Анализ произведения Бунина «Кавказ» для читательского дневника
Прозаика и поэта Бунина называют ювелиром слова. Писатель вошел в историю как один из ярких представителей Серебряного века. Многие произведения были написаны им в эмиграции, и среди них был рассказ «Кавказ». Читательский дневник с анализом книги необходим для подготовки к уроку литературы в средней школе. Он также будет интересен всем, кого волнует творчество Ивана Алексеевича.
История написания
Бунин стал первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию в области литературы (1930 г.). Рассказ «Кавказ» был им написан и опубликован в составе цикла «Темные аллеи» позже, в 1937 г. В это время писатель давно жил за границей. Он часто выражал обиду на современников, которые скептически относились к его словам, что многие сюжеты произведений были выдуманы. В это действительно было сложно поверить, поскольку автор описывал события образно и ярко, а потому убедительно.
В основу «Кавказа» положены события, которые произошли с автором в реальной жизни. Когда-то он покидал Москву в сопровождении замужней дамы, с которой провел время в Киеве. Как и в рассказе, он не признался, была ли это любовь или страсть. История закончилась, но оставила след в душе писателя.
Однако Бунин никогда не был на Кавказе, где развивались события из его рассказа. Описание красот юга он сравнивал с хмурой осенней Москвой. Увядающая природа средней полосы России напоминала ему об эфемерности человеческих чувств. В противовес серости живописный Кавказ доказывает, что в мире есть радость, счастье, гармония.
Персонажи рассказа и его сюжет
При проведении анализа рассказа «Кавказ» Бунина следует кратко ознакомиться с его содержанием и персонажами. События в тексте развиваются в дореволюционной России. Кончается безмятежное лето, и никто не знает о том, что уже через несколько лет жизнь в стране изменится. Ареной для развития любовной драмы первоначально становится Москва. Затем автор переносит героев на черноморское побережье Кавказа. Среди южной природы Сочи происходит развязка событий. В рассказе фигурируют такие персонажи:
В основе сюжета произведения — любовный треугольник. Супруга оставляет мужа-офицера и уезжает на Кавказ с тайным воздыхателем. Рассказ ведется от лица любовника. Его странницы наполнены личными переживаниями впечатлительного героя. Тревожная мнительная натура беспокойна в проявлении своих чувств.
Подозревая неладное, супруг молодой дамы едет за ней следом. Он разыскивает жену на курортах (Геленджик. Гагры, Сочи), из которых ему были отправлены открытки. Отыскать жену и уличить в измене ему не удалось.
Темы и проблематика
Автор рассказа ставит перед героями сложные жизненные вопросы. При анализе «Кавказ» Бунина можно вспомнить о моральных нормах и поразмышлять, укладываются ли в них поступки персонажей. При этом важно учесть психологическое состояние любовников. С одной стороны, они пребывают в гармонии, испытывают блаженство. С другой — встревожены ситуацией, и чувствуют опасность, которая исходит от их необдуманных действий.
В произведении затронуты вопросы любви и ненависти, смысла жизни, роковых обстоятельств, приводящих к гибели. Однако основной проблемой является преступная любовь, которая является главной темой рассказа. Герои по-своему выпутываются из обстоятельств, а читатели наблюдают финал. Важные темы, которые затрагивает автор:
Смысл произведения
Бунин написал свой рассказ не случайно. В нем переданы собственный опыт и рассуждения писателя. Как и его герой, он имел отношения с замужней женщиной. Однако узнать о том, как сложилась судьба ее мужа, писателю не удалось. Беспощадный финал «Кавказа» — это попытка домыслить развитие событий.
Размышляя об идее повествования, можно отметить, что тема любви очень важна для Ивана Алексеевича. В контексте этого произведения он намекает, что каждый выбирает свою дорогу, и расплата за поступки тоже индивидуальна. Можно рассмотреть вопрос более глубоко, и задуматься над тем, что гибель супруга в итоге не принесет счастья героине.
Выбрав совместный отдых на Кавказе, герои не могли предположить, к каким последствиям приведет их решение. Безусловно, они не чувствовали себя в безопасности и тревожились из-за этого. Однако и подумать не могли, что муж-офицер решит свести счеты с жизнью.
