Проверочная работа по литературному чтению в виде теста по произведению А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке» во 2 классе.
специалист в области арт-терапии
Проверочная работа по литературному чтению в виде теста по произведению А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке» во 2 классе.
Проверочная работа по литературному чтению составлена по программе Школа России. Данная работа проводится после изучения произведения и направлена на проверку знаний учащихся по изученному разделу. Работа построена в форме теста и легко доступна ученикам.
Учитель с помощью этой работы сможет проанализировать глубину знаний и понимание учащимися изученного материала.
1. Где жили старик и старуха?
а. В тереме
б. В избе
в. В землянке
3. За что бабка бранила старика?
а. Что корыто разбилось
б. Что опустил рыбку без выкупа
в. Что вернулся без рыбы
4. Что старик попросил у рыбки в первый раз?
а. Титул королевский
б. Новое корыто
в. Избу
5. Почему старуху не устраивали дары от рыбки?
а. Дары были очень скудные
б. Рыбка давала не то, что просили
в. Старуха хотела больше
6. Почему с каждым разом море волновалось всё больше?
а. Предвещало скорую беду и что у щедрости наступает предел
б. Рыбка исполняла желания бабки ценой своего спокойствия
в. Наступал сезон штормов
7. Почему старуха не пожелала быть царицей?
а. Ей всё было мало
б. Слишком сложно было справляться с царскими делами
в. Казна опустела
8. Что оказалось последней каплей терпения для рыбки?
а. Море слишком разбушевалось и рыбка испугалась
б. Старуха захотела, чтобы рыбка ей служила
в. Старуха захотела царствовать во всех ближних землях
9. Почему ничего не молвила рыбка последний раз?
а. Буря была слишком сильной и её слов не было слышно
б. Высказала своё возмущение
в. Ей некогда было разговаривать
10. Чем отплатила рыбка старухе?
а. Прокляла старуху
б. Забрала назад все её желания
в. Забрала старика
11. Кто написал сказку о рыбаке и рыбке?
а. А. Пушкин
б. С. Маршак
в. С. Есенин
1. Какими словами начинается сказка?
а. «Жили-были старик со старухой».
б. «Жили-были дед да баба».
в. «Жил старик со своею старухой».
2. Где жил старик со своею старухой?
а. В землянке.
б. В избушке.
в. В тереме.
3. Сколько лет рыбачил старик?
а. Двадцать три года.
б. Тридцать три года.
в. Тридцать лет.
4. Что было разбитым у старика со старухой?
а. Окна землянки.
б. Посуда.
в. Корыто.
5. Чем занималась старуха?
6. Что сделал старик, поймав золотую рыбку?
а. Принёс старухе.
б. Отпустил в море.
в. Сварил уху.
7. Что просила старуха во второй раз?
б. Избу
в. Хотела быть царицей
8. Чем поймал старик золотую рыбку?
а. Удочкой.
б. Сетью.
в. Неводом.
9. Сколько раз закидывал старик невод, когда поймал золотую рыбку?
а. Два раза.
б. Три раза.
в. Пять раз.
10. За что была наказана старуха?
а. За лень
б. За ложь
в. За жадность
Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)
Класс: 2
Мотивация. Учитель читает строки из стихотворения Н.Рыленкова.
— О каком литературном жанре говорится в стихотворении?
— Назовите приметы русских волшебных сказок.
Есть зачин, концовка
Присутствуют волшебные герои
Происходят волшебные события.
Используются троекратные повторы.
Актуализация знаний учащихся.
— На какие две группы делятся все известные вам сказки?
Сказки бывают народные, а бывают авторские.
— Чем авторская сказка отличается от народной?
Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.
— А какие вы знаете авторские сказки?
Среди авторов, писавших сказки есть особенный, знакомый вам с раннего детства.
Догадайтесь, о ком идёт речь, прочитав ключевые слова из одного очень известного его произведения:
Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.
— Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат?
Давайте познакомимся с его жизнью и творчеством поближе.
Демонстрируется отрывок из фильма о жизни А. С. Пушкина «:Вновь я посетил:»
Формулировка темы и задач урока. Работа до чтения.
Откройте учебник на странице 30 («Литературное чтение. 2 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева») и прочитайте название сказки, с которой нам предстоит познакомиться, рассмотрите иллюстрацию.
— Ясно ли из названия, о ком это произведение?
