Ранимость души подростка в рассказе чарской тайна кратко

Сказки

Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка.

специалист в области арт-терапии

Родная литература 6 класс

Тема: «Л.А.Чарская рассказ «Тайна». Тема

равнодушия и непонимания в рассказе.

Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2013.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Содержательные: 1) познакомить учащихся с важными вехами детства и юности поэта; 2) обозначить главную тему его поэзии;

Деятельностные: 1) формирование у учащихся умений проводить комплексный анализ поэтического текста.; 2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; 3) воспитывать любовь к окружающему миру, людям;

1. Мотивация к деятельности

1.Прочитайте рассказ Лидии Чарской «Тайна»

3.Актуализация опорных знаний

4.Обьявление темы и цели урока

5.Закрепление изученного,ответы по прослушенному:

Ответьте письменно на вопросы:

Какую тайну хранила маленькая гимназистка?

С кем она решила поделиться со своей тайной?

Как отреагировала её подружка, узнав о тайне Неточки?Как вы

оцениваете реакцию Зои на стихотворение Неточки?

Что сделал учитель с тайной Неточки?Красиво ли он поступил?

Какова была реакция Неточки на поступок учителя?

Чарская рассказывает о переживаниях гимназистки Неточки

Ларионовой, которая сочинила первое в жизни стихотворение.

Девочку переполняет счастье, она не спала ночью, ей не сидится на

уроках. Неточка делится своей тайной с подружкой Зоей, но та не

разделяет ее чувств. Зоя невозмутимо слушает стихи, не выказывает

ожидаемого восхищения, наоборот, критикует. Такая холодность

обижает Неточку, но это не самое страшное.

На следующем уроке учитель застает врасплох Неточку, увлеченную

перечитыванием стихотворения, и декламирует стихи вслух. Услышав

стихи в исполнении преподавателя, девочка понимает, что они вовсе

не так прекрасны, как ей казалось. А безжалостный педагог еще и

стыдит ее за допущенные ошибки. Неточка готова провалиться сквозь

землю от стыда и решает больше не сочинять стихов.

Преподаватель в этой ситуации поступил неоправданно жестоко,

нанес девочке душевную травму. Ведь можно было поговорить с ней

наедине, а не устраивать публичную «порку». Такими действиями

учитель не только заставил чувствительную Неточку пережить

ужасные минуты стыда, но и начисто отбил у нее желание заниматься

Вот так за один день счастливая Неточка стала глубоко несчастной.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Л.А.Чарская «Тайна» ТЕКСТ, анализ

Просмотр содержимого документа
«Анализ Тайны»

Сделаем анализ произведения Л. Чарской «Тайна» и ответим на такие вопросы:

Просмотр содержимого документа
«Чарская Тайна»

Тайна — рассказ Лидии Чарской. Записки маленькой гимназистки

Лидия Чарская. Рассказ из цикла «Записки маленькой гимназистки»

Как она, Неточка Ларионова, вошла в класс, каким многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам − они уже поняли, что с их подругой Неточкой случилось нечто.

И лицо Неточки, маленькое, курносенькое, с бисеринками веснушек под глазами, у носа и на щеках, говорило за то, что нечто необычайное творилось с его владелицей.

На обычной молитве перед занятиями Неточка не могла стоять спокойно, на уроке геометрии тоже, так что учитель Федор Павлович Сабелин два раза окликнул ее, приглашая внимательнее слушать поясняемую им теорему.

Наконец кончился бесконечный первый урок! Небольшой пятиминутный перерыв − и Неточка уже сидит за следующим часом французского языка.

Преподаватель французского принес сегодня классные сочинения и раздал их гимназисткам, делая соответствующие замечания каждой из них. Ах, что значит французское сочинение перед тем, что переживает сейчас Неточка! Положительно ничего не значит перед ее, Неточкиной, тайной!
О, эта тайна!
Из-за нее, из-за этой тайны, бедняжка Неточка не спала целую ночь! От счастья, конечно. Из-за нее со вчерашнего дня не знает покоя, из-за нее же получила замечание от Пифагора, как называют у них в гимназии преподавателя математических наук.

И что это за ужасно неприятное состояние − хранить в себе тайну и не иметь возможности поделиться ею с кем-нибудь из подруг! Ах, ужасно! Ужасно!

И недолго думая, Неточка склоняет голову набок и тихонько, чуть слышно, шепчет:
− Зоя! Зоя! Приди в следующую перемену к «крану» в коридор. Слышишь, Зоя! Мне надо переговорить с тобой, посоветоваться насчет одной тайны. Ну понимаешь? Придешь?
− Угу! − кратко соглашается Зоя, хотя мысль ее целиком сейчас в классном журнале, где учитель только что начертал ей, Зое, за сочинение некую цифру, а какую − Зоя не успела как следует проследить.

Звонок только что возвестил окончание урока. В классе обычная суета. Пока длится перерыв, здесь открываются форточки, а гимназистки в это время прогуливаются в зале и в коридоре. У крана или, вернее, у фильтра с кипяченой водой стоит Неточка, прибежавшая сюда гораздо раньше Зои, и ждет подругу.
Неточка, волнуется. И чего она только копается там, эта Зоя!
Несносная какая − того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс, и не успеет она, пожалуй, сообщить ей свою тайну.
Но вот показалась высокая фигура Стояновой в коридоре. Наконец-то!
Неточка с такой стремительностью кидается навстречу Зое, что чуть не сшибает с ног подвернувшуюся ей по пути тоненькую «первушку».
− Что вы толкаетесь? Такая большая! − ворчливо шипит «первушка» и делает по адресу Неточки злое-презлое лицо…
Но Неточка ничего и никого не видит и не слышит в эти минуты. Никого, кроме Зои. Неточка сама не своя. Она хватает за руку подругу, увлекает ее в самый дальний угол коридора и шепчет голосом, прерывающимся от волнения:
− Я должна сообщить тебе тайну, Зоя, большую-большую тайну!
− Ну?
Неточка хотела было обидеться на равнодушие Зои, но вовремя вспомнила, что обижаться, собственно говоря, не стоит. Ведь в сущности Зоя не знает всей важности ее тайны и, стало быть, не может так же горячо относиться к ней, как сама Неточка. Стало быть, Зоя не виновата ни в чем.
− Слушай, Зоя! − голос Неточки предательски дрожит. − Ты дашь мне клятву, что не скажешь ни одной душе то, что узнаешь от меня сейчас, сию минуту?
− Ну не скажу. А дальше-то что?
«Ах, Боже мой, что за тон!»
Тон отнюдь не соответствует важности момента! Эта Зоя способна заморозить всякий высокий порыв, веточка возмущена, но отступить она уже не может. Взяв Зою за руку, приблизив к ее уху свое разгоряченное лицо, Неточка шепчет:
− Я, Зоя… я… Я сочинила стихи, Зоя!
− Ну и что же?
Этот вопрос способен превратить Неточку в соляной столб, в какой была превращена некогда жена библейского Лота.
Ах, Боже мой! Вот этого она, конечно, никогда, никогда не ожидала. Нет, эта Зоя какое-то бесчувственное, холодное существо! Поэзии в ней столько же, сколько в гимназическом стороже Архипе. Ни чуточки поэзии… Ни-ни!
С обиженным видом и растерзанным сердцем Неточка продолжает:
− Я написала стихи. Понимаешь, я сама вчера вечером написала! Хочешь, я тебе их прочту?
− Ну, − соглашается Зоя и лезет в карман за карамелькой.
− Не хочешь ли? − предупредительно предлагает она Неточке леденец.
Удивительно странная эта Зоя! Не может понять самой простой, самой обыкновенной вещи, что когда автор собирается читать стихи, он меньше всего думает о карамелях! Однако Неточка делает над собою усилие и, воздержавшись от упрека, готового сорваться с языка, вынимает из-за лифа платья тщательно сложенную бумажку и читает неестественным голосом, нараспев скандируя строфы:

Читайте также:  Рассказ про юрия долгорукого 3 класс

Я молода, но жизнь моя − море безбрежное,
Бурливое, темное, ало-мятежное.
В нем мечутся звезды, зеленые, синие, красные,
В нем розы цветут в глубинах гневно-властные.
В нем чайки летают, летают певучие…
И волны гуляют такие могучие…

− Могучие… − еще раз протягивает для чего-то Неточка. Потом поднимает на подругу торжествующий взгляд: − Что? Хорошо?

Зоя молчит с минуту. Только слышно аппетитное хрустение карамельки на зубах.

