Путь чуковского в детскую литературу его общение с детьми борьба за сказку

Сказки

Путь чуковского в детскую литературу его общение с детьми борьба за сказку

Книга открывается главой о детском языке, в которой автор не только приводит примеры «лепых нелепиц», но и рассуждает о неосознанном мастерстве каждого ребёнка, усваивающего огромное количество новых слов и их элементов. Слыша строчку «Царь дрожащего творенья» и преобразуя её в «Царь, дрожащий от варенья», мальчик создаёт сочетание, которое лингвисты называют «народной этимологией ».

Детские приставки, по наблюдению Чуковского, свободно отсоединяются от корня (привык → вык, недотёпа → тёпа, нелепо → лепо): такое словообразование возвращает некоторым выражениям их давний, исконный смысл. Благодаря незашоренности своего мышления трёхлетние дети легко изобретают слова никовойный, всехный, рогается, людь.

Глава «Сто тысяч почему» рассказывает о том, что четырёхлетний ребёнок с его жадностью к новым знаниям способен в течение двух с половиной минут задавать «с пулемётной скоростью» десятки вопросов. С возрастом многочисленные «Почему?», «Зачем?», «Как?» задаются всё реже; взрослые и вовсе нередко исключают их из своего лексикона.

Глава о детском стихосложении повествует о влечении малышей к рифмованным строчкам; для ребёнка игра в созвучия — такая же естественная жизненная потребность, как «кувыркание или махание руками». Давая заповеди детским поэтам, Чуковский напоминает, что при создании стихов для самых маленьких автор должен «мыслить рисунками» и чувствовать музыку в каждой строке.

После выхода в свет первого издания книги («Маленькие дети», 1928) писатель обратился к читателям с просьбой поделиться своими наблюдениями за детским языком. С той поры в течение сорока лет почта не знала отдыха: письма от родителей, учителей, воспитателей шли мешками :

Если бы я обнародовал весь имеющийся у меня материал, получилось бы по крайней мере десять-двенадцать томов.

Художественные особенности

Усвоение языка ребёнком Чуковский считал чудом. Он учил видеть в детской речи не только результат подражания взрослому языку, но и плоды самостоятельного творчества.

— Мама, закрой мою заднюю ногу!

И очень забавляли меня такие, например, детские речения и возгласы, подслушанные в разное время:

— Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!

— Бабушка! Ты моя лучшая любовница!

— Ой, мама, какие у тебя толстопузые ноги!

— Наша бабуля зарезала зимою гусей, чтоб они не простудились.

— Мама, как мне жалко лошадок, что они не могут в носу ковырять.
— Как ты смеешь драться?

— Ах, мамочка, что же мне делать, если драка так и лезет из меня!

— Няня, что это за рай за такой?

— А это где яблоки, груши, апельсины, черешни.

— Я так много пою, что комната делается большая, красивая.

— В Анапе жарко, как сесть на примус.

— Ты же видишь: я вся босая!

— Я встану так рано, что еще поздно будет.

— Не туши огонь, а то спать не видать!

Источник

Конспект НОД в старшей группе: «Корней Иванович Чуковский и его сказки»

Ксения Мазайло
Конспект НОД в старшей группе: «Корней Иванович Чуковский и его сказки»

Конспект НОД в старшей группе: «Корней Иванович Чуковский и его сказки»

Цель: Закрепить и дополнить представления детей о писателе К. И. Чуковском

1. Обогатить знания детей о биографии К. Чуковского;

2. Закреплять знания детей о прочитанных ранее произведениях К. И. Чуковского;

3. Продолжать учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы;

1. Развивать у детей внимание, память, мышление;

1. Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения;

2. Поддерживать у детей положительные эмоции от встречи с любимыми героями, интерес к художественной литературе.

— макет дерева с книгами К. И. Чуковского

— портреты детских писателей

«планшеты» с карточками героев К. Чуковского «Четвертый лишний»

— мешок с предметами:

1. Чтение произведений К. И. Чуковского.

2. Рассматривание иллюстраций к этим книгам.

