Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
04.10.2018
Голявкин В. «Никакой я горчицы не ел»
Голявкин В., рассказ «Никакой я горчицы не ел»
Жанр: рассказы о детях
Читайте краткое содержание других рассказов Голявкина:
«Как я писал стихи»
«Как мы на самолете летали»
Главные герои рассказа «Никакой я горчицы не ел» и их характеристика
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс», Климанова, Горецкий, смотрите по ссылке.
Чему учит рассказ «Никакой я горчицы не ел»
Рассказ учит заниматься своим делом и не мешать другим делать их дело. Учит тому, что прежде чем кем-то стать, нужно долго учиться. Учит пользе знаний. Учит не быть бездельником и лодырем.
Отзыв на рассказ «Никакой я горчицы не ел»
Мне очень понравился этот поучительный рассказ. Мальчик рассчитывал хорошо провести время, пока другие ребята учили уроки, но он просчитался. Никому не было до него дела и мальчик страшно скучал. Он был один и ему нечего было делать. А скука убивает в человеке любую радость.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Никакой я горчицы не ел»
Мальчик спрятал сумку под лестницу и пошел гулять по улицам. Первым он увидел шофера, который что-то высматривал в моторе машины.
Мальчик попытался завязать разговор, но шофер предложил ему чинить машину вместе и мальчик ушел. Чинить машины он не умел.
Дальше мальчик увидел двух мужчин, которые разговаривали про патент. Что такое патент мальчик не знал и застыл рядом, открыв рот. Мужчины увидели его и предложили подтолкнуть кривой дом. Мальчик решил, что они над ним смеются, но мужчины не смеялись.
Тогда мальчик увидел забытую дворником метлу и хотел ее взять. Но дворник коршуном налетел на него и отобрал метлу. Тогда мальчик полез на строительные леса, но кто-то сверху заругался на него. Он перешел на другую сторону и увидел наверху лесов штукатуров.
Мальчик сел в трамвай, доехал до кольца и вернулся на тоже самое место. Он не знал что еще делать, ведь домой идти было рано. А все вокруг куда-то спешили.
Кондукторша вдруг сказала мальчику, чтобы он заплатил за проезд, но денег у мальчика не было. А кондукторша сказала, что он вероятно сбежал из школы, потому что у ребят, которые бегут из школы лица веселые, а у мальчика такое, словно он горчицу ел.
Мальчик обиделся и сказал, что никакой горчицы он не ел.
Мальчик сошел в незнакомом месте. С одной стороны шла стройка и пять экскаваторов рыли яму. Яма была глубокой и мальчик засмотрелся. К нему подошел экскаваторщик и спросил, не хочет ли мальчик в ковш. Но мальчик ответил, что хочет в кабину и, вспомнив про лицо, стал улыбаться.
Экскаваторщик спросил, чего он рожи корчит, и пояснил, что чтобы работать на экскаваторе надо учиться.
Мальчик подумал, что экскаваторщик говорит про школу и снова стал улыбаться.
Вокруг была весна, светило солнце, воробьи купались в лужах, но мальчик не понимал, почему ему так скучно.
специалист в области арт-терапии
В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел»
Цели: помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки героев; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь.
Предметные: знать сюжет рассказа, называть героев, ориентироваться в тексте, читать выразительно, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев, быстро просматривать текст, делить на смысловые части;
РегулятивныеУУД: предлагать формулировку учебной задачи урока, распределять роли для чтения в малой группе; организовывать работу в группе; оценивать результаты своей работы в группе.
Познавательные УУД: выделять эпизоды для ролевого чтения, пользоваться правилами выразительного чтения; воспроизводить выводы по рассказу.
Коммукативные УУД: выбирать для себя соответствующую роль и объяснить свой выбор товарищам; уметь договариваться с товарищами во время распределения ролей; выслушивать мнения товарищей.
Личностные результаты: высказывать чувство удовлетворенности или неудовлетворенности качеством своего исполнения и исполнения товарищей; рефлексировать по поводу выполняемой работы.
Ресурсы и оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, автор Л.Ф.Климанова и др., ч.2, оценочные листы для каждой группы.
Петя драться любит очень.
С ним играть никто не хочет.
На друзей не дуйся, брат,-
Сам ты в этом виноват!
Драчунов и нытиков
Пусть исправит критика.
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Выучите стихотворение за 1 минуту.
-Слушаем несколько человек.
3.Актулизация знаний учащихся по вопросам:
— С каким произведением познакомились при домашнем чтении? ( В.В.Гоявкин. «Никакой горчицы я не ел»)
— Не показалось ли вам странным название рассказа?
