Распространение униатства.
Новая церковь насильственно насаждалась среди бывших православных верующих. Только на протяжении 1596—1597 гг. в ВКЛ было закрыто 20 православных церквей и 12 монастырей. Это вызывало антиуниатские настроения в среде православной шляхты, мещан и крестьян. Они начали организовывать в городах (Могилев, Орша, Витебск, Полоцк, Минск) православные братства. Их участники выступали против католичества, униатства, протестантов, активно участвовали в церковно-религиозных спорах.
Дело дошло до насильственных действий с обеих сторон. В 1609 г. виленский православный братчик Иван Тупека с саблей бросился на И. Потея, когда тот проходил через местный рынок. А в 1623 г. жители Витебска убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, которого за жестокость прозвали «душехватом». Он насильственно насаждал унию на территории Полоцкой епархии, где православная церковь имела глубокие древние корни. Горожане жаловались на него: «Тот же епископ полоцкий пять лет держит в Орше и в Могилеве церкви запечатанные, в Полоцке и Витебске нет ни церкви, ни дома, где позволено в городе богослужение. Поэтому горожане должны по воскресеньям и на другие праздники слушать службу в поле за городом и то без священника, так как ему запрещено жить в городе и окрестностях. » В ответ на расправу папа римский потребовал наказать город. Витебск утратил магдебургское право. Городская ратуша была разрушена, а со всех храмов сняли колокола. Девятнадцать человек казнили.
Уния не объединила общество, а, наоборот, разобщила. Многочисленные народные выступления принудили короля Речи Посполитой восстановить православную церковь в ВКЛ. Без согласия папы римского это совершил Владислав IV Ваза. В 1632 г. киевским митрополитом был назначен Петр Могила (1632—1647) — высокообразованный церковный и политический деятель. Православные получили три епархии (Луцкую, Перемышльскую, Могилевскую), а униаты — четыре (Владимиро-Брестскую, Холмскую, Пинско-Туровскую, Смоленскую) и Полоцкое архиепископство.
В 1630-е гг. униатские митрополиты реформировали церковь. Был создан монашеский орден базилиан (Святого Василия Великого), началась подготовка опытных униатских священников, налаживалось школьное образование. Уже в конце XVIII в. униатская церковь имела на территории Беларуси более тысячи приходов, объединявших около 70 % всего населения.
Быстрое распространение униатской церкви объясняется ее поддержкой со стороны верховной власти страны. Униатское духовенство приложило много усилий, чтобы греко-католическая церковь была тесно связана с повседневной жизнью простого народа. В храмовой службе униаты пользовались польским, церковнославянским, белорусским и даже латинским языками. А в обыденном общении с крестьянами и мещанами они разговаривали с народом на белорусском «наречии».
Правда, верхам униатского духовенства не удалось обрести тех прав, которыми пользовались католические священники. Почти до конца существования Речи Посполитой униаты так и не были представлены в Сенате страны. Государственная власть считала греко-католическую церковь второстепенной. Историки полагают, что униатство способствовало сохранению культурно-языковой традиции белорусов и препятствовало полонизации города и деревни.
Воссоединение униатов и исторические судьбы белорусского народа
Дальнейшие последствия Кревской унии и Городельского сейма не пришлось ждать долго. С одной стороны, постепенно государственный и политический уклад ВКЛ стал идентичен польскому. С другой стороны, достаточно быстро в погоне за равноправием с католической аристократией, привилегиями и высшим положением в государстве многие русские княжеские и знатные шляхетские роды перешли из Православия в католичество. Этот переход подразумевал изменение не только духовно-культурных ориентиров и цивилизационной самоидентификации, но и принятие цивилизационных с польским этническим оттенком стереотипов поведения. Иначе перешедший из православия шляхтич или боярин просто не мог быть принят в среду польской католической знати. Отсюда изменение конфессиональной принадлежности помимо прочего принимало у этих людей вид отказа от своих этнических корней. Если это еще не очень хорошо получалось у перешедших в латинство отцов, то дети, а тем более внуки уже мало чем отличались от природных поляков. В исторической науке данное явление обозначено термином «полонизация».