3. Выставка книг К. Чуковского

4. Заучивание чистоговорок, физкультминуток.

Ход занятия.

К нам на занятие пришли гости,давайте поздороваемся:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг:

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Заниматься мы начнем

Подходят к выставке книг.

Как у наших у ворот чудо-дерево растет!

Не листочки на нем, не цветочки на нем,

А чудесные книжки, да со сказками!

— Дети, вы узнали эти книги? (дети отвечают). А кто написал их (ответы детей)

Находят портрет К. Чуковского среди других портретов детских писателей.

А теперь давайте присядем и поговорим о детском писателе К. И. Чуковском.

(слайд2) Корней Чуковский был высокого роста, с крупными чертами лица, большим любопытным носом, с щёточкой усов, и смеющимися светлыми глазами. У него была удивительно лёгкая походка. К. И. Чуковский был веселым и жизнерадостным человеком.

(слайд3) Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега.

Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.

К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

Сейчас мы узнаем, а знаете ли вы книги К. Чуковского

В первой игре вы соберете разрезных картинок обложки книг К. Чуковского, вы будете работать парами. Дети делятся на пары. Картинки перемешаны. Вы складываете картинку и называете название сказки.

А сейчас ребята, я хочу провести викторину с мячом по сказкам Чуковского. Отвечать нужно быстро и четко.

• На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»?

• Какое грозное слово произнес Мойдодыр, когда ударил в медный таз?

• Разбойник, злодей, ужасный. (Бармалей)

• Что купила Муха-цокатуха на базаре?

• В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)

• Что упало на слониху в сказке «Тараканище»?

• Имена детишек Крокодила (Тотоша и Кокоша).

• Почему болели животы у цапель в сказке «Телефон»?

• В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе)

Я приготовила небольшой сюрприз

Корней Иванович в окружении портретов своих сказочных героев.

Дети садятся перед интерактивной доской. В центре портрет Чуковского, вокруг полуоткрытые портреты героев

— Герои спрятались? Любопытно, кто это. Давайте угадаем. Дети называют героя, воспитатель открывает их и проверяет правильность ответов детей.

Немного отдохнем: (слайд6)

Физкультминутка (Дети встают в круг)

Нас не надо вам лечить, добрый доктор Айболит! (дети шагают по кругу друг за другом)

Не болят у нас животики, как у бедных бегемотиков! (гладят животы)

К солнцу руки мы протянем, а потом в траве присядем (тянут руки вверх, садятся на корточки)

Читайте также:  Рассказы носова для детей читать леденец

Как орлы летим-парим, во все стороны глядим (бегут по кругу, машут руками, глядят по сторонам)

Где же Африка страна? Может помощь там нужна (останавливаются смотрят «в бинокль»)

С обезьянкой мы поскачем, как веселый звонкий мячик (прыгают)

Дружно к бедным страусятам по траве идут ребята (шагают по кругу, высоко поднимая ноги)

Всем мы помощь оказали, сами сильными мы стали (остановились, показали свои мышцы)

Педагог: Корней Чуковский любил животных. И почти все сказки у него о животных. И у всех сказок очень хороший конец.

А у нас посмотрите-ка, один из героев сказки потерялся, попал не свою сказку. Поможем ему? (ответы детей) Вам нужно обвести всех герое из одной сказки, а лишнему герою сказать из какой он сказки.

Дети получают «планшеты» с изображением героев сказок Чуковского.

«Муха-Цокотуха», «Айболит», «Телефон», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Бармалей», «Тараканище».

Игра: «Собери героев в одну сказку». (Работа с планшетами, дети соединяют линией героев одной сказки)

Игра «Чудесный мешочек»

— У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок или несколько слов близко к тексту из произведения,в котором о ней говорится:

2) воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде. («Тараканище»)

3) мыло – Вот и мыло подскочило. («Мойдодыр»)

5) шоколадка – И всем по порядку дает шоколадки… («Айболит»)

6) перчатки – а потом позвонили зайчатки, нельзя ли прислать перчатки? («Телефон)

7) монета – муха по полю пошла, муха денежку нашла… («Муха Цокотуха»)

Хорошие сказки писал дед Корней,

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки ваши и дети,

Сказки читать веселые эти!