-Почему герой попадает в нелепые ситуации?
— Какую мудрую мысль вы вынесли из этого рассказа?
4. Целеполагание, формирование учебной задачи урока.
— Я предлагаю инсценировать этот рассказ и показать для учащихся 2-го класса. Как вы думаете, с чего надо начать? (Учащиеся предлагают свои варианты)
— Все это верно, но главное – нужно научиться выразительно читать диалоги героев рассказа. Итак, как мы сформулируем учебную задачу к сегодняшнему уроку?
— Главная задача : научиться читать выразительно по ролям, выбрать лучших чтецов для участия в инсценировке.
5. Подготовка к чтению по ролям.
Беседа об особенностях характеров героев.
— Вспомните всех действующих лиц рассказа, дайте характеристику каждому персонажу.
— Давайте обсудим, какая интонация помогает лучше передать характер, чувства и настроения героев в той или иной ситуации.
(Дети перечитывают рассказ, карандашом делают пометки, как следует читать ту или иную реплику)
— Разделите текст на смысловые части. Сколько получилось частей? (5)
1 часть: от начала до слов… «Вздохнул и дальше пошел».
2 часть: от слов «Вон двое стоят» до слов «Значит, я опоздал немножко».
3 часть: от слов «О! Метла у стены стоит» до слов «Рабочие на лесах стоят, штукатурят, красят».
4 часть: от слов «Сел на трамвай…» до слов «Неудобно как- то…»
5 часть: от слов «место совсем незнакомое…» и до конца.
— Определите, сколько потребуется человек для прочтения каждого эпизода?
— Распределитесь на малые группы для прочтения эпизодов. Чтение каждой группы будет оцениваться другими группами по определенным критериям, заданным в оценочных листах.
7. Работа в группах. (10 минут) Учащиеся вполголоса читают свои эпизоды, распределяют роли, отрабатывают интонацию.
8. Прослушивание чтения групп и оценка результатов.
9. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.
— Достигнута ли задача, поставленная в начале урока?
— Назовите лучших чтецов, которые рекомендуются для участия в спектакле.
— Остальные учащиеся будут декораторами, костюмерами, художниками-оформителями, музыкальными оформителями. Каждый найдет себе дело по душе.
10. Домашнее задание: Дети-актеры учат наизусть слова роли. Другие учащиеся готовят реквизиты, декорации, костюмы, занимаются музыкальным и художественным оформлением спектакля.
Поурочное планирование по литературному чтению.В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».4 класс
22.01.2020
Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
Цели: расширить знания о творчестве В.В. Голявкина; помочь понять смысл произведения; учить анализировать поступки ге роев; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Речевая разминка
Драчун Петя
Петя драться любит очень,
С ним играть никто не хочет.
На друзей не дуйся, брат, —
Сам ты в этом виноват!
Драчунов и нытиков
Пусть исправит Критика.
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Выучите стихотворение за 1 минуту.
( Учитель следит за временем. Через 1 минуту говорит: «Стоп! Слушаем!» Рассказывают наизусть несколько человек.)
III . Проверка домашнего задания
( Выразительное чтение рассказа В.Ю. Драгунского.)
IV . Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством В.В. Голявкина
— Прочитайте, что здесь написано, соблюдая указанный по рядок. (Виктор Владимирович Голявкин.)
8 10 3 14 5 915 18 7 21 191
24 23 22 16 13 20 25 26
— Знакомо ли вам это имя?
— Прочитайте название рассказа.
— Не показалось ли оно вам странным?
— Как вы думаете, о чем рассказ? (Рассказ учителя о писателе. См. материал к уроку.)
V . Физкультминутка
VI . Продолжение работы по теме урока
Работа над рассказом «Никакой я горчицы не ел»
— Найдите значение слова.
ПАТЕНТ— документ, дающий изобретателю исключительное право на его изобретение.
— Подберите синонимы к словам: помочь (содействовать, выручить, прийти на помощь, поддержать и др.), угадать (прочитать, отгадать, догадаться, почувствовать, почуять (разг.), попасть в точку).
— Подберите антоним к слову скучно (весело, интересно, увле кательно).
• Гляди-ка, парень как рот раскрыл.
• Попусту не катайся. (Чтение рассказа на с. 29—34 учебника учащимися.)
— От чьего имени ведется рассказ? Почему автор использует такой прием?
— Почему герой попадает в нелепые ситуации?
— Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем ду мают окружающие? Как к герою относится автор?
— Так почему же испортилось настроение мальчика? (Мальчику стало грустно к концу прогулки, так как он понял, что совершил плохой поступок и его при этом разоблачили. Он по нял, что виноват в своих злоключениях сам, так как не хочет учиться.)
