Тест с ответами А.П.ЧЕХОВ Тоска
Данный тест рекомендуется проводить в качестве проверочного после изучения рассказа А.П. Чехова «Тоска».
Просмотр содержимого документа
«Тест с ответами А.П.ЧЕХОВ Тоска»
1. Какова роль пейзажа в начале рассказа?
-при помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека
-пейзаж настраивает читателя на лирический лад
-пейзаж передаёт атмосферу зимнего вечера
2. Почему плохо главному герою Ионе?
он заболел у него умер сын он потерял крупный выигрыш
3. Кому пытался Иона рассказать о своём горе? Подчеркнуть правильные варианты.
военному, пожилой женщине, горбачу, студенту, дворнику, чиновнику, молодому извозчику, гимназистке, паре влюблённых
4. Как реагируют слушатели на рассказ Ионы?
-сочувствуют ему и предлагают помощь
5. Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя? Нужное подчеркнуть.
эпитеты оксюморон метафору градацию синекдоху
Для справок: тоска громадная, не знающая границ тоска; распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу;
вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.
6. Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал?
собака кошка сверчок за печкой лошадь
7. Почему Иона решил рассказать всё этому существу?
-животное лучше человека умеет слушать
-животные умеют сопереживать не хуже человека
8. Как обратился Иона к этому животному?
сестра собачонка мать лошадочка брат кобылочка
9. Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.
(Кому повем печаль мою. ) Как вы понимаете смысл эпиграфа?
-рассказать есть кому, но нужно выбрать достойного
-рассказать некому, знает только сам человек и Бог
-рассказать можно любому, но рядом, к сожалению, пока никого нет
10. Выбрать наиболее подходящее к названию рассказа значение слова «тоска».
-стеснение духа, томление души, ожидание чего-то
-душевная тревога, беспокойство, боязнь
-горе, печаль, мучительная грусть, нойка сердца (уныние), скорбь
-скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное
11. Какую вечную проблему человечества поднимает А.П. Чехов в своём рассказе?
-проблему отношения человека к животным
-проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества
-проблему «Кто виноват?»
-проблему «Что делать?»
12. Найдите верное толкование причин, из-за которых люди проявляют равнодушие:
-равнодушие от нехватки времени, потому что хватает своих забот, ведь все люди занятые, личного времени на каждого встречного просто жаль
-равнодушие – это с равной душой (т.е. одинаково сердечно) выслушивать всех, кто в этом нуждается
13. Каков лейтмотив (основная нить) рассказа?
-извозчик не умеет расположить к себе собеседников
-извозчик находит отклик у людей, но не умеет этим воспользоваться
-извозчик не находит понимания у людей, он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски
14. Чему учит нас история, рассказанная А.П. Чеховым?
-незачем докучать людям своими проблемами
-не стоит искать сочувствия у окружающих, потому что «человек человеку – волк»
— призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность
А.П. Чехов «Тоска» ОТВЕТЫ
1. Какова роль пейзажа в начале рассказа?
-при помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека
-пейзаж настраивает читателя на лирический лад
-пейзаж передаёт атмосферу зимнего вечера
2. Почему плохо главному герою Ионе?
он заболел у него умер сын он потерял крупный выигрыш
3. Кому пытался Иона рассказать о своём горе? Подчеркнуть правильные варианты.
военному, пожилой женщине, горбачу, студенту, дворнику, чиновнику, молодому извозчику, гимназистке, паре влюблённых
4. Как реагируют слушатели на рассказ Ионы?
-сочувствуют ему и предлагают помощь
5. Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя? Нужное подчеркнуть.
Для справок: тоска громадная, не знающая границ тоска; распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу;
вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.
6. Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал?
собака кошка сверчок за печкой лошадь
7. Почему Иона решил рассказать всё этому существу?
-животное лучше человека умеет слушать
-животные умеют сопереживать не хуже человека
8. Как обратился Иона к этому животному?
сестра собачонка мать лошадочка брат кобылочка
9. Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.
(Кому повем печаль мою. ) Как вы понимаете смысл эпиграфа?
-рассказать есть кому, но нужно выбрать достойного
-рассказать некому, знает только сам человек и Бог
-рассказать можно любому, но рядом, к сожалению, пока никого нет
10. Выбрать наиболее подходящее к названию рассказа значение слова «тоска».
-стеснение духа, томление души, ожидание чего-то
-душевная тревога, беспокойство, боязнь
-горе, печаль, мучительная грусть, нойка сердца (уныние), скорбь
-скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное
11. Какую вечную проблему человечества поднимает А.П. Чехов в своём рассказе?
