Психологизм рассказа чехова о любви 8 класс с ответами

Сказки

Тема любви в рассказе А. П. Чехова «о любви». Психологизм прозы Чехова

Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков.

В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых людей.

Начинается рассказ с разговора главного героя Павла Константиновича Алехина с его гостем Буркиным о тайне любви. Рассказав историю, как в невзрачного пьяницу повара Никанора влюбилась красавица Пелагея, Алехин недоумевает, как можно было влюбиться в «это мурло». Как зарождается любовь? При рассмотрении этого таинственного явления возникают только вопросы, на которые человечество не дало ни одного ответа, тем более что любовь индивидуальна в каждом отдельном случае, для каждой пары – своя. Собеседники приходят к выводу, что мы, русские, убиваем любовь «роковыми» вопросами: честно это или не честно, умно или глупо, к чему приведет эта любовь и так далее. «Хорошо это или нет, – говорит герой, – я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает – это я знаю».

Алехин рассказывает другу свою трагическую историю. После университета приехал он в имение отца, «на котором было много долгов». Павел решил остаться в деревне и возродить имение, он чувствовал себя обязанным, так как отец много тратил, платя за его обучение. Алехин развил бешеную деятельность: «Я не оставлял в покое ни одного клочка земли, я сгонял всех мужиков и баб из соседних деревень, работа у меня тут кипела неистовая; я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы».

Алехина выбрали в мировые судьи, пришлось выезжать в город, что было для него праздником после тяжелого сельского труда. В одну из поездок Алехин знакомится с Лугановичем, товарищем председателя окружного суда, который пригласил его к себе обедать. Так герой познакомился с Анной Алексеевной, женой Лугановича, которой было не более двадцати двух лет. Сейчас, после многих лет, Алехин не может объяснить, что же такого было в этой женщине. Он вспоминает: «Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную, женщину, какой я раньше никогда не встречал; и сразу я почувствовал в ней существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то…»

Муж Анны был простодушный добряк, жили они мирно и благополучно, полгода назад родился ребенок. Алехина они принимали со всем возможным гостеприимством. Уехав к себе в Софьино, Алехин все лето видел перед собой стройную белокурую женщину, Анну. Встреча глубокой осенью в театре еще более сблизила их. Алехин стал часто бывать в доме Анны, стал там своим человеком, его любили и слуги, и дети Лугановичей. Герой с горечью говорит: «Есть пословица: не было у бабы хлопот, так купила порося. Не было у Лугановичей хлопот, так подружились они со мной». Новые друзья очень заботились об Алехине, жалели, что он, такой умный человек, вместо интеллектуального труда вынужден крутиться в деревне, вечно без денег, предлагали ему взять у них в долг, но Алехин не брал никогда.

Герой в тоске думает: что такого в муже Анны, человеке уже за сорок, примитивно мыслящем, скучном, вялом добряке? Почему Анна не встретилась ему, Алехину, почему произошла такая ошибка? Любовь Алехина взаимна. Анна с нетерпением ждет его приездов, но о своих чувствах герои не говорят. Алехин думает, что сломает жизнь Анны, ее мужа, детей. Куда приведет он ее? Кто он такой? Что он может ей дать? Что будет с ней в случае его болезни или если они разлюбят друг друга? И Анна рассуждала в том же духе.

А годы шли. Алехин и Анна ходили вместе в театр, о них говорили уже бог знает что, но после театра герои прощались и шли в разные стороны. И Алехина, и Анну совершенно вымотали такие отношения, Анна нервничала и раздражалась. И тут пришло известие, что Лугановича переводят служить в другой город. Анна уезжала в Крым, куда советовали ей ехать доктора, а ее муж оставался распродавать вещи, дачу и прочее. Когда Анна уже села в купе, Алехин вбежал, чтобы поставить на полку еще одну корзинку. «Когда тут, в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки, мокрые от слез, – о, как мы были с ней несчастны! – я признался ей в своей любви и со жгучей болью в сердце понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить». Герой понял, что в рассуждениях о любви нужно исходить «из высшего, более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Поезд уже шел, герой поцеловал свою Анну в последний раз, и они расстались навсегда. Алехин зашел в соседнее пустое купе, сидел и плакал до первой остановки поезда, а потом пошел к себе в Софьино пешком.

Рассказ Чехова «О любви» не утратил актуальности и сегодня. В отношениях людей и в общественном мнении ничего не изменилось. Чудо любви – величайший дар Бога, редкие люди могут принять его и счастливо жить с ним.

Читайте также:  Рассказ моряка о великой отечественной войне

Русская литература ХХ века

Источник

ПСИХОЛОГИЗМ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА «О ЛЮБВИ».

ТЕМА: «Психологизм рассказа

образовательная – расширить представление обучающихся о личности А.П. Чехова; дать понятие о психологизме произведения; проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев, попытаться понять причину их несчастья;

развивающая – способствовать развитию навыков анализа текста;

воспитательная – способствовать воспитанию чуткого отношения к любви, способности понимать переживания другого человека;

Вид урока: Совершенствование ЗУН

Наглядность: портрет А.П. Чехова, выставка книг с произведениями писателя.

1. Психологическая установка.

Обращение внимания обучающихся на портрет писателя и его книги.

Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное,

из несчастья делает счастье.

Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».

Он был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник».

Эти три рассказа составили цикл, который получил название «Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни».

Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни. Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи добровольно заточают себя.

Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр мелких чувств и интересов, футляр никчемного существования. Верхом мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке и удовлетворяющий физиологическую потребность героя в еде. В конце он теряет человеческий облик и становится похожим на свинью.

Заключительный рассказ трилогии «О любви» повествует о самом страшном футляре: любящие друг друга люди даже себе не могут признаться в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены общественные приличия.

Мы должны проследить за историей отношений героев и определить идею рассказа А.П.Чехова. В этом нам поможет такое понятие, как психологизм.

3. Теория литературы.

Психологизм в литературе – это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей.

Способностью передавать ощущения и чувства обладают и прочие виды искусства.

Но литература, благодаря своей образности, имеет возможность изображать душевное состояние человека до мельчайших подробностей.

Автор, стремясь описать внутренний мир героя, приводит детали его внешнего облика, интерьера помещения.

Нередко в литературе для передачи психологического состояния персонажей используется такой прием, как пейзаж.

4. Анализ рассказа «О любви»

– Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине? (Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

– О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

– Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

– Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? (Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

– Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

– Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? (На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

– Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

Какое значение имеют картины природы в рассказе? («Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)

– Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку: «Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».

-Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
– В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? (Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)
– Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? (Ответы обучающихся)

Читайте также:  Прокофьев инструментальный состав для которого написана сказка петя и волк

5. Подведение итогов.

– О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
– К каким выводам вы пришли?

Каждый должен готовить себя к большой и настоящей любви. Только такая любовь способна принести счастье. Надо уметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы.

Самая красивая, чистая любовь у вас еще впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы ваша любовь была взаимной и хочу, чтобы в вашей любви не было сомнений, как у героя рассказа Чехова.

6. Домашнее задание: творческая работа по теме «О чем заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?

Источник

Урок литературы в 8-м классе на тему «Рассказ А.П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье»

Разделы: Литература

Предметная тема: «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».

Метапредметная тема: «Счастье и несчастье».

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. (А.П.Чехов)
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. (Пифагор)
Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье. (Л.Н.Толстой)

1. Оргмомент

– Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».
– Что вы знаете о Чехове, какие его произведения читали?

2. Слово о писателе. Индивидуальный ответ

3. Работа с текстом (беседа)

– Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине? (Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

– О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

– Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

4. Словарная работа

– Что такое счастье?
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

– Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

– Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? (На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

– Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

Какое значение имеют картины природы в рассказе? («Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)

5. Решение основной проблемы урока

– Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:

«Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».

Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
– В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? (Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)
– Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? (Индивидуальные опережающие задания – анализ нескольких фильмов, данные статистики)

6. Подведение итогов урока

– О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
– К каким выводам вы пришли?

7. Домашнее задание

Написать сочинение – письмо в будущее «Остаться счастливым я смогу, если…»

Источник

КОНСПЕКТ 8 КЛАСС»А.П.ЧЕХОВ»О ЛЮБВИ»»

специалист в области арт-терапии

Дата №урока класс 8л

Тема урока: «Психологизм рассказаА.П. ЧЕХОВа»О ЛЮБВИ».

Планируемые результаты(в соответствии с ФГОС):

— образовательная – расширить представление обучающихся о личности А.П. Чехова; дать понятие о психологизме произведения; проследить за мыслями, чувствами и поступками главных героев, попытаться понять причину их несчастья;

— развивающая – способствовать развитию навыков анализа текста;

— воспитательная – способствовать воспитанию чуткого отношения к любви, способности понимать переживания другого человека;

Оборудование урока: портрет А.П. Чехова, выставка книг с произведениями писателя.

1. Оргмомент.Психологическая установка.

Обращение внимания обучающихся на портрет писателя и его книги.

Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное,

Читайте также:  Придумать фантастический рассказ 4 класс в необычном месте

из несчастья делает счастье.

3.Актуализация опорных знанийю

Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».

Он был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник».

Эти три рассказа составили цикл, который получил название «Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни».

Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни. Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи добровольно заточают себя.

Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр мелких чувств и интересов, футляр никчемного существования. Верхом мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке и удовлетворяющий физиологическую потребность героя в еде. В конце он теряет человеческий облик и становится похожим на свинью.

Заключительный рассказ трилогии «О любви» повествует о самом страшном футляре: любящие друг друга люди даже себе не могут признаться в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены общественные приличия.

Мы должны проследить за историей отношений героев и определить идею рассказа А.П.Чехова. В этом нам поможет такое понятие, как психологизм.

4.Сообщение темы урока.

Психологизм в литературе – это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей.

Способностью передавать ощущения и чувства обладают и прочие виды искусства.

Но литература, благодаря своей образности, имеет возможность изображать душевное состояние человека до мельчайших подробностей.

Автор, стремясь описать внутренний мир героя, приводит детали его внешнего облика, интерьера помещения.

Нередко в литературе для передачи психологического состояния персонажей используется такой прием, как пейзаж.

4. Изучение нового материала.

Анализ рассказа «О любви»

– Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине? (Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

– О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

– Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

– Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? (Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

– Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

– Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? (На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

– Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

Какое значение имеют картины природы в рассказе? («Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)

– Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку: «Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».

-Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

– В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? (Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)

– Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? (Ответы обучающихся)

5. Подведение итогов.

– О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?

– К каким выводам вы пришли?

Каждый должен готовить себя к большой и настоящей любви. Только такая любовь способна принести счастье. Надо уметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы.

Самая красивая, чистая любовь у вас еще впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы ваша любовь была взаимной и хочу, чтобы в вашей любви не было сомнений, как у героя рассказа Чехова.

6. Домашнее задание: творческая работа по теме «О чем заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?

Источник

Познавательное и интересное