Путь насти и митраши кладовая солнца рассказ

Сказки

Настя и Митраша (по сказке “Кладовая солнца”)

Сказка-быль “Кладовая солнца” М. М. Пришвина посвящена реальным событиям. В ней описывается жизнь русской деревни в послевоенные годы. Мы видим и трудности деревенских жителей и их необыкновенную сплоченность.

Главные герои сказки-были – Настя и Митраша удивительно чистые, добрые и трудолюбивые дети. Им рано пришлось ощутить на себе все тяготы одинокой сиротской жизни. Мама у Насти и Митраши умерла, а отец погиб на войне. Односельчане всячески старались помочь детям, но брат и сестра быстро научились справляться со всей работой

Автор пишет о детях: “Они были очень милые. Настя была как Золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее… отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки…

Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком… Это был мальчик упрямый и сильный. “Мужичок в мешочке”, улыбаясь, называли его между собой учителя в школе”.

После смерти родителей девочке и ее брату пришлось вести все хозяйство. Дети никому не жаловались и ни у кого не просили помощи. Настя и Митраша с малых лет научились преодолевать большие трудности,

Так сложились обстоятельства, что мальчику и девочке пришлось вдруг стать взрослыми. “…Умненькие и дружные ребята”, – говорили о них односельчане. “Не было ни одного дома, где жили и работали так дружно, как жили наши ребята”. Настя после смерти матери осталась в доме за хозяйку, так же как и она, вставала девочка еще до рассвета и выполняла всю тяжелую женскую работу по дому. “С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так лопотала по хозяйству до ночи”.

Хоть Митраша и младше сестры, а почитает себя главным в семье, кормильцем. Так приучил его отец. Соседи не бросили сирот на произвол судьбы, как могли помогали.

Но Митраша, “мужичок в мешочке”, и сам не сидел без дела. У отца он выучился изготавливать деревянную посуду и делал ее по просьбам односельчан. “Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство”, – рассказывает автор. С детства Митраша научился от отца всяким премудростям, которые просто необходимы в лесу.

Мальчик умеет определять дорогу по компасу, прекрасно знает все особенности животных и растений. Это умение теперь пригодилось детям сполна.

Ведь им приходится ходить на охоту, а также собирать клюкву – чудесное средство, помогающее больным и ослабленным людям. И хотя сами дети жили впроголодь, “но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду”.

Однажды в лесу брат и сестра поссорились и отправились разными дорогами. Именно из-за их ссоры чуть не произошла настоящая трагедия. Митраша, несомненно, утонул бы в болоте, если бы не его находчивость.

Он несет ответственность за жизнь сестры.

Но это еще раз доказывает, что Митраша – необычный ребенок. Он – полностью сформировавшаяся личность, обладающая твердым характером, находчивостью и мужеством. ” – Был мужичок, …да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой”. Он и его сестра заслуживают самого искреннего восхищения – как люди, которые могут смело смотреть в глаза любой опасности.

Related posts:

Источник

Сравнительная характеристика Насти и Митраши (Кладовая солнца Пришвина) сочинение 6 класс

Телосложением ребята, как ни странно, отличались. Если Настя была худой и статной, то Митраша же был низким, плотным, коренастым.

Также ребята отличались характером. Настя была девочкой мягкой, женственной, работящей, и уже в свои годы могла манипулировать братом. Ей было достаточно лишь погладить его по затылку, как он тут же повиновался ей.

Митраши по сути своей был очень мужественен, упрям, не боялся трудностей, всегда был рассудителен, идя к своей цели.

Вскоре с ребятами произошло событие, заставившее их взглянуть на жизнь по-другому. Во время похода на болото за ягодами, Настя увлекается их поиском забредаю в чащу, там, на ребят нападает волк, которого Митраша убивает выстрелом из ружья. Митраши, скорее всего от шока просто не понимал, что произошло, а его сестра, напротив, она винила только себя за это событие, ведь если бы всё пошло иначе, они могли и погибнуть из-за неё. Это изменило её как человека и личность. После этого случая она начала вести себя более обдуманно, рассудительнее как её брат. В этом вся Настя – она живёт не ради себя, а ради других.

Митраши же после данного случая старался вести себя сдержаннее. Он стал более лояльным по отношению ко всему, стараясь не напирать на проблемы, а искать более умный способ её решения.

