Глава 2. Сенсорная и двигательная депривация
1. Исследования сенсорной депривации у животных
Случаи сенсорной депривации по отношению к животным известны еще с древности.
Позднее проведенные учеными опыты с животными подтвердили влияние дефицита сенсорных стимулов на развитие.
Крыс делили на две группы. Одну группу животных выращивали в клетках лаборатории. Животные второй группы росли у Хебба дома под присмотром двух его дочерей. Эти крысы проводили значительную часть времени, передвигаясь по дому и играя с девочками. Через несколько недель «домашних» крыс вернули в лабораторию и сравнили с животными, выросшими в клетке. Оказалось, что «домашние» крысы значительно лучше справлялись с заданиями, связанными с поиском обходных путей и прохождением лабиринта, нежели грызуны, выросшие в лаборатории.
Результаты опытов Хебба были подтверждены и в других исследованиях. Например, в экспериментах, проводимых в течение ряда лет работниками калифорнийского университета (М. Розенцвейгом, М. Даймондом и др.) [17].
Крысы (тщательно отобранные по типу, возрасту и полу) распределялись на две группы.
Первая группа содержалась с 25-го по 105-й день после прекращения материнского кормления в обогащенной среде, то есть по 10–12 животных в просторной клетке, оборудованной сложным стимулирующим оснащением: лестницами, каруселями, коробочками и др. Приблизительно с 30-го дня животные упражнялись также в целом ряде лабиринтов.
Вторая группа, в отличие от первой, содержалась в обедненной тактильно-кинетической среде, в изолированных клетках без возможности видеть другое животное и прикасаться к нему, а также с минимальной сенсорной стимуляцией.
Кроме этого, часть животных содержалась еще в средних стандартных условиях (третья группа).
Хотя авторы ставили задачу выявления лишь биохимических последствий различного раннего опыта, не предполагая наличия анатомических изменений, выяснилось, что выраженные изменения имеются в массе коры мозга. Ее общий вес был у животных из обогащенной среды приблизительно на 4 % выше, чем у депривированных животных. Причем у первых кора отличалась также большей толщиной серого вещества и большим диаметром капилляров. Дальнейшие опыты показали, что вес того или иного участка мозга меняется в зависимости от различного сенсорного обогащения.
В одном из экспериментов американских ученых [42] группу котят, выращиваемых в темноте, ежедневно помещали в цилиндрическую камеру, на стенках которой были нанесены вертикальные линии. Другую группу котят, также выращиваемых в темноте, помещали в камеру, на стенках которой были нанесены горизонтальные полосы. Исследования с применением микроэлектродов, проведенные на обеих группах котят, показали, что у животных первой группы нейроны зрительного анализатора реагировали избирательно только на предъявление вертикальных линий, а у животных второй группы – только на предъявление горизонтальных. В итоге, став взрослыми, первые не могли даже подниматься по ступенькам, а вторые не могли пройти между ножками стула.
Объясняя результаты подобных опытов, Хебб пишет о том, что в обогащенной среде высокое сенсорное разнообразие дает возможность животным создать большее количество сложных по структуре нервных контуров. Однажды сформированные нервные контуры в дальнейшем используются при научении. Недостаточный сенсорный опыт в депривированной среде ограничивает количество нервных связей или вообще откладывает их формирование. Поэтому животные, выросшие в малостимулирующей среде, хуже справляются с решением поставленных перед ними задач. Результаты подобных исследований позволяют сделать аналогичный вывод о человеке: богатый сенсорный опыт ребенка на ранних этапах развития повышает уровень организации нейронных сетей и создает условия для эффективного взаимодействия с окружающей средой.
Глава 2. МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
2.1. Определение, классификация
Под психической депривацией в широком смысле понимается состояние, при котором отсутствует возможность удовлетворения основных жизненных потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени [139]. Это состояние также можно определить как биологически полноценную, но психически недостаточную среду. В структуру психической депривации входят: 1) аффективная (эмоциональная) депривация, включающая отсутствие заботы, ласки, понимания; 2) сенсорная депривация — недостаточность внешних стимулов (зрительных, слуховых, тактильных); 3) социальная, включающая состояния безнадзорности, бродяжничества и др.