-проблему отношения человека к животным
-проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества
-проблему «Кто виноват?»
-проблему «Что делать?»
12. Найдите верное толкование причин, из-за которых люди проявляют равнодушие:
-равнодушие от нехватки времени, потому что хватает своих забот, ведь все люди занятые, личного времени на каждого встречного просто жаль
-равнодушие – это с равной душой (т.е. одинаково сердечно) выслушивать всех, кто в этом нуждается
13. Каков лейтмотив (основная нить) рассказа?
-извозчик не умеет расположить к себе собеседников
-извозчик находит отклик у людей, но не умеет этим воспользоваться
-извозчик не находит понимания у людей, он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски
14. Чему учит нас история, рассказанная А.П. Чеховым?
-незачем докучать людям своими проблемами
-не стоит искать сочувствия у окружающих, потому что «человек человеку – волк»
— призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность
Проверочная работа № 13.А. П. Чехов. Тоска
• Прочитайте фрагмент произведения А. П. Чехова «Тоска» и выполните задания 1 — 8.
• Ответом к заданиям 1 — 6 является слово или словосочетание.
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнётся. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашёл нужным стряхивать с себя снег. Его лошадёнка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать.
Иона и его лошадёнка не двигаются с места уже давно. Выехали они со двора ещё до обеда, а почина всё нет и нет. Но вот на город спускается вечерняя мгла. Бледность фонарных огней уступает своё место живой краске, и уличная суматоха становится шумнее.
— Извозчик, на Выборгскую! — слышит Иона. — Извозчик!
Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом, видит военного в шинели с капюшоном.
— На Выборгскую! — повторяет военный. — Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дёргает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега. Военный садится в сани. Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошадёнка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места.
— Куда прёшь, леший! — на первых же порах слышит Иона возгласы из тёмной, движущейся взад и вперёд массы. — Куда черти несут? Пррава держи!
— Ты ездить не умеешь! Права держи! — сердится военный.
Бранится кучер с кареты, злобно глядит и стряхивает с рукава снег прохожий, перебегавший дорогу и налетевший плечом на морду лошадёнки. Иона ёрзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь.
— Какие все подлецы! — острит военный. — Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами. Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья.
— Что? — спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает своё горло и сипит:
— А у меня, барин, тово. сын на этой неделе помер.
— Гм. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
— А кто ж его знает! Должно, от горячки. Три дня полежал в больнице и помер. Божья воля.
— Сворачивай, дьявол! — раздаётся в потёмках. — Повылазило, что ли, старый пёс? Гляди глазами!
— Поезжай, поезжай. — говорит седок. — Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжёлой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать.
1. К какому жанру относится произведение А. П. Чехова «Тоска»?
2. Каким термином обозначают слова, которые располагаются перед основным текстом и выражают тему, идею и настроение произведения: в чеховской «Тоске» — «Кому повем печаль мою. »?
3. В начале приведённого для анализа фрагмента дано описание зимнего пейзажа, который не только указывает на время года, но и подчёркивает мысль о равнодушии окружающего мира к герою. Каким термином называется многозначный художественный образ, иносказательно выражающий пафос произведения, или суть характера героев, или авторскую позицию?
4. В произведении А. П. Чехова главный герой Иона, погружённый в свои думы, противопоставлен всем людям из внешнего мира. Укажите термин, которым обозначают подобное противопоставление.
5. Каким приёмом, основанным на скрытой насмешке, отмечено высказывание героя: «Какие все подлецы. Так и норовят столкнуться с тобой или под лошадь попасть. Это они сговорились»?
6. Фрагмент произведения А. П. Чехова, предложенный для анализа, открывается описанием внутреннего состояния героя: «Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнётся». Каким термином называют важные для характеристики героев подробности?
• К заданиям 7 — 8 дайте развёрнутый ответ в объёме 5 — 10 предложений каждый.
7. Чем в приведённом фрагменте объясняется душевное состояние извозчика Ионы?
8. Какова роль пейзажного описания в начале приведённого фрагмента?
Урок по литературе для 9 класса «Кому повем печаль мою. » (изучение рассказа А.П.Чехова «Тоска»)
специалист в области арт-терапии
«Кому повем печаль мою?…»
(изучение рассказа А.П.Чехова «Тоска» на уроке литературы в 9 классе)
учитель русского языка и литературы
МОУ»СОШ с.Старый Хопёр
Балашовского района Саратовской области
Помочь учащимся вникнуть в суть рассказа А.П.Чехова «Тоска»;
Ввести учеников в мир чеховского рассказа, подчеркнуть его особенности.
