Роль и значение описания природы в рассказе «Бежин луг» И. С. Тургенева
Иван Тургенев – подлинный мастер слова, который в своих произведениях умело смешивал слова литературного языка и диалектизмы Орловской губернии. Рассмотрим роль описания природы в рассказе «Бежин луг», входящем в замечательный цикл «Записки охотника», знакомство с которым происходит в средней школе.
Особенности пейзажа
Природа занимает в небольшом рассказе Тургенева особое место, словно становится еще одним его действующим лицом. Будучи настоящим патриотом, писатель настолько проникновенно и точно описывает место действия, что у читателя перед глазами оживают подлинно прекрасные картины. Посмотрим, как описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает воплотить в жизнь авторский замысел.
Сначала писатель подробно описывает место действия. Его герой направляется на охоту в Тульской губернии, при этом время действия также указывается – «прекрасный июльский день». Какая же картина встает перед глазами читателей, знакомящихся с рассказом?
Картина действительно восхитительная, при этом каждое слово описания природы в рассказе «Бежин луг» дышит искренней авторской любовью и не может оставить равнодушными вдумчивых читателей, вызывает отклик в их душах.
Композиция
Несмотря на то что произведение небольшое по объему, в нем можно выделить несколько смысловых частей:
Краткое описание природы в рассказе «Бежин луг» можно встретить в каждой из этих смысловых частей. Причем везде пейзаж будет живым, психологичным, не просто фоном, но действующим лицом.
Природа и настроение героя
Итак, сначала Тургенев рисует нам картину раннего утра, именно тогда и началась охота его героя на тетеревов. Сама природа словно выражает приподнятое настроение персонажа. Он настрелял много добычи, насладился удивительными пейзажными видами, подышал чистейшим воздухом.
Далее описание природы в рассказе «Бежин луг» становится еще более важным – окружающий мир начинает выражать настроение героя. Он понял, что заблудился. И природа меняется вместе со сменой его настроения. Трава становится высокой и густой, ходить по ней «жутко», появляются отнюдь не приятные человеку обитатели леса – летучие мыши, ястреб. Сам пейзаж словно сопереживает заплутавшему охотнику.
Картина ночи
Наступает ночь, охотник понимает, что он совершенно заблудился, устал и не знает, как выйти к дому. И природа становится соответствующей:
Все эти образы полны психологизма, помогая Тургеневу передать внутреннее состояние своего героя. Заметим, что напрямую очень мало говорится о том, что охотник испуган, устал, начинает испытывать досаду. Все его внутреннее состояние автор выражает через описание природы в рассказе «Бежин луг». И мастерство его поражает.
Поэтому пейзаж становится не просто местом действия, но и способом выразить мысли и переживания героя.
Встреча с мальчиками
В анализе описания природы в рассказе «Бежин луг» отрывок, повествующий о встрече героя с деревенскими мальчишками, имеет особое значение. Заметив в отдалении огоньки, уставший охотник решает выйти к людям, чтобы переждать ночь. Именно так он и встречает простых и бесхитростных мальчиков, которые заслуживают его симпатию и восхищение своей близостью природе, полной искренностью. После разговора с ними меняется и авторское восприятие окружающего пейзажа, исчезает его мрачность, унылость и черные краски. Процитируем: «Картина была чудесная». Казалось бы, ничего не изменилось, все та же ночь, так же герой далек от дома, но его настроение улучшилось, описание природы в рассказе «Бежин луг» становится совсем иным:
Посторонние пугающие шумы не тревожат героя, рядом с деревенскими ребятами он нашел покой. Поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает не просто воссоздать место действия, но и выразить чувства и переживания героя.
Способы художественного рисования
Для создания картин окружающего охотника пейзажа писатель использует цветовые и звуковые образы, а также запахи. Именно поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» Тургенева получается живым и ярким.
Приведем примеры. Чтобы воссоздать прекрасные картины, открывающиеся взору героя, прозаик использует огромное число эпитетов:
Имеется и большое количество олицетворений, ведь описание природы в рассказе «Бежин луг» показывает ее живым действующим лицом:
Есть в изображении окружающего мира и звуки: собаки «злобно лают», «детские звонкие голоса», звонкий хохот мальчиков, лошади жуют траву и фыркают, рыба негромко плещется. Присутствует также и запах – «запах русской летней ночи».
В небольшом отрывке Тургенев использует огромное число изобразительно-выразительных приемов, которые помогают ему нарисовать подлинно великолепную, наполненную жизнью картину окружающего мира. Именно поэтому можно сказать, что роль описания природы в рассказе «Бежин луг» велика. Зарисовки помогают автору передать настроение героя, который близок по духу самому Тургеневу.
Урок литературы «Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»»
Разделы: Литература
Оборудование: презентация (Приложение 1), иллюстрации природы к рассказу.
1. Целеполагание
1 слайд. Сообщение темы урока.
– Какие цели поставим? (Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок).
2. Вводное слово учителя
И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”. Очевидно, под впечатлением этого “сладостного, ноющего” чувства рождались пейзажные зарисовки.
3. Анализ пейзажей
– С чего начинается рассказ? (С описания июльского дня.)
– Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня». (Чтение под музыку).
– Подумайте, какое настроение создаётся при чтении? (Создаётся настроение бодрости и ликования, нежности и мягкости, мажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой).
5-6 слайды
– Когда ещё мы слышим в рассказе жизнеутверждающее настроение? (Описание наступления утра завершает рассказ).
– Что можно сказать о человеке, написавшем эти строки? (Человек, умеющий видеть красоту; обладает богатым духовным миром).
– Где располагаются в рассказе данные пейзажные зарисовки? (…т.е.образуют зачин и концовку произведения).
– Сопоставьте описание летнего дня и описание наступления утра с настроением охотника?
4. Работа над художественно-изобразительными средствами
– Мы послушали музыку, видим изображения художников. У художника, у композитора свои художественные средства: у художника – краски, ракурс, свет, а у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что? (Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.)
1 группа. Описание летнего утра
Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня.
– Какие образные средства преобладают? Почему?
«ПРЕКРАСНЫЙ июльский день»;
Солнце «МИРНО всплывает»;
«небо ЯСНО»; «КРОТКИЙ румянец» (зари);
«СВЕЖО просияет»;
«ВЕСЕЛО и ВЕЛИЧАВО поднимается»,
«солнце СВЕТЛОЕ, ПРИВЕТНО ЛУЧЕЗАРНОЕ»$
«МОГУЧЕЕ светило»
(Убеждаемся, что в этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой.
В обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал ).
2 группа. Пробуждение летнего дня
Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра. (Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.)
Картина пробуждения утра
– Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения и метафоры? (Показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны).
– А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты? (Они помогли автору сделать картину утра более наглядной).
– Но на смену дню приходит ночь. Давайте найдём и зачитаем элементы описания надвигающейся ночи. Изменился ли тон рассказа?
– Почему? (Ночь, охотник заблудился).
– Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.
При изображении наступающей ночи автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги.
3 группа. Описание ночи
Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка
Сравнение
Метафора
Олицетворение
Эпитет
– Отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением.
Писатель в данном случае не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.
Но тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи.
– Находим и читаем.
– Итак. рассказ строится на изображении природы в различных ее проявлениях — светлых, открытых и таинственных, непонятных. Блуждание охотника по лесу их связывает и объединяет.
– А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?
– Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня — чувство радости жизни.
– Таким образом, картины природы вызывают те или иные настроения автора. (Утром преобладают краски. Утром звуки гармоничные, зрительные образы чёткие. Ночью преобладает мрак, нарушаемый контрастными вспышками; звуки либо приглушённые, либо резкие, внезапные, настораживающие, ночью преобладают зрительные образы )
– Чем вы объясните? (Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается.
Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.).
4 группа. Действенность природы
Вывод: И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух, обоняние, зрение. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и слышите пение птиц, чувствуете запахи, вам жарко или прохладно.
5. Итог урока
– Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?
– Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?
Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном, а своими загадочными звуками порождала самое чувство страха.