В произведении раскрыта трагедия любви через нравственный выбор персонажей. Автор показывает драму обманутого человека чести, разыгравшуюся на фоне отношений двух влюбленных.
Главной мыслью произведения является указания автора на то, что легко стать жертвой страстей, пылающих в сердцах других людей. Несмотря на трагическое завершение истории, Бунин не разочаровывается в любви и продолжает воспевать ее в своем творчестве.
Информация для читательского дневника
Школьники проходят произведение в 8 классе, хотя многие рецензии критиков предупреждают, что его смысл сложно понять даже взрослому человеку. При подготовке к тематическому уроку по литературе и сочинению потребуется провести анализ произведения. Его можно выполнить по плану:
Основной вывод по произведению заключается в том, что эгоизм порождает ответное равнодушие. Это показано на примере судьбы офицера, который чувствовал отторжение со стороны супруги, но не хотел ничего менять в супружеских отношениях. В ответ на бездействие мужа героиня книги решила действовать по-своему. Осознав ошибку после унизительных поисков жены по курортам, офицер не нашел в себе сил что-то исправить.
Автор учит читателей чуткости по отношению друг к другу и предупреждает о том, что всегда нужно искать компромиссы. У любого конфликта есть оптимальное решение, которое требует готовности сторон поступиться своими интересами. Умение уступать — важное качество, и его не хватает многим в обычной жизни. В случае любовного треугольника лучше отпустить, чем мучить себя и партнера.
Анализ рассказа Бунина «Кавказ». Художественные особенности
Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ» входит в его цикл «Тёмные аллеи», который практически полностью посвящен теме любви. Это обуславливает и тему самого рассказа, который не стал исключением в цикле, так же описывая и раскрывая тонкое строение такого глубокого чувства, как любовь.
«Кавказ» повествует нам о любовном треугольнике, центре которого находится главный герой. Он искреннее любит замужнюю женщину. Главный герой фактически живёт от свидания со своей возлюбленной и до следующего такого свидания. Она же так же сильно его любит, хоть и постоянно встревожена и боится того, что её муж, некий офицер, характеристика которого Буниным практически не дана (в целом его сюжетная линия довольно скупо описывается писателем на протяжении всего произведения), узнает о её тайной любви. Муж же, чувствуя неладное, превращается в подозрительного ревнивца, любовь которого приобретает нездоровый, разрушительных характер и не несёт ему никакого счастья.
Спустя некоторое время, герой и его возлюбленная всё-таки решаются на их давний план – они вдвоём сбегают из Москвы на Кавказ. Несмотря на возможные последствия, своим побегом они идут на риск и в итоге обретают счастье, во взаимной любви вдали от страха быть обнаруженными. Они обретают гармонию, находясь в тишине и существуя во взаимной любви друг к другу. Даже их места обитания противопоставляются: Москва предстаёт душной и тесной, в то время как Кавказ пропитан гармонией и спокойствием. Подобный поступок герое и обретенное ими счастья показывают и позицию самого Бунина по этому вопросу – видимо, писатель считает, что ради настоящей любви можно и нужно идти на риск, выходить за рамки обыденного, дабы, подобно героям, стать счастливым.
Однако в произведении Бунина есть и неожиданный сюжетный поворот. Муж главной героини, оставаясь для читателя примером отрицательной любви, потеряв рассудок, отправляется искать её по всему югу России. Он объездил весь Геленджик, все Сочи, все Гагры, но не нашёл сбежавших любовников. Потеряв свою жену, поняв, что он больше никогда её не увидит, он не может смириться с этим. Он уходит из жизни, совершая самоубийство.
Через этот поворот раскрывает непредсказуемость любви. Счастье главного героя и его возлюбленной оказалось трагедией для офицера-мужа возлюбленной. Гармония и любовь одних может стать концом нормального существования других, что может привести к ужасным последствиям. И именно пример, данный нам Буниным в «Кавказе», говорит нам о том, что каждый из нас может стать как счастливым героем, так и трагически ушедшим из жизни офицером. И в этом и есть та непредсказуемость любви, её загадочность и невозможность предугадать, к чему она приведет каждого конкретного человека.
