Разработка урока басня И.А. Крылова «Слон и моська»
специалист в области арт-терапии
Предмет: литературное чтение. Класс 7 дата 15/11/2016
Басня Ивана Андреевича Крылова « СЛОН И МОСЬКА»
План. литературное чтение, компьютер, видеосюжет, оценочный бланк.
Углубить знания учащихся о Крылове, познакомить с басней «Слон и Моська», провести анализ её содержания; развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас; учить уметь найти мораль басни;
воспитывать у учащихся любовь к литературе, личностные качества развивать навык работы в группе; воспитывать интерес к творчеству Крылова. комбинированный. мозговой штурм, проблемные вопросы, наблюдение, инсценирование.
портрет И.А.Крылова, иллюстрации басен, словарь русского языка, постер.
знание понятия «басня»; умение рассуждать, обобщать; умение выразительно читать; умение инсценировать басни; нравственные качества
Деятельность учителя: что я буду делать?
Здравствуйте. Встаньте в круг. Поприветствуем друг друга, передаем улыбку, теплоту рук.
(каждой команде раздать оценочные листы)
Ребята,вы знакомы с творчеством великого русского баснописца И. А. Крылова. Итак, что вы знаете о И.А.Крылове?. Давайте составим кластер.
Как вы считаете, к какому литературному жанру относится эти произведения?
– Что такое басня?
– Трудно ответить на этот вопрос? Я вам постараюсь помочь.
А теперь даю время, чтобы по этой схеме составили текст. 1 группа: басня, баснописец, Москва. 2 группа: народная мудрость, мораль- поучение. 3 группа: басни в переводах.
2.У меня отличный слух, Умный взгляд и тонкий нюх. Сразу лезу с кошкой в драку, Потому что я …. собака. Сегодня мы продолжаем изучение басни Крылова. «Слон и Моська»
Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.
– Оправдались ли ваши предположения о содержании басни?
– Встретились ли вам незнакомые слова?
– Объясните значение данных слов.
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление
Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.
Чтение басни учащимися по цепочке.
– Г де происходит действие?
Кто изображён на иллюстрации?
Дети. Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.
Учитель. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.
1. Назовите действующих лиц басни.
2. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)
3. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)
4. Какой вы представляете Моську? А слона?
5. Какой вы представляете Шавку?
8. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки….. —
9. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?
Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона.
Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.
Напоказ- көруге в диковинку- үйреншікті емес срамиться- ұятқа қалу забияка-сотқар, бұзакы
Обратить внимание на действии и на выразительное чтение.
Беседа по содержанию басни
1.В чём вы видите комизм ситуации?
2.С помощью каких глаголов автор передаёт поведение Моськи?
Найти мораль басни у Крылова Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона! Итак, какое качество Моськи вы приметили?
Первая команда составляют ассоциацию и характеристика героев
Вторая команда анализ текста, а третья команда составляет «Синквейн» со словом «Басня»
— Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)
— Когда в жизни можно употребить эти слова?
( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
Крылов высмеивает людей, которые ничего не делают, но любят,чтобы на них обращали внимание, стараются быть в центре внимания. Высмеивает хвастовство.
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперёд, назад
Повернулись вправо, влево
Тихо сели – вновь за дело.
Ай, Моська! Знать она сильна, Что лает на …. Что это зло ещё не так большой руки. Лишь стоит завести…. Поклажа бы для них казалась и легка; Да … рвётся в облака.
Чему учит это басня? Кто из этих персонажей басни вам больше понравился? Почему? Вы многое поняли, многому научились и басни И.А.Крылова станут вашими верными спутниками, помощницами и советчицами. Басня помогут вам узнавать жизнь, учат любить свою родину, помогут вам бороться со своими недостатками.
А сейчас проведем игру «Ромашка» Что нового узнали на уроке? Что было для меня интересного? Чему учит нас басни Крылова? Пожелание себе
Прикрепляют стикеры на плакат .
Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского Забавой он людей исправил, И не забудут этой были, Сметая с них пороков пыль, Пока по – русски говорят: Он баснями себя прославил, Её давно мы затвердили, И слава эта – наша быль Её и внуки затвердят.
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся
оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?
межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
Номер материала: ДБ-355994
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
План-конспект урока.»Басня «Слон и Моська»».
специалист в области арт-терапии
Цель урока: знакомство с произведением И.А.Крылова «Слон и Моська», определение
морали басни, повторение изученных басен И.А. Крылова;
Систематизировать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова, об особенностях басенного жанра.
