Психологизм в рассказе а п чехова скрипка ротшильда

Сказки

Анализ рассказа «Скрипка Ротшильда» (А. П. Чехов)

Классические сочинения А. П. Чехова остаются популярны и любимы по сей день. Исследуя человеческую душу, автор раскрывает все ее тайны, тревожит самые скрытые ее уголки. Его сюжеты хоть и кажутся обычными, все же имеют непредсказуемое развитие, а герои кажутся близкими, реальными. Многомудрый Литрекон предлагает Вам проанализировать рассказ «Скрипка Ротшильда» по предложенному ниже плану.

История создания

«Скрипка Ротшильда» входит в число 42 произведений, созданных Чеховым во время пребывания в поместье Мелихово. Относится к позднему периоду литературного творчества автора, так как написана в 1893-1894 годах. Печатается впервые в одном из выпусков журнала «Русские ведомости», но особой популярности ни среди читателей, ни среди критиков не находит. Тем не менее, впоследствии деятели искусства высоко оценили авторскую задумку и ее прекрасную реализацию. Так, Корней Чуковский в отдельной книге, посвященной писателю, утверждает следующее:

«В ней сконцентрированы – и притом в самом сильном своем воплощении – все основные черты мировоззрения Чехова и главные особенности его мастерства…» (1967 год)

А Многомудрый Литрекон продолжает анализ рассказа «Скрипка Ротшильда» по плану и переходит к жанровым особенностям произведения.

Жанр, направление

Произведение «Скрипка Ротшильда» относится к жанру рассказа. Об этом можно судить по небольшому размеру текста, наличию одного центрального героя и, соответственно, одной сюжетной линии. Второстепенные персонажи, в первую очередь, раскрывают характер основного действующего лица, а не развиваются самостоятельно.

Литературное направление, в котором работал автор – реализм. Ситуации вполне бытовые, повседневные; личности, попадающие в них – типичные. Особое место отведено психологизму, достоверности при описании. Кроме того, отображаются важные общественные проблемы.

Смысл названия

Поначалу читатель может не понять, почему именно такое название дано рассказу «Скрипка Ротшильда», так как главным героем является совершенно другой человек.

Ротшильд – флейтист из оркестра, в котором иногда выступает Яков. Между мужчинами существует некоторая неприязнь из-за беспричинных придирок Иванова, на которые еврей очень обижается.

«Если бы я не уважал вас за талант, то вы бы давно полетели у меня в окошке» — произносит он.

В связи с этим, заголовок вызывает недоумение, а истинная задумка раскрывается лишь к финалу.

Подавленный произошедшими несчастиями, Яков отдает свой музыкальный инструмент именно этому персонажу, и тот вскоре становится известен печальной песней, которая вызывает у слушателей слезы. Мелодию же эту изначально играл Яков в момент эмоционального потрясения, а Ротшильд лишь находился рядом. И он решил таким образом сохранить память о трагической судьбе знакомого.

Суть: о чем рассказ?

В небольшом населенном пункте проживает гробовщик Яков Иванов со своей женой Марфой. Дом у них старый, чувства между ними давно угасли, но уж слишком привыкли они друг к другу, чтобы расставаться.

Помимо работы, Яков увлекается музыкой – иногда его зовут выступать в коллективе. Там же играет еврей Ротшильд, отношения с которым не ладятся.

Радуется Иванов редко – покоя не дают заботы о материальном благополучии, так как вместо прибыли у него одни убытки. Городок мал, люди умирали редко. А тут серьезно заболевает супруга, и шансов поправиться у нее почти нет, что подтверждается заключением местного доктора. Он даже не потратил времени на лечение, несмотря на уговоры Якова. Однако умирала Марфа со счастливым выражением на лице, что сильно смутило Якова.

Но даже в эти часы Яков думает не о том, как проститься, а о том, сколько денег придется потратить на похороны, и на чем можно получить выгоду. По-настоящему он осознает свою потерю только тогда, когда возвращается с кладбища, и впервые серьезно задумывается над тем, а правильно ли он распорядился своей жизнью? Сожалеет и о том, что не подарил Марфе достаточно любви.

Вдруг появляется Ротшильд с вестью о том, что Иванова зовут в гости, но тот его прогоняет. Весь вечер и всю ночь его не оставляют печальные воспоминания. Наутро решает сходить в больницу. Вернувшись затем домой, герой берется за скрипку, чтобы выплеснуть скопившуюся в душе боль. Тут снова появляется еврей, но на этот раз ему разрешают остаться.

Вскоре от тоски умирает и Яков, а музыкальный инструмент свой завещает Ротшильду. С тех пор Ротшильд исполняет мелодии только на нем, пытаясь повторить то, что сочинил его знакомый тем траурным утром. И жалобные песни эти очень нравятся публике.

