Раскова Марина Михайловна
Российская летчица-штурман. Майор Военно-воздушных сил Красной армии. Одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза. Сформировала авиагруппу из трех женских авиаполков, которая носила неофициальное название «Ночные ведьмы».
Марина Раскова родилась 28 марта 1912 года в городе Москва. Девочка выросла в творческой и интеллигентной семье. Отец, Малинин Михаил Дмитриевич являлся артистом оперы, вокальным педагогом. Мать, Анна Спиридоновна работала учителем средней школы. Девушка воспитывалась с братом Романом, будущим радиоинженером. После школы, обучалась в Московской консерватории. Параллельно, работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода.
В апреле 1929 года вышла замуж за инженера этого же завода Сергея Ивановича Раскова и прервала работу до октября 1931 года вследствие рождения дочери Татьяны. С 1932 года являлась лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Жуковского.
В 1934 году Марина Михайловна окончила Санкт-Петербургский институт инженеров гражданского воздушного флота по специальности «штурман». В 1935 году окончила школу летчиков при Центральном аэроклубе, а также продолжала работу в Военно-воздушной академии имени Николая Жуковского в должности инструктора.
Через два года в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолете АИР-12. В 1938 году в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолете МП-1.
За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.
В Красной Армии с 1938 года. Одновременно находилась в штате НКВД: с февраля 1937 по февраль 1939 года являлась штатным консультантом, затем уполномоченным Особого отдела ГУГБ НКВД СССР. До марта 1941 года работала в особом отделе 3-го авиационного Управления Народного Комиссариата Обороны СССР, старший лейтенант государственной безопасности.
Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала свое положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Ее поддержали тысячи советских женщин, которые стремились попасть на фронт, чтобы изгнать захватчиков с территории своей Родины.
В конце октября 1941 года с одобрения Ставки Верховного Главнокомандующего и с поддержкой Центрального Комитета комсомола в городе Энгельс на Волге, Раскова сформировала авиационную группу из трех женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного и 588-го ночного бомбардировочного, которая носила неофициальное название «Ночные ведьмы». Девушку назначили командиром 587-го.
Марина Раскова 4 января 1943 года погибла в авиационной катастрофе около села Михайловка в Саратовском районе при перелете на фронт после переформирования. Во время полета в сложных метеоусловиях самолет Расковой попал в густой снегопад и потерпел крушение. На борту находились штурман Кирилл Хиль, инженер Владимир Круглов, стрелок-радист Николай Ерофеев. Никто не выжил. Останки Марины Расковой отправили в Москву, где они были кремированы и 12 января 1943 года помещены в Кремлевскую стену на Красной площади.
Герой Советского Союза
Орден Отечественной войны 1-й степени (приказ ВВС КА № 066/н от 30.09.1944)
Марина Раскова. История легендарной лётчицы-штурмана
Биография Марины Расковой во многом похожа на биографии тысяч простых советских девушек, чью жизнь опалила Великая Отечественная война. Она — пример стойкости, твердости характера, недюжинной воли и смелости, качеств, которые по определению больше присущи мужчинам. В период серьезных испытаний для Родины Раскова проявила себя как настоящий, храбрый и грамотный командир. Вот уж точно о таких не скажешь: «Слабая половина».
Марина Раскова стала известной в 30-е годы прошлого столетия. Вместе с двумя членами экипажа АИР-12 она побила существующий мировой рекорд протяженности полета на самолете. Буквально на следующий год после упомянутых событий, в одна тысяча девятьсот тридцать восьмом году, бравые летчицы зафиксировали еще два рекорда. Теперь — по расстоянию полета на МП-1 (гидросамолет).
Тот год был действительно знаковым для Расковой. В начале осени на АНТ-37 она вместе со своим командиром Гризодубовой и 2-м пилотом Осипенко осуществила беспрецедентный беспрерывный полет по маршруту Москва — Керби. Его длина составила почти 6 с половиной тысяч километров. Знаковый перелет принес Расковой всеобщее признание и наивысшее звание — Героя Советского Союза. Также она была награждена орденом Ленина.
Марина Малинина (после замужества Раскова) появилась на свет 28 марта 1912 в Москве. Ее родители занимались педагогикой. Девочка закончила 9-летнюю школу. В Марине видели будущую оперную диву. Ее папа, Михаил Малинин, преподавал вокал. Мама работала в школе учительницей. Папа рано заметил у дочери вокальные данные и старался их развивать. Однако в возрасте 7 лет Марина лишилась отца. Мужчину насмерть сбил мотоцикл.
