Итоговое сочинение: Что такое милосердие?
Автор: Guru · 03.11.2017
(359 слов) Милосердие — это способность, чувствуя боль другого существа, оказывать ему помощь, чтобы облегчить страдания, причем, неважно, идет ли речь о человеке в беде или о бездомной собаке. В наше время многие разучились искренне сострадать, однако милосердие — это не то, чего можно лишиться, это — выбор, который каждый делает сам.
В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» есть яркий пример настоящего милосердия. Главный герой — мальчик одиннадцати лет из очень небогатой семьи. Он был отправлен в райцентр, чтобы продолжить обучение, однако стеснения в средствах вынуждают его ступить на путь азартных игр. Об этом вскоре стало известно его учительнице, которая разобравшись в ситуации, приняла решение: во что бы то ни стало облегчить жизнь ребенка. Несмотря на то, что школьник поначалу всячески избегал получения помощи от преподавателя, Лидия Михайловна не сдавалась. Она решила играть с ним на деньги в «пристенку», чтобы ему не было так совестно брать деньги. Однажды об их играх узнал директор и уволил преподавателя. Лидия Ивановна отправилась в Кубань, откуда, по-прежнему следуя своей цели, пыталась помочь своему бывшему ученику: присылала яблоки. Так, обычная учительница спасла мальчика от голодной жизни.
Тем не менее, всегда есть риск спутать истинное милосердие с мнимым. В рассказе Леонида Андреева «Кусака» говорится о собаке, которая была обижена людьми. Чтобы выжить зимой, животное поселилось под террасой дачного дома, что стало сюрпризом для хозяев дачи, когда они приехали весной. Несмотря на то, что изначально она произвела негативное впечатление, напав на маленькую Лелю, горожане решили приручить ее. С каждым днём собака приближалась к ним все ближе. В конечном счете, Кусака во второй раз решила довериться людям, несмотря на все обиды, пережитые ею в прошлом. Когда пришло время уезжать, хозяевам не хотелось оставлять собаку, но и взять ее с собой они не могли. Таким образом, она вновь осталась одна. Несмотря на временную привязанность, главные герои не задумывались о последствиях, а лишь хотели потешить свое самолюбие, проявив мнимое сострадание.
Порой очень сложно в суете серых будней откинуть свои проблемы и помочь тем, кто действительно попал в беду. Однако следует всегда помнить, что помощь ценна только тогда, когда идет от самого сердца, а не из чувства долга или в попытке потешить собственное тщеславие. Последнее очень часто становится тем, что скорее усугубляет положение, нежели выправляет его.
Сочинение Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина 6 класс
В рассказе «Уроки французского» автор, В.Распутин сумел выразить всю доброту и сострадание, которая может только быть присуща человеку. В данном произведении таким человеком оказывается добрая учительница французского языка, проявившая сочувствие к бедному мальчику, одному из своих учеников.
Этому мальчишке одиннадцать лет, его мать очень хотела, чтоб её сын получил достойное образование и поэтому отправила его учиться далеко от дома. Она отрывала от себя последние крохи, посылая сыну посылки, чтоб тот не голодал. Но этих скудных передач всё равно категорически не хватало, у мальчика даже развилось малокровие от недоедания.
Бедный парнишка не нашел никакого выхода, кроме как начать играть с другими ребятами на деньги, чтобы выиграть себе денег хотя-бы на молоко, для поддержки хрупкого здоровья. Однажды его избили, это заметила учительница французского языка и ей стала известна правда.
Женщина была очень доброй и проявила искреннее сострадание к своему ученику. Ведь она прекрасно понимала, что он играет на деньги не из азарта или из жажды наживы, а просто от безысходности.
Тогда она нашла выход: стала приглашать мальчика к себе домой, якобы на дополнительные занятия по французскому языку. У себя дома, она как-бы невзначай пыталась накормить парнишку.
Мальчик быстро раскусил задумку учительницы и наотрез отказался от всяческих обедов и ужинов. Эта уловка женщины сильно ударила его по самолюбию, а он был очень гордым мальчиком.
Тогда в голове у учительницы созрел другой хитроумный план. Она предложила мальчику сыграть с ней на деньги, раз бесплатно он отказывался у нее что-либо брать. Мальчик опешил, но согласился. Она стала поддаваться, чтобы тот всегда оставался в выигрыше.