В свою очередь суть и смысл этой борьбы для России наиболее емко выразил обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев в письме молодому императору Николаю ІІ от 21 сентября 18 99 г.: «… на Литве и Юго-Западном крае масса русского народа представляет предмет исторической, доныне длящейся тяжбы между Россией и Польшей. Все тайные усилия католической Польши обращены к тому, чтобы эта масса стала католическою и, стало быть, польскою. Это вопрос жизни и смерти между ними и нами: быть или не быть России. И потому у поляка его религия неотделима от его страстного национального стремления, от его ненависти к России и служит для него орудием политической интриги против русского государства. Напрасно стали бы мы надеяться, что папа захочет отделить интересы своей Церкви от интересов польской национальности; да если б и захотел, его не послушали бы, и по прежнему каждый польский священник, каждый епископ, каждая женщина в руках своего ксендза продолжали бы свое дело подпольной вражды к России с ее Церковью и возбуждения во всех и каждом злобной ненависти ко всему русскому». [44]
человек, 2603 церкви и 1552 священника. [45] В итоге, по данным П.Д. Брянцева во время правления Екатерины Великой на всех присоединенных территориях вышли из состава униатской церкви и приняли Православие в общей сложности более 3 000 000 человек. [46] Это массовое возвращение униатов к вере своих предков можно с полным правом назвать первым воссоединением. Но в основном это были украинцы. В Белоруссии процесс воссоединения прошел по Юго-Востоку и остановился на границе наиболее олатинившейся и полонизированной Северо-Западной части страны.
Польско-католическая партия очень правильно оценила сложившуюся ситуацию и крайне уязвимые с обеих сторон позиции униатской церкви. Польский исследователь этой проблемы Е.Ликовский писал: «Польша сама виновата в непредусмотрительности и в равнодушии, греховном по отношению к принявшим унию русинам; она не сумела понять их важность для блага страны и общей Церкви, тем подготовив почву для русских схизматиков, которую они, получив после аннексии Польши неограниченную власть над русинскими землями, смогли беспрепятственно возделать в неложной надежде, что употребленные ею (Польшей – авт.) против унии средства рано или поздно достигнут своей цели, т.е. похоронят унию». [49] Таким образом, поляки четко осознавали свои прежние ошибки и не надеялись, что уния может существовать в Российской империи неопределенно долго. В результате уже во время оглушительных успехов Православия на Украине и Юго-Востоке Белоруссии они начали решительные активные действия по усилению полонизации белорусских земель, над которой с начала XIX в. трудились все учебные заведения Виленского учебного округа во главе с Виленским университетом, и переводу униатов в чистое латинство. Образно говоря, униатская церковь оказалась в роли добычи, от которой с одной стороны отрывал куски двуглавый орел, а с другой одноглавый.
[1] Лотман Ю.Н. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении. Сборник Византия и древняя Русь. М.: 1989. Петрухин В.Я. Начала этнокультурной истории Руси ІХ – ХІІ вв. Смоленск: 1995.
[2] О том, что стержнем этой цивилизации является именно Православная Церковь свидетельствует тот факт, что данный суперэтнос оказался сформированным из народов, которые принадлежали совершенно разным культурно-историческим типам. Точно так же к разным культурно-историческим типам относятся и народы, входящие в Западно-Европейскую цивилизацию. Ее стержнем является католицизм.
[3] Этот вопрос хорошо исследован в трудах академика Л.Н.Гумилева. Например, «История народа хунну». Гумилев Л.Н. История народа хунну / Cост. и общ. ред. А.И.Куркчи: В 2-х книгах. – М.: Институт ДИ_ДИК, 1998.
[4] Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. Изд.6 / Предисловие Н.Н.Страхова; статья К.Н.Бестужева-Рюмина; составление, вступительная статья и комментарии А.А.Галактионова. – СПб. Изд-во С.-Петербургского университета, Изд-во «Глагол», 1995. – 552 с., С.48.
