Работа на уроках литературного чтения с лирическими произведениями.
Работая над лирическими произведениями, я наблюдаю, что дети развиваются как читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть по желанию, выразительно читают. Но, наверное, не менее важно, что литература воспитывает, формирует ребенка как личность.
Просмотр содержимого документа
«Работа на уроках литературного чтения с лирическими произведениями.»
Работа на уроках литературного чтения с лирическими произведениями.
Достучаться до сердца ребенка…
Именно эти слова стали лейтмотивом моих уроков литературного чтения. В начальной школе самыми трудными считаются уроки по работе с лирическим стихотворением. А в нашем классе – это уроки радости. После таких уроков в классе долго звучат понравившиеся строки, дети находят созвучные произведения, сами пытаются сочинять, становятся внимательнее друг к другу, к окружающим, к природе.
Уроки литературного чтения провожу по учебной книге Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «В одном счастливом детстве» для 3 класса. Но так же знакомлю детей и с произведениями из других источников. Чаще всего это лирические стихотворения. Вношу дополнительно произведения философской лирики, так как стихов такого плана очень мало в учебниках; выбор пейзажной лирики определяется желанием детей.
Выбирая произведение, ориентируюсь на слова В.Г. Белинского: «Подлинное произведение искусства отмечает высокая идея, глубокая нравственная мысль, согретая чувством писателя, яркая образность и совершенство формы, её органическое единство с содержанием» (В.Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу).
Следуя этой мысли, в класс несу только настоящее произведение искусства. Стихи должны всколыхнуть чувства, задеть душу ребенка. Детям стараюсь дарить встречи с такими стихами, чтобы и мне они очень нравились, хотелось бы перечитывать и перечитывать. Чтобы проникнуть в суть стихотворения, дети должны иметь определенный запас жизненных наблюдений, представлений и литературный опыт в анализе стихов. Только в этом случае можно начать разговор о настроениях, чувствах автора, рассказать о своих чувствах, своем видении жизни. Тогда дети испытают большую радость оттого, что нашли стихи, строки, созвучные своему настроению, своим впечатлениям. Я стараюсь подбирать такие произведения, чтобы работать в зоне ближайшего развития. Для этого выбираю стихи, имеющие хороший подтекст, который даст возможность мыслить и далее, развивать чувства.
Замечательно, если стихи звучат как музыка – музыка сердца. Их хочется читать под музыку или после прочтения слушать музыку, сходную по настроению со стихами. На уроках поэзии два вида искусства – стихи и музыка – всегда рядом.
Чтобы провести такой урок, учителю нужно окунуться в произведение, пропустить его через себя. Только чтение, которое несет детям мысли и чувства человека, создавшего строки и читающего эти строки, подведет детей к глубоким мыслям. Н о я учитываю, что каждый из детей увидит и почувствует читаемое по-своему, ведь восприятие искусства индивидуально. Чтобы раскрыть эту индивидуальность, часто урок начинается с мини-сочинения, название которого созвучно теме урока или читаемого произведения. Мини-сочинение «За окном – сентябрь» дети пишут перед чтением стихотворений Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной», К.Бальмонта «Осень», А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» (учебник, с.____).
На уроках чтения лирических произведений необходимо поддерживать эмоциональный настрой. Это возможно, когда в классе идет живая беседа. Именно в процессе беседы рождаются мысли, возникает желание поделиться чувствами и переживаниями. По-моему, лучше не задавать вопроса «Какие чувства вызывает произведение?», а прийти к разговору о чувствах системой прочтения, заданий. Для этого продумать вопросы, требующие размышления детей, показывающие индивидуальность каждого, заставляющие задуматься над отношением писателя к изображаемому, восхищаться мастерством поэта.
Сравниваем осень у Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Пушкина и приходим к выводу, что осень у русских поэтов разная: у Пушкина – это прекрасные, но печальные картины; у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени. И я вижу, как радуются мои ученики, если у поэта нашли что-то созвучное своим наблюдениям и настроениям.
Приведу в качестве примера работы над пейзажной лирикой фрагмент урока в III классе по анализу стихотворения А. Дементьева «Сентябрь» (это стихотворение в учебниках отсутствует).
Вы приезжайте к нам по сентябрю,
У нас опять такая осень ныне!
Я всем своим товарищам дарю
Букеты красной северной рябины.
И родину не так бы я любил,
Когда б не эта красота до боли.
— Мне кажется, что при виде осенней природы у писателя щемит сердце. Он увидел что- то очень красивое.
