Путешествие по сказке пушкина сказка о царе салтане

Сказки

Путешествие по сказке пушкина сказка о царе салтане

Мой средний сын не любит читать. Совсем. Читает только то, что задано учительницей и только заданные страницы. Мои многообразные попытки заинтересовать его процессом не увенчались успехом. Обидно. Как же так?! Двоих старших за уши не оттащишь от книжек, для них самое страшное наказание всегда было – запретить читать. А третий ‒ вот, пожалуйста. Футболист. Отличный, кстати. Но книжки.

«Мам, ты зря думаешь, что Митя у нас такой простачок. Это роль, маска, чтобы быть похожим на своих приятелей. А на самом деле он гораздо глубже», – утешила меня однажды дочь.

Да, я знаю. Я помню, как сынок замирал, когда я читала ему вслух в дошкольном детстве. Да и до сих пор замирает и любит наше вечернее чтение. Сейчас ему особенно интересны приключенческие истории и биографии великих людей, истории из их детства. Но сам читает ‒ только для школы. А что, если зайти со школьной стороны? Взять и почитать вместе что-нибудь из программы (чего обычно я всячески избегаю)? Пушкина, например, которого, по счастью, все мои дети любят. И устроить из этого веселое приключение. Что там у них из Пушкина по программе в третьем классе? Сказки? Замечательно. Значит, устроим квест по сказкам, благо у меня теперь есть отличные соавторы по части разработки домашних литературных игр – старшие дети, уже подростки. Они с энтузиазмом взялись за дело, и в одну из суббот в нашем доме прошел «Салтан-квест».

Разумеется, Митя играл не один, а с теми самыми приятелями. Разумеется, по условиям игры им надо было читать, разными способами работать с текстом и вообще хорошо его знать. Об этом я предупредила заранее.

Количество букв в слове «Салтан» оказалось равно количеству участников игры, так что каждый в качестве первого шага приключения получил задание изготовить из пластилина, гороха и черного перца одну из букв царского имени. Эти буквы были ключами к комнатам с испытаниями. Подносишь к двери, она открывается, а там.

Комната первая, «Буквицы» – здесь ребята делали свои пластилиновые буквы.

Комната вторая (точнее лестница на второй этаж, излюбленное место игр), «Секретное слово». Это слово из сказки, из пяти букв. Чтобы его разгадать, нужно прочесть и ответить на пять вопросов по тексту, придуманных старшими. Первая буква каждого ответа – одна из букв тайного слова.

Как звали сына царя Салтана?

Что было золотым в сказке?

Кто была баба Бабариха?

Профессия средней сестры.

Что вынимала белка из орешка?

Когда ребята хором закричали: «ГОСТИ!», старшие все равно не торопились пропускать их в следующую комнату. «А что делали эти гости в сказке. »

На втором этаже дома сразу три комнаты: «Дьяк приказный», «Сына Бог им дал в аршин» и «Бочка». Куда бежать сначала, куда потом? Надо вспомнить последовательность этих событий в сказке.

Комната третья, с аршином, – это очень смешно. Нужно измерить друг друга в аршинах, а заодно в пядях, дюймах и футах. И теперь всем понятно, какого размера был князь младенец (ого!).

«Бочка» – это старшие, которые держатся за руки. Внутри – «Гвидон» – третьеклассник с завязанными глазами. «Бочка» движется, покачиваясь на волнах, «Гвидон» тоже, но он не должен удариться в «борта». Внезапно «бочка» замирает. Чтобы двинуться дальше, нужно ответить на вопросы по тексту, простые и не очень. Желательно, цитатой. И тогда «бочка» снова плывет. Если удастся, дойдешь до конца и выйдешь на берег. А нет – так нет. Другой «Гвидон» отправится в путь.

Простые вопросы:
В каких животных превращался Гвидон? Чем торговали гости? Какое украшение было у царевны Лебедь? Мимо какого острова нужно было плыть в царство Салтана? Какую песню пела белочка? Какого роста был новорожденный Гвидон? Из чего Гвидон сделал тетиву для лука?

Сложные вопросы:
Сколько братьев было у царевны Лебедь? Что сделали бояре, чтобы бочка не протекала? Как сказка называется целиком? Богатыми или бедными были подданные князя Гвидона? Если Черномор – дядька, значит, богатыри – его племянники? Что подавали на пиру у князя Гвидона? В какое время года начинается сказка? Что значит: «Четырьмя все три глядят»?

