Экологический проект «Почему птицы улетают на юг?» Старшая группа
татьяна ларина
Экологический проект «Почему птицы улетают на юг?» Старшая группа
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Паспорт педагогического проекта:
Тема: «Почему птицы улетают на юг?»
Участники: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители.
Тип проекта: долгосрочный.
Место проведения: МБДОУ ЦРР №23 «Родничок».
По количеству детей: групповой.
Подвести детей к понятию о том, что на юг улетают птицы, которым зимой нечем питаться, то есть – насекомоядные.
1. Расширить и обобщить знания детей о птицах, как о представителях живой природы (строение, особенности, повадки, питание, место обитания).
2. Обучать классифицировать птиц по признакам: перелётные, пролётные, зимующие; насекомоядные, растительноядные.
3. Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности.
4. Закрепить умение работать с моделями.
5. Воспитывать заботливое, бережное отношение к птицам и уметь делиться полученными знаниями о птицах со сверстниками.
1. Дети имеют представление о строении, особенностях, повадках, питании, местах обитания птиц. 2. Дети учатся классифицировать птиц по признакам: перелётные, пролётные, зимующие; насекомоядные, растительноядные. 3. У детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. 4. Формируется умение делиться полученными знаниями о птицах со сверстниками. Планирование воспитательно – образовательного процесса
1. «Что мы знаем о птицах?» Сообщение новых знаний.
2. Беседа о перелётных и зимующих птицах.
3. «Перелётные птицы». Сообщение новых знаний.
5. «Все птицы нужны». Сообщение новых знаний.
6. «Почему птицы улетают на юг?» Обобщающая беседа. Итоговое занятие.
1. Составление описательного рассказа по схеме «Птицы». Заучивание
стихотворения Т. А. Шорыгиной «Снегири».
2. «Покормите птиц зимой». Составление рассказа по плану воспитателя.
3. «Долгое путешествие». Составление творческих рассказов.
4. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».
5. Пересказ рассказа «Смелая ласточка».
6. Чтение сказки М. Горького «Воробьишко».
7. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Птицы весну принесли».
1. Т. А. Шорыгина «Птицы, какие они?».
2. Сказка А. Толстого «Сорока».
3. В. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук».
4. Г. Снегирёв «Ласточка».
5. Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».
6. Н. Сладков. Чтение рассказов.
7. Заучивание стихов.
8. Загадки о птицах.
9. Чтение пословиц и поговорок.
1. «Гости на кормушке».
2. «Ласточки вернулись».
1. «Скворечник». Строительный материал. По условию.
1. «Сова», «Грач», «Ворона». Бумага. Техника оригами.
2. «Лебеди на озере». Техника оригами. Коллективный ручной труд.
1. Слушание аудиозаписи «Пение птиц».
Наблюдения за птицами.Цель: закрепить знания о строении птиц, питании.
Игра – драматизация. «Дядя Дятел» (инсценировка).
1. «Кто как устроен» (строение птиц).
2. «Птицы, какие они?» (классификация).
3. «Волшебный круг» (вопросы поискового характера).
4. «Кольца Луллия (экологическое содержание).
5. «Четвёртый лишний».
7. «Учись сравнивать».
1. «Полёт воробья»Цель: упражнять детей в прыжках с высоты, развивать равновесие.
2. «Совушка»Цель: развитие находчивости, сообразительности, умения перевоплощаться, формирование выразительности и произвольности движений и поведения, овладение языком движений.
3. «Вороны и воробьи»Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве.
4. «Голубки»Цель: развитие находчивости, сообразительности, сноровки, умения ориентироваться на действия других.
Работа с родителями
1. Изготовление совместно с детьми кормушек для зимующих птиц.
2. Разучивание с детьми пословиц, поговорок, стихов, загадок.
3. Рекомендации дидактических игр по данной теме по развитию речи.
4. КВН «Птицы наши друзья».
5. Изготовление скворечников.
Оформление альбома «Рассказы наших детей».
1. Т. А. Шорыгина «Птицы, какие они?» Москва 2004 год.
2. Т. А. Серебрякова «Край родной» Нижний Новгород 2005 год.
3. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет» Воронеж 2002 год.
4. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Москва 2007 год.
5. Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» старшая группа. Москва 2007 год.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» №7 2008 год.
Конспект занятия по художественному творчеству «Птицы улетают на юг» в старшей группе ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц; закреплять знания об их отличительных признаках, значение.
