилин, получив письмо от больной матери, отправляется в путь вместе с Костылиным, богатым наследником. На пути встает преграда в лице горцев, они пытаются пленить молодого офицера. Напарник подвел его, попытавшись сбежать, из-за этого оба оказываются в плену. Волею судьбы, оба молодых человека снова встречаются в плену у нового владельца.
Офицерам дают шанс спастись, попросив выкупа. Костылин решил воспользоваться этим и попросил у родных денег взамен за свою жизнь, Жилин же схитрил, указав не верный адрес дома своей матери. Она слишком бедна, чтобы дать необходимую сумму.
Они пытаются бежать, но из-за неловкости, нытья и слабости Костылина их снова ловят и помещают в более строгие условия содержания.
В конечном итоге Жилину удается бежать с помощью молодой девушки Дины, дочери их похитителя. Они подружились, ведь пленник заинтересовал ее своей добротой. И вот, молодой офицер уже добрался до родины, в то время как Костылина только выкупили родственники.
Главные герои и их характеристика
Автор дал своим героям говорящие фамилии. Так, «Жилин» происходит от слова «жила», это сухожилия, которые отвечают за силу конечностей. Поэтому данный персонаж отличается силой, упорством и мужеством. А вот Костылин – производное от «костыля». Это намек на немощность и болезненность молодого человека, он как будто не в состоянии нормально жить. Более подробную сравнительную характеристику офицеров вы найдете здесь.
Темы и проблемы
Главная мысль
Писатель призывает людей стать проще и ближе к народу и к реальным жизненным потребностям, в этом основная идея всего его учения, которое он объяснял в небольших и несложных книгах. На примере Жилина и Костылина он показывает, что излишества и праздность жизни губят добродетель и ум. Настоящий человек должен иметь лишь необходимые вещи, отказываться от излишков, и тогда его дух окрепнет, а природные способности раскроются в полной мере. Героям приходится сталкиваться со страшными испытаниями, плен проверяет их дух на силу, их разум на изворотливость и хитрость. И в этой борьбе выигрывает тот, кто действительно достоин победы. Деньги, ценности, звания и ранги бессильны, не ими нужно мерить достоинство личности.
Смысл рассказа в том, что в жизни люди всегда сталкиваются с разными трудностями, поэтому надо использовать все свои умения, чтобы справляться с превратностями судьбы, а не надеяться на то, что можно будет откупиться. Человек должен избавиться от иллюзий, которые дают ему деньги и чины, и наживать реальные богатства – ум, отвагу и доброту.
Чему учит?
Мораль Толстого такова, что какие бы трудности не вставали на пути, нельзя поворачивать назад, нужно собраться и действовать до тех пор, пока цель не будет достигнута. Нельзя позволять обстоятельствам и людям тянуть тебя вниз, но в то же время нужно проявлять милосердие и доброту по отношению к окружающим. Только такого человека можно оценить по достоинству, ведь оно у него есть, и не одно.
Вывод из рассказа следует простой: богатства и чины не являются мерилами человеческого благородства. Реальным его преимуществом может быть признана лишь добродетель. А деньги и связи только портят личность, ведь внушают ей ложную уверенность в ее превосходстве.
Конспект урока по литературе на тему «Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды» (5 класс)
специалист в области арт-терапии
Тема: Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.
Цели: помочь учащимся понять гуманистическую направленность рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Познакомить с некоторыми фактами биографии писателя, особенностями его творчества;
Развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения по ролям;
Воспитывать смелость, решительность, умение противостоять жизненным трудностям.
Организационное начало урока
1.2.Проверка готовности класса к уроку
Проверка домашнего задания
Выразительное чтение наизусть стихотворений А.А. Фета.