После смерти главного кормильца в семье остро стала ощущаться нехватка денег. В семнадцать лет девушка пошла на работу. Потом было раннее замужество. Её избранником стал Сергей Расков. В 1928 г. Марина была химиком-лаборантом на заводе. В 1931 г. — лаборантом в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. Именно тогда окончательно поняла: самолеты – это её. Заочно обучалась в Ленинградском авиационном учебном заведении. 1933 год — она уже штурман Черноморских аэрографических экспедиций. Позже трудилась в Военно-воздушной академии на должности лётного инструктора, параллельно училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота. Получила специальность «штурман». Прошла подготовку в школе подготовки летчиков в Тушино.
30-е годы 20 века воистину ознаменованы расцветом авиационной романтики. Марина явилась первой девушкой-штурманом в СССР. Скоро ей поручили важное задание: провести крупную аэрофотосъемку, требуемую для строящейся авиалинии Одесса – Батуми. Работа была выполнена безукоризненно!
В свои 22 Марина являлась инструктором по штурманскому обучению летной академии им. Жуковского. Однако активная девушка не собиралась останавливаться на достигнутом. Благодаря настойчивости выбила разрешение обучаться в школе летчиков Центрального авиаклуба Москвы. После окончания учебы, в 1935 году, за штурвалом самолета участвовала в параде, посвященном празднованию 1 Мая. Каждый прожитый год добавлял смелой девушке опыта и новых достижений. Были рекордные полеты, экстремальные ситуации…
Вот одна из них. АНТ-37 «Родина» поднялся в воздух со Щёлково 24 сентября 1938 года. С начала полета все пошло как-то не так. Плотный покров облаков. Нулевая видимость. Пришлось управлять самолетом, опираясь исключительно на показания приборов. Но это не все. Очень скоро наступило обледенение. На пропеллере рос слой льда. Чтобы справиться с ситуацией и не допустить худшего, было принято решение увеличить обороты до максимума. Сильно болтало в воздухе. После того, как Урал остался позади, радиосвязь пропала.
Когда облачность миновала, выяснилось, что самолет находится над Охотским морем.
Командир экипажа Гризодубова произвела разворот «Родины» к берегу. Кончалось горючее, а вместе с ним и шансы благополучно завершить перелет. Стрелка топливного прибора неумолима двигалась к нулю. Было принято решение идти на посадку в тайге.
С самого начала Великой Отечественной Раскова участвовала в создании авиационных полков, состоящих из женщин. Считается инициатором выхода соответствующего решения Госкомитета обороны СССР. С 1942 года Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного полка (женского), имеющего на вооружении самолеты Пе-2. Вверенные ей эскадрильи бились в небе над Сталинградом.
В одна тысяча девятьсот сорок первом году при участии Расковой сформирована авиационная группа, которая состояла из 3 женских полков: Пе-2 бомбардировщики, Як-1 истребители и По-2 ночные бомбардировщики. Последних немцы прозвали «Ночными ведьмами». Вот такими смелыми летчицами довелось командовать Марине Михайловне.
В роковой день января 1943 года летчики Расковой вновь направлялись на фронт, пройдя переформирование. В очень трудных метеорологических условиях около села Михайловка в Саратовском районе самолет майора Расковой разбился. Ей было только тридцать.
Изначально Марину Раскову похоронили в Саратове, но потом останки кремировали, перевезли в Москву, где они были навек помещены в Кремлевскую стену.
В 1943-м полк, в котором она служила, переименовали в 125-й гвардейский имени Марины Расковой.
Сегодня имя Марины Расковой с честью носит Тамбовское высшее военное авиационное училище. В этом летном учебном заведении установлен бюст геройской летчицы. Также в Комсомольске-на-Амуре, на фасаде дома, где в 1938 году проживали члены экипажа прославленного самолета «Родина», установили мемориальную доску. Имя Марины Расковой носят улицы, площади и переулки в Москве, а также в других населенных пунктах бывшего СССР. Два корабля носили прославленное имя «Марина Раскова». Это бывший американский «Ironclad», затонувший в 1944 году в Карском море, и построенный в 1964 году в Венгрии речной теплоход. В 1998 году списан.
