Урок литературного чтения по теме С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»
продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек;
отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;
давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;
обогащать словарный запас детей;
закреплять умения работать над деформированным текстом;
Формировать новые способы действий.
Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.
Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.
понятие «литературная сказка»
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя оценивать свою работу на уроке;
анализировать художественный текст, выделять основную мысль;
осмысливать правила взаимодействия в паре и группе;
проявлять интерес к чтению и изучении творчества С.Т. Аксакова
проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Содержимое разработки
Учитель начальных классов СОШ №4
продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек;
отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;
давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;
обогащать словарный запас детей;
закреплять умения работать над деформированным текстом;
Формировать новые способы действий.
Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.
Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.
понятие «литературная сказка»
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя оценивать свою работу на уроке;
анализировать художественный текст, выделять основную мысль;
осмысливать правила взаимодействия в паре и группе;
проявлять интерес к чтению и изучении творчества С.Т. Аксакова
проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
строить монологическую речь в устной форме
слушать и понимать речь других
совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Техническое оснащение урока:
Компьютер, проекционный экран.
Портрет писателя Аксакова;
Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка
«Толковый словарь» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
Учебно-методическое обеспечение: учебник « литературное чтение» 4кл. 1 часть.
Методы, применяемые на уроке:
Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
Наглядный (презентация учителя, наблюдения обучающихся)
Проблемно- диалогическая технология
Формы организации работы на уроке:
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Прозвенел звонок,
Если только улыбнуться.
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
Ну- ка, взрослые и дети,
Чтобы стало на планете
И светлей и теплей!
2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока.
Дорогие ребята! Сегодня мы окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь. Сегодняшний наш урок необычный, сказочный и волшебный. На урок я пришла не с пустыми руками. У меня сюрприз! Волшебная шкатулка. Давайте, откроем её и посмотрим, что в ней.
Учитель достает из шкатулки предметы и спрашивает, что это (венец, зеркало, цветок, золотой перстень и часы).
-О чем они вам говорят? (эти предметы из сказки «Аленький цветочек»)
-В какой момент вы с ними встретились? (дети поочередно отвечают)
Работа с эпиграфом урока.
Обратите внимание на эти слова.
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Как вы понимаете смысл этих слов?
Итак, кто мне скажет, о чем мы с вами будем говорить на уроке? Какая тема нашего урока?
(Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»)
Сегодня на уроке должны увидеть, где есть добро и какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
3. Работа над выставкой книг. Литературные и народные произведения
-Рассмотрите выставку книг. Какие произведения вы здесь видите? (дети перечисляют)
-Что общего у этих книг? (это сказки)
— А какое различие в этих сказках? (у одних сказках есть автор, а у других нет автора)
— А как понять нет автора, разве такое бывает? (автором является народ).
— Итак, на какие группы можно распределить эти сказки? ( народные и литературные)
-Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, слепоту, в ожидании близкого конца.
-А вы знаете, как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»?
История создания сказки.
*Рассказывает подготовленный ученик.
Как-то к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»
Восстановите порядок событий и соберите пазлы.
-Расскажите, какие эпизоды у вас получились.
— Я вижу вы очень дружно работаете в парах, смело могу вам дать следующее задание. Восстановите порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
1 Жил купец и было у него три дочери. – С-1
2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. – Р-2
3. Нашел купец подарки для старших сестер. – Е-3
4. Купец встретился со зверем лесным.- Д- 4
5. Младшая дочь у зверя лесного.- С-5
6. Скучает Настенька по батюшке и сестрам. –Т-6
7. Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.-В-7
8. Честной купец дал свое благословение дочери меньшой, любимой, и молодому принцу-королевичу – А-8
-Какое же слово у вас получилось? (срЕдства)
— Задания такие же волшебные, как и сама сказка. Какие же художественные средства использованы писателем?
Но чтобы выполнить это задание, я вам дам отрывок из сказки и вам надо найти в этих отрывках
— Автор использует в сказке такие художественные средства, как олицетворение, сравнение, эпитеты.
