Работа над сказкой мороз иванович одоевский

Сказки

Конспект НОД «Рассказывание сказки «Мороз Иванович»

Оля Ван
Конспект НОД «Рассказывание сказки «Мороз Иванович»

Конспект НОД по образовательной области речевое развитие.

Воспитатель: Ван О. Н.

Возрастная группа детей подготовительная группа

Тема Н. О. Д. рассказывание сказки В. И. Одоевского «Мороз Иванович»

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.

Психолого-педагогические задачи формировать навык образной и связной речи, используя пословицы, поговорки, сравнительные обороты. Развитие активной речи детей в различных видах деятельности, свободного общения с взрослым и детьми;

на примере сказки пробудить у детей желание оказывать помощь родителям и другим людям; помочь определить чувство сострадания, пробудить воображение и фантазию; акцентировать внимание на необходимости и полезности трудовой деятельности; вызвать интерес к народным поверьям.

Интегрирующие образовательные области социально-коммуникативное,

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации Н. О. Д. чтение, обсуждение

Форма организации детей групповая

Предварительная работа чтение сказок, слушание в грамзаписи, рассматривание иллюстраций, беседы о героях сказок, драматизация знакомых сказок.

Методы и приемы: чтение, вопросы, худ. Слово, дид. игры.

Часть Н. О. Д. Деятельность воспитателя Деятельность детей

1 часть-вводная Цель: создать условия для обучения детей рассказыванию

Создание образовательной ситуации Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает детям протянуть руки вперёд, сомкнуть в центре, словно солнечные лучики.Все вместе произносят слова:

Солнце, я тебя люблю,

Солнце,я тебя прошу:

Дай мне света и тепла,

Дай мне счастья и добра

Медленно поднимают руки вверх, раскрывая ладошки.

-У каждого народа есть свои сказки: короткие и длинные, про людей и про животных, волшебные и без волшебства.

-Чему же учат сказки?

-правильно добру, понимать чужую беду, приходить вовремя на помощь….

Сказкипомогают нам быть добрее:

-«Кто не верит-пусть проверит, Я, любому гостю рад, открывая в сказку двери

добру, понимать чужую беду, приходить вовремя на помощь

Попасть в страну сказок нам поможет ковёр-самолёт. Встаём на ковёр, закрываем глаза. Мы летим над лесами, над горами. Всё ближе сказочная страна. Ковёр-самолёт медленно опускается

Мы прилетели, открываем глаза.

Иногда в народе говорят: «что посеешь, то и пожнешь»

Что значит эта пословица? Как вы ее понимаете?

В каких случаях так говорят?

2 часть-основная Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.

Формирование цели предстоящей деятельности и принятия ее детьми Сейчас я вас познакомлю с чудесной и необыкновенной историей, которую написал русский писатель Одоевский. Он жил давно и был образованным человеком, то есть много учился, наблюдал за природой и потому много знал. И всю жизнь старался помогать другим стать образованнее, раскрыть таланты и радовать людей своими делами. Он написал не только умные книги, но и поучительные сказки.

-послушайте внимательно сказку Одоевского «Мороз Иванович».

-потом скажите, о ком в сказке можно сказать «что посеешь, то и пожнешь».

-чтение сказки Одоевского «Мороз Иванович».

-почему вы думаете что подходит?

-какие имена вы бы дали сестрам, чтобы по имени можно было догадаться, что одна сестра трудолюбивая, а другая-ленивая?

-теперь вы поняли, почему автор назвал своих героинь Рукодельница и Ленивица?

-Какими словами можно сказать о каждой сестре?

-что любила делать одна?

-а что любила делать другая?

-как рассказать об этом по-другому?

-расскажи, как попала Рукодельница в гости к Морозу Ивановичу?

-вспомни, каким она увидела жилье Мороза Ивановича?

-заметила ли эту красоту Ленивица, когда попала к Морозу Ивановичу?

-как вы об этом догадались?

-какими словами говорится о том, как выполняла задания Ленивица и Рукодельница?

