Конспект НОД «Рассказывание сказки «Мороз Иванович»
Оля Ван
Конспект НОД «Рассказывание сказки «Мороз Иванович»
Конспект НОД по образовательной области речевое развитие.
Воспитатель: Ван О. Н.
Возрастная группа детей подготовительная группа
Тема Н. О. Д. рассказывание сказки В. И. Одоевского «Мороз Иванович»
Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.
Психолого-педагогические задачи формировать навык образной и связной речи, используя пословицы, поговорки, сравнительные обороты. Развитие активной речи детей в различных видах деятельности, свободного общения с взрослым и детьми;
на примере сказки пробудить у детей желание оказывать помощь родителям и другим людям; помочь определить чувство сострадания, пробудить воображение и фантазию; акцентировать внимание на необходимости и полезности трудовой деятельности; вызвать интерес к народным поверьям.
Интегрирующие образовательные области социально-коммуникативное,
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации Н. О. Д. чтение, обсуждение
Форма организации детей групповая
Предварительная работа чтение сказок, слушание в грамзаписи, рассматривание иллюстраций, беседы о героях сказок, драматизация знакомых сказок.
Методы и приемы: чтение, вопросы, худ. Слово, дид. игры.
Часть Н. О. Д. Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 часть-вводная Цель: создать условия для обучения детей рассказыванию
Создание образовательной ситуации Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает детям протянуть руки вперёд, сомкнуть в центре, словно солнечные лучики.Все вместе произносят слова:
Солнце, я тебя люблю,
Солнце,я тебя прошу:
Дай мне света и тепла,
Дай мне счастья и добра
Медленно поднимают руки вверх, раскрывая ладошки.
-У каждого народа есть свои сказки: короткие и длинные, про людей и про животных, волшебные и без волшебства.
-Чему же учат сказки?
-правильно добру, понимать чужую беду, приходить вовремя на помощь….
— Сказкипомогают нам быть добрее:
-«Кто не верит-пусть проверит, Я, любому гостю рад, открывая в сказку двери
добру, понимать чужую беду, приходить вовремя на помощь
Попасть в страну сказок нам поможет ковёр-самолёт. Встаём на ковёр, закрываем глаза. Мы летим над лесами, над горами. Всё ближе сказочная страна. Ковёр-самолёт медленно опускается
Мы прилетели, открываем глаза.
Иногда в народе говорят: «что посеешь, то и пожнешь»
Что значит эта пословица? Как вы ее понимаете?
В каких случаях так говорят?
2 часть-основная Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.
Формирование цели предстоящей деятельности и принятия ее детьми Сейчас я вас познакомлю с чудесной и необыкновенной историей, которую написал русский писатель Одоевский. Он жил давно и был образованным человеком, то есть много учился, наблюдал за природой и потому много знал. И всю жизнь старался помогать другим стать образованнее, раскрыть таланты и радовать людей своими делами. Он написал не только умные книги, но и поучительные сказки.
-послушайте внимательно сказку Одоевского «Мороз Иванович».
-потом скажите, о ком в сказке можно сказать «что посеешь, то и пожнешь».
-чтение сказки Одоевского «Мороз Иванович».
-почему вы думаете что подходит?
-какие имена вы бы дали сестрам, чтобы по имени можно было догадаться, что одна сестра трудолюбивая, а другая-ленивая?
-теперь вы поняли, почему автор назвал своих героинь Рукодельница и Ленивица?
-Какими словами можно сказать о каждой сестре?
-что любила делать одна?
-а что любила делать другая?
-как рассказать об этом по-другому?
-расскажи, как попала Рукодельница в гости к Морозу Ивановичу?
-вспомни, каким она увидела жилье Мороза Ивановича?
-заметила ли эту красоту Ленивица, когда попала к Морозу Ивановичу?
-как вы об этом догадались?
-какими словами говорится о том, как выполняла задания Ленивица и Рукодельница?
-расскажите, как наградил Мороз Иванович одну девочку и как наказал другую?