1 группе—Сравнение – это когда один предмет сравниваем с другим предметом. Часто используем союзы: как, словно, как будто.
«свет как от месяца полного», «как среди бела дня», «Как от солнца было светло в темную ночь», «словно деревья расступаются», «Будто зарево огонь», «запах словно струя», «как у беркута».
2 группе—Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет.
«красота прибавлялась», «струя бежит», «земля зашаталась», «В сердце ужалило», «вылетел цветочек», «явились яства», «появились словеса», «пришли сумерки», «опустилось солнышко», «стояла тишина», «шумели ключи», «зверь закручинился», «затряслась земля».
3 группе—Эпитет – это образное определение предмета, явления в виде сравнения.
Ребята, а для чего нужно было столько всего в одной сказке?Давайте сделаем вывод. (Автор использовал художественные средства, которые придают сказке выразительность, делают ее волшебной).
Как было сказано, в сказке бывает добро и зло. В каких моментах мы столкнулись со злом? А где мы увидели добро?
Добро победило зло? Конечно, в этом и есть суть сказки.
У нас в гостях сама доброта, главная героиня сказки – младшая дочь купца.
Выход главного героя. Она исполнит песню о доброте.
У нее к нам есть несколько добрых и волшебных заданий.
1 группе—Жил да был один купец,
Был он сказочно богат,
Но казне своей не рад.
Он в казне не видел прока,
Если сердце одиноко.
Торговался все ж до ночи
Ради трех красавиц дочек.
Их наряды на подбор –
Шитый золотом узор.
Словно лебеди плывут,
Разговор как нить ведут.
Старшие хотя бойчее,
Младшая купцу милее.
Как то раз купец собрался
Да и за море подался
За каким-то интересом:
За прибытком аль привесом.
Долго за морем он был,
Наконец домой приплыл.
Дочерям привез подарки.
Старшеньким – каменьев ярких.
Младшей, спрятав в узелок,
Ответ: Аленький цветок
Золотой привёз … (венец).
А другой, скажу вам я,
Что-то дал из хрусталя.
Назад скинет много лет,
И зовётся … (тувалет).
2 задание- пословицы
Как вы считаете, какая к этому эпизоду сказки подходит пословица? СЛАЙД.
С лица воду не пить.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Всякий человек в деле познается.
Давши слово, держись, а не давши – крепись.
Из одной клетки да не равны детки.
Не ищи красоты, а ищи доброты
Самостоятельная работа по карточкам.
Задание: Установите соответствие между устаревшими словами и их значением.
1. Пригорок муравчатый. 1.Старая русская мера длины (2м13см)
2. Яства сахарные. 2.Спать легла.
3. Опочивать легла. 3.Шелковая ткань, расшитая
4. Челядь дворовая. 4.Стол с зеркалом.
5. Парча. 5. Еда, кушанье.
6. Тувалет. 6. Бугорок, поросший мягкой сочной травой.
7. Паче зеницы ока. 7.Слуги, дворовые.
8. Сажень. 8. Беречь больше глаза.
IV. Создание проблемной ситуации.
V. Характеристика героев.
Портреты трех сестер помогут вам рассказать о них. Старшая?
(УКАЗАТЬ ПАЛЬЦЕМ НА ЭПИГРАФ УРОКА) Согласны с эпиграфом урока?
А сейчас мы пустим этот шар доброты в небо. и пусть он пронесёт наше добро и наши пожелания всему миру. И пусть каждый, кто встретит этот шар, пожелает другому добра и любви.
Вы у меня молодцы. И об этом я хочу рассказать всем. Вы каждый день совершаете добро. и эти моменты я хочу преставить вам. (ВИДЕО)
Открытый урок по литературному чтению по теме ««НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ СКАЗКИ С.Т. АКСАКОВА «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК». 4 класс
специалист в области арт-терапии
УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
«НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ СКАЗКИ С.Т. АКСАКОВА «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК».
