Информационный материал для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру «Путешествие растений»
Алена Щукина
Информационный материал для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру «Путешествие растений»
Семена и плоды – настоящие путешественники-непоседы. Они прыгают, летают, плавают, ползают, цепляются… и даже отдают себя на съедение! И все это для того, чтобы освоить дальние земли. Ведь большинство семян гораздо лучше прорастает на незанятых, хорошо освещенных участках, чем в тени растения, которое произвело их на свет.
Чтобы оказаться как можно дальше от растения-родителя, одни отращивают крылышки или окружают себя белым пушком, чтобы парить в воздухе, другие вооружаются колючками, чтобы цепляться за шерсть животных. А некоторые растения сами разбрасывают свои семена.
Как летают семена и плоды?
Они летают, конечно, не сами, а с помощью ветра. Для этого у плодов березы и семян сосны есть крылышки. У плодов одуванчика – парашютики, а у плодов клена и ясеня – лопасти, как у винта вертолета. Семена тополя целиком покрыты тонкими белыми волосками. Это и есть тот «тополиный пух», который летом летает по нашим улицам.
Как герань разбрасывает семена?
Семена герани заключены в плод коробочку. После созревания семян плод растрескивается на продольные полоски, которые, как пружинки, закручиваются вверх и разбрасывают семена во все стороны.
Как кувшинка обманывает птиц?
Плод кувшинки созревает под водой, там он раскрывается, а семена (их бывает около 1500) всплывают. Они покрыты слизью и внешне напоминают икру рыб, чем очень привлекают водоплавающих птиц. Птицы склевывают семена и переносят их в другие водоемы в своем желудке. А еще у семян имеются наполненные воздухом «мешочки», помогающие им держаться на воде. Когда семена уплывут подальше от «дома», они тонут, а потом прорастают.
Зачем репью колючки?
Лопух, или репей, образует соцветие корзинку с колючей оберткой. Когда семена созревают, колючки подсыхают, загибаются в виде крючков и так крепко цепляются к шерсти животных и к одежде людей, что вытащить их бывает трудно. Животное бегает и разносит семена…Хорошо, что у лопуха не такие длинные и страшные колючки, как у одного африканского растения, которое недаром называют «дьявольский коготь». Оно прячет свои семена под плотной оболочкой, вооруженной двумя изогнутыми острыми гарпунчиками длиной 8 см. Цепляясь к животному, они часто наносят серьезные раны.
Как муравьи участвуют в расселении фиалок?
Фиалка покрывает свои семена сладким ариллусом, который очень нравится муравьям. Они собирают семена фиалок, чтобы отнести их в муравейник, однако ариллусы так вкусны, что муравьи не могут преодолеть соблазн и часто поедают их по дороге, разбрасывая повсюду семена. Муравьи участвуют в распространении семян бересклета, чистотела и других лесных растений.
Как птицы и летучие мыши помогают растениям?
У многих растений, таких, как рябина, брусника, малина, семена находятся внутри вкусных ярко окрашенных плодов, которые очень нравятся птицам. Когда птицы глотают ягоды, семена попадают в желудок и там обрабатываются пищеварительным соком. Семени это не вредит, наоборот, оно избавляется от вредной оболочки. Попав на землю с птичьим пометом, семена легко прорастают. В тропинках семена многих деревьев разносят не только птицы, но и крыланы. Например, они очень любят плоды фикуса, которые образуются прямо на стволе, словно для того, чтобы крыланам было удобнее ими лакомиться.
Диагностический материал по сенсорному развитию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня хочу поделиться с вами своими разработками в области диагностики. Тема моей аттестации «Развитие.
Игровой занимательный материал как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху активной информатизации и компьютеризации и уже наравне со взрослыми владеют различными гаджетами, планшетами,.
Конспект занятия по окружающему миру «Воздух и его свойства» для детей старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства» Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить и расширить знания.
Конспект занятия по окружающему миру «Пресмыкающиеся» для старшего дошкольного возраста Тема. Пресмыкающиеся. Цели. Расширять знания детей о пресмыкающихся животных; формировать представление о внешнем виде и особенностях жизни.
Конспект занятия-экспериментирования по окружающему миру в старшей группе на тему «Жизнь растений» Конспект занятия-экспериментирования по окружающему миру в старше группе на тему «Жизнь растений» подготовила воспитатель Шлейгер Елена.