-чему учат эти сказки?
-как об этом можно сказать иначе?
Интересно, наверное, еще и потому, что в сказке используются сказочные слова:например: говорится, что не просто случилось беда, а….
-вспомните, как говорилось о пирожке, о яблочках, о снежке.
Мороз Иванович в сказке не говорил пословицу «что посеешь, то и пожнешь», а сказал другие слова, близкие по смыслу.
-поиграем в игру «скажи по-другому»
-я буду кидать мяч, говорить фразеологизм, а вы говорить, что оно означает
Одна нога здесь, другая там
Ленивому и ленится лень.
Дети выбирают подходящий материал, выполняют задание.
3 часть-заключительная Цель: создать у детей радостное настроение от хорошей проделанной работы.
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло.
В. : Чему научила вас сказка? «
— Надо с детства не лениться, с радостью выполнять любую посильную работу, быть вежливым и учтивым. «
Мы прилетели, открываем глаза.
Конспект интегрированного занятия. Рисование по сказке «Мороз Иванович» Конспект интегрированного занятия рисование по сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» (подготовительная группа) Воспитатель МДОУ Д/с № 15.
Подготовительная работа к викторине «В гостях у сказки» Эта презентация была подготовлена с целью подготовки к Викторине между подготовительными группами «В гостях у сказки». Она поможет детям.
Конспект занятия «По работе и награда» по сказке Ф. И. Одоевского «Мороз Иванович»
Кочегазова Наталия
Конспект занятия «По работе и награда» по сказке Ф. И. Одоевского «Мороз Иванович»
Конспект занятия на тему: «По работе и награда», в сказке Одоевского «Мороз Иванович».
Автор: Кочегазова Наталия Евгеньевна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №361
Город Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Знакомство со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович«
Дата публикации 09 10 2019
Раздел: дошкольное образование
Продолжать знакомить с творчеством русских писателей. Учить принимать участие в беседе; внимательно слушать, рассуждать, познакомить с пословицей «По работе и награда».
Конспект занятия на тему:
«По работе и награда», в сказке
Одоевского «Мороз Иванович».
Цель: Продолжать знакомить с творчеством русских писателей-сказочников. Дать представление о том, что трудолюбивым людям в жизни сопутствует удача.
Поддерживать интерес к экономическим знаниям, развивать экономическое мышление. Учить давать оценку поступкам героев и характеристику их действиям.
Помочь понять значение таких экономических качеств личности, как хозяйственность, бережливость, а также вознаграждение, работа, награда.
формировать деловые качества личности, экономическое поведение;
Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание,
навыки разумного ведения домашнего хозяйства;
Воспитывать уважение к старшим людям.
Иллюстрации к сказке, мнемотаблицы описания «Рукодельница», «Ленивица», ведерко с конфетами.
Ход занятия.
— Ребята, какие пословицы о труде вы знаете? (Кто не работает, тот не ест). (Лениться да гулять, добра не видать). (Как аукнется, так и откликнется, (Без труда не вынешь рыбку из пруда)
— Иногда в народе говорят: «По работе и награда». Что означает эта пословица? В каких случаях так говорят?
Чтение сказки Одоевского «Мороз Иванович»».
Беседа про прочитанному:
— Ребята, вам понравилась сказка?
— Кто написал сказку?
— Как звали девочек? Почему автор сказки дол девочкам такие имена?
— Какая была Рукодельница? А её сестра?
— К кому попала Рукодельница?
— Кого встретила на своём пути?
— А почему Ленивица тоже захотела попасть к Морозу Ивановичу?
Можно ли применить пословицу «по работе и награда» к этой сказке? (ответы детей).
— Ребята, скажите, вам понравилась сказка? В каких сказках есть ещё такие герои? (Крошечка- Хаврошечка, Дуняша и Агаша, Айога, Кукушка и др.).