Цель: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им.
учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения;
развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение;
через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.
Урок обобщения после самостоятельного чтения
I. Введение в тему. Эмоциональный настрой.
Звучит музыка. На фоне музыки учитель читает зачин сказки.
«В некотором царстве, некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. «
— Какая сказка так начинается? Произнесём хором.
( Сказка Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек»)
— Что слышится в названии? (Нежность, красота.)
— Для кого он написал сказку? (Для своей внучки Оленьки.)
II. Постановка темы и цели урока
— Прочитав сказку, как вы думаете, что хотел сказать нам автор, чему учит нас сказка?
Какую мудрость передает Аксаков своей внучке и нам, читателям? Выясним это на сегодняшнем уроке.
— Сейчас мы с вами проведём тест по сказке, и узнаем, как вы усвоили сказку .
Тест по сказке «Аленький цветочек».
1.Какими словами начинается сказка?
а) «В некотором царстве, в некотором государстве »
б) «За горами, за лесами, за широкими морями »
в) «Три девицы под окном »
2. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?
а) старшая; б) средняя в) младшая.
3. Кто из дочерей согласился спасти отца?
а) старшая; б) младшая; в) средняя.
4.Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чтобы купец мог быстро очутиться дома?
а) золотой перстень; б) медный браслет; в) изумрудное ожерелье.
5. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце зверя лесного?
а) на мизинец; б) на указательный; в) на безымянный
6. На сколько дней отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?
а) на один день и одну ночь; б) на три дня и три ночи;
7. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?
а) заколдованным принцем; б) злым колдуном;
8. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного?
а)30 лет б) 20 лет в) 10 лет
III. Работа над языком сказки
— От кого в детстве писатель слышал эту сказку? (ключницы Пелагеи).
— Как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»?
История создания сказки.
Как-то к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»
Лексическая работа (Шкатулка)
Текст наполнен старинными словами и выражениями.
— Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие .
(Учитель по очереди вынимает карточки из шкатулки, а дети объясняют лексическое значение)
ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями
ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями
ВЕНЕЦ – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза
ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ – слуги, дворовые
САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м)
ПРИГОРОК МУРАВЧАТЫЙ — поросший мягкой и сочной травой
ЯСТВА САХАРНЫЕ – еда, кушанья
Если СЕРЕДОВИЧ – будь мне дядюшка – мужчина средних лет
ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА – спать легла
ЗЫЧНЫЙ – громкий, звонкий
2. Определение типа сказки
— Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова.
— Сказки бывают разные.
— На какие группы делятся сказки?
-Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором и в которых он выражает свое отношение к героям и событиям? (Литературные сказки.)
По своему содержанию сказки делятся на три группы:
Давайте вспомним структуру сказки (Композиция). Восстановите.
Зачин, основная часть, кульминация, развязка, концовка.
— Может ли быть такое, что в литературной сказке присутствуют черты народной сказки?
3. Определение языкового сходства с русскими народными волшебными сказками.
— Читая волшебные сказки, мы встречаем выражения, которые есть во многих народных сказках. Встретились они и в сказке Аксакова. Назовите их.
«За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство».
«Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная».
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
«Долго ли, мало ли времени».
«Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать».
«Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить».
4. Проверка домашнего задания
— Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы подобрали пословицы к сказке?
«Богатство – дело наживное».
«Двух смертей не бывать, а одной не миновать».
«От страха зуб на зуб не попадал».
Вывод: многие выражения и пословицы указывают на близость аксаковской сказки к русским народным сказкам.
IV. Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям
На доске 7 иллюстраций. Для выполнения задания приглашается ученик.
— Перед нами иллюстрации к сказке. Переставьте картинки так, чтобы их последовательность соответствовала ходу событий.
VI. Характеристика героев
— Назовем главных героев. ( Три сестры купец; зверь лесной, чудо морское)
— Прочитаем отрывок из сказки вслух. (Ученик читает с доски)
“ Лучше мне с дочерьми повидаться, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”.