Информационный материал для бесед с детьми старшего дошкольного возраста «Мир вокруг нас» ОблакаПухлые и округлые кучевые, изящные и легкие перистые, грозные и тяжелые дождевые-в атмосфере существуют сотни разных видов облаков.
Познавательно-информационный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Король сказок Ганс-Христиан Андерсен» АННОТАЦИЯ В. А. Сухомлинский писал: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Книга – источник.
Информационный проект «Дорожная азбука» для старшего дошкольного возраста Тип проекта: информационный. По продолжительности реализации проекта: среднесрочный. По количеству участников проекта: фронтальный. По характеру.
Экологическая викторина «В мире комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста Экологическая викторина «В мире комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста. Цели: • обобщить представления детей о комнатных.
Конспект ОД по познавательному развитию «Семена, оказывается, тоже путешествуют!» в подготовительной группе детей с ЗПР
Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Семена, оказывается, тоже путешествуют!» в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по познавательному развитию
«Семена, оказывается, тоже путешествуют!»
в подготовительной группе детей с ЗПР
воспитатель: Кириллова Т. Н.
1. Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
2. Дать знания о том, как путешествуют семена деревьев и кустарников; травянистых растений; водных растений.
3. Подвести детей к пониманию, какое значение имеет распространение семян деревьев, кустарников и водных растений.
Словарная работа: пропеллер, крылатки, сплошной слой, гранёные семена репейника.
Ход ОД.
1. Вступительное слово воспитателя.
Вот и пришла осень. У деревьев и кустарников на том месте, где весной были цветки, теперь гроздьями висят плоды с семенами.
Созрели семена и у травянистых и водных растений.
Их интересная жизнь только начинается, потому что семена отправляются путешествовать – искать новые, необжитые места. У каждого семечка свой «транспорт».
Сегодня мы будем рассматривать семена деревьев, кустарников, травянистых и водных растений, поговорим и решим, кто на чём пускается в путь.
2. Рассказ воспитателя о семенах-путешественниках деревьев и кустарников.
На прогулке, бывая в нашем уголке леса, вы уже собирали жёлуди – большие, тяжёлые плоды дуба.
Вы видели, что жёлуди падают рядом с деревом. То же самое можно сказать и об орехах лещины. Так вот упадут жёлуди и орехи и ждут, когда «носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят жёлуди и орехи и разнесут по норам и дуплам.Стоит потрудиться: ведь жёлуди и орехи платят за путешествие вкусной пищей и хорошими запасами на зиму. Некоторые из забытых и потерянных запасов прорастут весной ростками новых деревьев и кустарников.
Больше всего среди семян любителей полётов. Это самый быстрый, выгодный и удобный способ попасть в далёкие края.
Многие семена крылаты. Вот с ветвей клёна свешиваются парочки крылаток, они уже разъединились и ждут, когда их сорвёт и подхватит ветер. Можно сказать, что семена клёна похожи на пропеллер. Забавно смотреть, как быстро вращаются крылатки клёна в воздухе.
Мелкие орешки берёзы имеют два прозрачных крылышка по бокам. Орешек вяза лежит в середине небольшого круглого опушённого крыла. А светло-коричневое семечко лиственницы расположилось с краю похожего на парус крылышка.
Подхваченные ветром, как планёры, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Перелетают через деревья, дома, реки, дороги. Бывает, что сплошным слоем покрывают они дорожки, улицы, скамейки, воду. Куда только не заносит их! Но вот семена отлетались, успокоились и залегли спать на зиму. Вы знаете, что весной им предстоит большая работа – растить новое дерево или кустарник.
4. Рассказ воспитателя о помощниках травянистых и водных растений.
Ветра поджидают и травы: бодяк, на высоких стеблях которого из сухих корзинок выставляются пышные кисти сероватых шелковистых волосков; рогоз, поднимающий над болотной травой свои стебли с верхушкой в коричневой шубке; ястребинка, пушистые шарики которой в ясный день готовы разлететься от малейшего дуновения.Просто расселяться и одуванчику: подхватит ветер плоды – парашютики и перенесёт на необжитые земли.