Материнская депривация — это, в первую очередь, эмоциональное обеднение ребенка, но немаловажную роль в происхождении этого состояния играет и сенсорный компонент. Известно, что мать для ребенка первых лет жизни — источник многочисленных сенсорных стимулов (тактильных, зрительных, слуховых), необходимых для нормального развития психических функций. Границы же социальной депривации достаточно широки, так как последняя включает в себя также педагогический дефицит.
Первые описания неблагоприятных последствий ранней родительской депривации относятся к началу прошлого века. Так, Л. Ф. Мейер [64] в монографии «Госпитализм» среди причин младенческой смертности наряду с острыми респираторными заболеваниями и кишечными инфекциями упоминает тяжелое психофизическое истощение. Гипотрофии обычно предшествовали отказ от пищи, рвота, а также полная потеря интереса к чему-либо, вялость, пассивность, бессонница, отставание в физическом и психическом развитии. Автор связал причину смерти младенцев с отсутствием «стимулирующего» влияния матери.
Имеется особый сензитивный период развития ребенка, когда он наиболее чувствителен к присутствию незнакомых взрослых. Это период так называемых «страхов 8-го месяца жизни» R. A. Spitz [159]. В это время ребенок особенно сильно переживает тревогу и страх при контакте с посторонними людьми и спокойствие, безопасность в присутствии матери. Длительное общение с чужими взрослыми может вызвать у ребенка плач, рвоту, диспепсические явления, потерю в массе тела. R. A. Spitz выделил 2 типа нарушений привязанности — недостаток ласки и неровное отношение матери к ребенку. В первом случае могут возникать анаклитическая депрессия и spasmus nutans (спонтанные кивки головы), во втором — колики, нейродермит («психотоксические» расстройства) [21].
Поколение Z: почему у детей медленно развивается речь и что с этим делать
Любой родитель хочет, чтоб ребенок чисто и складно говорил. Но развитие речи – настоящий бич современности. Одни дети начинают поздно говорить, другие, если не заикаются, то говорят невнятно, шепелявят, картавят или попросту не могут подобрать нужных слов. Позже пишут коряво и с ошибками. Выход всегда находится – кабинет логопеда. Но бывало ли у вас так, что логопедические занятия не приносят желаемого результата? Не идет постановка звука, потому что язык не укреплен, плохой почерк, потому что моторика рук слабая. Получается, что у «дома» еще не достроен первый этаж, а мы уже строим третий.
На помощь приходят стремительно развивающиеся нейронауки: нейропсихология, нейродефектология, нейрологопедия, нейропедагогика, позволяющие выявить первопричину нарушения и работать над проблемой последовательно.
Как устроен мозг человека
Нейропсихология – наука, изучающая связи в головном мозге, функционирование тех или иных его участков и их влияние на психические процессы.
Человеческий мозг состоит из трех блоков, которые формируются в разном возрасте:
1-й блок – энергетический. Начинает формироваться еще во внутриутробном периоде и до 3 лет. У новорожденного 1-й блок мозга сформирован на 75%, с его помощью регулируется тонус человечка, переключаемость от сна к бодрствованию.
2-й блок – хранилище поступающей и перерабатываемой информации. В норме его формирование приходится на возрастной отрезок 3-8 лет. Этот блок отвечает за аналитико-синтетическую деятельность, технические возможности психики.
3-й блок – самый высокий этаж, где осуществляется программирование любой деятельности, регулировка и контроль поведения. Формируется с 7 лет до 15-16. В его состав входят лобные доли головного мозга, которые отвечают за целеполагание и адекватное поведение в целом. Полное созревание 3-го блока мозга происходит в 21 год.
Признаки недоразвития блоков мозга
Первый блок организует эмоциональные состояния ребенка такие, как страх, удовольствие, боль, раздражение, гнев, радость. Это фундамент для развития памяти, внимания и мотивации к любой деятельности.
Если 1-й блок мозга был сформирован не до конца, у ребенка наблюдается повышенная утомляемость, вялость, эмоциональные вспышки, неврастения. Такие дети не просто капризны, они болезненно реагируют на любой раздражитель: свет, звук, прикосновение. У них частые аллергии, понижен иммунитет, они часто болеют. Мышцы или слабые, или напряжены, что приводит к слабости пальчиков рук, плохому почерку, общей двигательной неловкости, подергиванию языка (синкинезии), пониженной подвижности глаз. Отсюда вытекают такие нарушения речи, как дизартрия, дисграфия, дислексия.
