Расшифровка сказки иван царевич и серый волк

Сказки

Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Основной темой сказки является поиск счастья.

Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.

Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.

Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.

Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.

Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.

Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Популярные сегодня темы

Основными персонажами произведения являются маленькие мальчик и девочка, названные писателем именами Кай и Герда, а также Снежная королева.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» присутствует очень точный и трогательный образ попа, которого встречают главные герои. Они спрашивают у него, как ему живётся на Руси, а поп и начинает свой рассказ.

Рассказчик на рынке приобрёл клеста-сосновика. Он отличался командирским нравом. Имел белые ноги и крепкий клюв, скрещенный, как 2 кривых ножа. Его оперение было коричневого и клюквенного цвета

Несмотря на то, что произведение «Левша» написано в форме простого сказа, оно имеет и «обучающую» составляющую, которая представлена в нескольких ипостасях.

Источник

НАШИ ПРОЕКТЫ

Расшифровка сказки Иван царевич и серый волк

Иван царевич и серый волк, расшифровка сказочки

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

Берендей – брн дей, баранов делающий, агницев божьих.

И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.

Золотые яблоки – золото, зла то, неживые это яблочки.

Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.

Царь перестал и пить и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:

Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад — караулить.

Старший сын говорит:

Сегодня моя очередь, пойду стеречь сад от похитника. —

Отправился старший сын. Сколько ни ходил с вечеру, никого не уследил, припал на мягкую траву и уснул.

Утром царь его спрашивает:

Ну-ка, не обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитника? —

Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а — никого не видал.

На другую ночь пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника.

Хороши сыновья у царька, врут и глазом не моргнут батюшке родному. Каково воспитание, таковы и отпрыски получились.

Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз.

Младшенький не так сильно испорчен, душу труднее всего испоганить.

Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки.

Жар-птица, горячая огненная птичка, зла то клюющая и поЖИРающая. Новое время пришло, которое не терпит мертвечины золотой в саду на яблоньке живой.

Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.

Пером писали, раньше авторучек и клавиатуры не было, какие- то знания смог ухватить за хвост Иван-царевич.

Наутро приходит Иван-царевич к отцу.

Ну что, дорогой мой Ваня, не видал ли ты похитника? —

Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад — разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка, Жар-птица.

Царь взял это перо и с той поры стал пить, и есть, и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице.

Позвал он сыновей и говорит им:

Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по — белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар-птицу.

А то у птички перьев много в хвосте, не дай бог другим народам достанется.

Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван-царевич в третью сторону.

Конь, кон добрый в понимании братьев.

Ехал Иван-царевич долго ли, коротко ли. День был летний. Приустал Иван-царевич, слез с коня, спутал его, а сам свалился спать.

Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.

Хреново батя воспитал, конь Ивана не любил, убежать мог, потому и ноги спутывать пришлось. Будь конь свободен, отбился бы от врагов. Да и сам Иван сонливый какой-то, глубоко спит и не слышит как его Кон грызут, тот ведь ржал и хрипел перед смертью.

Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль?

«Ну что же, — думает, — взялся — делать нечего».

И пошел пеший.

Пешкой стал в чужой игре, марионеткой.

Шел, шел, устал до смерточки.

Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит.

Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:

Серый волх, волхв, волхов который вол хованием занимается. Украинцы поймут сразу, волю хавает-поедает и ховает-прячет.

Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил? —

Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго — коня.

Это я, Иван-царевич, твоего коня съел. Жалко мне тебя! — Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?

Коня сначала сожрал, а теперь овечкой прикинулся.

Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти — Жар-птицу.

Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до — Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть — коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче.

Сел Иван-царевич на него верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости. Серый волк и говорит:

Кто Кон Родной проспит, того серый волк повезёт и научит воровать и обманывать.

Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не — бойся — час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!

Читайте также:  Рассказ о первом учебном дне в первом классе

Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем — на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: «Ах, какая — золотая, драгоценная! Как такую не взять!» И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону.

