Проверочная работа по басне квартет

Сказки

Проверочная работа по басням И.А. Крылова

Проверочная работа в 2-х вариантах по басням И.А. Крылова

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по басням И.А. Крылова»

Проверочная работа по теме «Басни»

Выберите верные утверждения:

басня – это краткий рассказ, чаще стихотворный, но может быть и прозаическим;

героями басен могут быть только животные;

басня относится к лирике;

басня состоит из двух частей: основное повествование и мораль.

Назовите первого сочинителя басен.

Какой персонаж басни «Свинья под Дубом» попытался остановить Свинью, подрывавшую корни Дуба?

В какой басне говорится о том, что об искусстве часто берутся судить невежды?

В чём состоит мораль басни «Свинья под Дубом»:

обличение невежд, которые с неуважением относятся к просвещению;

обличение невежд, которых устраивает их небольшой запас знаний;

обличение невежд, которые ничего не делают для людей и государства.

Назовите басни по крылатым выражениям:

«Избави, Бог, и нас от этаких судей»;

«У сильного всегда бессильный виноват».

Кому из героев басен И.А. Крылова принадлежат слова:

«Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай»;

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

Перечислите героев басни «Квартет».

К кому обращены слова: «А жаль, что незнаком/ Ты с нашим петухом»?

Проверочная работа по теме «Басни»

Выберите верные утверждения:

чаще всего персонажи басни – животные, а порой и неодушевленные предметы;

басня относится к эпическим произведениям;

мораль – это начальные строки басни, в которых читатель знакомится с героями;

басне присущ особенный басенный (вольный) стих;

первый сочинитель басен – Лафонтен.

Сколько басен написал И.А. Крылов:

Как называется художественный прием, когда неживым предметам присваиваются качества живых?

В какой басне говорится о том, что за любое дело следует браться, только обучившись ему?

В чём состоит мораль басни «Демьянова уха»:

лесть – опасная вещь, против которой очень трудно устоять;

в любом деле важно иметь чувство меры;

обличение невежд, которые ничего не делают для людей и государства.

Назовите басни по крылатым выражениям:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»;

«Избави, Бог, и нас от этаких судей».

Кому из героев басен И.А. Крылова принадлежат слова:

«Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею!;

Напишите названия басен и распределите героев на 2 группы: Мартышка, Осёл, Козёл, Соловей, Мишка.

К кому обращены следующие слова: «Коль корни обнажишь, оно засохнуть может»?

Источник

Крылов Иван басня «Квартет»

Читательский дневник по басне «Квартет» Ивана Крылова

Жанр произведения: басня.

Главные герои: осёл, козёл, медведь, мартышка, соловей.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Мартышка, Осёл, Козёл и Мишка — дружелюбные и любознательные.

Хотели сыграть квартет, но ничего не понимали в музыке.

Соловей — справедливый, рассудительный и честный.

Сказал зверям правду.

Краткое содержание басни «Квартет»

Решили как-то четверо друзей Осёл, Козёл, Мартышка и Медведь стать музыкантами.

Нашли они инструменты и затеяли сыграть квартет, хотя таланта к музыке не имели.

Взяли они инструменты, ноты и стали играть.

Но что-то у них ничего не получалось.

Мартышка предложила поменяться местами, но дело на лад не пошло.

Осёл предложил сесть рядом, но и это не помогло.

Звери стали спорить и на шум прилетел соловей.

Он сказал, что ничто не поможет зверям, ведь они не годятся в музыканты.

План басни:

Основная мысль произведения «Квартет»

Главная мысль басни в том, что каждый должен заниматься своим делом.

Основная идея и мораль басни в том, что без таланта и умения ничего не получится.

Чему учит басня

Басня учит заниматься лишь тем делом, к которому есть талант и способности.

Учит не спорить и не ругаться.

Учит слушать мудрые советы.

Краткий отзыв по басне «Квартет» для читательского дневника

Прочитав эту басню, я подумала о том, что многие зачем-то делают то, к чему у них нет ни таланта, ни способностей.

И получается всегда смешной и нелепый результат.

Вот и герои басни пытались стать музыкантами не имея слуха и не умея играть на инструментах.

И ничего у них не получалось.

Это интересная и поучительная басня.

Автору удалось под видом зверей показать людей, берущихся за не своё дело.

Мне понравился соловей, который сразу понял, что не так с музыкантами.

Он объяснил зверям, что ничего у них не получится.

Но вот интересно, поверили ли они ему?

Я всем советую прочитать эту басню и подумать о том, своим ли делом вы занимаетесь.

Не похожи ли вы на зверей из произведения?

Надо уметь трезво оценивать свои возможности.