Обеспечить в ходе урока закрепление понятий «басня», «иносказание», «мораль», «крылатые выражения»
Учить работать с содержанием басни (характеристика героев, нахождение образного выражения, чтение отрывка к иллюстрированному фрагменту басни).
Развивать умение выразительно читать басню, логично излагать мысли и обосновывать своё суждение, находить значение слов по толковому словарю, пополнять словарный запас обучающихся, расширить круг читаемых басен.
Воспитывать положительные моральные качества.
учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение 3 класс» («Планета Знаний»);
иллюстрации к фрагментам басни, карточки для самостоятельной работы;
Предметные :Читать произведение с соблюдением норм литературного произношения,
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на
доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с
Личностные: Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных
нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в
соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями
Метапредметные: Договариваться с партнерами по совместной деятельности,
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев
Звенит звонок и весел, и горласт
И радостью душа переполняется
И каждый раз, для каждого из нас
Чудесные уроки начинаются.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Послушайте отрывок стихотворения Петра Вяземского и скажите, кому оно посвящено.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
— Да, это Иван Андреевич Крылов. Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим – «русский»? Почему – «великий»? (Мы говорим – «русский», потому что он любил все русское.А «великий» – пот ому что он написал много басен.)
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
1) Систематизация знаний о биографии, творчестве баснописца .
— Давайте перелистаем страницы биографии Крылова.Вашей домашней работой было сообщение об И.А.Крылове.(опрос учеников по желанию)
— Что вы запомнили о писателе?
2) Повторение о басенном жанре .
Учитель: И.А.Крылов написал очень много басен.
— Скажите, а к какому литературному жанру мы относим произведения Крылова?
— Напомните, что такое басня? (Басня – короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки).
— Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания « нравоучительный рассказ ».
— Кто обычно является героями басен? ( Героями басен обычно являются животные.)
— Чем отличается басня от стихотворения? ( Басня нас чему-то учит.)
— Чему нас учат басни, которые мы прочитали? ( Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.)
-Что обычно стоит в конце басни?(мораль)
— Что такое мораль басни? (это вывод или поучение, это главная мысль басни)
3). Работа над пословицами
У. Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести?
Дети:- Я понимаю первую пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак».
– Я понимаю вторую пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне «Стрекоза и Муравей».
– Я понимаю третью пословицу так: если ты кому-нибудь хоть однажды соврал, то тебе больше не поверят. Эту пословицу можно отнести к басне «Лгун».
4) Групповая работа по изученным басням.(по 2 парты/4 человек)
— Нам знакомы несколько произведений Крылова. Вспомним их.
(раздаточный материал: название с иллюстрацией басни и цитаты/морали из басни,соотнести их)
IV. Постановка проблемной задачи урока.
-Давайте откроем с вам учебники на странице 72.Что мы с вам видим?Посмотрите на иллюстрацию.Что мы можем сказать,глядя на нее?
-Так Какие же цели и задачи мы с вами сегодня поставим? ( постараемся выявить мораль произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни)
V. Работа над басней.
1) Прогнозирование содержания.
— Как вы думаете, о ком эта басня?
— Каким вы представляете себе Слона (прикрепить на динамическую картину изображение Слона)?( Я видел слона по телевизору и в зоопарке. Он очень большой. У него толстые ноги, большие уши и длинный хобот.)
— Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Весит больше 4000 килограммов. Ноги у слона толстые, как бревна. Слона боятся даже тигры и львы.
2) Самостоятельное чтение басни.
— Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.
— Оправдались ли ваши предположения о героях басни.
3) Словарная работа.
— Встретились ли вам незнакомые слова?
— Объясните значения данных слов
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.
4) Работа над содержанием басни .
— Повторное чтение басни отдельными учениками.
— Понравилась ли вам басня? ( Да, понравилась.)
— Какой момент запечатлен на иллюстрации? ( На иллюстрации запечатлен момент, когда Слона ведут по улице и Моська на него лает.)
— Какими художник рисует Слона и Моську? ( Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.)
— Как ведет себя Слон? Заметил ли он, что у его ног какая-то собачонка? ( Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)
— Что делает Моська? ( Она громко лает и набрасывается на Слона.)
— Что придавало духу Моське?Найдите в тексте и прочитайте
-Судя по картинке вы можете сказать откуда Слон?
— Слоны хорошо дрессируются, и поэтому их издавна показывают в цирке. Здесь на картинке изображен такой дрессированный слон. Его, видимо, привезли с цирком в какой-то город. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление.
Карточка: подчеркни слова, которые характеризуют героя.
Разъярённый, большой, выдержанный, маленький, спокойный, злой, глупый, хороший, вредный, важный, умный, незначительный, добрый, слабый, задиристый, сильный.
