Урок литературы по рассказу Л. Толстого » Севастопольские рассказы»
специалист в области арт-терапии
« Внимая ужасам войны »
1.2. Тип урока: Урок решения учебной задачи (урок обобщение)
Определить, что такое война в понимании Толстого и кто был истинным героем Севастопольской эпопеи.
1. Формирование читательской компетенции;
2. Проанализировав эпизоды рассказа, выявить цели и задачи автора;
4. Обучать умению выделять главное в описании героев рассказа;
5, На примерах мужества и героизма защитников Севастополя вызвать гордость историей своих предков, чувство любви к Родине.
— Осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка.- Формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
— сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
— обобщать полученную информацию,
— прогнозировать учебную ситуацию,
— выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).
— выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
— формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
— осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.
— участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),
— аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,
— использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме,
— формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.
Учебник русского языка, проектор, экран.
— участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации,
— организовывать учебное взаимодействие в паре (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга),
— аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,
— использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме,
— формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.
1.5. Фундаментальные образовательные объекты, проблемы, в направлении которых планируется деятельность учеников.
Объект: война, героизм.
1.7. Ключевые проблемы урока: Разрешения несоответствия между привычным восприятием войны как силы, разрушительной для человечества, но вместе с тем это и торжество человеческого духа, стойкости, патриотизма.
1. Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем работу над рассказом Толстого « Севастополь в декабре». Мы не первый урок работаем над этим рассказом. И уже можем определить, что основная тема рассказа. … Какая?
( Тема войны, тема героизма участников обороны Севастополя.)
Обратите внимание на название урока. «Внимая ужасу войны». Это строчка из стихотворения Н Некрасова, но ее в полной мере можно отнести и к рассказу Толстого.
Какое ключевое слово в этом названии? ( Ужасам )
( Слова : героизм, отвага, «тихий подвиг», служение Отчизне, война, разрушение, отчаяние, самосознание человека).
1. Я хочу научиться ставить цель..
2. Я хочу научиться отбирать информацию, обобщать, делать выводы.
3. Я хочу научиться правильно, красиво говорить.
4. Я хочу понимать текст художественного произведения.
5. Я хочу …….(Способ организации личного целеполагания)
( Дети формулируют свои цели)
Учитель: Сформулируем общую цель для нашего урока.
( Цель урока. Показать « тихий подвиг» защитников города Севастополя и вычленить те основные приемы, которые использует Толстой для изображения героизма русского народа.
Проверочная работа по содержанию «Севастопольских рассказов».
1. «СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ»
Беседа по во О чем этот рассказ Толстого?
2) С кем встречается, беседует рассказчик, только что прибывший в
осажденный город?
3) Расскажите о защитниках Севастополя.
ДАМ ВСЕ ЗВЕЗДЫ АУ БЫСТРЕЕ!
Ответы
20.создание репертуара для русского национального театра
11. знакомство с Соней Мармеладовой
20. репертуар для театра
21. Гришу Добросклонова
24. стремление к славе
Решение. Обозначим попадание в цель первым стрелком – событие
P(A) = 0,7; P(A) = 0,3; P(B) = 0,8; P(B) = 0,2.
Вероятность того, что первый стрелок попадет в мишень, а второй
Вероятность того, что второй стрелок попадет в цель, а первый –
Тогда вероятность попадания в цель только одним стрелком равна
Тот же результат можно получить другим находим
вероятности того, что оба стрелка попали в цель и оба
промахнулись. Эти вероятности соответственно равны:
P(A)P(B) = 0,7 × 0,8 = 0,56; P(A)P(B) = 0,3× 0,2 = 0,06.
Тогда вероятность того, что в цель попадет только один стрелок,
P = 1− 0,56 − 0,06 = 0,38
Лев Толстой побывал в Севастополе совсем молодым и увидел здесь войну без прикрас, во всей ее жестокости. Она повлияла на его мировоззрение, в этот период его жизни сформировались многие этические принципы писателя.