Ребята, Мороз Иванович доволен вашей работой, да только он забыл, что за девочки были у него в сказке
Давайте поможем ему вспомнить. Вот перед вами мнемотаблицы. Я буду описывать одну из девочек, а вы должны подобрать слова для другой.
Игра «Скажи наоборот»
Ленивица злая, а Рукодельница… (добрая)
Рукодельница аккуратная, а Ленивица… (неряха)
Рукодельница дружелюбная, а Ленивица… (черствая)
Ленивица глупая, а Рукодельница… (умная)
Ленивица черствая, а Рукодельница… (мягкая, доброжелательная)
Ленивица грубая, а рукодельница (Ласковая, нежная)
Кто готов повторить описание девочек для Мороза Ивановича?
Ребята, Мороз Иванович благодарит вас за работу и отдаёт вам ведёрко. А в нём для вас угощение-конфеты.
Конспект комплексного занятия «В гости к сказке» Задачи: Продолжать учить детей рассказывать сказки, дополнять рассказ взрослого. Принимать участие в обыгрывании, учиться двигать персонажи.
Конспект логопедического занятия по сказке «Рукавичка» Ф. И. О. педагога: Пожидаева С. Ю., учитель-логопед средней группы Тема: Сказка «Рукавичка». Цель: Создать условия для совершенствования связной.
Конспект НОД в старшей группе: «Корней Иванович Чуковский и его сказки» Конспект НОД в старшей группе: «Корней Иванович Чуковский и его сказки» Цель: Закрепить и дополнить представления детей о писателе К. И.
Конспект прогулки «Ой, мороз, мороз, щиплет уши, щиплет нос» для детей 3–4 лет Тема: «Ой, мороз, мороз, щиплет уши, щиплет нос.» Цели: Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы в частности с морозом;.
Конспект занятия по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу?» Конспект занятия по сказке В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Программное содержание: • Познакомить детей со сказкой Сутеева В. Г. «Кто сказал.
Конспект занятия «Путешествие по сказке «Колобок» Цель: в игровой форме закреплять математические представления Задачи: Образовательные: Закреплять умение различать и называть.
Конспект занятия с использованием технологии продуктивного чтения и слушания «Знакомство со сказкой «Мороз и заяц» Конспект занятия с использованием технологии продуктивного чтения и слушания для детей младшего возраста. Автор: Казанская М. В. Тема «Знакомство.
Конспект урока «В. Ф. Одоевского сказка «Мороз Иванович»
Екатерина Михайлова
Конспект урока «В. Ф. Одоевского сказка «Мороз Иванович»
Конспект урока на тему: В. Ф. Одоевского сказка «Мороз Иванович».
На календаре зимний месяц декабрь. Ребята, а вы любите зиму? Почему? Зима – волшебное время года, природа наполнена сказочной красотой, и неизвестно, какие чудеса и приключения нас ждут. Как вы думаете, о чем будет речь на сегодняшнем уроке?
Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством В. Ф. Одоевского; научимся анализировать, сравнивать, читать выразительно; учить мыслить, рассуждать.
На столах у каждого из вас лежит лист, по которому вы будете работать.
Какой самый любимый праздник у детей зимой? А откуда пошла традиция отмечать новый год? Как в старину его праздновали? Сейчас мы с вами узнаем.
Каждая группа выберет сейчас себе задание:
— Как отмечали новый год раньше?
— Почему елка является символом нового года?
— Как появились первые елочные игрушки?
Дети: В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени. Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника. Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника.
Учитель: А почему елка является символом новогоднего праздника?
Дети: Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Узнав божественное знамение, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.
На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой звезда еще ярче засияла…
Учитель: Откуда пошла традиция украшать елку игрушками?
На Руси первые ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, а уже позднее из бумаги и фольги. Этим производством занимались специальные картонажные мастерские. Стеклянные украшения появились позднее.
Работа над сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Это присказка ребята
Но, а сказка впереди.
Учитель: Что же такое СКАЗКА?
Дети: Сказка – это жанр устного народного творчества.
Учитель: Какая бывает сказка?