Вариант 2
Иван Алексеевич Бунин по праву признан самим временем одним из мастеров русской прозы. Его рассказы небольших объемов, но продолжают пользоваться сумасшедшей популярностью среди читателей даже в настоящее время. Рассказ, который носит название «Кавказ» написан этим же автором. Он считается одним из лучших творений Бунина. Вошел во всем известный сборник «Темные аллеи».
Почти все произведения Ивана Алексеевича посвящены теме любви. Любовь у него бывает разная: трагическая, несчастная, печальная. Все потому, что никогда она не заканчивается воссоединением любящих сердец на всю жизнь. Не суждено им скрепит свои отношения узами брака.
Рассказ «Кавказ» также имеет в себе любовную линию.
Главный герой произведения приезжает в столицу России. Он ждет каждой встречи со своей возлюбленной, словно какого-то праздника. Он увековечивает в своей памяти абсолютно каждое свидание с нею. Он создает наброски портрета любимой девушки. Она представляет собой создание бледное, взволнованное и прекрасное. Автор делает акцент на чувствах и страданиях главных персонажей, при этом он не характеризует их внешность до крайности подробно. Влюбленные люди объединенны неподдельными чувствами друг к дружке и общим деланием покинуть столицу России с целью побега на Кавказ.
Но этому не суждено произойти. Героиня насильно выходит замуж. Это тревожит главного героя. Образовывается любовный треугольник, прием которого распространен в искусстве слова. Данная ситуация ярко демонстрирует то, как из обыденной жизни человека могут вырвать любовные влечения.
Мужем героини представлен самодовольный офицер. При чем он постоянно ревнует свою супругу ко всем лицам мужского пола, с кем бы она не общалась. На примере данного героя Иван Бунин демонстрирует, что ревность порождает любовь разрушительную, болезненную.
Нельзя представить себя крепкие чувства, которые загоняют в какие-то ограничения. Им невозможно дать какое-то нормированное определение, заставить подчиняться каким-то правилам. Любовь есть стремление, что невозможно обуздать, словно это жажда жить. Именно она производит перевороты в человеческих сердцах и толкает людей покинуть зону комфорта. Именно этим и занимаются основные персонажи рассказа «Кавказ».
Не обращая внимания на всю опасность и риск, герои находят в себе силы, чтобы сбежать на Кавказ. Их бережет любовь.
Другие сочинения: ← Смысл произведения Чистый понедельник↑ БунинАнализ произведения Роман горбуна →
Сочинение по рассказу Бунина «Кавказ»
Иван Алексеевич Бунин запомнился современникам как человек с тонкой душой, острым восприятием мира и своими взглядами на все вокруг. Он любил жизнь, с уважением относился к семье, восхищался русской природой. Все эти грани своего характера он отобразил в своем творчестве: проникновенных стихотворениях и незабываемой прозе.
Любовь в понимании Бунина – это некая сила, способная в корне изменить жизнь человека. Она может даровать ему великое счастье и ужасную боль. История о такой любви поведана читателю в рассказе «Кавказ».
У героя и героини, не имеющих имен, начался роман. Они вынуждены скрывать свои чувства, ведь героиня замужем. Она боится супруга, который, как она думает, уже начал что-то подозревать. Но влюбленные счастливы и бредят мечтой о совместном побеге к морю, на побережье Кавказа, где их никто не знает и где они уже не будут должны скрывать свои чувства. Такой побег удается. Они сбегают на юг и счастливы.
При помощи противопоставления автору удалось ярко разграничить восприятие лета в Москве, откуда они сбежали, и на Кавказе, куда они подались. В Москве душно и сыро. На Кавказе сухо, тепло и солнечно. Здесь повсюду цветут магнолии, и аромат их так и манит к себе.
Но настоящая история, заслуживающая особого внимания, происходит не на Кавказе. Это трагедия второго мужчины в любовном треугольнике – покинутого мужа. О нем читатель узнает немного. Лишь то, что он офицер, у него властный характер, что он бывает жесток. Рассказчик видит картину, как супруг усаживает заботливо свою жену в вагон, не зная, что она собирается покинуть его навсегда. Чуть позже читатель узнает, что он начинает искать жену, а затем, видимо, узнав правду, застрелился в номере гостиницы.