− Непонятно что-то, − говорит после паузы Зоя, − чайки не поют, во-первых, а кричат… Потом, скажи на милость, какие это ты видела красные и синие звезды. Да еще в море! А еще скажи, пожалуйста, почему ало-мятежное море? Алое-то почему?
− Ах, это декадентские стихи! Так нынче пишут! − ужасно волнуется Неточка. − Ты страшно отсталая, Зоя, если не понимаешь этого! Да!
И разобиженная вконец, махнув рукой на свою «непоэтичную подругу», Неточка отошла от Зои, решив в душе, что совсем не следовало делиться с ней тайной.
На уроке русского языка, пока учитель объяснял о сентиментализме произведений Карамзина, Неточка тихонько вытащила свой таинственный листок и снова читала, едва заметно шевеля губами: «Я молода, но жизнь моя море безбрежное… бурливое, темное, ало-мятежное…»
Она так увлеклась произведением своей случайной музы, что совсем не заметила, как преподаватель сразу оборвал свою лекцию о Карамзине, встал с кафедры и подошел почти вплотную к ее парте.
Очнулась она только тогда, когда услышала зловещую фразу над своим ухом:
− Госпожа Ларионова, потрудитесь отдать мне то, чем вы заняты сейчас, так некстати, за уроком!
Неточка обомлела.
Отдать листок, открыть тайну! О! Ни за что! Ни за что!
− Пожалуйте! − рука учителя настойчиво протягивалась к ней.
Классная дама спешила к нему на помощь. Нечего делать, пришлось покориться и отдать листок. А через минуту в классе уже звучало: «Я молода, но жизнь моя море безбрежное…» И так далее, и так далее, и так далее… И о красных и синих звездах, и о гневно-властных розах, и о певучих чайках, словом, все, все до самого конца!
Ах, что переживала бедная Неточка в эти минуты!
И уж разумеется, теперь ей совсем не нравились ее декадентские стихи. В передаче учителя они выходили такие сырые, плоские, худые… Совсем, совсем скверные стихи…
Ах, как она страдала, Неточка! Как страдала! Но что было хуже всего − это когда учитель, отложив злополучный листок в сторону, обратился к ней с плохо замаскированной иронией:
− Госпожа Ларионова, очевидно, совсем забыла, что слово «безбрежные» пишется через «е», а не через «ъ», а слово «певчие» как раз наоборот. Очень грубые ошибки. Обратите на них внимание! С такими ошибками стыдно переходить в четвертый класс, m-lle! И он окинул Неточку убийственным, уничтожающим взглядом.
Ах, как это было совестно! Неточке хотелось провалиться сквозь землю, и она внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов…
Бедная Неточка! Бедная Неточка!

Читайте также:  Придумать сказку о труде 5 класс однкнр

Источник

Ранимость души подростка в рассказе чарской тайна кратко

В произведении «Тайна» Чарской, равнодушие мы видим в двух эпизодах. Первый раз, когда Зоя слушает подругу, потом минуту молчит и начинает критиковать. Она не видит, или не хочет видеть, как взволнована подруга, что значит для нее это стихотворение. Зоя должна была поддержать Неточку, но вместо этого проявила равнодушие.
Показать полностью.

Второй раз в рассказе мы видим равнодушие учителя русского языка, который вместо того, чтобы тихонечко сделать замечание девочке, высмеивает ее перед всем классом. Именно равнодушие других и привело к тому, что Неточка решила больше никогда не писать стихи. Она надолго запомнила тот день.

Чарская рассказывает о переживаниях гимназистки Неточки Ларионовой, которая сочинила первое в жизни стихотворение. Девочку переполняет счастье, она не спала ночью, ей не сидится на уроках. Неточка делится своей тайной с подружкой Зоей, но та не разделяет ее чувств. Зоя невозмутимо слушает стихи, не выказывает ожидаемого восхищения, наоборот, критикует. Такая холодность обижает Неточку, но это не самое страшное.

На следующем уроке учитель застает врасплох Неточку, увлеченную перечитыванием стихотворения, и декламирует стихи вслух. Услышав стихи в исполнении преподавателя, девочка понимает, что они вовсе не так прекрасны, как ей казалось. А безжалостный педагог еще и стыдит ее за допущенные ошибки. Неточка готова провалиться сквозь землю от стыда и решает больше не сочинять стихов.

Преподаватель в этой ситуации поступил неоправданно жестоко, нанес девочке душевную травму. Ведь можно было поговорить с ней наедине, а не устраивать публичную «порку». Такими действиями учитель не только заставил чувствительную Неточку пережить ужасные минуты стыда, но и начисто отбил у нее желание заниматься творчеством впредь.

Вот так за один день счастливая Неточка стала глубоко несчастной

…Ее книги читали при свече, керосинке, пляшущем огне буржуйки белыми ночами у раскрытого окна или на скамейке под липами. Над этими книгами счастливо забывались юные сестры милосердия в санитарных поездах Первой мировой войны. Над ними плакали русские изгнанники, увозившие книги своего детства в Константинополь, Прагу, Белград и Париж.
Показать полностью.

«Записки гимназистки», «Княжна Джаваха»,»Смелая жизнь». До революции это были просто книги, они нравились двенадцатилетним девочкам и не нравились многим взрослым. Строгие критики их ругали, издатели наживали на них свои барыши.

Что же это книги? И кто же их автор? Давайте познакомимся с биографией Лидии Чарской.

2. Слово учителя. Знакомство с биографией писателя.

Затем (в 1893году) Чарская поступает на Драматические курсы при Императорском театральном училище и успешно их заканчивает. Она выделяется яркой внешностью, эмоциональность.

С 1898 по 1924 год Чарская прослужила в Санкт-Петербургском Александринском Императорском театре. Именно там родился псевдоним «Чарская». Можно предположить, что оно родилось по аналогии со словами «чары», «очарованье», «колдовство». После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Александринский Императорский театр, в котором прослужила с 1898 по 1924 год. Именно там, на сценических подмостках, родился псевдоним «Чарская». Роли ей доставались второстепенные, эпизодические, жалованье тоже было невелико.

Наряду с работой в театре Чарская была страстно увлечена сочинительством, и этим псевдонимом она подписывает свои первые книги. Занятие литературой оказалось легким и приятным. «Я буквально горю и сгораю, лихорадочно набрасываю одну страницу за другой». Первая же повесть «Записки институтки», родившаяся в 1901 году из ее институтских дневников, году принесла ей громкую славу. Критики начала века не вникали в природу столь внезапного успеха в литературе молодой актрисы. Но потом поняли, что Чарская не останется автором одной книги и ее представили хитроумной дамой, которая, своими книгами идет на поводу у подростков.
О чем она писала? О доброте, любви к ближнему, о сострадании, самоотверженности, отзывчивости. О тех человеческих качествах, недостаток которых особенно сильно ощущается в наше время.

Ее любили, ей писали отклики, ее боготворили. Популярность Чарской не знала границ. Ее произведения переводили на разные языки. Вот только некоторые данные: в отчете одной детской библиотеки в 1911 году сообщалось, что юные читатели требовали 790 раз книги Чарской и лишь 232 раза сочинения Жюля Верна. И это явление было типичным. В этом же году в восьми женских гимназиях в сочинении на тему «Моя любимая книга», девочки почти единогласно указали произведения Чарской. Она была кумиром всех подростков. За двадцать лет литературной деятельности Чарская написала около 80 книг для детей и юношества, многие из которых были переведены на иностранные языки.

Но после 1917 судьба писательницы резко изменилась. С приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения и буржуазно-мещанских взглядов. Подвергли резкой критики за то, что ее произведения слишком чувствительны, сентиментальны, в них слишком много страданий. (О том, что женщина с юных лет жила на трудовые заработки, было забыто).

О Чарской вспомнили в 90-е годы XX века. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Ее книги уже стоят на полках книжных магазинов.

У писательницы были две излюбленные темы. 1. Одна из них связана с популярнейшей темой в мировой литературе — о брошенных, потерянных, похищенных детях, об их порой удивительной судьбе. В силу роковых обстоятельств герои книг Чарской «Сибирочка» (1908), «Лесовичка», «Щелчок» (обе — 1912) и др. оказались оторванными от родного дома, от родителей. Герои попадают в глухой лес, в воровской притон, за монастырские стены, в цыганский табор, на арену цирка и т. п. Они познают жестокость, побои, нищету. Однако маленький искал доброты, сердечности, отзывчивости. И читатель верил: с попавшим в беду человеком рядом вдруг появится смелый, великодушный мальчик или хрупкая нежная девочка — и они возьмут на себя несправедливое обвинение, поделятся куском хлеба. Герои Чарской бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном счете, они побеждают, побеждает их душевная красота и обаяние.

Читайте также:  Рассказ о московском университете имени ломоносова

Самая излюбленная тема Чарской была связана с жизнью девушек в Павловском институте: «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская» (1904), «Белые пелеринки» (1906), «Юность Лиды Воронской» (1912), а также автобиографические книги, в которых снова автор возвращается к институтской жизни: «За что?» (1909), «Большой Джон» (1910), «На всю жизнь», «Цель достигнута» (обе — 1911). В отличие от приключенческих повестей эти книги показывают жизнь, ограниченную достаточно глухими стенами — закрытого женского учебного заведения.