Марина Раскова была обладателем многих наград. Некоторыми из них награждена посмертно. Была кавалером двух орденов Ленина (1938 год), медали «Золотая звезда» (1938 год). Награждена знаком «Почетный работник госбезопасности» (1940 год), Орденом Отечественной войны 1 степени (1944 год, посмертно).
Вся жизнь Марины Расковой была отдана беззаветному служению Родине. Именно такие люди по праву считаются национальными героями, достойными уважения, вечной памяти и подражания со стороны будущих поколений.
Марина Раскова
Биография
Марина Раскова, первая летчица-штурман в СССР, — одна из сотен тысяч героических женщин, чьи биографии покорежила Великая Отечественная война. Она возглавила воздушное сопротивление Третьему рейху — благодаря личному знакомству с Иосифом Сталиным добилась разрешения на формирование женских авиаполков. За свою безграничную смелость и мужество Ночная Ведьма удостоилась звания Героя Советского Союза, а ее имя навсегда вошло в историю.
Детство и юность
Марина Малинина (Раскова — фамилия в замужестве) родилась 28 марта 1912 года в Москве, столице СССР. Глава семейства Михаил Дмитриевич зарабатывал на жизнь творчеством — выступал в опере и обучал других петь. Одной из подопечных стала и его единственная дочь, которая от природы обладала приятным голосом.
Кто знает, как сложилась бы биография Марины, если бы Михаил Малинин довел свою задумку до конца и сделал бы из нее оперную певицу. Но мужчины не стало в октябре 1919 года: его насмерть сбил мотоцикл.
Забота о детях, Марине Малининой и ее старшем брате Романе (1908 г. р.), легла на плечи матери — учительницы Анны Спиридоновны (в девичестве Любатович). Зарплаты едва хватало, чтобы обеспечить безбедную жизнь, поэтому ребятам пришлось рано выйти на работу.
С 17 лет Марина трудилась на Бутырском химическом заводе. Здесь же она познакомилась с привлекательным инженером Сергеем Расковым и, стремясь облегчить патовое положение своей семьи, вышла замуж.
Личная жизнь
Сергей Иванович Расков стал мужем Марины Малининой в апреле 1929 года. Они быстро освоились в личной жизни и стали родителями белокурой девочки Татьяны. Совместный ребенок не отговорил женщину от волевого решения — в октябре 1935-го она попросила о разводе.
Марина Раскова и дочь Татьяна / Назад в СССР
Супружеские отношения оборвались быстро и без проволочек. Не возникло вопросов и о том, кто будет воспитывать дочь, ведь к тому времени Марина Раскова всецело посвятила себя самолетам. Впрочем, она продолжала навещать Татьяну. В открытых источниках есть их совместная фотография, датированная 1938 годом.
Впоследствии дочь Расковой стала известной под фамилией супруга как Татьяна Голенко.
Служба в Красной армии
В 1932 году, после декретного отпуска, Марина устроилась лаборанткой в аэронавигационную лабораторию Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Тут-то она и встретилась со своей главной страстью — самолетами. У Расковой перехватывало дух от размера «железных птиц», она желала овладеть ими и поскорее взмыть в бескрайнее небо.
Марина, возжелав покорить небо, поступила на заочное обучение в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. И в 1934 году стала штурманом, а в 1935-м на дополнительных курсах — еще и летчицей.
1930-е годы в СССР характеризовались расцветом авиации. Тогда все следили за достижениями Валерия Чкалова, Александра Анисимова, Михаила Громова. Их женским подобием стали Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко. Именно они в 1938-м на самолете АНТ-37 «Родина» установили мировой рекорд по дальности полета. «Дамский» экипаж за 26 часов преодолел 6 450 км между Москвой и Дальним Востоком без пересадок и дозаправок.
За мужество и героизм, проявленные при перелете, состав «Родины» удостоился званий Героев Советского Союза. Первой удостоили чести Валентину Гризодубову как командира АНТ-37. Раскова стала второй в истории СССР женщиной, которую наградили медалью «Золотая Звезда». На волне популярности она выпустила автобиографию «Записки штурмана» (1939).
На службу в Красную армию Марина поступила в том же 1938 году. Одновременно она была агентом НКВД. К началу Великой Отечественной войны дослужилась до старшего лейтенанта.
Некоторое время после начала Великой Отечественной войны Раскова занималась организационными вопросами. Например, вооружением Пе-2, который она сама возглавляла. К моменту образования авиаполк насчитывал 34 списанных Су-2. Диалог с народным комиссаром авиационной промышленности Алексеем Шахуриным позволил заменить их на 20 новейших Пе-2.
Овладеть машинами было непросто, но к Новому 1943 году авиаполк Пе-2 был готов вылететь под Сталинград.
В перелете в конце декабря 1942 года не приняли участие «Ночные ведьмы» в лице Губиной и Ломановой. Их самолеты оказались неисправными. Марина не бросила своих девушек в беде — проводила основную эскадрилью до Сталинграда и вернулась в Москву. Было 4 января 1943-го.
Смерть
Из-за сильного ветра и пурги оставшиеся самолеты авиаполка Пе-2 взмыли в небо только к обеду 4 января 1943 года, хотя отправка планировалась на рассвете. По пути экипаж столкнулся с густой облачностью. Бесстрашная Марина Раскова дала команду пробиваться вперед и первая нырнула в белизну.
Губина и Ломанова с экипажами благополучно приземлились в месте дозаправки, а вот командира авиаполка Пе-2 нигде не было видно.
7 января 1943 года искореженный бомбардировщик Расковой обнаружили недалеко от села Михайловка Саратовской области. Вместе с ней разбились штурман Кирилл Хиль, радист Николай Ерофеев и инженер Владимир Круглев. Сейчас на месте гибели экипажа установлен мемориальный камень.
Место гибели экипажа Марины Расковой #саратовскаяобласть #деньпобеды #памятник #9мая
Ночная Ведьма была символом женской авиации в СССР, поэтому за расследование причин ее смерти взялась Главная военная прокуратура Красной армии. Экспертная комиссия установила, что суммарный налет Марины Расковой составлял всего 60 часов — по 30 часов в летной школе и в полку Пе-2. Иными словами, ей не хватило элементарных навыков, чтобы побороться с погодой.
Согласно инструкциям ВВС, при низкой видимости самолеты должны развернуться и вернуться на базу, если хватает топлива. Если нет — лечь на «пузо» до улучшения погодных условия. Марина же бросилась вперед, обрекая на гибель свой авиаполк. Губиной и Ломановой либо повезло, либо они оказались более опытными летчицами.
Несмотря на грубую оплошность, стоившую Расковой жизни, ее похоронили со всеми почестями. Прах покоится в некрополе у Кремлевской стены на Красной площади в Москве.
Раскова Марина Михайловна — краткая биография
ФИО: | Раскова (Малинина) Марина Михайловна |
Дата рождения: | 28.03.1912 |
Место рождения: | Москва |
Знак зодиака: | Овен |
Чем известна: | Летчица-штурман, майор, Герой Советского Союза |
Дата смерти: | 04.01.1943 (30 лет) |
Заметив в воздухе самолеты По-2, фашисты в панике кричали: «Ночные ведьмы!» – так они называли женский полк ночных бомбардировщиков. Это авиасоединение было создано легендарной летчицей Мариной Михайловной Расковой. Она погибла в возрасте 30 лет, но за столь короткую жизнь успела сделать много великих и героических дел.
Музыкальное детство
Марина Михайловна Раскова, урожденная Малинина – коренная москвичка. Она появилась на свет в семье Михаила Дмитриевича и Анны Спиридоновны Малининых 28 марта 1912 г.
С матерью Анной Спиридоновной и братом Романом (1913)
Отец девочки был певцом и преподавателем вокала, мама работала в школе учительницей французского языка. Марина с детства пела, играла на рояле. Ничто не предвещало ее авиационного будущего.
С отцом Михаилом Дмитриевичем и братом Романом (1917)
В 1919 году глава семейства трагически погиб под колесами мотоцикла. Семья оказалась в бедственном положении, часто в доме не было даже хлеба. Марину отдали в музыкальную школу при консерватории, где она получала паек и стипендию. Однако девочке больше нравились, не музыкальные занятия, а биология и химия.
Поиск призвания
Марина Раскова в 1932 г.
Летная карьера
Марина Раскова в 1938 г.
Военная карьера
С 1937 г. началась военная карьера Расковой как сотрудника НКВД и как офицера ВВС. Она работала в секретных отделах Управления госбезопасности, руководила международными авиалиниями СССР. Была лично знакома с И.В. Сталиным.
Марина Раскова в 1941 г.