Главные герои и их характеристика

Яков Иванов – семидесятилетний житель маленького городка, который изготавливает гробы на заказ. В своей профессии достиг определенных высот. Иногда играет на скрипке в составе оркестра. Очень бережлив, так как дело не приносит особого дохода: доходит до того, что ему приходится экономить на похоронах жены. Имеет прозвище Бронза, но его происхождение не раскрывается. Герой резко переосмысляет все свои поступки после смерти Марфы, и приходит к выводу, что жизнь его прошла напрасно.

Марфа — жена Иванова. Она всю жизнь была грустна и робка. Ее выражение лица стало счастливым только накануне смерти. Бедность, бесперспективность и скука сильно подорвали психологическое состояние женщины. Ее очень тяготило осознание, что Бог не дал им детей. Все пятьдесят лет брака Марфа заботились о муже, но в ответ получала лишь равнодушие.

Ротшильд — любезный и общительный человек, которого все окружающие дискредитируют из-за его еврейского происхождения. У него было бледное и «жалкое» лицо. Ему грубят, его дразнят, а он сильно обижается. Только Иванов перед смертью осознал, что без всякой пользы и надобности испугал и отогнал этого человека, который в сущности относился к нему по-доброму. Из-за вечной травли герой вечно боится нападения и грубого слова. Но он наделен даром сострадания, поэтому он смог посочувствовать Иванову в минуты скорби. После смерти Иванова к Ротшильд приходит успех: песня покойного пользуется спросом.

Темы, затрагиваемые автором в рассказе «Скрипка Ротшильда», напрямую связаны с личностью и ее самоощущением в мире. Это и переоценка мировоззрения, и межличностные отношения, и вина, которую испытывает человек за то, что не успел сделать или сказать до того, как стало слишком поздно; а также вопрос о смысле существования в целом.

Чего-то недостает? Многомудрый Литрекон дополнит тематику рассказа «Скрипка Ротшильда», если Вы напишите в комментариях, чего не хватает.

Проблемы

Проблематика рассказа «Скрипка Ротшильда» представлена в списке:

Основная идея

Через образ главного героя передается главная мысль рассказа «Скрипка Ротшильда» о том, что, увлекшись повседневными заботами, человек может совершенно забыть об окружающем его мире. И в то мгновение, когда, наконец, очнется, он вдруг поймет, что совсем не помнит хорошего. Будто и не жил вовсе.

«…но все-таки обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?» — проносится в голове Якова.

Смысл рассказа «Скрипка Ротшильда» заключается в том, что человек не должен зацикливаться на деньгах и прибыли, на материальных ценностях и своих амбициях, иначе он может упустить нечто очень важное в жизни — саму жизнь с ее радостями и красотами. Яков, стремясь заработать больше, не видел ни красивой реки рядом с домом, ни лесов и полей, ни своей преданной жены. Все самое хорошее прошло мимо него. Человек должен сделать все возможное, чтобы не повторить ошибки Якова — вот основная идея рассказа «Скрипка Ротшильда».

Чему учит?

Только потеряв супругу, Яков понимает, что слишком привык к ее постоянному присутствию возле себя. Он жалеет, что недостаточно тепло относился к ней, не говорил ласковых слов. Увидев ошибку, герой раскаивается, но исправить ничего уже не может. Писатель в рассказе «Скрипка Ротшильда» заставляет задуматься о том, что иногда стоит уделять больше внимания тому, кто нас окружает, чтобы затем не горевать об утерянном времени и утраченном навек шансе.

Чему учит рассказ «Скрипка Ротшильда»? Автор призывает он и к гуманизму, бережному отношению к тем, кто рядом. Ведь куда легче будет жить, если вместо вражды люди будут испытывать друг к другу симпатию. Мы должны помогать друг другу и жить так, чтобы не было стыдно и горько за бесцельно прожитые годы.

Художественные особенности

С помощью речи передается характер персонажей, их эмоции. В связи с этим употребляется множество восклицательных предложений с негативным посылом: «Поговори мне еще!», «Ироды!», «Отстань!», «Прочь с глаз долой!».

Встречается стилизация речи Ротшильда под еврейский акцент: «Господин Шаповалов выдают дочку жа хорошего целовека…».

Несмотря на это, диалогов в тексте мало, а внимание сосредоточено на внутренних монологах центрального персонажа, в которых и видно его духовное развитие (мысли об убытках, переживания насчет потраченных лет и др.).

Из художественных средств выразительности можно выделить эпитеты, относящиеся к описанию внешности героев: «длинная, тощая спина», «рыжий тощий жид», «белокурые волосики». Это помогает читателю представить образы более точно и ярко.