На опустевших полях, по обочинам дорог и канав поджидают своих помощников, но уже не ветра, а четвероногих (животных) и двуногих (людей): репейник с сухими крючковатыми корзинками, туго набитыми гранёными семенами; череда с чёрными трёхрогими плодами. У плодов репейника есть маленькие крючочки, а у плодов череды – острые зубчики. Крючочками и зубчиками плоды цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут. Цепкий подмаренник имеет мелкие круглые плоды, которые тоже так вцепляются в одежду человека, что вырвать их можно только с клочком шерстинок.
А что делать тем, кто растёт в стоячей воде? Как перескочить в соседний водоём? Водные растения тоже приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Запомните, что эти птицы называются водоплавающие.
Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём.
5. Беседа о семенах-путешественниках.
— Назови деревья, семена которых распространяются ветром? (Ответы детей: липа, клён, берёза, вяз, лиственница).
— Почему семена именно этих деревьев приспособлены к тому, чтобы путешествовать с помощью ветра? (Ответы детей: плоды этих деревьев имеют особые крылышки).
— Назови травянистые растения, семена которых распространяются ветром? (Ответы детей: одуванчик, бодяк, рогоз, ястребинка).
— Могут ли птицы помочь водным растениям переселиться в другие водоёмы? (Ответы детей: да, могут).
— Как именно птицы переселяют водные растения в другие водоёмы? (Ответы детей: семена прилипают к лапкам и перьям птиц и вместе с ними перелетают из озера в озеро).
— Какие птицы переносят семена водных растений из водоёма в водоём? (Ответы детей: это утки, гагары, кулики, чайки).
— Подумайте и скажите, какое значение имеет распространение семян в природе? (Ответы детей: семена попадают в новые, необжитые места).
— С помощью чего и кого расселяются растения по новым местам? (Ответы детей: с помощью ветра, животных и человека).
6. Физкультминутка «Одуванчик».
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
7. Дидактическая игра «Определи способ путешествия этих семян».
У каждого из вас по 6 карточек с изображением семян деревьев и травянистых растений (жёлудь, орех, семена клёна, семена липы, семена репейника, семена одуванчика).
Задание: разложи карточки по способу путешествия семян на три группы.
в). Человек и животные.
Нетрудно понять, почему плоды должны путешествовать. Вы прекрасно знаете, что на каждом растении их обычно созревает множество. Если все они упали бы возле растения, на котором образовались, то новые взрослые растения не смогли бы здесь вырасти – им просто не хватило бы места. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных, человека.
Деревья, кусты и травы спешат устроить своё потомство. Я думаю, что теперь вы с интересом станете рассматривать упавшие вам под ноги семена, определять, с какого дерева они и как попали на это место. Удачных вам открытий в окружающей природе!
Прикреплённые файлы:
Конспект ОД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект ОД по познавательному развитию «И на пустырях растут цветы» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект ОД по познавательному развитию «Летние хлопоты птиц и животных» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект ОД по познавательному развитию «Пищевые цепочки в лесу» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект ОД по познавательному развитию «Побываем у воды» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект ОД по познавательному развитию «Проснулись от тепла жуки» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект ОД по познавательному развитию «Загадки природы» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.
Конспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.
Исследовательский проект «Путешествие в мир плодов и семян» ( 1 класс)
специалист в области арт-терапии
«Путешествие в мир плодов и семян» (1 М класс)
I. Организационный момент
-Ребята! Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в удивительный мир плодов и семян . Мы посетим город, в котором живут сухие и сочные плоды, узнаем «секрет» семян. В наше путешествие мы отправимся на поезде.
( на доске паровоз и четыре вагона )
вагон №1 – «Сочные ягодки»;
вагон №2 – «Короли-семена»;
вагон №3 – «Крепкие орешки»;
вагон №4 – «Витаминчики»
II . Наша первая станция «Узнавай-ка»
— На какие группы можно разбить эти фигуры? (по форме, по цвету, по размеру)
— В дорогу я взяла с собой корзинку с едой. Я предлагаю вам угадать, что у меня на столе в корзине.( Муляжи фруктов в корзинке) Фрукты разные по форме и по цвету, по размеру.
— Какую форму напоминает яблоко и апельсин? ( шара)
Я предлагаю вам угадать, что у меня на столе в корзине:
Яблоки, лимоны, тыква, картошка, томат. (Муляжи фруктов и овощей.)
Как же одним словом назвать все это. (Фрукты и овощи.)