Учитель: Какую мы сказку изучали на прошлых уроках? (Мороз Иванович)
Это сказка народная или литературная. А почему? Кто автор этой сказки? (В. Ф. Одоевский).
Учитель: Давайте вспомним, кто такой В. Ф. Одоевский.
(Ученик рассказывает:
Расцвет литературной славы Одоевского пришелся на 30— 40-е годы. В 1833 году вышел в свет его сборник «Пестрые сказки с красным словцом».
Многие педагогические идеи Одоевского воплотились в его произведениях для детского чтения. Первые свои произведения для детей Одоевский помещает в периодических изданиях, чаще всего в «Детской библиотеке» А. Очкина и Львова.
При жизни Одоевскогоего книги для детей издавались 6 раз: «Городок в табакерке» (1834, 1847, «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838 и 1840, «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847).В жанровом отношении его произведения разнообразны: сказки, рассказы, очерки, стихи.
Параллельно с литературным творчеством он уделяет внимание науке, музыке, также активно занимается общественной деятельностью.
Умер Одоевский 27 февраля (11 марта н. с.) 1869 в Москве).
Учитель:- Сядьте прямо не шумите и тихонечко сидите. вы послушайте сейчас. Какой же герой к нам спешит на урок?
— Красивый старичок, седой- седой сидит на ледяной лавочке, да снежные комочки ест. Вы узнали, кто это? (Мороз Иванович).
Портрет (Мороза Ивановича).
Учитель: Ребята, он понравился вам в сказке?
Каким он был? (добрым, красивым, справедливым, счастливым, морозным, в красивом тулупе, с белой бородой). А вот и еще один герой сказки?
Учитель: Вот следующая героиня сказки. Я очень умная девочка, рано встаю, сама одеваюсь. А, вставши с постельки, за работу принимаюсь. Кто это? (Рукодельница) Портрет (Рукодельницы)
Учитель: А как вы понимаете смысл этого слова? (Все делает своими руками).
Сейчас давайте почитаем по ролям, как Рукодельница и Мороз И. встретились.
(Девочка: Здравствуй, дедушка!
Мороз Иванович: Здравствуй, рукодельница знаю зачем ты ко мне пожаловала, ты ведерко в мой студенец опустила, отдам, отдам, я тебе его, только ты, мне три дня прослужи, будешь умна награжу, а ленива тебе же хуже. А теперь мне пора спать….)
Так какая она была? (Добрая, трудолюбивая, руки как солнышко, лицо умное).
Учитель: Ребята представьте, что вы художники. Какой бы вы нарисовали портрет Рукодельнице?
Пусть дорога нелегка,
И замерзли мы слегка
Руки мы сейчас согреем
Все на свете мы умеем.
Учитель: Как звали втору главную героиню? Какой вы ее себе представляете? Портрет Ленивицы.
Найдите и прочитайте это предложение.
Ответы на вопросы по командам:
Сейчас мы поделимся на команды (3 команды). Я раздам каждой команде по вопросу. И вам нужно на них ответить.
3 команда: Как рукодельница могла вернуть ведёрко? (За него она должна была три дня прослужить.)
1команда: Прочитайте, как отблагодарил дед Рукодельницу.
2команда: Что наказывала нянюшка Ленивице?
3команда:Чтение в лицах отрывка со слов: «Вот, по примеру рукодельницы.»до слов: «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил.». (Автор, Ленивица, Яблоня, Печка, Мороз Иванович)
Учитель: В каких словах выражена главная мысль сказки? («Какова твоя работа, такова и награда».)
Окостенели – замерзли, онемели,
Отойдут, не ознобишь.
Почивать – лег спать
Стрепня – еда, повара называли стряпуха.
«Здравствуй, сказка! Здравствуй, ёлка! Здравствуй, Дедушка Мороз!» Оформление группы к Новому году «Здравствуй, сказка! Здравствуй, елка! Здравствуй, Дедушка Мороз!» Оформление группы к Новому году Мавлютова Рузалия Дети всегда ждут чуда.