Рассказ учит нас бороться несмотря не на что, даже если всё против вас – необходимо идти вперед и добиваться того, что вам нужно. Но, в то же время к решению проблем необходимо подходить с умом и рациональностью и не впадать в азарт, что было показано в эпизоде с болотом. Из-за своеобразного азарта Насти, они с братом попали в беду, из которой выпутались только лишь благодаря Митраше, вследствие чего Настя еще сильнее зауважала своего брата.

Вариант 2

Митраша и Настя главные герои произведения. Совсем еще дети, а им выпола нелегкая судьба остаться сиротками. Родственников у них не было и поэтому приходилось все делать самим. Хорошо что родители в свое время научили их многому. Настя в свои двенадцать лет прекрасно вела хозяйство. Умела готовить, ухаживать за скотиной. Оба ребенка трудолюбивы, не у всех взрослых людей может быть такой порядок как у них. Дети стараются во всем быть похожими на родителей. Настя, как и мать рассудительная, серьезная девочка, Митраша слегка задиристый, смелый и немного самоуверенный. Он не раз с отцом ходил на охоту, умел немного ориентироваться в лесу, так же мог наколоть дров, выполнить мужскую работу по дому. Неплохо делал поделки и продавал их. Брат и сестра старались помогать и поддерживать друг друга.

Настя была на два года постарше брата. Волосы были золотистыми, все лицо усыпано веснушками, ну настоящая золотая курочка. Девочка была стройная немного выше брата. Митраша коренастый, не высокый, упрямый, но отходчивый. У обоих вздернутые носики. Дети только внешне похожи друг на друга, внутренний мир у каждого свой.

Девочка зная характер брата могла и помучить брата, чтобы тот не хорохорился, а потом снисходительно погладив по голове рукой. Наверное у Митраши это от отца поучать сестру, Настя спокойно без обид выслушает и сделает по своему, а брат на это сердится. В такие моменты сестра улыбнувшись приласкает брата, чтобы не сердился.

Они полностью адаптированы к самостоятельной взрослой жизни, это можно проследить по тому как они подготовились к походу за клюквой. Лес не прощает шалости и легкомысленного отношения. Митраша может быть и не подумал запастись провиантом, но сообразительная Настя решила, что не помешает небольшой узелок с едой.

Читайте также:  Рассказы про войну короткие до слез

Дети многому научились после похода в лес. Именно здесь проявился их истинный характер. Они поняли как дороги друг другу. Благодаря рассудительности они смогли выйти из трудных ситуаций самостоятельно. Теперь Митраша не будет таким высокомерным по отношению к сестре, а она по-прежнему останется к нему снисходительна. Иногда нужно небольшое происшествие чтобы узнать людей получше, а им понять себя.

Сочинение про Настю и Митрашу

Митраша был младшим братом Насти, которая старше его всего на 2 года. Он был невысокого роста, но очень плотный, с широким лбом и затылком. Он был сильным мальчиком, который обладал упертым и целеустремленным характером. У Митраши было милое личико, всё усыпанное веснушками с маленьким, приподнятым вверх носиком. Мальчик был очень трудолюбив и уже в 10 лет, выполнял всю мужскую работу по дому, а также имел хорошие столярные навыки, которым обучал его отец. Его скончалась от болезни, а отец трагически погиб на войне. В свои юные годы он был хорошим столяром, с помощью инструментов, которые были оставлены ему отцом, он делал посуду из отличной посуду из дерева и горшки. Довольно часто, к нему приходили воспоминания о своем отце, ценные жизненные советы.Почти все учителя звали его «Мужичком в мешочке». Это прозвище он получил за своё трудолюбие и ответственность.

Мальчик был членом всех собраний и очень любил природу. Митраша очень любит свою сестру. Младший братец, подобно своему отцу, старался наставлять сестру и учить. Пусть даже он и злился в те моменты, когда Настя его не слушала, но всегда относился к ней с любовью и заботой.

Дети были очень умными и трудолюбивыми, помогали военным танкистам, работали в полях, на лугах. Они имели очень много скота, но умели справляться с ним.

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Насти и Митраши

Популярные сегодня темы

Я живу в Нижнем Тагиле. Город расположился в Уральских горах, на восточной стороне. От города до границы Европы и Азии всего 25 км. Второй по величине он в Свердловской области. Город разделен на три больших района

На свадьбе Ольги Ивановны и Осипа Дымова присутствовало много гостей, в основном люди искусства, знакомые Ольги Ивановны. Всем своим друзьям Ольга расхваливала своего новоявленного мужа, начинающего доктора.