Трилогия «Севастопольские рассказы» включает следующие произведения: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года». Все они написаны по личным впечатлениям автора. Критики назвали последний рассказ лучшим повествованием о последних днях героической обороны Севастополя.
Рассказы произвели огромное впечатление на русское общество и имели ошеломительный успех. Читающая публика увидела в них не красивые мундиры и бравурные марши, не патетику, а боль и страдания людей, войну в ее истинном виде. Толстой изначально собирался написать целую серию, как он их называл, статей для задуманного им журнала «Военный листок». Правительство запретило его издание. А рассказы подверглись серьезной корректировке. Из первого цензурой были удалены все упоминания о беспечности и бестолковости севастопольского начальства. А второй рассказ вообще удалось издать только после значительной переработки, так как правдивое описание военных событий слишком кололо глаза корректорам. Тургенев, который читал его в первоначальном виде, сказал: «Страшная вещь!»
Комплект проверочных тестов по творчеству Л. Н. Толстого
специалист в области арт-терапии
Тест по жизни и творчеству Л. Толстого
1. Годы жизни писателя:
2. Родовое поместье Толстых в Тульской губернии:
3. Губернатором какого города был дед Л. Толстого:
4. С кого списан образ Пети Ростова, героя романа «Война и мир»:
А) с прадеда Толстого;
5. Предание о каком члене семьи Толстого нашло воплощение в романе «Война и мир»:
А) о прадеде Толстого;
В) об отце Толстого?
6. Сколько детей было в семье Толстых:
7. какое качество больше всего ценил Л. Толстой в людях:
А) умение никогда никого не осуждать;
Б) умение добиваться цели;
В) умение приносить пользу государству?
9. Что способствовало становлению положительного отношения Л. Толстого к любому человеку:
А) знакомство с детства с жизнью крестьян;
Б) знакомство с детства с жизнью юродивых;
В) знакомство с детства с жизнью иностранцев?
10.Сколько лет было Л. Толстому, когда его семья переехала из Ясной Поляны в Москву:
10. Какое событие послужило поводом переезда семь в Казань:
А) поступление в Казанский университет;
В) финансовое затруднение семьи.
11. На каком факультете Казанского университета учился Л. Толстой?
А) математический факультет;
Б) факультет восточных языков;
В) философский факультет?
Тест по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
1. Где начинается действие романа?
а) в Москве; б) в Петербурге; в) в Лысых Горах.
2. Какой дворянский титул носил Андрей Болконский?
а) граф; б) виконт; в) князь; г) герцог.
3. Назовите отчество Пьера Безухова
а) Николаевич; б) Кириллович; в) Ильич; г) Андреевич.
4. О ком из героев идёт речь : «.Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка»?
а) Элен Курагина; б) Наташа Ростова; в) княжна Марья; г) Вера.
5. О ком из героев идёт речь : «. был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой»?
а) Андрей Болконский; б) Пьер Безухов; в) Николай Ростов; г) князь Ипполит.
6. О ком из героев идёт речь : «. был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден»?
а) Николай Ростов; б) Василий Денисов; в) Долохов; г) Петя Ростов.
а) комната графа Безухова; б) кабинет Николая Болконского;
в) гостиная Анны Шерер; г) гостиная Ростовых.
12. Почему Л. Толстой бросает учёбу в университете:
А) стал не успевать;
Б) увлёкся изучением произведений французского просветителя Монтескье;
В) увлёкся изучением произведений французского просветителя Руссо?
13. Какая идея Руссо увлекла Л. Толстого:
Б) бытие определяет сознание;
В) сознание формирует бытие?
14. Какой этап жизни был запечатлён Л. Толстым в п. «Казаки»:
Б) жизнь в Ясной Поляне;
В) жизнь на Кавказе?
15. Какой этап жизни был запечатлён Л. Толстым в сб. «Севастопольские рассказы»:
А) отдых в Севастополе;
Б) участие в Крымской войне;
В) жизнь на Кавказе?
