Проверочная работа по рассказу горького старуха изергиль

Сказки

Тесты. А.М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

специалист в области арт-терапии

Тесты. А.М.Горький «Старуха Изергиль»

1. Представителем какой литературы является А.М.Горький?

2. Какова тема рассказа «Старуха Изергиль»?

а) о тяжелой жизни старухи

б) размышление о смысле жизни

в) размышление о любви

3. Какая особенность композиции не относятся к рассказу?

а) всё повествование держится на описании чувств героев

б) состоит из трёх самостоятельных частей

в) центральная часть — рассказ о старухе Изергиль

4. Что общего в судьбах старухи Изегриль и Ларра?

в) не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными

5. Что общего в судьбах старухи Изергиль и Данко?

а) стремились к богатству

б) нашли счастье в любви

в) их жизнь посвящена любви к людям

6. Что собирали молдоване?

7. Сколько лет прошло, как вернулась девушка?

8. Что случилось с птицей, когда она начала слабеть?

а) попросила прощение

в) разбилась насмерть

9. С кем сравнивает автор девушку, убитую сыном орла?

10. Какое наказание придумали мудрецы?

а) ходить по свету и ждать смерти

б) ходить по свету и помогать слабым

в) «наказание — в нём самом»

11. Какое явление природы подтвердило речь мудреца?

б) выглянуло солнце

12. Как был наказан юноша за свою гордость?»

а) был изгнал навсегда

б) вернулся к людям умирать

в) бросился со скал в ущелье

13. Почему люди оказались в лесу?

б) прогнали племена

в) там было постоянное место жительства

14. Кого люди выбрали в провожатого?

15. Что сделал для людей Данко?

а) разорвал грудь и вырвал из неё своё сердце

б) разорвал грудь, чтобы показать сою силу

в) разорвал грудь, принося себя в жертву

16. Что стало с сердцем Данко?

а) стало символом свободы и независимости

в) рассыпалось в искры, угасло

Номер материала: ДВ-069545

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тест. М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

Список вопросов теста

Вопрос 1

В каком году было написано произведение М.Горького «Старуха Изергиль»?

Варианты ответов
Вопрос 2

От чьего лица ведётся повествование в произведении «Старуха Изергиль»?

Варианты ответов
Вопрос 3

В чём состоит особенность композиции произведения «Старуха Изергиль»?

Варианты ответов
Вопрос 4

Каким общим идеям подчинены три части произведения?

Варианты ответов
Вопрос 5

Кто из героев считал, что «каждый сам себе судьба»?

Варианты ответов
Вопрос 6

Где повествователь познакомился со старухой Изергиль?

Варианты ответов
Вопрос 7

Кто был отец Ларры?

Варианты ответов
Вопрос 8

Как был наказан Ларра за свою чрезмерную гордость?

Варианты ответов
Вопрос 9

Что старуха Изергиль назвала искрами «горящего сердца Данко»?

Варианты ответов
Вопрос 10

Что сделал Данко, чтобы объявить соплеменникам собраться с силами и пойти за ним дальше?

Варианты ответов
Вопрос 11

Что случилось с Данко, когда люди вышли из леса к просторам степи?

Варианты ответов
Вопрос 12

Кто украл девушку из племени скотоводов?

Варианты ответов
Вопрос 13

Что произошло с девушкой 20 лет спустя?

Варианты ответов
Вопрос 14

Что значит имя Ларра?

Варианты ответов
Вопрос 15

Почему люди, которых спасает Данко, оказались в лесу?

Варианты ответов
Вопрос 16

Что общего в судьбах Изергиль и Данко?

Варианты ответов
Вопрос 17

Кто выступает повествователем в рассказе «Старуха Изергиль»?

Вопрос 18

Кому принадлежат слова «В жизни всегда есть место подвигам. «?

Вопрос 19

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста.