Эх Ваня! Ваня! Жадный и вороватый. Афрон – А ФР он, фараон. Аз Фараон, первые фараоны Египта возможно славянами были.

Царь Афрон разгневался и спрашивает:

Чей ты, откуда? —

Я царя Берендея сын, Иван-царевич. —

Ай, срам какой! Царский сын да пошёл воровать. —

Важнейший психологический момент, у этого царя и в голове не укладывается, как царский сын воришкой стал.

А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла? —

А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, — из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас. Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.

Кусман, кус ман – может и покусать, косман, космы – волосы, связь с космосом имеет и Кон зла то грива – опять волосы, сила и связь.

Загорюнился Иван-царевич, идет к серому волку. А волк ему:

Я же тебе говорил, не шевели клетку! Почему не слушал мой — наказ?

Ну, прости же ты меня, прости, серый волк. —

То-то, прости. Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не — говори, что не дюж.

Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Долго ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый.

Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на — конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай!

Иван-царевич перелез в крепость, там все сторожа спят, зашел на конюшню, поймал коня златогривого, да позарился на уздечку — она золотом, дорогими камнями убрана; в ней златогривому коню только гулять.

Иван-царевич дотронулся до уздечки, пошел звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись, схватили Ивана-царевича и повели к царю Кусману.

Эка, за какие глупости взялся — коня воровать! На это простой — мужик не согласится.

Тут ещё круче, совсем немыслимо для Кусмана такое поведение Ивана царевича.

Ну ладно, прощу тебя, Иван-царевич, если сослужишь мне службу. У царя Далмата есть дочь Елена Прекрасная. Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой.

Троянская война и началась по преданиям из-за Елены П рек красной.

Еще пуще пригорюнился Иван-царевич, пошел к серому волку.

Говорил я тебе, Иван-царевич, не трогай уздечку! Не послушал ты — моего наказа.

Ну, прости же меня, прости, серый волк. —

То-то, прости. Да уж ладно, садись мне на спину. —

В полной психологической зависимости от волчка серого Иван, и молит и просит и оправдывается. А волхв так снисходительно, по царски, да уж ладно…И программу растления всех народов продолжает через Ивана реализовывать в мире.

Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Добегают они до царя Далмата. У него в крепости в саду гуляет Елена Прекрасная с мамушками, нянюшками.

Дал мат – основу материальных знаний и дочь у него речёт красно, прекрасно.

Серый волк говорит:

В этот раз я тебя не пущу, сам пойду. А ты ступай обратно — путем-дорогой, я тебя скоро нагоню.

Хреновый всё же ворюга из Ивана получился, как не старался серый.

Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:

Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было. —

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до царя Кусмана. Серый волк спрашивает:

Что, Иван-царевич, приумолк, пригорюнился? —

Да как же мне, серый волк, не печалиться? Как расстанусь с — такой красотой? Как Елену Прекрасную на коня буду менять?

Серый волк отвечает:

Не разлучу я тебя с такой красотой — спрячем ее где-нибудь, а я — обернусь Еленой Прекрасной, ты и веди меня к царю.

Они, серые мастера подмены красоты, иллюзионисты, гипнотизёры профессиональные.

Тут они Елену Прекрасную спрятали в лесной избушке. Серый волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной. Повел его Иван-царевич к царю Кусману. Царь обрадовался, стал его благодарить:

Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай — златогривого коня с уздечкой.

Иван-царевич сел на этого коня и поехал за Еленой Прекрасной. Взял ее, посадил на коня, и едут они путем-дорогой.

А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит — волчья морда вместо молодой жены! Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь.

Нагоняет серый волк Ивана-царевича и спрашивает:

О чем задумался, Иван-царевич? —

Как же мне не думать? Жалко расставаться с таким сокровищем — — конем златогривым, менять его на Жар-птицу.

Не печалься, я тебе помогу. —

Вот доезжают они до царя Афрона. Волк и говорит:

Этого коня и Елену Прекрасную ты спрячь, а я обернусь конем — златогривым, ты меня и веди к царю Афрону.