— Не просто красивое, но и родное.
— Эта красота быстро закончится, вот и болит сердце.
— Душу задела эта красота.
— У меня такого еще не было.
Мы всегда говорим, что осень у каждого своя. Вот какой увидел поэт А. Дементьев.
Читаю наизусть стихотворение.
Нет ничего прекрасней русской осени,
Когда сентябрь и солнечен, и тих.
Давно скворцы дома свои забросили
И где-то с грустью вспоминают их.
Ступает осень тихо по земле.
Кружатся листья, как воспоминанья.
Как искры в остывающей золе,
На небе звезд спокойное мерцанье.
От злых ветров реку бросает в дрожь.
И сбились в стаю лодки на причале…
И только лес божественно хорош
В цветах любви, надежды и печали.
Выдерживаю паузу. Когда по глазам вижу, что дети готовы говорить, просто киваю тому, кто уже может поделиться мыслями. И вдруг один из учеников говорит о том, что автор не просто описал, а глубоко задумался, показал свое настроение.
После самостоятельного чтения дети называют настроения, которые почувствовали, и в свое подтверждение зачитывают строки поэта. На уроке звучат такие слова: прекрасное, любование, восхищение, светлое, божественное, грустное, нежное, тихое, дрожащее, тревожное, воспоминание, ожидание. Я предложила выделить самые точные слова, выражающие настроение, и самые интересные. И объяснить свое мнение. Далее стихотворение читаем в парах, передавая голосом важное в образе сентября. После чтения дети обмениваются мнениями, отмечают удачи.
Я искренне радуюсь высказываниям детей, их обобщениям и предлагаю перечитать стихи еще раз в парах, выражая свое отношение к осени и творчеству Дементьева.
Вся эта работа направленна на то, чтобы через эмоционально-чувственный анализ текста дети ярче увидели созданный художественный образ, выразительней звучали бы строки поэта.
Работа над лирическими произведениями требует и особых домашних заданий. Конечно, я предлагаю узнать о жизни поэта, подобрать стихи на эту тему других авторов, найти другие стихи этого автора, выполнить иллюстрацию, выучить наизусть, но к таким заданиям я подхожу со словами: «Если душа захочет…», «Если потянулись к стихам…».
Часто сразу после урока дети не выбирают задание выучить наизусть, объясняя, что еще хотят подумать, вникнуть, встретится со стихами дома наедине. Но потом обязательно стихи, выбранные для заучивания по своему желанию, зазвучат с душой. Значит ребенок «дорос» до лирического слога. Кроме перечисленных заданий, я могу предложить и другие, порой совсем необычные: «Постарайся увидеть красоту…» Выбирая такое задание, дети наблюдают природу и составляют устный или письменный рассказ об увиденном. Чаще всего выбравшие это задание дети очень чуткие, отличающиеся вниманием и к авторскому слову, и к окружающей деятельности.
Особое место в работе по восприятию пейзажной лирики я отвожу экскурсиям. Мы наблюдаем хрустальный день осени, её очарование, березу в бахроме, лес под шапкой зимы, даже порошу показываю в природе, а не растолковываю по словарю. Я постоянно удивляюсь, что на экскурсиях дети как бы впервые открывают для себя картины природы, хотя видят их далеко не в первый раз. Встречи с природой будят эмоции, чувства. То дети стоят, словно завороженные, молча, и только глаза, полны восхищения, говорят, что душа переполнена эмоциями, то раздаются восклицания. Глядя на красоту в природе, дети невольно начинают следить за красотой своей речи, подбирать точные, яркие слова, идущие от сердца. Во время таких наблюдений у них рождается свой образ, свое настроение от увиденного в природе, которые потом мы сравниваем с художественным образом, созданным поэтом, его настроением.
Эта работа не проходит бесследно. Учащиеся сами начинают подмечать изменения в природе, и с утра в классе звучит: «А вы видели…», «А мы любовались…». Дети наблюдают и чувствуют природу, и анализ пейзажной лирики проходит глубже, и ярче.
Работая таким образом над лирическими произведениями, я наблюдаю, что дети развиваются как читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть по желанию, выразительно читают. Но, наверное, не менее важно, что литература воспитывает, формирует ребенка как личность. Не без помощи этих уроков в классе складываются доброжелательные, чуткие отношения. А сами уроки доставляют огромное удовольствие и ребятам, и мне.