В 1941 г. в начале Великой Отечественной войны отважная летчица занялась созданием женских боевых авиационных подразделений. Женщины-пилоты были все еще экзотическим явлением, и мужчины-военные относились к ним скептически. Раскова пришла в кабинет Сталина и в эмоциональной форме изложила свой взгляд на проблему. В результате глава государства поручил Марине Михайловне сформировать целых три женских полка в рамках одного авиационного соединения:
Раскова возглавила огромное хозяйство: три полка необходимо было обеспечить техникой, топливом, обмундированием и питанием. Кроме материально-технического обеспечения и решения бытовых проблем, Марина Михайловна занималась организацией обучения девушек ведению воздушного боя, пилотированию в военных условиях. Времени для повышения собственной летной квалификации у нее совершенно не было, боевых полетов она не совершала.
Трагическая гибель
Подготовив три женских авиационных полка, 4 января 1943 г. Раскова сама вылетела во главе эскадрильи на военный аэродром вблизи г. Энгельс. Недостаток опыта управления бомбардировщиком Пе-2 и сложные погодные условия привели к потере управления и гибели самолета и его экипажа. Комиссия по расследованию причин аварии установила, что майором Расковой были нарушены требования предполетной подготовки и самого полета. Однако заслуги Марины Михайловны были столь велики, что эта трагическая ошибка не повлияла на отношение к ней руководства страны и всего народа.
Похороны Марины Расковой
Семья
С 1929 по 1935 гг. Марина Михайловна состояла в официальном браке с инженером Сергеем Ивановичем Расковым. Супруги не сошлись во взглядах: муж не одобрял профессию супруги.
Их дочь Татьяна, 1931 года рождения, училась в той же школе, что и ее мама. Занималась музыкой и танцами в балетной студии при Большом театре. Окончила искусствоведческое отделение филфака МГУ.
С дочерью Татьяной
Воспитанием Тани занималась бабушка Анна Спиридоновна Малинина, мать Расковой. В 1950 г. она написала биографическую книгу о своей дочери «Жизненный путь Марины».
Заслуги Расковой
Марина Михайловна во многом была первопроходцем: первая женщина-штурман, одна из первых женщин-героев Советского Союза, создательница единственного женского боевого авиасоединения. Несмотря на некоторые допущенные ошибки, родина высоко оценила ее заслуги:
Женский труп принесли саратовским медикам для проведения вскрытия 7 января в 15:40. Но в этот день ограничились внешним осмотром, прекратив дальнейшие манипуляции «до оттаивания» тела. Позже обязательную процедуру завершили, установив причину смерти: перелом грудного отдела позвоночника и травма головного мозга в результате крушения самолета. Лобная кость у женщины отсутствовала полностью. Из месива, там, где ранее находились глаза, торчал экранированный провод от прицела. Медики посовещались и решили восстановить голову женщины, используя чужой череп. Действовать нужно было быстро: уже через два дня с товарищем Расковой должна была проститься вся страна, включая высшее партийное руководство.
Марина Раскова прославилась целым рядом мировых рекордов, поставленных в советское время до Великой Отечественной войны. Тогда она в качестве штурмана совершала длительные беспосадочные перелеты с экипажем, полностью состоящим из женщин.
Наиболее значимый ее перелет был по маршруту Москва — Дальний Восток (село Керби) в сентябре 1938 года на самолете АНТ-37 «Родина». Тогда за установление очередного рекорда штурману присвоили звание героя Советского Союза.
Слева направо: Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова / © kulturologi.ru
Но чаще всего фамилию Расковой упоминают в связке с тремя женскими авиаполками, которые были созданы по ее инициативе в разгар войны с нацистами. Полки, один из которых она возгласила в звании майора, дислоцировались в районе города Энгельса Саратовской области.
По иронии судьбы, Марина Раскова, подготовив к бою с врагом женские эскадрильи, стала единственной, кто в итоге не добрался до фронта. 4 января 1943 года самолет, в котором она направлялась в сторону Сталинграда, рухнул в окрестностях Саратова, навсегда связав знаменитую летчицу с нашими краями.
Смерть полка?
В начале 2020 года исполнится 77 лет с тех пор, как в Саратовском районе, недалеко от поселка Сокол, потерпел крушение самолет Пе-2 — основной фронтовой бомбардировщик военно-воздушных сил Красной армии. Он упал, попав в сильный снегопад. На борту находились штурман Кирилл Хиль, инженер Владимир Круглов, стрелок-радист Николай Ерофеев и командир 587 бомбардировочного авиационного полка, герой Советского Союза, знаменитая Марина Раскова. Никто не выжил.
