Раскройте значимость экологической сказки в познании ребенком природы

Сказки

Экологическая сказка как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников

Заболотняя Юлия
Экологическая сказка как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников

Современные дети дошкольного возраста нуждаются в формировании основ экологической культуры, так как на сегодняшний день они погружены в виртуальный мир, где есть кроме положительного много отрицательного влияния на природу. Данные качества можно формировать и развивать через экологические сказки.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников.

Мы считаем детям старшего дошкольного возраста нужно читать экологические сказки и обязательно обсуждать их. Через экологически сказки дети познают мир, получают представления об окружающей их природе.

В экологической сказке заложена информация об окружающем нас мире природы, о взаимоотношениях человека с животными и растениями, об отношении человека к окружающему миру.

Таким образом, рассмотрев работы авторов по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что экологическая сказка играет значимую роль в жизни, формирование и развитии ребенка знаний экологической культуры.

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Игра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Источник

Роль экологической сказки в познании детьми природы

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила: Николаева Елизавета Викторовна Студентка: III Курса 134 группы Роль экологической сказки в познании детьми природы

Что такое Экологическая сказка Одним из средств экологического воспитания детей является экологическая сказка. Сказки называют «Экологическими сказками», но это условное название, потому что в них перед ребёнком ставятся, не только экологические проблемы, но и социально-нравственные.

Цель и задачи экологической сказки Цели: поиск и создание условий для развития личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы. Задачи: Образовательная: поиск и создание условий для развития личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы. Развивающая: развивать познавательную активность ребенка при формировании знаний об окружающем мире. Воспитывающая: воспитание гуманного заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Чему учат экологические сказки? Экологические сказки учат: познавать окружающий мир; воспитывать чувство причастности к благополучию природе; думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение его богатства и красоты.

Где можно применить экологическую сказку Использование сказки на занятиях по экологии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка. Примеры экологических сказок: Это сказки о комнатных растениях: Как человек приручил растения, Как у росточка появилось имя, Бабушка Федора и Герань, Самый смелый цветок. О различных явлениях природы: Хмурая туча, Доброе облако, Все цвета радуги; сказки о животных и насекомых – Просто гусеница, Не будите медведя, Зачем зайцу белая шуба?, о взаимодействии человека и природы. Такие как, Пропавшие цветы, Как не вернулись птицы, Дедушкин огород.

В заключении Экологическая сказка побуждает детей задуматься над проблемой загрязнения окружающей среды и значении труда человека в её защите. Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи. Экологическая сказка необходима. Она является эффективным средством воспитания и обучения, способствующим экологическому развитию дошкольников.

Номер материала: ДБ-489879

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе

Ольга Мясушкина
Влияние экологической сказки на формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе

Читайте также:  Рассказы про франца кристине нестлингер читать

Экологическое развитие детей в настоящее время актуально, как никогда. В основном связано с ухудшением экологическогосостояния нашей страны и планеты в целом: все менее богатой и разнообразной становится растительность планеты, сокращаются некоторые виды животных, постоянно в атмосферу выбрасываются опасные химические вещества, загрязняются воды и т. д.

В связи с этим необходимо обратить внимание человечества, в том числе и дошкольников, на охрану и защиту природы, так как именно это время развития человека является основным в познании окружающего мира.

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка дает возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за oc жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Основополагающая задача работы экологической направленности в любом детском образовательном учреждении, которой придерживаются воспитатели – научить детей наблюдать и понимать красоту окружающей природы, с бережностью относиться ко всем живым организмам, передать конкретные знания в области экологического направления и научить придерживаться элементарным правилам поведения при нахождении в природных зонах.

Экологическое развитие детей считается одним из основополагающих направлений дошкольной педагогической деятельности, и различается от стандартного ознакомления с природой.

Перед воспитателем стоят следующие задачи: воспитатель должен развивать у детей интерес и бережное отношение к природе, желание помогать в уходе за животными и растениями, приучать детей к правильному кормлению птиц, правильному поливу растений, закреплять представления детей о растениях, деревьях по их отличительным признакам, учить детей отмечать и называть явления природы.

Крайне важно подобрать такие формы и методы развития экологической направленности дошкольников, которые дали возможность бы продемонстрировать приспособление растений и животных к их среде обитания, взаимозависимости в природных сообществах.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств.

Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обогощать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Чтобы правильно воспитать бережное отношение к природе, часто использую чтение экологических сказок.

У дошкольников еще преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребенка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Одним из принципиальных факторов, который более глубоко способствует пониманию детьми текста экологической сказки, считается обращение к его чувствительному опыту, то есть общения ребенка с окружающей природой, ее объектами.

К примеру при организации процесса работы с детьми при ознакомлении со сказкой «Двенадцать месяцев», воспитатель дает детям понятие о том, что в природе всё взаимосвязано, что одно время года сменяет другое.

Часто воспитатели используют в своей работе народные сказки, так как они более понятны детям, и во многом более содержат экологический характер. В каждой сказке можно увидеть отношение людей к природе, взаимосвязь людей со средой обитания.

Таким образом экологические сказки помогают детям более лучше воспринять даваемый материал.

Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумать сказки на заданные темы. Вот, например, сказка, придуманная ребенком.

Как волка к порядку приучали…

Недалеко от берега реки, который выходил на Зеленую лужайку, располагалась заячья избушка. Каждый день дружное семейство длинноухих отправлялось за водой. И однажды зайцы с ужасом увидели, как порыв ветра подхватил конфетные бумажки и сбросил прямо в речку, где они устремились за быстрым потоком. Зайцы в отчаянии сказали: все конфетные бумажки, расползлись, как таракашки, даже речка засорилась, мы воды теперь лишились! Это Волк, вредный волк, не знает он в порядке толк. Пора зверюшек всех позвать, пора нам Волка воспитать!

И позвал зайцы на Зеленую лужайку всех зверей лесных, собрались все с мешками мусора. Настроенные решительно, они направились к логову Волка, чтобы вручить ему плоды его беспредела.

Звери подошли к логову и закричали:весь мусор мы в лесу собрали, теперь прошли наши печали, несем мы Волку этот сор, чтоб выставить грязнулю на позор!

В заключении отмечу, что при изучении экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В экологических сказках как правило растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, которые вызывают у детейразнообразны чувства: сочувствие, гнев, досаду, нежность и радость.

Проект «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» П Р О Е К Т «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Актуальность темы: * Экологическое воспитание на современном.

Формирование экологической культуры у детей старшего возраста посредством приобщения к природе родного края Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение. В дошкольном детстве ребенок проходит самый духовный и интеллектуальный.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к подвижным играм с правилами Известно, что в дошкольных образовательных учреждениях подвижные игры занимают одно из ведущих мест в воспитательной работе с детьми. Ведь.

Читайте также:  Рассказ о прадеде участнике великой отечественной войны

Консультация для родителей «Формирование ценностного отношения ребенка к Здоровью в Семье» ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВЬЮ В СЕМЬЕ Современная жизнь выдвигает высокие требования к здоровью детей, которое.

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Учёными давно доказано, что всё духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах,.

Консультация для родителей «Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к игрушкам, книгам, природе» Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к игрушкам, книгам, природе. Следует заметить, что в целом вопрос “воспитание.

Проект «Использование экологической сказки в формировании бережного отношения детей к природе родного края» Проект «Использование экологической сказки в формировании бережного отношения к природе родного края у детей среднего дошкольного возраста».

Проект «Использование экологической сказки в формировании бережного отношения к природеу детей среднегодошкольного возраста» Проект «Использование экологической сказки в формировании бережного отношения к природе родного края у детей среднего дошкольного возраста».

Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста Давно доказано учеными, что духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах, преданиях,.

Источник

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников

Вера Москалёва
Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом,будет: интересен и понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним.

Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка.

Маленький ребенок еще не различает добро и зло. И то и другое могут уживаться, соседствовать в его душе. Научиться ли малыш любить, беречь все живое – будет зависеть от нас, от умения преподнести ему в занимательной форме сложные явления природы.

Волшебный мир сказкизнакомит детей с необыкновенными героями: Капелька, Родничок,Еловое семечко и их удивительными приключениями: «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога…. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают нашим детям погрузиться в смысловую суть сказки.