Задание: мальчики подчёркивают ручкой слова, которые характеризуют Слона, девочки – карандашом Моську.
Проверка: отдельные ученики, а затем самопроверка на доске.
б) Работа над образными выражениями.
— Отыщите в тексте образные выражения, соответствующие данным словосочетаниям
1. Показывали на улице людям. (Водили напоказ.)
2. Невидаль, редкость. (В диковинку у нас.)
3. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам. (Толпы зевак ходили.)
4. Откуда-то внезапно вдруг появиться. (Отколе ни возьмись.)
5. Перестань себя позорить. (Перестань срамиться.)
6. Придаёт смелости. (Вот то-то мне и духу придаёт.)
в) Выборочное чтение.
— Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську?
— Прочитайте, для чего Моська напала на Слона.
— Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?
— Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка.
— А как вы относитесь к Моське?
— Что Крылов высмеивает в басне? (Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)
— Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.
— В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?
— А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?
— Сядьте поудобнее и внимательно послушайте басню.
-Найдите слова Моськи в тексте,откуда они начинаются?
-А откуда начинаются слова Шавки?
_слова автора?
— Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
(Слушание детей.Оценивание детей другими учащимися.)
— Какова же мораль басни?
— Когда в жизни можно употребить слова «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона»? (Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу.Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
— Актуальна ли басня Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете?
— У вас на столах лежат рисунки двух животных: слона и собачки. Выберите тот, который соответствует вашему настроению по уроку
Методическая разработка урока литературного чтения по теме «И.А.Крылов «Слон и Моська»
специалист в области арт-терапии
Методическая разработка урока литературного чтения в свете требований ФГОС НОО
Литературное чтение УМК «Школа 2100»
Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение», 4 класс – Ч.1 – М.: Баласс, 2013 год
познакомить учащихся с произведением И.А.Крылова; выяснить почему басни актуальны и в наши дни.
обучать учащихся формулировать тему произведении, закрепить понятия «басня», «мораль», «иносказание»;
продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся, формировать умение постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни.
совершенствование умения логично излагать свои мысли во время устной речи; умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
учить отличать басню от стихотворения;
учить понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни, крылатых выражений.
составлять план решения учебной задачи совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
извлекать информацию, представленную в разных формах;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
формировать уважительное отношение к иному мнению; оценивать свои успехи и неудачи, уметь сотрудничать;
Урок введения новых знаний
Технологическая карта урока
I. Организа-ционный момент.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Подготовка класса к работе. Включение в учебную деятельность.
II . Мотивация к учебной деятельно-сти.
— Народная пословица гласит:
— Согласны ли вы с этой народной пословицей?
-Что для вас значит урок чтения?
-Каким вы видите наш сегодняшний урока чтения?
Дети получают эмоциональный настрой.
— Познавательным, интересным, увлекательным.
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
III . Актуализа-ция знаний.
-У вас на столах лежат карточки с таблицей, поработайте в парах, разгадайте шифровку и узнайте ключевые слова нашего урока.
— Вспомните, что такое басня? Посмотрите на слайд, даны варианты ответов, вам надо выбрать в каждой строке один правильный
— Где можно найти подтверждение этому утверждению?
— Обратимся к словарю. … Прочитайте определение.
— Ребята, а что такое мораль басни?
— В басне один из основных приемов это аллегория. т.е. в образах животных автор подразумевает людей, их недостатки, поступки, пороки, которые он высмеивает.
-Как называют людей, которые пишут басни?
— Каких баснописцев вы знаете? (портрет И.А.Крылов) Обратите внимание на годы жизни баснописца – 1769 – 1844г.
— В каком веке жил И.А.Крылов?
— А сейчас какой век?
— С его рождения прошло 248 лет, почему же мы до сих пор читаем, заучиваем его басни, почему они актуальны в наши дни? Об этом мы поговорим в конце нашего урока.
-В каждой стране свои баснописцы. В России лучшим баснописцем считается И.А.Крылов.
— занимательный короткий рассказ ,
— помочь исправить недостатки
— В толковом словаре.
— Вывод или поучение, в котором выражена главная мысль басни. совокупность норм поведения.
— анализ объектов с целью выделения признаков.
— саморегуляция в ситуации затруднения;
— оценка и контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном.
— развитие умения слушать и понимать речь других.
— высказывание своего предположения.
IV . Постановка целей и задач.
-Откройте учебник на с.48 и прочитайте название произведения, с которым будем знакомиться на нашем уроке.
— Рассмотрите иллюстрацию и предположите, кто будут герои басни?
