Психологизм рассказа после бала 8 класс кратко

Сказки

Краткий и полный анализ рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Рассказ отражает глубокое разочарование автора в устройстве общества, желание изменить его ценности, сделав главным ориентиром человека, а не сословную принадлежность.

Рассказ «После бала» был написан в 1903 году на основе жизненной истории родного брата писателя, С.Н. Толстого.

Жанр – рассказ (род литературы – эпос);
Направление – реализм;
Основная идея – человека определяет не только среда, но и внутренняя нравственность;
Тема и проблема – социальное бесправие низших сословий, двуличие аристократии;
Композиция – «рассказ в рассказе», состоит из 4 частей: спор в гостиной, сцена бала, сцена наказания и короткое заключение.

п.1. Тематика и проблематика

Тема бесправного положения более низких сословий выражается в сценах наказания беглого солдата-татарина под руководством полковника. Наказание слишком жестокое, оно несопоставимо с совершенным нарушением. Солдата прогоняют через 2 шеренги сослуживцев, которые должны его бить и не могут отказаться от участия в экзекуции. Человека при этом забивают до смерти.

В царской России времен правления Николая I (в 40-х годах 19 века) это считалось обыденной практикой, даже сами солдаты порой были уверены, что «это по закону, по суду».

Подробнее об этом – в статье Л. Н. Толстого «Николай Палкин», 1887 г.

Проблема: Слабые стороны социального устройства не пытались изменить, а ужесточили порядки в отношении низших сословий, чтобы держать их в подчинении и страхе.

Тема двуличия высших слоев общества раскрывается через двойственный образ полковника, его поведение построено на контрасте.

Проблема: то, что Иван Васильевич видит как двуличие, является нормальным для полковника. Автор акцентирует внимание: нормы общества могут быть несправедливыми и бесчеловечными, но при этом законными.

Разочарование в религии показано косвенно, прямо автор этого не говорит. Достаточно сопоставить даты событий, чтобы увидеть символизм и критику. Бал происходит в последний день Масленицы, а значит расправа над солдатом – в первый день Великого поста, Чистый понедельник. Это день особого благочестия и духовного очищения, что не вяжется со сценой экзекуции. Немаловажно, что наказание обрушивается на солдата мусульманской веры.

Проблема: справедливости нет ни в светском устройстве государства, ни в духовном, людей низшего сословия ничто не может защитить. Церковь молчит, когда государство карает.

п.2. Идея и пафос рассказа

Человек способен преодолеть влияние среды и увидеть социальную несправедливость, даже если она не коснулась его напрямую. Бесчеловечность и жесткость всегда отзовутся в душе нравственного совестливого человека отвращением, а найти оправдание увиденной сцене наказания не получится.

Можно жить в аристократической среде, но уметь видеть человека в каждом, а не только среди представителей своего сословия. Иван Васильевич доносит до читателей убеждения самого писателя, великого гуманиста и правозащитника.

п.3. Основные герои

Конфликт произведения завязан на этих героях, остальные персонажи дополняют сюжет. Образы юной беззаботной красавицы Вареньки и измученного солдата подчеркнуто контрастны.

п.4. Литературные приёмы

Говорящее название «После бала» показывает, что изменения в состоянии героя наступили именно после памятного утра.

Антитеза – прием противопоставления сцен бала и казни.

Контраст выражается с помощью образов и детальных описаний, это видно даже по сопоставлению лексики.

Бал: Варенька, любовь, танцы, эйфория, душевный подъём, красота человеческих отношений, улыбка, грация, красноречивые взгляды, яркие краски, сочувствие, нежность, красивая музыка.

Читайте также:  Пословицы на рассказ тихое утро

Портрет помогает проникнуть во внутренний мир героев: внешность, мимика, жесты, манера держаться создают наполненный образ.

Образ полковника рушится, когда он проявляет зверскую жестокость к подчиненному.

п.5. Конфликт произведения

Молчаливый протест героя выражается так: он оставил мысли о любой службе (не только военной) и «никуда не годился», сохранив до зрелых лет убеждение, что увидел в то утро социальную аномалию.

Источник

«После бала» (Л. Толстой)

Цитата: «Чем сильнее я был влюблён, тем бестелеснее становилась для меня она».

История создания: произведение основано на реальных событиях, происшедших с братом Льва Толстого Сергеем Николаевичем.

Проблематика:

Смысл названия: название рассказа имеет большое значение: оно указывает на двойную жизнь, которую фактически вело русское дворянство. Во время бала — красивые, чинные, накрахмаленные, танцующие. После бала (то есть в своей обычной жизни) — порой жестокие, бесчеловечные, демонстрирующие животное поведение.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: к жанровым особенностям «После бала» можно отнести то, что это фактически «рассказ в рассказе»: историю, являющуюся фабулой, рассказывает Иван Васильевич в качестве ответа на вопрос о том, что нужно для совершенства личности.

Время и место действия: поскольку композиционно «После бала» представляет собой рассказ в рассказе, то имеет смысл говорить отдельно о первом и втором рассказе. Рассказ, действующими лицами которого являются собеседники Ивана Васильевича и он сам, относится к современному для автора периоду (это 70-80-е годы XIX в.). Рассказ, который преподносит слушателям Иван Васильевич, можно отнести к 40-м годам XIX в. Место действия первого рассказа не указано; что касается второго рассказа, то в нём можно обозначить два значимых пространства — масленичный бал у губернатора и площадь, на которой наказывали дезертира.

Действующие лица

Краткое содержание

В беседе возникает тема личного совершенства. Иван Васильевич рассказывает по этому поводу историю.