А сейчас ребята, чтобы выполнить задание вы должны очень внимательно слушать мой вопрос.

— Какая картинка подходит?

Воспитатель поочередно задает эти вопросы к картинкам на доске.

Ребята, все сказки Чуковского очень поучительны. Они все нас чему-то учат. Скажите ребята, чему нас учит сказка «Муха-цокатуха», «Тараканище»? (быть смелым, не бросать друзей в беде) А чему нас учит сказка «ДокторАйболит»? (быть добрым, любить животных, заботиться о них) А сказка «Мойдодыр» и «Федорино горе»? (быть аккуратным, следить за своим внешним видом) Сказка «Бармалей» (надо быть послушным и слушать взрослых.

Прикреплённые файлы:

Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Наш любимый мишка и его друзья» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в старшей группе «Наш любимый мишка и его друзья». Программное содержание:.

Конспект НОД «Сказки и были Петропавловской крепости» в старшей группе Конспект НОД с детьми старшего возраста по теме «Сказки и были Петропавловской крепости» Образовательная область «Социально – коммуникативное.

Конспект НОД в старшей группе «В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Познавательная», «Речевое», «Художественно- эстетическое», «Физическое.

Конспект занятия «Чтение сказки «Мороз Иванович» Где можешь ты увидеть чудеса? Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса. Природа дарит тайны нам свои. Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

Методическая разработка «Корней Иванович Чуковский и его сказки» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Задачи:.

«В гостях у сказки». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сазоновский детский сад» ОСП «Детский сад «Теремок» Образовательная деятельность.

Конспект НОД в старшей группе «Наши любимые сказки» НОД в старшей группе «Наши любимые сказки». Задачи: • Формировать навык рассказывать сказку с опорой на сюжетные картинки. • Закрепить представления.

Развлечение для детей старшей группы по ФЭМП «Корней Чуковский» Развлечение для детей старшей группы по ФЭМП «Корней Чуковский». Юлия Кутова Образовательные задачи: Совершенствовать навыки устного счета;.

Сценарий рождественского театрализованного представления. Инсценировка «Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского Министерство Образования Московской Области Комитет образования Администрации городского округа Королёв Московской области Муниципальное.

Источник

Конспект занятия в старшей группе «Мир сказок К. И. Чуковского»

Валентина Крутицкая
Конспект занятия в старшей группе «Мир сказок К. И. Чуковского»

МАДОУ «Детский сад «Василёк»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

«Волшебный мир сказок К. И. Чуковского»

старшая группа

воспитатель Крутицкая В. В.

Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. Вспомнить знакомые произведения автора. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию слушать сказки.

Формировать умение отличать русскую народную сказку от авторской, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;

Закреплять умение детей угадывать название произведения по иллюстрациям, отрывку из сказок;

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения;

Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Интеграция образовательных областей:»Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,»Познавательное развитие».

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой.

Просмотр презентации: «Путешествие в волшебную страну сказок К. И. Чуковского»,приветствие, сюрпризный момент-путешествие, рассматривание портрета К. И. Чуковского, беседа, дидактическая игра «Доскажи словечко»,игра: «Узнай сказку по картинке», физкультминутка «Айболит»,дыхательная гимнастика:»Надуй шарик», дидактическое упражнение «Корзинка с потерянными вещами», рассматривание иллюстрации к сказке «Чудо-дерево»,художественное слово: пословица.

Предварительная работа: беседы, просмотр иллюстраций к сказкам, рассказывание сказок детям, заучивание отрывков наизусть

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, письмо, волшебная палочка, корзинка с потерянными вещами.

Ход ООД:

1. Вводная часть. Организационный момент.

В. : Доброе утро, посмотрите ребята, у нас сегодня в группе гости, давайте с ними поздороваемся.

В. : Станем в круг, и поздороваемся друг с другом.

Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд,

Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг (берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг! (качаем руками).

В. Я сегодня на подоконнике нашла вот такое письмо. Давайте его прочтем? Здесь написан наш адрес. Интересно, от кого оно (читает)

В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей!

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят,

Кто умеет слушать сказки

Или любит их читать.Подпись: Сказочные герои страны сказок.

В. : Ребята, вы любите сказки?

В. : Хотите отправиться в волшебную страну сказок?

В. : Взмахом палочки волшебной

Я чудесный мир открою,

Вместе мы перенесемся

В гости к сказочным героям. (посадить детей перед экраном)

В. : Вот мы и оказались в волшебной стране сказок. Послушайте, что я вам расскажу. Сказки рассказывают о небывалом,чудесном и они бывают разными: народными и авторскими. Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными.

Д. : Потому что, их сочинил народ. Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

В. : Почему сказки называют авторскими?

Д. : Потому что, их сочинил и написал один человек – автор.

Читайте также:  Сказки пушкина читать 4 класса

В. : Корней Иванович Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

Дети проходят к выставке, где расположены книги и подделки, иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского.

В. : Посмотрите ребята, какой ласковый и добрый взгляд у него. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его назвали «дедушка Корней», «дедушка Чуковский».

В. : А сейчас поиграем. А буду читать отрывок из сказки дедушки Чуковского, а вы будете подсказывать мне словечки. А если вспомните название этой сказки, обязательно скажите.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

В. :А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

Д. : Айболит, сказка «Айболит»

В. : Подошел Медведь тихонько,

Толканул его легонько:

«Говорю тебе, злодей,

Д. : Скорей, «Краденое солнце»

В. : Вдруг откуда-то летит

4.А потом позвонили зайчатки:

– Нельзя ли прислать …

В. : потом позвонили…

В. Пришлите, пожалуйста, книжки.

Д. : сказка «Телефон»

Д. : дорожке, сказка «Федорино горе»

В. : Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Д. : умывальник, сказка «Мойдодыр»

В. : Но однажды поутру

«Разве это великан? (Ха-ха-ха)

Д. : таракан, сказка «Тараканище»

В. : Молодцы, ребята. Вы очень внимательные. Продолжаем наше путешествие по стране сказок Корнея Ивановича Чуковского.

Игра: «Узнай сказку по картинке»

В. : (обращает внимание детей на экран)

Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?

В. : Чему учит нас эта сказка?

Д. : Сказка учит бороться со злом, быть решительными и смелыми, даже если враг гораздо сильнее и коварнее.

В. : Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?

Д. : «Краденое солнце»

В. : Чему учит нас эта сказка?

Д. : Сказка учит нас, что нельзя оставаться в стороне, когда кому-то плохо. Нужно помогать людям, оказавшимся в беде, нельзя быть равнодушными.

В. : А эта иллюстрация из какой сказки?

В. : Расскажите, что вы узнали полезного в сказке «Федорино горе»

Д. : Нужно быть аккуратными, чистоплотными, беречь посуду, мыть ее, прибираться дома.

Вас полечил, исцелит добрый Доктор Айболит.

Нас не надо вам лечить, добрый Доктор Айболит

Будет бегать и шагать будем силы набирать,

Не болят у нас животики, как у бедных бегемотиков,

К солнцу руки мы потянем, а потом в траве присядем,

Как орлы, летим, парим, во все стороны глядим,

Где же Африка – страна, может помощь, там нужна,

Вместе с Читой мы поскачем как веселый звонкий мячик,

Скок – поскок, скок – поскок, не цепляйся за сучок,

Дружно к бедным страусятам по траве пойдут ребята,

Ноги будем поднимать, по траве густой шагать,

Всем мы помощь оказали сами сильными мы стали!

Дыхательная гимнастика: «Надуй шарик»

Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков: дыхание ртом короткое, отрывистое, губы вытянуты трубочкой, произносить «ф-ф-ф-ф»; воспитатель предлагает им поиграть с настоящими воздушным шариком.