Так было до тех пор, пока слухи об их игре не дошли до директора. Учительницу французского языка с позором уволили со школы и никто даже не поинтересовался, с какой целью она стала играть с мальчиком. Ведь всем было безразлично, что один из учеников школы недоедает и едва держится на ногах.
Женщина уехала к себе на родину, на Кубань. Там она всё равно не забыла бедного мальчишку и посылала ему настоящие кубанские яблоки.
Удивительно, каким добрым и чутким может быть человек: даже зная, что может лишиться работы и уважения со стороны коллег, она всё равно помогает ближнему своему. Автор в своем рассказе хочет показать читателю, что нужно быть добрее к другим, проявлять участие в чужой судьбе.
2 вариант
Известный писатель нашей страны Валентин Распутин написал множество книг, герои которых подают нам жизненные примеры. Одним из таких произведений писателя является автобиографическая повесть «Уроки французского».
Это рассказ о нелёгкой судьбе одиннадцатилетнего паренька из бедной семьи. Мать мальчика очень хотела, чтобы её сын выучился и стал настоящим человеком. Поэтому, отрывая от себя последние крохи, она отправила его учиться в райцентр. Мальчик и сам рад был учиться, но страдая от постоянного голода, у него начало развиваться малокровие, а тут ещё тётка Надя воровала половину продуктов из посылок, которые с таким трудом собирала мать мальчика.
Чтобы купить себе хотя бы стакан молока, мальчишка научился играть с ребятами на деньги. Он выигрывал ровно столько, сколько стоил стакан молока и прекращал игру. Но ребятам это не понравилось, и они жестоко избили его. Когда учительница выяснила причину синяков мальчишки, она попросила его приходить к ней домой дополнительно заниматься французским языком. На самом деле она просто хотела хоть немного подкормить мальчика, но гордый мальчишка понял её истинные намерения и с негодованием отказался кушать у Лидии Михайловны.
Тогда добрая учительница, чтоб чем-нибудь помочь мальчику, решилась на противоестественный для учителя шаг: она предложила ему играть в «пристенок» на деньги. Опешивший мальчик согласился. И тогда Лидия Михайловна стала нарочно ему проигрывать. На выигранные деньги мальчик снова начал покупать себе молоко.
Так продолжалось до тех пор, пока мальчик не понял, что учительница поддаётся ему специально. Однажды, уличив её в жульничестве, мальчик начал возмущаться, а Лидия Михайловна стала с ним спорить. На шум зашёл директор школы, который жил за стенкой.
После этого случая учительницу уволили с работы, и она уехала к себе домой, на Кубань. Но и там учительница помнила о своем ученике. Она отправила мальчишке посылку с кубанскими яблоками, которых он никогда не видел, кроме как на картинке.
Сочинение на тему Уроки доброты в рассказе Распутина Уроки французского
Жульничество, на которое решился один из компании игроков, герой заметил, пристыдив шельму, за что поплатился синяками, побоям, но не пожаловался. Он просто благоразумно промолчал, хотя случай позже раскрылся.
Учительница, Лидия Михайловна, узнав о причинах происходящего, отнеслась к нему по-другому. Она приглашала его к себе и угощать ужином из жалости, а потом даже играла на деньги, чтобы как-то помочь. Когда директор об этом прознал, то она лишь спокойно созналась и уехала на Кубань, прислав позже мальчику еды: макарон и яблок, которых он никогда не видел. Читатель согласится, что она не сделала плохо: поступок совершен не из корысти или злых побуждений.
Рассказ демонстрирует проявление добрых качеств, умения сострадать и не оставаться безучастным. Писатель, думаю, надеялся, что он разбудит в людях маленькой историей стремление к добродетельным качествам, что сделает наш мир чуточку лучше.
Также читают:
Картинка к сочинению Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина
Популярные сегодня темы
Это философское произведение, в котором рассматривается тема поведения человека перед лицом необъяснимых явлений. Компания, собравшаяся для вечернего разговора, состоит из людей здравомыслящих
Трагедия создана в середине 5 века до н.э. Эсхил опирался на миф о Прометее, который участвовал в борьбе Олимпийцев с Титанами
Основным персонажем является пятидесятилетняя одинокая женщина по имени Татьяна Борисовна, поселившаяся в собственном небольшом поместье, похоронив мужа.
Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, представленный писателем в образе простого мужика.
Проблема личности и государства проходит через большинство произведений Александра Сергеевича. Его творчество можно разделить на две категории: до ссылки и после от этого и зависит отношение самого писателя к государству.
Нравственные уроки Лидии Михайловны
Учительница в произведении Валентина Распутина давала не просто уроки французского языка. Для главного героя важнее были нравственные уроки Лидии Михайловны, оказавшие на него огромное влияние. В первую очередь, это уроки сопереживания, милосердия и человечности.
Урок сопереживания
Своим поведением Лидия Михайловна показала, что в жизни важно не только собственное существование, но и судьба других людей. Неравнодушие к чужим проблемам приводит к такому же отношению. То, что учительница увидела проблемы одиннадцатилетнего мальчика, жившего далеко от матери, повлияло на мировоззрение главного героя. Он трепетно вспоминает свою учительницу, он сопереживает ей, как сопереживала в свое время она.
Урок милосердия
Лидия Михайловна научила персонажа помогать не только добрым словом, но и настоящим делом. Она всячески старается помочь герою вынести тяжелые и голодные времена. Учительница предлагает мальчику ужин, отсылает ему продукты на «хороший обед». Несмотря на отказы героя, она не сдается. Чтобы у мальчика появились хотя бы какие-то деньги, она решает играть с ним на выигрыш. Ребенок получает средства на молоко, которое ему было необходимо пить каждый день.
Лидия Михайловна действительно милосердна по отношению к герою. Она способна к самопожертвованию. Когда учительница узнает, что главный герой играет с другими ребятами на деньги, она не раскрывает его секреты перед директором. Тем самым она ставит себя под опасность. Но большая опасность возникла тогда, когда она сама играет с ним на выигрыш. Лидия Михайловна до конца защищает мальчика, полностью берет на себя вину, в результате чего ей приходится уйти из школы и вернуться на родину. Но даже после этого героиня не забывает мальчика: она присылает ему яблоки, которые герой ни разу не ел. Своим финальным поступком Лидия Михайловна показала, что нужно делать добрые дела независимо от ситуации, какой бы трудной она ни была.
Урок человечности
Героиня утверждает, что главное в каждом – оставаться всегда человеком. И это никогда не должно зависеть от социального положения, возраста или профессии. Так она говорит об этом: «Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одёргивать себя: то нельзя, это нельзя». Этими словами выражается авторская позиция: нравственные уроки Лидии Михайловны учат тому, что в любой ситуации нужно оставаться, в первую очередь, человеком.
Пример доброты в произведении Распутина «Уроки французского»
Валентин Григорьевич Распутин — писатель, творчество которого во многом автобиографично. Выросший в Сибири в крестьянской семье, он хорошо знаком с жизнью русской глубинки. В своих книгах Распутин поднимает важные темы человечности, справедливости, милосердия, честности и других прекрасных качеств. В 6 классе ученики пишут сочинение о доброте по произведению «Уроки французского», написанному этим замечательным писателем.
Лидия Михайловна как пример доброты
«Уроки французского», как и другие книги Распутина, трогают меня до глубины души. В них автор раскрывает судьбы своих земляков, описывает тяготы и радости жизни простого человека. Вместе с тем произведения Распутина полны веры в человеческую доброту, любовь, милосердие. Его герои — воплощение возвышенных качеств человеческой души. Одним из таких примеров является учительница французского в произведении «Уроки французского».
Рассказ повествует о деревенском пареньке, которого мать отправила учиться в райцентр. Действие происходит в послевоенное время, когда в стране не хватало еды, поэтому людям приходилось довольно туго. Мальчик хорошо учится, но постоянно голодает. Мать высылает ему картошку и хлеб, но их хватает ненадолго. В отчаянии герой начинает играть со сверстниками на деньги. Поначалу все складывается удачно, но однажды его избивают и прогоняют.
Учительница французского замечает, что с мальчиком творится неладное, и пытается разными способами принять участие в его судьбе, помочь способному ученику. Постепенно у героя и учительницы завязывается дружба, они даже начинают играть на деньги, но однажды их застает директор, после чего Лидию Михайловну увольняют.
Лидия Михайловна — не просто учительница, а яркий пример доброты и милосердия. Молодая, еще не успевшая приобрести характерную для преподавателей жесткость, она всей душой сочувствует мальчику из бедной семьи.
Она не выдает ученика, узнав, что он играет на деньги, поскольку понимает, что пойти на это его заставили жизненные обстоятельства.
Под предлогом дополнительных занятий французским языком учительница приглашает героя к себе домой и каждый раз пытается накормить. Она передает мальчику посылку с макаронами, хотя сама живет небогато. Понимая, что гордый подросток не примет ее помощь, идет на хитрость и предлагает играть на деньги. Это срабатывает: мальчик выигрывает и начинает покупать себе еду. И даже после того, как ее выгнали из школы, Лидия Михайловна не забывает о пареньке и однажды присылает ему посылку с макаронами и яблоками.
Не секрет, что в рассказе Распутин описал самого себя и свою учительницу, сыгравшую важную роль в его жизни. На примере Лидии Михайловны автор показал, какую большую роль в нашем мире играет доброта, которая помогла простому, но способному мальчишке выжить и не потерять себя в тяжелое послевоенное время. Мы видим, что учитель способен дать ребенку не только знания по предмету, но и научить его куда более важным вещам — самоотверженности, милосердию, благородству, состраданию. Это уроки, которые запоминаются всю жизнь.
Добрые поступки в рассказе Распутина
«Уроки французского» — одно из моих любимых произведений. В трогательном рассказе писатель поведал о тяготах жизни простого деревенского мальчика и учительнице, оставившей неизгладимый след в его душе. Рассказ Распутина является автобиографичным — в нем он описал свою учительницу, которую запомнил на всю жизнь благодаря ее главному душевному качеству — доброте.
Произведение повествует о подростке из бедной семьи, приехавшем учиться в райцентр. Вдали от дома мальчик страдает, но больше всего его мучает голод — в то сложное время страна еще не оправилась от последствий войны. Мать помогает сыну, но картошки и хлеба, присланных из деревни, хватает ненадолго. Мальчик начинает играть на деньги, чтобы заработать хоть немного на молоко. Он выигрывает, но другие мальчишки не в силах смириться со своими проигрышами, поэтому вскоре избивают и прогоняют его.
Добрая молодая учительница французского узнает, что ее ученик играет на деньги, но не выдает его директору. Она проникается к герою сочувствием и пытается помочь. Подросток из гордости отвергает ее заботу, но постепенно Лидия Михайловна находит способ помочь мальчику, предлагая сыграть с ней на деньги. Когда об этом узнает директор, молодая учительница берет вину на себя. Лидию Михайловну выгоняют из школы, она уезжает домой, но через некоторое время герой получает от нее посылку.
Как и во всех произведениях Распутина, женщине в «Уроках французского» отведено особое место. Не секрет, что именно с женщинами писатель связывал все прекрасное и человечное в нашем мире и видел в них спасение человечества.
Такой и предстает в рассказе Лидия Михайловна — она стала воплощением доброты, сострадания, милосердия и самоотверженности. Она не просто педагог, а человек с большой буквы. Ее добросердечность не позволила равнодушно наблюдать за судьбой талантливого мальчика.
Своими поступками учительница открыла герою путь в светлое будущее. Именно доброта спасла полуголодного ребенка из бедной деревенской семьи от беды. Не прими она такое участие в его судьбе, кто знает, как сложилась бы жизнь подростка. Возможно, он продолжал бы играть на деньги с ребятами и был изгнан из школы с позором, а может быть, сам бросил учебу и уехал в деревню, чтобы не умереть от голода.
В своем произведении Распутин хотел показать, как важно быть отзывчивым, добрым, сострадать ближнему, особенно в такое тяжелое время. Человек должен помогать окружающим, ведь только так можно изменить мир к лучшему.
Советы по написанию сочинения
Рассказ «Уроки французского» — один из ярчайших примеров доброты и милосердия в отечественной литературе. Чтобы написать хорошее сочинение, рекомендуется перед началом работы составить план:
Сочинение по «Урокам французского» Распутина пишется в форме небольшого эссе. Такой вид работ очень пригодится будущим выпускникам, так как тема доброты часто становится предметом итогового сочинения, являющегося допуском к ЕГЭ. Чтобы получить высокую оценку на экзамене, рекомендуется прочитать и другие произведения, в которых отражена эта тема:
Список можно продолжать бесконечно. Русская и зарубежная литература изобилует аргументами для написания сочинения на тему доброты. Кроме того, рекомендуется изучить цитаты великих людей — писателей, философов, поэтов.
Урок литературы «В.Г.Распутин. «Уроки французского». Уроки доброты и милосердия» (6 класс)
специалист в области арт-терапии
Открытый урок на тему :
«В.Г.Распутин. «Уроки французского». Уроки доброты и милосердия»
Цель: Раскрыть идейное содержание произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором.
Развивать навыки анализа художественной прозы.
Воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира.
— Ребята, как вы понимаете, что такое добро?