16. Кого обвинял Л. Толстой в «Севастопольских рассказах» в падении Севастополя:
В) среднее дворянство?
17. Что выделяет в реализме Толстого критик Чернышевский:
В) психологический анализ?
18. Что подразумевает Чернышевский под определением художественного таланта Л. Толстого «диалектика души»:
А) называние тех или иных психических состояний человека;
В) описание самого процесса пребывания человека в том или ином психическом состоянии?
19. За что упрекал Толстого Тургенев:
А) за излишнюю лаконичность психологического анализа;
Б) за излишнюю мелочность психологического анализа;
В) за скупость слов?
20. Что позволяет Толстому его приём – «диалектика души»:
А) «диалектика души» помогает герою самореализоваться;
Б) «диалектика души» открывает перед героем путь карьерного роста;
В) «диалектика души» открывает перед героем перспективы нравственного роста?
21. Что является для Толстого показателем нравственности и жизнеспособности человека:
А) подвижность и гибкость духовного мира человека;
Б) умение подладиться под других людей;
В) принципиальность и неотступность от своих убеждений?
Урок «Эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5» г. Брянска
Урок литературы в 10 классе
«Эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого.
учитель русского языка и литературы
Радькова Юлия Николаевна
Цели: совершенствовать навыки работы с художественным текстом; на материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя; выявить мастерство писателя в раскрытии «диалектики души» человека; воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма.
1.Подготовка к восприятию.
— В 1851 году, устав от жизненных противоречий, Л. Н. Толстой вместе с братом Николаем отправ-ляется на Кавказ. Но военная служба не приносит ему спокойствия, и Толстой подаёт прошение об отставке, но получает отказ. Тогда он добивается перевода в Дунайскую армию, а когда начинается осада Севастополя, в Крым, в осаждённый город. Зачем? Как объяснить этот шаг? Позднее устами князя Андрея Болконского Толстой скажет: «…Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»
11 месяцев длилась героическая оборона Севастополя. Пользуясь численным преимуществом, войска англо-французской коалиции оттеснили армию бездарного Меншикова. Отступая, она поки-нула и Севастополь. На вопрос начальника штаба Черноморского флота Корнилова, что же делать с флотом, Меншиков нагло ответил: «Положите его себе в карман». И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тысячами моряков и 2 тысячами орудий, снятых с судов, при поддержке населения организовали оборону города, под ураганным огнем выдерживая осаду 120-тысячной армии непри-ятеля.
В самом начале этой осады, 7 ноября 1854 года, Толстой прибыл в Севастополь и сражался в осаж-дённом городе 9 месяцев. «Храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не сует-ливый, но упорный» — таким, по свидетельству очевидцев, был Л. Толстой.
В июле 1855 года в журнале «Современник» стали появляться «Севастопольские рассказы» писа-теля, которые были встречены с огромным интересом. Не только поэтические достоинства рассказов Толстого привлекли к ним острое внимание читателей. Правду о патриотическом подъёме и героиз-ме защитников Севастополя, о мужестве русских солдат и вместе с тем об отсталости николаевской армии, о глубокой пропасти между простым мужиком в шинели и дворянской офицерской верхуш-кой – вот что увидели и оценили читатели в «Севастопольских рассказах», о которых и пойдёт речь сегодня на уроке.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Работа по теме урока.
— 7 ноября 1854 года Толстой впервые побывал на севастопольских бастионах. На подступах к городу уже два месяца велись кровопролитные бои. Осматривая город, превратившийся в крепость, писатель бродил лабиринтами батарей, беседовал с солдатами и офицерами. Всё, что он увидел и услышал, говорило ему: стойкость и храбрость севастопольцев намного выше, чем представлялось до приезда в Крым. В письме к брату он говорит о своих первых впечатлениях: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было такого геройства… Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Чудное время!»
Впечатления от первого знакомства с городом и его защитниками и картины, которые Толстой наблюдал в декабре 1854 года, когда был послан в Эски-Орду со взводом солдат за орудиями, легли в основу рассказа «Севастополь в декабре месяце». Этот рассказ является своеобразным «путеводи-телем» по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения «вы» в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: «Вы подходите к пристани…», «Вы отчалили от берега. », «. вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом». Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.