Конспект занятия «Почему улетают на юг птицы» ко Дню инвалидов Тема: Почему улетают на юг птицы. Цели: Образовательные: беседа о перелете птиц, повторение названия птиц, нахождение слов-«приятелей» (синонимов).
Музыкальное развлечение «Улетают птицы вдаль» Музыкальное развлечение «Улетают птицы вдаль» Цель: расширение представлений о разнообразии пернатого мира; развитие умения играть роли.
Проект «Перелётные птицы» (старшая группа) «Перелетные птицы» проект для детей старшей группы Москалёва Наталья Алексеевна, воспитатель, МБДОУ Д/с «Светлячок» г. Семикаракорск Сроки.
Экологический проект «Зимующие птицы» Экологический проект «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный (2.
Экологический проект «Перелётные и зимующие птицы нашего Краснодарского края» Экологический проект «Перелётные и зимующие птицы нашего Краснодарского края» Панасенко-Агаркова Любава Евгеньевна Экологический проект.
Экологический проект «Птицы на кормушке» в средней группе. Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы. Срок реализации.
Экологический проект «Птицы родного края» Актуальность Первостепенная задача разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, так.
Экологический проект «Зимующие и перелетные птицы» Экологический проект «Перелетные и зимующие птицы» Подготовила: Данилова Н. С. Актуальность К сожалению, в современном мире родители мало.
Экологический проект «Зимующие птицы Якутии» Масштаб: внутригрупповой Участники проекта: педагог, воспитанники и родители Сроки проекта: краткосрочный (ноябрь) Возраст детей: 5-6 лет.
Беседа с детьми и зимующих и перелетных птицах
Ираида Иванова
Беседа с детьми и зимующих и перелетных птицах
Беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах.
Возраст детей: 4-7 лет
Подготовила: Иванова Ираида Эрнестовна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида», г. Саранск
— расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах;
— формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах,учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище;
-углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли);
-классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;
-обогащать словарный запас;
— развивать речь и логическое мышление
— воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе.
Демонстрационный материал: картинки с изображением птиц, птичьих гнёзд.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок с изображением птиц и беседа по ним, чтение и анализ сказок, подведение итогов.
Ход беседы:
— Ребята! Знаете ли вы, что всех птиц, которые живут в наших краях,можно разделить на две группы: птицы зимующие и перелетные?
Зимующие птицы: воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сова, поползень, сойка. Они не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.
Птицам трудно прокормиться, ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так: найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны. Кроме того, некоторые из птиц, например синица, сойка и поползень, еще осенью делают запасы. Вот как описывает это писатель А. А.Плешаков: «… запасает поползень на зиму корм! И желуди, и орехи, и крылатки клена – всё запихивает в трещины, ниши и щели на стволах. Упорно трудится целую осень, до самого декабря. В некоторых его кладовых ученые находили до двух килограммов семян.
— Ребята, а знаете ли вы, у какой птицы зимой появляются птенцы?
— Ну, конечно, это клёст! Посмотрите на картинку с изображением этой птицы.
— Эта необыкновенная птичка не только зимует в наших лесах, но и в самые трескучие морозы выводит птенцов. Клесты питаются семенами хвойных деревьев и своих птенчиков тоже кормят этими семенами. Если урожай шишек хороший, в зимнем лесу корма им хватает.
А перелётные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми, которые с приходом холодов забираются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной они возвращаются в родные края. Мелкие птички прилетаю незаметно. А вот большие, хотя и летят часто ночью, издают громкие звуки. Это вожак подаёт сигнал: не отставайте. Летите за мной. Самцы перелётных птиц прилетают с юга раньше самочек. И сразу начинают заботиться о жилище для будущей семьи.
— Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?
— Правильно, скворцы, гуси, соловьи, кукушки, а также трясогубки, ласточки, зяблики, пеночки, жаворонки, лебеди. Всё это перелётные птицы.
В весенних лесах слышится звонкий весёлый хор птичьих голосов. Птицы несут в клювиках прутики, сухие былинки, кусочки мха, вьют гнёзда, устилают их пухом и перьями.
И вот в птичьих теремках появляются яички. Птицы высиживают их, согревая своим теплом, а потом из яиц вылупятся беспомощные неоперившиеся птенчики.