Их еще называют плоды. Но они не настоящие – это муляжи.
Как появляются наши плоды?
Мы едим, едим плоды, а почему их не становится меньше
Общее же имя всех карточек – «плоды растений».
Обсуждение полученных решений.
Группа выходит к доске и рассказывает, какие группы плодов получились.
— Все пассажиры заняли свои места и наш поезд теперь может отправляться в путешествие.
— Чем вы любите заниматься, когда едете в вагоне поезда?
Одно из любимых занятий во время езды, смотреть в окно на мелькающие дома, поля, сады, реки.
— Обратите внимание, что из окна нашего поезда можно увидеть на наш «классный огород», сколько замечательных растений вы сами смогли вырастить из маленьких семечек. Сколько трудов, заботы вы вложили в каждое растение.
( 2 человека выступают с рассказом о выращивании своего растения)
— А еще во время путешествия можно почитать книгу, полистать журнал. У меня в руках лэпбук, который посвящен плодам и семенам. Здесь собраны ваши фото с растениями, загадки, пазлы, игры, образцы семян, папка с этапами роста растений. С таким лэпбуком в дороге точно скучать не придется. ( продемонстрировать лэпбук )
III . Наша вторая станция – город Сухих и Сочных плодов.
— Ребята! Незаметно мы подъехали к городу Сухих и Сочных плодов.
Наших пассажиров надо расселить одних на улицу, где живут сухие плоды, других – на улицу, где живут сочные плоды.
(дети «по цепочке» распределяют карточки с изображением плодов у доски)
Беседа по вопросам:
— Плоды бывают сухие и сочные.
— Почему арбуз, помидор, огурец вы отнесли к сочным? (вы правы, эти плоды вы едите с удовольствием, в них много сока, который содержит витамины)
— Почему грох, пшеницу, орех вы отнесли к сухим?
— Давайте сделаем остановку и немного отдохнем: (физминутка)
Я называю плод, если он относится к группе сочных плодов вы хлопаете в ладоши, а если к группе сухих плодов – топаете.
Подсолнечник, вишня, пшеница, гречиха, тыква, абрикос, фасоль, горох, груша, рис, рожь, малина, кукуруза
— Ребята, мы с вами оказались на главной площади города с названием Научная площадь. Мы теперь все исследователи, которым надо рассмотреть и изучить наши плоды и сделать научные выводы.
— Давайте рассмотрим яблоко. Это плод.
— Из чего образуются плоды? (из цветов). Находим на яблоке место, где раньше был цветок, внизу яблока. Наш плод крепился к веточке черешком. Он находится вверху яблока.
— Что находится внутри каждого плода? (семена)
— Кто же нам поможет разрезать плод? ( проводники в вагонах )
Разрезаем яблоко и сливу по горизонтали.
— Что бы произошло на земле, если бы семян у растений не стало?
У вас в конвертах лежат картинки плодов. Вам необходимо расселить и зарегистрировать жителей нашего города в исследовательском журнале.
Растения-путешественники (распространение растений)
Маленький коралловый островок, затерянный в безбрежных просторах Тихого океана. Узкая полоска суши окружает небольшую лагуну с прозрачной зеленоватой водой. Пенистые волны окутывают островок тучами водяной пыли.
На островке растет несколько кокосовых пальм. Как попали семена на заброшенный клочок земли, отделенный океаном от других островов и материка сотнями километров? Где их родина?
Распространяясь по земному шару, семена растений переплывают океаны, перелетают по воздуху тысячи километров, преодолевают высокие горные хребты и безводные пустыни.
О таких путешествиях мы и расскажем в нашей статье.
Середина мая. Распускаются листья на деревьях и кустарниках. Зацветает черемуха. Нежная щетинка молодой травы становится с каждым днем все гуще и зеленее.
Что это? Откуда летят тучи белых пушинок?
Возьмем одну из них. Внутри – семечко. Его окружает легчайший пушок.
Семена ивы
Такие пушистые планеры образуются у тополя, ивы, ольхи, осины и некоторых других древесных и травянистых растений. Иногда их семена пролетают несколько сотен метров, пока не упадут на землю. И если условия окажутся подходящими, из них вырастают новые растения.
Несколько лет назад во Франции на высоте 1 500 метров в воздухе были обнаружены семена некоторых африканских растений из семейства сложноцветных.
Для таких планеров действительно не страшны ни моря, ни горные хребты.
ПЛОДЫ-КОЛЮЧКИ. Якорцы – однолетнее ползучее растение со стелющимся ветвистым стеблем и желтыми одиночными цветками. Плоды якорцев снабжены чрезвычайно острыми и крепкими шипами. Их родина – Центральная Азия. Отсюда они распространились по теплым странам почти всего света.
Колючки запутываются в овечьей шерсти, и растение расселяется по новым местам.
Попав в США, якорцы были развезены по стране на автопокрышках. Это вредное растение наносит большой ущерб автомобильному транспорту. Колючки прокалывают и портят автомобильные покрышки. В США даже было объявлено, что будет выдана премия нашедшему эффективное средство борьбы с якорцами на дорогах.
Другие виды растений расселяются с помощью воды. Весенние паводки уносят семена полевых сорняков иногда на значительные расстояния. Конечно, во время дальних плаваний по ручьям и рекам некоторые семена теряют всхожесть и гибнут, но многие, попав в благоприятные условия, начинают прорастать.
Растения, встречающиеся в сырых и топких местах, распространяются главным образом водой. Плоды-коробочки вероники в сухую погоду плотно закрыты и раскрываются только тогда, когда попадают в сырое место. Вода вымывает семена и сносит их в болотистые низины.
Однажды известный шведский ботаник Карл Линней прогуливался по небольшой отмели в глухом уголке Северной Норвегии. Был отлив, и на крупной гальке остались скользкие ржаво-коричневые узловатые водоросли. Линней стал внимательно рассматривать их.
В куче водорослей виднелись темные шарики. Ученый поднял один из них. Да ведь это морские бобы! Это растение встречается в тропиках, на берегах Антильских островов. Как же попали морские бобы в Скандинавию? Линней понял, что они принесены сюда теплым морским течением Гольфстримом. Тысячи километров проплыли бобы по океанским волнам, пока прибой не выбросил их на берега Норвегии.
Ризофора
В заливах, устьях рек, лагунах, отгороженных от океана коралловыми рифами и песчаными отмелями, раскинулись мангровые заросли, приспособленные к жизни на неустойчивом илистом грунте.
Над водой колышется плотная стена деревьев – ризофоры с блестящими кожистыми листьями. В листве видны какие-то дубины, свисающие толстыми концами вниз. Это не что иное, как проростки. Ризофора – живородящее дерево. Семена у нее начинают прорастать, находясь еще в плодах, висящих на дереве. Семя развивается в длинную (до метра) тяжелую палку, висящую до тех пор, пока плод не раскроется. Тогда проросток срывается и падает толстым концом в ил. Вонзившись в вязкий грунт, он быстро разрастается в новое дерево. Не всегда удается проростку укрепиться в иле. Иногда течение подхватывает его и уносит за многие сотни километров. Долгие месяцы носится он по волнам, пока не зацепится где-нибудь в защищенном уголке.
Плоды кокосовых пальм
Зрелые плоды кокосовых пальм, попавшие в море, сохраняют свою жизнеспособность до полугода. Непроницаемый для воды кожистый слой надежно защищает семена, спрятанные внутри ореха, а волокнистый воздухоносный слой придает плоду плавучесть.
Когда начинается ураган, ветер срывает орехи с дерева. Они падают в воду, и волны уносят их к далеким берегам.
У семян некоторых растений, например тропического дерева моринды, есть даже специальные плавательные пузыри.
Зреют на горячем июльском солнце ягоды земляники и малины, наливаются сладким соком вишни, в ясные сентябрьские дни среди перистых листьев рябины появляются оранжево-красные кисти терпких плодов.
Яркие съедобные плоды привлекают птиц. Они поедают ягоды, но семена проходят через пищеварительную систему неповрежденными, так как защищены прочным покровом.
Сойка с желудем
Перелетая с места на место, птицы иногда совершают путь в сотни километров. Вместе с ними путешествуют по воздуху и семена.
В 19 веке в Новую Зеландию были привезены скворцы. Предполагалось, что эта полезная птица будет уничтожать вредителей полей и огородов. Но скворцы перенесли в Новую Зеландию семена ежевики, и густые заросли этого колючего кустарника покрыли во многих местах пастбища. От этого стало страдать животноводство.
Семена странствуют не только в желудках птиц. Они попадаются в комочках грязи, которые птицы часто переносят на лапках.