Развитие логического и образного мышления на примере рассказа «Тоска»;
Формирование навыков выделения главного в материале, обобщения и формулировки выводов;
Формирование интереса к творчеству А.П.Чехова, стремление изучить более глубоко творческое наследие писателя.
Частично-поисковый, словесный, практический, элементы творческой мастерской.
Текст рассказа; презентация, помогающая работе на уроке.
Подготовка к уроку:
Домашнее задание. Прочитать рассказ П.П.Чехова «Тоска», определить главную мысль произведения.
Индивидуальные задания. Выполнить иллюстрации к рассказу; записать свои первые впечатления, чувства после прочтения.
Вводное слово учителя:
Самые любимые мною слова у А.П.Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Однако, первые два составляющих от каждого из нас мало зависят: природа может не наделить человека прекрасным лицом, материальных средств для покупки прекрасной одежды может и не быть. Но, чтобы иметь прекрасные душу и мысли, ничего не надо, кроме совести, порядочности, желания. Как часто герои великого интеллигентного писателя Чехова становятся прекрасными в своих поступках, мыслях, по капле «выдавливая из себя раба», но не менее часто они вызывают сочувствие, пронзительную боль.
Размышляя о жизни, Чехов наделяет способностью к размышлениям над жизнью и к широким обобщениям своих героев, причём, не только представителей интеллигенции, но и людей самых простых, живущих, казалось бы, на самом дне общества. Писатель часто изображает своих героев в сугубо повседневных, семейно-бытовых ситуациях.
С этих позиций мы будем сегодня рассматривать рассказ А.П.Чехова «Тоска», который сразу же привлекает внимание. Вы прочитали этот рассказ дома. Каковы ваши ощущения, ваши мысли после его прочтения?
Учитель: Небольшое по объёму произведение позволяет выделить основные особенности, свойственные рассказам замечательного мастера, предпочитающего в краткой форме излагать обобщённые суждения целой эпохи. И в этом мы постараемся убедиться в ходе урока.
Учитель: Найдите описание главного героя в рассказе. Что вы можете сказать о нём?
Обобщаюшее слово учителя:
Особенностью этого рассказа, как и многих других, является, в частности, то, что писатель ничего не сообщает о предшествующей жизни главного героя. Скупые сведения мы «выискиваем» в словах Ионы, которые он говорит по ходу рассказа: «неделю назад сын умер», в деревне «дочка Анисья», «жена – сырая земля». Не знаем почти ничего о прежней жизни героя, но это и не надо. Человек взят в один из тяжелейших моментов своей жизни, и писатель обращает наше внимание именно на сиюминутное состояние Иона, считая описание предшествующих событий жизни героя второстепенным.
Вопрос учащимся: Как построен рассказ? Какова его композиция?
«Скелет» этого рассказа прост. Вы, работая над его содержанием, выделили основные слова: сумерки, лошадёнка, уличная суматоха, военный в шинели с капюшоном, молодые люди, дворник с кульком, «спираль» и духота, кобылочка, увлекается и рассказывает…Все составляющие подчинены одной цели – показать состояние физической, душевной тоски главного героя. Иона весь погружён в свои думы, вся его фигура неуклюжая, согнутая под тяжестью горя, снега, возраста, поэтому, когда кричит военный, он «вздрагивает».
Вопрос: Обратите внимание на лексику, употребляемую А. П.Чеховым.
Делается вывод, что в описании главного героя проскальзывает порой лексика, характерная скорее для Антоши Чехонте, чем для Антона Павловича Чехова. Например, «извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и больше по привычке, чем по нужде, машет кнутом. Лошадёнка тоже вытягивает шею, кривит свои палкообразные ноги и нерешительно двигается с места… Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжёлой грацией взмахивает кнутом». Но улыбаться не хочется. Читая рассказ, мало обращаешь внимания на подобную лексику, потому что главное в содержании подчинено основной идее – отсутствию сострадания, чувства сопереживания в тех людях, с которыми пытается общаться главный герой.
Однако, удивительно яркая, ёмкая и образная лексика привлекает внимание читателя в этом рассказе. «Мокрый снег опять красит набело его и лошадёнку». «Горбач бранится до тех пор, пока не давится вычурным, шестиэтажным ругательством и не разражается кашлем». «Ты слышишь, Змей Горыныч?». «И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника». И тут же читаем, как герой характеризует молодых людей: «Весёлые господа…Дай Бог здоровья!». Это в ответ на подзатыльник!? Почему? Неужели даже такое «внимание» делает его тоску на минуту легче? Есть, о чём задуматься!