Каждое время года, красиво и очаровательно по-своему. Но самым чудесным временем года, является весна. Так как весной все цветет и пахнет по-особенному, природа становится нежной, незабываемой и чистой

Марина Ивановна Цветаева является одной из самых противоречивых и притягательных фигур в русской поэзии Серебряного века. Любившая Россию так сильно, как никто другой, волею судьбы Цветаева

Технический прогресс неумолимо быстрыми и большим шагами движется к тому, что в будущем человечество не будет ограничено местом жительства единственной землёй, ведь сможет бороздить бескрайние просторы космос

Источник

«Настя и Митраша» (по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Открытый урок в 6 классе по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему: «Настя и Митраша»

Просмотр содержимого документа
«»Настя и Митраша» (по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»)»

Тема: «Настя и Митраша»

Цель: выявление свойств характеров героев; определение авторской позиции, роли сказочных мотивов в произведении; формирование навыка составления словесного портрета героев, выразительного чтения по ролям, анализа произведения.

Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Я хочу, чтобы сегодня на уроке вы получили огромное удовольствие как от нашей совместной работы, так и от своей собственной!

Ребята, послушайте стихотворение Михаила Витальевича Цуранова «Старик» и скажите, о ком рассказывает поэт?

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

И так о лесе рассказать

— Совершенно верно, речь идет о Михаиле Пришвине, с жизнью и творчеством которого мы уже познакомились на предыдущих уроках.

3. Работа по теме урока.

— Обратите внимание на эпиграф к уроку, как вы его понимаете? Прочитаем его выразительно.

Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю.

— Совершенно верно, ведь основная тема творчества Пришвина – Человек и Природа. Их неразрывная связь друг с другом. Речь идет о взаимодействии человеческой души и природы. Писатель в своих произведениях стремился показать взаимоотношение людей друг с другом, их умение слышать голос природы, которая бывает не только доброй, открытой, но и опасной, если не умеешь ее чувствовать и понимать.

Итак, о каких же взаимоотношениях идет речь в известном уже нам произведении Михаила Пришвина? О каких же людях писатель только и думает, согласно эпиграфу? Назовите имена главных героев произведения? (конечно, это Настя и Митраша).

Подумайте, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Совершенно верно, просто «Настя и Митраша». Запишите в тетрадях число и тему урока)

А какие цели мы будем преследовать на уроке? (я вам подскажу немножко: о чем говорят, характеризуя героев? – Правильно:

— описание героев; (ваши рисунки)

— выявление их характеров;

— выявление авторской позиции;

— анализ отдельных эпизодов.

Нашу работу я предлагаю начать с блиц – опроса, чтобы определить, как хорошо вы знаете произведение.

В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»? (1945г.)

От чьего имени ведется повествование «Кладовая солнца? (Мы- разведчики болотных богатств)

Имена главных героев произведения? ( Настя, Митраша) Рисунки

Кто такой Антипыч? (Лесник)

Как зовут верного друга Антипыча? (собака Травка)

Кто такой Серый помещик (Волк)

Название болота, возле которого жили дети? ( Блудово) Почему так названо, от какого глагола – «блуждать». Показать рисунки.

Топкое место в болоте, все равно, что прорубь на льду? ( Слепая Елань) Почему слепая? – по виду ее было невозможно узнать, распознать со стороны.

По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу? (Палестинка) Рисунки

Почему камень Лежачий, да еще и с большой буквы? (В сказках такой камень лежит на перепутье двух дорог. У Лежачего камня дети должны были выбрать свой путь).

Как вы поняли выражение « Осиротели двое детей» (потеряли родителей)

Что случилось с родителями Насти и Митраши?

Спасибо, вижу читали внимательно!

Теперь давайте подробнее поговорим о главных героях, для этого мы продолжим нашу работу в исследовательских студиях. Одна студия называется «Настя» (в нее входят все девочки класса), другая – «Митраша» (соответственно в нее входят все мальчики класса).

Какое задание давалось студии «Настя»? (составить словесный портрет Насти). Пожалуйста, что у вас получилось?