Я надеюсь, что мои ученики придут к стихам А.Ахматовой и М.Цветаевой не потому, что так надо по программе, а уже потому, что, потянувшись к хорошим стихам в детстве, они и в юности будут чувствовать настоящую литературу.
Работа на уроках литературного чтения с лирическими произведениями.
Работая над лирическими произведениями, я наблюдаю, что дети развиваются как читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть по желанию, выразительно читают. Но, наверное, не менее важно, что литература воспитывает, формирует ребенка как личность.
Просмотр содержимого документа
«Работа на уроках литературного чтения с лирическими произведениями.»
Работа на уроках литературного чтения с лирическими произведениями.
Достучаться до сердца ребенка…
Именно эти слова стали лейтмотивом моих уроков литературного чтения. В начальной школе самыми трудными считаются уроки по работе с лирическим стихотворением. А в нашем классе – это уроки радости. После таких уроков в классе долго звучат понравившиеся строки, дети находят созвучные произведения, сами пытаются сочинять, становятся внимательнее друг к другу, к окружающим, к природе.
Уроки литературного чтения провожу по учебной книге Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «В одном счастливом детстве» для 3 класса. Но так же знакомлю детей и с произведениями из других источников. Чаще всего это лирические стихотворения. Вношу дополнительно произведения философской лирики, так как стихов такого плана очень мало в учебниках; выбор пейзажной лирики определяется желанием детей.
Выбирая произведение, ориентируюсь на слова В.Г. Белинского: «Подлинное произведение искусства отмечает высокая идея, глубокая нравственная мысль, согретая чувством писателя, яркая образность и совершенство формы, её органическое единство с содержанием» (В.Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу).
Следуя этой мысли, в класс несу только настоящее произведение искусства. Стихи должны всколыхнуть чувства, задеть душу ребенка. Детям стараюсь дарить встречи с такими стихами, чтобы и мне они очень нравились, хотелось бы перечитывать и перечитывать. Чтобы проникнуть в суть стихотворения, дети должны иметь определенный запас жизненных наблюдений, представлений и литературный опыт в анализе стихов. Только в этом случае можно начать разговор о настроениях, чувствах автора, рассказать о своих чувствах, своем видении жизни. Тогда дети испытают большую радость оттого, что нашли стихи, строки, созвучные своему настроению, своим впечатлениям. Я стараюсь подбирать такие произведения, чтобы работать в зоне ближайшего развития. Для этого выбираю стихи, имеющие хороший подтекст, который даст возможность мыслить и далее, развивать чувства.
Замечательно, если стихи звучат как музыка – музыка сердца. Их хочется читать под музыку или после прочтения слушать музыку, сходную по настроению со стихами. На уроках поэзии два вида искусства – стихи и музыка – всегда рядом.
Чтобы провести такой урок, учителю нужно окунуться в произведение, пропустить его через себя. Только чтение, которое несет детям мысли и чувства человека, создавшего строки и читающего эти строки, подведет детей к глубоким мыслям. Н о я учитываю, что каждый из детей увидит и почувствует читаемое по-своему, ведь восприятие искусства индивидуально. Чтобы раскрыть эту индивидуальность, часто урок начинается с мини-сочинения, название которого созвучно теме урока или читаемого произведения. Мини-сочинение «За окном – сентябрь» дети пишут перед чтением стихотворений Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной», К.Бальмонта «Осень», А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» (учебник, с.____).
На уроках чтения лирических произведений необходимо поддерживать эмоциональный настрой. Это возможно, когда в классе идет живая беседа. Именно в процессе беседы рождаются мысли, возникает желание поделиться чувствами и переживаниями. По-моему, лучше не задавать вопроса «Какие чувства вызывает произведение?», а прийти к разговору о чувствах системой прочтения, заданий. Для этого продумать вопросы, требующие размышления детей, показывающие индивидуальность каждого, заставляющие задуматься над отношением писателя к изображаемому, восхищаться мастерством поэта.
Сравниваем осень у Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Пушкина и приходим к выводу, что осень у русских поэтов разная: у Пушкина – это прекрасные, но печальные картины; у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени. И я вижу, как радуются мои ученики, если у поэта нашли что-то созвучное своим наблюдениям и настроениям.
Приведу в качестве примера работы над пейзажной лирикой фрагмент урока в III классе по анализу стихотворения А. Дементьева «Сентябрь» (это стихотворение в учебниках отсутствует).
Вы приезжайте к нам по сентябрю,
У нас опять такая осень ныне!
Я всем своим товарищам дарю
Букеты красной северной рябины.