Спрятали они Елену Прекрасную и златогривого коня в лесу. Серый волк перекинулся через спину, обернулся златогривым конем. Иван-царевич повел его к царю Афрону. Царь обрадовался и отдал ему Жар-птицу с золотой клеткой.

Иван-царевич вернулся пеший в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.

А царь Афрон велел подвести к себе дареного коня и только хотел сесть на него — конь обернулся серым волком. Царь со страху где стоял, там и упал, а серый волк пустился наутек и скоро догнал Ивана-царевича.

Теперь прощай, мне дальше идти нельзя. —

Иван-царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил серого волка. А тот говорит:

Не навек прощайся со мной, я еще тебе пригожусь. —

Иван-царевич думает: «Куда же ты еще пригодишься? Все желанья мои исполнены».

Меркантильный стал Ванюша, кланять ся научился до земли. Славяне ранее никому не кланялись…

Сел на златогривого коня, и опять поехали они с Еленой Прекрасной, с Жар-птицей. Доехал он до своих краев, вздумалось ему пополдневать. Было у него с собой немного хлебушка. Ну, они поели, ключевой воды попили и легли отдыхать.

Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья. Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками. Наехали и видят — у Ивана-царевича все добыто. Вот они и сговорились:

Давай убьем брата, добыча вся будет наша. —

Решились и убили Ивана-царевича. Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили ее:

Дома не сказывай ничего! —

Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком.

Читайте также:  Рассказ бунина о любви краткое содержание

Вор он – перевод не нужен.

Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне — живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка.

Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его вороненка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил.

Крутой волшебник серый, столько сил потрачено на воспитание Ивана, конечно жалко бросать.

Ох, крепко же я спал. —

Крепко ты спал, — говорит серый волк. — Кабы не я, совсем бы не — проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей!

Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал.

Рыночная конкуренция…ничего личного.

Иван-царевич поклонился серому волку и простился с ним навечно.

Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а себе — невесту, Елену Прекрасную.

Царь Берендей обрадовался, стал сына спрашивать. Стал Иван-царевич рассказывать, как помог ему серый волк достать добычу, да как братья убили его, сонного, да как серый волк их растерзал.

Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

Всё “путём”в воровском царстве Барин дея…Воровство, обман, братоубийство…

Источник

Расшифровка сказки иван царевич и серый волк

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


Ув. Swinow (http://swinow.livejournal.com/41184.html) высказал любопытное предположение о том, что сказка о Иване-царевиче и Сером Волке может быть преданием вильцев или лютичей.

К его доказательствам можно добавить, вероятно, еще один аргумент, хотя и косвенный. Географическое пространство этой сказки включает в себя четыре царства, в этих царствах говорят на понятных друг другу языках и неплохо осведомлены о делах друг друга. При этом Иван-царевич без затруднений посещает все эти царства в течение какого-то неопределенного, но очевидно недолгого промежутка времени. То есть расстояния в географическом пространстве этой сказки определенно не российские, речь идет о каких-то весьма компактных территориальных образованиях. В сознании сочинителей сказки существуют не российские, а скорее европейские представления о размерах государств.

На этом я хотел закончить комментарий поста Свинова, но не получилось.

Когда я слышу слово «сказка», моя рука сама тянется к Проппу.

Я применил схему Проппа к сказке про Ивана-царевича и Серого Волка, результат оказался немного непредсказуем. Получается, что в этой сказке под видимым и понятным сюжетом скрыт старый, первоначальный, почти незаметный, но при желании реконструируемый исходный сюжет.

Сначала посмотрим то, что лежит на поверхности, как текст сказки на верхнем явном уровне очевидно укладывается в схему Проппа.

Начинается любая сказка с описания некой исходной ситуации. Здесь мы видим весьма обычную сказочную ситуацию – было у царя три сына и т.д.

Функция 1. Один из членов семьи отлучается из дома.

Этого в нашей сказке нет.

Функция 2. К герою обращаются с запретом.

Функция 3. Запрет нарушается.

Тема запрета присутствует в запрете на поедание яблок в царском саду, этот запрет нарушается жар-птицей. Хотя героем сказки жар-птица точно не является.

После нарушения запрета, по Проппу, в сказке должен появиться антагонист героя, то есть враг, противник, вредитель. Он выведывает какие-то важные сведения, это все представлено в следующих четырех функциях.

Функция 4. Антагонист пытается произвести разведку.

Функция 5. Антагонисту даются сведения о его жертве.

Функция 6. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом.

Функция 7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу.

Только в нашей сказке эти функции пропущены.

Функция 8. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб.

Восьмую функцию Пропп полагал самой важной, поскольку с нее начинается фактически основная сюжетная линия сказки.

В сказке вред очевиден – жар-птица ворует золотые яблоки. Получается, что жар-птица в этой сказке антагонист, или, по крайней мере, орудие антагониста.

Функция 9. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.

Функция 10. Искатель соглашается или решается на противодействие.

Функция 11. Герой покидает дом.

Иван (и его братья) отправляется на поиски Жар-птицы.

Функция 12. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника.

Функция 13. Герой реагирует на действия будущего дарителя

Функция 14. В распоряжение героя попадает волшебное средство.

Испытанием можно считать выбор пути у камня на распутье, потерю коня. Волшебным средством, несомненно, является Серый Волк, который сам подходит к герою, затевает разговор, выясняет, что к чему и предлагает свою помощь. Все вроде по Проппу.

Функция 15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.

Иван скачет верхом на Сером Волке.

Функция 16. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу

Функция 17. Героя метят

Функция 18. Антагонист побеждается.

Антагонистом в такой трактовке, похоже, можно считать трех царей, владельцев сокровищ – жар-птицы, коня златогривого и Елены Прекрасной. Борьбой с антагонистом тогда являются попытки Ивана украсть эти сокровища (неудачно) или добыть их мошенническим путем с помощью Серого Волка (удачно).

То, что антагонистов оказывается трое, можно отнести за счет того, что их тройственность есть только следствие стандартного сказочного приема утроения. В начальной версии сюжета антагонист, вероятно, был один, и лишь позднее он растроился.

Функция 19. Начальная беда или недостача ликвидируется.

Функция 20. Герой возвращается.

Иван получает жар-птицу, ради которой он и пустился в путь, и в качестве бонуса – еще коня и барышню.

Функция 21. Герой подвергается преследованию.

Функция 22. Герой спасается от преследования.

Пострадавшие цари Ивана не преследуют, но в дело вступают братья Ивана, которые убивают его и присваивают его добычу. Ивана оживляет и спасает все тот же Серый Волк.

Функция 23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

Этого в сказке нет.

Функция 24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

Братья Ивана присваивают его заслуги.

Функция 25. Герою предлагается трудная задача.

Функция 26. Задача решается.

Функция 27. Героя узнают.

Этого в сказке нет.

Функция 28. Ложный герой или антагонист изобличается.

Братья Ивана изобличены.

Функция 29. Герою дается новый облик.

Этого в сказке нет.

Функция 30. Враг наказывается.

Братья Ивана наказаны.

Функция 31. Герой вступает в брак и воцаряется.

Тут все у Ивана в порядке.

Очевидно, что в целом сказка про Ивана-царевича и Серого Волка вполне вписывается в схему Проппа. Не все пропповские функции в ней реализованы, но это для сказок и не обязательно. Реальные сказки далеко не всегда отвечают всем требованиям полной схемы сказочной морфологии.

В данном случае, как несложно видеть, реализовано 19 функций (3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 28, 30, 31), и не реализованы, соответственно, 12 остальных функций (1, 2, 4, 5, 6, 7, 17, 23, 25, 26, 27, 29).

Пока все просто и понятно.

Но природная подозрительность и склонность к конспирологии заставили меня увидеть в этой сказке и нечто иное.

Функция 1. Один из членов семьи отлучается из дома.

Функция 2. К герою обращаются с запретом.

Функция 3. Запрет нарушается.

