Краткий и полный анализ рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Рассказ отражает глубокое разочарование автора в устройстве общества, желание изменить его ценности, сделав главным ориентиром человека, а не сословную принадлежность.
Рассказ «После бала» был написан в 1903 году на основе жизненной истории родного брата писателя, С.Н. Толстого.
Жанр – рассказ (род литературы – эпос);
Направление – реализм;
Основная идея – человека определяет не только среда, но и внутренняя нравственность;
Тема и проблема – социальное бесправие низших сословий, двуличие аристократии;
Композиция – «рассказ в рассказе», состоит из 4 частей: спор в гостиной, сцена бала, сцена наказания и короткое заключение.
п.1. Тематика и проблематика
Тема бесправного положения более низких сословий выражается в сценах наказания беглого солдата-татарина под руководством полковника. Наказание слишком жестокое, оно несопоставимо с совершенным нарушением. Солдата прогоняют через 2 шеренги сослуживцев, которые должны его бить и не могут отказаться от участия в экзекуции. Человека при этом забивают до смерти.
В царской России времен правления Николая I (в 40-х годах 19 века) это считалось обыденной практикой, даже сами солдаты порой были уверены, что «это по закону, по суду».
Подробнее об этом – в статье Л. Н. Толстого «Николай Палкин», 1887 г.
Проблема: Слабые стороны социального устройства не пытались изменить, а ужесточили порядки в отношении низших сословий, чтобы держать их в подчинении и страхе.
Тема двуличия высших слоев общества раскрывается через двойственный образ полковника, его поведение построено на контрасте.
Проблема: то, что Иван Васильевич видит как двуличие, является нормальным для полковника. Автор акцентирует внимание: нормы общества могут быть несправедливыми и бесчеловечными, но при этом законными.
Разочарование в религии показано косвенно, прямо автор этого не говорит. Достаточно сопоставить даты событий, чтобы увидеть символизм и критику. Бал происходит в последний день Масленицы, а значит расправа над солдатом – в первый день Великого поста, Чистый понедельник. Это день особого благочестия и духовного очищения, что не вяжется со сценой экзекуции. Немаловажно, что наказание обрушивается на солдата мусульманской веры.
Проблема: справедливости нет ни в светском устройстве государства, ни в духовном, людей низшего сословия ничто не может защитить. Церковь молчит, когда государство карает.
п.2. Идея и пафос рассказа
Человек способен преодолеть влияние среды и увидеть социальную несправедливость, даже если она не коснулась его напрямую. Бесчеловечность и жесткость всегда отзовутся в душе нравственного совестливого человека отвращением, а найти оправдание увиденной сцене наказания не получится.
Можно жить в аристократической среде, но уметь видеть человека в каждом, а не только среди представителей своего сословия. Иван Васильевич доносит до читателей убеждения самого писателя, великого гуманиста и правозащитника.
п.3. Основные герои
Конфликт произведения завязан на этих героях, остальные персонажи дополняют сюжет. Образы юной беззаботной красавицы Вареньки и измученного солдата подчеркнуто контрастны.
п.4. Литературные приёмы
Говорящее название «После бала» показывает, что изменения в состоянии героя наступили именно после памятного утра.
Антитеза – прием противопоставления сцен бала и казни.
Контраст выражается с помощью образов и детальных описаний, это видно даже по сопоставлению лексики.
Бал: Варенька, любовь, танцы, эйфория, душевный подъём, красота человеческих отношений, улыбка, грация, красноречивые взгляды, яркие краски, сочувствие, нежность, красивая музыка.
Портрет помогает проникнуть во внутренний мир героев: внешность, мимика, жесты, манера держаться создают наполненный образ.
Образ полковника рушится, когда он проявляет зверскую жестокость к подчиненному.
п.5. Конфликт произведения
Молчаливый протест героя выражается так: он оставил мысли о любой службе (не только военной) и «никуда не годился», сохранив до зрелых лет убеждение, что увидел в то утро социальную аномалию.