Читайте также:  Писатель валентина осеева рассказы для детей

Пословицы к произведению:

От перемены мест слагаемых, сумма не меняется.

Как медведь на ухо наступил.

Без труда — не выловишь и рыбку из пруда.

Не учась, и лаптя не сплетёшь.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней»,

Им отвечает Соловей:

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

Словарь неизвестных слов:

Бас — низкий певческий голос.

Альт — музыкальный инструмент, похожий на скрипку.

Прима — первый голос.

Чинно — строго по правилам.

Пуще — больше, сильнее.

Квартет — музыкальное произведение для 4 исполнителей.

Источник

Кроссворд по басне Крылова «Квартет»

2: Его называют косолапым
Ответ: мишка

3: Его затеяли сыграть звери
Ответ: квартет

4: Их достали животные
Ответ: ноты

5: Два одинаковых музыкальных инструмента для квартета
Ответ: скрипка

6: Деревья, под которые сели животные
Ответ: липки

7: На него сели звери
Ответ: лужок

9: Ударили в них, а толку нет
Ответ: смычки

10: Кричит Мартышка: «. »
Ответ: погодите

11: Как ей идти, если они не так сидят
Ответ: музыка

12: С ним был Мишенька
Ответ: бас

13: Против этого надо было сесть медведю
Ответ: альта

15: Они запляшут он музыки квартета
Ответ: горы

16: Его сыскал осёл
Ответ: секрет

17: Он сказал: «Мы, верно, уж поладим, / Коль рядом сядем»
Ответ: осел

18: Так звери уселись в ряд
Ответ: чинно

19: Они пошли пуще прежнего на тему, как кому сидеть
Ответ: разборы

20: Он прилетел к зверям
Ответ: соловей

21: На него прилетел Соловей
Ответ: шум

22: С этим все кинулись к Соловью
Ответ: просьба

24: Его Соловья попросили взять на час
Ответ: терпенье

25: Они были у зверей вместе с нотами
Ответ: инструменты

26: Оно нужно, чтобы быть музыкантом
Ответ: уменье

27: Они должны быть понежней, чем у зверей
Ответ: уши

28: В них звери не годятся
Ответ: музыканты

29: На него никак не шёл квартет
Ответ: лад

30: Ещё один участник квартета
Ответ: козел

Источник

Контрольная работа по теме «Басни И. А. Крылова»

Проверочная работа «Басня как эпический жанр. Басни И. А. Крылова» является тематической проверкой знаний и умений учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме «Басни И. А. Крылова»»

«Басня как эпический жанр. Басни И. А. Крылова»:

тематическая проверка знаний и умений

а) короткое смешное стихотворение;

б) небольшое стихотворное произведение нравоучительного характера;

г) короткий рассказ о животных, говорящих и действующих по-человечески.

2. Что такое мораль в басне:

а) особое начало басни, похожее на зачин в сказке;

б) поучительный вывод;

в) заключительные строки в басне;

г) характеристика персонажей басни.

3. Назовите знаменитого древнегреческого создателя басен, имя которого дошло до нас.

4. Назовите пять известных вам басен И. А. Крылова.

5. Как ведёт себя в споре с Ягнёнком Волк? Докажите с помощью текста.

6. Напишите два крылатых выражения из басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок».

7. Какой смысл вложил И. А. Крылов в мораль басни «Квартет»?

8. Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в басне «Свинья под дубом»?

9. Докажите, что басня – это эпическое произведение.

10. Зависит ли от времени написания мораль басни? О чём это говорит?

«Басня как эпический жанр. Басни И. А. Крылова»:

тематическая проверка знаний и умений

а) короткое смешное стихотворение;

б) небольшое стихотворное произведение нравоучительного характера;

г) короткий рассказ о животных, говорящих и действующих по-человечески.

2. Что такое мораль в басне:

а) особое начало басни, похожее на зачин в сказке;

б) поучительный вывод;

в) заключительные строки в басне;

г) характеристика персонажей басни.

3. Назовите знаменитого древнегреческого создателя басен, имя которого дошло до нас.

4. Назовите пять известных вам басен И. А. Крылова.

5. Как ведёт себя в споре с Ягнёнком Волк? Докажите с помощью текста.

6. Напишите два крылатых выражения из басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок».

7. Какой смысл вложил И. А. Крылов в мораль басни «Квартет»?

8. Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в басне «Свинья под дубом»?

9. Докажите, что басня – это эпическое произведение.

10. Зависит ли от времени написания мораль басни? О чём это говорит?