Вот это тоже интересное место. По Проппу, развитие сюжета каждой волшебной сказки начинается с нарушения какого-то запрета.

С одной стороны, в сказке про Ивана-царевичи и Серого Волка этот запрет и его нарушение вполне очевидны – запрет на поедание яблок в царском саду, и нарушение этого запрета Жар-птицей в самом начале текста присутствуют.

Но. Нарушать тот запрет, который важен именно для сюжета сказки, должен герой сказки, и никто иной. Жар же птица тут на героя совсем не тянет. Если не считать грабительских налетов на царский сад, эта птица далее предстает не субъектом, а объектом действия – Иван ее сначала украсть пытается, затем добывает путем мошенничества, и достается она в конце концов царю в качестве подарка. Это не герой.

А запрет, который нарушает реальный герой сказки, в тексте тоже имеется. Этот запрет написан на том камне, который на распутье – «направо пойдешь, коня потеряешь». Запрет сформулирован несколько неявно, но вполне доходчиво – «направо не ходить». Санкция за нарушение этого запрета также откровенно названа.

Иван-царевич этот запрет нарушил, и коня потерял.

С этого места, если верить Проппу, и начинается реальный сюжет сказки, ее первоначальный, истинный сюжет.

Жар-птица, так обеспокоившая царя в начале сказки, залетела сюда позднее и из какого-то другого сюжета. Ни героем (как нарушитель запрета), ни антагонистом (как похититель яблок) она точно не является, и потому не вписывается в стандартную морфологическую схему сказки. Лишним и позднейшим добавлением оказывается и история охраны яблок царевичами с добыванием пера Жар-птицы. Это перо, которое могло бы оказаться важным волшебным талисманом, в нашей сказке никак потом не участвует, что подтверждает чужеродность вставленных в начало сказки сцен. Они заимствованы из какого-то другого сюжета.

А наша сказка, вернее, ее подлинный исходный вариант, начинается с того, что Иван-царевич едет в запретный лес, в священную рощу, и приносит в жертву коня. Вот они, и запрет, и его нарушение.

Функция 4. Антагонист пытается произвести разведку.

Функция 5. Антагонисту даются сведения о его жертве.

Незамедлительно после нарушения запрета, согласно законам сказки, должен объявиться антагонист, то есть главный враг героя. Антагонист выведывает у героя разные важные для него сведения.

И ведь в сказке этот персонаж действительно появляется. Появляется немедленно после нарушения запрета, и выведывает у Ивана нужную антагонисту информацию.

Этот персонаж – Серый Волк. Он, по законам сказочной морфологии, должен быть не другом, а врагом Ивана. Несколько неожиданно.

Функция 6. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом.

Функция 7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу.

Функция 8. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб.

Далее антагонист должен, воспользовавшись полученной от героя информацией, нанести какой-то вред или ущерб. При этом обманутый герой невольно помогает врагу.

А что происходит в сказке после появления антагониста? Он сажает героя себе на спину и мчится воровать жар-птицу.

В известных вариантах сказки герой с антагонистом воруют чужую жар-птицу и неудачно. В исходном варианте сказки антагонист должен был украсть жар-птицу царя Выслава, и украсть удачно. Этого требуют законы сказочной морфологии.

Этого, кстати, требуют и законы логики. В известных вариантах сказки существует определенное противоречие – у царя похищают яблоки, а он приказывает добыть жар-птицу. Здравый смысл, и житейский и сказочный, предполагает, что добыть в такой ситуации надо именно то, что было похищено. Если царь послал сыновей искать именно жар-птицу, то, следовательно, жар-птицу у него в оригинальной версии сказки и похитили. Хотя не обязательно в исходной версии сразу фигурировала жар-птица, возможно, сначала похищенной птицей был какой-нибудь священный символ типа сокола-рюрика.

Функция 9. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.

Функция 10. Искатель соглашается или решается на противодействие.

Функция 11. Герой покидает дом.

Здесь обычный эпизод с отправлением царевичей на поиски. В известных вариантах сказки он переехал вперед и оказался привязан к сюжету о воровстве яблок.

