Работа над сказкой аленький цветочек 4 класс

Сказки

Урок литературного чтения «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»». 4-й класс

Класс: 4

Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации: учить анализировать сказку, работать с текстом; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь и уважение к родителям; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; отрабатывать навыки выразительного чтения.

I. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок С.Т.Аксакова.

II. Речевая разминка.

— На доске пословица:

— “Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.” слайд 1

-Найдите в этой пословице все существительные.

— Определите склонение существительных.

— Объясните смысл этой пословицы.

— Вспомните пословицу с таким же смыслом. (Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)

— Кому принадлежат эти слова? (А.С.Пушкину)

-На какие две группы делятся все сказки? слайд 2

III. Работа по теме урока.

— К какой группе относится сказка Аксакова, почему?

А помните ли вы, что: слайд 3

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791г. (какой это век?) в городе Уфе. Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его выздоровлению. Поссовету тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький. Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из своих многочисленных сказок.

С.Т.Аксаков вырос, стал писателем и, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука” вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький цветочек” и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858г. (какой это век?), и с тех пор стала у детей любимой сказкой.

— Ребята, а какой писатель сочинял сказки, вспоминая услышанные в детстве?

IV. Словарная работа.

-В сказке “Аленький цветочек” много устаревших слов, почему? (автор писал её в 19 веке, Аксаков старался передать народность сказки)

— Дома вы должны были найти эти слова и узнать их лексическое значение.

— А сейчас мы дочитаем сказку до конца.

VII. Работа в группах.

— Давайте вспомним правила работы в группе. Слайд 4

1. Распределите роли в группе.

2. Внимательно прочитайте задание.

3. При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.

4. Не перебивай говорящего.

— У вас на столе конверты, (в конверте деформированный план сказки) Нужно восстановить правильный порядок событий и наклеить на лист А4 не забывайте пословицу “Семь раз отмерь, один раз отрежь”

Проверка по эталону слайд 5

1. Жил-был купец, и было у него три дочери.

2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки

3. Нашел купец подарки для старших дочерей.

4. Встреча купца с чудищем лесным.

5. Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.

6. Младшая дочь у чудища лесного.

7. Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.

8. Превращение чудища в принца.

VIII. Подведение итога урока.

— В чём заключается главная мысль сказки? (Нужно уметь держать своё слово. Удачливы добрые, справедливые, мужественные люди.)

— Можно ли эту сказку назвать волшебной? Почему?

— Оцените свою работу на уроке.

— Что понравилось, запомнилось?

— Что бы ещё хотелось узнать?

— Найдите сказку с похожим сюжетом и расскажите о ней.

Источник

Конспект урока 4 класс С.Т.Аксаков » Аленький цветочек»

специалист в области арт-терапии

Цель:
1. продолжить знакомство учащихся с авторскими сказками; начать работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся; умениям характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте;

2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;

3.воспитывать любовь и уважение к родителям.

Предметные : умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;умения пересказывать текст

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

Оборудование: книги (сказки), иллюстрации к сказке, портреты писателей, раздаточный материал.

— “Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.”

-Найдите в этой пословице все существительные.
— Определите склонение существительных.
— Объясните смысл этой пословицы.

1)Самоопределение к деятельности.

— Как вы думаете, почему я именно эту пословицу использовала на уроке? (мы будем работать над сказкой.)

-Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке?

-Кто автор этой сказки?

-Сформулируйте задачи урока.

— Наш урок будет необычный. Это будет урок – исследование. Значит сегодня мы – юные исследователи. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание. На уроке нужно быть активными, внимательными и любознательными.
2) Работа с ребусом

-Что у вас получилось? (Аленький цветочек)

2)Авторские и литературные произведения.

Выставка книг. Сегодня вы принесли книги

-Рассмотрите выставку книг.

-Что общего у этих книг?

-На какие группы можно распределить эти сказки? (русские народные и литературные)

— В чем отличие русской народной от литературной сказки?

-Есть ли на выставке книг сказка, название которой получилось у вас в ребусе?

-А кто написал эту сказку?

3)История создания сказки.
Сообщения детей.

1) Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские отношения. Мать разделяет и горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа очень любил читать книги, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть

2) В 9 лет Сергея помещают в Казанскую гимназию. Мальчик очень любил природу. Радовался приходу весны, замечал приметы, наблюдал за природой. В гимназии естествознание было его любимым предметом. Так же в гимназии новый Аксаков испытывает потребность писать.