«Шар сдулся». Набрать воздух носом. Длинный, долгий выдох «ш-ш-ш-ш». В конце – хлопок в ладоши.

Дидактическое упражнение «Корзинка с потерянными вещами».

В. : Отдохнули, и еще поиграем. Посмотрите в стране сказок потерялись предметы. Из каких они сказок? Поможем отправить эти предметы каждый в свою сказку?

В. : Вспомните сказку К. И. Чуковского и строчки из сказки, в которых говорится об этом предмете.

(дети достают по одному предмету)

Телефон: (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик: (Ехали медведи на велосипеде…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло: (Вот и мыло подскочило)

Блюдце : (А за ними блюдца)

Калоша: (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр: (И ставит им градусник)

Сито: (Скачет сито по полям)

Перчатки: (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета: (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Мочалка: (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

В. : А мы продолжаем наше путешествие.

Рассматривание иллюстрации к сказке «Чудо-дерево». Познавательная беседа.

Д. : Главные герои сказки «Чудо-дерево» — мама, папа и их дочери – Маша, Зина, Нина и Мурочка.

В. :Это необычное дерево: вместо листьев и цветочков растут чулки и башмаки. В семье героев этой сказки нет заботы о том, в чем дети будут ходить по улице. Достаточно маме или папе подойти к нему и сорвать нужную пару обуви или чулочков для своих деток. Этой семье присуще еще такое замечательное качество, как щедрость. Щедрый человек способен подарить другим людям радость.

Вот такой интересный и познавательный мир сказок К. И. Чуковского.Недаром гласит пословица: «Каких только чудес не бывает на свете».

А нам, ребята пора возвращаться в детский сад.

Взмахом палочки волшебной,

Глазки дружно мы закроем

И вернемся в детский сад.

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

В. : Ребята, куда мы сегодня с вами совершили путешествие?

Давайте назовем автора сказок, у которого мы были в гостях?

Чему нас учат сказки К. И Чуковского?

Вам понравилось путешествие? Что было трудным?

Маше необходимо быть более внимательной. Алеше, научиться слушать взрослого, не перебивая.

У К. И Чуковского еще очень много сказок и стихотворений, с которыми мы обязательно с вами познакомимся.

Источник

Задания по детской литературе. ПЗ Чуковский. 1. Судьба Корнея Чуковского происхождение, образование, круг общения, путь в русской культуре

Глава «Сто тысяч почему» рассказывает о том, что четырёхлетний ребёнок с его жадностью к новым знаниям способен в течение двух с половиной минут задавать «с пулемётной скоростью» десятки вопросов. С возрастом многочисленные «Почему?», «Зачем?», «Как?» задаются всё реже; взрослые и вовсе нередко исключают их из своего лексикона.

В главе «Борьба за сказку» писатель вспоминает о событиях конца 1920-х — начала 1930-х годов, когда его ругали за чтение детям «Мюнхгаузена», «Гулливера» и «Конька-горбунка». Сказка «Мойдодыр» подверглась обструкции на официальном уровне: чиновники от педагогики обнаружили в ней оскорбление трубочистов. За «Крокодила» Чуковского прорабатывали в прессе: критики увидели в этом произведении намёк на корниловский мятеж. В ту пору в журнале «Звезда» появилась разгромная публикация «Что такое „чуковщина“?»; по мнению автора статьи, это было антиобщественное явление, которое «травматически» влияло на детей.

Глава о детском стихосложении повествует о влечении малышей к рифмованным строчкам; для ребёнка игра в созвучия — такая же естественная жизненная потребность, как «кувыркание или махание руками». Давая заповеди детским поэтам, Чуковский напоминает, что при создании стихов для самых маленьких автор должен «мыслить рисунками» и чувствовать музыку в каждой строке.

Многие художественные приемы, найденные в «Крокодиле», были использованы в дальнейшем Чуковским и в других его сказках.

«Муха-Цокотуха», «Тараканище» и «Краденое солнце»образу­ют трилогию из жизни насекомых и зверей. Эти сказки имеют схожие конфликтные ситуации и расстановку героев, они и пост­роены по единой схеме.