Но сказка эта не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. А вот что хотел сказать нам А.С.Пушкин, какой урок преподать, нам сегодня с вами предстоит выяснить.
Работа во время чтения. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся.
Учитель и хорошо читающие дети читают произведение по частям вслух. По ходу чтения объясняются значения устаревших слов и выражений. При этом используются «Толковый словарь русского языка» В.Даля и сноски на страницах учебника.
Работа в парах. Выяснение характеров главных героев.
— Кто является главными героями сказки?
Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.
Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются.
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
-Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер старухи?
Работа после чтения.
— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.
Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.
— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
-Являются ли положительными такие качества, как безвольность, смиренность, безответность?
— Случается ли такое в жизни?
Обидеть кого-то, отобрать или украсть чужую вещь, курить, обмануть, обозвать кого-то и т.д.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
-Какой же урок преподал нам великий поэт?
Выберите наиболее точную формулировку:
Как здорово поймать волшебную рыбку!
Как плохо быть сварливым и жадным.
Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.
Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.
Проследить, как изменяется описание моря с возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). Проиллюстрировать эти строчки.
Подготовить ответ на вопросы:
— Ваше отношение к героям сказки.
— Какой урок извлекли из произведения?
— Если бы ты поймал золотую рыбку, какое бы желание ты ей загадал?
Учащимся раздаются анкеты. Предлагается оценить свою работу на уроке, подчеркнув выбранные слова из правого столбца.
Урок чтения во 2-м классе по теме: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тема “ Сказка о рыбаке и рыбке”.
Портрет А.С.Пушкина; родословная поэта; иллюстрации к сказкам. Цитата поэта “Что за прелесть эти сказки! Каждая из них-поэма”; “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!”
Высказывания писателей и поэтов об основоположнике русской поэзии. Журнальный столик, свечи в подсвечнике, чернильница, перо, книги; реквизиты и костюмы для инсценировок; корзинка с орешками; аудио- и видеоматериалы к уроку; учебник “Маленькая дверь в большой мир” 1 часть (авт. Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.)
До звонка на урок звучит фонограмма “Как упоительны в России вечера”
1. Организационный момент
Прежде чем мы начнём серьёзную работу, выполняем упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
— Упражнения для языка (вращение, “маятник”)
— Упражнения для губ (“пятачок- улыбка”)
— “Радиотеатр”: озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка)
Выполняем упражнения на развитие дикции:
произнесение одной и той же скороговорки с разными интонациями (удивление, огорчение, радость).
2. Сообщение темы и цели урока.
Звучит фонограмма “Как упоительны в России вечера”, на фоне музыки
Музыка продолжается громче
Выходят мальчик и две девочки в белых бальных платьях. Они зажигают свечи памяти у портрета Пушкина, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя присутствующих. Дети садятся.
Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости!
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина.(Показывается портрет) Прочитайте тему урока.
3. Информация об авторе
Звучит “Вальс” Штрауса
Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.
Мать поэта, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, внучка “арапа Петра Великого” была остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.
Отец разрешал пользоваться своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.
В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал (показываю на родословной) и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в этом доме.
Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.
4. Конкурс
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую. Давайте вместе вспомним эти сказки.
Показывается фрагмент из видеофильма “Сказка о царе Салтане…” Песня Белочки “Во саду ли, в огороде”.
*В какой сказке Пушкина мы встречаемся с такой затейницей? (Ответы детей)
Этими непростыми орешками поделилась с вами Белочка.
Ну-ка, возьмите по орешку и ответьте на вопрос Белочки.
Звучит “Вальс” Штрауса.
Ребята берут орешки, раскрывают их и отвечают на вопросы.
* Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна Лебедь)
* В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
* Какими словами заканчивается “ Сказка о золотом петушке”?
(“Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок”.)
* Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, Надежда Осиповна.)
* Где встретились поп и Балда? (На базаре.)
Белочке очень понравилось, ребята, как вы отвечали на вопросы, и решила преподнести вам сюрприз (раздаются грец. орехи)
5.Чтение сказки А.С.Пушкина.
Итак, домовой Афанасий Федорович приглашает вас, ребята, к чтению.
Откройте, пожалуйста, стр. 30.
А) Работа с текстом до чтения.
У.- Прочитайте название произведения
Д.- “Сказка о рыбаке и рыбке”
У.- Из чего ясно, что это сказка.