— О каких качествах купца можно судить из этого отрывка?
(Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.)
-Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение.
— Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо. Вызывает ли у вас этот герой чувство отвращения? (Нет)
Почему? А какие чувства он вызывает? Почему? ( При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)
Вывод: В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой
«Купец» вручает гостинцы: Что он привез дочерям?
старшей сестре – корону, средней – зеркальце
— Есть ли в сказке описание характера сестер? (Нет)
— Как же мы можем судить об их душевных качествах? (По поступкам)
— Приготовимся поработать в группах. Прочитаем диалог купца с дочерьми.
-Подберем прилагательные, характеризующими старшую сестру. Мысли подтвердите словами текста.
Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской Она неблагодарная. Не пошла выручать отца Недобрая, завистливая
Средняя – самолюбивая . Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась ( зачитывает текст ).)
— В каком поступке это проявилось?
— А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры? Почему?
— Кто из сестер вызывает у вас симпатию?
VII. Пересказ отрывка сказки
— Какой момент сказки самый волнующий? Когда происходит превращение чудища в доброго молодца.
— За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)
– О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?
Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.
VIII. Итог урока.
— Какая из пословиц, записанных на доске, отражает мудрость этой сказки, ее идею, и могла бы послужить эпиграфом нашего урока?
Любовь не знает мести, а дружба лести.
Любовь все побеждает.
— Какую народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков?
— Какие задания показались вам интересными?
— Ребята, с каким чувством вы заканчиваете урок? Поделитесь. (Свободные высказывания)
— Если урок для вас был интересен и полезен, то возьмите распустившийся аленький цветочек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то возьмите бутон аленького цветочка.
X. Домашнее задание. Нарисовать рисунок к сказке
XI. Заключительные слова учителя
— С казке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.
Урок литературного чтения с презентацией С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ презентация к уроку.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Речевая разминка За тёмными лесами, под ходячими облаками, под частыми звёздами, под красным солнышком. Облачается небесами, подпоясывается зорями, застёгивается звёздами.
«Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков
Отправляемся в путешествие
Аксаков Сергей тимофеевич (1791-1859)
Дом – музей Аксаковых
12 мая 1859года похоронен в Москве
Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: „В некиим царстве, в некиим государстве…“ Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об „Аленьком цветочке“. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я „Царь-девицу“, „Иванушку-дурачка“, „Жар-птицу“ и „Змея Горыныча“». В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А.С.Пушкин
Город «Внимательных читателей» 1. Что вы узнали о семье купца? 2. Что можете сказать о самом купце? 3. Можем ли мы уже сказать о характере сестёр? Какое мнение о них у вас сложилось и почему? 4. Какие подарки попросили сёстры? О чём это говорит?
Отличная работа молодцы!
Выбранный для просмотра документ разработка урока С.Т.Аксаков Аленький цветочек.docx
МБОУ «Суворовская средняя общеобразовательная школа» Благовещенского района, Алтайского края
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Автор: Запечнюк Людмила Владимировна
Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Цели: познакомить детей с жизнью и творчеством С.Т.Аксакова; начать работу над сказкой; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь и уважение к своим родителям; отрабатывать навыки выразительного чтения; прививать любовь к чтению.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, мультимедиа, аудиозапись сказки, карточки слов из сказки, «светофоры» настроения (смайлики).
— Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение: улыбнитесь друг другу.
Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
— Какие сказки П.П.Бажова вы прочитали? Перескажите наиболее понравившиеся отрывки из них.
III. Речевая разминка.
Под ходячими облаками,
Под частыми звёздами,
Под красным солнышком.
— Прочитайте присказку медленно.
— Назовите имена существительные.
— Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом существительные.
IV. Введение в тему.
— Сегодня мы отправимся с вами в другую литературную сказку. Прочитайте её название.
— Чем отличается литературная сказка от других сказок?