Полная загадочных звуков, ночная природа наводит на мальчиков чувство безотчетного страха и вместе с тем yсиливает обостренное, почти болезненное любопытство их к рассказам о таинственном и страшном.
– Таким образом, природа показана Тургеневым как сила активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища, успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет и автор.
Объяснив таким образом активную роль природы в рассказе «Бежин луг», небесполезно заставить учащихся подумать над вопросом: имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?
Пейзаж служит зачином и концовкой произведения. Композиционная роль природы фиксируется в краткой записи на доске и в тетрадях учащихся.
– А ещё почему так много картин природы? (Живут в деревне. Их всегда окружает природа. Является фоном жизни ребят)
В рассказе Тургенева природа показана прежде всего как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей.
Значение природы в рассказе „Бежин луг»
Служит фоном жизни героев рассказа — крестьянских детей | Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей таинственностью, предрасполагая их к рассказам о страшном, Вызывают те или иные настроения автора. | Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку |
– В чём мастерство И.С.Тургенева? (Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине )
В конце урока я предлагаю послушать стихотворение, в котором также говорится о любви к природе, малой родине.
Презентация по литературе на тему «Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»» (6 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выполнил: учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия села Малая Пурга» Моромова Светлана Андреевна Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».
Л.Н.Толстой: “Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет”.
Природа у И.С.Тургенева дана в богатстве её красок, в движении, в звуках, в запахах.
« Прекрасный июльский день…»
«Все зашевелилось. заговорило…»
Вопрос – задание: Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке «Был прекрасный июльский день…»? При описании неба, солнца, ветра, облаков найти эпитеты, метафоры
Художественные изобразительные средства: Эпитеты: Метафоры: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»… «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
И. С. Тургенев «Бежин луг» «Я поглядел кругом: …Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»
«Недолги летние ночи. »
«Торжественно и царственно стояла ночь…»
«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»
«У костра: запах русской летней ночи…»
Метафоры Сравнения Олицетворения Эпитеты Отовсюду поднималось и даже с вышины лилась темнота С каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак Ночь приближалась и росла, как грозовая туча Кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»;
Чувство радости жизни; Яркие и «живые» краски. Чувство страха; Пейзаж настораживает и пугает; Мрак; Тьма. ДЕНЬ НОЧЬ
. Значение природы в рассказе „Бежин луг» Служит фоном жизни героев рассказа — крестьянских детей Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей таинственностью, предрасполагая их к рассказам о страшном, вызывают те или иные настроения автора. Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку
Домашнее задание: Нарисовать иллюстрации к описаниям природы и подписать словами текста
Номер материала: ДБ-1571379
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературы в 6 классе на тему » Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». «
специалист в области арт-терапии
Урок литературы в 6 классе
Тема : Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Цель деятельности учителя : познакомить обучающихся со своеобразием тургеневского пейзажа, раскрыть его роль в рассказе, показать, с помощью каких изобразительных средств языка создаются картины природы; развивать навыки стилистического анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики пейзажа ; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
Планируемые результаты: Предметные: умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в рассказе, характеризовать пейзажные картины.
Метапредметные: уметь определять проблему и ставить цель; структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; воспринимать на слух образные картины природы, осмысленно читать и адекватно воспринимать текст; искать и выделять необходимую информацию.
Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Тип урока: урок открытия нового знания
Технологии: технология исследовательской деятельности, групповая, здоровьесберегающая
Основные понятия: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, пейзаж
Оборудование: Полухина В.П., Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 6 кл.: Учеб. В 2 ч. с прил. на электронном носителе (фонохрестоматия). — М.: Просвещение, 2014., карточки с терминами, записи и иллюстрации на доске.
I . Организационный момент
II . Проверка домашнего задания.
— работа по тексту стр.170-175
IV . Актуализация опорных знаний учащихся
Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета,- это природа. Две-три черты, и пахнет…
Работа над художественно-изобразительными средствами в описании.
— Повторим, что такое эпитет, метафора, сравнение, олицетворение
(Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Метафора – это слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на сходстве.
Сравнение – это сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия)
V. Сообщение темы и целей урока
Наш разговор сегодня важен и необходим. Во-первых, мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, во-вторых, определим его роль в рассказе, в-третьих, проанализируем, как И.С. Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок. Наши обсуждения в течение урока я предлагаю иллюстрировать рисунками.
— Что называется пейзажем? (Пейзаж – картина природы в художественном произведении)
— И.С. Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает « какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце ».
— описание природы средней полосы России
Деревня (выборочные места с описанием природы России)
Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия – родной край.
Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нем – не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь… воздух – молоко парное!
Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.
И дымком-то пахнет, и травой – и дегтем маленько – и маленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжелый, но приятный дух.
Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба – синеватая черта большой реки.
О, тишь и благодать!
И думается мне: к чему нам тут. всё, чего так добиваемся мы, городские люди?
— Сколько раз автор прибегает к пейзажным зарисовкам? Каковы они? Сколько описаний природы в рассказе?
1. «Прекрасный июльский день» (с.164-165)
2. «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча» (с. 167-168)
3. «Картина была чудесная» (с. 170-171)
4. «Торжественно и царственно стояла ночь» (с. 183)
5. «Утро зачиналось» (с. 188-189)
— Наблюдение по иллюстрациям
-Какие из иллюстраций вы выбрали к пейзажным зарисовкам в рассказе:
VII. Первичное закрепление
— Работа по тексту произведения :
— анализ эпизода «Прекрасный июльский день» (читают обучающиеся)
— Слушаем, как Тургенев рисует картины наступления «прекрасного июльского дня», появления «множества круглых высоких облаков» около полудня и медленного их исчезновения к вечеру. Вникаем в основную мысль.
— Какова основная мысль описания? («Был прекрасный июльский день».)
— Чем же он прекрасен? Что особенно впечатлило вас?
«заря разливается кротким румянцем»,
солнце «светлое и приветно лучезарное»,
«весело и величаво … поднимается могучее светило»
«облака насквозь проникнуты светом и теплотой»
«цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый»
(Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений)
— Найдите в описании июльского дня эти изобразительные средства.
Самостоятельная письменная работа по рядам:
II ряд – эпитеты, относящиеся к солнцу,
III ряд – эпитеты, описывающие облака, небо.
— Обратите внимание на цветовые эпитеты, многообразие красок, разлившихся в воздухе.
— Запомните новое для себя об эпитетах: они могут быть выражены и наречиями (весело, величаво поднимается могучее светило)
Вывод: Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы. Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами. Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов, чтобы передать всю красоту природы.
— О чём говорит это сравнение? ( Гроза несёт страх, жуткое состояние, становится темно. Угрюмое настроение, одиночество. Ночь рождает ощущение таинственности.)
— анализ эпизода «Картина была чудесная» (читают обучающиеся)
— А сейчас давайте попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят.
— А теперь понаблюдаем, что они видят, наблюдают ночью, что видит автор рассказа?
— Какие изобразительные средства позволяют автору создать картину июльской ночи? (Обучающиеся называют тропы)
— А какие звуки вы здесь услышали?
Вывод: Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.
— Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как? (Ночная природа создает настроение грустное, таинственное).
Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.
— А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод описания глубокой ночи. Обучающиеся читают эпизод «Торжественно и царственно стояла ночь»
— Какие звуки мы здесь слышим?
— анализ эпизода «Утро зачиналось» (Читает учитель)
Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе.
— Какие краски мы видим в картине пробуждающего утра?
— А какие звуки слышны ранним утром на лугу?
— Почему, как вы думаете, в этом отрывке много олицетворений?
Вывод: Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.
— Какое из описаний пейзажа, данных в рассказе, вам понравилось больше и почему? IX . Итог урока.
— Итак, попробуйте сформулировать, в чём заключается своеобразие пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»? ( Описание природы даётся со всех сторон (краски, звуки, запахи, выбор их не случаен, как не случайно и использование выразительных средств языка).
X . Домашнее задание. стр.191 (совершенствуем свою речь)