Работа с текстом сказки аленький цветочек

Сказки

Обобщающий урок по сказке С.П. Аксакова «Аленький цветочек»

Тип урока: обобщение изученного.

Цель: обобщить знания о сказке “Аленький цветочек”, развивать речь, мышление, способность анализировать, воспитывать чувство доброты друг к другу.

Регулятивные: формирование учебной задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по теме урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные: поиск необходимой информации в тексте, умение ориентироваться в учебном материале.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе текста, осмысление правил работы в группе (распределение обязанностей); личностные: формирование системы нравственных ценностей, проявление интереса к чтению.

Оборудование: карточки, электронная презентация, лепестки цветков.

Здравствуйте! Повернитесь к гостям и поздоровайтесь с ними. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, пенал, дневник. Присаживайтесь.

Как вы думаете, зачем нам нужен штурвал? (Мы отправимся в путешествие) Молодцы! Но чтобы не утонуть и справиться со всеми заданиями, нам надо научиться красиво, говорить. Посмотрите на экран на нём скороговорка “Райские розы росли в розовом розарии”. Прочитайте её про себя. Как вы думаете что такое “розарий”? (Это небольшой сад, где растут розы). Прочитайте скороговорку хором. Затем несколько человек читают самостоятельно. Молодцы.

Скажите, без чего нельзя отправляться в путешествие? (Без карты). Посмотрите, есть ли у нас карта? (Да)

Станция 1

Итак, берем в руки штурвал и плывем на первый остров. Вот уже и название отчетливо виднеется это остров “Попробуй, докажи”. Как вы думаете, почему он так называется? (Мы будем доказывать что-то)

Чтобы узнать в какое путешествие мы отправляемся, нам надо разгадать ребус, который находится на этом острове? (а ь л н к е и й в е ц о ч т к “Аленький цветочек”). Кто автор этого произведения? (С.Т. Аксаков)

В каком жанре написано это произведение? (Cказка). Докажите это! (В этом произведении происходят чудеса. Время развития событий не понятное)

На какие 2 большие группы подразделяются сказки? (Народные и литературные). Чем они отличаются друг от друга? (Народные – сложил народ, литературные – написанные автором.)

— Какую сказку мы читаем? (Литературную). Докажите это! (Автор – С.Т. Аксаков)

— Как вы думаете, к какому типу относится эта сказка? (Волшебная)

— Давайте попробуем доказать. Какие черты волшебной сказки вы знаете? (В ней чудеса, волшебные предметы, сказочные превращения). У вас на партах лежит листок. Переверните его и прочитайте задание.

— Читая волшебные сказки, мы встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Найдите в сказке сказочные выражения.

(“За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство”.

“Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

“Долго ли, мало ли времени”. “Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать”. “Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить”.) Молодцы.

Вывод: итак, произведение Аксакова “Аленький цветочек” является волшебной сказкой.

Станция 2

Нам нужно отправляться дальше. Берем в руки штурвал, поворачиваем его и оказываемся на следующем острове, который называется “Главные герои”. Назовите мне героев сказки? Молодцы, а из-за кого произошла вся эта история?

Давайте разделимся на три группы. 1 ряд первая группа характеризует старшую дочь. 2 ряд вторая группа характеризует среднюю дочь. 3 ряд третья группа характеризует младшую дочь.

На экране вы можете увидеть характеристику сестер. Выберете нужную для каждой сестры.

Старшая – горделивая, завистливая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны за морской. (Зачитывает текст)

Средняя – самолюбивая, хотела быть всех краше. (Зачитывает текст)

Младшая дочь добрая, ласковая, приветливая, любящая. (Зачитывает отрывки)

Поднимите руку те, кто хочет быть похожим на старшую сестру, среднюю, младшую сестру. Почему?

Разговоры разговорами, а нам надо плыть дальше. Берем штурвал и двигаемся.

Станция 3

Следующий наш остров “Иллюстраторы”. Что помогает нам лучше представить содержание сказки? (Картины и иллюстрации.)

— Многие известные художники любили иллюстрировать сказки. Это Билибин, Дехтярев, Лебедев, Конашевич.

Многие художники иллюстрировали сказку С.Т.Аксакова “Аленький цветочек”.

Это Людмила Трощенкова. Книга выполнена в виде шкатулки. Художник А. Азелин иллюстрировал книгу. Очень ярко и красочно иллюстрировала книгу Любовь Иванова. У художника Н.Деткова рисунки черно-белые, но очень выразительные, также рисунки черно-белые в книге художницы М.Успенской. Интересны иллюстрации в книге художника А.Олина.

Посмотрите на доску, вы видите иллюстрации. Что здесь не так? (Нарушена последовательность). Восстановите последовательность. Молодцы.