Сообщение темы и цели урока (с использованием антиципации и самостоятельного формулирования темы урока)
Подготовка к восприятию произведения
Рассказ учителя об авторе
Чтение отрывков из дневников С.А. Толстой о жизни в Ясной Поляне
Роскоши мы никакой в доме и наших общих привычках не допускали. Одевались и одевали детей очень просто; ели также очень просто и самый большой расход был на воспитание детей. Но и тут мы долго, а я всю жизнь — сама многому учила, и постоянно оба что-нибудь работали, каждый в свой области (1879 г.). Вся жизнь молодежи шла совсем вразрез с жизнью Л.Н., хотя дети, особенно дочери, уже начинали приближаться к отцу. Сам он все лето работал с крестьянами: вставал с рассветом, и бывало, я проснусь часов в пять, шесть, а его постель уже пуста рядом с моей, и он уйдет на работы тихонько, чтобы не разбудить меня. Целые дни он то пахал, то косил траву или рожь. Возил сам сено, которое убирал вдовам и сиротам (1885 г.).
Чтение статьи учебника «Лев Николаевич Толстой» (с. 248-249) и обсуждение вопроса 1 (с. 249)
— Как вы понимаете эпиграф, помещенный перед статьей учебника?
Каково его назначение?
Работа над портретом Л. Н. Толстого
— Ребята, что вы можете сказать о человеке, изображенном на портрете?
— Обратите внимание на его глаза. Они добрые, внимательные?
Чтение статьи учебника «Из истории рассказа «Кавказский пленник»» (с. 249-251). Слово учителя
В середине XIX века на Кавказе шла тяжелая кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Русские обозы двигались от одной крепости к другой под усиленной охраной. Л.Н. Толстой в ту пору был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот как это было.
Во время Кавказской войны, тянувшейся более 20 лет, журналы и газеты охотно помещали рассказы о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами, особенно если эти рассказы были записаны со слов людей, побывавших в плену.
Позже Л.Н. Толстой познакомился с напечатанными в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф. Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его местная девушка, почему была неудачной его первая попытка побега и как удалось ему освободиться из плена. Л.Н. Толстой воспользовался этими воспоминаниями для своего рассказа «Кавказский пленник».
В произведениях о Кавказе Л.Н. Толстой осуждал жестокость царского правительства, посылавшего свои войска разорять и сжигать аулы горцев. В то же время в рассказах о Кавказской войне писатель осуждает предводителя горцев Шамиля и его соратников, своей жестокостью не уступавших царским генералам. Л.Н. Толстой выступает против национальной розни, против тех, кто натравливает один народ на другой.
«Кавказский пленник» написан Л.Н. Толстым для «Азбуки», которую он выпустил в свет в 1872 г. Л.Н. Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «все было красиво, коротко просто и, главное, ясно».
Этот разговор происходил в Ясной Поляне летом 1883 г. А через 15 лет Л.Н. Толстой вновь подтвердил свою любовь к «Кавказскому пленнику», отнеся его к образцовым произведениям «всемирного искусства», выражающим «чувства, доступные всем людям».
Антиципация названия произведения
— О чем пойдет речь в произведении?
— Кто такой кавказский пленник?
Комментированное чтение начала рассказа «Кавказский пленник» (главы I, II)
Беседа по вопросам
— Объясняет ли автор, почему была война? Как вы думаете почему?
— Чем, по-вашему, объясняется довольно жестокое обращение с пленными? Приведите примеры из текста.
— Как рассказчик описывает свои впечатления? Каково его отношение к изображаемому, к жителям аула? (Тон повествования спокойный, лишен эмоциональной оценки. Рассказчик подмечает каждую деталь внешности, одежды, обстановки и терпимо относится к тому, что наблюдает.)
— Как отнеслись горцы к Жилину? За что назвали они его джигитом?
— Какова главная мысль эпизода разговора Жилина с горцами?
Автор показывает, что внутренней вражды между народами не существует. Каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности. Есть вражда, вызванная войной, но есть и уважение к храбрости, чувству собственного достоинства, уверенности в себе другого, чужого человека.
Рассмотрение иллюстраций к произведению, их антиципация
— Рассмотрите иллюстрации в учебнике.
— Какие персонажи появятся на страницах произведения, какие события произойдут?
— Как закончится история плена?
Подведение итогов урока
— С каким писателем познакомились сегодня на уроке?
— Что нового узнали о его жизни?
— Почему произведение называется «Кавказский пленник»?
— Дочитать произведение до конца.
— Составить цитатный план рассказа (озаглавить части рассказа).
— Индивидуальное задание: найти в толковом словаре значения слов
«жила» и «костыль». Попытаться сделать вывод о значении