Недосформированность второго блока мозга, который отвечает за различные операции и действия, приводит к тому, что у ребенка нарушена координация движений, межполушарное взаимодействие, способность к восприятию на слух и различению звуков. Страдает зрительно-пространственное восприятие, соотношение форм и размеров предметов (позже высота и ширина букв на письме). Наблюдаются низкие способности к восприятию инструкции и ее выполнению, скудная речь или ее отсутствие. Ребенок с трудом может воспринимать ситуацию: одновременно слышать, видеть, думать, принимать решения. Соответственно, не умеет организовывать свою деятельность. Осведомленность об окружающем мире минимальная.
3-й блок мозга будет нормально функционировать при стабильных первых двух. Он отвечает за накопление информации: усвоение правил и алгоритмов, умение применять их на практике, планирование деятельности, произвольное внимание, контроль поведения, эмоций, развитие волевых усилий. Если 3-й блок мозга развивается плохо, ребенок часто отвлекается на уроках, безразличен к любым видам деятельности, имеет скудный словарный запас, допускает множество ошибок на письме, не умеет применять правила и решать смысловые задачи.
Причины мозговых нарушений
Недосформированность блоков мозга может возникать как в силу биологических, так и социальных причин. К биологическим отнесем патологии во время беременности, гипоксию плода, инфекционные заболевания. Также перинатальное повреждение нервной системы, родовые травмы и как следствие – минимальную мозговую дисфункцию (ММД), синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (СПНРВ), внутричерепную гипертензию, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержку речевого развития (ЗРР), дизартрию, дискалькулию, дисграфию, задержку психического развития (ЗПР).
К социальным относится педагогическая запущенность и сенсорная депривация, стремительно набирающая обороты в последнее время. В первые три года жизни ребенку необходимо эмоциональное развитие. Как можно больше ласковых прикосновений, погружение в мир, наполненный разными на ощупь предметами, звуками, цветовыми стимулами, движениями.
Многие дети уже с двух лет погружаются в одномерное пространство экранов телевизоров, телефонов. Не доползал свое в раннем возрасте – нарушена ориентация в пространстве, логическое мышление, плохо переключается артикуляция. Отсюда и речь невнятная. Также в этом возрасте развивается мотивация, то есть интерес к окружающему миру и желание что-то делать. Почему современные дети в большинстве своем уже в 5 лет ничего не хотят делать, им неинтересно? Вывод очевиден: недоразвит 1-й блок мозга.
Современных детей называют поколением Z. Специалистам очевидно, что это совершенно другие дети, и подход к их обучению должен носить нейропсихологический характер. Чтобы выявить особенности каждого zэтёнка, необходима хорошая нейродиагностика. Логопеды и дефектологи часто обследуют имеющуюся речь со всех сторон и высшие психические функции (ВПФ): память, внимание, мышление. При этом в стороне остаются предпосылки к развитию речи и ВПФ. Грамотную нейродиагностику может провести врач-нейропсихолог или нейропсихиатр в поликлинике.
Процедура обследования занимает много времени, но включает в себя такие параметры, как дифференциация цветов, проверка слуха, пространственного и временного восприятия, способность к переключению движений. Например, ребенок должен повторить за взрослым определенную позу рук (крест-накрест, правый кулак, сжатый в левую ладонь, и т.п.), далее быстро переключиться с правой руки на левую. Если дается с трудом, то и язык плохо переключается. Неизменными параметрами остаются обследование речи, памяти, внимания, мышления, графических навыков.
Нейропсихологические методы обучения
Итак, вы пришли к логопеду с искаженными звуками, а он сразу принялся за постановку. Подход не совсем верный, так как нужно сначала выяснить причину нарушения. Если это дизартрия, то есть смысл поработать комплексно, укрепляя мышцы не только языка (при слабом языке), но еще и посещая лечебную физкультуру. Иногда у ребенка такие слабые пальчики, что не может идти и речи о постановке звука [р]. Если же мышцы языка напряжены (гипертонус), в комплексе обязателен массаж воротниковой зоны, физиопроцедуры, направленные на расслабление.
При всех речевых нарушениях, особенно при моторной алалии, необходима работа с кончиками пальцев. Зоны головного мозга, отвечающие за тонкую моторику рук, находятся рядом с речевыми зонами. Активизируем их с помощью пальчиковых игр, нанизывания бусин, шнуровки, лепим, играем с крупами, вырезаем, рисуем пальчиками.
