Урок по русской литературе на тему: «Царевна лягушка»
Цели: Закрепить знания детей по изученному произведению. Формировать прочный навык беглого осознанного, правильного выразительного чтения. Развивать познавательную активность детей, образное и логическое мышление, речь, память, артистические способности. Воспитывать самые важные человеческие качества-добродетели: доброту, сострадание, любовь и бережное отношение к природе, к животному миру.
Оборудование: у учителя — рисунок лягушки, изображения лебедей из спичек, математические бусы, маски героев для инсценирования; у учащихся — цветные карандаши, спички, тетрадь в клетку, рисунок «Василиса Премудрая».
Прямо на болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила.
Как вы думаете, почему я вам загадала эту загадку?
Кто автор этого произведения?
Сегодня я предлагаю вам перелистать страницы русской народной сказки «Царевна-лягушка», вспомнить сюжет, а заодно выполнить некоторые задания, которые будут способствовать развитию вашего внимания, памяти, мышления и других важных качеств умственной деятельности.
Итак, начнём вспоминать сказку. (Пересказ начала сказки).
Интересно, как же выглядела та лягушка? (на доску помещается рисунок). Посмотрите, пожалуйста, на доску. Внимательно рассмотрите рисунок в течение одной минуты, постарайтесь запомнить.
(По истечении одной минуты рисунок снимается, дети рисуют по памяти. Проверка).
А вы знаете, что существует рекордсмен среди лягушек — лягушка-голиаф? Живёт она в Африке. Её длина достигает 40 сантиметров.
А самая крохотная лягушка в мире живёт в лесах Центральной Америки. Называется она древолаз. Вес этой лягушки 3-5 граммов, рост 1-2 сантиметра. Плавать она не умеет. Весь день она путешествует по лесу в поисках мелких насекомых, а ночью забирается наствол или листик дерева и спит. Эта лягушка не квакает, а посвистывает, как сверчок. (Показ иллюстрации).
2. Пойдем дальше.Какое решение принял Иван-царевич? Какие из этих фигур лишние? Почему?
У кого рубашка и хлеб оказались лучше?
В тексте найдите, что царь сказал о хлебе, который принёс ему Иван-царевич.
Опишите, как вы представляете себе этот хлеб?
А почему царь не похвалил хлеба других невесток? (Пересказ)
Что в третий раз приказал царь сыновьям?
Как же лягушка приехала на пир?
3. Найдите и зачитайте описание Василисы Премудрой.
Вашим домашним заданием было нарисовать портрет Василисы Премудрой. (Дети выходят по группам и демонстрируют свои рисунки)
Как вела себя Василиса Премудрая на пиру?
Посмотрите на изображение лебедя, выложенного из спичек. Выложите у себя на партах такое же. Спичечные головки должны смотреть в ту же сторону. (Самостоятельная работа. Взаимопроверка).
А теперь взгляните на другой рисунок. Найдите отличия. Внесите изменения в свою работу.
У Василисы Премудрой были вот такие математические бусы. Выполните все нужные действия и узнайте, какое число спряталось в застёжке:
Что означает цифра 3 в нашей сказке? (3 дня осталось Василисе Премудрой быть лягушкой).
Почему она вернулась в царство к Кащею?
Пошёл Иван-царевич куда глаза глядят. Представьте себя Иваном-царевичем. Вот идёте вы по дремучему лесу, всюду деревья разрослись. Вот у одного дерева ветки так разрослись, что нам не пройти через них, нужно пригнуться. Идём мы дальше, перед нами поваленное дерево лежит. Нам нужно через него перелезть. Дальше на пути у нас бурная река. Нужно идти по мосту. Он очень длинный и
узкий. Держимся за перила и потихоньку идём по нему. А река внизу шумит. Ой, мост шатается, держитесь крепче за перила. Всё, ступили на землю, сядем отдохнём. (Дети имитируют все движения.)
Что же дальше было на пути у Ивана-царевича? (Инсценирование сюжета сказки — встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем и щукой.)
Подумайте, на сколько групп можно разделить этих животных? (3)
С кем потом повстречался Иван-царевич? Что рассказала ему Баба Яга?
Вам даются части иллюстраций, вы должны составить из них картину и рассказать, что на ней изображено (работа в группах)
Чем закончилась сказка? Чему она нас учит?
Расшифруйте замечательные крылатые слова, которые выражают главную мысль сказки:
(Спешите делать добро)
Как вы понимаете эти слова?
