Работа с рассказом как мальчик женя научился говорить букву р

Сказки

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Урок обучения грамоте в 1 классе.

специалист в области арт-терапии

По обучению грамоте в 1 классе УМК «Школа России»

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; строить предположения, договариваться, приходить к общему решению.

3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, сигнальные атрибуты у обучающихся для оценивания своей работы на уроке.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2.Развитие речевого аппарата.

Девиз: Говорю неторопливо, очень четко и красиво.

Голову поднимем выше и легко, легко подышим:

— спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);

— надуваем воздушный шар;

Чтение скороговорок и чистоговорок:

Как на горке, на пригорке,

Раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка.

Муха – горюха села на ухо.

Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции (речевая разминка).

-Какое стихотворение дома читали? («Читалочка»)

— Постарайтесь при чтении передать радость.

4.Постановка целей и определение темы урока.

1) Инсценировка стихотворения

Ученик 1. Я теперь уже читаю,

Цифры знаю, буквы знаю.

Ученик 1. Ну а как же?!

Скажет каждый во дворе:

Перед нами буква «рэ».

Буква Р. Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,

Хоть пишусь я во «дворе»!

Ты найдешь меня в «горах»,

«Тундре», «речке», «берегах»,

Рокочу я громким громом

И реву звериным рёвом –

Вот тигриным, например:

Ученик 1. Извините, я не знал…

Ученик 2. Но он правильно читал!

— Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р], [р/]

— Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)

— Есть ли еще подобные, такой характеристике, звуки? (да: [м], [н], [р], [л])

— Догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.

— Прочитай название текста.

-Сегодня мы поговорим о звуке [р] и букве «эр», познакомимся с рассказом Е.Чарушина.

Читайте также:  Сказки шарля перро перечень

5. Работа по теме урока

1) Чтение слогов-слияний.

— Буквы живут очень дружно, часто берут друг друга за руки и тогда происходит чудо: они превращаются в слоги, а потом и в слова.

ра ро ру ры ри ре ря рю

2) Назови слова, в которых есть «ре». (карета, реки, крепкий. ).

Назови слова, в которых есть «рю». (рюкзак, хрюша, брюки. ).

Назови слова, в которых есть «ря». (зарядка, ряд, моряк. )

3)Измени слова так, чтобы каждое обозначало несколько предметов: зверь — звери (презентация: слайд 1-8)

Фонарь, букварь, сухарь, пескарь, дверь, уголь, якорь, снегирь, пузырь.

3) Краткая биографическая справка о Евгении Чарушине ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ: слайд 9-13)

4) Чтение текста учителем и подготовленными учениками.

6. Физкультминутка. (музыкальная)

7. Продолжение работы по теме урока

1) Работа над произведением.

Чтение слов с доски с пометкам.

2) Ответы на вопросы:

— О ком был этот рассказ?

-Какой звук не выговаривал Женя?

-Как ребята к этому относились?

— Как вы можете помочь одноклассникам или знакомым детям, которые не могут правильно произносить звуки?

— Прочитайте задание, которое вам предложили авторы учебника к тексту.

3) Словарная работа

-Какие слова не мог правильно произнести Женя? Найди в тексте и прочитай.

-Прочитай, как правильно произносить эти слова:

-Запомни их написание

4) Выборочное чтение – чтение по ролям

-Найди и прочитай, что произошло с Женей дальше (куда спрятался, с кем встретился)

-Прочитайте разговор детей, когда Женя научился выговаривать звук [р].

-От радости, как он произнес слово «Павлуша».

-Почему? (научился выговаривать звук)

-Так, кто обучил мальчика?

5) Ответ на вопрос учебника

-Какую ошибку допустил писатель Чарушин в названии своего рассказа? (Женя не умел произносить звук [ р], а не букву эр.)

6)Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу

Недаром говорится, что дело мастера боится.

(…Полчаса кричал Женя по вороньи… )

Вывод: трудом можно добиться успеха.

Повторное чтение названия рассказа.

-Как еще можно назвать рассказ?

(Как ворона научила Женю произносить звук [р], Трудная буква).

-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).

Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.

6)» Исправь ошибки в словах» (работа в парах)

. Исправь ошибки в словах : каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, глиб.

— Какие задания вам понравились на уроке.

— Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных атрибутов.

9. Обобщение. Итог урока.

-Какое произведение читали на уроке?

-Кто автор рассказа?

-Какой звук не мог выговаривать Женя?

Читайте также:  Рассказ серебряное копытце краткое содержание для читательского дневника

-Научился ли мальчик произносить звук [р]?

-Давайте и мы закрепим произношение звука [р]

Источник

Конспект урока чтения в 1 классе на тему «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

специалист в области арт-терапии

Цель: познакомить с рассказом Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

2.Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

• регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

• коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; строить предположения, договариваться, приходить к общему решению.