[5] Об этом см. Норберт Элиас. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Том 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. – 332 с. С. 106 –107). Этот вывод своими высказываниями подтверждают те современные исследователи, которые несут в себе западный менталитет. Например, Анджей Кузельчук пишет: «Поляки были единственным народом зависимым от России…, который доминировал цивилизационно от начала над народом господствующим и в котором было развито чувство превосходства на ним, что представляло постоянную проблему для русского имперского сознания». Andrzej Kusielczuk. Polityka narodowosciowa Rosji a polskie i bialoruskie kwestie narodowe na przelomie XIX – XX wieku. // Матэрыялы VI Мiжнароднай навуковай канферэнцыi «Шлях да узаемнасцi». Гродна, 1999. С.172.
[7] Гісторыя Беларусі… С. 101.
[8] Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. ІІІ. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240 – 1589). Отдел І. Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла ІІ до митрополита святого Ионы, или в период монгольский (1240 – 1448). – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. – 703 с. С. 82.
[9] Беднов В.А. Православная Церковь в Польше и Литве… С. 13.
[11] Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви… С.83 – 84. «Подсчитано, что русских княжен, выданных замуж за литовских князей, было 16, и 15 литовских княжен вышли замуж за русских православных князей. Всего же в Литве было 56 православных князей». Без автора. История Православия в Литве.
[13] Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. Мн., 1990. 292 с. С.36.
[15] В 1397 году великий магистр Кондрат Юнгинген перед всеми европейскими дворами свидетельствовал, что в Литве не заметно успеха латинства, литовцы больше обращаются в русскую веру. Вот как объясняет такое положение польский историк Литвы Юзеф Ярошевич: «Известно,— пишет он,— как мало отвечало своим целям вооружённое миссионерство крестоносцев. Силой навязанная религия, а вместе с ней чужое господство, не ослабили язычество литовцев, наоборот, придали ему больше силы и упорства в сопротивлении. Напротив, слова Евангелия, распространявшиеся мирным путём, находили более лёгкий доступ. Русь первая стала направлять в Литву проповедников учения Христова, проникнутых таким духом. И в самом деле, христианство восточного исповедания с самого начала делало здесь значительные успехи». Без автора. История Православия в Литве.
[16] Цит. по Беднов В.А. Православная Церковь в Польше и Литве… С. 29.
[17] Сандулов Ю.А. История России: народ и власть. – СПб.: Издательство «Лань», 1997. – 448 с. С. 153.
[18] Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. – М.: Рольф, 2000. – 320 с. С.176.
[19] Гумилев Л.Н. От Руси до России… С. 176.
[20] Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. С. 47 – 48.
[21] Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. – Мн.: “Аверсэв”, 2000. – 592 с. С.46.
[22] Юхо Я.А. Кароткі нарыс гісторыі дзяржавы і права Беларусі. Мн., 1992. С. 134.
[23] Сергий Голованов, иерей. Присоединение к Риму и становление воссоединенной Церкви.www.vselenstvo.narod.ru
[24] Об этом см. напр. Карскі Я. Беларусы / Я. Карскі; Уклад. і камент. С.Гараніна і Л.Ляушун; Навук. рэд. А.Мальдзіс; Прадм. Я.Янушкевіча і К.Цвіркі. – Мн.: “Беларускі кнігаабзор”, 2001. – 640 с. <8>c іл. С. 109 – 110.
[25] Гісторыя Беларусі… С. 263.
[27] Без автора. История Православия в Литве. www.bratstvoprav.narod.ru
[28] Александр Романчук, священник. Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский. Церковная деятельность в 40-е – 60-е гг. ХІХ века. / Дис… канд. Богословия. – Жировичи, 2001. – 298 с.: ил. – В надзаг.: Московский Патриархат, Белорусская Православная Церковь, Минская Духовная Академия имени святителя Кирилла Туровского, каф. Церковной Истории. С. 43.
[30] Карскі Я. Беларусы. С. 105.
[32] С этой точки зрения совершенно не выдерживает критики мнение о «западно-руссизме» А.Цвикевича, который полагал, что это явление возникло только в XIX в., как общественно-политическое течение. Цвікевіч А. «Западно-руссизм»: Нарысы з гісторыі грамадзкай мыслі на Беларусі у пачатку ХІХ і пачатку ХХ в. / Пасьляслоуе А.Ліса. 2-е выд. – Мн.: Навука і тэхніка, 1993. – 352 с. С. 7.