— Какую же цель вы поставите перед собой на уроке?
— Я предлагаю вам поработать над басней по плану.
— Маленькая собачка, мопс.
— Мы познакомимся с басней И.А. Крылова про Слона и Моську.
— Понять авторское отношение к персонажам, узнать о характерах героев и морали басни.
— Научиться выразительно читать
-Можем узнать о новых персонажах. Понять мораль басни. Подумаем, актуальна ли басня в наши дни.
— постановка и формулирование проблемы;
— анализ, синтез, сравнение, обобщение.
— инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
— развитие умения слушать и понимать речь сверстников.
— планирование учебного действия.
V . Работа над басней.
1. Прогнози-рование содержания и проверка понимания.
3. Повторное чтение и осмысление
4. Работа над образными выражени-ями.
— Рассмотрите иллюстрацию к басне. Опишите, какими вы видите героев басни Слона и Моську.
— Проверим, оправдались ли ваши предположения о героях басни. Я предлагаю вам прослушать басню в исполнении Игоря Ильинского – мастера художественного слова. Возьмите карандаши и подчеркните по ходу прослушивания басни слова, значения которых хотелось бы уточнить.
— Итак, кто герои басни? Оправдались ли ваши предположения о героях?
— Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?
— Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 м. Весит больше 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.
— А кто, по-вашему, Моська? Какой она вам видится?
— Мы ответили на 1 пункт плана «герои». Уберём вопросительный знак.
— Значение, каких слов вы хотите уточнить?
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление.
Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
— Прочитайте басню И.А.Крылова в технике жужжащего чтения.
-Где происходит действие?
-С какой целью водили слона по улицам?
-Кто ходил за слоном?
-Сколько было таких людей?
-Кто выбежал навстречу Слону?
-Что Моська хочет доказать своим лаем?
-Зачем ей это нужно?
-Все ли собаки так себя ведут?
-Могла ли своими действиями Моська нанести вред Слону?
-Кто сделал замечание Моське?
-Какое замечание она сделала Моське?
-Чего же хотела добиться Моська?
-Какова Моська в действительности?
-Почему она уверена, что может прослыть сильной «совсем без драки»?
-Справедливо ли сказать, что Моська не только глупая собака, но и трусливая?
— Поработаем в парах. Отыщите в тексте образные выражения, соотнесите фразы на карточке с этими выражениями. На работу вам 1 минута.
Показывали на улице людям.
Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам.
Откуда-то внезапно вдруг появиться.
Перестань себя позорить.
Используя словесное рисование, дети описывают героев.
Дети прослушивают запись басни.
— Моська-мопс, небольшая собака
Объяснения читают по толковым словарям.
-Показать как она старается.
-Что она смелая, храбрая. Чтоб ее уважали другие собаки
-Что маленькая на большого слона лает.
-Соседка, перестань срамиться
-Показать какая она смелая, бесстрашная
Дети, работая в парах, отыскивают образные выражения.
— Толпы зевак ходили.
— Отколе ни возьмись.
— Вот то-то мне и духу придаёт.
— умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
— поиск необходимой информации из текста;
— построение логической цепочки рассуждения.
— умение работать в парах;
— развитие умения слушать и понимать речь других.
— контроль, оценка, коррекция знаний.
VI . Первичное закрепле-ние.
2. Выбороч-ное чтение.
— Найдите слова-действия, показывающие поведение Моськи. Как они характеризуют героиню?
— Какое действие наиболее ярко подчёркивает поведение Моськи? Подтвердите текстом.
— Как понимаете выражение «ну на него метаться»?
— Каково было поведение Слона?
— Заметил ли он маленькую собачонку?
— Как это характеризует Слона?
— Что за человек справа от Слона?
— Слоны хорошо дрессируются, и поэтому их издавна показывают в цирке. Здесь на картинке изображен такой дрессированный слон. Его, видимо, привезли с цирком в какой-то город. Циркач-дрессировщик, облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление.
— Можно ли сказать, что в басне главные герои противопоставлены друг другу?
— Прочитайте фрагменты текста или строки, которые подходят к иллюстрациям.
— А есть ли персонаж, который осудил поведение Моськи?
— За что Шавка осудила Моську?
— Почему Моська уверена, что может прослыть сильной без драки?
— Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.
— Вы знаете, что басни имеют иносказательный характер. Какие же человеческие качества скрываются в образе СЛОНА?
— Можно ли с подобными Моськами встретиться в жизни? Каких людей вы можете сопоставить с образом Моськи?
— В каких строках, ставших крылатыми, выражена мораль басни?
— На какой пункт плана мы ответили? Уберем вопросительный знак.
— И.А.Крылов через героев своих басен учит людей лучше узнавать самих себя, помогает устранять недостатки, учит мудрости жизни, любви к народу.
-Какие пороки людей высмеивает в своём творчестве И.А.Крылов?
-Подумайте, как относится автор к героям своих басен? Докажите.
— Лаять, визжать, рваться, лезет, метаться.
— То подскочит, то отбежит, разъярённо.
Был спокойный, важный.
-Он не обращает внимание на пустяки. Он умный.
— Да. И по размеру, и по характеру.
— За то, что та кидается на большого Слона, который её не примечает.
— Потому что все собаки увидят, как она кидается на большого слона и поверят, что она сильная. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других собак.
— Автор осуждает хвастовство и задиристость Моськи.
— Образ Слона создан, чтобы передать важность и величие человека, которого он характеризует. Слону действительно безразлично, кто на него лает, кто заискивает перед ним, виляя хвостом.
— Моська – символизирует людей, которые умеют себя рекламировать на пустом месте.
— Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона.
Лесть, жадность, лень, зависть, угодничество…
— умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
-контроль, оценка, коррекция.
— развитие творческих способностей;
— формирование готовности выражать и отстаивать свою позицию.
— анализ объектов с целью выделения признаков.
— контроль, оценка, коррекция,
— умение слушать сверстника;
— умение оформлять свои мысли в устной форме.
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
— умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
— оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией.
-Изобразите слона. Как он идёт важно.
-Изобразите Моську. Как она бежит….
Дети выполняют движения
— Прочитаем басню по ролям. Прежде, чем читать, вспомним о правилах выразительного чтения. Памятки лежат у вас на партах.
— Кто хочет читать за автора?
— Кто читает слова Слона?
— Кто прочитает и изобразит Моську?
— Кто прочтёт слова Шавки?
— Оцените актёрское мастерство своих товарищей, пользуясь памяткой и поставьте им отметки.
Дети оценивают своих одноклассников.
— развитие умения слушать и понимать речь сверстников.
VII . Подведение итогов.
— Вспомните цель, которую ставили в начале урока. Мы её достигли?
— Выполни ли мы задачи, которые были поставлены?
— Актуальна ли басня И.А.Крылова «Слон и Моська» в наши дни? Почему так думаете?
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
— Иван Андреевич Крылов написал более 200 басен. Его басни знали люди всей планеты. Но он оставался скромным человеком. Великому баснописцу поставили памятник в Санкт-Петербурге, в Летнем саду. Он был сооружён на деньги, собранные по всей Руси. У памятника всегда цветы.
— Когда в жизни можно употребить слова «Ай. Моська, знать она сильна, что лает на Слона»?
— Теперь мы можем убрать последний вопросительный знак.
— Составим СИНКВЕЙН про наших героев. Предлагаю поработать в группах. У вас на партах карточки, по которым вы можете вспомнить как составляют СИНКВЕЙН и составить его. На эту работу вам 1 мин.
Предложение, высказывание, пословица
— Прочтите ваши синквейны.
Дети вспоминают цели и задачи урока. Анализируют, сравнивают и обобщают знания.
— Басня актуальна, потому что среди людей есть те, которые похожи на Моську.
Когда человек берётся за дело, которое ему не под силу. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.
2. Маленькая, хвастливая
3. Лает, рвётся, визжит
4. Знать она сильна, что лает на слона.
— развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
— построение цепочки рассуждений.
-умение работать в группах;
— планирование учебного сотрудничества.
— развитие творческих способностей;
— формирование готовности выражать и отстаивать свою позицию.
У вас лежат конверты, в которых находятся по три человечка. Достаньте их.
Человечек с поднятыми руками обозначает, что на уроке всё удалось, всё ему понравилось.
Человечек с одной поднятой рукой говорит о том, что урок понравился, но не всё получилось.
Человечек с опущенными руками сообщает нам о том, что ему не понравилось на уроке, он ничего не понял.
— Выберите человечка, который соответствует вашей оценке себя на уроке.
Дети оценивают свою работу и прикрепляют человечков к иллюстрации.
— адекватное понимание успеха (неуспеха) в уч. деятельности.
— Дома выучите басню И.А.Крылова «Слон и Моська» наизусть, а по желанию можно нарисовать иллюстрацию, найти информацию о других баснописцах.
— Ребята, спасибо за работу, за помощь и поддержку.
Дети записывают домашнее задание.
-оценивание своих возможностей по выполнению дом. задания.
Номер материала: ДБ-962973
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.