Источник

«Скрипка Ротшильда», или особая атмосфера чеховских рассказов

Меню статьи:

Читайте также:  Рассказ про полярного медведя на английском языке 5 класс с переводом

1894-й вошел в историю русской литературы как год создания «Скрипки Ротшильда». По́зднее чеховское творчество, безусловно, отмечено печатью грусти. И «Скрипка Ротшильда» – знаковое произведение для этого периода. В конце XIX века писатель был вовлечен в дела общества: заботится о проблемах крестьян, строит школы… Русские деревни в этот период охватил голод. Поэтому естественно, что Чехов видел множество смертей. Исследователи творчества Антона Павловича считают, что плоды позднего наследия Чехова созвучны текстам Льва Толстого. В частности, ученые-литературоведы вспоминают о «Смерти Ивана Ильича» и «Хозяине и работнике».

Что особенного в структуре произведения?

Пожалуй, автор выбирает для своего произведения классическую структуру, так как повествование открывается экспозицией. Из этой части читатель узнает о действующих лицах текста, а также об их характерах и мировоззрениях. Если экспозиция произведения спокойная, то дальше события развиваются более стремительно.

Размышления Якова о смысле жизни

Сюжет начинает развиваться с эпизода смерти Марфы. Потеря Марфы толкнула Якова мучительно раздумывать о смысле жизни. Эта жизнь уже подходит к концу, но герою кажется теперь, что она всегда была лишена смысла. Однако если бы Яков не пережил кончину Марфы, то жизнь и дальше шла бы по накатанной.

Немецкий философ Хайдеггер назвал бы переживание героя «дазайном». Что еще беспокоит Якова, так это идейная «слепота». Эта «слепота» тоже стала очевидной после переоценки героем своих ценностей.

Жизнь кажется мужчине настолько пустой, что Якова перестают интересовать даже деньги. Так, герой, например, отказывается от предложенного заработка.

Тайна названия рассказа

Читателей часто интересует смысл названия чеховского произведения. Название кажется вычурным и замысловатым. А тем не менее сюжет – о простом мужике Якове, о том, как этот герой по-новому смотрит на свою жизнь, о потерях и прибылях (материальных и духовных).

Вся жизнь (до смерти Марфы) для Якова состояла в бесконечном подсчете выгоды, в размышлениях над убытками. Жизнь, казалось бы, банальна и бесхитростна.

Но в центре повествования находится скрипка. Однако (несмотря на простоту текста и сюжета) скрипка здесь не является обычным куском дерева с прикрепленными струнами. В этом музыкальном инструменте заключена душа героя. И душу эту не интересуют убытки и прибыли, пронизывающие будни Якова. Только любимая скрипка дарит мужчине покой – пусть и временный. И в такие моменты Яков понимает, что его жизнь – пустая до нелепости, глупая, лишенная смысла. А перспектива умереть теперь кажется прекрасным выходом.

Кто действующие лица произведения?

Образ Якова

Анализ героев чеховского произведения мы, пожалуй, начнем с Якова Матвеевича. Мужчину прозвали «Бронзой»: вероятно, за внешность. Якову приблизительно семьдесят лет. Внешне герой кажется сильным, высоким, коренастым. Профессия у Якова грустная: он – гробовщик. Но есть у героя и хобби: игра на скрипке.

Рассказ “Анна на шее” считается одним из самых нашумевших произведений в творчестве Антона Чехова. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Однако по ходу повествования в душе Якова просыпается новое чувство – это жалость. Перед смертью Марфа многое рассказывает о своей жизни. Яков узнает, что ее ребенок умер. Это сильно меняет героя: вдруг мужчина осознает, какая же его жизнь никчемная и глупая. Яков понимает, что счастье – не в деньгах, что гробовщик – ужасная профессия. Здесь автор прячет главный конфликт произведения

Образ Марфы

Марфа отличалась покладистостью, нежностью и добротой. Героиня всегда была добродетельной хранительницей домашнего уюта. Несмотря на сложный характер своего мужа,

Марфа не донимала того упреками, подчиняясь и слушаясь Якова. Порой женщина немного боялась прогневить супруга. Марфа – это воплощение страдания, мученичества.

Но когда героиня умирает, в доме и в душе Якова селится пустота. Якову совестно за свое недостойное отношение к Марфе, будто та – не женщина, а кошка или собака. Марфа – это ключ к развитию сюжета, хотя для читателя она присутствует в тексте лишь как образ.