В1. Как называется стилистический приём, который использует М.Горький в данном тексте? (См. выделенные буквы). Ответ набирается со строчной буквы в им.п.

Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.

Вопрос 20

Найдите в тексте выделенные жирным курсивом словосочетания. Оределите, какое средство художественной выразительности использует автор дя характеристики персонажей. Ответ набирается со строчной буквы в им. п.

Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.

Вопрос 21

Какой творческий метод воплотил М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль»?

Ответ набирается со строчной буквы в им. п.

Источник

Проверочная работа по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»

специалист в области арт-терапии

М. Горький. «Старуха Изергиль»

1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В6

Старуха махнула рукой к морю. Там всё было тихо. Иногда рождался какой-то краткий, обманчивый звук и умирал тотчас же.

— Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Ещё молодые все. И мне хорошо с ними. Смотрю и думаю: «Вот и я, было время, такая же была. Только тогда, в моё время, больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше. Да. »

Читайте также:  Рассказ левша главные герои для читательского дневника краткое содержание

Она замолчала. Мне грустно было рядом с ней. Она же дремала, качая головой, и тихо шептала что-то. может быть, молилась.

— Видишь ты искры? — спросила меня Изергиль.

— Вон те, голубые? — указывая ей на степь, сказал я.

— Голубые? Да, это они. Значит, летают всё-таки! Нy-ну. Я уж вот не вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть.

— Откуда эти искры? — спросил я старуху. Я слышал кое-что раньше о происхождении этих искр, но мне хотелось послушать, как расскажет о том же старая Изергиль.

— Эти искры от горящего сердца Данко. Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнём. И вот от мет эти искры. Я расскажу тебе про это. Тоже старая сказка. Старое, всё старое! Видишь ты, сколько в стари­не всего. А теперь вот нет ничего такого — ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в старину. Почему. Ну-ка, скажи! Не скажешь. Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе. Смотрели бы в старину зорко— там все отгадки найдутся. А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого. Я не вижу разве жизнь? Ох, всё вижу, хоть и плохи мои глаза! И вижу я, что не живут люди, а всё при­меряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И ког­да обворуют сами себя, истратив время, то начнут пла­каться на судьбу. Что же тут — судьба? Каждый сам себе судьба! Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где ж они. И красавцев становится всё меньше.

Старуха задумалась о том, куда девались из жизни сильные и красивые люди, и, думая, осматривала тёмную степь, как бы ища в ней ответа.

Я ждал её рассказа и молчал, боясь, что, если спрошу её о чем-либо, она опять отвлечётся в сторону.

В1. Кто был главным героем рассказанной Изергиль истории, непосредственно предшествующей приведён­ному фрагменту?

В2. Назовите город, в окрестностях которого повест­вователю довелось услышать рассказы Изергиль.

В3. Приведённый фрагмент содержит развёрнутое описание неба и степи. Как называется этот тип пред­метной детализации?

В4. Как называется форма общения между персона­жами, основанная на обмене репликами и использован­ная М. Горьким в данном фрагменте?

В5. Какой тип тропа, основанный на уподоблении явлений природы и человеческой жизни, использован в третьем предложении фрагмента («Иногда рождался какой-то краткий, обманчивый звук и умирал тотчас же»)?

В6. С традициями какого литературного направле­ния связаны характерные особенности описания природы в приведённом тексте?

2. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5—10 предложений) CI, C2

С1. Почему, на ваш взгляд, повествователю «грустно было рядом» с Изергиль?

С2. В каких произведениях русской классики нрав­ственная позиция персонажа или автора раскрывается при помощи сказок, притч или легенд?

Источник

Обучающий тест по произведению А.М. Горького «Старуха Изергиль»

специалист в области арт-терапии

МАОУ «Закаменская СОШ № 1»

Обучающий тест по произведению А.М. Горького «Старуха Изергиль»

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Закаменская СОШ № 1»

Обучающий тест по произведению А.М. Горького «Старуха Изергиль»

Целью обучающего теста является не контроль знаний ученика, а погружение в художественный текст с помощью направляющих заданий, опирающихся как на сам текст, так и на контекст, т.е. на другие тексты разной природы, не только литературные, но и научные, учебные, справочно-энциклопедические, а также произведения других видов искусства с целью обретения нового знания.