6. Чтение детьми стихотворения «Доброта»:
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым бытъ,
Чтоб в беде друг друга не забытъ.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта приносит людям радость
И взамен не гпребует награды.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель читает стихотворение:
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя добропга, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшъ ты не зря!
7. Вы сегодня хорошо поработали.
И сейчас я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Перед вами стрелы разных цветов: жёлтые, красные и зелёные.
Если вы считаете, что на уроке вы очень хорошо поработали, всё у вас получалось, то возьмите себе стрелу жёлтого цвета;
Если вы хорошо работали, но у вас что-то не получалось, или вы не знали ответ на какой-нибудь вопрос, то возьмите себе зелёную стрелу;
Если вы считаете, что плохо сегодня работали, у вас ничего не получалось, то возьмите себе красную стрелу.
Домашнее задание вам сегодня будет задано на выбор:
Пересказ понравившегося отрывка
Написание письма Ивану-царевичу
Записать 5 пословиц о доброте Понравился вам сегодняшний урок?
Крылатые слова. Примеры с объяснением
Крылатые слова для младших школьников
Что такое крылатые слова (или выражения), откуда они берутся? Дело в том, что эти выражения были сказаны или написаны кем-то и когда-то, и настолько они оказались удачными, что люди стали их повторять. Так постепенно они вошли в нашу устную и письменную речь.
Крылатыми их называют потому, что эти слова, прижившись в языке, словно на крыльях перелетают от человека к человеку.
Часто крылатыми становятся изречения великих людей, писателей, исторических деятелей. А могут они войти в нашу жизнь и со страниц книг или с экрана телевизора, а иногда приходят к нам из глубины веков.
Крылатые слова, как и пословицы и поговорки, обогащают нашу речь.
А Васька слушает, да ест.
Из басни И. Крылова «Кот и Повар».
Так говорят о человеке, который на все замечания и уговоры кивает головой и продолжает втихомолку делать всё по-своему.
А воз и ныне там!
Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
О деле, которое невозможно выполнить, поскольку каждый тянет его в свою сторону.
А ларчик просто открывался.
Из басни И. Крылова «Ларчик».
Так говорят, когда долго не могут найти ответ на простую задачу. А потом оказывается, что решение было крайне лёгким.
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Из басни И. Крылова «Квартет».
О коллективе, в котором ничто не идёт на лад потому, что никто не знает своего дела, нет единства, нет общей цели, каждый сам за себя.
Ахиллесова пята.
Значит то же, что и слабое, уязвимое место. Мифическому герою Ахиллесу оракул предрёк гибель. Тогда его мать, морская богиня Фетида, окунула младенца в священные воды реки Стикс. При этом она держала его за пятку. Ахиллес стал неуязвим — и только пятка, которая осталась сухой, была его слабым местом. Спустя годы, поражённый стрелой в пяту, Ахиллес умер.
Белая ворона.
Так говорят о человеке, резко отличающемся от других людей. Белая ворона всегда резко выделяется на фоне своих чёрных собратьев.
Выражение пошло от латинской крылатой фразы albus corvus [альбус корвус].
Внести свою лепту.
Иными словами: сделать некий вклад в общее дело.
В Библии говорится о том, как некая вдова пожертвовала для храма совсем малую жертву — 2 лепты (лепта — мелкая монета в древней Иудее). Но это приношение противопоставлено щедрым подношениям богачей: если они жертвуют от избытка, то вдова пожертвовала от бедности своей, лишив себя даже необходимого. Поэтому для Бога такая жертва была гораздо дороже.
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!
Из басни И. Крылова «Чиж и Голубь».
Говорится о человеке, который смеётся над чужой бедой и вскоре сам попадает в подобную ловушку.
Гадкий утёнок.
О человеке, чьи истинные достоинства открываются неожиданно для окружающих. Название сказки датского писателя Х.К. Андерсена. В ней говорится, что однажды среди вылупившихся утят оказался один уродливый — «гадкий утёнок», непохожий на собратьев. Над ним смеялись, издевались, но пришло время, утёнок вырос и оказался. прекрасным лебедем.
Заблудшая овца.
Так говорят о человеке, сбившемся с истинного пути.
В Библии сказано: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти незаблудившихся».
Иван, родства не помнящий.
Так сейчас говорят про человека, который отказывается от традиций своего народа.