Прожорливые птенцы широко раскрывают ярко-жёлтые рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей. Заботливые родители летают по лесам и лугам, добывая детям корм, уничтожая тем самым много вредных насекомых. Так они спасают лес и посевы на полях, сады, парки, скверы.
Птенцы быстро растут. И вскоре в укромных лесных уголках открываются птичьи «школы». В них взрослые птицы будут учить своих детей искать корм, спасаться от врагов, подавать разные сигналы.
И если в эти прекрасные деньки вы пришли в лес, то старайтесь не бегать и не шуметь. Представьте себе, что вы находитесь в доме, где в колыбельках спят совсем маленькие детки. Не заглядывайте в птичьи гнёзда, не трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать взрослых птиц, тогда они бросят свой дом, и в гнезде не появятся птенчики.
А теперь, послушайте стихотворение.
Нашла я гнездо лесное
Маленькой пёстрой птички,
Свитое ранней весною,
В гнезде лежали яички.
Как же она испугалась,
Прикинулась птичка больною,
Крыло волочила, металась
В густой траве предо мною.
Давалась мне прямо в руки,
Меня от гнезда уводила.
И сколько в ней было муки,
И сколько в ней было силы!
Вот еще одно правило, которое нужно запомнить! Весной и в начале лета лучше не брать на прогулку в лес или парк свою собаку. Птенцы иногда выпадают из гнезда, и собака может повредить малышу крылышки или лапки.
— А теперь ребята, давайте отдохнем, проведем физкультминутку «Мишка».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед и назад)
Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)
И трухлявые пеньки. (наклоны в разные стороны)
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся, (погладить себя по животу)
И на бревнышке уселся (садимся)
После окончания физкультминутки, дети садятся.
— Отдохнули? А теперь давайте поговорим о птичьих гнёздах. Какие разные гнёзда строят птицы!
Так дятел выдалбливает большим крепким клювом глубокое дупло в дереве, трясогузки вьют гнёзда из прутиков и травинок в кустах, недалеко от реки или ручья. У сороки гнездо большое и удобное. Ласточки лепят гнёзда из глины. Скворцы живут в деревянных теремках-скворечниках, которые мастерят люди. Журавли и утки устраивают свои гнёзда на земле, в зарослях камыш. А кукушка вообще не вьёт гнезда, а свои яйца подкладывает в гнёзда других птиц.
Птицы – наши друзья! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огорода, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь. Ребята, помогите птицам пережить зиму. Устраивайте для них кормушки, насыпайте в них семена тыквы, арбуза, подсолнечника, вешайте на веточки деревьев кусочки несолёного сала. Помните, что голодная птица может погибнуть и от легкого мороза. А сытой и стужа не страшна!
1. На какие две группы делятся птицы?
2. Каких зимующих птиц вы знаете?
3. Почему перелётные птицы осенью улетают на юг?
4. А когда перелётные птицы возвращаются в наши края?
5. Какие гнёзда строят птицы?
6. А как вы думаете, почему птиц называют друзьями леса и людей?
7. Как можно помочь птицам зимой?
Беседа о зимующих и перелетных птицах Цель. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку, возможность удовлетворения.
Конспект итоговой ООД по формированию обобщенных представлений о зимующих и перелётных птицах Конспект итоговой ООД по позновательно-речевому развитию «Перелетные птицы» Воспитатель: Калимуллина Г. З. Цель: формировать обобщенное.
Конспект НОД по формированию представлений о зимующих птицах в подготовительной к школе группе «Юные орнитологи» Тема: «Юные орнитологи» Подготовил воспитатель: Каргина Светлана Леонидовна Цель: уточнить и расширить представления о зимующих птицах,.
Сказка о зимующих и перелётных птицах Сказка о зимующих и перелётных птицах Отцвело, отзвенело птичьими голосами красное лето. Наступила осень. Козявки, букашечки подальше спрятались.
СОД экологической направленности «Забота о зимующих птицах» Пояснительная записка к СООД экологической направленности на тему «Забота о зимующих птицах» Занятие экологической направленности, образовательная.
Внеклассное занятие по окружающему миру для 1–4 класса «Все о зимующих птицах» Цели: Познакомить с птицами, зимующими в наших краях, показать их разнообразие, учить выделять существенные признаки птиц, с устройством.
Забота о зимующих птицах (фотоотчёт) Здравствуйте,уважаемые коллеги! Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько.