Рафаэль Санти – творческий путь и картины художника
Сильная и яркая художественная индивидуальность Рафаэля Санти (Урбино, 1483 — Рим,1520) — живописца и архитектора, интерпретатора классической формы, сумевшего наделить ее христианской духовностью. Его искусство создает образ возвышенной красоты, идеальной и вместе с тем совершенно естественной.
Творчество в ранние годы жизни
К ремеслу живописца его приобщил отец, Джованни Санти. На первом этапе определяющим было влияние Перуджино: об этом говорят плавный, волнистый ритм композиций и мягкие переходы цвета в таких его ранних работах, как Коронование Марии (1502—1503) и Обручение Марии (1504). Интенсивная игра светотени и четкая пространственная артикуляция Штандарта города Кастелло (1499) свидетельствуют, напротив, о глубоком и вдумчивом освоении искусства Пьеро делла Франчески.
С 1504 по 1508 г. Рафаэль находился во Флоренции. К этим годам относятся картины Сон рыцаря флорентийского, Святой Михаил периода и Святой Георгий и Три грации; удивительные произведения, одно время считавшиеся плодами его раннего творчества, Мадонна Конестабиле, Мадонна Грандука, Бельведерская Мадонна (1506), Мадонна со щегленком (ок. 1507), так называемая Прекрасная садовница (1507). Рафаэль проявил себя также и в первых портретах: Дама с единорогом, Аньоло Дони и Маддалена Дони (1506) и Немая (ок. 1507).
В Риме, где его присутствие впервые зафиксировано в 1509 г., Рафаэль приступил к украшению Ватиканских Станц для папы Юлия II, лично написав фрески в Станце делла Сеньятура (1508— 1511) и в Станце Элиодора (1511-1514).
Мадонна со щегленком (ок. 1507, Галерея Уффици, Флоренция)
Творчество в последние годы жизни
В последние годы жизни Рафаэль был загружен ответственными заказами, выполнение которых шло у него с чередованием моментов наивысшего творческого вдохновения и периодов кризиса и усталости: фрески зала Галатеи (1511), украшение Лоджий Ватикана (1517—1519), картоны Евангельской истории к коврам для Сикстинской капеллы (1515-1516), Мадонна Фолиньо (1511-1512), Сикстинская Мадонна (1513—1514), Мадонна в кресле (1514), Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо). Он пишет и портреты: Бальдассаре Кастильоне (1514—1515), так называемая Донна Велата (ок. 1516), Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция) и Папа Юлий II (1512, там же).
После смерти Браманте (1514) Рафаэль стал ведущим архитектором на строительстве собора Святого Петра, а затем и хранителем римских древностей (1515). Ему приписывают также проекты пеллы Киджи в Санта-Мария дель Пололо, Вилла Мадама и церкви Сант-Элиджио дель и Орефици.
Картины Рафаэля Санти с описанием
Бельведерская Мадонна (1506, Музей истории искусства, Вена)
Видение Иезекииля (1518)
Дама с единорогом (1506, Галерея Боргезе, Рим)
Донна Велата (ок. 1516, Палаццо Питти, Флоренция)
Коронация Девы Марии (1502-1503, Музеи Ватикана)
Лоджия Ватикана (1517—1519)
Мадонна в кресле (1514, Палаццо Питти, Флоренция)
Мадонна Грандука (1504 — 1505, Палаццо Питти, Флоренция),
Мадонна Конестабиле (1502, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Мадонна Фолиньо (1511-1512, Музеи Ватикана)
Немая (ок. 1507, Национальная галерея Марке, Урбино)
Обручение Девы Марии (1504, Галерея Брера, Милан)
Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция)
Папа Юлий II (1512, Галерея Уффици, Флоренция)
Портрет Аньоло Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)
Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514—1515, Лувр, Париж)
Портрет Маддалена Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)
Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо; Пинакотека Ватикана)
Святой Георгий (1503, Лувр, Париж)
Святой Михаил (1503 — 1505, Лувр, Париж)
Сикстинская Мадонна (1513 — 1514, Картинная галерея, Дрезден)
Сон рыцаря флорентийского (1504, Национальная галерея, Лондон)
Рафаэли Санти, художник — симфония
Рафаэль Санти – итальянский художник, имя которого одно из самых громких и значительных в ряду деятелей искусств эпохи Высокого Возрождения.
Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём
Термин «Возрождение» (альтернативное название – Ренессанс) связан с возникшим после длительной паузы почитанием античных героев, когда возродился, вновь возник культ античности. Возрождение – это небывалый взлёт интереса европейцев к идеалам древних греков и римлян (закрепление термина произошло в XIX веке). Эпоха Возрождения на исторической арене сменила Средние века и стала предшественницей Эпохи Просвещения. Охватывает период с XIV по XVI век, территориально раньше всего началась в Италии. Высокое Возрождение, т.е. наивысшая фаза его развития, традиционно датируется с конца XV века до 1527 года, когда Рим был разграблен армией Карла V. Это событие в истории процветающего папства стало переломным, преображения коснулись и искусства.
Эпоха Возрождения подвигла человечество на освобождение от средневековых представлений, на качественные преобразования самой жизни. Меняется образ мышления и отношение человека к себе и ко всему окружающему, в том числе к Богу и собственным устремлениям. Искусство стало зеркалом этих перемен, а Рафаэль, художник эпохи Возрождения, ярчайшей величиной. В созвездии гениев Высокого Возрождения Леонардо да Винчи – воплощение интеллекта, Микеланджело – монументальности. Кто такой Рафаэль – искусствоведы единодушно называют живописца олицетворением гармонии. Всё его творчество пронизано стремлением к совершенству, светлое начало – его внутренний смысл.
Годы жизни Рафаэля: 1483 – 1520-й. Всего 37 лет. За столь малый срок, отведённый ему, художник сумел создать немало запоминающихся шедевров и прославиться на века вперёд.
Происхождение и детство
Рафаэль Санти родился в конце марта-начале апреля (точная дата неизвестна) 1483 года в восточно-итальянском городке Урбино, владении семьи Монтефельтро. Герцог славился любовью к искусствам, и при дворе собирал талантливых художников. Так, среди прочих он покровительствовал отцу Рафаэля, Джованни Деи Санти, придворному живописцу. Марджи Чарла, мать Рафаэля, растила сына в любви и заботе, отказываясь от помощи няни и кормилицы, что обусловило особо крепкую связь между матерью и сыном. С малых лет мальчик вместе с отцом бывал в мастерских замка и наблюдал, как мастера пишут портреты представителей семьи герцога, расписывают стены дворца. Среди них были Паоло Уччелло и Лука Синьорелли – их имена общеизвестны в Италии и сегодня. Судьба мальчика была предрешена – в ней удачно сошлись происхождение, окружение, интерес ребёнка и явное дарование.
Отрочество, юность
Вскоре отец снова женился, но с мачехой Бернардиной у Рафаэля отношения были холодными. В 12-летнем возрасте он потерял и отца. К этому времени Санти уже заявил о себе, как о даровитом художнике, поэтому он остался при дворе герцога. Мастерство его так прогрессировало, что у наблюдательных покровителей не возникало сомнения, что этот парень вскоре оставит позади своих первых наставников из дворцовой мастерской.
Требовалось углубленное обучение – юношу направили в мастерскую Пьетро Перуджино (1446-1524), одного из самых знаменитых живописцев Италии того времени. Жил он в городе Перуджа, в 100 км от Урбино. Учитель довольно быстро передал талантливому ученику всё, на что был способен. Вскоре искушённые любители искусства перестали различать кисти наставника и воспитанника. При этом Рафаэль всегда оставался с окружающими дружелюбным, не кичился своими успехами – у него было золотое сердце.
Переезд из родного Урбино. Флоренция
В 1504 году Рафаэль сопровождал Перуджино, когда тот отправился во Флоренцию. Город тогда был центром цивилизации, в котором бурлила мысль и деятельность, в том числе художественная. Здесь, в колыбели Возрождения, наставник вводит ученика в круг именитых художников. Рафаэль, познакомившись с Леонардо да Винчи (1452-1519), копирует его картину «Леда и лебедь». Если бы не эта копия, мир никогда не узнал бы об этом произведении – оригинал утрачен. Знакомство с Микеланджело (1475-1564) также дало молодому художнику импульс к саморазвитию – он всегда цепким взглядом ухватывал новое, оригинальное и привносил это в свою живопись.
Во Флоренции живописец создаёт два десятка мадонн с младенцами и несколько картин, причисленных к ранним шедеврам:
В произведениях Рафаэля Санти флорентийского периода ещё заметно влияние учителя Перуджино. Для обретения авторского стиля потребуется всего пара лет. Практики у молодого художника предостаточно – слава о нём растёт, что вызывает увеличение количества заказов и рост благосостояния.
Рим и Ватикан. Станцы Рафаэля
В 1508 году художник уже в Риме, здесь он будет жить до самой смерти. Известный архитектор Донато Браманте, служивший при дворе папы Юлия II, представил своему покровителю Рафаэля как невероятно талантливого юношу. Папа Юлий II дал задание молодому художнику – расписать одну стену в Папском дворце. Увидев готовую фреску, Юлий II тут же распорядился очистить все помещения от старых картин для работ нового мастера.
Эти произведения так и войдут в историю, как станцы Рафаэля (от итал. станца – комната), их он будет расписывать до последнего дня своей жизни. Комплекс фресок располагается в четырёх залах площадью 6 х 9 м. В каждом из этих залов Ватиканского дворца по четыре картины (на каждой стене). Для столь объёмной работы господин художник папского двора Санти будет привлекать помощников – молодой, но уже прославленный мастер набрал учеников. Именно они закончат последнюю фреску по эскизам мастера после его смерти.
Главный архитектор
В 1514 году сменивший Юлия II папа Лев Х возложил на Санти обязанности главного архитектора (вместо умершего Браманте). Рафаэль должен был достроить крупнейший и по сей день христианский храм, собор Святого Петра в Ватикане, вмещающий сегодня 15 тысяч человек (ещё 60 тысяч могут разместиться на площади перед храмом). Санти не успеет довести строительство до конца, но в планировке церкви есть его авторские изменения плана Браманте.
Художник проектировал и другие римские здания:
Сегодня все они поддерживаются в отличном состоянии и служат свидетельством высочайшего таланта мастера.
В 1515 году папа Лев Х добавил Рафаэлю обязанностей – назначил его главным хранителем древностей, и тот сделал подробную перепись древнеримских памятников.
Портретист
Среди картин Рафаэля Санти не только произведения религиозной тематики. В его наследии прекрасные портреты: папы Юлия II, молодой женщины (Форнарины), дамы с вуалью (Донны Велаты), дамы с единорогом и другие.
Вот уже пять столетий зрители, глядя на портреты кисти Рафаэля, сталкиваются с живыми взглядами, лицами и эмоциями героев картин. Примечательно, что в процессе работы художник часто вносил изменения. Так, например, вместо единорога компанию даме составляла собака. Многослойные картины Рафаэля – увлекательнейший материал для сегодняшних исследований.
Произведения Рафаэля не часто становятся предметами торгов. В 2012 году на «Сотбис» рисунок «Голова молодого апостола» (1519-1520), являющийся эскизом к последнему полотну Рафаэля «Преображение» (алтарная живопись), продан почти за 30 млн. фунтов стерлингов. Полученная сумма в два раза превысила первоначально назначенную цену. Для графики это абсолютный рекорд.
Личная жизнь
Прославившись в молодые годы, Рафаэль стал завидным женихом – за ним охотились самые богатые итальянки. К тому же художник был высокооплачиваемым мастером – покровители были щедры на вознаграждения, так как желали удержать талант рядом с собой (опасались, что того переманят испанцы или французы). Рафаэль жил в роскошном особняке, построенном в античном стиле по собственному проекту живописца.
Кардинал Довици ди Биббиена (1470-1520) уговорил Рафаэля на брак со своей племянницей. Помолвка состоялась, но свадьбы Мария так и не дождалась.
Причина тому – 17-летняя дочь простого булочника, Маргарита Лути, прозванная позже «Форнариной» (пышка, булочка). 30-летний Рафаэль увидел её во время этюдов в саду и загорелся сделать её своей моделью. Заплатив отцу девушки 50 золотых за то, что тот лишится помощницы в булочной, художник так увлёкся ею, что вскоре преподнёс отцу уже 3000. Маргарита стала верной музой живописца до конца его дней. После внезапной кончины Рафаэля получила значительное наследство, от которого отказалась, уйдя в монастырь. В монастырских книгах Маргарита упоминается как вдова художника.
Скоропостижная смерть
6 апреля 1520 года (кстати, вскоре после такой же неожиданной смерти Марии, с которой был помолвлен) 37-летний цветущий, полный энергии и замыслов, ставший великим при жизни Рафаэль Санти вдруг умер.
Точная причина неизвестна. Кровопускание, сделанное врачом при небольшом недомогании, привело к резкому ухудшению состояния художника и скорой смерти. Причинами плохого самочувствия, по одной версии, стала простуда и инфекция, подхваченная в погребальных галереях, по другой, распутство. На второй версии настаивает современник Рафаэля Джорджо Вазари (1511-1574), художник и литератор. Но, как видим по годам жизни, он не мог быть знаком с Рафаэлем лично и ответственно свидетельствовать по поводу смерти выдающегося мастера живописи.
Прах художника – в римском Пантеоне, «храме всех богов», одним из которых в некотором роде стал бог в искусстве Рафаэль Санти.
Самые знаменитые картины Рафаэля
Самая краткая биография Рафаэля Санти – это небольшой перечень городов и огромное количество работ.
Среди самых значительных выделяются шедевры под названиями:
Достояние человечества в виде творческого наследия прославленного Рафаэля, к счастью, почитается потомками. Работы мастера в музеях и храмах содержатся в достойных условиях, изучаются специалистами, вовремя реставрируются, что вселяет надежду на то, что ещё не одно поколение сможет прикоснуться к светлому и необыкновенно привлекательному в своём естественном изяществе творчеству великого Рафаэля.
14 самых известных картин Рафаэля Санти
Какие произведения написал Рафаэль Санти? В этой статье рассказываю о самых лучших картинах знаменитого художника Рафаэля Санти. Что характерно для его картин, кто изображен в произведениях, как выглядит мир на картинах. Читайте подробнее в новой статье!
Рафаэль Санти – один из самых ярких и значимых художников эпохи Возрождения, и в целом один из самых главных представителей итальянского искусства. За свою недолгую жизнь – 37 лет, он успел создать огромное количество работ, раскрыв свой талант не только в живописи, но и в графике, архитектуре.
Его первым учителем, человеком, который показал ему мир живописи, стал его отец, Джованни Санти, художник городского герцога. Позднее Рафаэль учился у очень талантливых художников, а также познакомился с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими мастерами, чье творчество, несомненно оказало благотворное влияние на образование Рафаэля.
Творчество Рафаэля Санти очень многогранно: есть и цикл с Мадоннами, и портреты, и алтарная живопись, и работы, связанные с архитектурой, а также множество рисунков и гравюр, и даже стихи!
Более подробно о творческой и личной жизни художника мы писали в другой статье, которую вы можете прочитать здесь https://nyblog.ru/chem-proslavilsya-rafael-santi/
Сегодня мы с вами рассмотрим самые знаменитые и громкие работы итальянского живописца, но я советую вам все-таки прочесть статью о его жизни, чтобы более глубоко окунуться в тот мир, в котором жил и творил художник.
Итак, какие же самые основные произведения написал Рафаэль? Кто изображен на его многочисленных картинах? И почему одни картины стали лучшими, по сравнению с другими его работами? Давайте разбираться вместе.
Ниже вы найдете список картин Рафаэля Санти с названием и описанием.
Самые знаменитые картины художника Рафаэля Санти
Сикстинская мадонна, 1512 год
В работах Рафаэля Санти был такой период, когда он писал Мадонн. В Риме, где он тогда трудился, было создано около десяти Мадонн, каждая из которых чем-то выделялась, показывала свое величие.
Но апогеем его любви к этой героине стала «Сикстинская Мадонна», которую заказал папа Юлий II для церковного алтаря монастыря Святого Сикста (отсюда, собственно, и название произведения).