Выражение пришло к нам из истории. В царской России крепостные крестьяне, бежавшие от помещика, попадаясь в руки полиции, тщательно скрывали своё имя и происхождение. На все вопросы они отвечали, что зовут их «Иванами», а «родства своего» (то есть происхождения) они не помнят.
Как белка в колесе.
Из басни И. Крылова «Белка».
Обычно так говорят об очень занятом человеке, который выполняет много разных дел. Реже — о том, чьи усилия бесплодны, хотя и требуют немало времени и сил.
Как пить дать.
По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. «Как пить дать» — значит «точно», «обязательно», «непременно».
Когда рак на горе свистнет.
Значит никогда. Раки — жители речного дна — ни за что не покинут среду своего обитания, не вылезут на сушу и уж тем более не засвистят. И современная наука к этому ничего добавить не может: речные раки на это действительно не способны.
Крокодиловы слёзы.
Обычно так говорят о чьём-либо притворном, фальшивом сочувствии.
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
Из басни И. Крылова «Кукушка и Петух».
Иронически о лицемерах, которые хвалят друг друга не за заслуги, а потому, что в ответ тоже хотят услышать похвалу.
Лебединая песня.
Так говорят о последнем проявлении таланта человека.
По легенде, лебеди, птицы не певчие, за несколько минут до смерти обретают голос и поют удивительно красиво.
Мальчик для битья.
Человек, страдающий за чужие провинности.
Из повести «Принц и нищий» американского писателя Марка Твена. В ней рассказывается о том, что в давние времена при юном наследнике английского престола состоял «паж для побоев», который должен был сносить все телесные наказания, которые полагались за плохую учёбу принцу: нельзя же было поднимать руку на «священную персону принца Уэльского», будущего короля Англии!
Маменькин сынок.
Иронически: изнеженный и мало приспособленный к самостоятельной жизни мальчик или молодой человек.
Первоисточник — комедия «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Помещик Скотинин говорит сыну своих знакомых: «Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»
На лбу (лице) написано.
«У него на лбу написано (или на лице написано)», — говорим мы о человеке, когда видим, о чём он думает, или знаем, как он поступил.
Это простое выражение связано со страшными обычаями нашего прошлого. В VII веке людям, замешанным в бунте или преступлениях, раскалённым железом ставили печать на правой щеке или на лбу. Ожог через некоторое время заживал, а вот шрам в виде буквы Б (это значило «бунтовщик») оставался на всю жизнь. От того же обычая пошло выражение: «заклеймить позором (презрением)» и слово «прожжённый» — прожжённый плут, мошенник и т. п.
Око видит, зуб неймёт.
Из басни И. Крылова «Лисица и Виноград».
Так говорят о том, что находится совсем рядом, кажется достижимым, но в действительности совершенно недоступно.
После дождичка в четверг.
Так говорят о несбыточном, о том, что неизвестно когда исполнится.
Наши предки чтили бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящён один из дней недели — четверг. Перуну возносили моления о дожде в засуху; считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» — четверг. А так как эти мольбы часто оставались бесполезными, то фраза «после дождичка в четверг» приобрела значение «неизвестно когда».
Принцесса на горошине.
Так говорят о изнеженных, избалованных особах.
В сказке датского писателя-сказочника Х.К. Андерсена принцесса была столь нежной, что почувствовала крошечную горошину сквозь 12 тюфяков и 12 пуховых перин!
Рог изобилия.
То же, что источник дохода, богатства, благосостояния.
По легенде, Зевса, главного бога древних греков, вскормила своим молоком коза Амалфея. Когда Зевс вырос, в благодарность он взял свою кормилицу на небо. Но по пути на небо коза Амалфея случайно потеряла один рог. Зевс наделил этот рог волшебным свойством: стоило только пожелать, как из рога появлялись самые разнообразные яства или лилось вкуснейшее питьё.
Сбоку припёка.
«Боковая припёка», сбоку припёка — под этим подразумевается нечто случайное, постороннее, приставшее к чему-либо извне, нечто ненужное, излишнее.
Испечёт пекарь хлеб, достанет из формы, посмотрит, а там сбоку — припёка! Пригоревшие кусочки теста, прилипшие снаружи к корочке! Вот досадно!
Сизифов труд.
То же, что тяжёлая и бесплодная работа.