— Вы тоже нарисовали иллюстрации к сказке, приобщились к ней непосредственно, стали участниками в ее жизни. Давайте посмотрим, что вы нарисовали. Прочитайте этот эпизод. Молодцы.

Правильно, а как вы думаете, если показать много, много картинок быстро, быстр, что получится. Давайте посмотрим эпизод из мультфильма “Аленький цветочек”.

Сделаем вывод. Зачем нужны иллюстрации в сказке? (Чтобы более ярко и выразительно представить сказку) Молодцы.

Читайте также:  Рассказ про заповедники и национальные парки россии

Ну что поплыли дальше. А пока плывем, мы немножко отдохнем. Скажите, что помогло Настеньке и ее отцу перемещаться. (Кольцо и волшебные слова)

Вот и мы с вами будем передавать друг другу кольцо, и называть волшебные слова….. молодцы

Станция 4

Отправляемся дальше. Беремся за наш волшебный штурвал и плывем дальше. Как вы думаете, как можно еще показать сказку? Правильно. Вот мы и оказались на острове “Театр”.

Какой момент сказки самый волнующий? (Когда происходит превращение чудища в доброго молодца) Давайте посмотрим, как это произошло. (Звучит музыка. Дети инсценируют отрывок.)

Батюшка пора проститься. Так тревожно на душе.
Боже солнышко садится. Кто желает горя мне?
Ах, за что за что сестрицы? Чем обидела я вас!
Не успеваю возвратиться приближается закат!

Леший: Пять минуточек осталось. Ей вернуться не успеть. Ха-ха-ха, ура-ура. Мы натворим тут свои дела.

Баба Яга: Скоро всем дворцом и садом станем мы одни владеть. И тогда мы будем танцевать и петь.

Где ты мой друг сердечный? Разве встречи ты не рад.
За минуточку вернулась: не погас еще закат.
Ты открой скорей глаза!

Не пугайся, Настенька, это, я твой друг.
Черной злобой, нечестью много лет назад.
Превращен я в чудище, заколдован сад.
От заклятья ты меня спасла

К чудищу ужасному так была добра.
Верною, любовью победило зло.
Наконец-то счастье в этот дом пришло!

Вывод. Постановка отличается от текста написанного автором. Это сделано для того что бы зрителям лучше воспринимался текст. Чтобы показать сказку на сцене нужно уметь красиво говорить.

Станция 5

Поплыли дальше. Берем свой штурвал, крутим и приближаемся к следующему острову “Эрудит”. А сейчас я хочу вас проверить, какими вы были внимательными. Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь быстро на них отвечать.

Молодцы. Я вижу, вы все хорошо знаете сказку Аленький цветочек.

Отправляемся, а следующий остров. Скажите, пожалуйста, что помогло чудищу, превратится в прекрасного принца? (Доброта Настеньки и аленький цветочек) Почему?

Станция 6

Вот и приближаемся мы к последнему острову, который так и называется – “Остров добра”. Давайте на минуту представим, что было бы, если исчезло добро. (Ответы детей)

Что надо делать, чтобы это не допустить этого? (Говорить по чаще добрые слова друг другу.)

Молодцы. А сейчас вы напишите добрые слова друг, другу, и составите свой цветок добра. (Дети пишут на лепестках пожелания и прикрепляют к доске). Вот какой красивый цветок у нас получился.

Так давайте с вами подведем итог.

Что за сказку мы изучали? Чему она нас учит? Молодцы.

Источник

Конспект урока по литературному чтению на тему «С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

специалист в области арт-терапии

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Черепнова Е. И. –учитель 1 категории

— развивать внимание, мышление, воображение, память, речь учащихся;

— воспитывать любовь к ближнему, уважение к родителям, доброту, честность, интерес к чтению.

Тип урока: закрепление.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); презентация, карточки с заданиями, Толковый словарь.

— Урок начнем с улыбки! Подарите друг другу и мне улыбки. Улыбка так украшает нашу жизнь ( слайд № 1 ).

На стульях сидят шалунишки,

Листают волшебные книжки.

Ожидание чуда, благости

Всех коснётся, к общей радости.

Тихо, тихо, чуть дыша,

Входит сказка не спеша. ( Слайд 2)

-Прочитайте медленно (Ещё: с вопросительной интонацией, с раздражением, с радостью, скороговоркой, выразительно).

3.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока.

— Как вы думаете, почему именно этот текст я использовала на уроке? (Мы будем работать над сказкой.) ( Слайд 3)

-Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке? Кто автор этой сказки?

-Сформулируйте задачи урока ( слайд №4).

— Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”» ( слайд №5). Это будет урок – исследование. Значит, сегодня мы – юные исследователи. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание. На уроке нужно быть активными, внимательными и любознательными.

— Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки.

Сколько дочерей было у купца?

Куда собирался уезжать купец?

Какие гостинцы просили привезти его дочери?

Где увидел отец цветок?

Как купец понял, что это именно тот цветок?

Что случилось, когда он сорвал цветок?

Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?

Скажите, как же «зверь лесной» сначала разговаривал с младшей дочерью?

Довелось ли купеческой дочери повидаться с отцом и сёстрами?

Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?

Чем закончилась сказка?

— Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.

Читайте также:  План по сказке буратино с ответами

-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

Отправился купец в дальние страны.

Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

Жил купец и было у него три дочери.

Младшая дочь у чудища лесного.

Скучает Настенька по батюшке и сёстрам.

Купец встретился со зверем лесным.

Превращение зверя в принца.

Проверка по образцу (слайд № 6).

-Кто не допустил ошибок и выполнил задание правильно? Молодцы.

6. Работа в группах.

— Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.

Повторим правила работы в группе! ( слайд № 7 )

Распределите роли в группе.

Внимательно прочитайте задание.

При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.

4. Не перебивай говорящего.

1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.

2. Вспомните пословицы о честности.

(С. 202) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов (с.203) …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?

1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка

2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?

1. Найти к какому эпизоду относится это иллюстрация. (Прочитайте)

Опишите характер младшей дочери.

-Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?

-Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков?

-Представьте, что Вы продавцы книг.

-Сделайте рекламу сказки так, чтобы все её охотно раскупили.

7. Выступление групп

— А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?

— А вы могли бы так поступить?

— Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будешь счастлив.

4 группа (слайд № 11,12)

( на доске запись – любовь)

9. Подведение итогов.

— Хорошо поработали в группах.

— Давайте вспомним проблему.

— Смогли ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?

На доске запись: Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”?

10. Игра «Самый внимательный».

-Проверю, как вы знаете текст и можете в нём ориентироваться. ( Слайды 15, 16) * Показываю иллюстрацию, а дети находят отрывок к нему.

11. Рефлексия. Итог урока.

— Проблему мы решили, и урок подходит к концу.

— Какие задания показались вам интересными?

-Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?

Я желаю, чтобы вы выросли добрыми и честными людьми, ради своих близких готовых на всё.

Домашнее задание: пересказ сказки, по желанию нарисовать иллюстрации.

-Спасибо за работу на уроке. Выставление оценок.

Прочитайте карточку, восстановите порядок событий в сказке и пронумеруйте порядок.

Отправился купец в дальние страны.

Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

Жил купец и было у него три дочери.

Младшая дочь у чудища лесного.

Скучает Настенька по батюшке и сёстрам.

Купец встретился со зверем лесным.

Превращение зверя в принца.

Прочитайте карточку, восстановите порядок событий в сказке и пронумеруйте порядок.

Отправился купец в дальние страны.

Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

Жил купец и было у него три дочери.

Младшая дочь у чудища лесного.

Скучает Настенька по батюшке и сёстрам.

Купец встретился со зверем лесным.

Превращение зверя в принца.

Прочитайте карточку, восстановите порядок событий в сказке и пронумеруйте порядок.

Отправился купец в дальние страны.

Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

Жил купец и было у него три дочери.

Младшая дочь у чудища лесного.

Скучает Настенька по батюшке и сёстрам.

Купец встретился со зверем лесным.

Превращение зверя в принца.

1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.

2. Вспомните пословицы о честности.

(С. 202) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов( с.203) …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?

1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка

2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?

1. Найти к какому эпизоду относится это иллюстрация. (Прочитайте)

2). Любовь все побеждает! 3). Скромность всякому к лицу.

Опишите характер младшей дочери.

Читайте также:  Рассказ бианки я великий повелитель птиц

-Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?

-Кто был примером для младшей дочери в её выборе поступков?

-Представьте, что Вы продавцы книг.

-Сделайте рекламу сказки так, чтобы все её охотно раскупили.

Номер материала: ДБ-027861

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

специалист в области арт-терапии

Выбранный для просмотра документ aksakov_alenkiy_cvetochek (2).pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Жил купец и было у него три дочери; 2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки; 3. Отправился купец в дальние страны; 4. Купец встретился со зверем лесным; 5. Младшая дочь у зверя лесного; 6. Зависть сестёр; 7. Превращение зверя в принца.

1.Познакомиться с биографией С.Т.Аксакова. 2.Прочитать произведение. 3.Составить план произведения. 4.Дать характеристику героям. 5.Пересказать произведение. 6.Определить главную мысль сказки.