— Кто из вас знает её? Откуда?
— Кто написал эту сказку? Знаете ли вы полное имя писателя?
— Что вы о нём знаете?
б) Рассказ учителя о писателе.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 года в Уфе. Детство прошло в патриархальной помещичьей среде, что оказало глубокое влияние на формирование спокойного, доброжелательного миро созерцателя Аксакова. После обучения в Казанском университете он поступил на службу в Петербург, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». В него входили А.С. Шишков, И.А. Крылов, Г.Р. Державин и другие писатели консервативного направления, отстаивавшие чистоту русского литературного языка против новой волны Н.М. Карамзина. Общество издавало журнал «Чтение в беседе любителей русского слова», где Аксаков начал печатать свои переводы и небольшие рассказы.
июня 1816 года писатель обвенчался с О.С. Заплатиной и уехал в своё заволжское имение – деревню Ново – Аксаково Оренбургской губернии. Там родился первенец – Константин Аксаков. Отец настолько привязался к ребёнку, что заменил ему няню. Главным содержанием жизни семьи было стремление соответствовать высокому христианскому идеалу и проповедь этого идеала в обществе. Второй сын Аксакова – Иван – так писал о своей матери: « Неумолимость долга, целомудренность… отвращение от всего грязного… суровое пренебрежение ко всякому комфорту… правдивость… при этом пылкость и живость души, любовь к поэзии, стремление ко всему возвышенному – вот отличительные свойства этой замечательной женщины».
В августе 1826 года Аксаковы переехали в Москву, где Сергей Тимофеевич вскоре получил место цензора, а затем стал инспектором (с 1935 года директором) Константиновского межевого института. На лето семья выезжала в природные имения, а в 1843 году поселилась в подмосковном Абрамцеве. Жизнь в родовом поместье пристрастила к охоте и привила писателю тонкое чувство родной природы, отразившееся в «Записках об уженье рыбы» и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии». Эти книги принесли писателю славу. Несмотря на критику в свой адрес, его дом стал центром притяжения для многих деятелей культуры и искусства. Дети обычно находились в обществе родителей, старших, жили их жизнью. Полное взаимопонимание, доверие и особая атмосфера духовной близости позволили Аксаковым воспитать сыновей, полностью разделявших взгляды родителей.
Умер Аксаков 12 мая 1859 года в Москве.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравиться нам
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (5 приседаний),
Прыгать и скакать (10 прыжков на носочках).
— Слушание сказки в аудиозаписи.
— Выделение учащимися непонятных слов.
1. Словарно – лексическая работа.
ИМЕНИТЫЙ – почтенный и знаменитый.
ЗАМОРСКИЙ – находящийся за морем, за границей, приехавший или привезённый оттуда.
ПАРЧА – шёлковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.
ТУВАЛЕТ – туалет, стол с зеркалом и всеми принадлежностями.
ВЕНЕЦ – 1) венок; 2) успешное завершение чего – нибудь как награда за труды, старания; 3) драгоценный головной убор, корона.
САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трём аршинам (2, 13 м).
САМОЦВЕТНЫЙ – о драгоценных или полудрагоценных минералах, поделочных камнях.
ДОПОДЛЕННЫЙ – точный, верный.
БЕСПОРОЧНЫЙ – безукоризненный, честный.
СХОДНЫЙ – подходящий, недорогой.
2. Чтение начала сказки до слов: «Бродит он по тому лесу дремучему, не проездному, непроходному…»
3. Работа после чтения.
— Что вы узнали о семье купца?
— Что можете сказать о самом купце?
— Можем ли мы уже сказать о характере сестёр? Какое мнение о них у вас сложилось и почему?
— Какие подарки попросили сёстры? О чём это говорит?
— С каким писателем познакомились на уроке? Что о нём узнали?
— Какую сказку начали читать?
— Мы с вами хорошо поработали. Поднимите ту карточку, какое настроение было у вас на уроке.