Из древнегреческой мифологии. Царь Коринфа Сизиф в наказание за земные грехи (хвастовство, корыстолюбие, хитрость) был в загробном мире осуждён на бесконечный и бесплодный труд — вкатывать на гору огромный камень, который, едва-едва достигнув вершины, срывался вниз и Сизиф вновь принимался за свою работу.
Слон и Моська.
Из басни И. Крылова «Слон и Моська». Так говорят про человека, который, чтобы привлечь к себе внимание, критикует или нападает на того, кто гораздо сильнее и умнее его самого.
Спой, светик, не стыдись!
Из басни И. Крылова «Ворона и Лисица».
Так иронично обращаются к людям, которые из ложной скромности не хотят демонстрировать свои таланты, ожидая, что все вокруг будут их долго упрашивать!
Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!
Из басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Иронически говорят о человеке, который попусту растратил время на веселье и забавы, забыв о деле.
У сильного всегда бессильный виноват.
Из басни И. Крылова «Волк и Ягнёнок».
Так говорят, когда кто-либо незаслуженно обвиняет более слабого.
Устами младенца глаголет истина.
Это выражение пришло к нам из латыни. Ex ore parvulorum veritas [экс орэ парвулерум вэритас].
В основном дети бесхитростны и искренни. Они говорят то, что думают, и это бывают очень точные замечания.
Хранить как зеницу ока.
Значит хранить что-нибудь как самую большую ценность. Выражение пришло к нам из Библии. «Зеница» в переводе со старославянского значит «глазной зрачок».
Через тернии к звёздам.
Так говорят о пути к какой-нибудь большой и прекрасной цели, полном трудностей и опасностей.
Выражение произошло от латинского per aspera ad astra [пэр аспэра ад астра].
Расшифруй крылатые слова которые выражают главную мысль сказки 2 класс
Подробное решение часть 1 (страница) 122–124 по литературе для учащихся 2 класса, авторов Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 2018
1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?
Котенок Л. Толстого, Сказка о рыбаке и рыбке А. Пушкина.
2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.
Устное задание, не требующее ответа.
3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям.
Например, к «Сказке о рыбаке и рыбке».
А.С. Пушкина рисунки сделал известный художник книги В. В. Перцов.
Устное задание, не требующее ответа.
4. С какими произведениями А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого ты был знаком раньше? Назови. Расскажи одно из них.
Знакома со сказками А.С. Пушкина, баснями Крылова и Толстого.
5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?
Делу — время, потехе — час.
А Васька слушает, да ест. Из басни «Кот и Повар» И. А. Крылова.
А ларчик просто открывался. Из басни «Ларчик» И. А. Крылова.
6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.
Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?
В первом отрывке из романа «Евгений Онегин» Пушкин описывает зимнюю ночь в городе. Мы можем догадаться об этом по упоминанию домов, затворов на воротах и торговых рядов. Это не большой провинциальный городок.
В стихотворении «Зима» Пушкин описывает уже зимний день и деревню. Мы видим крестьянина на лошадке и мальчика, который играет с собакой и санками.
Разница между этими стихотворениями не только в описании зимнего дня и зимней ночи, но и в настроении, которые они передают. В первом отрывке мороз трескучий, темные дома и стихшие крики передают покой и умиротворение. Во втором стихотворении мы радуемся прекрасному зимнему дню, веселимся вместе с мальчишкой, крестьянином и лошадкой.
7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность сказки о золотой рыбке?
На первый взгляд, сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» не отличается от обычных волшебных сказок. Мы имеем волшебного помощника, который в благодарность за свое спасение творит различные чудеса. Мы имеем жадную старуху, которая оказывается в конце сказки наказанной, то есть формально можно говорить о победе добра над злом.
Однако, не будем забывать, что главным героем сказки оказывается старик, который спас золотую рыбку и для которого она и делала свои чудеса. Старик в этой сказке не получил ничего, он как жил со своей старухой в ветхой избушке, так и остался в ней в конце сказки.
Необычность этой сказки в том, что за грехи одного человека отвечает и другой, в целом положительный персонаж. А это происходит еще и потому, что в своей сказке Пушкин поднимает вопросы взаимоотношений в семье, с иронией но тем не менее.
8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
У меня, как у многих, бывает очень большое количество желаний. Хочется сразу и всего. Однако однажды я понял: надо соразмерять желания с возможностями.
Я записался на бокс, увлекся футболом, танцами. Потом захотел рисовать ― оказался в художественной школе. Надумал стать певцом ― пошёл на хор. Я с трудом посещал почти все занятия.