Как создаёт Толстой неприукрашенный облик военных будней?
«На набережной … на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные ко́злы…. Направо улица загорожена баррикадой, на которой в амбразурах стоят какие-то маленькие пушки. Налево красивый дом с римскими цифрами на фронтоне, под которым стоят солдаты и окровавленные носилки…». «Первое впечатление ваше непременно самое неприятное; странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но кажется отвратительным беспорядком…»
— Какими показаны защитники Севастополя?
Это «будничные люди, спокойно занятые будничным делом»: «фурштатский солдатик… ведёт поить … тройку и так спокойно мурлыкает себе что-то под нос, что, очевидно… что он исполняет свое дело, какое бы оно ни было — поить лошадей или таскать орудия, — так же спокойно, и самоуверенно, и равнодушно, как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске. То же выражение читаете вы и на лице этого офицера, который в безукоризненно белых перчатках проходит мимо, и в лице матроса, который курит, сидя на баррикаде, и в лице рабочих солдат, с носилками дожидающихся на крыльце бывшего Собрания…».
Защитников города рассказчик рисует, описывая госпиталь: старый исхудалый солдат, у которого нет ноги выше колена, но который и не думает жаловаться, и только из слов его жены рассказчик узнаёт, что солдат, «бывши ранен, остановил носилки, с тем чтобы посмотреть на залп нашей батареи», что «он опять хочет на бастион, с тем чтобы учить молодых, ежели уже сам работать не может». Ещё один старый солдат: «лицо и тело его какого-то коричневого цвета и худы, как скелет. Руки у него совсем нет: она вылущена в плече. Он сидит бодро, он поправился; но по мертвому, тусклому взгляду, по ужасной худобе и морщинам лица вы видите, что это существо, уже выстрадавшее лучшую часть своей жизни».
— Почему Толстой приводит читателей в госпиталь?
Здесь средоточие боли, страданий людей, но Толстой показывает читателям, с каким достоин-ством ведут себя раненые, здесь тот же будничный труд людей войны, спасающих по мере своих сил всех, кого можно спасти.
— Как описан в этом рассказе 4-й бастион, самое опасное место в Севастополе? (чтение).
«… существуют два совершенно различные мнения про этот страшный бастион: тех, которые никогда на нем не были и которые убеждены, что четвертый бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него, и тех, которые живут на нем … и которые, говоря про четвертый бастион, скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке и т. д.»
— Толстой показывает войну без прикрас, без громких фраз, сопровождавших официальные известия о Севастополе на страницах журналов и газет, в крови и страданиях, вызывая у читателей неприятие любой войны, восхищается мужеством русских людей, защищающих свою Родину. В каких словах заключена главная мысль этого рассказа?
Каждый, кто побывал в осаждённом городе, убедился «в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа», основанную на любви к родине.
В последних числах марта 1855 года батарею Л.Н.Толстого перебрасывают на одну из самых важных позиций обороны города – на 4-й бастион. Переезд совпал с мартовско-апрельским штурмом Севастополя. На 4-ом бастионе не было места, куда бы не попадали снаряды. Участвовал писатель и в знаменитом сражении с 10 на 11 мая, когда летящие бомбы, по выражению военного историка, образовали огненный свод над головами сражавшихся. Майские события на бастионе послужили основой для второго севастопольского рассказа – «Севастополь в мае». Какова тема этого рассказа?
Поведение людей на войне.
солдат, Толстой основное внимание теперь уделяет выявлению несостоятельности аристократичес-кого офицерства и высших сфер военного руководства. Что такое война для таких, как Калугин, Гальцин, Праскухин и других «аристократов»?
Возможность получить награды, чины, репутацию храбреца.