[33] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н.Гумилев. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 560 с. С. 24.
[34] Данилевский Н.Я. Россия и Европа… С.77, 84.
[36] Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы / Пер. с нем. С.Э.Борич; Науч. ред. О.Н.Шпарага; Худ. Обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 1999. – 720 с. С.71.
[38] Брянцев П.Д. История Литовского государства с древнейших времен. Вильна, тип. А.С.Сыркина, 1889. 659 с., С.556-557.
[39] Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической государственно и церковной жизни. С. 212. Вместе с тем нельзя не видеть, что побочным эффектом такого нутряного консерватизма является равнодушие. Оно защищало белорусов от чуждого духовно-культурного давления, давало возможность им переносить унижения. В последнее время эту черту белорусского народа назвали «памяркоунасцю» или «талерантнасцю», полагая, что это хорошие качества, которые отличают белорусов от русских. Однако, очень скоро убедились, что такие качества не позволяют народу проявить серьезную политическую волю к самоопределению.
[41] Например, на Гродненской губернии, обнимавшей в те годы территорию современных Гродненской и большей части Брестской областей, в начале ХІХ в. сохранилось только четыре православных прихода – в Бресте, Бельске, Заблудове и Дрогичине. И.Корчинский, священник. Столетие Гродненской губернии. Гродненские Епархиальные ведомости. №2 от 13 января 19 02 г. С. 5.
[42] Победоносцев К.П. Письма Александру ІІІ. М., 1925 – 1926. в 2-х тт. Т.2 С. 57.
[44] Победоносцев К.П. Письма Александру ІІІ. М., 1925 – 1926. в 2-х тт. Т.2, С.324-325.
[45] Афанасий Мартос, архиепископ. Беларус в исторической государственно и церковной жизни… С.220. Смолич в своей «Истории Русской Церкви» приводит другие данные о вернувшихся в Православие – 1572 000 чел. Смолич И.К. История Русской Церкви… С.331.
[46] Брянцев П.Д. История Литовского государства…С.584.
[48] Цит. по Без автора. Распространение веры. www.pravoslavie.org/biblicalstudies/Books/Znam6.html
[49] Likowsky E. Dzieje kosciola unickiego na Litwe i Rusi w XVIII i XIX wieku. Warszawa, 1906. С. 304.
[51] Jerzy Ochmansky. Historia Litwy… s.182.
[52] Доброклонский А.П. Руководство по истории… С.653.
1 вопрос
В 1596 г. состоялся Брестский церковный собор, на котором была заключена уния, объединившая православную и католическую церковь в единую греко-католическую (униатскую). По условиям унии православные верующие признавали руководство униатской церковью со стороны папы римского, но сохраняли свои прежние церковные обряды. После принятия унии православная церковь на территории ВКЛ была запрещена, а ее приходы стали униатскими.
Уния насаждалась насильственными методами. Это вызывало сопротивление православного населения (крестьян, мещан, шляхты), которое проявлялось в разных формах: письменных протестах и жалобах, бойкотах богослужений, изгнании священников-униатов, физических расправах над ними, восстаниях. Одной из форм сопротивления унии стали православные братства, созданные в Могилеве, Орше, Витебске, Полоцке, Минске. Многочисленные выступления православных верующих вынудили короля Речи Посполитой вернуть права православной церкви в государстве. Это содействовало распространению униатства на белорусских землях. В конце XVIII в. около 3/4 сельского населения Беларуси были униатами.
В XVI в. в Западной Европе получило распространение широкое общественно-политическое и идеологическое движение, направленное против римско-католической церкви и ее роли в политической системе общества. Это движение получило название Реформация. Ее сторонники выступали за то, чтобы католическая церковь стала дешевле для верующих, за богослужения на родном языке, выражали протест против церкви как крупного землевладельца и пышных католических обрядов. Реформационное движение в ВКЛ охватило только высшие круги общества, в первую очередь магнатов. Они присоединились к Реформации с политическим расчетом, так как желали отделиться от католической Польши и закрепить свою самостоятельность в управлении ВКЛ. Большинство крестьян, как и подавляющая часть городского населения, осталось на позициях православной веры.