Зато соревнование по боксу, выступление хора (я уже был солистом), матч по футболу были назначены на один день. Я не мог выбрать, где выступить… И «остался у разбитого корыта».
9. Определи основные мысли прочитанных басен И. А. Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?
Во втором классе мы познакомились с баснями Крылова «Стрекоза и муравей» и «Лебедь, рак и щука».
Главная мысль басни «Стрекоза и муравей» заключается в том, что всегда следует заботиться о своем будущем. Главная мысль басни «Лебедь, рак и щука» заключается в том, что любое дело нужно делать дружно, общими усилиями.
В баснях Крылова находится много крылатых выражений, которые мы часто используем в своей речи, даже не задумываясь о том, что эти фразы принадлежат перу великого писателя.
Например фраза из басни «Лебедь, рак и щука» «А воз и ныне там» часто произносится, когда хотят сказать о том, что какое-то дело так и не сдвинулось с места.
10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:
«Один за всей и все за одного» — Вася спорит с Петей, и вса друзья Васи стали на его сторону.
«Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идет» — храбрый не супер герой, у которого нет страхов, а обычный мальчик, который знает свои страхи и старается их преодолеть.
«Грамоте учится всегда пригодится» — человек, который много учился, ему эти знания всегда пригодятся.
«Друзья познаются в беде» — Вася помог Мише встать, когда тот упал перед всем классом, а все смеялись.
11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.
Пословица «Один за всех и все за одного» подходит к следующим произведениям: Русская народная сказка «Репка», Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
Крылатые выражения для 2-4 класса
Крылатые выражения для начальной школы
Что такое крылатые выражения (или слова), откуда они берутся? Дело в том, что эти выражения были сказаны или написаны кем-то и когда-то, и настолько они оказались удачными, что люди стали их повторять. Так постепенно они вошли в нашу устную и письменную речь.
Крылатыми их называют потому, что эти слова, прижившись в языке, словно на крыльях перелетают от человека к человеку.
Часто крылатыми становятся изречения великих людей, писателей, исторических деятелей. А могут они войти в нашу жизнь и со страниц книг или с экрана телевизора, а иногда приходят к нам из глубины веков.
Крылатые выражения, как и пословицы и поговорки, обогащают нашу речь.
А Васька слушает, да ест.
Из басни И. Крылова «Кот и Повар». Так говорят о человеке, который на все замечания и уговоры кивает головой и продолжает
Авгиевы конюшни.
Так говорят о запущенной проблеме, беспорядке в делах и т. д.
Из древнегреческой мифологии. Это был седьмой по счёту подвиг Геракла за время, когда он находился на службе у царя Эврисфея. Геракл вычистил обширные конюшни царя Авгия, которые не чистились 30 лет.
А воз и ныне там!
Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
О деле, которое невозможно выполнить, поскольку каждый тянет его в свою сторону.
А всё-таки она вертится!
(С итальянского: Eppur si muove!)
Слова приписываются итальянскому астроному Галилео Галилею (1564—1642), который произнёс их в день публичного отречения от своих научных «заблуждений» перед судом инквизиции. Учёный утверждал, что Земля вращается («вертится») вокруг Солнца, а не наоборот, как считали в то время. Нет никаких доказательств, что эти слова действительно принадлежат Галилею, а не являются плодом художественного вымысла.
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Из басни И. Крылова «Квартет».
О коллективе, в котором ничто не идёт на лад потому, что никто не знает своего дела, нет единства, нет общей цели, каждый сам за себя.
Ай, Моська! знать она сильна, что лает на слона!
Цитата из басни И. Крылова «Слон и Моська». Так говорится о человеке, который критикует других людей или явления, на которые он совершенно не может повлиять. Но делает это с одной целью — чтобы обратить на себя внимание.
А ларчик просто открывался.
Из басни И. Крылова «Ларчик».
Так говорят, когда долго не могут найти ответ на простую задачу. А потом оказывается, что решение было крайне лёгким.
Аршин проглотить.
Турецкое слово «аршин» стало на Руси означать меру длины в один локоть. Русские купцы и мастеровые постоянно пользовались аршинами — деревянными и металлическими линейками длиной в семьдесят один сантиметр. Если представить себе человека, который сумел проглотить такую линейку, то становится понятно, почему это выражение применяют к чопорным и надменным людям, держащимся по струнке.
Ахиллесова пята.
Значит то же, что и слабое, уязвимое место.