ГУСИНАЯ ЯГОДА. Много разнообразных деревьев, кустарников и лиан с вкусными, питательными плодами растет в тропических странах. На Антильских островах и во Флориде встречается невысокое вечнозеленое дерево, известное в ботанике под названием «филлантус ацидус». Местное население называет это дерево «гусиной ягодой».
Сочные желтые плоды «гусиной ягоды» собраны в плотные кисти. Эти небольшие плоды клюют птицы, растаскивают и разбрасывают обезьяны.
Иногда семена совершают весьма сложные путешествия. Пресноводные рыбы поедают семена некоторых водяных растений. Рыб, в свою очередь, поедают птицы, и семена путешествуют под водой и по воздуху и оказываются иной раз в очень отдаленном от своей родины районе.
Когда-то южноафриканские степи были покрыты пышной растительностью. На них паслись многочисленные стада антилоп. Постепенно европейцы истребили большую часть этих животных, и степи стали превращаться в пустыню. Оказалось, что антилопы, поедая траву, способствовали расселению ее семян на обширных пространствах.
Жители Южной Африки нашли способ спасти пастбища. В корм овцам они стали подсыпать семена трав.
При помощи этих «живых сеялок» была восстановлена травянистая растительность в степях Южной Африки.
Флотилия тяжело нагруженных испанских каравелл входит в гавань Монтевидео. Окончено долгое, утомительное плавание через обширный океан. Корабли бросают якоря и один за другим пришвартовываются к деревянной пристани. Колонисты с надеждой смотрят на пустынные берега и синеющую вдали цепь гор. Что ожидает их здесь?
Начинается выгрузка. На скрипучих блоках спускают на бревенчатый настил причала бочонки с порохом, тяжелые ящики с мушкетами, ножами, гвоздями. Перетаскивают мешки с пшеницей, ячменем, овсом.
С одного из кораблей выгружают скот. Испуганных мычащих коров сводят по шатким мосткам. Сбившихся в кучу овец просто берут за ноги и выносят на плечах, как мешки с мукой.
В стойлах на кораблях остались вороха соломы и сена. Юнга сгребает их и выбрасывает за борт, вскоре прибой выносит сено на берег. Вместе с ним на новую землю попадают и семена.
Так вместе с колонистами приплывали в Америку многие дикие европейские растения. Обыкновенный чертополох настолько освоился на новой родине, что стал теснить местные растения.
Ширица
В зале крупного аэропорта царит оживление, какое обычно бывает после прибытия самолета международной авиалинии. Один за другим подходят пассажиры к столу таможенного инспектора и предъявляют для просмотра свой багаж. Инспектор быстро просматривает чемоданы и саквояжи, наклеивает ярлыки.
Одна из прибывших женщин держит в руках небольшой букет.
Инспектор просматривает ее чемодан, ставит в паспорте штамп. Но тут его внимание привлекают цветы. Он осматривает букетик и находит в нем случайно попавшие туда сорняки с семенами.
Во многих государствах организована карантинная служба по борьбе с сорняками. Нелегко охранять границы от таких «нарушителей». Мелкие семена сорняков скрываются в штабелях леса, прячутся в кипах хлопка и даже в почтовых бандеролях.
Элодея канадская
Особенно легко удается «переходить границы» семенам, снабженным крючочками, шипами или зацепками.
В 19 столетии через черноморские порты в Россию «нелегально» прибыл злостный сорняк щирица. Эта невысокая трава с цветками-метелками чрезвычайно плодовита. Один экземпляр щирицы дает в год до полумиллиона семян. Борьба с ним очень трудна.
В начале девятнадцатого века в Европе появилась канадская элодея. Ее часто разводят в аквариумах. Условия для развития элодеи в водоемах Европы оказались чрезвычайно благоприятными. Она распространилась настолько быстро, что ее прозвали «водяной чумой». Рыхлым, зеленоватым облаком она заволакивает прозрачную глубь озер и иногда размножается так, что даже препятствует движению судов.
* * *
Мы рассказали о некоторых естественных путях распространения растений. Однако, преобразуя природу, человек не может не вмешиваться и в эту сферу ее жизни. Он заставляет растения путешествовать и по своему усмотрению переселяет их из одного района в другой сообразно своим хозяйственным нуждам и целям.