В центре этого довольно большого произведения, Мадонна держит младенца Христа. Эти образы Рафаэль писал уже множество раз, но именно эта картина, по мнению многочисленных критиков, искусствоведов, и ценителей смогла передать самое главное – желание смотреть и смотреть в бесконечно печальные глаза Марии, держащей своего младенца.
Прототипом Мадонны стала Форнарина, жена художника. Ее лицо изображает грусть, возможно, из-за предчувствия тех трагических событий, которые выпадут на долю ее сына. Но несмотря на это, она продолжает идти в окружении ангелов, держа своего ребенка.
У ног Мадонны склонились Сикст II и великомученица Варвара – римский епископ и защитница от внезапной и насильственной смерти, два героя, которые не могли не присутствовать в такой картине.
В самом же низу полотна мы видим двух ангелов, которые беззаботно сидят и смотрят за происходящим. Их беззаботность можно понять, ведь скорее всего, им уже давным-давно известно, что будет дальше, и что все уже предрешено.
К слову, об ангелах. В последствии, именно этот фрагмент знаменитой работы Рафаэля копируют в 1803 году, отдельно от остального полотна, что в итоге приведет их к не меньшей мировой популярности, чем вся работа целиком. Вспомните, вы наверняка уже где-то видели этих ангелов, беспечно смотрящих на мир.
Сейчас работа Рафаэля Санти находится в галерее старых мастеров в Дрездене, в Германии.
Афинская школа, фреска, 1510-1511 года
Эта работа Рафаэля Санти примечательна списком своих персонажей. Работа была выполнена для Апостольского дворца в Ватикане, также, как и «Сикстинская Мадонна», по просьбе папы Юлия II.
Всего было сделано несколько росписей, которые разделились на темы духовной деятельности человека: фреска «Афинская школа» представляла философию, «Диспут» — теологию, «Парнас» — поэзию, а «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие.
На фреске «Афинская школа» из-за предмета своего содержания, были изображены мудрецы и ораторы со времен Древней Греции. В центре росписи – Платон и Аристотель, которые указывают на небо и на землю, соединяя в этих жестах два главных начала.
Всего было изображено более 50 персонажей, 22 из которых – известные ораторы и мыслители разных исторических эпох, а также, человек, с чертами лица самого Рафаэля.
На ступеньках, ведущих вверх, что тоже означает определенный смысл, показывающий развитие философии в различные эпохи, есть также, Сократ и Александр Македонский, Пифагор, Гераклит, Микеланджело, Диоген, Клавдий Птолемей и другие.
Чтобы сделать фигуры философов еще более значительными, художник Санти пишет их не в прямой линейной перспективе. Это нужно было для того, чтобы сами фигуры на фреске не выглядели слишком мелко, именно поэтому и был нарушен масштаб.
Преображение, дерево, темпера, 1516-1520 года
Это последняя работа художника, которую он начал по заказу будущего папы римского Климента VII для алтаря бывшего кафедрального собора во Франции. Сейчас эта работа мастера находится в Ватикане.
Примечательно то, что сначала заказ должен был выполнять Микеланджело, при чем написать две картины. Но он отказался, и в итоге, Рафаэлю сделали предложение написать одну из картин для украшения базилики, а вторую – другу Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо. В прошлом у Санти и Микеланджело уже было соперничество, и теперь, работая над картиной, Рафаэль снова хотел обойти великого мастера. Это отражалось и на самой живописи – другой подход, другие традиции.
Рафаэль так и не успел закончить эту работу, вместо него это сделал другой художник. Но основной вклад и заслуга все-равно принадлежат Санти. Когда художник умер, картина еще несколько дней висела у изголовья его кровати.
За основу картины взять сюжет из Евангелия – Иисус Христос открывает свою истинную сущность, а по обе стороны от него, пророки – Илия и Моисей. В нижней же части картины – отец пытается изгнать дьявола из своего сына.
Такое контрастное разделение на две части, можно интерпретировать по-разному, например, как то, что на небесах Бог, чистота и идеальная симметрия, спасительная сила Христа, а внизу, то есть на земле, хаос, темнота, страдания и человеческие пороки.