Мифическому герою Ахиллесу оракул предрёк гибель. Тогда его мать, морская богиня Фетида, окунула младенца в священные воды реки Стикс. При этом она держала его за пятку. Ахиллес стал неуязвим — и только пятка, которая осталась сухой, была его слабым местом. Спустя годы, поражённый стрелой в пяту, Ахиллес умер.
Белая ворона.
Так говорят о человеке, резко отличающемся от других людей. Белая ворона всегда резко выделяется на фоне своих чёрных собратьев.
Выражение пошло от латинской крылатой фразы albus corvus [альбус корвус].
Блудный сын.
Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне, в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение своё между двумя сыновьями; младший пошёл в дальнюю сторону и, живя распутно, расточил свою часть. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу и покаялся перед ним, и отец принял и простил его: «Станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
Теперь выражение «Блудный сын» употребляется как в значении «человек беспутный», так и в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях».
Внести свою лепту.
Иными словами: сделать некий вклад в общее дело.
В Библии говорится о том, как некая вдова пожертвовала для храма совсем малую жертву — 2 лепты (лепта — мелкая монета в Древней Иудее). Но это приношение противопоставлено щедрым подношениям богачей: если они жертвуют от избытка, то вдова пожертвовала от бедности своей, лишив себя даже необходимого. Поэтому для Бога такая жертва была гораздо дороже.
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!
Из басни И. Крылова «Чиж и Голубь».
Говорится о человеке, который смеётся над чужой бедой и вскоре сам попадает в подобную ловушку.
Гадкий утёнок.
О человеке, чьи истинные достоинства открываются неожиданно для окружающих. Название сказки датского писателя X. К. Андерсена. В ней говорится, что однажды среди вылупившихся утят оказался один уродливый — «гадкий утёнок», непохожий на собратьев. Над ним смеялись, издевались, но пришло время, утёнок вырос и оказался. прекрасным лебедем.
Дамоклов меч.
Выражение возникло из древнегреческого предания. Дамокл, один из приближённых царя Дионисия Старшего, стал завистливо говорить о нём как о счастливейшем из правителей. Тогда Дионисий, чтобы проучить завистника, посадил его на своё место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий объяснил, что это символ тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь. Отсюда выражение «дамоклов меч» получило значение нависшей, угрожающей опасности.
Заблудшая овца.
Так говорят о человеке, сбившемся с истинного пути.
В Библии сказано: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти незаблудившихся».
Иван, родства не помнящий.
Так сейчас говорят про человека, который отказывается от традиций своего народа.
Выражение пришло к нам из истории. В царской России крепостные крестьяне, бежавшие от помещика, попадаясь в руки полиции, тщательно скрывали своё имя и происхождение. На все вопросы они отвечали, что зовут их «Иванами», а «родства своего» (то есть происхождения) они не помнят.
Как белка в колесе.
Из басни И. Крылова «Белка».
Обычно так говорят об очень занятом человеке, который выполняет много разных дел. Реже — о том, чьи усилия бесплодны, хотя и требуют немало времени и сил.
Как пить дать.
По обычаю древних славян, никто не имел права отказать человеку в воде. «Как пить дать» — значит «точно», «обязательно», «непременно».
Когда рак на горе свистнет.
Значит никогда. Раки — жители речного дна — ни за что не покинут среду своего обитания, не вылезут на сушу и уж тем более не засвистят. И современная наука к этому ничего добавить не может: речные раки на это действительно не способны.
Крокодиловы слёзы.
Обычно так говорят о чьём-либо притворном, фальшивом сочувствии.
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
Из басни И. Крылова «Кукушка и Петух».
Иронически о лицемерах, которые хвалят друг друга не за заслуги, а потому, что в ответ тоже хотят услышать похвалу.
Лебединая песня.
Так говорят о последнем проявлении таланта человека.
По легенде, лебеди, птицы не певчие, за несколько минут до смерти обретают голос и поют удивительно красиво.
Мальчик для битья.
Человек, страдающий за чужие провинности.
Из повести «Принц и нищий» американского писателя Марка Твена, в которой говорится, что в давние времена при юном наследнике английского престола состоял «паж для побоев», который должен был сносить все телесные наказания, которые полагались за плохую учёбу принцу: нельзя же было поднимать руку на будущего короля Англии!
Маменькин сынок.
Иронически: изнеженный и мало приспособленный к самостоятельной жизни мальчик или молодой человек.