Проверочная работа по рассказу Л.Толстого «После бала»
специалист в области арт-терапии
Проверочная работа по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
1) повесть; 2) очерк; 3) рассказ.
2. Раскрытию идеи произведения помогает:
1) антитеза; 2) гипербола; 3) олицетворение.
3. Число рассказчиков в произведении:
1) один ; 2) два; 3) несколько.
4. Авторская позиция:
1) скрыта; 2) выражена в авторском повествовании; 3)передана одним из персонажей.
5. Роль вступления в произведении:
1) показать время и место действия;
2) познакомить с участниками событий;
3) познакомить с рассказчиком.
6. Автор использует повтор одной и той же стилистической фигуры (синтаксический параллелизм) : «Всё так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и всё так же били барабаны и свистела флейта, и всё так же твёрдым шагом двигалась … статная фигура полковника…».
1) воспроизвести унылый свист флейты;
2) показать полковника в новой роли;
3) передать ужас совершающегося.
7. Произведение заставляет задуматься:
1) о судьбе полковника;
2) о личной ответственности человека за жизнь общества;
8. Тема произведения:
1) повествование о любви Ивана Васильевича;
2) рассказ о полковнике;
3) показ николаевской России.
9. Образ полковника:
1) типичен; 2) трагичен; 3) исключителен.
10. Тон повествования в этом произведении:
1) нейтрален; 2) эмоционально окрашен; 3) протокольно сух.
11. Жизненным источником произведения Л.Н.Толстого является случай, произошедший :
12. Иван Васильевич о себе говорит: «Был я очень … и … малый, да ещё и …. Был у меня иноходец лихой, катался с гор с барышнями (коньки ещё не были в моде), кутил с товарищами…»
1) весёлый и бойкий, да ещё и богатый;
2) богатый и бойкий, да ещё и весёлый;
3) богатый и весёлый, да ещё и бойкий.
13. Как выглядела Варенька на балу? Восстановите текст (запишите слова через запятую):
«Она была в … платье с … поясом и в … лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в … атласных башмачках».
14. Что танцевали Варенька и её отец:
1) кадриль; 2) вальс; 3) мазурку.
15. Что надел отец Вареньки, перед тем как танцевать с ней:
1) шпагу; 2) замшевую перчатку; 3) военный мундир.
16. «Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его … »
О чём говорит Иван Васильевич?
17. После бала у Ивана Васильевича остались какие-то вещи Вареньки.
Что за вещи? Запишите свой ответ.
18. Какую музыку услышал Иван Васильевич, когда вышел на поле, где был дом Вареньки?
2) жёсткую, нехорошую;
19. Замшевая перчатка полковника, отца Вареньки, упоминается в произведении 2 раза.
Когда? Запишите ответ.
20. После какого события изменилась жизнь Ивана Васильевича?
21. Запишите слово, пропущенное в тексте: «То, что хочу рассказать, было в сороковых годах. Был я в то время …»
Составила Стребкова И.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия №12 г. Липецка
Данный материал может быть использован учителем на уроках литературы, посвященных изучению произведения Л.Толстого «После бала». Проверочная работа предполагает проверку знаний текста рассказа, а также теоретические сведения: композиция произведения, характеристика героев, конфликт, художественные средства.
Номер материала: ДБ-209920
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературы в 8 классе. «После бала» Л.Н.Толстой
специалист в области арт-терапии
Урок литературы в 8 классе Подготовила Сигарева Галина Ивановна
Тема урока. Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Мастерство писателя /анализ рассказа/
2. Развитие навыка художественного пересказа.
3. Нравственное развитие учащихся, воспитание стремления к
самопознанию и самосовершенствованию.