Образ Ротшильда

Писатель также упоминает о Ротшильде – еврее, который, однако, никак не относится к тем самым банкирам Ротшильдам. Это робкий, мягкий и слишком эмоциональный человек. Герой – музыкант и играет в оркестре. Иногда, нечасто, Ротшильд приглашает на концерт и Якова. Ротшильд – слишком робкий, поэтому Яков первым сделал шаг к их дружбе. Еврей нравился Бронзе, и Яков искренне не понимал, почему к Ротшильду так плохо относятся окружающие.

Чем заканчивается произведение, или символика скрипки

Интерпретировать финал чеховского произведения крайне сложно. Но здесь заложены мощные смыслы. Доживая последние дни, Яков понял, что хочет получить в конце жизни совсем не то, о чем мечтал в молодости. Теперь для Якова важно помогать ближнему (как он помогает другу-еврею), получить признание, заслужить память.

Рассказ «Дама с собачкой», центральным событием которого является курортный роман и его последствия, называют визитной карточкой автора – Антона Павловича Чехова. Предлагаем читателям «ознакомиться с характеристикой его героев.

Яков очень ценит музыку и свою скрипку. Свой инструмент Яков завещал Ротшильду. Вместе со скрипкой мужчина передает еврею и сочиненную мелодию, которую просит сохранить и играть. Яков бы хотел, чтобы все знали: автор этой прекрасной музыки – гробовщик, простой мужик, но от этого музыка не менее нежна и чарующа. В скрипке заключены не только порывы души героя, но и чистота Якова, свободная от предубеждений.

Источник

Анализ рассказа А. П. Чехова “Скрипка Ротшильда”

Что есть человек? В чем смысл, содержание, ценность человеческой жизни? Для чего мы появляемся на свет?
Произведение “Скрипка Ротшильда” – одно из величайших творений А. П. Чехова. Оно оказывает неизгладимое впечатление на читателя. Рассказ сложен для понимания, глубок и психологичен.

Первое что вызывает интерес, так это название. Почему “Скрипка Ротшильда”? На самом деле музыкальный инструмент играет важнейшую роль в данном произведении.

Скрипка – это не кусок дерева, обтянутый струнами, это душа Якова, его сердце,

Поначалу воспринимаешь его как некого убого человека,

В этом конфликт характера, трагедия героя рассказа. Именно душа и эволюция характера Якова составляет основной интерес для автора.
Марфа – жена главного персонажа. Нежная, ласковая, она безукоризненно подчиняется мужу, боится его: “… он никогда не бил ее, но все таки пугал, и она всякий раз цепенела от страха”. На протяжении всего рассказа она произносит только две фразы: “Яков! Я умираю! ” и монолог о “ребеночке с белокурыми волосами “. Но именно Марфа является отправной точкой в эволюции характера Якова.

Она предстает перед читателями в роли мученицы, получившей избавление вместе со смертью, отдых и покой. Несомненно, ее становится жалко из-за осмысления того, что она потратила всю свою жизнь на такого бездушного и холодного человека как Яков. На протяжении тех пятидесяти двух лет, которые она прожила вместе с Бронзой, ему было не до нее, он не обращал на нее внимания. Пренебрежительное отношение Якова к Марфе прослеживается и когда он ведет ее к врачу: “…

Извините, все беспокоим вас, Максим Николаич, своими пустяшными делами. Вот, изволите видеть, захворал мой предмет. Подруга жизни, как это говорится, извините за выражение…”. Несмотря на то, что Марфа вызывает искреннюю жалость, она является только второстепенным персонажем произведения, о ее характере говорится мало, она не эволюционирует на протяжении рассказа, умирая уже в начале, ее характер в меньшей степени интересует автора.

И тем не менее она принципиально важна для развития сюжета.
Ротшильд – еврей, играющей на флейте в оркестре вместе с Яковом. Автор описывает его как рыжего, тощего жида с целою сетью красных и синих жилок на лице, в насмешку носившего фамилию известной династии банкиров, что более подчеркивало его мелочность и никчемность. Без всякой видимой причины Бронза ненавидел и презирал Ротшильда до такой степени, что даже как-то раз хотел поколотить его. Но за что Бронзе так ненавидеть несчастного еврея?

Если бы Ротшильд был богат и успешен, было бы понятно негативное отношение к нему Якова как к более устроившемуся в жизни человеку, тем более еврею, которым свойственна хитрость и расчетливость. Но ненависть Якова к бедняку ничем не обоснована, он дважды за рассказ оскорбляет и пугает Ротшильда, не давшего для этого никакого повода.
Сюжет произведения “Скрипка Ротшильда” очень необычен и интересен. Он сложен для понимания и осмысления. После прочтения остается неприятное послевкусие, как-то тяжело на душе.

Жалко главных персонажей, того, что ничего нельзя изменить. Жалко бессмысленно прожитых жизней, ведь показатель того. Как ты прожил свою жизнь, вовсе не деньги, а эмоции, чувства, переживания, то, что ты можешь забрать с собой.