Ведущим направлением Реформации на территории Беларуси стал кальвинизм. Кальвинисты считали единственным источником веры Библию и отвергали посредничество церкви между человеком и Богом. Представителем реформационного движения, которого образно называют «отцом Реформации в ВКЛ», был один из лидеров кальвинизма канцлер ВКЛ Николай Радзивилл Черный. Всего во второй половине XVI в. в ВКЛ действовало 180-200 кальвинистских или «гельветских» (швейцарских) сборов. Один из них в Сморгони.
Из кальвинизма выделилось арианство, или движение антитринитариев, которых называли «литовскими братьями». Они отрицали триединую сущность Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), не признавали крещения младенцев, считали Иисуса Христа только человеком. Их представителем был Сымон Будный, издавший в 1562 г. в Несвиже первую печатную книгу на белорусском языке «Катехизис» («Символ веры»). Наибольшее распространение арианство получило в Новогрудском и Брестском воеводствах. Всего на белорусских землях ВКЛ насчитывалось около 20 общин.
Во второй половине XVI в. Ватикан развернул активное религиозно-политическое движение, направленное на восстановление позиций католической церкви. Это движение получило название Контрреформация. Орудием контрреформации являлся орден иезуитов, созданный в 1534 г. Игнатием Лойолой для борьбы с Реформацией. 13 представителей ордена иезуитов были приглашены в ВКЛ виленским епископом Валерианом Протасевичем в 1569 г. Через год количество иезуитов в ВКЛ достигло 300 человек. Главным идеологом Контрреформацйи в ВКЛ был иезуит Петр Скарга. Иезуиты начали закрывать протестантские и православные школы, под их руководством проводились погромы и сжигались книги. Католическая церковь контролировала сферу образования, науку, художественную культуру, духовную жизнь.
История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.
Тематический план
Общее
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ
Первобытное общество — это историческая эпоха от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется коллективным трудом и коллективным потреблением. Развивалось первобытное общество вместе со становлением человека, усовершенствованием орудий труда, улучшением способов добычи пищи.
Первобытный период нашей истории не только самый продолжительный, но и чрезвычайно важный, поскольку в это время закладывались основы будущего развития края, находившегося на пограничье Западной и Восточной Европы, на водоразделах рек Балтийского и Черноморского бассейнов.
Именно тогда произошло заселение территории Беларуси человеком. В первобытную эпоху люди достигли определяющих успехов в своем развитии, заложив основы для большинства открытий более позднего времени (жизнь в поселениях и укрепленных городищах, возведение сложных жилищно-хозяйственных, культовых и оборонительных сооружений; металлургия, кузнечное дело, зачатки стекольного и ювелирного дела; изобретение посуды из обожженной глины, челнов, лыж и саней; переход к производящему хозяйству с животноводством и земледелием; родоплеменная община).
РАЗДЕЛ ІІ. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ
Истоки белорусского народа связаны с бронзовым веком, когда на территории нашей страны расселились индоевропейские племена. Индоевропейцы столкнулись здесь с местным населением, этническая принадлежность которого неизвестна. Вероятно, аборигены постепенно были ассимилированы индоевропейцами и переняли их язык.
Затем из индоевропейского сообщества выделились различные древние народы. На большей части территории Беларуси в конце бронзового века и в раннем железном веке проживали балтоязычные народы. В наше время к ним относятся литовцы и латыши.
С началом расселения на территории Беларуси славянских племен начался славянский этап этнической истории. Постепенно из числа восточнославянских племен сформировались этнотерриториальные общности кривичей-полочан, дреговичей и радимичей. Затем произошел сложный процесс образования белорусской народности и ее перехода в стадию белорусской нации.
РАЗДЕЛ III. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
Процесс формирования и развития государственности на белорусских землях охватывает период с IX в. по сегодняшний день. Выделяются следующие исторические формы белорусской государственности: Полоцкое и Туровское княжества, Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Российская империя. В XX в. появились национальные формы государственности: БССР и Республика Беларусь.