В рассказе создается резкий контраст между тем, что испытывают убежавшие влюбленные, описанием красот Кавказа, южных ночей – и какой-то немногословной хроникой действий законного супруга, чье истинное страдание лишь угадывается между скупых на эмоции строк.
Так у него ли, этого брошенного офицера был жестокий и самолюбивый характер? Создается впечатления, что эти слова супруга сказала сама о себе. Она легкомысленна, ее не заботит чужая жизнь, она живет лишь собственными желаниями.
А что говорить о ее избраннике? Он полная противоположность ее мужа. И в этом противопоставлении не выигрывает. Супруг считает, что должен защищать свою честь во что бы то не стало, он открыто выражает свое мнение, он заботиться о жене, провожая в путешествие. А ее любовник лишь трусливо прячется в купе.
Очень впечатляет одновременность происходящих событий: сбежавшая пара плачет от счастья, а в этот момент происходит трагедия, в которой они виноваты – офицер уходит из жизни.
Человек в этом рассказе умер не в состоянии аффекта, а потому что свою крупицу счастья в жизни он уже получил, теперь ее отобрали и жить больше остается не для чего.
Школяру.ру | В помощь школьнику
В разные годы Бунин говорил о любви с разной степенью откровенности. В его ранней прозе герои молоды, открыты и естественны. В таких рассказах, как «В августе», «Осенью», «Заря всю ночь», все на редкость просто, кратко и значительно. Чувства, которые испытывают герои, двойственны, расцвечены полутонами. И хотя Бунин рассказывает о людях, чуждых нам по облику, быту, отношениям, мы сразу узнаем и по-новому понимаем собственные предощущения счастья, ожидания глубоких душевных поворотов. Сближение бунинских героев редко достигает гармонии, чаще оно исчезает, едва возникнув. Но жажда любви пылает в их душах. Печальное прощание с любимой завершается мечтами («В августе »): «Сквозь слезы я смотрел вдаль, и где-то мне грезились южные знойные города, синий степной вечер и образ какой-то женщины, который слился с девушкой, которую я любил…». Свидание запоминается, потому что свидетельствует о прикосновении к подлинному чувству: «Была ли она лучше других, которых я любил, я не знаю, но в эту ночь она была несравненной» («Осенью»). А в рассказе «Заря всю ночь» говорится о предчувствии любви, о нежности, которую юная девушка готова излить на своего будущего избранника. При этом юности свойственно не только увлекаться, но и быстро разочаровываться. Бунин показывает нам этот мучительный для многих разрыв между мечтами и действительностью. После ночи в саду, полной соловьиного свиста и весеннего трепета, юная Тата вдруг сквозь сон слышит, как ее жених стреляет галок, и понимает, что она вовсе не любит этого грубого и обыденно-приземленного человека.
И тем не менее в большинстве ранних рассказов Бунина стремление к красоте и чистоте остается главным, подлинным движением души героев. В 20-е годы, уже в эмиграции, Бунин пишет о любви, словно оглядываясь в прошлое, всматриваясь в ушедшую Россию и тех людей, которых уже нет. Именно так воспринимается нами повесть «Митина любовь» (1924). Здесь Бунин последовательно показывает, как происходит духовное становление героя, ведет его от любви к краху. В повести жизнь и любовь тесно переплетаются. Любовь Мити к Кате, его надежды, ревность, смутные предчувствия словно бы подернуты особой печалью. Катя, мечтающая об артистической карьере, закружилась в фальшивой жизни столицы и изменила Мите. Его муки, от которых не смогла спасти связь с другой женщиной — красивой, но приземленной Аленкой, привели Митю к самоубийству. Митина незащищенность, открытость, неготовность к столкновению с грубой реальностью, неумение страдать заставляют нас острее почувствовать неотвратимость и недопустимость случившегося.