-расскажите, как наградил Мороз Иванович одну девочку и как наказал другую?

-чему учат эти сказки?

-как об этом можно сказать иначе?

Интересно, наверное, еще и потому, что в сказке используются сказочные слова:например: говорится, что не просто случилось беда, а….

-вспомните, как говорилось о пирожке, о яблочках, о снежке.

Мороз Иванович в сказке не говорил пословицу «что посеешь, то и пожнешь», а сказал другие слова, близкие по смыслу.

-поиграем в игру «скажи по-другому»

-я буду кидать мяч, говорить фразеологизм, а вы говорить, что оно означает

Одна нога здесь, другая там

Ленивому и ленится лень.

Дети выбирают подходящий материал, выполняют задание.

3 часть-заключительная Цель: создать у детей радостное настроение от хорошей проделанной работы.

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло.

В. : Чему научила вас сказка? «

— Надо с детства не лениться, с радостью выполнять любую посильную работу, быть вежливым и учтивым. «

Мы прилетели, открываем глаза.

Конспект интегрированного занятия. Рисование по сказке «Мороз Иванович» Конспект интегрированного занятия рисование по сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» (подготовительная группа) Воспитатель МДОУ Д/с № 15.

Подготовительная работа к викторине «В гостях у сказки» Эта презентация была подготовлена с целью подготовки к Викторине между подготовительными группами «В гостях у сказки». Она поможет детям.

Источник

Конспект занятия «По работе и награда» по сказке Ф. И. Одоевского «Мороз Иванович»

Кочегазова Наталия
Конспект занятия «По работе и награда» по сказке Ф. И. Одоевского «Мороз Иванович»

Конспект занятия на тему: «По работе и награда», в сказке Одоевского «Мороз Иванович».

Читайте также:  Сказки про богатырей аудио слушать

Автор: Кочегазова Наталия Евгеньевна

Должность: воспитатель 1 категории

Учебное заведение: МБДОУ детский сад №361

Город Нижний Новгород

Наименование материала: методическая разработка

Тема: Знакомство со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович«

Дата публикации 09 10 2019

Раздел: дошкольное образование

Продолжать знакомить с творчеством русских писателей. Учить принимать участие в беседе; внимательно слушать, рассуждать, познакомить с пословицей «По работе и награда».

Конспект занятия на тему:

«По работе и награда», в сказке

Одоевского «Мороз Иванович».

Цель: Продолжать знакомить с творчеством русских писателей-сказочников. Дать представление о том, что трудолюбивым людям в жизни сопутствует удача.

Поддерживать интерес к экономическим знаниям, развивать экономическое мышление. Учить давать оценку поступкам героев и характеристику их действиям.

Помочь понять значение таких экономических качеств личности, как хозяйственность, бережливость, а также вознаграждение, работа, награда.

формировать деловые качества личности, экономическое поведение;

Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание,

навыки разумного ведения домашнего хозяйства;

Воспитывать уважение к старшим людям.

Иллюстрации к сказке, мнемотаблицы описания «Рукодельница», «Ленивица», ведерко с конфетами.

Ход занятия.

— Ребята, какие пословицы о труде вы знаете? (Кто не работает, тот не ест). (Лениться да гулять, добра не видать). (Как аукнется, так и откликнется, (Без труда не вынешь рыбку из пруда)

— Иногда в народе говорят: «По работе и награда». Что означает эта пословица? В каких случаях так говорят?

Чтение сказки Одоевского «Мороз Иванович»».

Беседа про прочитанному:

— Ребята, вам понравилась сказка?

— Кто написал сказку?

— Как звали девочек? Почему автор сказки дол девочкам такие имена?

— Какая была Рукодельница? А её сестра?

— К кому попала Рукодельница?

— Кого встретила на своём пути?

— А почему Ленивица тоже захотела попасть к Морозу Ивановичу?

Можно ли применить пословицу «по работе и награда» к этой сказке? (ответы детей).