Конспект занятия «Чтение сказки «Мороз Иванович» Где можешь ты увидеть чудеса? Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса. Природа дарит тайны нам свои. Лишь внимательно вокруг ты посмотри.
Методическая разработка «Корней Иванович Чуковский и его сказки» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Задачи:.
«Изостудия» для детей 7–8 лет. Конспект урока в 1 классе «Сказка «Три братца» Д/о «Изостудия» 1 класс. Тема занятия: «Сказка о красках». Цель: развитие творческого мышления посредством психоэмоционального воздействия.
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе «Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» Разумова Юлия Владимировна Урок литературного чтения 3 класс Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.
Сценарии детских кукольных спектаклей «Маленький Дед Мороз» и «Маленький Дед Мороз путешествует вокруг света» Сценарий детского кукольного спектакля «Маленький Дед Мороз» и «Маленький Дед Мороз путешествует во круг света».По книге Штонер Ану и Генрика.
Сценарий открытого показа театрализованного представления с элементами кукольного театра «Мороз Иванович» Мороз Иванович (По сказке В. Ф. Одоевского) Ведущая: В одном доме жили две девочки – Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Нянюшка:.
Конспект урока по литературному чтению по теме В.Одоевский «Мороз Иванович» 2-й урок
специалист в области арт-терапии
В.Одоевский «Мороз Иванович»
Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Работа над скороговоркой
• У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
— Какое интересное слово встретилось в скороговорке? Что оно означает? (Размокропогодилась. Значит, стало кругом мокро, слякотно.)
— Прочитайте с орфографическим проговором (еще: с орфоэпическим проговором, в замедленном темпе, скороговоркой).
III. Работа по теме урока
Повторение первой части сказки «Мороз Иванович»
— Почему автор их так назвал?
— Какая беда случилась с Рукодельницей?
— Кто ей встретился в волшебном колодце и о чем ее попросил?
— Как Рукодельница могла вернуть ведерко?
— Легко ли было девочке взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?
2. Чтение второй части сказки
3. Выборочное чтение
— Прочитайте, как отблагодарил Мороз Иванович Рукодельницу.
— Что наказывала нянюшка Ленивице?
4. Чтение в лицах отрывка
(Со слов «Вот, по примеру Рукодельницы. » до слов «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил. »).
— Выберите со с. 205—206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.
— В каких словах выражена главная мысль сказки? («Какова твоя работа, такова и награда».)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.
V. Продолжение работы по теме урока. Сравнение с народной сказкой «Морозко»
— Чем отличаются герои сказок? (В авторской сказке у девочек есть имена, описаны их дела по дому, Мороза Ивановича легче представить: есть его описание. Разговаривают пирожок и яблочки. Есть поучительный разговор Мороза Ивановичаи Рукодельницы.)
4. Чтение в лицах отрывка
(Со слов «Вот, по примеру Рукодельницы. » до слов «Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил. »).
— Выберите со с. 205—206 все слова Мороза Ивановича и прочитайте их.
— В каких словах выражена главная мысль сказки? («Какова твоя работа, такова и награда».)
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.
V. Продолжение работы по теме урока. Сравнение с народной сказкой «Морозко»
— Чем отличаются герои сказок? (В авторской сказке у девочек есть имена, описаны их дела по дому, Мороза Ивановича легче представить: есть его описание. Разговаривают пирожок и яблочки. Есть поучительный разговор Мороза Ивановича и Рукодельницы.)
Работа в парах. 1) Дайте характеристику героиням сказки, для этого заполните таблицу.
— Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович.
— Каким видели Рукодельница и Ленивица Мороза Ивановича?
добрый и приветливый старичок
злой и сердитый старик
В этой борьбе добра и зла побеждает добро, как и в народной сказке «Морозко».
VII. Подведение итогов урока
— Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы вы ответили на вопросы: «Что правда, а что неправда»-? Что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?
Подготовить пересказ сказки и нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведени ю.