В ряде бунинских рассказов о любви описывается любовный треугольник: муж — жена — возлюбленный («Ида», «Кавказ», «Прекраснейшая солнца»). В этих рассказах царит атмосфера незыблемости установленного порядка. Брак оказывается непреодолимой преградой к достижению счастья. И часто то, что дается одному, беспощадно отнимается у другого. В рассказе «Кавказ» женщина уезжает с возлюбленным, точно зная, что с момента отправления поезда для ее мужа начинаются часы отчаяния, что он не выдержит и бросится за ней следом. Он действительно ищет ее, а не найдя, догадывается об измене и стреляется. Уже здесь появляется мотив любви как «солнечного удара», ставший особой, звенящей нотой цикла «Темные аллеи».
С прозой 20–30-х годов рассказы цикла «Темные аллеи» сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все или почти все рассказы ведутся в прошедшем времени. Автор словно стремится проникнуть в глубины подсознания героев. В большинстве рассказов автор описывает телесные наслаждения, прекрасные и поэтичные, рожденные подлинной страстью. Даже если первый чувственный порыв кажется легкомысленным, как в рассказе «Солнечный удар», то все равно он ведет к нежности и самозабвению, а затем — к настоящей любви. Именно так происходит с героями рассказов «Темные аллеи», «Поздний час», «Руся», «Таня», «Визитные карточки», «В одной знакомой улице». Писатель пишет об одиноких людях и обычных жизнях. Именно поэтому прошлое, осененное юными, сильными чувствами, рисуется поистине звездным часом, сливается со звуками, запахами, красками природы. Словно сама природа ведет к душевно-телесному сближению любящих друг друга людей. И сама природа ведет их к неизбежному расставанию, а иногда — к смерти.
Мастерство описания бытовых деталей, а также чувственного описания любви присуще всем рассказам цикла, но написанный в 1944 году рассказ «Чистый понедельник» предстает не просто повестью о великой тайне любви и загадочной женской душе, а некой криптограммой. Слишком многое в психологической линии рассказа и в его пейзажных и бытовых деталях кажется зашифрованным откровением. Точность и обилие деталей — не просто приметы времени, не просто ностальгия по навсегда потерянной Москве, а противопоставление Востока и Запада в душе и облике героини, уходящей от любви и жизни в монастырь.
Бунинские герои жадно ловят мгновения счастья, горюют, если оно проходит мимо, сокрушаются, если обрывается нить, связующая их с любимым человеком. Но при этом они никогда не способны сразиться с судьбой за счастье, выиграть обыкновенный житейский бой. Все истории — рассказы о бегстве из жизни, хоть на краткий миг, хоть на один вечер. Герои Бунина бывают эгоистичны и неосознанно циничны, но все равно теряют самое дорогое — своих возлюбленных. И им остается только вспоминать о жизни, от которой пришлось отказаться. Поэтому любовная тема у Бунина всегда пронизана горечью утраты, расставания, смерти. Все истории о любви заканчиваются трагически, даже если герои остаются в живых. Ведь они при этом теряют лучшую, ценную часть души, теряют смысл существования и оказываются в одиночестве.
Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».
У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И этот побег им удается.
С помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и «нестерпимое сухое» солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.
Но подлинная трагедия происходит не здесь. Это трагедия третьего – обманутого мужа. О нем известно немного. Со слов героини, у него «жестокий, самовлюбленный характер». Он как-то сказал ей: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Затем герой встречает его на вокзале, где он провожает свою жену. У него высокая фигура, широкий шаг, он заботливо устраивает жену в вагоне. Наконец короткими, бесстрастными словами автор описывает, как он искал жену и, не найдя ее нигде, застрелился в номере гостиницы.
Создается резкий контраст между чувствами счастливых влюбленных, описанием красоты природы, южной ночи – и почти хроникой действий третьего героя, чье страдание только угадывается за скупыми строчками. У него «жестокий, самолюбивый характер»? Но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем только помеху своему роману? Он сказал о том, что защитит свою честь – но это характеризует его как решительного и смелого человека. Особенно резкий контраст между уверенным его поведением на вокзале и трусливой осторожностью героя, который прячется в купе. Так за строками рассказа Бунина виден сильный и мужественный человек, страдающий, потому что его обманули, предали. Особенно впечатляет одновременность событий: влюбленные плачут от счастья, а в это время разыгрывается трагедия, в которой они повинны.
И.А. Бунин рисует читателям трагедию любви как неповторимый художник самых тонких чувств и человеческих переживаний.
Драматизм рассказа « Кавказ », противопоставление величия природы и фальши человеческих отношений в нём. Мастерство Бунина-прозаика.
Прозаика и поэта И.А. Бунина называют ювелиром слова. Он был первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе. Аристократ по происхождению, литератор вошел в историю как один из ярчайших представителей Серебряного века. В прозе он подобно живописцу рисовал картины жизни своих героев, пропитанные пейзажами и красотами родных пенатов. Ведь тема России и ее судьбы особенно остро стояла перед Буниным, проведшим в вынужденной эмиграции большую часть жизни. И многие произведения, принесшие ему известность и признание, были написаны именно на чужбине.
История создания
Впервые рассказ «Кавказ», который входит в знаменитый цикл «Темные аллеи», был опубликован в 1937 году. В то время Бунин уже давно жил за границей. В своих воспоминаниях он порой обижался на современников, которые скептически относились к его словам о выдуманности сюжетов произведений. И тому есть объяснение. Автор всегда описывал события удивительно реалистично, буднично и потому убедительно. Но в основе «Кавказа», однако, лежат события, имевшие место в жизни самого Бунина. Когда-то он уезжал из Москвы в Киев с одной замужней дамой. При этом, как и в рассказе, автор не признавался, то ли любовь это была, то ли связь. Финал истории трагичен.
К тому же на Кавказе Иван Алексеевич никогда не был. Но описание местных красот он осознанно сравнивал с мрачной осенней Москвой. Ведь личная жизнь писателя не складывалась безоблачно и гладко. А потому увядающая природа столицы и символизирует непостоянство, эфемерность человеческих чувств. Но наряду с этим детальное описание кавказских пейзажей напоминает о существовании любви, счастья и умиротворения.
Образ героя
Повествование ведется от первого лица, но имени главного героя читатель не знает. О нем, вообще говоря, почти ничего не известно. Кем является герой Бунина? Нет ни имени, ни других сведений. Понятно лишь, что он приезжает в Москву, где встречается с женщиной, с которой собирается отправиться на Кавказ.
Является обязательным на уроке литературы анализ рассказа Бунина «Кавказ». 8 класс – этап в школьной программе, когда ученик уже должен обладать определенными навыками и владеть основными понятиями, такими как композиция, сюжет, фабула. Однако стиль этого писателя и его манера изложения сложны для восприятия ученика. Анализ рассказа Бунина «Кавказ» в 8 классе включает характеристику персонажей, определение композиции и художественных средств. Но если в произведениях других представителей русского реализма сделать это относительно просто, то проза этого писателя создает в этом смысле определенные сложности.
На первом плане в рассказах Бунина – чувства, эмоции героев, страсти, которые движут их поступками. Эта темы была некогда заимствована русским писателем в творчестве немецкого автора Томаса Манна, но позже, проработанная в необыкновенном художественном стиле, приобрела неповторимые формы. Персонаж Бунина – человек, охваченный страстью. Пребывая в страхе быть обнаруженным, он останавливается в номерах незаметных гостиниц. Его действиями руководят чувства, но он не способен нести ответственность за свои поступки.
В основе сюжета лежит любовный треугольник. Жена оставляет мужа-офицера и поездом уезжает с тайным воздыхателем на Кавказ. История рассказана от лица любовника. Описание пронизано его личными переживаниями, впечатлительностью и мнительностью. Тревожная натура в тревожном проявлении запретных чувств.
Муж женщины подозревает ее в измене, а потому отправляется следом, разыскивая ее на курортах, с которых она отправляла ему открытки. Не отыскав жену, но осознав ее обман, он застрелился, стремясь тем самым сохранить свою офицерскую честь.
Сочинение 2
Рассказ излагается от первого лица, несчастный мужчина приезжает в Москву и селится в захудалом номере возле Арбата.
Он сильно полюбил девушку, с которой виделся всего пару раз.