3. Анализ рассказа «Тайна».

Сегодня на уроке мы говорим о рассказе «Тайна».

— Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какова его основная тема? (тема равнодушия и непонимания)

Это и станет темой нашей беседы сегодня.

Скажите, что такое равнодушие? (Равнодушие – это безучастность, хладнокровное отношение к нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни)

А что такое непонимание? (Непонимание – неспособность воспринимать, постигать и осознавать мотивы поведения другого, неумение объяснить его действия и поступки; неспособность пропускать через разум и сердце состояние, настроение, намерения и образ мыслей другого).

Давайте обратимся к тексту и посмотрим, как раскрывает автор тему равнодушия и непонимания в произведении. Запишите тему урока: «Тема равнодушия и непонимания в рассказе Лидии Чарской «Тайна».

— Что случилось с Неточкой? (она была взволнованна)

Источник

Краткое содержание «Тайна»

Рассказ «Тайна» Чарской, написанный в 1910 году, повествует о первых пробах пера юной гимназистки. Переполненная творческим вдохновением, девочка сталкивается с суровой унизительной критикой, и твёрдо решает более никогда не писать стихи.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тайна», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Неточка Ларионова — юная гимназистка, пылкая, открытая девочка, очень эмоциональная и ранимая.

Другие персонажи

Зоя Стоянова — лучшая подруга Неточки, её одноклассница, равнодушная, далёкая от мира поэзии.

Учитель русского языка — чёрствый, холодный, бездушный мужчина, который унизил Неточку и её творчество при всём классе.

Краткое содержание

Войдя в классную комнату, гимназистка Неточка Ларионова « многозначительным взглядом окинула ближайших соседок по партам ». Всем своим видом она показывала, что с ней случилось нечто необыкновенное. Девочка с трудом выдержала молитву перед началом занятий, была невнимательна на уроках. И виной тому была тайна, из-за которой « бедняжка Неточка не спала целую ночь ».

Из-за этой тайны юная гимназистка потеряла душевный покой, получила замечание от Пифагора — преподавателя математических наук. Но хуже всего было то, что Неточка не могла поделиться тайной с подругами.

Не вытерпев душевных терзаний, Неточка решила открыть тайну одной из близких подруг. Она принялась мысленно перечислять своих самых верных и надёжных одноклассниц: « такая тихая, такая молчаливая » Катя Щелкунина, поэтичная Ида Крамер, Зоя Стоянова, которая считалась самой близкой подругой из класса.

Решено — Неточка остановила свой выбор на Зое. На уроке она тихонько сообщила подруге, чтобы та пришла « в следующую перемену к «крану» в коридор для важного разговора.

С трудом дождавшись перемены, Неточка отправилась к «крану» — фильтру с кипячёной водой. Она долго ждала Зою, которая почему-то задерживалась. Неточка очень переживала, что « того и гляди кончится перерыв, погонят их всех снова в класс », и она не успеет сообщить подруге тайну.

Заметив Зою, Неточка кинулась ей навстречу, чуть не сбив с ног худенькую первоклашку. Зоя равнодушно отреагировала на «страшную тайну» — первые стихи, написанные Неточкой в порыве вдохновения. Подобной реакции начинающая поэтесса никак не ожидала и решила, что её подруга — « какое-то бесчувственное, холодное существо ». Она прочла свои стихи, но и после этого Зоя не выразила воодушевления, напротив, раскритиковала стихи, которые Неточка назвала декадентскими.

Неточка была глубоко разочарована в своём выборе и очень жалела, что доверила такую важную тайну совершенно непоэтичной Зое. На уроке русского языка она так увлечённо читала свои стихи, что это заметил учитель, и потребовал листок. К ужасу Неточки, он прочёл стихи вслух всему классу, и в его исполнении они уже казались совсем не декадентскими, а плоскими и сырыми — « совсем, совсем скверные стихи ». Но, что хуже всего, учитель « с плохо замаскированной иронией » прокомментировал грамматические ошибки. Неточке было очень стыдно, и она « внутренне клялась никогда в жизни не писать стихов ».

Заключение

Произведение учит бережно относиться к юным дарованиям, ведь любое неосторожное слово может погасить созидательный огонёк в их душах. Бездушный учитель уничтожил в Неточке маленького творца и тем самым лишил её радости творческого полёта.

После ознакомления с кратким пересказом «Тайна» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Познавательное и интересное