«Басня как эпический жанр. Басни И. А. Крылова»:

тематическая проверка знаний и умений

Читайте также:  Рассказ об известном журналисте на английском

а) короткое смешное стихотворение;

б) небольшое стихотворное произведение нравоучительного характера;

г) короткие рассказы о животных, говорящих и действующих по-человечески.

Что такое мораль в басне:

а) особое начало басни, похожее на зачин в сказке;

в) заключительные строки в басне;

г) характеристика персонажей басни.

3. Назовите знаменитого древнегреческого создателя басен, имя которого дошло до нас.

4. Назовите пять известных вам басен И. А. Крылова.

(«Волк и Ягненок», «Квартет», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Мартышка и Очки», «Собачья дружба», «Слон и Моська», «Лебедь, Щука и Рак», «Кукушка и Петух», «Кот и Повар»)

5. Как ведёт себя в споре с Ягнёнком Волк? Докажите с помощью текста.

Волк злой, грубый, наглый, лицемерный. Он ведет себя так, потому что чувствует силу перед беззащитным Ягнёнком. Он заранее знает, что Ягнёнок ни в чём не виноват. Ягнёнок возражает Волку, а тот все больше злится, старается найти причину, чтобы съесть Ягнёнка. В речи Волка – пренебрежительная, эмоционально-оценочная лексика (Я голову с тебя сорву; негодный; нечистым рылом; наглец; молчи, щенок – в значении мальчишка).

6. Напишите два крылатых выражения из басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок».

«У сильного всегда бессильный виноват», «Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!», «Ах, чем я виноват?», «Молчи, устал я слушать», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

7. Какой смысл вложил И. А. Крылов в мораль басни «Квартет»?

Результата не будет и не может быть, если собрались не просто неумейки, а самонадеянные невежды, явно взявшиеся не за свое дело.

8. Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в басне «Свинья под дубом»?

К Свинье обратился Дуб, обвинив ее в неблагодарности. В басне высмеиваются невежество, грубость и неблагодарность Свиньи, которая не видит ничего дальше своего рыла. В конце басни автор сравнивает Свинью с невеждами, которые ругают все новое, прогрессивное, не понимая, что достижения науки направлены на то, чтобы облегчать жизнь им же. Невежество — недостаток знаний, необразованность, отсталость. Невежда — тёмный, необразованный человек.

9. Докажите, что басня – это эпическое произведение.

В басне, как и во всех эпических произведениях, рассказывается о событиях и поступках героев. По типу речи это всегда повествование. Басня состоит из вступления, описания событий и морали. В баснях мало описаний и много действия.

10. Зависит ли от времени написания мораль басни? О чём это говорит?

Нет, не зависит. Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает. Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабос­ти, недостатки, пороки, что и много веков назад.

«Басня как эпический жанр. Басни И. А. Крылова»:

тематическая проверка знаний и умений

а) короткое смешное стихотворение;

б) небольшое стихотворное произведение нравоучительного характера;

г) короткий рассказ о животных, говорящих и действующих по-человече- ски.

2. Что такое мораль в басне:

а) особое начало басни, похожее на зачин в сказке;

б) поучительный вывод;

в) заключительные строки в басне;

г) характеристика персонажей басни.

3. Назовите знаменитого древнегреческого создателя басен, имя которого дошло до нас.

4. Назовите пять известных вам басен И. А. Крылова.

5. Как ведёт себя в споре с Ягнёнком Волк? Докажите с помощью текста.

6. Напишите два крылатых выражения из басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок».

7. Какой смысл вложил И. А. Крылов в мораль басни «Квартет»?

8. Какие человеческие пороки осуждает И. А. Крылов в басне «Свинья под дубом»?

9. Докажите, что басня – это эпическое произведение.

10. Зависит ли от времени написания мораль басни? О чём это говорит?

Источник

Конспект урока по литературе «И.А. Крылов басня «Квартет»

специалист в области арт-терапии

Урок литературы по теме «Басня И.А. Крылова «Квартет»

Тема урока : Басня И.А. Крылова «Квартет».

— познакомить учащихся с басней «Квартет»;

— закрепить понятия «басня», «крылатые выражения»;

— расширить знания учащихся о И.А.Крылове как баснописце;

— продолжить работу по обогащению, уточнению и активизации словаря учащихся;

— развивать навыки выразительного чтения стихотворного текста путём соблюдения интонации, темпа, пауз, логического ударения;

— формировать навыки самостоятельной и групповой работы.

* портрет И.А. Крылова;

* выставка книг с баснями И.А. Крылова;

* выставка рисунков к басням;

* толковый словарь Ожегова;

* комплект карточек с заданиями.

II. Интеллектуальная разминка

Работа с карточками

Задание. Соотнесите строчки из басен с названием.