У.- Что еще можно узнать из заголовка?
Д.- О героях. Рыбак и рыбка.
У.- Кто изображен на иллюстрации?
Д.- Старик с неводом, старуха, которая прядет пряжу.
У.- Где будут происходить события
У.- Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Б) Чтение с комментированием
Читает учитель, дети отмечают карандашом ключевые слова по ходу чтения.
Словарная работа идет по ходу чтения.
Вопросы после прочтения.
*** Где жили старик со своею старухой?
*** Чем занимался старик? А старуха?
*** Найдите, ребята сказочную примету
(Трижды закинул невод в море)
*** Еще есть сказочная примета?
*** Где в ее словах обращение? Найдите.
(Отпусти ты, старче, меня в море)
*** Как разговаривает старик?
*** А как он рассказывает о чуде старухе?
*** Как предстает море поначалу? Найдите.
(Как безбрежный синий простор)
*** Как отнеслась старуха к рассказу старика?
*** Определите тон чтения.
Словарная работа. Дети читают “ по цепочке”
*** Что просила старуха в первый раз?
Обратите внимание, ребята, на эффект повтора.
Передавая золотой рыбке слова старухи, старик их полностью повторяет
*** Что заметил старик в этот раз?
(Море слегка разыгралось)
*** Что теперь захотелось старухе?
*** Как менялось море? Найдите.
(Помутилося синее море)
Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.
*** Какими словами обращается старик к рыбке?
(“Смилуйся, государыня рыбка”)
*** Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во
(“Разбранила меня моя старуха…”
“ Избу просит сварливая баба…”)
Чтобы старик не отчаивался, давайте мы его поддержим.
(Дети танцуют под песню “ Задумал да старый дед”) исп. Н.Кадышева
*** Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется?
Найдите ответ в тексте.
(“ Не хочу быть черной крестьянкой
Хочу быть столбовою дворянкой…”)
Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.
И море дает старику об этом знак
Словарь. Чупрун- чуб
Старуха не обращает внимания на богатые украшения, нисколько не радуется новому дворцу, а начинает проявлять свою властную натуру.
Получив в подчинение слуг, на конюшне служить старика посылает.
Просмотр фрагмента из видеофильма “Сказка о рыбаке и рыбке”.
*** Кем захотела теперь быть старуха?
*** Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?
Найдите и прочитайте в тексте (стр.34)
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, не молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”)
Чтение вполголоса. Анализ содержания.
*** Как встретило море?
(Почернело синее море)
Но старику пришлось отправляться к золотой рыбке просить царский сан для своей старухи.
Но что было делать?
Знал, что все равно приведут его сюда силой.
Просмотр фрагмента из видеофильма “ Сказка о рыбаке и рыбке”
Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:
“ Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!”
Громкое чтение. Обмен впечатлениями.
*** А почему народ над старичком насмеялся и говорил
“Не садися не в свои сани!”
(Когда человек не соответствует месту, которое занимает)
Начало читают дети по учебнику
Далее просмотр фрагмента из видеофильма.
*** Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?
Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.
Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:
Ничего не сказала,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
(Потому что милость небезгранична)
Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.
Чтение сказки завершено.
*** Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?
*** Ребята, как вы думаете, почему в названии нет старухи, хотя сюжетная канва сказки строится вокруг нее?
(Злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии)
*** Я, считаю, что старик не положительный герой сказки? А ВЫ?
(Потому что он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует ее на большее зло).
Не имеет твердого характера, хотя добр и простоват.
*** Какую ошибку, на ваш взгляд он допустил?
(Не проговорись он о диковинной говорящей рыбке своей старухе, не видать бы ему таких унижений, никто бы его на конюшню служить не посылал, взашей не выталкивал).
*** Назовите еще одно действующее “ лицо ” в этой сказке.
А.С.Пушкин, как мы уже сказали, обращается к эффекту повтора, чтобы привлечь наше внимание к требованиям старухи.
А также принцип повтора у поэта сливается с традиционным для народного творчества приемом нарастания
*** Огорчился ли старик, увидев снова свою старую землянку?
(Пожалуй, нет. Потому что он убедился, что все злое, недоброе не приносит счастья)
7 Подведение итогов урока.
*** Какой же урок извлекли вы из сказки?
(Остался у разбитого корыта.
Все потерял, что было. Остался ни с чем.)
Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки; работать над архаизмами. Написать мини сочинение(5-6 предл.)
Если бы вы вдруг оказались в этой сказке, о чем бы вы попросили
8.Заключительная часть урока.
Урок заканчивается. Свечи памяти гаснут, но строки А.С.Пушкина никогда не гаснут в наших сердцах.
Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.
Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина.
Сказки Пушкина. (сл. и муз. О.Ященко)
Ночь придет, и в поднебесье
Звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье
Нас с тобою приведет!
Там на острове чудесном
Расписные терема!
Изумрудные орешки
Белка сыплет в закрома!
Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут и мне, и тебе
Оказаться опять в той волшебной стране!
Сказки Пушкина – чудо – страна!
Свои Двери открыла она!
Эти сказки опять и опять
Будут дети читать, будут дети читать,
Снова будут их дети читать!
Благодарю всех ребят за активное участие на уроке, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку. Всего самого доброго. До встречи!
Конспект урока по литературному чтению 2 класс А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
специалист в области арт-терапии
Тема: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».
Задача урока: ф ормирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.
Формируемые УУД: Познавательные УУД : формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД : выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД : формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
1. Организационный момент.
2.Активизация на познавательную деятельность.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка.
Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке». Познакомимся с героями этой сказкой.
3. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
А) Прочитайте название произведения.
— Что можно узнать из заголовка?
— Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Б) Первая часть (читает учитель).
Словарная работа до чтения.
Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод – рыболовная сеть.
Простофиля – глупый, несообразительный человек.
В) Вторая часть (читают хорошо читающие дети).
Словарная работа до чтения.
( Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).
Работа над текстом.
— Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.
— Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.
-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.
— Как вы думаете, хорошо быть жадной?
— К чему приводит жадность.
-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?
Словарная работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют «корыстолюбивые».
— Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.
— Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.
— Объясните, кто такая дворянка.
— Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.
— Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?
— Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.
— Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.
Г) Чтение «по цепочке».
Е) Чтение детьми вполголоса.
Работа над текстом.
Кем теперь захотела быть старуха?
— Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста. ( Работа в паре).
— Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?
— О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?
— Какой должна быть царица?
— Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.
— Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
— Почему народ над старичком насмеялся?
( Не садись не в свои сани!»
— Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
— Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?
— Есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками.
Обоснуйте сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)
(на что обращаем внимание)
Литературная (авторская) сказка
Автор (известен или неизвестен)
Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял)
Раньше, более древнее произведение
Позже, может быть современным произведением
Язык сказки: слова, выражения.
Может быть разным (в том числе и современным)
Соответствует одному из трёх видов сказок
Может сочетать признаки нескольких видов
Соответствует виду сказки
Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может внести свои изменения
Добро побеждает зло
Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие варианты.
— Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.
5. Самооценка работы в паре.
6. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение сказки, рассмотреть иллюстрации и подобрать слова из текста к иллюстрациям.
Урок по литературному чтению во 2 классе на тему: «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению во 2 классе на тему: «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»»
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: знакомство со сказками А.С. Пушкина, изучение произведения «Сказка о рыбаке и рыбке».
Образовательные: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию произведения, называть отдельные фразы и слова из текста, описывать характеристику героев и мотивы их поступков.
Воспитательные: воспитание чувства любви к творчеству А.С. Пушкина, создать условия для воспитания непримиримого отношения к корысти, жадности, хитрости.
Развивающие: развить навыки выразительного чтения, устную речь, память мыслительные навыки, воображение, умение анализировать произведение, обогатить словарный запас.
Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, в парах.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, карандаши/фломастеры, конверт.
Ресурсы: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова 2 класс 1 часть (стр.100-101)
1. Организационный момент
Здравствуйте, меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте проверим, все ли необходимое есть у вас на партах! Нам понадобится учебник. Итак, начнем наш урок.
2. Актуализация знаний
Цель: проверить усвоение материала предыдущего урока.
— На прошлом уроке вы познакомились с биографией и творчеством великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Давайте вспомним некоторые факты из его биографии:
1) Где родился А.С. Пушкин? (Москва), в каком году? (1799)
2) Кто ему рассказывал сказки в детстве? (Няня Арина Родионовна)
3) Любимое время года поэта? (Осень)
4) Какое первое слово в названиях всех сказок Пушкина? (Сказка)
5) Скажите, любите ли вы читать сказки? Почему? (Сказки любят читать дети и взрослые, в сказках есть волшебные герои, сказки учат мудрости, всегда добро побеждает зло)
5) Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? (“Сказка о попе и работнике Балде”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…”, “Сказка о рыбаке и рыбке”)
7) Назовите сказку Пушкина, в которой он не дал имен своим главным героям. (“Сказка о рыбаке и рыбке” – старик и старуха.)