VII . Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII . Подведение итогов урока
— В чем основная мысль рассказа?
— Что бы вы посоветовали герою?
— Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?
— Что вы узнали об авторе?
— Повторим стихотворение, которое выучили в начале урока.
Домашнее задание
Написать мини-сочинение о прогульщике.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии В.В. Голявкина
Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 г. в Баку. Наперекор родителям, музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, Голявкин выбрал живопись. Среди друзей-подростков, на чинавших вместе с ним, — впоследствии известные художники Т. Салахов и Т. Нариманбеков. Поступил в художественное училище в Самарканде, переехал с ним в Ташкент. Когда училище закрыли, поступил в художе ственное училище в Сталинобаде, которое окончил с отличием в 1953 г. После года учебы в ленинградской художественной школе при Инсти туте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 г. с дипломом театрального художника.
В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художест венного авангарда. Среди близких ему живописцев Голявкин называл О. Целкова, М. Казанского и М. Аветисяна. Тогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов (под их непо средственным влиянием написаны ранние рассказы А. Битова). Форма рассказов была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет (последние из неизданных произведений тех лет были опубликованы лишь в 1999-2000 гг.).
Отдушиной для В.В. Голявкина стала детская литература. Свой ственные его прозе этого периода черты как нельзя лучше подходили для детского повествования, хотя собственно повествования в его детских рассказах почти нет. Острый короткий диалог, где слова двоятся и троят ся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа, венчает чаще всего парадоксальная острая концовка. При этом произведения отнюдь не лишены необходимой для такого рода литературы назидательности. Появившийся в майском но мере журнала «Костер» за 1958 г. рассказ «Как решался сложный вопрос» знаменовал рождение необычного прозаика: именно как детского писате ля уже в 1961 г. Голявкина приняли в Союз писателей СССР. Особняком стоит книга путевых заметок «Города и дети» (1967).
Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 г. был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем. Картины В.В. Голявкина выставлялись на Международной выставке н Москве (1957), на I Всероссийской выставке книжной графики в Союзе художников в Ленинграде (1975). В 1990 г. прошла персональная выставка м ленинградском Доме писателя. Две живописные работы раннего пе риода были приобретены Государственным Русским музеем.
VI. Работа над рассказом В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»
1.Словарно-лексическая работа.
— Найдите значение слова:
ПАТЕНТ — документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.
—Подберите синонимы к словам: помочь (содействовать, выручить, прийти на помощь, поддержать и др.); угадать (прочитать, отгадать, догадаться, почувствовать, почуять (разг.), попасть в точку).
—Подберите антоним к слову: скучно (весело, интересно, увлекательно).
Гляди-ка, парень как рот раскрыл. Попусту не катайся.
2. Чтение рассказа учащимися.
3. Работа над содержанием.
—От чьего имени ведется рассказ? Почему автор использует такой прием?
—Почему герой попадает в нелепые ситуации?
—Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нем думают окружающие? Как к герою относится автор?
4. Выразительное чтение по ролям.
VII. Итог урока
—В чем основная мысль рассказа?
—Что бы вы посоветовали герою рассказа?
—Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?
—Что вы узнали об авторе?
—Повторим стихотворение, которое выучили в начале урока.
Домашнее задание:написать мини-сочинение о прогульщике.
Цели: обобщить знания учащихся по данному разделу; воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим; развивать память, творческие способности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по
разделу, который изучили. Проверим, насколько вы
были внимательны, что вы узнали. В конце урока под
ведем итог, кто же лучше всех учился, кто лучше знает
материал.
III. Обсуждение названия раздела
— Как вы думаете, можно ли дать разделу другое название?
Например?
Скучен день до вечера, коли делать нечего. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Откладывай безделье, да не откладывай дела. (На размышление дается 2 минуты.)
IV. Работанад пословицами и поговорками
— Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела
их можно отнести? Почему? j
Поздно поднялся — i
В молодости не учился —
Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени — только три дня.
Не тот грамотен, кто читать умеет, А тот, кто слушает и разумеет.
Ученику — удача, учителю — радость.
V. Повторение. «Узнайте произведение»
— Проверим, насколько вы хорошо знаете произведения.
Вам нужно определить их только по одной фразе.
1. «Попробуй в классе запой — сразу выгонят». (В.В. Голяв-кин. «Никакой я горчицы не ел».)
2. «Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное». (В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка».)
3. «Грохочут грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу». (Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».)
4. «Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить». (В.Ю. Драгунский. «Главные реки».)
VI. Разгадывание кроссворда
(Кроссворд см. в приложении.)