3) Через 4 года Сергей Аксаков – студент Казанского университета. Там он играет в студенческом театре. А через 3 года Сережа оставляет университет и приезжает работать в Петербург. Здесь он женится. Позже решает поселиться в деревне, чтобы заняться сельским хозяйством.

4) Но через 10 лет семья Аксаковых вновь появляется в Москве. Сергей Тимофеевич сближается с литераторами. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Белинским, Толстым. В эти же годы писатель полностью отдается литературному творчеству.

5) Последние годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова отмечены удивительной творческой деятельностью. Он сильно болел, несмотря на это, на стареющего писателя надвигалась слепота, но он продолжал писать. Умер писатель на 68-м году жизни, 30 апреля 1859 года в Москве.

Кому была посвящена сказка «Аленький цветочек»?
(Внучке Аксакова Оленьке)

Маленький Сережа заболел, и скорому выздоровлению мешала бессонница. Тогда к маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»

Читайте также:  Развязка в рассказе как меня спасали

– Кто такая ключница? Понятно ли вам это слово?

Ключница (ключник) (устар.) – слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения.

4)Первичное знакомство со сказкой С.Т.Аксакова.
«Словарно-лексическая работа»
ПАРЧА – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями
ТУВАЛЕТ – стол с зеркалом и всеми принадлежностями

ВЕНЕЦ – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона
ПАЧЕ ЗЕНИЦЫ ОКА – сохранять, беречь больше, чем глаза

ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ – слуги, дворовые
САЖЕНЬ – старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м)


Работа в группах.
Сейчас каждая группа прочитает определенный отрывок сказки. Даст название своей части сказки. Определит, какая иллюстрация подходит к данному отрывку и один ученик из группы подготовит пересказ своего отрывка. (самостоятельная работа)

Проверка.
1.Жил купец и было у него три дочери.(к.с.193)
2.Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.(к.с 193-196)

3. Отправился купец в дальние страны.(к.с.196-198)
4.Купец встретился со зверем лесным.(к.с 198-200)
5.Купец все рассказывает дочерям (к.с.200-204)

6.Младшая дочь у зверя лесного.(204-208)

8.Превращение зверя в принца.(211-214)

По мере пересказа на доске крепятся иллюстрации к сказке.

5)Основная мысль сказки.

-Какова тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь)

-Какова главная мысль сказки? (Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство кончается – чудище вновь стал королевичем)

— Так чему учит сказка? (Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и не делать им зла.)

ВЫВОД : сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Любовь способна творить чудеса.

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

-Что вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?

-Какие задания показались вам интересными?

— Как вы думаете, пригодятся знания, приобретенные на этом уроке?

-Для чего мы проделали такую большую работу со сказкой?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

5.Итог. Выставление оценок

-Написать мини сочинение
-характеристика любого героя сказки и иллюстрация к нему.

Источник

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. «Аленький цветочек»

специалист в области арт-терапии

Цель: 1.продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; обогащать

словарный запас учащихся; обучать чтению по ролям, умениям

характеризовать поступки героев, замечать мотивы народных сказок в

2.развивать внимание, память, речь, мышление, выразительное чтение;

формирование нравственных убеждений через оценку героев и

обучать начальным навыкам поиска и исследования информации; учить

анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей;

развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление,

3. через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим, верность слову.

Методы: исследовательский, частично – поисковый

Предметные : умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.

Оборудование: презентация, иллюстрации к сказке, сигнальные карточки, карточки с планом сказки, карточки для кластера, лепестки для аленького цветочка

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок чтения начнем.

У ребят над головой.

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой.

1. Прочитать «жужжащим» чтением.

— О чём это стихотворение?

(Стихотворение о первом снеге)

— С чем сравнивает поэт снежное покрывало?

-Каким представляет автор снег?

(Новым, лёгким, потому что он первый)

3. Прочитать шёпотом, затем усиливая голос.

4. Прочитать громко, затем понижая голос.

5. Прочитать выразительно, как вы понимаете.

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.»

-Назовите знакомые части речи (Существительные, глаголы союзы, предлоги.)

-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы,

-Прочитайте, выделяя голосом существительные.

-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно. В них много поучений.)

3 Повторение пройденного материала

1)Самоопределение к деятельности.

— Как вы думаете, почему именно эту я использовала на уроке?(мы будем работать над сказкой.)

2)Авторские и литературные произведения.

-Рассмотрите выставку книг.

-Что общего у этих книг? (это все сказки)

-На какие группы можно распределить эти сказки? (русские народные и литературные)

— В чем отличие русской народной от литературной сказки?