В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребенок узнает тайны животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года, или как промокший кузнечик согревает своей песней сердце продрог-шего на холодном ветру цветка, а цветок, раскрыв свой зонтик, прячет кузнечика от дождя. Сколько доброты и человечности в этой маленькой сказке. И в результате, детская сказочка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и пытается изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие, доброту, ласку. Легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами сказок – развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, нести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Дети, кроме интересных, полезных знаний, могут получить яркие впечатления от глубины, красоты, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок. Использование их в работе, помогает воспитателю обогащать детей знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир,искать ответы на многие вопросы: Как возник мир? Как произошли люди и животные? Какие явления бывают зимой? Что делают разные животные в зимнее время?

Читайте также:  Рассказы о профессиях на белорусском языке

Экологическая сказка проходит через различные виды деятельности ребенка.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте посредством сказок закладываются основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

По мнению профессионалов, именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности.И еще: экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.

Один из авторов статей, посвященных сказкам, в том числе и экологическим, – Е. В. Шиков, кандидат биологических наук, так определяет назначение экологических сказок – «…научить детей понимать природу и беречь ее». «Экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства и продолжаться в течение всего периода обучения в школе. Для детей дошкольного возраста наиболее понятно изложение материала в форме сказок, которые пробуждают не только ум, но и чувства. Последнее очень важно. Дети не столько должны выучить основные экологические понятия, сколько проникнуться уважением ко всему живому, полюбить природу»

«В самой природе многое сродни чуду. Скользнувший луч, цветок, росинка на нем реальны, но в их единении вдруг рождается то, что человек называет “сказочной красотой”.Сухие научные слова скрывают за собой целый волшебный мир: метаморфоз напоминает превращения сказочных героев; анатомия, когда плененная ящерица отбрасывает хвост, – отсечение драконовых голов и вырастание новых. Как не почесть за чудо мимикрию, способность в одночасье изменить свой облик! Поэтому так естественно желание именно через сказку говорить с детьми об окружающем нас мире».

Важный момент – информативность экологической сказки. Особенно, если речь идет о малышах. Экологические сказки должны быть информационно емкими, но не следует, и перегружать их. Иногда достаточно одного, двух предложений для сообщения интересного факта. Специалисты единодушно сходятся на том, что сказки должны быть доступны детям, а изложение – отличаться выразительностью. Рекомендуется использовать традиционные сказочные приемы и атрибуты, к которым дети уже привыкли.

Может встать вопрос: не затруднит ли сказка познание истинных закономерностей природы?Еще Сухомлинский писал: «Нет, наоборот. Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

На экскурсиях, на природе с родителями, на дачных участках, в наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота и неповторимость родной природы. Одновременно с этим дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, можно также использовать экологические сказки А. Лопатиной, М. Скребцовой «Сказы матушки земли», Н. Сладкова «Сказки леса», С. Баруздина «Почему рыбы молчат», Т. Крюковой «Лесная аптека».

Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, – значит, можно сказать что он научился мыслить» (Сухомлинский).

Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать в основе экологического воспитания детей.

Фотоотчет о мастер-классе «Роль сказки в экологическом воспитании детей» Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему.

Консультация для родителей «Роль сказки в экологическом воспитании ребёнка» Структурное подразделение «Детский сад Березка» МБОУ «Зеленодольская СОШ» Петропавловского района. Алтайского края Консультация.

Мастер-класс для педагогов «Роль сказки в экологическом воспитании у дошкольников» РОЛЬ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ. (Мастер класс для педагогов) Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира.

Педагогический проект «Сказки всегда рядом». Родительское собрание «Роль сказки в семейном воспитании дошкольников» Педагогический проект. (среднесрочный, групповой) Тема: «Сказки всегда с нами» Участники: дети 2 младшей группы, педагоги, родители. Проблема:.

Роль игры в экологическом воспитании детей Богат и многообразен мир природы. Многие века отношение к природе складывалось стихийно. Мы грабили природные ресурсы, угрожающе загрязняли.

Роль макетов в экологическом воспитании дошкольников. Макеты «Дикие животные» и «Домашние животные» Роль макетов в экологическом воспитании дошкольниковСамым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил.

Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника Воспитатель Кадырова З. А. МАДОУ Детский сад «Родничок» р. п. Чишмы. При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны,.

Источник

Познавательное и интересное