Ответы: 1. Трудолюбие. 2. Шварц. 3. Некрасов. 4. Драгунский. 5. Пожарный. 6. Голявкин. 7. Смешно. 8. Время. 9. Метла.
VII. Работа по вопросам учебника
1. Составление рассказа о творчестве В.Ю. Драгунского (вопрос 4., с. 35).
2. Вопросы 9, 10, с. 36.
VIII. Проверка домашнего задания
—Какие мини-сочинения вы написали? (Слушаются несколько из них.)
—Можно ли их включить в данный раздел?
IX. Итог урока
— Кто, по вашему мнению, лучше всех работал на уроке?
Домашнее задание:читать веселые рассказы одетях.
Уроки 1 Тема: Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»
Цели: расширить знания детей о творчестве Б.С. Житкова; обучать беглому, выразительному чтению; раскрыть смысл содержания рассказа Б.С. Житкова; учить характеризовать главного героя, его поступки; развивать память, речь, мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(В. Лунин)
—Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».
—Прочитайте, разделяя на слоги.
—Прочитайте с радостной интонацией.
—Прочитайте с восхищением.
—Прочитайте с ускорением.
III. Введение в тему
Беседа по содержанию стихотворения В. Лунина.
—Как бы вы озаглавили стихотворение В. Лунина?
—От чьего имени ведется рассказ?
—Почему столько чудес приснилось мальчику? (Скорее всего, он фантазер.)
2. Первичное знакомство с новым разделом.
—Мы начинаем новый раздел. Прочитайте, как он называется. («Страна детства».)
—Как вы понимаете это название?
—Произведения, о ком и о чем повествующие, могут быть помещены в этот раздел?
(Предположения детей.)
— Произведением какого автора открывается новый раздел?
— Что вы о нем помните, какие произведения читали? («Храбрый утенок», «Как слон спас хозяина от тигра», «Про обезьянку» и др.)
В. Голявкин никакой горчицы я не ел 3 класс
специалист в области арт-терапии
Конспект урока литературного чтения
Тема: «Виктор Голявкин. «Никакой я горчицы не ел»
Цели: создать условия для: раскрытия смысла художественного произведения;
Улыбнетесь друг другу
Долог день до вечера, когда делать нечего.
II. Актуализация знаний.
— Сейчас внимательно прослушайте стихотворение.
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
(Стихотворение Юлиана Тувима «ВСЁ ДЛЯ ВСЕХ».А перевела это стихотворение с польского Елена Благинина.)
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?( О профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд- учеба и т. д.)
III. Постановка учебной задачи.
— Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».
— Биографию писателя расскажет нам …(подготовленный ученик)
Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.
— О чем узнали из рассказа о писателе? Коротко.
Виктор Голявкин – художник и писатель.
Сюжеты для рассказов брал из жизни.
Героями чаще всего являются мальчики.
— Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы.(Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу. Человеку, у которого выражение лица «горькое», человеку у которого грустное выражение лица, человеку грустно и т. п. Герой, скорее всего, мальчик.)
— Давайте сформулируем цель урока.
(Выявить причины грустного настроения героя. )
— А какие есть предположения по этому поводу?
(Обидел кто-то.Не хотел учиться.)
-Давайте сформулируем цель урока.( Цель: Выяснить, почему мальчику грустно.)
-Почему ему сказали, что он наелся горчицы?
IV. Работа с текстом.
— Читать рассказ будем блоками и составлять по ходу чтения план.
Первый ученик читает с начала рассказа до слов «…Ходи себе и ходи.»
— Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.
( Хотелось петь, испытывал радость.)
— Как вы думаете, что могло произойти дальше?
(Мальчик пошел гулять по улице, а там мог кого-то встретить.)
-Что даст ему встреча?
(Его могут отругать, сделать замечание и т. д.)
-Проверим наше предположение. Читаем рассказ блоками и дальше составляем план.
Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?
1.Прогульщик.Хотел петь, радовался свободе.
2.Шофер. Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь.
3.Изобретатели. Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай!
4.Дворник. Нечем заняться, скучно, обида. Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать.
5. Строители. Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения.
6. Кондуктор. Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным.
7. Экскаваторщик. Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом.
— Давайте проверим, достигли ли мы цели?
( Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, т.к. он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным.Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, т.к. не хочет учиться.)
— Но, почему мальчик прогуливает занятия в школе?
( Ленится, не выучил уроки, может быть ему трудно учиться.)
VI. Творческая работа. Нарисовать в тетради понравившийся отрывок из текста.
VII. Домашнее задание по выбору. Стр 25-30 пересказ Объяснение пословицы, мини сочинение, биография.