И родину не так бы я любил,
Когда б не эта красота до боли.
— Мне кажется, что при виде осенней природы у писателя щемит сердце. Он увидел что- то очень красивое.
— Не просто красивое, но и родное.
— Эта красота быстро закончится, вот и болит сердце.
— Душу задела эта красота.
— У меня такого еще не было.
Мы всегда говорим, что осень у каждого своя. Вот какой увидел поэт А. Дементьев.
Читаю наизусть стихотворение.
Нет ничего прекрасней русской осени,
Когда сентябрь и солнечен, и тих.
Давно скворцы дома свои забросили
И где-то с грустью вспоминают их.
Ступает осень тихо по земле.
Кружатся листья, как воспоминанья.
Как искры в остывающей золе,
На небе звезд спокойное мерцанье.
От злых ветров реку бросает в дрожь.
И сбились в стаю лодки на причале…
И только лес божественно хорош
В цветах любви, надежды и печали.
Выдерживаю паузу. Когда по глазам вижу, что дети готовы говорить, просто киваю тому, кто уже может поделиться мыслями. И вдруг один из учеников говорит о том, что автор не просто описал, а глубоко задумался, показал свое настроение.
После самостоятельного чтения дети называют настроения, которые почувствовали, и в свое подтверждение зачитывают строки поэта. На уроке звучат такие слова: прекрасное, любование, восхищение, светлое, божественное, грустное, нежное, тихое, дрожащее, тревожное, воспоминание, ожидание. Я предложила выделить самые точные слова, выражающие настроение, и самые интересные. И объяснить свое мнение. Далее стихотворение читаем в парах, передавая голосом важное в образе сентября. После чтения дети обмениваются мнениями, отмечают удачи.
Я искренне радуюсь высказываниям детей, их обобщениям и предлагаю перечитать стихи еще раз в парах, выражая свое отношение к осени и творчеству Дементьева.
Вся эта работа направленна на то, чтобы через эмоционально-чувственный анализ текста дети ярче увидели созданный художественный образ, выразительней звучали бы строки поэта.
Работа над лирическими произведениями требует и особых домашних заданий. Конечно, я предлагаю узнать о жизни поэта, подобрать стихи на эту тему других авторов, найти другие стихи этого автора, выполнить иллюстрацию, выучить наизусть, но к таким заданиям я подхожу со словами: «Если душа захочет…», «Если потянулись к стихам…».
Часто сразу после урока дети не выбирают задание выучить наизусть, объясняя, что еще хотят подумать, вникнуть, встретится со стихами дома наедине. Но потом обязательно стихи, выбранные для заучивания по своему желанию, зазвучат с душой. Значит ребенок «дорос» до лирического слога. Кроме перечисленных заданий, я могу предложить и другие, порой совсем необычные: «Постарайся увидеть красоту…» Выбирая такое задание, дети наблюдают природу и составляют устный или письменный рассказ об увиденном. Чаще всего выбравшие это задание дети очень чуткие, отличающиеся вниманием и к авторскому слову, и к окружающей деятельности.
Особое место в работе по восприятию пейзажной лирики я отвожу экскурсиям. Мы наблюдаем хрустальный день осени, её очарование, березу в бахроме, лес под шапкой зимы, даже порошу показываю в природе, а не растолковываю по словарю. Я постоянно удивляюсь, что на экскурсиях дети как бы впервые открывают для себя картины природы, хотя видят их далеко не в первый раз. Встречи с природой будят эмоции, чувства. То дети стоят, словно завороженные, молча, и только глаза, полны восхищения, говорят, что душа переполнена эмоциями, то раздаются восклицания. Глядя на красоту в природе, дети невольно начинают следить за красотой своей речи, подбирать точные, яркие слова, идущие от сердца. Во время таких наблюдений у них рождается свой образ, свое настроение от увиденного в природе, которые потом мы сравниваем с художественным образом, созданным поэтом, его настроением.
Эта работа не проходит бесследно. Учащиеся сами начинают подмечать изменения в природе, и с утра в классе звучит: «А вы видели…», «А мы любовались…». Дети наблюдают и чувствуют природу, и анализ пейзажной лирики проходит глубже, и ярче.
Работая таким образом над лирическими произведениями, я наблюдаю, что дети развиваются как читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть по желанию, выразительно читают. Но, наверное, не менее важно, что литература воспитывает, формирует ребенка как личность. Не без помощи этих уроков в классе складываются доброжелательные, чуткие отношения. А сами уроки доставляют огромное удовольствие и ребятам, и мне.