Задачи:1.Разобраться в прочитанном с позиции авторского замысла;
2.Выяснить, как организован художественный мир рассказа на основе законов построения художественного произведения: темы, проблемы, идеи, композиции;
3.Развивать умение в словесно-графическом варианте (кластер) отображать художественный мир рассказа.
Форма проведения урока: практикум
«Чтение –вот лучшее учение! Следовать за
мыслями великого человека есть наука самая
Что было более важным для писателя:
— рассказать о перемене человеческих отношений?
— об избрании героем жизненного пути?
( самооценка учащимися своей деятельности на данном этапе:
Справочный материал, который помогает ученику в определении законов построения художественного произведения, был закреплен на предыдущем уроке.
Художественный мир произведения.
Произведение это связное повествование, рассказ. Любой рассказ должен повествовать о чем-то. У него должна быть своя тема. Тема – это основной предмет рассказа, то, ради чего и началось повествование.
Повествование не только рассказывает о чем-то, но делает это с какой-то целью: что-то объяснить, что-то доказать, чему-то научить. Такая цель повествования называется проблемой.
Раз есть проблема, должно быть и ее разрешение. Раз есть вопрос – должен быть и ответ. Разрешение основной проблемы произведения называется идеей.
2.Беседа по определению темы, проблемы, идеи, композиции рассказа «После бала»
— какова тема рассказа? (выбор героем жизненного пути)
— какая основная проблема рассказа? ( вечный вопрос: может человек сам управлять собой, совершенствовать себя или все дело в среде, в обстоятельствах, которые зачастую оказываются сильнее намерений человека? К этому вопросу, поставленному в начале рассказа, автор возвращается в конце и ставит его предельно остро).
— попробуйте определить своеобразие композиции рассказа(рассказ в рассказе)
(следует уточнить высказывания учащихся, поощряя их труд)
3. Практикум по определению мастерства писателя в рассказе: как организован художественный мир рассказа на основе законов построения художественного произведения: темы, проблемы, идеи, композиции. Иными словами, каким образом привел он своего героя к изменению жизненных планов? И поможет нам в этом словесно-графический вариант (кластер) отображения художественного мира рассказа.
Отталкиваться будем от композиции: «рассказ в рассказе»
Организация художественного мира в рассказе «После бала»
Тема: выбор главным героем жизненного пути
Большой начальный диалог
(проблема ) Заключительные реплики
Отказ от бесчеловечной
Сцена бала Сцена экзекуции
Вопрос: каким образом писатель показал нам это преобразование в человеке? Сравним сцену бала и сцену экзекуции и определим систему образов и персонажей
Автор усиливает впечатления героя, дополняя изображаемое красками и звуками (веселая музыка и светлые краски, жесткая музыка и черные краски в сочетании с красной, но это цвет крови). Автор использует прием противопоставления, который называется антитезой.
План-конспект урока по литературе «Творческая работа по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» (8 класс)
специалист в области арт-терапии
План-конспект урока русской лит-ры в 8 «Д» классе
Л.Н.Толстой «После бала». Творческая работа.
1) вспомнить, что такое реализм и когда он появился ; совершенствовать умения учащихся выражать собственное суждение, впечатление, а также раскрывать авторское отношение к героям и событиям ; научиться выразительно читать и комментировать прочитанное; отвечать самостоятельно на вопросы, высказывать свою точку зрения; познакомиться с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого; определить основную мысль рассказа «После бала»; определить построение, столкновение романтического воспитания и правды жизни;
2) развитие навыков чтения и работы с текстом, умений анализировать прочитанное и делать выводы; мотивировать школьников на самостоятельное чтение литературы; развивать грамотную речь; развивать образное мышление;
3)воспитать эмоциональную отзывчивость подростков; воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать ; воспитывать читательскую культуру учащихся, внимательного и вдумчивого читателя.
Ход и содержание урока
3.Закончить изучение рассказа «После бала» (комментированное чтение).
4. Составление таблицы в тетради (проверка групповых заданий). Примеры контрастов.