Не случись бы этого, так и жил бы изо дня в день. Бронза меняется, находит для себя новые приоритеты и ценности, он уже не так часто думает о деньгах. В нем проявляются чувства, такие, как жалость и боль. Он уже не тот бессердечный кусок металла, даже А. П. Чехов в тексте под конец чаще называет его Яковом, а не Бронзой, тем самым подчеркивая внутреннее перевоплощение своего персонажа.

Читайте также:  Сказки про шляпу для детей

На информацию о потенциальном заработке не реагирует: “Не могу…- проговорил Яков, тяжело дыша. – Захворал брат. “Теперь для него есть намного более важные вещи, а материальные убытки его больше не волнуют.
Далее следует очень сильный и логичный финал. Герой получает все, о чем мечтал и жалел последние дни: настоящая, истинная известность и признание, польза для другого и, наконец, память, которая является родом бессмертия. Ведь даже если люди не знают, что автор музыки Яков, или не слышат мелодию в его собственном исполнении, они все равно получают удовольствие от того, что сотворил Бронза – музыкант, а не черствый гробовщик. Песня любима, она заставляет плакать слушателей, она понятна всем и каждому, и она каждый раз передает те чувства, которые он испытывал, играя ее в первый раз.

Его музыка – это символ его души, которая при помощи любимой скрипки раскрывается всем людям, желающим ее увидеть. Передавая скрипку Ротшильду, он передает ему свою душу. Избавившись от лжеубеждений, освободившись от предрассудков, Яков обретает житейскую мудрость, душевное спокойствие.

Сочиняя мелодию и передавая ее вместе со скрипкой, как наследство, он оставляет постоянное напоминание о себе, тем самым подтверждая идею бессмертия человеческой души.

Related posts:

Источник

«Скрипка Ротшильда»: анализ рассказа Чехова (подробный)

Никогда не знаешь жизнь наперед. Предсказать будущий разворот событий довольно сложно. Потому каждый момент стоит ценить и наслаждаться происходящим. Об этом всегда говорил Антон Павлович Чехов. Он настоящий философ жизни. Для того, чтобы все люди познавали секрет счастья, писатель стал создавать великие творения.

Одним из самых примечательных рассказов автора является произведение под названием «Скрипка Ротшильда», где главный герой по имени Яков представляется обычным человеком. Его должность не слишком высокая, однако, денежных средств у него хватает на обеспечение семьи. Есть у персонажа жена, которую он вовсе не бережет. Бьет по любому поводу, отыгрывает на несчастной собственную злость. Не бережет Яков то, что приносит ему радость и уют. Такой житель планеты губит родного человека. Героиня покидает сей мир, оставляя после себя лишь воспоминания.

Действующее лицо пребывает в печальном состоянии. Он осознал, что любимая, к которой он относился ужасно и порой зверски, ушла навсегда. Всю жизнь он прожил с ней, испытывая по отношению к героине ненависть, злость, самолюбие. Тщеславие поглотило тогда его душу. А сейчас поздно что-либо менять. Она покинула мир… Нет больше родной души на этом белом свете…

От несчастья герой взял скрипку и сел у крыльца. Чтобы стало легче, он начал играть. Музыка воплотила страдания этого человека. Она настолько оказалась проникновенной, что перенесла переживания персонажа. Он понял, как важно ценить то, что имеешь. Но почему подобное осознается лишь тогда, когда все безнадежно?

Резкие и негативные эмоции к людям — это не выход. Уподобляясь безразличным ко всему жителям, теряешь способность сопереживать, любить и радоваться этой судьбе.

Быть грубым к любимому человеку и вовсе страшная ошибка. Свою вторую половину нужно хватать руками так сильно, чтобы никогда не отпустить. Любовь должна быть превыше всего, иначе мир погрузится во тьму.

Так, Антон Павлович Чехов поднимает главную проблему, которая является актуальной и в современном мире. Это равнодушие людей, безучастность их в жизни другого. Порой люди стали все больше и больше абстрагироваться от окружающего мира, прячась в собственных панцирях. Писатель предупреждает, что это действительно опасно! Безразличие ведет к гибели души! Равнодушие убивает яркие эмоции, а вместе с этим и самого человека!