Вся жизнь его заключается в тех немногих встречах с ней. Девушка так же испытывает к автору нежные чувства, но вот печаль, она уже была замужем. Барышня сильно переживает, что муж узнает о романе или найдет ее пылкие письма к нему.
Не в силах быть в разлуке, влюбленные задумали уехать на Кавказ к морю. У них есть мысль прожить в том е месяц. Они не знали себя от счастья, когда им все же удалось осуществить свой план поездки.
В день отъезда они условились, что он приедет первый на вокзал, а она как можно позднее его. Влюбленный быстро проник в купе и сел подле окна выглядывать ее. Он был встревожен уже время отъезжать, а любимой так и не видать. Но тут появилась его возлюбленная в сопровождении своего мужа он у нее офицер. В сопровождении она зашла в следующий вагон, прозвенел последний звонок и они тронулись. После чего в сопровождении кондуктора барышня попала в его купе. После сопровождения кондуктор получил щедрое вознаграждение в червонец.
Зайдя в купе, молодая особа улыбнулась возлюбленному, и поведала ему, как сильно она переживает, что муж будет ее искать. Когда девушка уезжала, она сказала своему мужу дав ориентир Гагры и Геленджик. Она знала, примерно через четверо суток муж посетит Геленджик.
Всю поездку автор со своей спутницей наслаждался природой за окном.
Немного погодя девушка отправила своему мужу пару строк из Геленджика и так же из Гагр. В которых она говорила, что пока еще не может сказать свой адрес. Так как до конца нигде не устроилась.
Тем временем двое возлюбленных облюбовали местечко на берегу моря, и все время созерцали красоту природы, наслаждались отдыхом и уединением. Неподалеку от их жилища протекала горная река с обитавшими возле нее барсами. В моменты когда шел дождь барсы приходили к хижинам людей и просились внутрь. В этот момент девушка всегда плакала созерцая их просьбы.
Но пришло время, и бравый офицер бросился на поиски супруги. Он не нашел ее в указанных местах. После пары дней пребывания в Сочи так и не найдя возлюбленную решил покончить с собой. Поплавав в море, он привел себя в порядок, выпив бутылку шампанского и выкурив сигарету. А в номере он совершил самоубийство, выстреливши из пары револьверов себе в голову.
Главные герои и их характеристика
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА И. А. БУНИНА «КАВКАЗ»
Русская литература | Филологический аспект №5 (5) Сентябрь, 2015
Дата публикации 20.09.2015
Глухова Юлия Олеговна Кубанский государственный университет
Аннотация: В статье предпринята попытка комплексного анализа новеллы И. А. Бунина «Кавказ». В ходе филологического исследования обнаруживаются и интерпретируются скрытые смыслы этого произведения. Отдельное внимание уделено рассмотрению образов главных героев. Ключевые слова: Бунин И.А., Кавказ, скрытый смысл, герменевтика
PHILOLOGICAL ANALYSIS OF THE I.A. BUNIN’S STORY CAUCASUS
Glukhova Julia Olegovna Kuban State University
Abstract: In the article the author attempts to do comprehensive analysis of the short story Causasus by Ivan Bunin. In the process of philological research the hidden meanings of the text were detected and interpreted. Special attention was paid to the image of the main characters. Keywords: Bunin I.A., Caucasus, subtext, hermeneutics
1. Бунин И. А. Жизнь Арсеньева. Рассказы 1932-1952. [Электронный ресурс] URL: https://fanread.ru/book/8778923/?page=76. 2. Бунин И. А. Темные аллеи – М. : РИПОЛ классик, 2013. – 320 с. 3. Ветхий Завет. Песнь песней Соломона. [Электронный ресурс] URL: https://www.biblioteka3.ru/biblioteka/biblija/pesn_solom/txt04.html. 4. Исаева Л.А. Лингвистический анализ художественного текста: герменевтико-интерпретационный подход: учеб. пособие / Л. А. Исаева. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2013. — 151 с.
← Предыдущая статьяРОМАН П.Д. БОБОРЫКИНА «ЖЕРТВА ВЕЧЕРНЯЯ» В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60-80-Х ГОДОВ XIX В.