— В этих офицерах нет и в помине тех положительных качеств, которыми восхищался Толстой в простых солдатах. Однако князь Гальцин говорит: «Вот этого я не понимаю, и, признаюсь, не могу верить, чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбры». При этом сам Гальцин наблюдает военные действия из окна своей квартиры.
В чем смысл противопоставления «аристократического и полуаристократического» офицерства и простых защитников Севастополя?
Героизм солдат прост и обыкновенен: без позы и рисовки они защищают свою землю, потому что не могут потерпеть иноземного насилия. Среди офицеров также есть храбрые, по-настоящему преданные родине люди. Но таких мало. Большая часть офицеров, в особенности аристократичес-кого происхождения, охвачена чувством тщеславия и самосохранения. Иные не прочь блеснуть храбростью. Но это показная бравада, объясняемая либо хвастливым молодечеством, либо желанием получить награду.
— Все ли офицеры такие, как «аристократы» и приближенные к ним? Вспомните эпизод из главы 9-й, где Калугин демонстрирует свою «храбрость» капитану, который «уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей»
— Вот она, разница между истинным и ложным героизмом! Вспомните, как менялось поведение самого капитана в течение тех 6 месяцев, что он командовал батареей?
«Сначала он тщеславился, храбрился, рисковал, надеялся на награды и репутацию и даже приобрел их, но теперь уже все эти побудительные средства потеряли для него силу, и он смотрел на дело иначе: исполнял в точности свою обязанность» и не рисковал жизнью «без строгой необходи-мости».
Чтобы показать противоестественность войны, Толстой рассказывает о том, что происходит, когда объявлено перемирие сторон. Солдаты (только что воевавшие друг против друга) «с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим», слышатся смех и шутки. Десятилетний мальчик собирает цветы… «И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия».
В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестан-но громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты — Малахова кургана — дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Так закончилась 349-дневная оборона.
В последние дни боёв Л.Н.Толстой снова был переведён на городские позиции и огнём своей бата-реи прикрывал эвакуацию войск на Северную сторону. Он оставил Севастополь одним из последних. Свои чувства, отражавшие чувства всех защитников города, писатель выразил в рассказе «Севасто-поль в августе 1855 года». Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Однако в этом рассказе Толстой показывает войну глазами новичка, потому что главным для него здесь является исследование души человека на войне перед опасностью.
С какими новыми героями знакомит нас писатель? Расскажите об их судьбах.
Толстой рассказывает о братьях Козельцовых. Старший, поручик Михаил Козельцов, после ране-ния возвращается в полк. Недалеко от Севастополя, в Дуванкой, на станции, он встречается с младшим братом, прапорщиком Владимиром Козельцовым, которому «совестно жить в Петербур-ге, когда здесь умирают за Отечество», и они вместе отправляются в Севастополь.
— Чем заканчивается рассказ? Что происходит с защитниками?
Заканчивается рассказ анализом душевного состояния солдат, вынужденных оставить после одиннадцатимесячной обороны Севастополь: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».
— Подведём итог всему тому, что мы говорили на уроке о «Севастопольских рассказах». Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи?
Народ; жители города; солдаты; офицеры, близкие к солдатам.
— Что такое война в понимании Л.Н.Толстого? В чём проявляется новаторство писателя в изображении войны?
Война, по мнению писателя, «есть сумасшествие», она ожесточает человека, убивает в нем лю-бовь к людям, без чего немыслима жизнь, лишает способности наслаждаться окружающим миром, природой, так как человек сосредоточен лишь на самом себе и желает одного — не быть убитым. Война извращает моральные представления людей, поэтому если «люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать». Толстой изображает войну «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем», а «в насто-ящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Изображение войны как тяжкого буднич-ного труда, изображение русского солдата как скромного труженика, истинного героя, который и не подозревает, что он герой – вот в чём состояло новаторство Толстого.
— «Севастопольские рассказы» называют «первой траншеей» к «Войне и миру». С Сапун-горы, отку-да Толстой смотрел на горящий Севастополь, он увидел огненную Москву 1812 года.
И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. – М.: ВАКО, 2003
Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ, 2016