3. Вступительная беседа
Цель: подвести детей к формулированию темы урока
грустных и смешных.
И прожить на свете
нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
Сегодня мы будем работать с одной из сказок Пушкина. Угадайте, как она называется?
Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицей морскою вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
4. Словарная работа
Цель: расширить словарный запас детей, разъяснить значение устаревших слов.
Давайте посмотрим, знаете ли вы значения этих слов:
ветхая землянка- старый дом, вырытый в земле;
корыто – большой продолговатый сосуд для стирки белья;
невод – большая рыболовная сеть;
тина – скопление водорослей в воде;
душегрейка – верхняя женская одежда;
5. Первичное восприятие текста
Цель: познакомить с сюжетом и героями произведения.
Откройте учебник на странице 30. Я буду читать текст, а ваша задача- внимательно слушать. (учитель читает 1 часть сказки). Итак, ребята, ответьте мне на вопросы:
-Где жили старик со старухой? (в землянке)
-Чем занимался старик? (ловил неводом рыбу)
— Что делала старуха? (пряла пряжу)
— Сколько лет жил старик со старухой? (33 года)
— Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)
— Что происходило каждый раз? (не мог поймать рыбу)
— Почему старик отпустил рыбку? (ему стало жалко рыбку)
Как вы думаете, что произошло дальше? (ответы детей)
Давайте продолжим читать и узнаем, оправдались ли ваши предположения!
(Продолжение чтения текста (части 2-7) учениками (по выбору учителя)).
Цель: обеспечить физическую и эмоциональную разгрузку
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
7. Вторичное восприятие текста
Цель: ознакомление с сюжетом и героями произведения.
А вот следующие части сказки мы прочитаем по ролям (Ч. 8-11). Давайте определимся, какая роль кому достанется! Выбираются дети для чтения по ролям, а все остальные следят по тексту.
Цель: провести анализ прочитанного с целью проверки усвоения материала.
А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали сказку.
Расскажите, в каком порядке старуха высказывала свои желания:
Захотела быть владычицей морскою.
Желает быть столбовой дворянкой.
Хочет быть царицей.
— Какой старик по характеру? (Мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный, вежливый, трусливый.)
— Какой представляете рыбку?
— Почему рыбка выполняла все просьбы старика?
— Как меняется море в ходе сказки? (Море слегка разыгралось; помутилось синее море; неспокойное синее море; почернело синее море; на море черная буря.)
— Как была наказана старуха за свою жадность? (Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.)
— Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)
— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
Цель: зафиксировать новое содержание урока.
Кто автор произведения, которое мы прочитали на уроке? (А.С. Пушкин)
Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)
Понравилась ли вам сказка?
Какая часть сказки показалась вам самой интересной?
Как можно было по-другому назвать эту сказку? (Морская сказка, Золотая рыбка, Три желания)
Чему нас научила эта сказка?
Как могли бы развиваться события дальше? (предположения детей)
Если вам сегодня было интересно на уроке- хлопните в ладоши.
10. Творческая работа
Цель: развитие творческих способностей.
Задание 1. Восстанови цепочку:
Задание. К каким персонажам сказки подходит каждая из пословиц? (Покажи с помощью стрелок) Выучи наизусть 2 пословицы.
Много хочешь, да мало получишь.
Не умел характер проявить, тебе и битому быть.
Ненасытному всё мало.
Кто жадный бывает, тот всё потеряет.
Кто не умеет за себя постоять, того все обижают.
Много желать – добра не видать.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Жадность всякому горю начало.
Помните в начале урока я вам говорила о сюрпризе от одного из наших главных героев. Так вот какой сюрприз вам приготовила золотая рыбка
— А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
— Ребята, у каждого из вас на парте лежит картинка с изображением золотой рыбки я предлагаю вам на обратной стороне написать ваше желание.
(все желания кладутся в конверт и передаются золотой рыбке).
11. Домашнее задание
Ответить на вопросы к сказке в учебнике. По желанию к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.