В трилогии сказок использована единая система художествен­но-речевых средств: повторы, параллелизмы, постоянные эпите­ты, уменьшительно-ласкательные формы и т.п.

«Мойдодыр» и «Федорино горе»могут считаться дилогией на тему гигиены.

Небольшой сказке «Мойдодыр» (1923) принадлежит едва ли не первенство по популярности среди малышей. С позиции взрос­лого назидательная мысль сказки просто мизерна: «Надо, надо умываться / По утрам и вечерам». Зато для ребенка эта мысль тре­бует серьезных доводов, сама же по себе она абстрактна и сомни­тельна. Чуковский верно уловил первую психологическую реак­цию ребенка на открытие всяких «надо» и «нельзя» — это удивле­ние. Для того чтобы доказать простенькую истину, он использует мощный арсенал средств эмоционального воздействия. Весь мир приходит в движение, все предметы срываются с места и куда-то бегут, скачут, летят. Герою приходится изме­ниться — и внешне, и внутренне. Возвращение дружбы и симпа­тии, организованный в тот же час праздник чистоты — справед­ливая награда герою за исправление.

Читайте также:  Рассказ о том как родился иисус христос

«Федорино горе» (1926) также начинается с удивления перед небывальщиной: «Скачет сито по полям, / А корыто по лугам». Автор довольно долго держит читателя в напряженном изумле­нии. Только в третьей части появляется Федора, причитая и маня сбежавшую утварь обратно. Если в «Мойдодыре» неряха — ребе­нок, то в этой сказке — бабушка. Читатель, уже усвоивший урок «Мойдодыра», может понять недостатки других, в том числе и взрослых.

«Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон»(все — 1926 год) обра­зуют свою триаду сказок, объединенную мотивами небылиц и путаниц. Их последовательное расположение следует за меняю­щимся отношением к небылице или путанице. В «Чудо-дереве» небыличное превращение сулит всем радость, особенно детям. В «Путанице» веселое непослушание зверей, рыб и птиц, взду­мавших кричать чужими голосами, в конце концов грозит бедой: «А лисички / Взяли спички, / К морю синему пошли, / Море синее зажгли». «Телефон» написан от лица взрослого, уставшего от «дребедени» звонков. Сказка разворачивается чередой почти сплошных диало­гов. Телефонные собеседники — то ли дети, то ли взрослые — всякий раз ставят героя в тупик своими назойливыми просьбами, нелепыми вопросами. Маленькие читатели невольно становятся на сторону измученного героя, незаметно постигая тонкости хо­рошего воспитания.

В «Мухе-Цокотухе» спасителем выступает не рогатый жук, не больно жалящая пчела, а неведомо откуда взявшийся комар, и даже не комар, а комарик, да к тому же маленький комарик, и, чтобы его малость была еще заметней, он предстает перед нами в свете маленького фонарика:

Вдруг откуда-то летит

И в руке его горит

Неизменно повторяющийся в сказках Чуковского мотив победы слабого и доброго над сильным и злым своими корнями уходит в фольклор: в сказке угнетенный народ торжествует над угнетателями. Положение, при котором всеми презираемый, униженный герой становится героем в полном смысле, служит условным выражением идеи социальной справедливости.

На воздушном шарике.

Пряники жуют. («Тараканище»).

Но вот атмосфера изначальной гармонии разрушается вторжением злого персонажа:

Вот и вылечил он их, Лимпопо! Вот и вылечил больных, Лимпопо! И пошли они смеяться, Лимпопо! И плясать и баловаться, Лимпопо! («Доктор Айболит»).

Таким образом, в самом раннем возрасте знакомясь со сказочным миром К. Чуковского, дети получают первоначальные представления о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек. Особенности поэтики произведений К. И. Чуковского

Вдруг из подворотни Страшный великан Рыжий и усатый Та-ра-кан! Таракан, Таракан, Тараканище!