Я надеюсь, что мои ученики придут к стихам А.Ахматовой и М.Цветаевой не потому, что так надо по программе, а уже потому, что, потянувшись к хорошим стихам в детстве, они и в юности будут чувствовать настоящую литературу.
Работа с лирикой на уроках литературного чтения
Как работать с лирическими произведениями на уроках?
Просмотр содержимого документа
«Работа с лирикой на уроках литературного чтения»
учитель начальных классов
Сухорукова Светлана Григорьевна.
Как работать с лирикой в начальной школе?
«Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них и существует стихотворение» (А.А. Блок).
Анализ текста и его читательская интерпретация, освоение смысла текста – это работа серьезная, вдумчивая, напрягающая не только мысль, но и чувство, воображение и фантазию читателя.
«Содержание художественного произведения не переходит, как вода, переливающаяся из одного кувшина в другой, из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем – по ориентирам, данным в самом произведении» (П.М. Якобсон). Этими ориентирами и служат те самые «ключевые» слова, открывающие нам сокровенный смысл произведения.
Лирические стихотворения входят в круг чтения ребенка, начиная с самого раннего детства. Замечательный детский поэт и педагог К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» с иронией заметил, что среди взрослых сравнительно мало людей, которые увлекаются чтением стихов, и уж вряд ли кому из них придет в голову изо дня в день – и подолгу! – упиваться стиховыми созвучиями! Вместе с тем, как пишет К. И. Чуковский, «среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это – дети, особенно маленькие. Стихи для них – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».
Став учеником начальной школы, ребенок часто теряет эту природную тягу к ритмично звучащей речи. Чтобы этого не произошло, учитель должен открыть юному читателю новые грани любимых стихов, не разрушая при этом естественного интереса ребенка к поэзии.
Приобщая младших школьников к культуре эстетического восприятия лирических произведений, учитель должен обращать их внимание на специфику содержания и формы лирики. Объектом лирики является внутренний мир человека, жизнь души.
Литературоведы выделяют несколько видов лирических произведений: лирику чувств, лирику мыслей, описательную лирику, частью которой является пейзажная лирика. Именно с этим видом лирических произведений чаще всего сталкивается учитель на уроках литературы в начальной школе.
На что нужно обращать внимание при работе с лирическими текстами?
Главные задачи изучения лирики как особого литературного рода:
-организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою;
-формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
-формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
-обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.
Одним из важнейших условий полноценного восприятия лирического произведения является адекватность (соответствие) эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощенным в лирическом тексте. Поэтому учителю необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания. Без этого дальнейшая работа над текстом становится бессмысленной.
Для решения этой задачи учитель может использовать следующие методические приемы.
— Обратиться к жизненному опыту детей.
— Активизировать их личные переживания.
— Настроить эмоции детей с помощью творческих заданий.
— Рассказать о собственном отношении к произведению.
— Рассказать о личности поэта, о его чувствах и переживаниях (любовь, дружба, верность, ностальгия и т. д.).
— Рассказать об истории создания произведения и о тех фактах, которые послужили причиной этого (разлука с родиной, предательство друга, ссылка и т.д.).
Особое значение имеет выразительное чтение лирического произведения. По возможности его лучше читать наизусть самому учителю либо заранее подготовленному ученику. Только вдохновенное чтение способно вызвать соответствующие эмоции слушателей, заворожить их «музыкой стиха». Очень часто эта принципиальная особенность лирики «не замечается» учителем на уроке. Чтение лирического стихотворения не всегда сопровождается необходимым эмоциональным накалом, и тогда последующая работа с текстом, не «осердеченным» переживаниями слушателей, идет «вхолостую».
В пейзажной лирике, с которой чаще всего сталкивается младший школьник, используется прием так называемого психологического параллелизма, с помощью которого автор подчеркивает аналогию, параллель между картинами природы и настроением лирического героя. Поэтому понять основное содержание такого стихотворения – значит воспроизвести в собственном воображении пейзажные картины и уловить скрываемое за ними переживание лирического героя.
Какие методические приемы стоит использовать при работе с лирикой?
Исходя из этого, учитель должен как можно больше времени уделять анализу поэтических картин природы в произведениях пейзажной лирики. Одновременно ему следует учить юного читателя видеть за картинами природы чувства и переживания автора и героя. Традиционной ошибкой на уроках в начальной школе является неполнота «расшифровки» пейзажного образа: работа с текстом заканчивается анализом природных образов, не доходя до осмысления основного содержания лирического текста – чувств, переживаний, размышлений лирического героя.