Анализ первой фразы

Первая фраза в любом, а тем более в таком небольшом произведении, как рассказ, чрезвычайно важна: она задает тон всему повествованию. «Городок был маленький, хуже деревни, и жили в нем почти одни только старики, которые умирали так редко, что даже досадно». Фраза составлена не просто парадоксально — абсурдно. Логика языка заставляет нас ждать, что после слов «городок был маленький» будет сказано: «меньше деревни». У Чехова — «хуже деревни». Конечно, город не может быть меньше деревни, город все-таки. Но почему «хуже»? Потому что «хуже деревни» ничего быть не может? И если уж городок «хуже»… Далее — вообще отсутствие какой-либо логики: «Старики… умирали так редко, что даже досадно». В первой фразе поражает сочетание абсурдности и бесчеловечности, отсутствие логики и смысла. Нет смысла в речи, нет и в жизни. Кому принадлежат эти слова? Автору? Следующие предложения все разъясняют: так думает Яков Бронза. Однако первая фраза все же не взята в кавычки. Она принадлежит и Якову, и Чехову. Это пример несобственно-прямой речи, когда автор по тем или иным причинам передает свои мысли и чувства герою. Так, кстати, построено повествование в рассказе «Студент». Почему же в рассказе «Скрипка Ротшильда» Чехов ни разу не прибегает к прямой речи для передачи размышлений Якова, ограничиваясь несобственно-прямыми высказываниями (а ведь Яков — главный герой!)? Попробуйте ответить на этот вопрос сами.

Фонетика

Сегодня дайджесты, высмеянные еще Марти Ларни, в моде. Читать произведение полностью хотят не все, это долго, даже если оно совсем маленькое, такое, как «Скрипка Ротшильда». Краткое содержание, однако, не в силах передать всего очарования рассказа.

Чехов – мастер передачи особенностей звучания голосов. Его персонажи говорят каждый по-своему. Яков немногословен, по крайней мере вслух. Он много думает, но мысли его практичны и конкретны. Возможно, так он защищается от окружающего мира, которым недоволен, получая от него лишь убытки. Порой фразы гробовщика нелепы, как в сцене посещения больницы, куда он привез заболевшую Марфу. Яков ведет себя так, как будто он провинился, в его интонациях угадываются нотки извинения. Очень колоритно изъясняется и фельдшер, его речь наполнена самолюбованием, он наслаждается всей полнотой власти над пациентами и их родственниками в отсутствие врача. Речь еврея, привыкшего говорить на идиш – излюбленная тема для многих писателей, не удержался от соблазна изобразить ее и Чехов. «Скрипка Ротшильда» — фонетически выверенная симфония слов, как и другие произведения Антона Павловича.


Смотреть галерею

Имя главного героя

В первом абзаце Чехов дает четыре варианта имени главного героя: Яков Иванов, Яков Матвеич, Яков, Бронза. Но в ходу только два — Яков и Бронза. В литературе давно используются «говорящие» имена и фамилии. Чехов и здесь нарушает традицию. Иванов — фамилия такая «редкая», что назвать героя Ивановым все равно, что назвать его человеком. Впрочем, никто Якова Ивановым и не называет. И Яковом Матвеичем тоже, потому что живет он не в губернском городе в собственном доме, а «бедно, как простой мужик, в небольшой старой избе, где была одна только комната». Зовут его просто Яковом, а уличное прозвище, которым дразнят его мальчишки, — Бронза. Почему Бронза? «Почему-то», — отвечает Чехов. В этом прозвище логики и смысла не больше, чем в первой фразе рассказа, которая отражает мысли Якова. Абсурдность жизни отражается в именах героев. Загадочный Ротшильд — нищий еврей-музыкант — словно в насмешку носит эту блестящую фамилию.

Герои «Скрипки Ротшильда»

Слова-мотивы

Это ключевые в тексте слова, которые высвечивают и сюжет, и образы героев, и все детали произведения. В несобственно-прямой речи, передающей мысли и ощущения Якова, чаще всего встречаются слова «убыток» и «польза» — 25 раз на сравнительно небольшом пространстве текста! Всю свою жизнь Бронза подсчитывал убытки, и во всем он видел убытки: в праздниках и выходных, в детских гробиках, в Марфе. Как бедны были его мысли, так и беден мир его чувств, если можно назвать миром одно-единственное, на все лады донимающее его чувство тоскливой злобы. Когда же приходит время задуматься о прошедшей жизни, то только убытки видит в ней Бронза и приходит к дикому, абсурдному выводу: «от жизни человеку — убыток, а от смерти — польза». Вывод абсурден, потому что бесчеловечен, однако для Якова он совершенно естествен. Своим омраченным умом Бронза, продолжая мыслить об убытках и пользе, доходит до того, что понятно по-человечески, а для него абсурдно, поскольку никогда даже не приходило и не могло прийти в голову: «Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу». Это запоздалый переворот в сознании героя, вдруг осознавшего, что жизнь — и его собственная, и всеобщая — могла и должна быть иной. Но этот переворот подготовлен не только смертью жены, не только болезнью Якова. Было, значит, что-то живое в его душе, а иначе как бы она могла проснуться?