9) Воплощение «Заповедей для детских поэтов»

Первая заповедь – детские стихотворения «должны быть графичны», то есть в каждой строфе, а порой и в каждом двустишии должен быть материал для художника, т.к. мышлению младших детей свойственна абсолютная образность. Те стихи, с которыми художнику нечего делать, совершенно непригодны для этих детей. Пишущий для них должен, мыслить рисунками.

Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть ли не половину своей эффективности.

На велосипеде (первый рисунок),

Задом наперед (второй рисунок),

На воздушном шарике (третий рисунок) и т.д.

В поэме-сказке К. И. Чуковского «Айболит» соблюдена графичность и образность:

Но вот перед ним море –

Бушует, шумит на просторе…

Вторая заповедь гласит о наибыстрейшей смене образов. Чуковский объясняет важность этих заповедей тем, что «мышлению младших детей свойственна абсолютная образность.

Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона

Наивысшая смена образов.

В Калахари и Сахаре…

В третьей заповеди Чуковский говорит о лиричности словесной живописи. Словесная живопись должна быть в то же время лирична.

Ребенку мало видеть тот или иной эпизод, изображенный в стихах: ему нужно, чтобы в этих стихах были песня и пляска. Чуковский имел в виду песенно-плясовое начало детских стихотворений.

И обрадовались блюдца:

И танцуют, и смеются:

Живопись лирична, множество глаголов и предлогов дают ощущение постоян- ного движения.

И пришла к Айболиту лиса …

И пришел к Айболиту барбос …

И прибежала зайчиха…

Вместе с его героями тоже хочется что-то делать, как-то действовать, чем-то помочь.

Четвертая: «подвижность и переменчивость ритма».

Множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения.

И пришла к Айболиту лиса …

И пришел к Айболиту барбос …

И прибежала зайчиха…

Вместе с его героями тоже хочется что-то делать, как-то действовать, чем-то помочь.

У маленьких детей, как известно, неустойчивое внимание – и, когда речь идет о крупных стихотворных произведениях, удержать их внимание, используя единый мелодический рисунок, единый стихотворный размер, практически невозможно.

Подвижность и переменчивость ритма.

Но вот, поглядите, какая-то птица

Все ближе и ближе по воздуху мчится.

На птице, глядите, сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит…

«Муха-Цокотуха» праздник в честь покупки самовара переходит в трагедию: муха попала в лапы злодею Пауку.

А злодей-то не шутит,

более усиливает трагичность эпизода.

Но мгновение спустя Муха освобождена лихим молодцем Комаром, и вновь за-

звучал мотив радости и веселья – ритмика беззаботного счастья:

В барабаны застучали…

Пятая заповедь: повышенная музыкальность поэтической речи. Стихи-сказки Чуковского «Мойдодыр», «Бармалей», «Муха-Цокотуха» воспринимаются детьми как песенки

В барабаны застучали Бом Бом Бом …

Музыкальность поэтической речи.

Вот идет Гиппопотам.

Он идет от Занзибара,

Он идет к Килиманджаро …

Песня гиппопотама звучит как гимн для докторов.

Шестая заповедь – рифмы в стихах для детей должны быть поставлены

на самом близком расстоянии друг от друга. Детям трудно воспринимать несмежные рифмы

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

Рифмы находятся в ближайшем соседстве.

Правым глазом подмигнула

И хохочет, и хохочет…

Седьмая заповедь: рифмующиеся слова должны быть главными носителями смысла.

«Цокотуха…Брюхо… Пошла… Нашла… На базар… Самовар…»

И в ванне, и в бане…

Часто внутренние рифмующиеся слова Чуковский помещает в разных строках:

А вот, высший пилотаж, когда рифмуются подряд четыре слова:

Скок, скок, скок, скок!

Восьмая заповедь: «Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью» У ребенка, по мнению Чуковского, мысль пульсирует заодно со стихами и каждый стих –самостоятельная фраза; число строк равняется числу предложений

Я хочу напиться чаю

К самовару подбегаю

Каждая строка живет собственной жизнью.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит…

Основная смысловая нагрузка лежит на словах– рифмах.

Источник

Познавательное и интересное