( Народная сказка не имеет автора. А у литературной он есть)

Соотнесите автора с названием сказки.

(учащийся выходит к доске и соотносить иллюстрацию с автором)

-Есть ли на выставке книг сказка, над которой мы работаем? «Аленький цветочек» (фоном песня «Аленький цветочек)

— Произнесём хором название сказки. ( «Аленький цветочек»)

— Что слышится в названии сказки? (Нежность, красота.)

— Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Слайд 3

— В чем смысл этой пословицы?

3)История создания сказки.

-Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, слепоту, в ожидании близкого конца.

*Рассказывают подготовленные ученики.

Как-то кмаленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»

На прошлом уроке вам было дано задание просмотреть мультик «Аленький цветочек», чтобы сравнить с книжным вариантом. Сейчас я проверю насколько внимательны вы были при просмотре.

У каждой пары на столах карточки с текстом.

— Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

Отправился купец в дальние страны.

Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

Жил купец и было у него три дочери.

Младшая дочь у зверя лесного.

Купец встретился со зверем лесным.

Превращение зверя в принца.

*Проверка по образцу. Слайд 4

-Кто не допустил ошибок и выполнил задание правильно?

Поднимите зеленую сигнальную карточку.

-Кто допустил ошибку и исправил поднимите красую.

5)Характеристика героев сказки.

— Назовите главных героев сказки? (три сестры, купец, зверь лесной, чудо морское)

— Что вы узнали о семье купца?

Читайте также:  Ревизские сказки оренбургской губернии 1816 год

-Вспомните сюжет сказки, коротко передайте ход событий в сказке, опираясь на план.

и стал чудище красавцем писаным.

— А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?

— Нет, почему? (Они не захотели выручать отца и пойти к зверю лесному.)

-Как вы думаете, любит ли купец своих дочерей?

-Давайте составим кластер – описание характера купца, дочерей.

— В какой лес попал купец?

-Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?

-Как он понял, что нашёл тот самый цветок?

-Как должен был быть наказан купец?

-Почему он вернулся домой?

— Как встретили дочери отца?

-Почему младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу?

Ребята, подумайте, легко ли сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека? (Очень любить человека. Нести

ответственность за свои поступки.)

-Составьте кластер – описание характера младшей дочери.

— Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?

— Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков?

-Аксаков продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В его сказке мы чувствуем открытое отношение к героине, чего нет в народной сказке. Он восхищается ею, создает индивидуальный характер, описывает ее речь, поведение, показывает отношение к героине других персонажей.

Главная героиня сказки – младшая дочь. Аксаков пишет, что она была по красоте лучше всех. Отец любил дочерей своих, исполнял все желания. В отличие от старших сестер, младшая захотела в подарок не украшения, а цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. Младшая дочь любит отца. Она смело отправляется к зверю лесному, чуду морскому, чтобы спасти отца.

«Благослови, батюшка родимый. Для меня достал ты цветочек аленький, мне и надо тебя выручать»

У зверя лесного она служит верой и правдой. Добрая и ласковая девушка старается не показывать свою печаль, тоску по родному дому. Она мужественная и смелая, смогла взять себя в руки, хотя очень испугалась, увидев зверя лесного. Она не хочет обидеть доброго и ласкового, но страшного на вид зверя.

Меньшая дочь укоряет старших сестер за то, что они советуют ей не возвращаться к зверю лесному.

«Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую, несказанную заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить» Она смогла разглядеть под ужасным образом зверя добрую, ласковую, ранимую душу и полюбила его. За верность, доброту, бескорыстную любовь она награждается в конце сказки. Чудо морское превращается в прекрасного королевича, и всё заканчивается счастливо.

-Чем старшие сёстры отличаются от младшей?

-Как поступки героинь помогают понять их характер?

-Составьте кластер – описание характера сестёр :старшей и средней

-На кого из героев вам хотелось бы быть похожим? Обоснуйте свой ответ.

-О каком волшебном предмете идёт речь в сказке?

-В чём проявляется его волшебная сила?

-Найдите его описание в сказке.

-Вы знаете, что обозначает алый цвет?

*Работа с «Толковый словарь» Даля.

*В «Толковом словаре» В.И. Даля говорится о смысловых особенностях цвета, называемого людьми «алый»: ясный, чистый цвет, резко отличающийся от окружающих; присущий молодости, полный силы – «Алеет, поколе молодеет».

-Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души.

4 Работа по теме урока

-Сегодня мы продолжаем работу по сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»

Прежде чем начать чтение давайте проведем словарную работу.