Читайте также:  Сказки или рассказы про школу

«Да только воз и ныне там» Лебедь, щука и рак

«Сильнее кошки зверя нет» Чиж и голубь

«Вперёд чужой беде не смейся, голубок» Ворона и лисица

«Не любит узнавать никто себя в сатире» Мартышка и очки

«А проку на волос нет в них» Зеркало и обезьяна

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок» Мышь и крыса

«Ты всё пела? Это дело: Стрекоза и муравей

Так поди же, попляши!»

III. Проверка домашнего задания

— Над чем смеётся автор?

— Кто чаще всего бывает героями басни? (Героями басни чаще всего бывают животные, растения, птицы, рыбы, вещи.)

— Как называется приём, когда животные или предметы наделяются характером людей? (Это олицетворение.)

IV. Расширение представлений о баснописце

— Какого древнегреческого поэта считают родоначальником басни? (Эзопа.)

— Что узнали об Эзопе?

— Как о басне говорил сам И.А. Крылов?

— Расскажите о И.А. Крылове по плану:

1. В какое время жил?

2. Современники И.А.Крылова.

— Найдите и прочитайте, где о И.А. Крылове говорится как о журналисте и драматурге.

— Сегодня продолжим знакомство с творчеством И.А. Крылова как баснописца.

— Вот что сказал о И.А. Крылове А.С. Пушкин «…во всех отношениях самым народным нашим поэтом».

— Можно ли И.А. Крылова назвать истинно народным писателем?

— Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание на карточке.

Работа с карточками

Задание. Объясните, что обозначают данные крыловские изречения?

Что обозначает крылатое выражение?

«А ларчик просто открывался»

«Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку»

«А Васька слушает, да ест»

«Слона-то я и не приметил»

Рассказ о И.А. Крылове

И.А. Крылов был первым из русских писателей, у которого именно в баснях звучала подлинно народная речь. Баснописец широко пользуется народными пословицами и поговорками. Многие выражения из его басен стали крылатыми, превратились в общеупотребительные. Автор считал, что его основная задача писать для народа, а само обращение к басне объясняет её доступностью для всех возрастов и сословий: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети».

— Если выражения из басен И.А. Крылова стали общеупотребительными, то является ли автор данных выражений истинно народным писателем?

VII. Знакомство с басней «Квартет »

VIII. Словарная работа

1) Музыкальное произведение для четырёх исполнителей с самостоятельными партиями для каждого.

2) Ансамбль из четырёх исполнителей такого произведения.

— Рассмотрите изображение инструментов, входящих в квартет. (Альт, бас, прима, втора.)

— Прочтите объяснение значений этих слов.

IX. Самостоятельное чтение с заданием

Задание. Объясните, какие человеческие пороки, то есть серьёзные недостатки, высмеивает баснописец?

— Какие у зверей были планы?

— Какую часть речи использует автор, чтобы передать игру?

— В чём звери видели причину того, что «музыка на лад нейдёт»?

— Смогли ли звери договориться?

— Почему соловей говорит им:

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

— Найдите в басне мораль.

— Какие же человеческие пороки высмеивает баснописец? (Баснописец высмеивает неумение слушать друг друга, договариваться.)

По мнению автора, пользы от самой хорошей идеи не будет, если ею станут заниматься люди невежественные и бесталанные.

— Какие строчки из этой басни стали крылатыми выражениями?

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

— Когда, в каком случае используют данное крылатое выражение?

— Верно, эту басню вспоминают, когда у кого-то не ладится дело, плохо организованы труд, отдых, учёба.

Работа с карточками

— Найдите в басне выражения соответствующие следующим высказываниям.

Покорять игрой весь мир

«Пленять своим искусством свет»

«Уселись чинно вряд»

Спорить сильнее прежнего

«Вот пуще прежнего пошли у них разборы и споры»

Пришлось прилететь на шум

«Случилось Соловью на шум их прилететь»

Уделить некоторое время

«Возьми на час терпенье»

Иметь музыкальный слух

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней»

XI. Работа с текстом после первичного чтения

— Прочитайте басню по ролям.

— Как надо читать место, где звери спорят? (Передать гордость, себялюбие.)

— Как надо читать место, где соловей рассуждает об их квартете? (Медленно, мудро.)

XII. Домашнее задание

1) Чтение басни по ролям (с. 130-131).

2) Нарисовать рисунки к басне.

3) Выучить наизусть по желанию.

— Какие выражения считаются «крылатыми»?

— Что можно сказать о языке басни?

— За что И.А. Крылова называют народным писателем?

Источник

Познавательное и интересное