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Читайте также:  Прочитайте отрывок из рассказа о том как мальчик был самостоятельным

Авторское отношение: с добром, с любовью и нежностью, ласково называет золотая курочка, носик, волосы отливали золотом.

— Найдем описание Насти в тексте?

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку (как мать перед отцом делала).

Любит родителей: все делала как покойная мать.

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Авторское отношение: тоже с добром, любовью, ласково называет мужичок в мешочке, носик, золотые веснушки…

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос.

Любит родителей: вспоминает, как отец наставлял его мать, подражая ему, учит свою старшую сестру; у него отцовский задор.

Как относятся к детям соседи, родственники? Отдельными фразами скажите, как они их называют? (умненькие и дружные ребята, умные детишки, наши любимцы).

Ребята, я просила вас найти значение имен Анастасия и Дмитрий? Кто может ответить?

Анастасия – с греч. «воскрешенная к жизни». Как соотнести значение имени с нашей героиней? (Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата).

Скажите, я не оговорилась? Почему Дмитрий, а не Митя, Митраша? (Митраша – это Дмитрий Павлович).

Дмитрий – с греч. «посвященный богине Диметре, богине земледелия и плодородия» (любит крестьянский труд, живет на земле).

Ребята, чтобы лучше представить литературные портреты Насти и Митраши вам в этом поможет синквейн (Настя, Митраша, дети). Это будет вашим заданием (к доске 3 учащихся).

— Напомните, что такое синквейн?

Следующее задание: выявить сходство и различие в главных героях, кто может это сделать?

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

Прочитаем по ролям диалог в эпизоде «Настя и Митраша собираются за клюквой». (с. 160 со слов «Настя, начиная собираться,…до слов …где растёт сладкая клюква»). Автор, Настя и Митраша.

А что это за ягода такая – клюква? Найдите?

Почему рассказ о приключениях Насти и Митраши на болоте начинается описанием жизни двух деревьев: ели и сосны? Расскажите эту легенду?

С чем или кем их можно сравнить? (с Настей и Митрашей).

(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга, как и дети, не только должны все делать вместе, но и прислушиваться к советам друг друга, тогда все будет хорошо).

Итак, дети отправились за клюквой, а что произошло дальше мы сейчас увидим. Актеры, прошу вас.

Остановимся на эпизоде: «Ссора брата и сестры»

В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь. Но у самого камня довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо.

Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая на слабую тропу, сказал:

— Нам надо по этой на север.

— Это не тропа! – ответила Настя.

Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.

— Кра! – крикнула в это время ворона в гнезде.

Золотая Курочка собралась с силами и попробовала уговорить своего друга.

— Ну ладно, резко повернул Митраша, я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

И в самом деле пошел туда, не подумав ни о корзине для клюквы, ни о пище.

Насте бы надо было об этом напомнить ему, но она так сама рассердилась, что, вся красная, как кумач, плюнула вслед ему и пошла за клюквой по общей тропе.

— Кра! – закричала ворона.

Какую роль в развитии событий играет природа?

(Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Сюда–то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа откликается на происходящее, пытается предупредить об опасности, предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое «как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце».

Тревоги добавляет ветер, из-за которого «сосна простонала», а «ель зарычала»).

Куда тропка завела Митрашу? (в Слепую елань).

— Как он себя вел, кто его спас?

(Он сначала себя подбадривал, даже напевал, но когда угодил в болото по грудь, то испугался, даже полились слезы). Спасла его собака Травка (жила в это время одиноко, сама по себе, т.к. ее хозяин умер хотя, они очень любили друг друга, это были друзья: человек и собака), она видела в Митраше нового молодого Антипыча. Митраша хитро себя спасал: медленно, осторожно подзывая собаку, чтобы она резко не прыгнула к нему и не утопила его и себя; Он ухватился сначала за одну ее заднюю лапу, а потом и за другую).

Что в это время делала Настя?

(Она напала на ту самую палестинку, где много было клюквы).

В чем автор ее осуждает?

(Настя совсем не думала, «где же был в это время ее брат голодный и как она забыла о нем, как она сама забыла себя и все вокруг).

(Осуждает ее жадность: «Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?»).

Что явилось прозрением для Насти?

(Змея на черном пне. От испуга она очнулась).

Как дети встретились друг с другом?

(Митраша, спрятавшись в можжевельнике, увидел там и волка, выстрелил в него, убив наповал, и Настя услышала).