-Сейчас сели все ровненько, спинки выровнили. Откройте учебники на стр205.

-Я начинаю читать вы все следите.

Беседа по прочитанному тексту

5 Закрепление и обобщение

Игра «Самый внимательный».

— Быстренько разделитесь на группы.

Каждой группе я даю иллюстрацию по сказке. Ваша цель узнать и пересказать эту часть сказки.

* Показываю иллюстрацию, а дети находят отрывок к нему.

— мы сегодня мало говорили о чудище лесном. Давайте его опишем.

— Как вы думаете какой он в душе?

-Зависит ли отношение к человеку от его внешности?

— Сегодня мы продолжили работу по сказке Аксакова

— Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.

(Крепят лепестки на стебелёк на доске)

— У нас получился мудрый цветок. Пусть этот цветок напоминает вам о сострадании, верности и любви к окружающим вас людям.

-Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

-Какая это сказка?(Литературная сказка т.к. обработана или пересказана писателем)

— А к какой группе сказок относится сказка «Аленький цветочек»? (волшебная)

-Докажите.( В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, троекратность событий.)

Какую главную мысль вы поняли прочитав эту сказку?

Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз убеждаемся в том, что часто под неказистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и самозабвение, доброта и духовная красота, которые способно почувствовать такое же верное, преданное, любящее сердце

-Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.

Вывод учителя. Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека. Спасибо за хорошую работу на уроке.

Дочитать сказку до конца и выполнить иллюстрацию к нему.

Источник

Урок по литературному чтению по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» (4 класс)

специалист в области арт-терапии

Тема урока: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; дать характеристику героям сказки, учить анализировать текст, формировать умение извлекать информацию из разных источников; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь и уважение к окружающим.

учить анализировать поступки героев, давать характеристику героям сказки, учить работать с книгой, с иллюстрацией;

отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать речь, творческое мышление, воображение;

развивать эмоциональную сферу, коммуникативные умения при работе в парах.

формировать умение создавать речевые творческие продукты – синквейны.

через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, доброту, сострадание.

понятие «герой художественного произведения»

определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя оценивать свою работу на уроке;

анализировать художественный текст, выделять нужный материал;

осмысливать правила взаимодействия в паре;

проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

строить монологическую речь в устной и письменной форме;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения общения в паре и следовать им.

Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Техническое оснащение урока :

Компьютер, проекционный экран, портрет писателя Аксакова; «Толковый словарь» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; технологические карты для учащихся, цветная бумага, клей, видеоматериалы.

Методы, применяемые на уроке:

Словесные (рассказ, беседа, объяснение)

Наглядный (презентация учителя, наблюдения обучающихся)

Проблемно- диалогическая технология

Формы организации работы на уроке:

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок!

Друг на дружку посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

— Дорогие ребята! Сегодня мы окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому всегда так хочется возвращаться к сказке вновь и вновь. Сегодня на уроке нас ждет много интересной работы: в добрый путь.

Читайте также:  Рассказ чехова хирургия отзыв 5 класс

II. Актуализация знаний

Перед вами волшебный цветок. Что вы о нем знаете?

(Слайд 2 выставка книг)

— На следующем слайде представлена электронная выставка одной книги. Какая книга здесь представлена? Новое ли это для нас произведение?

— Кто автор сказки? (Слайд 3 Аксаков)

1. Речевая разминка

— К образу аленького цветочка обращался не только Аксаков, эта тема отражена и в других видах искусства. Сегодня для наших гостей мы дарим песню «Волшебный цветок» (Поют караоке)

— Как называют волшебный цветок в песне? (Мечта)

— О чем мечтаете вы? Дома вы должны были (слайд 4 домаш. зад)

А. Определить лексическое значение слова «мечта», нарисовать цветок.

Б. Написать небольшое сочинение «Моя мечта», нарисовать цветок.

Пока мы будем представлять свои работы, один ученик поработает за компьютером самостоятельно: вспомнит содержание сказки.

Чтение детьми работ, выставка их на доске / проверка теста

3. Определение темы и цели урока, задач урока.

– Определим тему нашего урока (слайд)

(Изображение героев сказки (слайд 5)

— Кто изображен на слайде?

— Используя эту информацию, определите тему урока.

— Можно ли сказать, что все герои сказки похожи между собой, одинаковые ли поступки они совершают?

— Какие цели ставим перед собой на уроке? З акончите фразу.

Учиться давать герою ….. (характеристику)

Учиться находить в тексте…. (слова, характеризующие героев);

Анализировать….. (поступки героев);

Делать выводы… (определять основную мысль произведения).