Для решения этих задач учитель может активно использовать такие методические приемы, как словесное и графическое рисование, а также он не должен забывать о таких вопросах, как:
-Какие чувства отражены в этой картине?
-Какое настроение передано с помощью картины осени (зимы, весны, зимнего утра. )?
-Каким настроением проникнут образ березки (черемухи, грозы и т. д.)?
-Какую по настроению музыку вы подобрали бы к этим картинам природы?
С какими трудностями встречается учитель при работе с лирикой?
Назовем наиболее характерные из них. Они связаны со сложностью восприятия лирического текста детьми.
Для читателя младшего школьного возраста художественное исследование невидимых и тончайших человеческих переживаний мало доступно, потому что в этом возрасте ребенок еще не способен к самостоятельному и адекватному осмыслению как собственного, так и чужого внутреннего мира.
Однако работа с лирическими произведениями во многом помогает преодолеть инфантилизм восприятия и понимания человеческого «я», развить у учащихся способность к рефлексии, к проникновению в тайны и глубины человеческой души.
Другая трудность при работе с лирикой связана с ограниченностью лексики учащихся, выражающей человеческие эмоции и настроения.
При анализе пейзажной лирики особую сложность для ребенка-читателя представляет необходимость воспроизведения в собственном сознании картин природы. Для того чтобы этот процесс был более продуктивным, учитель должен заботиться о постоянном накоплении и расширении зрительных, слуховых, эмоциональных впечатлений младших школьников. Этому способствуют и непосредственное знакомство детей с явлениями природы на прогулках и экскурсиях, и анализ произведений смежных искусств (живопись, графика, музыка) на уроках музыки и изобразительного искусства. Внимательный зритель и слушатель чаще всего становится и вдумчивым читателем.
Пожалуй, одним из самых трудных моментов в восприятии и осмыслении лирического текста является необходимость «расшифровки» условных поэтических средств, с помощью которых и творит художник слова. В данном случае речь идет и о своеобразии мелодики стиха, или так называемой звукописи, и об особенностях поэтического синтаксиса (повтор, инверсия, антитеза, риторический вопрос и риторическое восклицание и т. д.). Однако и для младшего школьника, и для учителя начальной школы первостепенную значимость имеют лексические средства выразительности художественной речи, поэтому и остановимся на этой теме более подробно.
Как работать с выразительными средствами лирических произведений?
Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над выразительными средствами языка, так называемыми тропами.
Тропы – это слова, употребленные в переносном значении. Часто младшему школьнику бывает трудно уловить и осмыслить переносное, иносказательное значение поэтического слова. Однако именно с помощью тропов поэтический язык приобретает особую смысловую насыщенность и музыкальную выразительность, завораживающие читателя. Поэтому учителю необходимо обучать юных читателей чувствовать красоту, необычность, выразительность и многозначность этих средств поэтического языка.
К тропам относятся следующие лексические средства.
-Эпитет, или художественное определение (отличать от логического определения).
-Сравнение, или сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. В сравнении обычно используются слова «как», «как будто», «словно».
-Метафора, или скрытое сравнение, в котором присутствует только второй член сравнения, т. е. то явление, с которым сравнивается. Первый член сравнения подразумевается, не называясь. Слова «как», «как будто», «словно» обычно отсутствуют.
— Олицетворение, разновидность метафоры, при которой неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ.
-Аллегория, или иносказание, т. е. изображение отвлеченного понятия через конкретные образы и предметы.
-Метонимия, сближение понятий по смежности.
-Гипербола, или художественное преувеличение.
-Литота, или художественное преуменьшение.
Все эти лексические средства обладают повышенной экспрессивностью и поэтому усиливают эмоциональный смысл художественных образов. Помимо этого, именно сравнения, эпитеты, метафоры возбуждают у читателя художественные ассоциации, открывая тем самым невидимые прежде отношения между различными сторонами и явлениями жизни.
Прежде всего обратимся к знакомым и, на первый взгляд, «простым» стихотворениям поэтов ХIХ века. «Простыми» они кажутся по ясности и прозрачности поэтического языка, наличию идеи произведения, вычленяемой в процессе размышления над текстом. Вот почему так много этих стихотворений в детских книгах и учебниках. Но простота эта только кажущаяся – на самом деле это умение классиков говорить просто и понятно о вещах сложных и философски глубоких.
Проследим в работе над такими текстами традиционный путь анализа – через систему вопросов.
Но все же и традиционные методы и способы работают, особенно при анализе классических текстов. Рассмотрим этот способ на примере стихотворения А.С. Пушкина «Няне».
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Вопросы для анализа
1. Почему стихотворение посвящено не матери поэта, а няне?
2. Как автор выражает свое чувство к няне?
3. Не удивительно ли, что барин так пишет о своей крепостной? Почему?
4. В чем он уверен, думая о ней? Почему вы так думаете?
5. Как можно понять выражение «горюешь, будто на часах»?
6. Только ли любовь и сочувствие к няне в этом стихотворении?
7. Какое чувство мучает поэта?
8. Почему поэт обрывает себя, не заканчивает стихотворение?
Если мы последовательно ответим на эти вопросы, то поймем, как он любит эту старую женщину, как жалеет ее, называет «голубкой» свою крепостную крестьянку, как видит образ няни до мельчайших деталей («спицы медлят в наморщенных руках»), чувствует ее душевное состояние, тоску, разделяет ее предчувствия (может быть, поэтому и не заканчивает стихотворение?). Для более глубокого понимания подобных стихотворений необходимо знать обстоятельства жизни автора.
С помощью системы вопросов к тексту можно проанализировать еще одно известное стихотворение, включенное почти во все учебники для начальной школы. Но вопросы постараемся придумать такие, чтобы они как можно полнее и глубже исчерпывали не только поверхностный, но и глубинный смысл этого замечательного стихотворения.
Мохнатый лес баюкает
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Как детки сиротливые,
Озябли пташки малые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Вопросы для анализа
1. Чем отличается первоначальный вариант первых строк стихотворения:
Пришла зима холодная,
Подула вьюга грозная,
от окончательного варианта?
2. Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы в первых двух строчках стихотворения. Эти слова взяты из жизни природы или человека? Найдите еще подобные слова в тексте.(Работа со словарем)
3. Как изображаются облака? Какое настроение создается у вас от этого образа? Почему?
4. Какова роль союза но в образе метелицы? Что и чему противопоставляет автор?
5. Вначале С.А. Есенин назвал стихотворение «Воробышки». Сохранился ли этот образ? Остался ли он главным, центральным, самым важным для автора или нет?
6. Как нарисованы птицы, какими словами автор передает свое отношение к ним? Почему он к ним так относится? Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателя?
7. Образ вьюги новый для этого текста или он уже был в стихотворении? Если был, то каким? Зачем его повторяет автор и повторяет ли?
8. Какую роль играет союз а в третьем шестистишии?
9. Образы зимы и весны придуманы автором или они еще где-то вам встречались?
10. Какие слова и выражения С.А. Есенина вам особенно понравились? Почему?
11. Что можно сказать об отношении автора к природе?
Как видите, в системе вопросов есть анализ не только поверхностного слоя текста на уровне «тема – идея», не только словесной ткани произведения, но и звуковой, потому что в создании художественного образа и передаче чувств и настроений участвуют все возможные средства изображения и выражения, особенно у настоящих мастеров.
Задача школьного, да и любого анализа, особенно преследующего обучающие цели, – научить детей увидеть в тексте средства изображения, воссоздать по ним образ, создаваемый автором произведения, почувствовать его настроение, понять его мысль.
Продемонстрируем возможности и методику «медленного чтения» как главного и основного, на наш взгляд, пути анализа лирики. С его помощью можно анализировать достаточно сложные тексты даже с маленькими учениками-читателями. При чтении осмысливается каждое поэтическое слово, выясняется, почему именно это слово подобрал автор, что мы представляем себе, когда читаем его. Обсуждение идет обычно очень живо и с большим интересом, это настоящий творческий поиск.
Покажем этот прием анализа на стихотворении
С.А. Есенина. В этом прекрасном произведении, насыщенном изобразительно-выразительными средствами языка, вопросы можно задавать почти
к каждому слову, так оно богато эмоционально-
С весною расцвела (1)
И ветки золотистые,
Что кудри, завила. (2)
Кругом роса медвяная (3)
Сползает по коре, (4)
Под нею зелень пряная (5)
А рядом, у проталинки,
В траве между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей. (6)
Черемуха душистая, (7)
А зелень золотистая
На солнышке горит. (8)
Ручей волной гремучею (9)
И вкрадчиво под кручею
Вопросы для анализа
1. Почему о дереве говорится как о цветке? Почему «с весною», а не «весною»?