— Ребята, скажите, вам понравилась сказка? В каких сказках есть ещё такие герои? (Крошечка- Хаврошечка, Дуняша и Агаша, Айога, Кукушка и др.).

Ребята, Мороз Иванович доволен вашей работой, да только он забыл, что за девочки были у него в сказке

Давайте поможем ему вспомнить. Вот перед вами мнемотаблицы. Я буду описывать одну из девочек, а вы должны подобрать слова для другой.

Игра «Скажи наоборот»

Ленивица злая, а Рукодельница… (добрая)

Рукодельница аккуратная, а Ленивица… (неряха)

Рукодельница дружелюбная, а Ленивица… (черствая)

Ленивица глупая, а Рукодельница… (умная)

Ленивица черствая, а Рукодельница… (мягкая, доброжелательная)

Ленивица грубая, а рукодельница (Ласковая, нежная)

Кто готов повторить описание девочек для Мороза Ивановича?

Ребята, Мороз Иванович благодарит вас за работу и отдаёт вам ведёрко. А в нём для вас угощение-конфеты.

Конспект комплексного занятия «В гости к сказке» Задачи: Продолжать учить детей рассказывать сказки, дополнять рассказ взрослого. Принимать участие в обыгрывании, учиться двигать персонажи.

Конспект логопедического занятия по сказке «Рукавичка» Ф. И. О. педагога: Пожидаева С. Ю., учитель-логопед средней группы Тема: Сказка «Рукавичка». Цель: Создать условия для совершенствования связной.

Конспект НОД в старшей группе: «Корней Иванович Чуковский и его сказки» Конспект НОД в старшей группе: «Корней Иванович Чуковский и его сказки» Цель: Закрепить и дополнить представления детей о писателе К. И.

Конспект прогулки «Ой, мороз, мороз, щиплет уши, щиплет нос» для детей 3–4 лет Тема: «Ой, мороз, мороз, щиплет уши, щиплет нос.» Цели: Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы в частности с морозом;.

Конспект занятия по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу?» Конспект занятия по сказке В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Программное содержание: • Познакомить детей со сказкой Сутеева В. Г. «Кто сказал.

Конспект занятия «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: в игровой форме закреплять математические представления Задачи: Образовательные: Закреплять умение различать и называть.

Конспект занятия с использованием технологии продуктивного чтения и слушания «Знакомство со сказкой «Мороз и заяц» Конспект занятия с использованием технологии продуктивного чтения и слушания для детей младшего возраста. Автор: Казанская М. В. Тема «Знакомство.

Источник

Конспект урока «В. Ф. Одоевского сказка «Мороз Иванович»

Екатерина Михайлова
Конспект урока «В. Ф. Одоевского сказка «Мороз Иванович»

Конспект урока на тему: В. Ф. Одоевского сказка «Мороз Иванович».

На календаре зимний месяц декабрь. Ребята, а вы любите зиму? Почему? Зима – волшебное время года, природа наполнена сказочной красотой, и неизвестно, какие чудеса и приключения нас ждут. Как вы думаете, о чем будет речь на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством В. Ф. Одоевского; научимся анализировать, сравнивать, читать выразительно; учить мыслить, рассуждать.

На столах у каждого из вас лежит лист, по которому вы будете работать.

Какой самый любимый праздник у детей зимой? А откуда пошла традиция отмечать новый год? Как в старину его праздновали? Сейчас мы с вами узнаем.

Каждая группа выберет сейчас себе задание:

— Как отмечали новый год раньше?

— Почему елка является символом нового года?

— Как появились первые елочные игрушки?

Дети: В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени. Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника. Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника.

Читайте также:  Примеры сарказма в сказках салтыкова щедрина

Учитель: А почему елка является символом новогоднего праздника?

Дети: Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Узнав божественное знамение, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой звезда еще ярче засияла…

Учитель: Откуда пошла традиция украшать елку игрушками?

На Руси первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Этим производством занимались специальные картонажные мастерские. Стеклянные украшения появились позднее.