Работа по рядам в парах 1 ряд – старшая дочь 2 ряд – средняя дочь 3 ряд – младшая дочь

1. 2. Любящее, страдающее 3. Бьётся, любит, останавливается 4. В нём живёт любовь 5. Орган

1. СЕРДЦЕ 2. Любящее, страдающее 3. Бьётся, любит, останавливается 4. В нём живёт любовь 5. Орган

Мне было тяжело… Мне было легко… Я не понял… Сегодня я узнал и научился… Завтра мне нужно… У меня не получилось…

Выбранный для просмотра документ kartochka_analiz_prochitannogo_gruppovaya_rabota.docx

1.Найдите в тексте сказки зачин. Подчеркните. Докажите своё мнение.
2.Есть ли в сказке троекратный повтор? Докажите своё мнение.

3.Есть ли в сказке препятствия для выполнения желаний? Докажите текстом.

4.Как черты русской народной сказки проявляются в речи героев?

1.Найдите в тексте сказки зачин. Подчеркните. Докажите своё мнение.
2.Есть ли в сказке троекратный повтор? Докажите своё мнение.

3.Есть ли в сказке препятствия для выполнения желаний? Докажите текстом.

4.Как черты русской народной сказки проявляются в речи героев?

1.Найдите в тексте сказки зачин. Подчеркните. Докажите своё мнение.
2.Есть ли в сказке троекратный повтор? Докажите своё мнение.

3.Есть ли в сказке препятствия для выполнения желаний? Докажите текстом.

4.Как черты русской народной сказки проявляются в речи героев?

1.Найдите в тексте сказки зачин. Подчеркните. Докажите своё мнение.
2.Есть ли в сказке троекратный повтор? Докажите своё мнение.

3.Есть ли в сказке препятствия для выполнения желаний? Докажите текстом.

4.Как черты русской народной сказки проявляются в речи героев?

1.Найдите в тексте сказки зачин. Подчеркните. Докажите своё мнение.
2.Есть ли в сказке троекратный повтор? Докажите своё мнение.

3.Есть ли в сказке препятствия для выполнения желаний? Докажите текстом.

4.Как черты русской народной сказки проявляются в речи героев?

1.Найдите в тексте сказки зачин. Подчеркните. Докажите своё мнение.
2.Есть ли в сказке троекратный повтор? Докажите своё мнение.

3.Есть ли в сказке препятствия для выполнения желаний? Докажите текстом.

4.Как черты русской народной сказки проявляются в речи героев?

Выбранный для просмотра документ kartochka_priznaki_skazki (1).docx

Выберите характерные черты сказки.
1.Волшебство.
2.Мораль.
3.Троекратный повтор.
4.Зачин.
5.Рифма, ритм.
6.Волшебные герои.
7.Олицетворение.
8.Волшебные предметы.
9.Деление на строфы.
10.Научные термины.

Выберите характерные черты сказки.
1.Волшебство.
2.Мораль.
3.Троекратный повтор.
4.Зачин.
5.Рифма, ритм.
6.Волшебные герои.
7.Олицетворение.
8.Волшебные предметы.
9.Деление на строфы.
10.Научные термины.

Выберите характерные черты сказки.
1.Волшебство.
2.Мораль.
3.Троекратный повтор.
4.Зачин.
5.Рифма, ритм.
6.Волшебные герои.
7.Олицетворение.
8.Волшебные предметы.
9.Деление на строфы.
10.Научные термины.

Выберите характерные черты сказки.
1.Волшебство.
2.Мораль.
3.Троекратный повтор.
4.Зачин.
5.Рифма, ритм.
6.Волшебные герои.
7.Олицетворение.
8.Волшебные предметы.
9.Деление на строфы.
10.Научные термины.

Выберите характерные черты сказки.
1.Волшебство.
2.Мораль.
3.Троекратный повтор.
4.Зачин.
5.Рифма, ритм.
6.Волшебные герои.
7.Олицетворение.
8.Волшебные предметы.
9.Деление на строфы.
10.Научные термины.

Выберите характерные черты сказки.
1.Волшебство.
2.Мораль.
3.Троекратный повтор.
4.Зачин.
5.Рифма, ритм.
6.Волшебные герои.
7.Олицетворение.
8.Волшебные предметы.
9.Деление на строфы.
10.Научные термины.

Выберите характерные черты сказки.
1.Волшебство.
2.Мораль.
3.Троекратный повтор.
4.Зачин.
5.Рифма, ритм.
6.Волшебные герои.
7.Олицетворение.
8.Волшебные предметы.
9.Деление на строфы.
10.Научные термины.

Выберите характерные черты сказки.
1.Волшебство.
2.Мораль.
3.Троекратный повтор.
4.Зачин.
5.Рифма, ритм.
6.Волшебные герои.
7.Олицетворение.
8.Волшебные предметы.
9.Деление на строфы.
10.Научные термины.

Источник

Познавательное и интересное