2. Почему автор использовал такое сравнение?
3. Почему у поэта роса цвета меда?
4. Автор говорит, что «роса сползает по коре». А если бы поэт сказал – «стекает», была бы другая картина?
5. Что означает слово пряная? Почему оно применимо к черемухе? (Запомним цвет этой картины – серебряный!)
6. Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет?
7. Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как в начале? Почему?
8. Черемуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине. А теперь? Почему?
9. А ручей – такой же? (Хотя какой же он ручей, если у него «волна» да еще «гремучая»?) Каким он стал? Почему?
Толкование этого текста, такого знакомого и, кажется, такого простого, оказывается, требует достаточных усилий, причем прежде всего работы воображения, умения представить во всех деталях картину. (Тут их несколько, они разделены временным промежутком, как это потом увидели дети.) Поэтому я в начале урока даю задание нарисовать ее, используя рисунок как прием, позволяющий разбудить воображение и проявить тот образ, который представился каждому ребенку. Чтобы верно нарисовать, необходимо вглядываться и вслушиваться в текст – ведь детям надо точно (как у автора!) нарисовать картину, увиденную ими. Они сами просят перечитать стихотворение несколько раз.
Опишем алгоритм и технологию работы над стихотворением С.А. Есенина.
1. Первичное чтение текста с ориентировкой учеников на то, чтобы они постарались в своем внутреннем видении представить картину. Даем задание: «Нарисуйте то, что вы увидели». В большинстве случаев на рисунках детей отсутствуют детали, у некоторых вообще нет ручья, то есть они при первом чтении, в своем «предпонимании», как говорят герменевтики, этот образ не увидели. (Можно прочитать текст второй раз, особенно если дети сами просят и если действительно многие не увидели ручья.)
2. Медленное чтение текста с анализом системы образов и ключевых слов. Слова объясняются (почему автор подыскал именно этот эпитет (метафору, сравнение). Эти слова подчеркнуты в нашем тексте. К ним написаны вопросы.
3. Загадка этого текста в том, что в нем две картины, причем разделенные временем. Особенно это ясно видно в образе ручья: сначала – «струится маленький», да еще и рифмуется с «проталинкой», а потом: его «гремучая волна» обдает «все ветки» черемухи («Это прямо море какое-то!» – сказали дети). Да и отношения с черемухой изменились: то ручей просто был рядом с ней, а потом – «вкрадчиво под кручею ей песенки поет».
Наличие двух картин подтверждается еще и тем, что сам автор снова говорит: «черемуха душистая», как бы заново всматриваясь в нее. А она уже другая: «развесившись, стоит», уже не «в серебре», а в золоте «на солнышке горит». Эти изменения дети объяснили тем, что прошло время – черемуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы – его напитали вешние воды.
Так мы выходим с учащимися на понятие времени в тексте, учим детей видеть развитие лирического сюжета, сопряженность пространственных и временных отношений в художественном произведении.
4. Возвращаемся к первым рисункам, оцениваем их, и дети сами приходят к выводу, что надо нарисовать два разных рисунка, что в рисунке можно запечатлеть лишь один момент, а поэт рисует картину в движении.
Кроме того, прекрасно работают при изучении лирических произведений на уроке: выразительное чтение (Им должна начинаться и заканчиваться работа над каждым стихотворением. Учитель предваряет анализ текста своим чтением стихотворения, передавая свое внутреннее видение, а выразительным чтением ученика работа над лирическим текстом заканчивается.); рисунок как способ проявления зрительного образа, формирующийся в сознании читателя; работа над названием произведения, звукописью, ритмикой, композицией произведения; структурная схема системы образов как основа анализа текста. Учитель выбирает тот путь и те приемы, которые органически присущи данному тексту. Очень часто в живой практике анализа сочетается несколько приемов.
1. Баевский В.С. История русской поэзии. М., 1996.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. М., 2004.
3. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004.
6. Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят. » М., 1990.
7. Непомнящий В.С. Лирика А.С. Пушкина как духовная биография. М., 2001.
1.Приобщение младших школьников к культуре эстетического восприятия лирических произведений.
2.Что является объектом лирики. Виды лирических произведений.
3. Главные задачи изучения лирики как особого литературного рода.
4. С какими трудностями встречается учитель при работе с лирикой?
5. Как работать с выразительными средствами лирических произведений?
8. Алгоритм и технология работы над стихотворениями С.А. Есенина.