Самолет направлялся на фронт и был ведущим. По официальной версии, следом за ним летели еще две машины, экипажи которых уцелели. Ведомые, поняв, что пробиться через разбушевавшуюся стихию невозможно, приняли решение произвести вынужденную посадку.
Падение расследовала спецкомиссия. Вину за произошедшее по большей части возложили на Раскову. Она не только приняла решение лететь в сложных метеоусловиях, но еще и нарушила собственный план перелета: он предусматривал возврат на аэродром при ухудшении погоды.
Но есть и неофициальная версия. В ней ответственность также возлагается на молодую летчицу. Только якобы помимо самолета, который пилотировала Раскова, погиб целый полк. То есть, двадцать пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и около 80 человек личного состава.
Часть публикации с воспоминаниями ветерана ВОВ
Версия основывается на словах ветерана Великой Отечественной войны, который якобы был очевидцем катастрофы. Мы заметили ее, когда готовили развернутый материал обо всех авиакатастрофах, случившихся в Саратовской области начиная с 1939-го года.
После публикации читатели попросили расследовать, что же на самом деле произошло 4 января 1943 года. Корреспондент ИА «Версия-Саратов» посвятил этому больше года. Мы искали массовые захоронения, изучали газетные заметки, знакомились с томами рассекреченных документов, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО) в Подольске и в областном архиве в Саратове и связывались со всеми, кто мог что-то рассказать о тех событиях.
«Хочу рассказать тем, кто этого не знал»
В 2014 году писатель-краевед Владимир Пузиков готовил биографическую публикацию о директоре маленькой поселковой школы в Ставропольском крае — участнике ВОВ Василии Ковтуне (скончался в 2002 году). Пузиков приехал в школьный музей и увидел висящую на стене газетную вырезку, посвященную трагедии с участием Расковой.
Статью под заголовком «Хочу рассказать тем, кто этого не знал» опубликовали в рубрике «Памяти героев». Ни краевед, ни мы не смогли найти не только дату публикации, но и название издания. Автором заметки был сам ветеран Ковтун.
Василий Ковтун / фото предоставлено руководством школы поселка Щелкан
В материале участник войны рассказывал о том, что работал авиамехаником на саратовском военном аэродроме, обеспечивавшем перелет боевых полков в сторону Сталинградского фронта. Якобы он одним из первых прибыл на место крушения 4 января 1943 года, где перед его глазами предстала «ужасная картина»: «более 20-ти самолетов Пе-2 лежали исковерканные, покореженные».
«Когда мы добрались до экипажа, то не нашли его: не было человеческих тел, они были превращены в массу, напоминающую фарш. Когда мы стали поднимать то, что осталось от человека, эта кровавая масса вся опустилась в штанины комбинезонов. Эта была такая страшная, удручающая картина, которую невозможно забыть! Вот, что делает скорость при столкновении с преградой», — рассказывал Ковтун.
В реалистичных описаниях и даже деталях история перекликалась с официальной версией. Только, если верить Ковтуну, в авиакатастрофе погибли не трое мужчин и одна женщина, а сотня девушек, слепо несшихся сквозь густой снегопад за Расковой. И спаслись, совершив вынужденную посадку, не два экипажа, а три.
«При исполнении служебных обязанностей»
В открытых источниках об этой авиакатастрофе сообщалось предельно мало (максимум — две-три строчки). Например, на сайте государственного архива Саратовской области о последнем дне Марины Расковой говорится весьма лаконично: «Погибла 4 января 1943 г. при исполнении служебных обязанностей близ Саратова». Во всевозможных энциклопедиях и в прочих открытых источниках к дате смерти иногда еще добавляются скупые подробности — про сложные метеоусловия, в которые попал экипаж, а также про место, где произошло крушение.
В послевоенных воспоминаниях участников ВОВ порой указывались противоречивые данные. В изученных нами газетных публикациях за разные годы речь шла то об одиночном перелете Расковой в день трагедии, то о перемещении целого полка.
Так, бывший комиссар 586 истребительного авиаполка — одного из тех, что были сформированы Мариной Расковой в Энгельсе — Ольга Куликова вспоминает следующее: «В начале января 1943 года М. М. Раскова во главе полка пикирующих бомбардировщиков Пе-2 вылетела на фронт», после чего произошло крушение (публикация под заголовком «Отчизны славная дочь», газета «За Родину» от 4 апреля 1976 года). Хотя, по официальным данным, весь полк Расковой, за исключением трех самолетов, прибыл на фронт еще в декабре 1942 года.