Комната пятая, «Дьяк приказный». Конечно, игроков тут же спросили, кто такой дьяк и что он делал в старые времена. В этой комнате ребят ожидала работа с текстом. Дьяк, конечно, переписал бы его красивым почерком, а им надо было собрать в одно целое рассыпанные на слова четверостишия из пушкинской сказки. Каждое – в отдельном конвертике. И не так-то это просто, как кажется. В этой комнате, как и в «Бочке», ребята задержались дольше всего.

Читайте также:  Сказки ярославской области читать


И, наконец, финал!

Комната шестая, «Флот царя Салтана». Сначала была задумка наделать бумажных корабликов и пускать их в большом тазу с водой. Весело, но как-то уж слишком по детсадовски, что ли. Солидные третьеклашки могут и не захотеть. Старшие взяли две деревянных модельки парусников, пачку бумаги и фломастеры. Малышам было предложено вдохновиться имеющимися парусниками и нарисовать свой корабль из флота царя Салтана. А потом представить, как будто они плывут по морю к князю Гвидону. Волшебное «как будто»! Парусники нарисованы, теперь надо как-то переправиться по морю – полу в длинном коридоре, имея только листы бумаги и толпу мальчишек. Построить мостик из листов и пробежаться по нему нельзя. Потому что листы – это корабли. Они тоже должны двигаться по морю с места на место вместе с игроками. Поплыли? Минут пять выясняли, что лучше сделать и кто будет главным, «царем Салтаном». А потом дело пошло. Медленно, пыхтя, передвигались мальчишки по «морю», не забывая переставлять и игрушечные кораблики. Сколько же было радости, когда, наконец, показалась суша!

А вечером Митя взял книжку с полки и улегся читать на своем втором этаже кровати. Кажется, у нас получилось.

Елена Литвяк
Фото автора

Некоторые издания книги:

Источник

Внеклассная работа. КВН по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Разделы: География

Оформление: рисунки, сюжеты из произведений А.С.Пушкина.

В мероприятии участвуют все ученики класса, которые формируют 3 команды.

В жюри: учитель и 3 ученика.

Учитель: Дорогие ребята! Конечно, вы все читали сказки А.С.Пушкина и, безусловно, знаете и любите их. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по тем местам, которые описаны в одной из его самой известной сказке. Но, прежде чем отправиться в это путешествие, давайте вспомним произведения этого выдающегося русского поэта.

Каждая из команд должна как можно больше вспомнить и записать произведений А.С.Пушкина на карточках. (Определяется время.)

Карточки сдаются жюри.

Учитель: Помните сюжет из «Сказки о царе Салтане»? У царя Салтана был славный сын Гвидон, в царстве которого было много диковинных вещей? Давайте посетим это царство и познакомимся с ним. Но где же оно находится? Вам предлагается задание №2, справившись с которым вы сможете ответить на этот вопрос.

Задание №2. Определить по координатам местоположение царства. Командам раздаются карточки с координатами 40º ю.ш. и 70º в.д. Ребята определяют координаты, работая по физической карте атласа. Карточки отдают жюри.

Учитель: Вот что про этот остров писал А.С. Пушкин: «В море остров был крутой, не привальный, не жилой». Далее я буду медленно читать его описание, а вам предлагается задание №3 – изобразить различные объекты острова, с помощью топографических знаков, используя текст.

Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами

Жюри сдаются рисунки с топографическими знаками. Подводятся предварительные итоги выполнения заданий №1 и №2.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо постарались, выполняя эти трудные задания.

Продолжаю дальше читать сказку:

Белка там живет ручная,
Да затейница, какая!

Вам предлагается задание №4 – нарисовать эту белку. Ученики от команды поочередно выходят к доске и рисуют мелом ту часть животного, которую называет учитель (туловище, хвост, голову, уши, глаза, и т.д.). Жюри оценивает портрет каждой белочки и называет результат.

Учитель: Конечно, вы все помните следующие строки:

Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.

Учащиеся поочередно называют количество орешек, если неверно названы, используются известные приемы «холодно», «жарко».

Учитель: Отгадали, молодцы! Баночка отдается команде, выполнившей задание №5.

А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.

Белка знала горные породы. А вы знаете горные породы? Давайте проверим. Вам предлагаются образцы горных пород, на которые приклеены номера.

Задание №6 – определить горные породы и записать их № на карточке. Заполненные карточки сдать жюри.

Карточка «Горные породы».

Название горной породы № горной породы (образца)
Гранит
Каменный уголь
Сланец
Кварц
Пемза
Мрамор
Бурый уголь

Учитель: Как вы помните на о. Буяне, кроме белки, были другие чудеса. Я приглашаю подойти к жюри и вытянуть карточку с описанием одного из «чудес» капитанам команд. (Царевна Лебедь, 33 богатыря, белочка.)

Читайте также:  Рассказ максим горький детство краткое содержание по главам слушать

Задание №7 – каждая команда с помощью средств пантомимы должна показать это чудо, а другие команды должны объяснить сюжет. Жюри оценивает представленные пантомимы.

Учитель: Прослышав про эти чудеса, как вы помните:

. царь не утерпел,
снарядить он флот велел.

Поочередно команды называют путешественника, ученого и его заслуги. Жюри оценивает правильность ответов.

Учитель: КВН, как и путешествие царя Салтана, подходит к концу.

В завершении давайте вспомним горы, мимо которых плыл царь Салтан, моря, волны которых бороздили его корабли.

Задание №9 – представители команд поочерёдно называют соответствующие географические объекты.

После выполнения последнего задания жюри подводит итог: «На остров Буян первой прибыла команда №. ».

Источник

Вечно живая сказка. 185 лет – «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина

ВЕЧНО ЖИВАЯ СКАЗКА

Цель: формирование интереса и положительного отношения к творчеству А.С.Пушкина.

— расширить знания обучающихся о творчестве А.С. Пушкина;

— развивать у учащихся интерес к литературе, классическому искусству;

— развивать образное мышление, творческие способности, воображение;

— воспитывать любовь к русской сказке, к поэтическому слову, уважение к творчеству А. С. Пушкина.

1. О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина» (репродукция).

2. Выставка книг А.С. Пушкина.

3. Выставка рисунков детей к сказке.

4. Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Сказки – это проверка памяти, поддерживаемая детьми и внуками.

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

— Сегодня мы отправляемся в путешествие в мир сказки великого русского поэта А.С.Пушкина. А отправляемся мы в это путешествие по особому случаю.

У Володи? Шуры? Нины?

У девчонок? У мальчишек?

Нет, у наших добрых книжек!

Догадались, о чём будем говорить на уроке?

— Вы согласны, что дни рождения бывают не только у людей, но и у книг?

3. Актуализация знаний.

Как и у людей, у книг бывают разные судьбы. Некоторые, не успев появиться, быстро забываются. Другие идут с нами по жизни, передаются из поколения в поколение и отмечают юбилеи.

Одним из великих людей, оставившим великое наследие, считается Александр Сергеевич Пушкин.

Его произведения живут в каждом из нас, вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников на новые произведения. Его сказки радуют нас своим волшебством, каждая из них является жизненным уроком. Подтверждением этому является следующее стихотворение:

Люблю я Пушкина творенье,

И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было, и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!

Пушкиным написано семь сказок и одна поэма-сказка. Попробуем вместе вспомнить эти сказки.
1. Жених (1825);

2. Сказка о попе и о его работнике Балде (1830);

3. Сказка о медведихе (1830-1831);
4. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (1831);

5. Сказка о рыбаке и рыбке (1833);

6. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (1833);
7. Сказка о золотом петушке (1834);

8. Руслан и Людмила (поэма, 1817-1820).

4. Введение в новую тему.

Попробуем вместе вычислить данное произведение.

Это – «Сказка о царе Салтане». Это произведение создано великим поэтом в 1831 году, впервые издано через год, в 1832 году. Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. В 2016 году сказка отмечает свой 185-летний юбилей.

На уроке мы попробуем понять, почему «Сказка о царе Салтане» стала и осталась популярной среди взрослых и детей.

Первоначально поэт при написании сказки хотел чередовать стих с прозой. Но потом он оставил эту идею, и у него получилась прекрасная стихотворная сказка, сказка в стихах, которая читается и запоминается легко.

Что толкнуло Пушкина написать данную сказку?

В 1831 году в Царском Селе происходил «поединок сказочников», соперниками в котором были А.С.Пушкин и В.А.Жуковский. В результате этого поединка Пушкин написал «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Жуковский написал «Сказку о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Для создания сказки о Берендее Александр Сергеевич передал Жуковскому свою запись, услышанную от няни.

Читайте также:  Рассказ детям о летних видах спорта

Велика роль няни Арины Родионовны в жизни поэта. Благодаря ей, Пушкин полюбил сказки. С её слов поэт записал несколько сказочных сюжетов. Один из них стал основой сказки о Салтане.

Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с большим интересом изучал народные обычаи, нравы, поверья. Он даже приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них.

Вот что писал он в ноябре 1824 года своему брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу запи­ски, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»

— Обратите внимание на название сказки, что вы в нём замечаете?

а) Сказка имеет длинное название, самое длинное из всех его произведений. Это свидетельствует о подражании лубочным (народным) повествованиям.

б) По названию сказки можно узнать о действующих лицах сказки.

— Но не только эти три героя присутствуют в этой сказке. Давайте вспомним всех персонажей сказки.

Это царь Салтан, князь Гвидон, царица, царевна Лебедь, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, корабельщики, 1-ый гонец, 2-ой гонец, корабельщики, белка, коршун, тридцать три богатыря и с ними дядька Черномор.

У нас получилось три группы действующих лиц: мужчины, женщины, животные. Некоторым героям мы симпатизируем, к некоторым у нас складывается отрицательное отношение. Следовательно, всех действующих лиц можно разделить на 2 группы: положительных и отрицательных.

Сейчас мы послушаем музыку, сопровождающую все три чуда. Автор видеоролика нам представил музыкальный рассказ Римского-Корсакова.

Я думаю, что вы согласны с тем, что нам больше нравятся именно волшебные сказки, чем сказки бытовые и сказки о животных. Вот почему нам близка сказка Пушкина!

— Давайте-ка вместе попробуем привести примеры крылатых выражений из нашей сказки.

«Кабы я была царица», «А во лбу звезда горит», «А комар – то злится, злится», «Белка песенки поёт и орешки все грызет», «А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой», «Глядь – поверх текучих вод лебедь белая плывёт», «Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом», За морем житьё не худо», «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!», «Блещут маковки церквей», «Кабы я была царица», «Полет шмеля», «Ядра чистый изумруд», «Три девицы под окном», «Сказка о царе Салтане», «Гвидон», «Царь Салтан», «Буян» и т. д.

«Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой. В ней использовались персонажи, заимствованные из народных сказок. Например, волшебный образ царевны Лебеди имеет отклик с образом Василисы Премудрой.

Чертами народности отмечена и поэтическая речь: звучит мягко, задушевно, полна слов разговорного и просторечного языка, полна эпитетов, сравнений, повторов, слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:

Золотой грызет орех,

А скорлупку собирает…

Встречаются народные поговорки, пословицы:

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь

Да за пояс не заткнешь.

Ещё одно совпадение с народной сказкой: «Сказка о царе Салтане» заканчивается не моралью, а весёлым пиром.

К столетнему юбилею Пушкина Николай Римский-Корсаков на сюжет его сказки написал оперу «Сказка о царе Салтане». А художник Михаил Врубель, который выступил художником-постановщиком премьерного показа данной оперы, очарованный сказкой, музыкой и образом героини, в 1900 году написал картину «Царевна-Лебедь».

ПОСТАНОВКИ И ЭКРАНИЗАЦИИ

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ (1966, «МОСФИЛЬМ»; РЕЖИССЁР А. Л. ПТУШКО ).

Интересен мультфильм про царя Салтана, который был создан в 1943 г. студией «Союзмультфильм» в черно-белом варианте, а через 41 год появился цветной римейк этого мультика.

Заключительное слово учителя. Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, на уроке мы открыли для себя что-то новое. Мир пушкинских сказок – это мир тайн, чудес.

Мы ещё раз осознали, что «Пушкин – чудо России. Он единственный, воистину любимый…». Так сказала русская писательница и поэтесса Тэффи о великом поэте, так говорим мы.

Мы читаем и перечитываем сказки А.С.Пушкина. Мы благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.

Список использованных источников:

1. А. С. Пушкин. Сочинения в трех томах. – М.: Художественная литература,1986 г

2. Албар Верохо. Странная странная Сказка о царе Салтане

Источник

Познавательное и интересное