Работа над сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Это присказка ребята

Но, а сказка впереди.

Учитель: Что же такое СКАЗКА?

Дети: Сказка – это жанр устного народного творчества.

Учитель: Какая бывает сказка?

Учитель: Какую мы сказку изучали на прошлых уроках? (Мороз Иванович)

Это сказка народная или литературная. А почему? Кто автор этой сказки? (В. Ф. Одоевский).

Учитель: Давайте вспомним, кто такой В. Ф. Одоевский.

(Ученик рассказывает:

Расцвет литературной славы Одоевского пришелся на 30— 40-е годы. В 1833 году вышел в свет его сборник «Пестрые сказки с красным словцом».

Многие педагогические идеи Одоевского воплотились в его произведениях для детского чтения. Первые свои произведения для детей Одоевский помещает в периодических изданиях, чаще всего в «Детской библиотеке» А. Очкина и Львова.

При жизни Одоевскогоего книги для детей издавались 6 раз: «Городок в табакерке» (1834, 1847, «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838 и 1840, «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847).В жанровом отношении его произведения разнообразны: сказки, рассказы, очерки, стихи.

Параллельно с литературным творчеством он уделяет внимание науке, музыке, также активно занимается общественной деятельностью.

Умер Одоевский 27 февраля (11 марта н. с.) 1869 в Москве).

Учитель:- Сядьте прямо не шумите и тихонечко сидите. вы послушайте сейчас. Какой же герой к нам спешит на урок?

— Красивый старичок, седой- седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест. Вы узнали, кто это? (Мороз Иванович).

Портрет (Мороза Ивановича).

Учитель: Ребята, он понравился вам в сказке?

Каким он был? (добрым, красивым, справедливым, счастливым, морозным, в красивом тулупе, с белой бородой). А вот и еще один герой сказки?

Учитель: Вот следующая героиня сказки. Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки, за работу принимаюсь. Кто это? (Рукодельница) Портрет (Рукодельницы)

Учитель: А как вы понимаете смысл этого слова? (Все делает своими руками).

Сейчас давайте почитаем по ролям, как Рукодельница и Мороз И. встретились.

(Девочка: Здравствуй, дедушка!

Мороз Иванович: Здравствуй, рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в мой студенец опустила, отдам, отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи, будешь умна награжу, а ленива тебе же хуже. А теперь мне пора спать….)

Так какая она была? (Добрая, трудолюбивая, руки как солнышко, лицо умное).

Учитель: Ребята представьте, что вы художники. Какой бы вы нарисовали портрет Рукодельнице?

Пусть дорога нелегка,

И замерзли мы слегка

Руки мы сейчас согреем

Все на свете мы умеем.

Учитель: Как звали втору главную героиню? Какой вы ее себе представляете? Портрет Ленивицы.

Найдите и прочитайте это предложение.

Ответы на вопросы по командам:

Сейчас мы поделимся на команды (3 команды). Я раздам каждой команде по вопросу. И вам нужно на них ответить.

3 команда: Как рукодельница могла вернуть ведёрко? (За него она должна была три дня прослужить.)

1команда: Прочитайте, как отблагодарил дед Рукодельницу.

2команда: Что наказывала нянюшка Ленивице?

3команда:Чтение в лицах отрывка со слов: «Вот, по примеру рукодельницы.»до слов: «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил.». (Автор, Ленивица, Яблоня, Печка, Мороз Иванович)

Читайте также:  Рассказы на тему моя семья для детей

Учитель: В каких словах выражена главная мысль сказки? («Какова твоя работа, такова и награда».)

Окостенели – замерзли, онемели,

Отойдут, не ознобишь.

Почивать – лег спать

Стрепня – еда, повара называли стряпуха.

«Здравствуй, сказка! Здравствуй, ёлка! Здравствуй, Дедушка Мороз!» Оформление группы к Новому году «Здравствуй, сказка! Здравствуй, елка! Здравствуй, Дедушка Мороз!» Оформление группы к Новому году Мавлютова Рузалия Дети всегда ждут чуда.