Когда Иван Васильевич был студентом, он влюбился в некую Вареньку. На балу у губернатора он познакомился с её отцом Петром Владиславовичем и был искренне восхищён этим красивым и подтянутым военным. Мазурку Варя танцевала с отцом, и Иван Васильевич смотрел на их танец восторженно. Варя также проявляла интерес к Ивану и подарила ему пёрышко от веера.

В этот день Ивану Васильевичу не спалось, он прогуливался по городу и заметил толпу. Оказалось, что люди смотрели, как наказывают дезертира. Несчастного прогоняли через полк, и каждый солдат должен был с силой ударить его палкой по спине. Спина наказуемого превратилась в ужасное кровавое месиво. Командовал этим действом Пётр Владиславович, отец Вареньки. Он заметил Ивана Васильевича, но ничем не выдал, что они знакомы — лишь приказывал солдатам не жалеть дезертира и бить сильно.

Это так впечатлило Ивана Васильевича, что он пронёс воспоминание через всю жизнь. Его чувства к Вареньке охладели: каждый раз, когда он глядел на неё, вспоминал этот случай. Иван Васильевич всё пытался понять, как оправдывает себя полковник, но не мог, а потому не смог впоследствии посвятить себя военной службе.

Экранизация

«После бала» (СССР, 1962). Типовые задания

Читайте также:  Сказки про золушку мультики

Что Варя подарила Ивану Васильевичу на балу?

Ответ. Символическим подарком послужило пёрышко от веера.

Чем было наказание дезертира для полковника — неприятной обязанностью или чем-то другим?

Ответ. Полковник наказывал тех, кто недостаточно сильно бил дезертира-татарина, получая при этом какое-то садистское наслаждение. На балу он произносит фразу «Надо всё по закону». В сцене наказания становится ясно, что этим законом — карающим, немилосердным — он считает себя самого.

Источник

Раскройте смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Психологизм рассказа.

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу — «После бала».

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей; не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части. В первой части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» Вареньки. После бала краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого.

Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.

Толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.

Лев Николаевич Толстой — мастер психологического портрета. Иван Василье-вич, выступающий в произведении в роли рассказчика, может считаться типичным представителем прогрессивной части российского общества XIX века. Его судьба — это судьба сотен и тысяч думающих людей, которые деятельно противостояли мертвящему влиянию царизма в России.

Докажите, что комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» относится к произведениям эпохи русского классицизма.

В основе классицизма в художественной литературе лежит рационализм, содержащийся в повествовании. Для русского классицизма характерно преобладание национально-исторической тематики, а также сатирическая направленность.
В комедии «Недоросль» ее автор, Д.И.Фонвизин, старался придерживаться классицистических традиций с яркими элементами реализма.

Классицизму соответствует сама тема комедии, автор которой стремиться затронуть много важных социальных проблем того времени. Через изображение поступков и поведения главных героев произведения, автор показывает менталитет, принципы и нравы российского помещичьего общества с его скудностью ума, невежеством, жестокостью, а также политику правительства, в том числе и относительно крепостного права.

События, описанные в комедии, происходят в течение одного дня, в доме помещицы Простаковой, и раскрывают любовную интригу между Софьей и тремя ее, так называемыми, женихами. Параллельно с главным сюжетом раскрывается тема противостояния прогрессивно настроенных, позитивных персонажей и консервативных, со старыми убеждениями, и поэтому негативных. Большое значение в комедии придается образованию, нравственности, воспитанию.
«Недоросль» является прекрасной иллюстрацией того, как зависит характер и поведение человека от среды, в которой он обитает.

В комедии раскрыты основные принципы классицизма. Это наличие любовного треугольника в сюжете, «говорящие» фамилии, схематизм в обрисовке характеров персонажей, их четкое определение как положительных или отрицательных. В то же время драматург стремится к многогранности образов героев, широкой обрисовке явлений современной ему действительности, что является признаком реалистической направленности произведения, что не свойственно для классицизма.

Читайте также:  Проверочная работа по сказке премудрый пескарь

Билет №12

1. Дайте определение понятию «поэма» и проиллюстрируйте на примере произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

ПОЭМА– крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Лиро-эпическое произведение, т.к. рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает собственные мысли, чувства, переживания.

Композицияпоэмы своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе – строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма.

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны».

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

В поэме «Мцыри» рассказывается о трагической судьбе кавказского мальчика, плененного и увезенного русским генералом Ермоловым из родных краев. По дороге ребенок заболел и был оставлен в одном из местных монастырей. Здесь мальчик был вынужден проводить свою жизнь «вдали от солнечного света». Ребенок все время скучал по кавказским просторам, стремился обратно в горы.

Через некоторое время он как будто привык к стесненным условиям жизни в обители, выучил чужой язык и уже готовился к постригу в монахи. Однако в семнадцать лет юноша вдруг ощутил сильный душевный порыв, заставивший его внезапно покинуть монастырь и убежать в неведомые края. Он почувствовал себя свободным, к нему вернулась память детских лет. Парень вспомнил родной язык, лица некогда близких ему людей.

Опьяненный свежим воздухом и детскими воспоминаниями, юноша провел на воле три дня. За этот короткий срок он увидел все, чего лишила его неволя. Парень любовался картинами грузинской могучей природы, красивой девушкой, грациозно наполняющей кувшин водой. Он одолел в смертельной схватке барса и постиг степень собственной силы и ловкости. За три дня юноша прожил целую жизнь, наполненную яркими эмоциями и ощущениями. Найденный совершенно случайно в окрестностях монастыря без памяти, парень отказался принимать пищу, потому что понял, что прежнюю жизнь в неволе он продолжать не сможет.

Путь к мятежному сердцу Мцыри нашел только старый монах, который его крестил. Исповедуя юношу, старец узнал о том, что увидел и почувствовал парень за три дня своего неудавшегося побега.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Познавательное и интересное