Убытки

Яков испытывает досаду от преследующих его финансовых потерь. Каждый день, прошедший без заказа, любой умерший горожанин, которого родственники решили похоронить в гробу не его работы и всякая излишняя, по его мнению, трата, воспринимается им как убыток, подлежащий фиксации в особой книжке. Даже гроб для жены попал в этот скорбный список.

Читайте также:  Рассказ о многоклеточном животном окружающий мир 3 класс

Перелом сознания наступает после похорон. Яков идет домой грустный, он не реагирует на заманчивое предложение руководителя Моисея Ильича Шахкеса, переданное все тем же Ротшильдом. Флейтист не сразу улавливает перемену настроения скрипача и опасается конфликта, но тот встречает еврея ласковым словом.

Символы в «Скрипке Ротшильда»

Символы — это детали, которые относятся к предметному миру произведения (портрету, интерьеру, пейзажу), но звучат особенно сильно и становятся смысловыми опорами текста. Так, в оркестровой пьесе ведущими становятся один-два инструмента. В нашем рассказе это скрипка и река. Скрипка — не только инструмент, который приносит Бронзе доход. Скрипка — это часть его души, в существовании которой он сам себе не признается и которую почувствовал в нем Ротшильд, это талант, человечность, чуткость — словом, то, что на протяжении всей жизни им самим загонялось в угол и втаптывалось в грязь. Но все это живет, и в самые тоскливые минуты Яков берет в руки скрипку. Оказывается, что эта игра на скрипке и была тем настоящим, мимо чего прошла жизнь. Не доходы и убытки, не гробы, а удивительная мелодия остается после Якова в этом мире. Мелодия, которая «жалобно и трогательно» спрашивает каждого: «Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?» Скрипка переходит к Ротшильду, которого Яков называл «пархатым» и «чесноком», а сейчас, перед смертью, назвал братом. Река в чеховском рассказе — это и река времени, которая заставляет Якова вспомнить то, что он, казалось, забыл навсегда: и старую вербу, и младенчика с белокурыми волосами, и свою молодость. Река — это и часть того мира, который у Чехова противопоставлен людской жизни. Люди не замечают его красоты или забывают о его существовании, как Яков Бронза, который сорок или пятьдесят лет не был на реке, или пытаются извлечь из него свою маленькую пользу: вырубить лес, распахать дуга, наложить и продать рыбы, развести гусей. Существует-то этот мир для того, чтобы человек подивился ему и поднялся до него, чтобы на прекрасной земле жили прекрасные люди, чтобы река, душа и скрипка говорили на одном языке.

Сюжетная канва

История создания произведения связана с жизнью в имении, где Чехов очень много писал. Жанр «Скрипки Ротшильда» — рассказ, а всего за время пребывания в усадьбе писатель создал более 40 шедевров. В школе произведение изучают в 10 классе. Рассказ можно скачать и прочитать в кратком содержании или в виде пересказа, но лучше ознакомиться с полной версией, которая доступна в режиме онлайн.

В произведении говорится о старом мастере, который зарабатывал тем, что играл на музыкальном инструменте и изготавливал гробы. Такие разные занятия отлично характеризуют главного героя: всё равно, чем заниматься, лишь бы ремесло приносило заработок. Гробовщик с супругой жили в избе, состоящей из одной комнаты. Бо́льшую часть помещения занимали гробы и мебель. Таким образом, ритуальные принадлежности постоянно присутствовали в жизни супругов.

Для небогатых мужчин Яков сколачивал гробы без мерки, ориентируясь по своему телосложению, так как он был выше и шире в плечах, чем любой другой житель города. Людей из высшего сословия, а также всех женщин мастер обмерял, используя аршин. Случалось Бронзе делать и детские гробики, но он не любил такие заказы, полагая, что от них больше убытков, чем пользы.

Будни гробовщика

Игра на скрипке была для Якова Иванова дополнительным занятием, к тому же в искусстве он находил отдушину. Каждый раз, когда в городке играли свадьбу, приглашали «жидовский оркестр», которым управлял Моисей Ильич Шахкес. В коллективе был бедный флейтист Ротшильд, к которому гробовщик испытывал неприязнь. Причиной было то, что еврей умудрялся из любой композиции сделать очень жалостливую мелодию.

Мастер день и ночь подсчитывал убытки, особенно его злило то, что в году около 200 выходных и всевозможных праздников, а это значит, бо́льшую часть времени приходится сидеть без работы. Жена Якова безропотно сносила нападки мужа и старалась ему угодить. Но вот она сильно заболела, и Яков вдруг заметил, каким счастливым и одухотворённым стало её иссохшее лицо, с которого прежде не сходила печать робости и усталости. Казалось, старая женщина мечтает о смерти и радуется её скорому приходу.