В обучающем тексте даются задания с конкретной инструкцией выполнения: перечитать фрагмент пьесы-сказки, найти статью из словаря, касающуюся какого-либо термина или понятия, ознакомиться с фрагментами работ литературоведов и прокомментировать их, рассмотреть иллюстрацию художника или фотокадр из театральной постановки или фильма. (С. С. Имихелова «Технология обучающего тестирования на уроках литературы:

анализ драматической сказки А. Н. Островского «Снегурочка»)

Данный тест может быть проведен на уроках литературы в 7 классе при изучении произведения А.М. Горького «Старуха Изергиль» (см. программу по литературе к предметной линии учебников авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других. Время работы с тестом – два урока.

Уважаемые ученики, вы прочитали произведение А.М. Горького «Старуха «Изергиль». Ответьте на вопросы.

Задание 1. Среди рассказов М. Горького есть реалистические и романтические произведения. К каким произведениям относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха Изергиль»?

Задание 2. Композиция произведения

Композиция состоит из трёх частей.

Составьте план произведения

(Легенда о Ларре; история жизни рассказчицы; легенда о Данко).

Задание 3. Выберите ответ (ы), который кажется вам неправильным, и объясните свой выбор.

рассказ в рассказе (автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования);

организатором композиции выступает художественный образ (образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения).

Задание 4. Через все три главы произведения «Старуха Изергиль» проходит главная тема. Назовите эту тему.

Ответ: «Тема жизненных ценностей».

По манере повествования это произведение

Задание 6. Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) – 1) вид местности; 2) в искусстве – художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором – природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

раскрыть состояние героя;

противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;

установить композиционные связи между частями произведения;

отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Читайте также:  Пересказ рассказа косточка в старшей группе

В начале рассказа “Старуха Изергиль” пейзаж вызывает у читателя определенный эмоциональный настрой, создает естественный фон свободной, вольной жизни.

Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу.

Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью виноградных лоз и, лежа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле ночи силуэты тех людей, что пошли к морю. Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее. Кто-то играл на скрипке. девушка пела мягким контральто, слышался смех. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

Средства художественной выразительности, которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности. Найдите в тексте. Выпишите из текста (или подчеркните в нем). __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Ответ: Море, голубая мгла ночи, густые тени виноградных лоз и ветер, который “тек широкой ровной волной. Но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов”.

Ответ: ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: «по небу бродили обрывки туч».

Задание 7. Вставьте слова в текст.

Центральной фигурой первого повествования является (1)……….. — юноша Ларра. Имея красивую внешность, он был (2)…. От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых целей, во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонаж (3) …….. Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий — цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.

Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он (4) …. За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.

Имя героя означает (5) ……. Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.

Ответ: 1) гордец и себялюбец; 2) сыном простой женщины и орла; 3) полностью бездушен ; 4) лишается обычной человеческой судьбы ; 5) «отверженный» .

Задание 8. Почему 2 часть можно назвать автобиографичной?

Ответ. Из ее рассказа мы узнаем, что у нее было много мужчин, и всех она любила, как ей казалось по-настоящему. Ее жизнь была насыщена путешествиями, она побывала во многих районах страны и даже за ее пределами. Она играла на чувствах людей, но в то же время имела гордость, которая была у нее на первом месте. Если она любила, то любила всем сердцем и никакие преграды на ее пути к счастью не могли ей помешать (убийство часового на посту), а если бросала то бросала полностью, безвозвратно и бесповоротно.)

Задание 9. О чём размышляет старуха Изергиль, повествуя?