Вопрос: Что вы можете сказать о пунктуационном оформлении рассказа?
Как вы заметили, своеобразно и пунктуационное оформление рассказа «Тоска. В нём много предложений с многоточием, которое выполняет функцию характеристики героя, его манеры говорить, и в то же время является авторским знаком, позволяющим оформить незавершённость действия. Сравним: «Да…Стар уж стал я ездить…Сыну бы ездить, а не мне…То настоящий извозчик был…Жить бы только…Нету Кузьмы Ионыча…Приказал долго жить…Взял и помер зря…». Иона говорит мало, больше не договаривает, держит свою печаль в себе.
А вот другой пример: «Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…Тоска громадная, не знающая границ…В воздухе «спираль» и духота…Иона глядит на спящих, почёсывается и жалеет, что так рано вернулся домой…Думает он об овсе, сене, о погоде…Про сына, когда он один, думать он не может…». Кажется, что тоска наваливается и на читателя, он привыкает к пунктуации, используемой Чеховым для выражения идеи произведения. Жизненная правда сквозит в каждом слове, каждом знаке этого рассказа о ежедневной жизни – пёстрой, разноплановой, в которой жизнь граничит со смертью.
Вопрос: Перечислите отличительные особенности данного рассказа.
Подводя итог урока, мы приходим к выводу, что отмеченные особенности данного рассказа являются отличительной чертой многих произведений А.П.Чехова (вспомните, хотя бы уже известный вам рассказ «Толстый и тонкий»). Сюжет рассказа не исчерпан. Образ главного героя, как это часто бывает в произведениях А.П.Чехова, не раскрыт всесторонне, а лишь слегка очерчен, обрисован, но очень яркими, точными средствами, включая пунктуационное оформление, которые можно сравнить с мазками художника, набрасывающего основу будущей шедевральной картины.
Проверка иллюстраций учащихся к рассказу «Тоска», зачитывание ими мини-сочинений о прочитанном произведении.
Домашнее задание: запишите ответ на вопрос « Особенности рассказа А.П.Чехова «Тоска».
Эпиграфом рассказа взяты слова духовного стиха «Плачь Иосифа и быль»: «Кому повем печаль мою?…», в котором выражена мысль,
что только Владыка может услышать рыдания человеческие. В рассказе А.П.Чехова «Тоска» люди, встречающиеся Иона, его не слышат…
Рассказ, рассмотренный подобным образом на уроке, вызывает различные эмоции учащихся и, несомненно, заставляет задуматься не только о прошлом, но и о настоящем времени, в котором часто встречается подобная ситуация. Вот отзыв одной из учениц – Анны Т.: «Этот рассказ произвёл на меня очень сильное впечатление и оставил неизгладимый след в душе. Как же глухи и слепы люди! Как чёрствы и закрыты наши сердца! Мы не хотим и не умеем сочувствовать. Мало кто спешит помочь человеку, оставшемуся один на один со своей бедой. Люди не только не видят тоски в чужих глазах, но даже и слышать о ней не желают…Такие произведения призваны научить нас сочувствию». Пожалуй, к этому добавить нечего. Малый по объёму, но объёмный по содержанию рассказ воспитывает душу, будоражит мысли, заставляет ещё раз задуматься о стремлении к тому, чтобы в каждом из нас всё было прекрасно.
Богданов В.А. Жизнь, какая есть и какая должна быть. Сборник А.П.Чехов. Учитель словесности. М.: Детская литература, 1987
Тест с ответами А.П.ЧЕХОВ Тоска
Данный тест рекомендуется проводить в качестве проверочного после изучения рассказа А.П. Чехова «Тоска».
Просмотр содержимого документа
«Тест с ответами А.П.ЧЕХОВ Тоска»
1. Какова роль пейзажа в начале рассказа?
-при помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека
-пейзаж настраивает читателя на лирический лад
-пейзаж передаёт атмосферу зимнего вечера
2. Почему плохо главному герою Ионе?
он заболел у него умер сын он потерял крупный выигрыш
3. Кому пытался Иона рассказать о своём горе? Подчеркнуть правильные варианты.
военному, пожилой женщине, горбачу, студенту, дворнику, чиновнику, молодому извозчику, гимназистке, паре влюблённых
4. Как реагируют слушатели на рассказ Ионы?
-сочувствуют ему и предлагают помощь
5. Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя? Нужное подчеркнуть.
эпитеты оксюморон метафору градацию синекдоху
Для справок: тоска громадная, не знающая границ тоска; распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу;
вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.
6. Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал?
собака кошка сверчок за печкой лошадь
7. Почему Иона решил рассказать всё этому существу?
-животное лучше человека умеет слушать
-животные умеют сопереживать не хуже человека
8. Как обратился Иона к этому животному?
сестра собачонка мать лошадочка брат кобылочка
9. Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.
(Кому повем печаль мою. ) Как вы понимаете смысл эпиграфа?
-рассказать есть кому, но нужно выбрать достойного
-рассказать некому, знает только сам человек и Бог
-рассказать можно любому, но рядом, к сожалению, пока никого нет
10. Выбрать наиболее подходящее к названию рассказа значение слова «тоска».
-стеснение духа, томление души, ожидание чего-то
-душевная тревога, беспокойство, боязнь
-горе, печаль, мучительная грусть, нойка сердца (уныние), скорбь
-скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное
11. Какую вечную проблему человечества поднимает А.П. Чехов в своём рассказе?
-проблему отношения человека к животным
-проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества
-проблему «Кто виноват?»
-проблему «Что делать?»
12. Найдите верное толкование причин, из-за которых люди проявляют равнодушие:
-равнодушие от нехватки времени, потому что хватает своих забот, ведь все люди занятые, личного времени на каждого встречного просто жаль
-равнодушие – это с равной душой (т.е. одинаково сердечно) выслушивать всех, кто в этом нуждается
13. Каков лейтмотив (основная нить) рассказа?
-извозчик не умеет расположить к себе собеседников
-извозчик находит отклик у людей, но не умеет этим воспользоваться
-извозчик не находит понимания у людей, он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски
14. Чему учит нас история, рассказанная А.П. Чеховым?
-незачем докучать людям своими проблемами
-не стоит искать сочувствия у окружающих, потому что «человек человеку – волк»
— призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность
А.П. Чехов «Тоска» ОТВЕТЫ
1. Какова роль пейзажа в начале рассказа?
-при помощи пейзажа передаётся внутреннее психологическое состояние человека
-пейзаж настраивает читателя на лирический лад
-пейзаж передаёт атмосферу зимнего вечера
2. Почему плохо главному герою Ионе?
он заболел у него умер сын он потерял крупный выигрыш
3. Кому пытался Иона рассказать о своём горе? Подчеркнуть правильные варианты.
военному, пожилой женщине, горбачу, студенту, дворнику, чиновнику, молодому извозчику, гимназистке, паре влюблённых
4. Как реагируют слушатели на рассказ Ионы?
-сочувствуют ему и предлагают помощь
5. Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя? Нужное подчеркнуть.
Для справок: тоска громадная, не знающая границ тоска; распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу;
вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.
6. Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал?
собака кошка сверчок за печкой лошадь
7. Почему Иона решил рассказать всё этому существу?
-животное лучше человека умеет слушать
-животные умеют сопереживать не хуже человека
8. Как обратился Иона к этому животному?
сестра собачонка мать лошадочка брат кобылочка
9. Обратим внимание на эпиграф рассказа. Прочитайте.
(Кому повем печаль мою. ) Как вы понимаете смысл эпиграфа?
-рассказать есть кому, но нужно выбрать достойного
-рассказать некому, знает только сам человек и Бог
-рассказать можно любому, но рядом, к сожалению, пока никого нет
10. Выбрать наиболее подходящее к названию рассказа значение слова «тоска».
-стеснение духа, томление души, ожидание чего-то
-душевная тревога, беспокойство, боязнь
-горе, печаль, мучительная грусть, нойка сердца (уныние), скорбь
-скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное
11. Какую вечную проблему человечества поднимает А.П. Чехов в своём рассказе?
-проблему отношения человека к животным
-проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества
-проблему «Кто виноват?»
-проблему «Что делать?»
12. Найдите верное толкование причин, из-за которых люди проявляют равнодушие:
-равнодушие от нехватки времени, потому что хватает своих забот, ведь все люди занятые, личного времени на каждого встречного просто жаль
-равнодушие – это с равной душой (т.е. одинаково сердечно) выслушивать всех, кто в этом нуждается
13. Каков лейтмотив (основная нить) рассказа?
-извозчик не умеет расположить к себе собеседников
-извозчик находит отклик у людей, но не умеет этим воспользоваться
-извозчик не находит понимания у людей, он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски
14. Чему учит нас история, рассказанная А.П. Чеховым?
-незачем докучать людям своими проблемами
-не стоит искать сочувствия у окружающих, потому что «человек человеку – волк»
— призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность