Психологический портрет рассказчика в рассказе после бала

Сказки

Образ и характеристика Ивана Васильевича в рассказе «После бала» Льва Толстого

Рассказ Л.Н. Толстого показывает глубину нравов дворянского общества того времени. Образ и характеристика Ивана Васильевича в рассказе «После бала» поможет в полной мере оценить душевные качества главного персонажа. Столкнувшись с вопиющей несправедливостью, совершенной по отношению к другому человеку, ему пришлось резко изменить жизненный путь, о чем он ни разу не пожалел.

Иван Васильевич – главный герой произведения. Рассказчик. История, рассказанная им, унесет читателя в 1840 годы, когда он был молод, беспечен, умел жить и радоваться каждому дню.

Внешность

Во времена молодости Иван Васильевич был отличной партией для любой девушки. Красив. «…Был не безобразен…». Строен. Одет с иголочки. Студенческий мундир идеально отутюжен. На руках перчатки. Видно, что парень следит за внешностью. Не забывает вовремя посещать парикмахера. Обеспечен. Не каждый юноша в то время мог позволить себе содержать лошадь. У Ивана был иноходец. Дорогая лошадь, требующая вложений.

Образование. Времяпровождение

На тот момент Иван Васильевич являлся студентом университета. Как вся молодежь его возраста, любил он покутить и потанцевать на балу с прекрасными дамами.

Характер. Добрый, романтичный юноша. Впечатлительный по натуре. Временами восторженный. Робкий и влюбчивый. «…Влюблялся я много раз…».

Первая любовь

Первой любовью стала Варенька, дочь полковника. Они познакомились на балу. Девушка казалась неземным созданием, до которого страшно дотронуться. Протанцевав с ней всю ночь, он понял, что влюбился первый раз, по-настоящему. Словно крылья за спиной выросли. Настолько он чувствовал себя счастливым. Надежда на взаимность согревала душу. Иван был готов обнять весь мир, за то, что тот подарил ему возможность любить и быть любимым. Все закончилось так же быстро, как началось. Молодым не суждено было быть вместе.

После бала

Пребывая в состоянии эйфории, Иван Васильевич вернулся домой. Сон не шел. Решив прогуляться по ночному городу, он пошел к дому невесты. Там он увидел, как отец возлюбленной, полковник Б, истязает до полусмерти рядового солдата.

У Ивана не укладывалось в голове, как человек мог так притворяться на балу, изображая из себя милого, учтивого старика. Власть превратила его в зверя, не оставив в сердце ни капли жалости. Эта сцена так повлияла на Ивана, что он решил никогда не связывать жизнь со службой. Вместе с разочарованием в полковнике, чувства к Варе пошли на спад. Они перестали встречаться.

Эпилог

Иван Васильевич кардинально изменил жизненный путь. Так сильно на него повлиял случай истязания над солдатом. Свою жизнь он решил посвятить не службе в армии, а помогая другим людям, оказавшимся в беде.

Источник

Автор и рассказчик в рассказе Л.Н. Толстого «После бала»

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» относится к поздним произведениям писателя. Он был написан в 1903 году, но основывается на воспоминаниях юности Толстого. Об истории, описанной в рассказе, писатель узнал, будучи студентом Казанского университета. Вероятно, этот случай так его поразил, что он помнил о нем всю жизнь и, в конце концов, воплотил в своем творчестве.

Судя по всему, жизнь Ивана Васильевича была наполнена яркими событиями, которыми он с удовольствием делится с молодежью. Автор отмечает одну особенную манеру рассказчика: «…у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво».

Итак, рассказчик повествует нам об одном утре, перевернувшим всю его жизнь. Это случилось в 40-ых годах 19 века. Рассказчик учился тогда в провинциальном университете. Он жил, наслаждаясь своей молодостью. Иван Васильевич сравнивает те времена с современной ему эпохой. Как и у всех пожилых людей, в его словах проскальзывает некое неодобрение к «сегодняшней» молодежи, образу их жизни и мысли. Мне кажется, что здесь слышатся слова самого автора. Толстой не доволен тем, что молодежь не наслаждается жизнью, что ей должно быть свойственно, а создает различные политические кружки, увлекается новомодными теориями, часто опасными для разума и даже жизни.

Иван Васильевич же наслаждался своей молодостью, силами, красотой и богатством. Кроме того, он был влюблен. Это чувство сопровождало героя постоянно. Но, в описываемый им момент, рассказчик переживал свое самое сильное чувство. Да и немудрено: объектом его любви была Варенька Б., редкая красавица и умница. В это время, в последний день масленицы, рассказчик попал на бал к губернскому предводителю, где была и Варенька. Иван Васильевич был безмерно счастлив. Весь вечер он наслаждался, не отходя ни на шаг от предмета своей любви. Счастье, восторг, любовь ко всему миру переполняли восторженного юношу.

На этом балу рассказчик впервые увидел отца Вареньки, полковника Б. Он показался Ивану Васильевичу добрым, порядочным человеком, безумно любящим свою дочь, готовым ради Вареньки пожертвовать чем угодно. Танец отца с дочерью привел в восторг не только рассказчика, но и всех гостей на балу. В конце танца полковнику Б. и его Вареньке все аплодировали. Рассказчику было очень приятно, когда Петр Владиславич сам подвел к нему свою дочь для следующего танца.

Иван Васильевич так говорит о своем душевном состоянии на балу: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

После бала герой вернулся домой, но эмоциональное напряжение, возбуждение, радость не давали ему возможности спокойно уснуть. Рассказчик решил побродить по городу, немного успокоиться. Ранним утром первого дня Великого поста Иван Васильевич гуляет по городу. Все, что он видит, кажется ему умилительным и прекрасным. В голове звучит веселая мелодия мазурки. Но… в это время рассказчик наталкивается на ужасающую сцену. Он становится свидетелем того, как наказывают беглого татарина. Зрелище было очень страшным. А еще страшнее было оттого, что руководил всем этим отец Вареньки, тот самый полковник Б. Он безжалостно наблюдал за сценой экзекуции, не проявляя никаких эмоций. И все это происходило в первый день Великого поста!

Первое чувство, захлестнувшее рассказчика, был стыд: «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Все увиденное стояло перед глазами Ивана Васильевича: «…между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Читайте также:  Рассказы для детей о профессиях художественная литература

Рассказчик пытается понять причину такой жестокости полковника. Может быть, он знает что-то такое, чего не знает герой, и поэтому ведет себя столь безжалостно? Но, сколько ни мучился Иван Васильевич, он не смог разгадать этой тайны.

Результатом такого страшного утра стало то, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, чтобы, не дай бог, не стать участником страшного преступления, подобного тому, какое он видел в то утро на плацу.

Источник

Урок литературы «Автор и рассказчик в произведении Л.Н.Толстого «После бала». Моральная ответственность человека за все происходящее»

Разделы: Литература

Цели:

Оборудование: Литература. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений, В.Я.Коровина, Москва «Просвещение», 2015., маршрутные листы, раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся), презентация.
ХОД УРОКА

1. Чтение эпиграфа:

Жизнь – вызов. Примите его!
Жизнь – трагедия. Преодолейте её!
Жизнь – борьба. Выдержите её!
Жизнь – счастье. Сотворите его!

2. Беседа. Определение содержания темы, установка на беседу.

– Как вы понимаете эти слова? (Ответы обучающихся)
– От кого зависит все происходящее в жизни? (От человека)
– Должен ли человек чувствовать ответственность за все происходящее? (Ответы обучающихся)
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О моральной ответственности человека)
– А на основе какого произведения? («После бала » Л.Н.Толстого)

У каждого из вас на парте лежат «Листы ожидания от урока», в которые вы вносите свои мысли:

Новое (чего не знал) Что удивило? Хочу узнать

3. Эмоционально-оценочное высказывание о прочитанном.

– Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?
– Каков жанр этого произведения? (Рассказ в рассказе, т.к. в центре повествования одно важное событие из жизни одного героя, один герой, небольшое по объёму произведение, есть рассказчик и герой)
– Почему рассказ называется «После бала»? (Основные события происходят после бала. Именно после бала происходят события, изменившие жизнь героя).
– Надо сказать, что у этого рассказа есть своя предыстория. (См на слайде).

4. Слово – научному эксперту, который расскажет нам о том, как создавалось это произведение

– Первоначально рассказ назывался “ Дочь и отец”. Толстой меняет название и называет “После бала”. Почему он это сделал? (Если бы осталось название “Дочь и отец”, главной проблемой было бы отношение отца и дочери, т.е. проблема отцов и детей. Название рассказа “После бала” затрагивало другую проблему, которая утверждала, что формируют человека общественные условия и случаи)
– Назовите действующих лиц рассказа. (Иван Васильевич, Варенька, Петр Владиславович – отец Вареньки, собеседницы, повествователь)

5. Работа в группах

Группа № 1

– Как выглядела Варенька? Найдите описание ее портрета.
– Какая деталь портрета вас удивила?
Вывод: При создании картины бала, при описании портрета Вареньки Л.Н.Толстой использует прилагательные: чудесный, прекрасная, знаменитые, великолепный…Все они передают возвышенное настроение Ивана Васильевича, его радость, умиление, восхищение Варенькой: “Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться”.

Группа № 2

– Найдите описание портрета отца Вареньки.
– О чем говорит его портрет?
– Какой вывод делает для себя Иван Васильевич, глядя на сапоги полковника?

6. Работа в группах. Заполнение таблицы. Работа с текстовым материалом

1 группа. Работа с таблицей «Сцена бала».
2 группа. Работа с таблицей «Сцена после бала».

1. Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала: слова, обозначающие цвет: белый, розовый, атласный.
Слова, обозначающие звуки музыки: танцевал до упаду – и кадрили, и вальсы, и польки, мазурку.
Слова, обозначающие чувства: Бал был чудесный.
Зала прекрасная, буфет великолепный.
Без вина был пьян любовью. Препротивный инженер Анисимов – не могу простить до сих пор…
Неучтив с немочкой. И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела…
Не видал, как прошло время.
Восторг, благодарность, весел, доволен.
Я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.
Любовался, смотрел с восторженным умилением.
Носки сапог особенно умиляли меня.
В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал весь мир своей любовью.
Речь героев эпизода: ласковая, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Пожалуйста. Варенька.

(Прослушивание грамзаписи вальса, мазурки)

Речь героев эпизода:

Братцы, помилосердствуйте.
Гневный голос полковника.
Они знали что-то такое, чего я не знал?

Слова, обозначающие действия, движение:

Военный шёл твёрдой, подрагивающей походкой;
бил по лицу солдата;
крикнул;
грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся.

(Прослушивание грамзаписи фрагмента военного марша)

7. Вопрос группам: Какой литературный прием здесь используется? (Контраст) С какой целью?

Термин на доске «контраст» (запись определения)

Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя.
– Тогда что мы можем сказать о полковнике? О его характере? (Он статичен. Его характер неизменен. Может ли он измениться и стать не таким жестоким человеком по отношению к своей службе? Нет.)
– Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (Нет.)
– Как воспринимает роль жестокого полковника Иван Васильевич? (Ответы учеников.)
– Как вы думаете, почему главный герой ничего не предпринял? Не высказал своего мнения?

8. Проблемный вопрос

– А сейчас вернёмся к началу урока и ответим на вопрос.
– От кого зависит все происходящее в жизни? (От человека)
– Должен ли человек чувствовать ответственность за все происходящее?
Наша жизнь – всегда вызов. От него нельзя бежать.
– А наш герой принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него.)
– В нашей жизни есть трагедии? (Конечно.)
– Но после этих трагедий мы можем стать сильнее? (Да. Потому что приобрели новый жизненный опыт.)
– Можно сказать, что жизнь – это борьба? С кем? С чем? (Со своими чертами характера, желаниями и др.)
– А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками. Берегите свою жизнь.
– Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности.

9. Составление синквейна

10. Откройте свои «Листы ожидания» от урока (зачитать некоторые)

11. Оценить свою работу по карточкам: синяя – все удалось, активно работал; желтая – были проблемы, не всегда был активен; красная – не все получилось

Читайте также:  Рассказ про бабочку 1 класс окружающий мир краткое содержание

12. Домашнее задание. Написание эссе «Должен ли человек чувствовать моральную ответственность за все происходящее».

Источник

Образ и характеристика Ивана Васильевича в рассказе После бала Толстого сочинение

Иван Васильевич – центральный герой рассказа «После бала». При этом рассказ ведется от его лица, это помогает читателю как будто слышать голос рассказчика. В этом произведении уже в зрелом возрасте Иван Васильевич рассказывает историю, которая очень сильно повлияла, можно сказать, полностью переменила жизнь героя, когда он был молодым. Толстой в произведении описывает реальную историю, которая когда-то случилась с его братом – Сергеем Толстым, возможно, именно поэтому она так реалистична и актуальна даже в настоящее время.

Молодой Иван Васильевич – красивый и не бедный юноша. Он веселый, любит танцевать и делает это хорошо, поэтому его любимое времяпрепровождение – это балы. Конечно же, в то время он совсем не задумывался о каких-то философских истинах или нравственных устоях.

Во время учебы молодой Иван влюбился в девушку Варвару – дочь полковника. Она была очень милой девушкой. Наш герой постоянно любовался ее красотой и восхищался ей. А на балу он ни на минуту не отходил от обожаемой Вареньки.

Он был добрым человеком, видел в людях только хорошие качества. По тому, как он описывает бал, можно заключить, что он был романтичным и мечтательным юношей. И ему очень понравился отец Варвары – «свежий старик», румяный и статный. Его грудь была украшена орденами, и по всему можно было сделать заключение, что он очень хороший и уважаемый в обществе человек. А когда герой увидел, с какой любовью Варенька смотрит на отца, он еще сильнее проникся чувствами к полковнику. На этом балу персонаж был абсолютно счастлив и умиротворен и помыслить не мог о том, что существует другой, жестокий и несправедливый мир.

Его жизнь изменилась, когда юноша увидел, как отец его возлюбленной наказывал солдата-дезертира. Через строй солдат проводили татарина и каждый бил его палкой по спине. А отец Вареньки руководил и следил за исполнением наказания. Молодой Иван никак не мог понять, как человек, который вчера улыбался ему открыто и ласково, сегодня жестоко и равнодушно наказывал солдата. Герою стало так стыдно, как будто это он был виноват в этом ужасном поступке и он побежал домой

Иван Васильевич не умел врать и притворяться, и каждый раз при встрече с Варварой он вспоминал ее отца и ту страшную картину. Поэтому пламя его любви к девушке начинает остывать.

Его жизнь изменилась, потому что изменился его взгляд на жизнь. Можно сказать, что молодой человек прозрел. Если раньше он грезил военной службой, то теперь не может и помыслить о ней и отказывается.

Хоть Иван Васильевич и отказывается от любимой девушки и карьеры, о которой он так долго мечтал, он смог сохранить честь и достоинство в этом жестоком и беспощадном мире.

Вариант 2

Произведение Льва Николаевича Толстого «После бала» раскрывает проблему наличия лицемерия и жестокости в мире. Иван Васильевич является главным героем рассказа, от его лица идет повествование. Он рассказывает о некоторых события, которые происходили с ним в прошлом в одном провинциальном городе.

В то время Иван Васильевич был молодым студентом с обыденными заботами и проблемами. Он был также очень активным и любил посещать балы. Однажды его приглашают посетить бал у губернатора, где должна была присутствовать большая часть города. Поэтому было абсолютно предсказуемо, что на торжестве была Варенька, дочь полковника. Она покорила сердце главного героя, он испытывал непередаваемые эмоции рядом с ней. В его глазах Варенька была воплощением мира и добра, существом, неспособным на плохие поступки. Иван Васильевич заметил, что ему нравятся абсолютно все люди, они кажутся ему замечательными. Пара проводит весь вечер вместе, но один танец девушка провела со своим отцом. Неудивительно, что главный герой проникся симпатией и уважением и к нему.

С окончанием бала у героя накопилось много хороших впечатлений и эмоций, которые не давали ему уснуть. Поэтому Иван Васильевич идет гулять по городу ранним утром. Он, сам того не замечая, приходит к дому Вареньки и видит ужасающую картину. Перед его глазами происходит сцена наказания беглеца. Строй солдат насильственно избивают татарина, жестоко с ним обращаются. Всем командовал отец его возлюбленной, он следил за тем, чтобы удары были максимально сильными. Иван Васильевич не мог поверить своим глазам, перед ним стоял абсолютно другой человек, в котором он когда-то видел исключительно положительные черты, а теперь видит лицемерие и грубость. Чувства любви к Вареньке моментально исчезают, герой снимает розовые очки и видит истинный мир со всей своей жестокостью и несправедливостью, с которой не сталкивался ранее.

Иван Васильевич в рассказе Толстого рассказывает свой жизненный опыт и повествует об истории, которая полностью изменила его представление о жизни. Возможно, данный рассказ заставит некоторых читателей посмотреть на мир с другой стороны.

Сочинение на тему Иван Васильевич

Одним из лучших творений Толстого, можно назвать его произведение «После бала». В этом рассказе читателю повествует главный герой Иван Васильевич. Этот герой был обычным человеком, не имел особых отличий, никогда не старался выделиться и отличался скромностью. Данное произведение Толстого, является неким рассказом в рассказе, ведь в нем можно встретить повествование, как от первого, так и от третьего лица

Иван Васильевич был образован, так как учился в университете и абсолютно не отличался от остальных молодых парней и девушек. Он также любил гулять, кутить, веселиться с друзьями. Иван Васильевич очень любил танцы и соответственно сам любил потанцевать. Поэтому пропустить бал он никак не мог, но любовь к танцам была не главной причиной, главной причиной было то, что на предстоящем балу будет присутствовать девушка, которая ему нравится. На балу он танцевал с Варенькой, от которой был без ума, любовь полностью захлестнула его, он был от нее пьян. Иван Васильевич на этом балу познакомился с отцом Вареньки, полковником Б. Полковник показался Ивану хорошим человеком, любящим отцом.

После бала, Иван Васильевич вернулся домой и он был счастлив от проведенного времени на балу. Дома у него было отличное настроение, но почему-то не спалось, эмоции переполняли Ивана. Так и не смог поспать Иван и решил выйти на улицу, пройтись. После бала все вокруг было милым и красивым, он решил пройтись до дома Вареньки. Во время прогулка в голове Ивана звучала замечательная музыка бала. Замечательные звуки в его голове прервали отвратительные звуки. Он увидел, как несколько солдат вели татарина, который дезертиром. Его били по спине палками, и все это происходило под командованием человека, который показался ему знаком, это был отец Вареньки.

Читайте также:  Печка для сказки гуси лебеди своими руками

Этот случай повлиял на судьбу героя. Он долго не мог понять, как человек может быть таким двуликим. Тем более полковник Б, даже ударил тогда своего солдата, потому что тот слабо бил бедного татарина. Этой жестокости Иван забыть не смог. После этого и любовь начала угасать, этот случай полностью повернул жизнь Ивана Васильевича.

Данное произведение говорит о том, что если человек имеет нравственную чистоту, то такой случай может натолкнуть его на отказ от перспективы службы, а также женитьбы на любимой девушке. Иван Васильевич отказался от свадьбы и от службы, он не хочет быть связан ничем с полковником.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Ивана Васильевича в рассказе После бала

Популярные сегодня темы

Все мы сегодняшние являемся частью событий, происходивших вчера, а также фрагментом всего того, что будет составлять наше завтра. Как листочки огромного дерева, которые много лет подряд распускаются

Произведение по жанровой направленности является сказкой о животных, в которой, как во всех народных сказаниях, добро побеждает зло.

Главными героями сказки-были Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» являются Настя и Митраша Веселкины. Родители их умерли, и осиротевшие дети живут одни. Настя: Волосы девочки были не темные и не светлые, они отливали золотом.

Главная мысль романа Чернышевского «Что делать?» выражена во снах Веры Павловны. Автор использует этот прием, потому что считает, что сон — это отражение мыслей, чувств и идей человека, которые он не осознает в реальной жизни.

Детективный и психологический роман «Преступление и наказание» авторства русского писателя Федора Михайловича Достоевского получил сумасшедшую популярность еще после своей первой публикации и держит эту позицию по сей день.

Источник

Психологический портрет рассказчика в рассказе после бала

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» относится к поздним произведениям писателя. Он был написан в 1903 году, но основывается на воспоминаниях юности Толстого. Об истории, описанной в рассказе, писатель узнал, будучи студентом Казанского университета. Вероятно, этот случай так его поразил, что он помнил о нем всю жизнь и, в конце концов, воплотил в своем творчестве.

Судя по всему, жизнь Ивана Васильевича была наполнена яркими событиями, которыми он с удовольствием делится с молодежью. Автор отмечает одну особенную манеру рассказчика: «…у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво».

Итак, рассказчик повествует нам об одном утре, перевернувшим всю его жизнь. Это случилось в 40-ых годах 19 века. Рассказчик учился тогда в провинциальном университете. Он жил, наслаждаясь своей молодостью. Иван Васильевич сравнивает те времена с современной ему эпохой. Как и у всех пожилых людей, в его словах проскальзывает некое неодобрение к «сегодняшней» молодежи, образу их жизни и мысли. Мне кажется, что здесь слышатся слова самого автора. Толстой не доволен тем, что молодежь не наслаждается жизнью, что ей должно быть свойственно, а создает различные политические кружки, увлекается новомодными теориями, часто опасными для разума и даже жизни.

Иван Васильевич же наслаждался своей молодостью, силами, красотой и богатством. Кроме того, он был влюблен. Это чувство сопровождало героя постоянно. Но, в описываемый им момент, рассказчик переживал свое самое сильное чувство. Да и немудрено: объектом его любви была Варенька Б., редкая красавица и умница. В это время, в последний день масленицы, рассказчик попал на бал к губернскому предводителю, где была и Варенька. Иван Васильевич был безмерно счастлив. Весь вечер он наслаждался, не отходя ни на шаг от предмета своей любви. Счастье, восторг, любовь ко всему миру переполняли восторженного юношу.

На этом балу рассказчик впервые увидел отца Вареньки, полковника Б. Он показался Ивану Васильевичу добрым, порядочным человеком, безумно любящим свою дочь, готовым ради Вареньки пожертвовать чем угодно. Танец отца с дочерью привел в восторг не только рассказчика, но и всех гостей на балу. В конце танца полковнику Б. и его Вареньке все аплодировали. Рассказчику было очень приятно, когда Петр Владиславич сам подвел к нему свою дочь для следующего танца.

Иван Васильевич так говорит о своем душевном состоянии на балу: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

После бала герой вернулся домой, но эмоциональное напряжение, возбуждение, радость не давали ему возможности спокойно уснуть. Рассказчик решил побродить по городу, немного успокоиться. Ранним утром первого дня Великого поста Иван Васильевич гуляет по городу. Все, что он видит, кажется ему умилительным и прекрасным. В голове звучит веселая мелодия мазурки. Но… в это время рассказчик наталкивается на ужасающую сцену. Он становится свидетелем того, как наказывают беглого татарина. Зрелище было очень страшным. А еще страшнее было оттого, что руководил всем этим отец Вареньки, тот самый полковник Б. Он безжалостно наблюдал за сценой экзекуции, не проявляя никаких эмоций. И все это происходило в первый день Великого поста!

Первое чувство, захлестнувшее рассказчика, был стыд: «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Все увиденное стояло перед глазами Ивана Васильевича: «…между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Рассказчик пытается понять причину такой жестокости полковника. Может быть, он знает что-то такое, чего не знает герой, и поэтому ведет себя столь безжалостно? Но, сколько ни мучился Иван Васильевич, он не смог разгадать этой тайны.

Результатом такого страшного утра стало то, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, чтобы, не дай бог, не стать участником страшного преступления, подобного тому, какое он видел в то утро на плацу.

Источник

Познавательное и интересное