Изменения в мышлении Бронзы

Когда Бронза увидел жену беспомощной и больной, его посетило странное чувство. Он вдруг увидел в Марфе человека, а после задумался, как же так получилось, что за всё время он не приласкал её, не сказал добрых слов, а только попрекал и угрожал, хотя ни разу не поднял руку. Из экономии гробовщик запрещал жене пить чай, поэтому ей приходилось довольствоваться горячей водой. Так старушка дожила почти до 70 лет, и Бронза понимал — дни её сочтены, хотя втайне надеялся, что доктор поставит «подругу жизни» на ноги.

Яков Иванов повёз Марфу к фельдшеру, однако тот не стал церемониться и ответил, что «пора и честь знать». Так Бронза понял, что дело непоправимое. Он привёз жену домой и стал делать гроб. Отложить это занятие было нельзя, так как жена могла умереть со дня на день, а впереди были праздники, во время которых нельзя работать. Марфа молча лежала, прикрыв глаза, а мастер сколачивал для неё домовину.

Вдруг старушка заговорила. Она стала вспоминать, как когда-то давно у них с Яковом был белокурый младенчик. Гробовщик силился вспомнить ребёнка, но так и не смог, поэтому решил, что супруга бредит. Затем он вызвал священника, женщину соборовали и приобщили. Похороны, к радости старика, обошлись без лишних расходов.

Яков сам прочитал над усопшей псалтырь, чтобы не тратиться на дьячка. Гроб несли знакомые «мужики», причём не взяли с мастера ни гроша, так как испытывали к нему уважение. Старику не пришлось платить и за могилку, поскольку сторожем на кладбище работал его кум. По мнению Якова, всё устроилось как нельзя лучше. Но когда жену похоронили, его охватила сильная тоска. Так обычно и бывает, когда из жизни уходит близкий человек, но гробовщику было непривычно чувствовать что-либо, кроме сожаления об убытках.

Ночью гробовщик просыпался, чтобы поиграть на скрипке, а наутро почувствовал себя совсем больным и отправился к фельдшеру. Когда врач прописал ему те же порошки, что и Марфе, мастер понял: жить осталось недолго. Свои последние часы он провёл в размышлениях о том, почему так нескладно прошла жизнь, и зачем люди делают всё не так, как нужно.

Ротшильд пришёл звать его на «швадьбу», но Яков ответил: «Захворал, брат». Вечером пришёл батюшка, соборовал и причастил умирающего. Собрав последние силы, Бронза попросил, чтобы скрипку отдали Ротшильду. С тех пор все слушали дивную игру и удивлялись, как из-под смычка старого еврея может выходить такая жалостливая музыка.

Анализ последней фразы

«И эта новая песня так понравилась в городе, что Ротшильда приглашают к себе наперерыв купцы и чиновники и заставляют играть ее по десяти раз». Ротшильд играет мелодию Якова, но выходит у него еще жалобнее. На тоску Якова накладывается еще и печаль целого народа. И эта тоска по настоящей, красивой, полезной жизни знакома каждому, а иначе зачем купцам и чиновникам выслушивать эту песню по десять раз? Бесчеловечности первой фразы рассказа противостоит очень ясная, прозрачная и тихая, искренне человечная интонация финала. Можно было бы говорить еще о многих других особенностях рассказа, о его композиции, второстепенных персонажах, речевых и портретных характеристиках и о прочих вещах. Однако важнее было другое: показать хотя бы некоторые приемы вхождения в чеховский стиль, в его художественный мир, в котором сюжет перестает быть главным, а главным становится «музыка», создающая настроение читателя. Этого литература еще не знала. Прозу Чехова можно назвать лирической в прямом смысле слова: она не столько рассказывает, сколько внушает. В свое время Ю. Айхенвальд заметил: «Чехова меньше чем кого-либо расскажешь: его надо читать». Попробуйте пересказать «своими словами» «Скрипку Ротшильда». Что останется от рассказа? Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Яков-музыкант

В те далекие времена качественной звуковоспроизводящей аппаратуры еще не изобрели, и в качестве музыкального сопровождения всех торжеств использовалось «живое» исполнение. Оркестры были разными, но чаще всего они имели две главные национальные окраски: цыганскую и еврейскую. Жители разных народов, населяющих Российскую империю, любили оба эти жанра. О том, как подрабатывал в одном из музыкальных коллективов тогдашнего «шоу-бизнеса» главный персонаж, и написал А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда» рассказывает не о национальных взаимоотношениях, последние, скорее, носят деловой характер.


Смотреть галерею

Источник

Познавательное и интересное