Функция 12. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника.

Функция 13. Герой реагирует на действия будущего дарителя

Функция 14. В распоряжение героя попадает волшебное средство.

Здесь сложность. Если Серого Волка мы разжаловали из волшебных помощников в антагонисты, место волшебного помощника оказывается вакантным.

Из тех персонажей, которые сохранились в дошедших до нас версиях сказки, на роль волшебного помощника могут претендовать конь, барышня и ворон. Мне кажется, что ворон более перспективная фигура для этой позиции, поскольку он и в известных версиях имеет определенную самостоятельность действий и реально выполняет важное и спасительное для героя действие – приносит живую и мертвую воду для царевича. Конь же и барышня остались в сюжете сказки совершенно пассивными персонажами, скорее на положении вещей. Конь никак не демонстрирует свои скаковые достоинства, барышня никак не демонстрирует свой ум или волю, она даже беспрекословно перешла от царевича в распоряжение его убийцы. В общем, на роль волшебного помощника, активного участника сюжета, ни конь, ни барышня не годятся. А ворон хоть что-то, но делает. Вполне вероятно, в более ранних версиях сказки его роль была более активной и более заметной. Но позднее волк вытеснил его с места друга и помощника царевича.

Не исключено, что отзвук испытания при получении волшебного средства мы видим в эпизодах с похищением жар-птицы и коня (украсть так, чтобы не звякнула уздечка и т.д.)

Функция 15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.

Неизвестно, как. Ясно, что уже не верхом на волке. Возможно, ворон его перенес.

Функция 16. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу.

Функция 17. Героя метят.

Функция 18. Антагонист побеждается.

Функция 19. Начальная беда или недостача ликвидируется.

Кульминационный эпизод сказки. В известных вариантах место этого действия – третье царство, откуда похищают барышню. Не исключено, что эта красавица сидела у волка в плену и царевич попутно ее спас. Показательно, что героя в этот город, в отличие от предыдущих, даже в дошедших до нас вариантах не пускают, в царство волка ему путь закрыт.

Возможно, герой был в бою ранен (помечен волчьими зубами).

Но в результате наши, конечно, победили. Волк повержен, жар-птица возвращена законному владельцу.

Функция 20. Герой возвращается.

Функция 21. Герой подвергается преследованию.

Функция 22. Герой спасается от преследования.

Функция 24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

Функция 28. Ложный герой или антагонист изобличается.

Функция 30. Враг наказывается.

Функция 31. Герой вступает в брак и воцаряется.

В последних функциях все так же, как и в известной версии. На обратном пути героя коварно убивают братья, но ворон, волшебный помощник героя, оживляет его живой водой, хотя, возможно,.все это тоже более поздние добавления, не существовавшие в начальной весии сказки, для сюжета эти эпизоды уже не имеют большого значения. Все равно герой триумфально возвращается, карает злодеев и воцаряется.

В результате оказывается возможным реконструировать первоначальный сюжет сказки.

В некотором царстве-государстве умер царь Выслав. Его сын поехал в священную запретную рощу и принес в жертву коня. Тут объявился враг, волк-оборотень, способный обращаться и разных животных и в людей. Околдовал царевича, посадил к себе на спину, примчал к царскому саду и заставил помочь украсть священную птицу. Когда колдовство прошло, царевич осознал, что случилось, и отправился на поиски священной птицы. Царевич получил волшебного помощника – ворона. Ворон перенес его к границам царства волка, там царевич вступил с волком в бой, победил и отбил священную птицу. Вернулся домой стал царем.

В заключение можно предположить, что начальная версия сказки была сочинена в среде народа, для которого какая-то птица была священным объектом, а волк – символом зла и обмана. Модифицировалась же сказка, изменялась, расширялась, дополнялась, украшалась, потеряла исходный смысл и обрела свой нынешний вид в среде народа, для которого волк был символом добра.

Источник

Читайте также:  Рассказы и повести о блокаде ленинграда
Познавательное и интересное