4. Работа по теме урока:

— Кем был глава семейства? Что вы о нем узнали?

— Назовите главную черту его характера.

— Подтвердите отрывками из текста.

— Чему учит нас его поступок?

— А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?

— В своих картах на розовом фоне (слева) запишите это качество героя.

(С. 202) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов с.203 …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

— Просмотрите, сколько лиц участвует в диалоге?

— Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого человека?

— О какой черте характера это говорит?

Работа с Толковым словарем.

— Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?

— Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков?

— А вы могли бы так поступить?

— В своих картах на розовом фоне (слева) запишите это качество героя.

— О каком герое у нас дальше пойдет речь? (слайд первая часть )

— Как автор называет его? (слайд – вторая часть)

– Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров, И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя? Почему?

— Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка

(выборочное чтение описания героя)

— Почему создан такой образ чудища?

— Вызывает ли у вас этот герой отвращение? Какие чувства испытываете вы?

— Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым можно быть счастливым.

— Каким положительным качеством наделен «зверь лесной, чудо морское», что девушка перестала его бояться?

— В своих картах на розовом фоне (слева) запишите это качество героя.

Наши алые цветочки

Ветерок чуть дышит,

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Видно, отдохнуть пора…

А у нас урок, друзья!

— Сядьте тихонечко. Посмотрите друг не друга, на меня. Закройте газа, откройте, поморгайте. Посмотрите в окно, снова друг на друга и на меня.

Г. (слайд 13 – сестры)

— Вернемся к нашим персонажам. Что вы можете сказать о старших сестрах?

— Вспомните, какие подарки попросили сестры?

— Как старшие дочери встретили своего отца?

— Скажите, чем старшие дочери отличаются от младшей? Какие поступки героинь помогают понять их характер?

(заполнение таблицы отрицательными качествами СЛАЙД 14)

— В своих картах на зеленоватом фоне (слева) запишите эти качества героев.

— Мы часто судим о человеке по внешности и, к сожалению, можем смеяться над недостатками. Вспомните уроки основ светской этики, какими терминами мы можем объединить слова каждой группы?

(СЛАЙД 15 – добродетели)

— Какие добродетели еще представляет читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”?

— Какая новая добродетель добавилась в таблицу?

— Какие добродетели вы еще можете сюда добавить?

— Почему на слайде записано много примеров добродетели, а пороков – мало?

— Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства.

6. Работа с пословицами

— Следующим этапом будет работа с пословицами. (слайд 18 – пословицы)

Кого из героев могут описать эти пословицы? Объясните их смысл.

С лица воду не пить.

За добро плати добром.

Где счастье плодится, там и зависть родится.

Давши слово, держись, а не давши – крепись.

Любовь все побеждает.

7. Работа в парах (слайд 19 – синквейн)

Следующей нашей работой будет работа в парах. Используя материал, полученный на уроке, каждая пара создаст синквейн – характеристику героя. Героя для работы выберите самостоятельно, по своему усмотрению.

(Одна пара работает у компьютера) (слайд 20 – пустой)

Посмотрите на доску, проверьте, сделайте свои выводы (справились/ не справились)

— А теперь послушаем, что написали вы в своих картах.

Составление цветка (СЛАЙД 21 – цветок)

— Сегодня мы учились давать характеристику героев сказки Аксакова. Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.

— У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.

(Крепят лепестки на стебелёк на доске)

— У нас получился мудрый цветок. Пусть этот цветок напоминает вам о сострадании, верности и любви к окружающим вас людям.

III. Рефлексия (слайд 22)

На уроке я научился….

На уроке мне понравилось…

Мне было интересно…

На уроке мне было трудно…

Своей работой на уроке я …

IY. Обобщающая беседа

— Вернемся к мудрым высказываниям. Какая из пословиц, записанных на доске, могла бы послужить итогом нашего урока?

( Любовь все побеждает)

Домашнее задание по уровням (на выбор)

А: найдите в сказке пословицы, выпишите их в тетрадь, нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Б: создайте викторины– придумайте интересные вопросы по истории создания и по содержанию этой сказки.

Ребята, на столе у вас лежат аленькие цветочки, изготовленные вами. Возьмите их в руки, поднимите вверх и загадайте желание. Эти цветочки, символ нашего урока, мы хотим подарить нашим гостям, чтобы их мечты тоже сбылись.

Выйдите, пожалуйста, к доске. (Дарят цветы)

Номер материала: ДБ-1219545

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Познавательное и интересное