3.Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Чтобы гости, дорогие,

Захотели вновь прийти!

2.Развитие речевого аппарата.

Девиз: Говорю неторопливо, очень четко и красиво.

Голову поднимем выше и легко, легко подышим:

— спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);

— надуваем воздушный шар;

Чтение скороговорок и чистоговорок:

Как на горке, на пригорке,

Раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка.

Муха – горюха села на ухо.

Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции (речевая разминка).

-Какое стихотворение дома читали? («Читалочка»)

— Постарайтесь при чтении передать радость.

4.Постановка целей и определение темы урока.

Ученик 1. Я теперь уже читаю,

Цифры знаю, буквы знаю.

Ученик 1. Ну а как же?!

Скажет каждый во дворе:

Перед нами буква «рэ».

Буква Р. Я – не «рэ», не «рэ», не «рэ»,

Хоть пишусь я во «дворе»!

Ты найдешь меня в «горах»,

«Тундре», «речке», «берегах»,

Рокочу я громким громом

И реву звериным рёвом –

Вот тигриным, например:

Ученик 1. Извините, я не знал…

Ученик 2. Но он правильно читал!

— Что мы знаем о букве Р? (Обозначает звонкие звуки [р], [р / ]

— Расскажите все, что знаете об этих звуках. (согласный, звонкий, непарный, твердый или мягкий)

— Есть ли еще подобные, такой характеристике, звуки? (да: [м], [н], [р], [л])

— Догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.

— Прочитай название текста.

-Сегодня мы поговорим о звуке [р] и букве «эр», познакомимся с рассказом Е.Чарушина.

5. Работа по теме урока

Читайте также:  Рассказ о любимом предмете в школе математика

1) Чтение слогов-слияний.

— Буквы живут очень дружно, часто берут друг друга за руки и тогда происходит чудо: они превращаются в слоги, а потом и в слова.

ра ро ру ры ри ре ря рю

Назови слова, в которых есть «ре». (карета, реки, крепкий. ).

Назови слова, в которых есть «рю». (рюкзак, хрюша, брюки. ).

Назови слова, в которых есть «ря». (зарядка, ряд, моряк. )

3)Измени слова так, чтобы каждое обозначало несколько предметов: зверь — звери ( презентация: слайд 1-8 )

Фонарь, букварь, сухарь, пескарь, дверь, уголь, якорь, снегирь, пузырь.

3) Краткая биографическая справка о Евгении Чарушине ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ: слайд 9-13)

4) Чтение текста учителем и подготовленными учениками.

7. Продолжение работы по теме урока

1) Работа над произведением.

Чтение слов с доски с пометкам.

2) Ответы на вопросы:

— О ком был этот рассказ?

-Какой звук не выговаривал Женя?

-Как ребята к этому относились?

— Как вы можете помочь одноклассникам или знакомым детям, которые не могут правильно произносить звуки?

— Прочитайте задание, которое вам предложили авторы учебника к тексту.

3) Словарная работа

-Какие слова не мог правильно произнести Женя? Найди в тексте и прочитай.

-Прочитай, как правильно произносить эти слова:

-Запомни их написание

4) Выборочное чтение – чтение по ролям

-Найди и прочитай, что произошло с Женей дальше (куда спрятался, с кем встретился)

-Прочитайте разговор детей, когда Женя научился выговаривать звук [р].

-От радости, как он произнес слово «Павлуша».

-Почему? (научился выговаривать звук)

-Так, кто обучил мальчика?

5) Ответ на вопрос учебника

-Какую ошибку допустил писатель Чарушин в названии своего рассказа? (Женя не умел произносить звук [ р], а не букву эр.)

6)Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу

Недаром говорится, что дело мастера боится.

(…Полчаса кричал Женя по вороньи… )

Вывод: трудом можно добиться успеха.

Повторное чтение названия рассказа.

-Как еще можно назвать рассказ?

(Как ворона научила Женю произносить звук [р], Трудная буква).

-Какие черты характера помогли Жене научиться говорить звук [р]? (Настойчивость, упорство).

Вывод: если потрудишься, постараешься, то всему научишься.

6)» Исправь ошибки в словах» (работа в парах)

. Исправь ошибки в словах : каландаш, плобка, белка, валежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлюля, клик, глаз, глиб.

Какие задания вам понравились на уроке.

— Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных атрибутов.

9. Обобщение. Итог урока.

-Какое произведение читали на уроке?

-Кто автор рассказа?

-Какой звук не мог выговаривать Женя?

-Научился ли мальчик произносить звук [р]?

-Давайте и мы закрепим произношение звука [р]

Источник

Познавательное и интересное