( Эти события противопоставлены друг другу. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.)
-Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
( Контрастное изображение героев помогло передать перелом в душе рассказчика)
-Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала в истинном свете.
-Как вы думаете, так ли это?
( Полковник убежден, что делать надо «все по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.)
-Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом.
( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)
— Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?
— Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?
( Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)
Подводим итог урока
Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?
Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.
5.Ученики получают задания по тексту. Знание текста.
Рабочий лист по рассказу после бала
(на сайте «Литература для школьников»)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКАЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ Уроки литературы в 8 классе[1] Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ПОСЛЕ БАЛА»: Основное содержание урока Основные виды деятельности. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА I. Краткий рассказ о писателе 1. Что вам известно о биографии и творчестве Толстого? — Какие произведения писателя вы уже читали? 2. Рассказ учителя о страницах жизни и творчества Толстого II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Лев Николаевич Толстой»: |
III. Обобщающая беседа:
Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя».
IV. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения рассказа.
Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Какие впечатления возникли у вас в связи с прослушиванием рассказа?
Кто его главные герои? От чьего лица ведётся рассказ?
*Предположите, зачем писатель вводит в повествование образ рассказчика.
V. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Психологизм рассказа
Анализ фрагмента рассказа с начала до слов «Я спрятал пёрышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от неё».
Прочитайте по ролям фрагмент рассказа с начала до слов «Да что же было?».
Какие мысли Толстого о взаимоотношениях человека и общества высказывает Иван Васильевич?
Какие детали портрета Вареньки подчёркнуты рассказчиком? С какой целью?
*Зачем автор вводит в историю Ивана Васильевича точное указание на время действия рассказа?
С каким чувством Иван Васильевич рассказывает о своей юности: с радостью, сожалением, грустью, с чувством собственного достоинства и др.? Обоснуйте своё мнение.
Прочитайте выразительно описание обстановки бала со слов «…был я в последний день Масленицы…» до слов «…и не чувствовал своего тела».
Выпишите из этого фрагмента слова и выражения, указывающие на настроение Ивана Васильевича на балу.
*Какими способами автор рисует психологическое состояние героя?
Группа 2.
Анализ фрагмента рассказа со слов «Смотрите, папа просят танцевать» до слов «…чтобы что-нибудь не испортило моего счастия».
Что подчёркивает рассказчик в портрете отца Вареньки?
Созвучен ли этот портрет обстановке бала? Обоснуйте своё мнение.
*Какой смысл выявляется при сопоставлении лица полковника с портретом царя (усов полковника с подвитыми усами Николая I)?
*С какой целью автор вкладывает в уста полковника выражение «надо всё по закону»?
Прочитайте выразительно описание танца полковника с дочерью.
*Зачем автор так подробно описывает танец Вареньки с отцом?
Определите отношение Ивана Васильевича к этой картине.
*Какие детали описания бала и портрета полковника можно считать ключевыми?
*Почему описание бала обращает внимание читателя на внешнюю сторону происходящих событий?
*Почему автор изображает внешний облик всех героев, а описывает психологическое состояние только Ивана Васильевича?
Группа 3.
Анализ фрагмента рассказа со слов «Когда я приехал домой…» до слов «…взглядывая в дольний конец рядов».
Прочитайте фрагмент рассказа со слов «Когда я приехал домой…» до слов «…и вышел на улицу».
Какие слова и выражения рисуют психологическое состояние Ивана Васильевича в момент приезда домой?
*Почему он соединял отца и дочь «в одном нежном, умилённом чувстве»?
Какую роль играет в этом фрагменте описание «масленичной погоды»?
*Докажите, что чувство радости и счастья Ивана Васильевича распространяется в окружающий мир.
Почему изменения в настроении Ивана Васильевича автор изображает через зрительные и звуковые картины?
*Какой символический смысл приобретает выражение «другая, жёсткая, нехорошая музыка»?
Группа 4.
Анализ фрагмента рассказа со слов «Я стал смотреть туда же и увидел посреди рядов…» до конца рассказа.
Предположите, почему татарин совершил побег.
*Почему автор подчёркивает национальность солдата?
Какие детали его облика подтверждают антигуманную сущность происходящего?
*Зачем автор повторяет детали внешности полковника: белые усы и бакенбарды, рука в замшевой перчатке и др.?
Почему автор подробно описывает прохождение наказуемого сквозь строй и многократно повторяет слово удары?
С какой целью читателю показана спина татарина: пробудить отвращение, вызвать страх, вызвать сочувствие, показать бесчеловечность армейских законов, изобразить равнодушие солдат и полковника и др.? Обоснуйте своё мнение.
*Какую роль играют во фрагменте звуковые и цветовые образы?
Какой вопрос мучил Ивана Васильевича после увиденной картины?
*Как этот вопрос связан с мировоззренческой позицией автора о взаимовлиянии человека и общества?
VI. Обобщающая беседа:
Как в рассказе отразилась мечта писателя о взаимной любви и согласии в обществе?
Какие противоречия между сословиями и внутри сословий показывает автор?
Почему Иван Васильевич, принадлежа к дворянскому классу и будучи богатым, не понимает поведения полковника?
Был ли полковник дурным, злым человеком?
От чего, по мнению Ивана Васильевича, «переменяется и направляется вся жизнь человека»?
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Докажите, что Толстой — писатель-психолог.
VII. Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий
Практическая работа.
Подбор ключевых цитат на тему «Две России в рассказе».
Составление цитатной таблицы:
VIII. Нравственность в основе поступков героя.
Мечта о воссоединении дворянства и народа
Аналитическая беседа:
— Известно, что в основе рассказа лежит случай, произошедший с братом писателя — С. Н. Толстым. Литературовед Н. Н. Гусев пишет:
«Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша… Чувство С. Н. Толстого к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на бале мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата…»
Докажите, что рассказ «После бала» не только описывает реальный случай из жизни, но и включает в себя глубокое нравственное обобщение, связанное с антигуманным государственным устройством России.
— Прочитайте запись из дневника Л. Н. Толстого 1903 года:
18 июня: «. весёлый бал в Казани, влюблён в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника-поляка, танцую с нею; её красавец старик-отец ласково берёт её и идёт мазурку. И наутро, после влюблённой бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить. »
9 августа:
«Написал в один день “Дочь и отец”. Не дурно».
Найдите в рассказе соответствия с дневниковой записью. Докажите, что рассказ «После бала» — это реалистическое произведение.
— Писатель В. Шукшин написал статью «Нравственность есть правда». Применима ли эта формулировка к рассказу Толстого?
Обоснуйте свой ответ. Какая правда в рассказе «После бала» говорит о высокой нравственности его автора?
Можно ли говорить об истинных лицах героев и их масках? Обоснуйте свой ответ.
— Почему Толстой видел выход из общественного конфликта в воссоединении высших и низших сословий по законам гуманизма?
IX. Инструктаж учителя к выполнению заданий из разделов учебника «Опыт литературоведческого исследования» и «Творческое задание».
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Ответы на вопросы 4—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Домашнее задание
Выполнить устно задание 4 из раздела учебника «Проверьте себя».
Выполнить письменно задание из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования» или ответить письменно на вопрос из раздела учебника «Творческое задание» (по выбору учащихся).
Индивидуальное задание.
Подобрать иллюстрации разных художников к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.
УРОК 40
Л. Н. ТОЛСТОЙ. «ПОСЛЕ БАЛА»:
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ И ПОЭТИКА РАССКАЗА
Основное содержание урока.
Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Развитие представлений об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения. Развитие представлений о композиции. Смысловая роль художественных деталей в рассказе.
Основные виды деятельности.
Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия контраст, антитеза, композиция, художественная деталь. Обсуждение иллюстраций к рассказу.
I. Вступительная беседа:
— Что такое композиция литературного произведения[2]?
(См.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=КОМПОЗИЦИЯ&bukv=К.)
— Какой художественный приём называется антитезой[3]?
(См.: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=АНТИТЕЗА&bukv=А.)
— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
— Какую роль в композиции рассказа играют его смысловые части: «бал» и «после бала»?
— Почему автор изменил первоначальное название рассказа «Дочь и отец» на «После бала»? Какой смысл приобретает окончательное название?
II. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Роль антитезы в композиции произведения.
Групповая работа:
Иван Васильевич на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:
Сделайте выводы о том, как проявляется приём контраста в образе Ивана Васильевича на балу и после бала.
Какое значение имеют художественные детали, связанные с образом Ивана Васильевича?
Группа 2.
Полковник на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:
Сделайте выводы о том, что изменяется в образе полковника после бала, а что остаётся неизменным.
Группа 3.
Обстановка бала и описание поля (интерьер и пейзаж), звуковые и цветовые образы. Составление цитатной таблицы:
Определите, как проявляется приём контраста в описании обстановки бала и описании поля (интерьер и пейзаж), в звуковых и цветовых образах на балу и после бала.
Группа 4.
Центральные фигуры на балу (Варенька) и после бала (татарин). Составление цитатной таблицы:
— Какую роль в понимании рассказа играет сопоставление Вареньки и татарина?
III. Практическая работа.
Составление плана сообщения об особенностях композиции рассказа «После бала».
1. Кольцевая композиция («рассказ в рассказе», включающий несколько временных пластов).
2. Наличие двух рассказчиков: молодого человека, который начинает и заканчивает повествование, и Ивана Васильевича, вспоминающего свою молодость.
3. Двухчастная композиция рассказа, построенная на контрасте:
— контраст образов персонажей;
— контраст портретов;
— контраст психологического состояния героев;
— контраст обстановки действия (интерьер и пейзаж) на балу и после бала;
— контраст звуковых и цветовых образов на балу и после бала.
4. Композиционная роль художественных деталей рассказа.
5. Особенности композиции рассказа «После бала» как ключ к его пониманию.
IV. Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».
Показ и обсуждение иллюстраций к рассказу, найденных в Интернете.
И т о г о в ы й в о п р о с:
Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос: «Как контрастное построение рассказа помогает в понимании его идеи?»
Прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце» и выполнить задания из практикума «Читаем, думаем, спорим…».
Индивидуальное задание. Ответить на вопросы викторины и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).
УРОК 41
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА, Н. С. ЛЕСКОВА, Л. Н. ТОЛСТОГО
Основное содержание урока.
Контрольное сочинение на одну из тем (по выбору учащихся):
— В чём современное звучание истории глуповцев? (По фрагменту романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».)
— Что общего во взглядах на Россию в рассказах Н. С. Лескова «Старый гений» и Л. Н. Толстого «После бала»?
— *Какие литературные приёмы и способы отражения действительности помогли русским писателям донести свои идеи до читателя? (По произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого.)
Основные виды деятельности.
Составление плана ответа на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.
Домашнее задание
Подготовиться к выразительному чтению наизусть стихотворений на тему «Поэзия родной природы» (по выбору учителя).
Индивидуальные задания.
Прочитать стихи из раздела «Родная природа в произведениях русских поэтов» из практикума «Читаем, думаем, спорим…» и выполнить задания практикума (по выбору учителя).
Следующие уроки: Поэзия родной природы в русской литературе XIX века >>>
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.
1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)
2. Компози́ция — это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Но композицию нельзя рассматривать как последовательность глав, сцен и т.д. Композиция – целостная система определенных способов, форм художественного изображения, обусловленная содержанием произведения. (вернуться)
3. Антите́за — это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли. Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи.
Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках. (вернуться)