М.Е.Салтыков-Щедрин. Тестовая проверочная работа по творчеству писателя
М.Е.Салтыков-Щедрин. Тестовая проверочная работа по творчеству писателя
Просмотр содержимого документа
«М.Е.Салтыков-Щедрин. Тестовая проверочная работа по творчеству писателя»
М.Е.Салтыков-Щедрин. Тестовая проверочная работа по творчеству писателя
А.Один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому.
Б.Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.
В.Один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека или общества.
А.Один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств.
Б.Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении.
В.Один из тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.
А.Художественное преувеличение. Б.Иносказание.
В.Художественное сравнение. Г.Язык древних греков.
А.Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливого соединения фантастического с жизнеподобным.
Б.Один из тропов: художественное преувеличение.
В.Один из видов комического: едкая, злая, издевательская насмешка.
5.Из каких сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:
А.«Служили (они) в какой-то регистратуре, там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
Б.«В некоторм царстве, в некотором государстве жил-был …, жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот … глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».
2.«Дикий помещик» 3.«Премудрый пискарь»
6.Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина были восстановлены:
« … на воеводстве» орел ___
« …-меценат» медведь ___
« …-челобитчик» карась ___
«Самоотверженный …» ворон ___
7.Обрывок какой газеты читали на необитаемом острове генералы в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
А.«Петербургские ведомости» Б.«Правда»
В.«Московские ведомости» Г.«Московские новости»
8.Какой сон два раза видит центральный персонаж сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?
1.Выиграл 200 тысяч рублей. 2.Стал свободным и счастливым.
3.Стал очень больным. 4.Стал мудрым.
9.Кто подвергся осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?
1.правительство 2.революционные демократы 3.обыватели 4. либералы
10. О ком писал Салтыков-Щедрин: «Если бывместо слова «ограничен» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного…»
1.Угрюм-Бурчеев 2.Грустилов 3.Фердыщенко 4.Брудастый
11Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи, общественного устроения. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие приметы реакционных политических режимов разных стран и эпох:
1.Бородавкин 2.Грустилов 3.Угрюм-Бурчеев 4.Брудатый
12.М.Е. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:
1.в психологическом изображении личности крестьянина
2.в изображении массовых сцен
3.в изображении сцен народных бунтов
13.Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежат:
1.«Пошехонская старина» 2.«Господа Головлевы»
3.«История одного города» 4.«Накануне»
14.Главным «оружием» писателя является:
1.реальной изображение действительности 2.смех
3.яркое изображение характеров 4.революционность
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 3 балла.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 5 баллов
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)
Тесты для обучающихся 10 класса по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина
1. Литературный диктант «Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина»
2. «История одного города»
3. Литературный диктант по содержанию «Истории одного города»
4. Сказки.
К каждой теме тестов имеются ключи.
Просмотр содержимого документа
«ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА №5»
АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА
ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
учитель русского языка и литературы
Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина
1. Какое учебное заведение закончил М.Е.Салтыков-Щедрин?
а) Царскосельский лицей;
б) Главное инженерное училище;
в) Благородный пансион при Московском университете;
г) Московское коммерческое училище.
2. Первое напечатанное произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина:
а) стихотворение «Лира»;
б) повесть «Противоречие»;
в) пьеса «Смерть Пазухина»;
г) роман «Современная идиллия».
3. Под каким произведением впервые появился псевдоним «Н.Щедрин»?
а) «Пошехонская старина»;
б) «Помпадуры и помпадурши»;
в) «Сказки для детей изрядного возраста»;
г) «Губернские очерки».
4. По решению Николая I автор повестей, которые обнаруживают «вредный образ мыслей», был арестован и выслан на долгие 8 лет:
а) в родовое село Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии;
в) за границу без права возвращения в Россию;
г) на поселение в Сибирь.
5. М.Е.Салтыков-Щедрин был членом:
а) кружка Петрашевского;
б) общества Нечаева «Народная расправа»;
в) группы «Народная воля».
6. Один из критиков в 1864 году опубликовал статью: «Цветы невинного юмора», где упрекал М.Е.Салтыкова-Щедрина в том, что он «смеется ради пищеварения». Это была статья:
7. В 1868-1884 годах М.Е.Салтыков-Щедрин был редактором журнала. После покушения на царя началась реакция и журнал был закрыт. Этот журнал назывался:
г) «Отечественные записки».
8. Ведущий способ изображения в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина:
в) реалистический гротеск;
9. Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина:
а) взаимоотношения народа и власти;
б) отдельные пороки людей;
в) недостатки в человеческих взаимоотношениях.
10. Используя в своих произведениях сатирическую фантастику, М.Е.Салтыков-Щедрин:
а) стремится сделать их более занимательными;
б) обнажает скрытую суть явлений, укрупняя их;
в) усиливает комический эффект.
«История одного города»
1. В «Истории одного города» М.Е.Салтыков-Щедрин рассказывает:
а) о времени царствования Ивана Грозного;
б) об эпохе Петра I;
в) правлении Ивана Калиты;
2. Определите жанр «Истории одного города»:
б) историческая повесть;
в) пародия на летопись;
г) историческая хроника.
3. Определите персонаж по характеристике:
…прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.
б) Маркиз де Санглот;
4. В романе градоначальники сменяют друг друга, что сопровождается усилением сатиры писателя. Найдите соответствие градоначальников и характеристик их деятельности:
1) гротескный бездушный автоматизм;
2) неограниченная деспотия;
3) карательная неуклонность;
4) скрупулезный канцелярский бюрократизм;
5) жестокая бюрократическая въедливость;
6) идолопоклонническая одержимость.