В Раннем средневековье территорию современного белорусского государства населяли племена балтов, которых начали активно ассимилировать славянские племена. К IX в. восточные славяне сформировали племенные союзы кривичей-полочан и дреговичей, ставших зачатками государственности на территории Беларуси.
IX—X вв. — это период появления Полоцкого и Туровского княжеств, временно объединенных в составе Киевской Руси. С XII в. началась политическая раздробленность.
Под угрозой внешней опасности и с учетом внутриполитических предпосылок в 30-е гг. XIII в. литовский князь Миндовг основал полиэтническое государство, получившее название Великого Княжества Литовского, Русского и Жемайтского. ВКЛ включало современные белорусские, литовские, частично украинские и российские земли.
В 1569 г. Княжество подписало с Королевством Польским соглашение, получившее название Люблинской унии. Два государства объединились в Речь Посполитую. Но федеративное государство переживало внутренний разлад, внешние войны и постепенно ослабло. В итоге Речь Посполитая была разделена в 1772 г., 1793 г., 1795 г. между Россией, Пруссией и Австрией.
РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
ХIII—XVIII вв. в белорусской истории — время установления и развития феодальной системы хозяйствования. Только в XVIII в. начинают формироваться отдельные элементы капиталистических отношений.
Социально-экономические процессы на белорусских землях имели сходство с западноевропейскими в основном по форме, но значительно различались своим содержанием и не совпадали по времени. Если в Западной Европе цеховая организация труда в конце XV в. находилась в состоянии кризиса, то в белорусских землях она в это время только зарождалась. То же относится и к мануфактуре. В Беларуси эта форма организации производства появляется только в XVIII в., когда в Западной Европе она уже исчезала.
Стабильно высокий спрос на сельскохозяйственную продукцию на западноевропейском рынке определил аграрный характер экономики Великого Княжества Литовского. В XVI в. состоялась первая аграрная реформа, которая привела к установлению фольварочно-барщинной системы, просуществовавшей до 1861 г. Ускорился процесс прикрепления крестьян к земле. Установление крепостного права, разрушительные войны, эпидемии, политические изменения привели к социальной борьбе в XVI—XVIII вв. между разными сословиями и классовой борьбе между основными классами (феодалами и крестьянами).
РАЗДЕЛ V. РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ
Местоположение белорусов, которых современная историческая наука относит к восточным славянам, на границе двух цивилизаций стало своеобразной зоной встречи и столкновения культур: сначала языческой балтской и славянской, потом языческой и христианской и, наконец, православно-византийской и католическо-римской. Такие обстоятельства определили уникальность исторического положения Беларуси в Европе, обусловили специфику ее культуры, сходства
и различия в религиозном мировосприятии.
С XVI в. белорусские земли включились в западноевропейское реформационное движение и к середине XVIII в. оказались под сильным влиянием Контрреформации. В отечественной истории появился феномен «униатской церкви».
РАЗДЕЛ VI. КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ
Развитие культуры на белорусских землях в IX — XIII вв. находилось под мощным влиянием византийской культуры, образцы которой проникали сначала в города, а затем и в среду многочисленного крестьянства. Процесс был постепенным, так происходило формирование двух форм культуры: аристократической и народной. На белорусских землях сложилась своя версия греко-византийской культуры, которая наиболее ярко проявилась в письменности, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.
С образованием многонационального государства Великого Княжества Литовского, расширением его политических, экономических и культурных отношений с Королевством Польским, Священной Римской империей и другими странами, крещением Литвы по католическому обряду происходило постепенное проникновение на белорусские земли западноевропейской культурной традиции. В эпоху Возрождения культура ВКЛ по основным признакам была близка к Северному Ренессансу. На белорусских землях она развивалась в условиях религиозной терпимости и опоры православного населения на греко-византийскую, древнерусскую культуру. В конце XVI — середине XVIII в., в условиях Контрреформации, культура Беларуси в отличие от постепенного политического и экономического упадка Речи Посполитой развивалась во многих направлениях на основе местных традиций и сочетания католической и православной культур. И только во второй половине XVIII в. идеи Просвещения получили широкое распространение на белорусских землях, что способствовало формированию светских направлений культурной жизни.