Ответ. Старуха размышляет о судьбе, говоря при этом: «Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба!».

Задание 10. И в чём же в конце концов смысл её жизни?

Задание 11. Используя текст задания № 7, напишите о Данко. Вопросы-помощники:

Какой вывод помогает сделать последняя легенда, которую рассказала Изергиль?

В чем смысл жизни Данко?

Как люди отнеслись к такой жертве Данко?

Последняя легенда, которую рассказывает женщина, помогает читателю сделать вывод, как надо правильно жить.

Данко – сказочный персонаж, который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни – отдать сердце другим, послужить во благо.

К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности. Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры. Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание.

Задание 10. Почему рассказ о старухе Изергиль находится между двумя легендами?

Ответ. Жизненная философия Изергиль находится как бы посередине этих двух мировоззренческих позиций. Поэтому и композиционно ее жизненная история размещена между двумя легендами.

Читайте также:  Сказки леонида филатова читать бесплатно

Задание 11. Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды – личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль». Заполните таблицы.

Идея «Легенды о Ларре»: _______________________________________________________________________

Ответ: «Легенда о Ларре»

Глаза «холодны и горды, как у царя птиц».

Отношение к окружающим

«он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе».

Имя Ларра означает «отверженный, выкинутый вон».

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью».

Ответ: «Легенда о Данко»

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

1. «Дружно все пошли за ним – верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма

Кто рассказчик? Их два или один?

молодой, любопытный, наблюдательный человек;

Какие слова принадлежат рассказчику №1 – молодому человеку, рассказчику № 2 – старухе Изергиль, а какие автору?

2) «Я смотрел на неё и думал: сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти? И думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд».

4) «…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам».

5) «Я смотрел на неё и думал: сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти? И думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд».

Ответ: 1) рассказчик №1 – молодой человек;2) автор; 3) автор; 4) рассказчик № 2 – старуха Изергиль; 5) автор.

Роль рассказчика № 1 в произведении?

Ответ: Рассказчик является связующим звеном для всех трёх историй. Это сторонний наблюдатель, он более близок к читателю.

_____________________________________________________________________________

Задание 14. Крылатые слова, афоризмы в произведениях А.М. Горького Афоризм (гр. aphorismos) – законченная мысль, выраженная сжато и емко, изречение. Есть ли в текстах А. М. Горького афоризмы или афористические выражения? Если вы считаете, что есть, выпишите их. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

«Человек за всё платит сам»

«Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот – поют.» (старуха Изергиль)

«Здоровья всегда хватит на жизнь. Здоровье! Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье – то же золото.» (старуха Изергиль)

«. за всё, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью.» «Я никогда не встречалась после с теми, которых когда- то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.» (старуха Изергиль)

«Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать.» (старуха Изергиль)

«. он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно…» (старуха Изергиль)

«. не меньше чумы губит любовь людей. » (старуха Изергиль)

«. ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы.» (старуха Изергиль)

«Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… А вот вы не смотрите и не умеете жить оттого…» (старуха Изергиль)

«. не живут люди, а всё примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба! Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет!» (старуха Изергиль)

«Красивые – всегда смелы.» (старуха Изергиль)

«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.» (Данко)

«. всё на свете имеет конец!» (Данко)

Задание 15. Критика современников о рассказе «Старуха Изергиль» Горького. Какую точку зрения вы поддерживаете? И почему?

(М. О. Меньшиков, «Критические очерки», Т. 2, 1902 г.)

(Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.)

(А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/07/kritika-staruha-izergil-gorkij.html
© Literaturus.ru : Мир русской литературы

Задание 16. Напишите мини-сочинение. Можно ответить на вопросы:

Что произойдет с людьми племени? Чего боялся острожный человек?

О чем заставляет задуматься М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль»?

Кому из горьковских героев вы хотели бы поставить памятник и каким вы его себе представляете?

Источник

Познавательное и интересное