Следующая статья →ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖДОМЕТИЙ АНГЛИЙСКОГО, РУССКОГО И ТУРКМЕНСКОГО ЯЗЫКОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Расскажите о нас своим друзьям:
Темы и проблематика
Автор рассказа ставит перед героями сложные жизненные вопросы. При анализе «Кавказ» Бунина можно вспомнить о моральных нормах и поразмышлять, укладываются ли в них поступки персонажей. При этом важно учесть психологическое состояние любовников. С одной стороны, они пребывают в гармонии, испытывают блаженство. С другой — встревожены ситуацией, и чувствуют опасность, которая исходит от их необдуманных действий.
В произведении затронуты вопросы любви и ненависти, смысла жизни, роковых обстоятельств, приводящих к гибели. Однако основной проблемой является преступная любовь, которая является главной темой рассказа. Герои по-своему выпутываются из обстоятельств, а читатели наблюдают финал. Важные темы, которые затрагивает автор:
Проблемы
Проблематика рассказа «Кавказ» заключает в себе сложные жизненные вопросы, ответы на которые пытаются найти герои. Можно выделить морально-этические стороны и размышлять, укладываются ли в эти нормы поступки персонажей. Также значим психологический аспект, согласно которому любовники пребывают в постоянном ощущении опасности, тревоги, но и безоблачного счастья.
Автор затрагивает в своем произведении вечные проблемы любви и ненависти, жизни и смерти, смысла жизни. Но основной проблемой остается все же преступная любовь, так как именно она связана с главной темой рассказа. Герои предлагают свой путь решения, позволяя читателю наблюдать возможный исход.
Смысл
Ради чего же Бунин написал свой рассказ «Кавказ»? Опять же, если доверять некоторым источникам, писатель на личном опыте имел связь с замужней женщиной. Но ему так и не довелось узнать, как сложилась дальнейшая судьба ее мужа. И беспощадный финал рассказа выглядит, как попытка домыслить развитие событий.
Говоря об идее произведения, можно заметить, что автор вновь подчеркивает значимость любви в жизни человека. Но в контексте рассказа «Кавказ» он намекает, что выбор пути закреплен за каждым из нас, и цена счастья у каждого своя.
Возможно, автор рассуждает, что, обрекая на гибель одного человека, достигнуть покоя с другим не получится. Муки совести рано или поздно проснутся. Но герои сделали свой выбор в пользу чувства, а в последствиях этого они могли видеть лишь угрозу собственной безопасности и утраты возможности быть вместе, но никак не гибель мужа-офицера.
И.А. Бунин раскрыл в своем рассказе «Кавказ» трагедию любви, через морально-эмоциональный выбор героев, проиллюстрировав, как на фоне искреннего и светлого чувства двух влюбленных может разыграться личная драма одного обманутого и отвергнутого человека. Главная мысль произведения – указать на острые грани любовного конфликта, на то, как легко порезаться о страсти, пылающие в сердцах людей. И все же, несмотря на трагический финал, автор не перестает петь гимн любви, гимн чувствам, которые делают жизнь человека яркой, насыщенной и стремительной.
Вывод
Эгоизм порождает лишь ответное равнодушие. Автор показывает это на примере судьбы офицера. Он не соглашался мирно отпустить жену, видя и чувствуя ее отторжение. Их брак был обречен, но мужчина больше переживал за свою репутацию в обществе, чем за супругу, и за это был наказан. В ответ на его нежелание что-либо предпринять женщина идет на обман, предпочитая, как и он, следовать своим убеждениям и нуждам, пренебрегая интересами партнера. Увидев замкнутый круг безразличия, где он бегал за женой по курортам, офицер осознал свою ошибку, но не смог найти метода ее исправления.
Автор учит нас быть чуткими по отношению друг к другу, учит идти не напролом, а на компромисс. В каждом конфликте есть разумное решение, просто нужно быть готовым поступиться чем-то своим ради блага окружающих людей. Этого умения не хватает многим, и его нехватка плачевно отражается на межличностных отношениях во всех сферах жизни.
Автор: Нелли Зиновьева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!