5. О ком писал М.Е.Салтыков-Щедрин:
Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного…
а) об Угрюм-Бурчееве;
6. Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие примеры реакционных политических режимов разных стран и эпох:
7. Кто из градоначальников города Глупова:
1) …был найден в постели, заеденный клопами;
2) …оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным предводителем дворянства;
3) …любил рядиться в женское платье и лакомиться лягушками. При рассмотрении, оказался девицею;
4) …въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки;
5) …ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество?
а) беглый грек Ламрокакис;
б) майор Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский;
в) гвардии сержант Богдан Богданович Пфейфер;
г) майор Иван Пантелеевич Прыщ;
д) виконт Ангел Дорофеевич Дю-Шарио.
8. М.Е.Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:
а) в психологическом изображении личности крестьянина;
б) в изображении массовых сцен;
в) в изображении сцен народных «бунтов».
9. В Глупове начинается экономический кризис, когда жители производят слишком много:
б) прованского масла;
в) горчицы и ромашки;
10. Выберите утверждение, которое соответствует содержанию и художественным особенностям произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина:
а) «История одного города» завершается приходом к власти Угрюм-Бурчеева;
б) в «Истории одного города» писатель сатирически высмеивает не только бюрократизм власти, но и утопических социалистов;
в) в «Истории одного города» изображен город Непреклонск.
Литературный диктант по содержанию «Истории одного города»
1. Какой период времени охватывает данная повесть? (с 1731 – 1825)
2. Кто помог головотяпам найти князя, согласившегося ими «володеть»? (вор-новотор)
3. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошел, послав вместо себя… Кого? (вора-новотора)
4. Кто впервые назвал головотяпов «глуповцами»? (Князь)
5. Чем закончилось правление вора-новотора? (Проворовался и князь «послал ему петлю», но не выждав петли, вор-новотор зарезался огурцом)
6. С какого слова, произнесенного князем начались исторические времена? («Запорю!»)
7. У какого градоначальника были единственные слова «Не потерплю!» и «Разорю!»? (Дементий Варламович Брудастый)
8. Чем прославился Семен Константинович Двоекуров? (ввел медоварение и пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа, а также хотел учредить в Глупове академию)
9. К какому градоначальнику посылали ходока, а затем отправили прошение? (к Петру Петровичу Фердыщенко)
10. Кто из градоначальников отстранился от административных мер и занимался только женским полом? (Микеладзе)
11. Голова какого градоначальника была фарширована трюфелями?
12. От чего умер статский советник Иванов? (умер от натуги, пытаясь постичь сенатский указ)
13. Кто был выслан за границу и по рассмотрению оказался девицею?
14. Кто был другом Карамзина и умер от меланхолии? ( Грустилов)
15. Кто хотел превратить Глупов в Непреклонск? (Угрюм-Бурчеев)
1. Найдите неверное утверждение в «Сказках для детей изрядного возраста»:
а) большинство сказочных героев имеют свои отчетливые социально-классовые определения;
б) самая безудержная фантастика пронизана реальным «духом времени»;
в) используется «эзопов язык»;
г) в качестве героев выступают только звери, птицы и рыбы.
2. Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как:
а) фантастический рассказ;
б) газетный фельетон;
3. Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина были восстановлены:
4. Какой сказочный прием не использует М.Е.Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий помещик»?
а) Традиционный сказочный зачин;
б) Троекратное повторение
в) Постоянные эпитеты;
5. Какое отрицательное качество русского человека воплощает «мужичина-лежебок», «тунеядец» из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
6. В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется:
7. Кто подвергается осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?
б) Революционные демократы;
8. Кому принадлежит следующий афоризм:
Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!
а) Здравомысленному зайцу;
9. Определите, из каких сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:
1) Служили (они) в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»;
2) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был… жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот… глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое;
а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
в) «Премудрый пискарь».
10. Кому из героев «Сказок» соответствует описание?
1) … прожил… сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных, ни он к кому, ни к нему кто;
2) … стал думать, чем бы ему свою душу утешить. «Заведу, думает, театр у себя! Напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг! И актерок с собой привози.
3) … об чем бы с ним ни заговорили: об торговле ли, о промышленности ли, об науках ли – он все на одно поворачивал: кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно! За это Лев произвел его в майорский чин.
4) … думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают;
5) … во все горло каркает: «Ах, господа, господа! Что вы делаете! Ведь вы сами себя губите!» И никто на него за это не сердился.
б) Либералу, сказка «Либерал»;
в) Премудрому пискарю;
г) Одному из генералов, сказка «Как мужик двух генералов прокормил»
д) Топтыгину 1-му, сказка «Медведь на воеводстве».
11. Какой смысл имеют выделенные слова пискаря: «Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба»?
б) наслаждаться жизнью;
в) использовать жизнь с толком.
12. Какой прием использован писателем в следующем эпизоде:
И вот он одичал. Хоть в это время наступала уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивился, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел. («Дикий помещик»)
13. Установите соответствие между сказками М.Е.Салтыкова-Щедрина и объектами сатиры в них:
1) «Премудрый пискарь»; а) покорность, пассивность народа;
2) «Орел-меценат»; б) самовластье;
3) «Рождественская сказка» в) либеральная интеллигенция
14. Установите соответствие между сказками М.Е.Салтыкова-Щедрина и объектами сатиры в них:
1) «Медведь на воеводстве»; а) русская интеллигенция;
2) «Самоотверженный заяц»; б) покорность, пассивность народа;
3) «Коняга» в) самовластье
15. Чем отличается «щедринская» сказка о народной?
а) зло в финале бывает наказано не всегда;
б) использование сарказма и сатиры;
в) трактовка характеров;
г) введение нетипичных для народной сказки образов.