Были и другие странности. Например, в публикации «Звездный час. Штрихи к портрету Марины Расковой» («Комсомольская правда» от 25 марта 1982 года) своими воспоминаниями о произошедшем делится герой Советского Союза Марина Чечнева. Эта летчица воевала в составе еще одного сформированного Расковой авиаполка — 588-го (неофициальное название «Ночные ведьмы»).
Рассказывая о том, как летчиц поразила печальная весть о гибели Марины Расковой, Чечнева писала: «По всей стране начался сбор средств на строительство авиаэскадрильи имени М. М. Расковой». Это кажется странным, если верить официальной версии о том, что весь 587 полк Расковой при перелете на фронт уцелел. Для чего тогда собирать деньги на строительство целой эскадрильи?
Эти нестыковки делали рассказ ветерана Василия Ковтуна похожим на правду.
«Бросились обнимать и целовать Сталина»
По официальной информации, незадолго до авиакатастрофы 587 полк, которым командовала Раскова, прибыл на фронт под Сталинградом — в состав 270 бомбардировочной авиационной дивизии. Он действительно состоял из 20 боевых самолетов, 19 из которых — недавно поступившие в распоряжение пикирующие бомбардировщики Пе-2.
В рассекреченном отчете о работе полка с января по декабрь 1943 года, который хранится в ЦАМО, говорится о том, что полк практически в полном составе перебазировался в село Житкур Сталинградской области 16 декабря 1942 года.
В это время три самолета оставались в Лопатино (аэродромный узел Самары), где полк ранее осваивал новые боевые машины в тылу. Пе-2 летчиц Галины Ломановой и Любови Губиной находились на ремонте, а Марина Раскова ожидала их, чтобы вместе отправиться в путь. Лететь на фронт предстояло через Саратовскую область в сторону Сталинграда.
Когда все уже было готово к перелету, зарядили снегопады. В день трагедии метеоусловия немного улучшились, и комполка решила предпринять попытку перелета из Самары в Саратов — на аэродромный узел у поселка Сокол. Хотя прогноз давался неблагоприятный, и оперативный дежурный запретил вылет, Расковой удалось-таки добиться разрешения в обход местных метеорологов — через Москву. Сведения об этом содержатся в изученном нами заключении специальной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы (рассекречено в 2006 году, хранится в архиве Минобороны). Хотя в итоге вылет все-таки произошел за пределом разрешенного временного промежутка.
Подробно об официальных выводах экспертной комиссии по этому поводу рассказал в своем исследовании военный историк Владимир Прямицын. Он работает заместителем начальника отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ.
Статью, в которой подробно описывается как Раскова отступила от собственного плана и неудачно попыталась «пробить» облака, опубликовали в 2016 году в печатной версии «Военно-исторического журнала» (№ 1, страницы 36-40, заголовок: «Последний полет „сталинской ласточки“»).
— Воспоминания ветеранов — это небезынтересная вещь. Но не более того. На них нельзя ссылаться, ими можно только дополнять документальные источники, — сказал Владимир Прямицын, отвечая на вопрос о неофициальной версии крушения. — Раскова действительно совершала перелет в составе группы из трех самолетов. Марина Раскова в меньшей степени была летчиком. Она — штурман. Ее суммарный налет был ниже, чем у ее ведомых летчиц. Поэтому, попав в сложные метеоусловия ведомые летчицы смогли совершить вынужденную посадку, а самолет Марины Расковой разбился.
По словам собеседника, никакой полк в день трагедии за командиром не летел. В ином случае, на месте катастрофы располагался бы «целый мемориал, посвященный гибели ста летчиков».
— Вместо этого там стоял один обелиск, посвященный гибели четырех человек. Где тогда остальные могилы? Где остальные жертвы? Какие названия у тех самолетов? Где фамилии погибших? Ничего этого нет. Ветерану это не интересно. Ему нужно только сказать, что двадцать самолетов разбилось. А почему не двести? Не две тысячи?
Прямицын уверен, что вина за произошедшее полностью лежит на Марине Расковой, которая «просто очень хотела лететь».