Станцы, фрески, 1508-1517 года
Это собрание фресок, в число которых входит и «Афинская школа», о которой мы упоминали выше. Расскажем немного и о трех других фресках, так как они тоже имеют большое значение для мировой живописи.
Этой фреске придавалось огромное значение, на этапе создания, именно ее первой хотели видеть готовой.
В основе сюжета – небо и земля, как символы божественного и земного. В центре фрески находится Христос, окруженный библейскими персонажами. Над Христом находится Бог, а у его ног – Святой Дух в обличии голубя, что символизирует триединство, Святую Троицу.
В низу, то есть на земле, просветители, ученые и церковники ведут диспут.
Фреска «Парнас» символизирует еще одну духовную область человеческой деятельности, а именно, поэзию. Этот вид искусства был в почете и в древности, и во времена Рафаэля. Кстати, изначально, фреска именно так и называлась – «Поэзия», новое название появилось только в XIX веке.
В центре фрески, на холме – Аполлон, который играет на современной лире. Примечательно, что этого инструмента еще не существовало во времена Древней Греции. Таким образом, художник отдает дань уважения великому искусству – поэзии, но в тоже время показывает преемственность культуры и ее развитие. Кроме Аполлона, на фреске изображены некоторые поэты, например, Гомер, в окружении муз, а также Микеланджело, которого Рафаэль решил увековечить в качестве поэта.
Последняя фреска, которая была выполнена Рафаэлем Санти по этому заказу. Мудрость, умеренность и сила изображаются под фигурой Юриспруденции, прорезанной окном.
Сбоку, в левой части фрески сидит император Юстиниан, в окружении своих регалий и символов силы – короны и скипетра.
Сбоку, справа – папа Григорий VII, в окружении кардиналов и будущих пап.
Вообще, вся идея этих фресок построена на взаимодействии сюжетов из Библии и древнегреческих мифов. Сочетание светского, мифологического и языческого начал, показывает нам, людям из другой эпохи, об отношении того мира к религии и ее догмам. Рафаэль Санти в своих работах показал, что светское преобладает над церковным и религиозным началом.
Обручение Девы Марии, дерево, масло, 1504 год
В начале своего творческого пути, Рафаэль учился у одного известного художника, Пьетро Перуджино. Во многом, стиль его мастерской оказал влияние на ранние работы Рафаэля.
В центре картины – священник (на одной линии с храмом), Мария и Иосиф. В руках у Иосифа цветущий посох, что говорит об избранности Марии Богом. Рядом с Иосифом отвергнутый жених, который свой посох ломает, что тоже довольно символично.
Несмотря на то, что Рафаэль практически повторяет работу Перуджино, его картина в художественном плане – это большой шаг для живописи вперед. Фигуры не такие архаичные, архитектура выдержана в новаторском стиле – храм, это сначала символ, а потом уже здание.
Цвета на картине очень спокойные, преобладают в основном желтые и коричневые оттенки. Само платье Марии по цвету – символ крови Христа, а ее накидка синего цвета – символ невинности.
Донна Велата, холст, масло, 1515-1516 года
Одним из самых известных произведений Рафаэля Санти в жанре портрет, является картина «Донна Велата», что в переводе с итальянского означает, «женщина под покрывалом».
Многие считают, что натурщицей для этой картины, как и для многих других работ художника, была Форнарина, его возлюбленная.
Рафаэль искал для своих работ натурщицу, и нашел ее в пекарне – она была дочерью булочника, отсюда и ее прозвище (от итальянского форнаро – пекарь).
Рафаэль влюбился в нее и, выкупив ее у отца, поселил ее на вилле, писал с ее натуры многие свои работы. Кто изображен на многочисленных картинах Рафаэля, так это, скорее всего, его возлюбленная Форнарина.
На этой же работе она предстает в очень утонченном образе замужней дамы, о чем символизирует покрывало на ее голове. Нежно-молочные одеяния подчеркивают цвет персиковой кожи и прекрасные темные глаза.
Девушка изображена в драгоценностях, но, благодаря кисти великого мастера сама выглядит как драгоценность.
Портрет Бальдассаре Кастильоне, холст, масло, 1514-1515 года
Еще один знаковый портрет для искусства и мировой живописи, под влияние которого попали такие художники, как Тициан, Рембрандт и Матисс.