— Кто для вас является добрым человеком?
Дети приводят примеры из жизни. Делаем выводы о том, что добро бывает разным, для каждого своим: веселым, случайным, героическим…
Ребята, как вы поняли, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем говорить не только и не столько о литературе, а обратимся к нравственным проблемам, которые были актуальны во все времена: к проблемам добра и зла, человеческих отношений. А эпиграфом урока я предлагаю взять слова Л.Н. Толстого: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».
Сообщение учащихся: (сопровождается кадрами презентации)
В.Г.Распутин родился в 1937 году в Сибири. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Усть-Уда было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду матери перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.
2. Творчество В.Г.Распутина.
И он учился. Окончил школу, потом Иркутский государственный университет, работал журналистом, уже в первых сборниках повестей и рассказов стремился создать обобщённый образ молодого человека 60-х годов, участника великих сибирских строек. Известность приходит к писателю с публикацией повести «Деньги для Марии». Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» — становится событием в литературной жизни страны. За повесть «Живи и помни» писатель удостоен Государственной премии. В. Распутин живёт Иркутске и продолжает писать.
— Ребята, для вас произведение «Уроки французского» не является новым. Вы познакомились с ним еще в 4 классе, когда готовили инсценировку по этому рассказу в рамках Библио-чемпионата. Давайте вспомним, как это было. (демонстрируется видеозапись инсценировки)
II. Вопросы к учащимся:
— Ребята, вы прочли рассказ «Уроки французского», посмотрели инсценировку рассказа, так что с текстом знакомы. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, от какого лица ведётся повествование?
— А как вы думаете, события, о которых рассказывается в произведении, являются вымышленными?
— Действительно, все, о чем рассказывает Распутин в своем произведении, произошло в действительности. Так что этот рассказ можно назвать автобиографическим. Посмотрите на слайд и запишите в своих тетрадях, что такое автобиография.
— Как вы считаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо?
Замечаем, что автор и герой не слиты воедино, они разделены временным промежутком: герой- это ученик, мальчишка, он живет, чувствует, радуется и плачет здесь и сейчас; а автор прожил долгую и трудную жизнь, он осмыслил и, самое главное, оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.
III . Вопросы к учащимся:
— Почему главный герой вынужден был жить в райцентре?
Легко ли ему было привыкнуть к новой жизни, к новому окружению?
— Почему он начал играть на деньги?
— Почему Вадик и Птаха избили его?
— Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.
-Как ведёт себя герой на следующий день после драки?
-Как учительница выясняет, что случилось с героем?
-Какие чувства испытывает герой?
-Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?
— Каким образом Лидия Михайловна пытается помочь мальчику?
— Как он догадался, что посылку прислала не мать?
— Почему он не хочет принимать помощи от учительницы, отказался от посылки, не садится с ней за стол?
— Почему Лидия Михайловна начала играть с мальчиком в « замеряшки»?
-Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всём узнал директор?
Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
IV. Литературные характеристики героев.
Валентин Григорьевич Распутин-мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы достаточно точно описать человека. Я буду зачитывать вам описания героев рассказа, а вы постарайтесь узнать, о ком идет речь:
«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)
«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.» (Вадик)
«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед него» (Директор)
«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка» (Лидия Михайловна)
«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой)
Обратите внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом, в соседних абзацах. Как вы думаете, для чего он это сделал? Как называется такой прием? (Антитеза).
А как можно назвать героев, которые по каким-либо качествам противопоставлены друг другу? (Антиподы). У героя есть антиподы в детской среде – Птаха и Вадик, они выбирают сторону зла. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости.
Делаем вывод, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Исход этой борьбы может решить добрый человек ( воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Победу добра над злом в сердце отдельно взятого ребёнка мы видим в рассказе «Уроки французского».
1. Грузовой автомобиль грузоподъемностью полторы тонны.
2. Злак для выпечки хлеба.
3. Добавка к картошке жителей деревни весной.
4. Центр административного района.
6. Крестьянское поселение.
7. Ценная бумага, по которой ее владелец ежегодно получает прибыль.
8. Основной продукт питания семьи главного героя рассказа.
9. Кем считали героя в деревне?
— Ребята, понравился вам наш сегодняшний урок?
— А что показалось вам наиболее интересным?
— Изменилось ли ваше представление о доброте после нашего урока?
— Согласны ли вы с тем, что настоящая доброта не может быть показной?
Домашнее задание: сочинение «Как я узнал (а), что такое доброта.»