«Рассказывал, хотя это не приветствовалось»
Мы связались с руководством школы поселка Щелкан Ставропольского края. Василий Ковтун трудился здесь на протяжении 13 лет директором и учителем истории. До этого он 12 лет возглавлял учебное учреждение села Первомайское Чечено-Ингушской АССР. Все это время Ковтун сообщал детям на уроках о событиях, свидетелем которых якобы стал.
«После войны я 25 лет работал директором школы. Преподавал географию и историю в старших классах и в каждом классе я рассказывал об этой трагедии с полком Марины Расковой. Я всегда подчеркивал, как важно в любом деле, и особенно в авиации, выполнять инструкции. Еще в военном училище наши преподаватели настойчиво повторяли это, подчеркивая, что каждый пункт инструкции полета написан кровью!», — такими словами завершаются воспоминания ветерана об авиакатастрофе под Саратовом.
О том, что история с гибелью полка — не какая-то старческая выдумка участника ВОВ, рассуждает сын Василия Ковтуна — Иван. Он рассказал корреспонденту, что впервые услышал эту историю еще в школьные годы, много лет назад.
— Он рассказывал, что в катастрофе пострадал женский полк, который перемещался из одной точки в другую. Раскова, своим авторитетом, вела самолеты за собой. Ей вроде бы сообщали, что лететь не стоит, но она приняла такое решение. Нюансы какие-то могу не помнить. Единственное, что из рассказа запомнилось точно, что разбился не один ее экипаж, а много самолетов. Во всяком случае, по словам отца.
Иван Ковтун уверяет, что его отец не был человеком, который будет что-то говорить ради красного словца.
— Он обо всем рассказывал после войны. И про катастрофу, и про Сталина, и про культ личности. Еще в советское время. Как бы, в сельской школе это было не так страшно, хотя, конечно, не приветствовалось. Это при том, что он был ярый коммунист, — говорит Иван.
Прах к праху
В Саратовской области нам не удалось обнаружить подтверждения словам ветерана Ковтуна. Поиски массовых захоронений января-февраля 1943 года не дали никаких результатов. По имеющимся в открытом доступе данным о людях, умерших за определенный промежуток времени на территории региона, никаких «всплесков» в период авиакатастрофы зафиксировано не было.
В районе села Михайловка Саратовской области / © drive2.ru
В МКУ «Администрация кладбищ» нашему изданию сообщили, что в 1943 году регистрацию захоронений в Саратове осуществляла Контора похоронного обслуживания управления коммунальных предприятий и благоустройства. В конторской книге не указывались даты смерти людей, а также не велся учет мест массовых захоронений.
В Центральном архиве Министерства обороны РФ не удалось найти подтверждения тому, что Василий Ковтун проходил службу в 955 штурмовом авиационном полку под Саратовом. Впрочем, многие документы по учету личного состава того времени по различным причинам не сохранились.
Корреспондент просмотрел все возможные рассекреченные документы, находящиеся на хранении в ЦАМО и имеющие отношение к полку Марины Расковой и к дивизии, в которую этот полк впоследствии вошел. Были изучены приказы, ведомости штатной численности и материального обеспечения, акты готовности и вообще все, что могло бы свидетельствовать о массовых человеческих и технических потерях в начале 1943 года.
Все указывает на то, что Марина Раскова, которая не успела принять непосредственное участие в сражениях с нацистами, действительно сильно спешила на фронт и пренебрегла своей безопасностью и безопасностью членов экипажа, а также составов еще двух ведомых Пе-2. Однако никакой массовой авиакатастрофы не было. Упали в тот день лишь три самолета, члены экипажей двух из которых остались живы — отделались ушибами и ранениями (согласно приказу командира 587 авиационного полка об исключении из списков полка погибших при авиакатастрофе 04.01.43).
После того, как в Саратове произвели косметические процедуры по восстановлению головы Расковой, с ней в торжественной обстановке простились на траурном митинге. Потом тело было перевезено в Москву, где 10 января 1943 года все желающие могли проститься с героем Советского Союза в помещении Центрального дома гражданского воздушного флота. В тот же день состоялась кремация.
Газета «Правда», № 13 (9149) от 13 января 1943 года
12 января на Красной площади прошли похороны Марины Расковой. Урна с прахом была размещена в Кремлевской стене.
Прах членов экипажа Пе-2 — Кирилла Хиля, Владимира Круглова и Николая Ерофеева был погребен в братской могиле на Воскресенском кладбище Саратова с прахом пяти офицеров, погибших под Сталинградом.