На нем изображен друг художника, яркий представитель знати того времени и писатель, граф Новилары, Бальдассаре Кастильоне.
Карьера писателя развивалась также стремительно, как и карьера художника, поэтому спустя время Кастильоне и Санти стали близкими друзьями. Искусствоведы предполагают, что именно Кастильоне консультировал Рафаэля при создании фрески «Афинская школа», а тот в свою очередь, изобразил его в образе Заратустры на ней.
Мягкие и округлые контуры передают утонченный и ранимый образ писателя, его чувственную личность. Многие искусствоведы считают, что Рафаэль вдохновлялся «Моной Лизой» да Винчи, при написании этого портрета. Портрет написан в темной цветовой гамме, но вот глаза, голубого цвета, привлекают к себе внимание, также, как и улыбка другого знаменитого портрета.
Три грации, дерево, масло, 1504-1505 года
На этой картине, которую Рафаэль написал в возрасте 20 лет, в образе Граций предстают Невинность, Красота и Любовь, которые держат в руках символ совершенства – золотой шар.
Рано оставшись без матери, Рафаэль в будущем постоянно использовал женский образ в своих работах. Многочисленные Мадонны с младенцем, портреты Форнарины, три Грации – великий мастер Возрождения вдохновлялся женской красотой, старался показать ее невинность и утонченность.
Предполагается также и то, что эта картина была парой к другой ранней работе Рафаэля – «Сон рыцаря» и обе они были первыми работами, выполненными на заказ.
Несмотря на то, что «Три Грации» — одна из первых серьезных работ Рафаэля, в ней уже тогда видна поэтичность будущих образов художника, мягкость линий и прекрасное чувство ритма и гармонии каждого его персонажа.
Положение во гроб, доска, масло, 1507 год
По старой традиции, если в семье происходило трагическое событие, родственники заказывали картину с евангельским сюжетом. Аталанта Бальоне потеряла своего сына Грифонетто в бою, и поэтому заказала картину у Рафаэля Санти, в память о своем ребенке.
Христос в центре, женщины и Богородица справа, мужчины слева – эта работа была написана для алтаря, простояла в церкви 101 год, потом была украдена, но возвращена на место.
Предполагается, что при написании тела Христа, Рафаэль вдохновлялся работами Микеланджело.
Триумф Галатеи, фреска, 1512 год
Создана для виллы банкира Агостино Киджи, одного из самых богатых людей той эпохи.
Рафаэль писал фреску для зала пиршеств, поэтому работа источает веселье и кураж, с каким нимфа рассекает морскую гладь в раковине с упряжкой дельфинов, а остальные персонажи вокруг предаются утехам.
Форнарина, доска, масло, 1518-1519 года
Еще один довольно знаменитый портрет возлюбленной художника Рафаэля Санти.
На картине изображена женщина, ее руку украшает браслет с надписью «RAPHAEL URBINAS» — Рафаэль Урбино. При реставрации картины и очистке слоев, было также обнаружено, что на руке у модели, помимо браслета было кольцо, которое позже художник зарисовал.
Также было обнаружено, что вместо миртового дерева на заднем фоне до этого был пейзаж, который художник тоже изменил.
Заключение
Каким выглядит мир на картинах Рафаэля Санти? Нежным, легким, воздушным, утонченным, иногда очень умиротворенным. Его идеи во многом превосходили идеи его учителей и мастеров старой школы. Рафаэль старался брать у них самое лучшее, при этом создавая свой уникальный, неповторимый стиль.
Что характерно для картин Рафаэля Санти? Художник вошел в историю, как один из трех самых лучших мастеров эпохи Возрождения, наравне с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Для его работ характерно изящество, гармония, переработка и трактов чужих образов в своей манере.
Одно можно сказать точно – Рафаэль Санти за свои 37 лет сумел сделать намного больше, чем его современники, дожившие до более глубокого возраста. И пусть он в чем-то уступает другим мастерам, он навсегда останется великим художником, портретистом, автором Мадонн, архитектором, его фрески и картины украшают самые известные музеи и соборы, а имя вошло в историю не только мировой живописи, но и мирового искусства.