Какой урок дети получили?

(Слова Антипыча как раз в пору пришлись: «Не знавши броду, не лезьте в воду»).

Мнение окружающих по поводу случившегося?

Все радовались за детей. Митраша, убив волка, уже не мужичок, а герой.

А Настя совершила благородный поступок: всю свою тяжело доставшуюся ягоду отдала больным детям из детдома.

4.Рефлексия (итог урока):

Вернемся к нашему эпиграфу. Сегодня мы выяснили: соединяя жизнь людей (их взаимоотношения друг с другом) и природу, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен оставаться в любых обстоятельствах человеком и быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

Читайте также:  Сказки мордвы о животных

Ребята, достигли ли мы с вами поставленных целей? Что нам удалось?

Да, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, роль природы в развитии событий.

Чтобы подытожить работу на уроке, я предложу «Метод пяти пальцев» (Метод пяти пальцев не требует специального оборудования. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты):

М (мизинец)мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный)близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний)состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?

У (указательный)услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой)бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние?

Спасибо, дети, за плодотворную работу. Я надеюсь, вы получили огромное удовольствие от урока, и уйдете с него с хорошим настроением.

— Оценки сегодня у всех отвечающих только положительные:…

Ребята, на предыдущем уроке мы уже затрагивали понятием сказка-быль, поэтому вы без труда справитесь с заданиями.

1. Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были). Это задание для всех.

2. Представьте, что ссоры между детьми не было, как бы разворачивались события, каков был бы финал? Письменно ответьте. Это задание на оценку «5», по желанию.

Источник

Путь насти и митраши кладовая солнца рассказ

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Расскажите о судьбе Митраши и Насти. Чем стала для них война?

Дети осиротели. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”

Почему можно утверждать, что дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане?

Дети были не по годам самостоятельными, хозяйственными. Но и все соседи старались им помочь, чем только могли.

С помощью каких деталей Пришвин подчёркивает силу характера детей, умение жить в новых и тяжёлых условиях?

«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо. И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.»

«И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.»

Места в рассказе, которые свидетельствуют о «хозяйственной» жилке Митраши и Насти.

Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”

Какой конфликт возникает между Митрашей и Настей ещё по дороге на Блудово болото?

Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.

Блудово болото встречает детей неприветливо, оно пугает их, предупреждает: здесь опасно! Выпишите из текста слова и словосочетания, подтверждающие данный тезис.

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.
Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

Как реагировали на эти «знаки» Митраша и Настя? Настя настаивает: нужно идти «по. большой тропе, как все люди идут». А Митраша? Почему он выбирает другую дорогу? Только ли из желания собрать побольше клюквы?

На «знаки» Митраша и Настя не отреагировали, на дружески-теплые отношения детей набегает тень.

Митраша выбрал другую дорогу, так как он ориентировался по компасу, который остался от отца и помнил его рассказ, что надо идти на север.

«Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке».

Что Митраша предлагает Насте? Чем закончился этот конфликт между братом и сестрой? На чьей стороне в нём были ваши симпатии?

Митраша предлагал пойти на север, к палестинке, по плохо протоптанной тропинке, как учил отец. Но Настя не согласилась. Митраша сказал, что больше спорить не будет и каждый пойдет своей тропинкой.

Что понял Митраша? Сформулируйте и запишите вывод. Найдите его в тексте.

Я думаю, что Митраша понял, как важна для него его сестра Настя. Как важно быть вместе.

«Самое главное, самое счастливое было не заяц, не волк, а что Настя, услыхав близкий выстрел, закричала. Митраша узнал ее голос, ответил, и она вмиг к нему прибежала.»

Это не только торф, который можно использовать как источник энергии и не ягода клюква. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа. Пришвин — большой знаток и любитель природы. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор русского леса.

Да, она может служить «главным выводом». Соль земли — это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые люди. Кладовая солнца — это и богатство земли (торф), и добрая и мудрая природа, и сами люди. Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

Как вы поняли заключительные слова «Кладовой солнца»: «А многие до сих пор только и знают. что в них будто бы черти живут; всё это вздор, и никаких нет в болоте чертей»?

Многие пока не умеют замечать богатства природы и души человечеческой, живя предрассудками, принимая за истину всякий вздор.

Источник

Познавательное и интересное