Конспект занятия «Чтение сказки «Мороз Иванович» Где можешь ты увидеть чудеса? Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса. Природа дарит тайны нам свои. Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

Методическая разработка «Корней Иванович Чуковский и его сказки» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Задачи:.

«Изостудия» для детей 7–8 лет. Конспект урока в 1 классе «Сказка «Три братца» Д/о «Изостудия» 1 класс. Тема занятия: «Сказка о красках». Цель: развитие творческого мышления посредством психоэмоционального воздействия.

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе «Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» Разумова Юлия Владимировна Урок литературного чтения 3 класс Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.

Сценарии детских кукольных спектаклей «Маленький Дед Мороз» и «Маленький Дед Мороз путешествует вокруг света» Сценарий детского кукольного спектакля «Маленький Дед Мороз» и «Маленький Дед Мороз путешествует во круг света».По книге Штонер Ану и Генрика.

Сценарий открытого показа театрализованного представления с элементами кукольного театра «Мороз Иванович» Мороз Иванович (По сказке В. Ф. Одоевского) Ведущая: В одном доме жили две девочки – Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Нянюшка:.

Источник

Конспект урока по литературному чтению по теме В.Одоевский «Мороз Иванович» 2-й урок

специалист в области арт-терапии

В.Одоевский «Мороз Иванович»

Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Работа над скороговоркой

• У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

— Какое интересное слово встретилось в скороговорке? Что оно означает? (Размокропогодилась. Значит, стало кругом мокро, слякотно.)

— Прочитайте с орфографическим проговором (еще: с орфоэпическим проговором, в замедленном темпе, скороговоркой).

III. Работа по теме урока

Повторение первой части сказки «Мороз Иванович»

— Почему автор их так назвал?

— Какая беда случилась с Рукодельницей?

— Кто ей встретился в волшебном колодце и о чем ее попросил?

— Как Рукодельница могла вернуть ведерко?

— Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

2. Чтение второй части сказки

3. Выборочное чтение

— Прочитайте, как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу.

— Что наказывала нянюшка Ленивице?

4. Чтение в лицах отрывка

(Со слов «Вот, по примеру Рукодельницы. » до слов «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил. »).

— Выберите со с. 205—206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.

— В каких словах выражена главная мысль сказки? («Какова твоя работа, такова и награда».)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Но закончилась игра,

И учиться нам пора.

V. Продолжение работы по теме урока. Сравнение с народной сказкой «Морозко»

— Чем отличаются герои сказок? (В авторской сказке у девочек есть имена, описаны их дела по дому, Мороза Ивановича легче представить: есть его описание. Разговаривают пирожок и яблочки. Есть поучительный разговор Мороза Ивановичаи Рукодельницы.)

4. Чтение в лицах отрывка

(Со слов «Вот, по примеру Рукодельницы. » до слов «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил. »).

— Выберите со с. 205—206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.

— В каких словах выражена главная мысль сказки? («Какова твоя работа, такова и награда».)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Но закончилась игра,

И учиться нам пора.

V. Продолжение работы по теме урока. Сравнение с народной сказкой «Морозко»

— Чем отличаются герои сказок? (В авторской сказке у девочек есть имена, описаны их дела по дому, Мороза Ивановича легче представить: есть его описание. Разговаривают пирожок и яблочки. Есть поучительный разговор Мороза Ивановича и Рукодельницы.)

Работа в парах. 1) Дайте характеристику героиням сказки, для этого заполните таблицу.

— Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович.

— Каким видели Рукодельница и Ленивица Мороза Ивановича?

добрый и приветливый старичок

злой и сердитый старик

В этой борьбе добра и зла побеждает добро, как и в народной сказке «Морозко».

VII. Подведение итогов урока

— Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы вы ответили на вопросы: «Что правда, а что неправда»-? Что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?

Подготовить пересказ сказки и нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведени ю.

Источник

Познавательное и интересное