При фонетико-фонематическом нарушении речи (ФФНР) необходимо первоначально работать над фонематическим слухом и восприятием. Учить различать речевые и неречевые звуки с раннего возраста (в норме с 7 месяцев). Например, определять звучание музыкальных инструментов, шуршание бумаги. Даже крупы, насыпанные в баночку, по-разному гремят: гречка – тихо, перловка – громче. При дислалии и других нарушениях необходим еще и длительный выдох. Поэтому работаем над дыханием: задуваем свечи, дуем в дудочку, на ватку, на пенопластовый шарик.
Упражнения для 1-го блока мозга
Если ребенок в 5-6 лет не хочет ничего делать, развиваем 1-й блок мозга, а точнее, мотивацию. Нет ничего страшного, если логопед порекомендует вам ползать дома, выстраивая туннели из стульев, табуреток, пуфиков. Все занятия должны опираться на эмоциональный фактор: нравится ребенку или не нравится, захочет-не захочет выполнять игровое задание.
Как логопед на занятиях, так и родители дома могут использовать следующие упражнения, направленные на развитие 1-го блока мозга, без чего не будет нормальной речи.
1 упражнение. Телесно-подвижные игры: прыжки на месте на двух ногах, на одной ноге, перепрыгивание через «преграду», прыжки с хлопками над головой, за спиной, под ногой, перед собой, ползание, перекатывание по полу и т.п.
2 упражнение – глазодвигательное. Глазками повели налево, направо, вверх, вниз, по кругу, на кончик носа. Одновременные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.
3 упражнение – дыхательное. Кроме вышеперечисленных, делаем четырехфазные: вдох, задержка, выдох, задержка. Сначала лежа, затем сидя и стоя.
4 упражнение. Растяжки рук, ног, вверх, вниз, в стороны. Хорошо расслабляет мышцы тела и развивает ловкость движений.
5 упражнение. Самомассаж – постукивание щек, лба, подбородка, шеи, рук, ног кончиками пальцев, поглаживание ушных раковин, мочек, щек и т.д.
6 упражнение. Релаксация в положении лежа или сидя под музыку.
Упражнения для 2-го блока мозга
Второй блок мозга развиваем при сформированном первом. Приведем лишь некоторые упражнения.
1 упражнение «Повтори позу». Повторение поз за взрослым, сначала одну, затем несколько. Участвует все тело.
2 упражнение «Хасты». Воспроизведение одной за другой ручных поз для двух рук (задерживаем каждую на 20-30 секунд).
3 упражнение. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотрагиваемся до какой-либо части тела ребенка, а он должен вслепую угадать, показать на себе и назвать ее (например, локоть).
4 упражнение «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумываем вместе с малышом, как можно с помощью рук и тела изобразить ту или иную букву. Проигрываем варианты перед зеркалом.
5 упражнение. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Рисуем пальцем на спине малыша одну из знакомых ему фигур (квадрат, треугольник, круг, овал), он угадывает.
6 упражнение «Предметы с различной фактурой поверхности». Дайте ребенку потрогать предметы разной структуры (шершавые, гладкие, колючие, металлические, резиновые, мягкие и т.п.). Затем опускаем предметы в мешочек, ребенок на ощупь должен распознать предмет, сначала двумя руками, а потом одной.
7 упражнение на переключение «Хлопки». Взрослый хлопает в ладоши, ребенок, услышав один хлопок, приседает на корточки, два хлопка – делает «ласточку», три хлопка – встает с поднятыми вверх руками. Движения можно сопровождать словами, выбранными для автоматизации звуков.
Упражнения для 3-го блока мозга
Третий блок мозга следует развивать только у школьников. Прежде всего это задания на планирование деятельности. Например, составление плана и написание сочинения (изложения). Разработка алгоритма для решения задачи. Развитие саморегуляции и контроля через постановку учебных целей и задач. Составление презентаций, проектов.
Двигаясь от простого к сложному и последовательно развивая каждый блок мозга в игровых ситуациях, в 100 % случаев можно добиться успеха в развитии речи и психических функций независимо от причины нарушения. Нейропедагогика творит чудеса, даже без медикаментозного вмешательства.