Первоисточник — комедия «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Помещик Скотинин говорит сыну своих знакомых: «Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!»
На лбу (лице) написано.
«У него на лбу написано (или на лице написано)», — говорим мы о человеке, когда видим, о чём он думает, или знаем, как он поступил.
Это простое выражение связано со страшными обычаями нашего прошлого. В VII веке людям, замешанным в бунте или преступлениях, раскалённым железом ставили печать на правой щеке или на лбу. Ожог через некоторое время заживал, А вот шрам в виде буквы Б (это значило «бунтовщик») оставался на всю жизнь. От того же обычая пошло выражение: «заклеймить позором (презрением)» и слово «прожжённый» — прожжённый плут, мошенник и т. п.
Око видит, зуб неймёт.
Из басни И. Крылова «Лисица и Виноград».
Так говорят о том, что находится совсем рядом, кажется достижимым, но в действительности совершенно недоступно.
Пальма первенства.
Означает превосходство в чём-либо. В Древней Греции существовал обычай награждать победителя в состязаниях пальмовой ветвью, считавшейся атрибутом богини победы Ники.
После дождичка в четверг.
Так говорят о несбыточном, о том, что неизвестно когда исполнится.
Наши предки чтили бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящён один из дней недели — четверг. Перуну возносили моления о дожде в засуху; считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» — четверг. А так как эти мольбы часто оставались бесполезными, то фраза «после дождичка в четверг» приобрела значение «неизвестно когда».
Принцесса на горошине.
Так говорят о изнеженных, избалованных особах.
В сказке датского писателя-сказочника X. К. Андерсена принцесса была столь нежной, что почувствовала крошечную горошину сквозь 12 тюфяков и 12 пуховых перин!
Рог изобилия.
То же, что источник дохода, богатства, благосостояния.
По легенде, Зевса, главного бога древних греков, вскормила своим молоком коза Амалфея. Когда Зевс вырос, в благодарность он взял свою кормилицу на небо. Но по пути на небо коза Амалфея случайно потеряла один рог. Зевс наделил этот рог волшебным свойством: стоило только пожелать, как из рога появлялись самые разнообразные яства или лилось вкуснейшее питьё.
Сбоку припёка.
«Боковая припёка», сбоку припёка — под этим подразумевается нечто случайное, постороннее, приставшее к чему-либо извне, нечто ненужное, излишнее.
Испечёт пекарь хлеб, достанет из формы, посмотрит, а там сбоку — припёка! Пригоревшие кусочки теста, прилипшие снаружи к корочке! Вот досадно!
Сизифов труд.
То же, что тяжёлая и бесплодная работа.
Из древнегреческой мифологии. Царь Коринфа Сизиф в наказание за земные грехи (хвастовство, корыстолюбие, хитрость) был в загробном мире осуждён на бесконечный и бесплодный труд — вкатывать на гору огромный камень, который, едва-едва достигнув вершины, срывался вниз, и Сизиф вновь принимался за свою работу.
Спой, светик, не стыдись!
Из басни И. Крылова «Ворона и Лисица».
Так иронично обращаются к людям, которые из ложной скромности не хотят демонстрировать свои таланты, ожидая, что все вокруг будут их долго упрашивать!
Стоический характер.
Стоический характер — стойкость, способность переносить тяжёлые испытания. Стоики — последователи философской школы Стоя, основанной в Афинах и позднее достигшей и Рима.
Высшая стоическая мудрость и добродетель состояли в том, чтобы при всех поворотах судьбы сохранять выдержку и самообладание, оставаться безразличным к боли и смерти, быть свободным от предрассудков.
Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!
Из басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Иронически говорят о человеке, который попусту растратил время на веселье и забавы, забыв о деле.
У сильного всегда бессильный виноват.
Из басни И. Крылова «Волк и Ягнёнок».
Так говорят, когда кто-либо незаслуженно обвиняет более слабого.
Устами младенца глаголет истина.
Это выражение пришло к нам из латыни. Ех ore parvulorum Veritas [экс орэ парвулерум вэритас].
В основном дети бесхитростны и искренни. Они говорят то, что думают, и это бывают очень точные замечания.
Хранить как зеницу ока.
Значит хранить что-нибудь как самую большую ценность. Выражение пришло к нам из Библии. «Зеница» в переводе со старославянского значит «глазной зрачок».
Через тернии к звёздам.
Так говорят о пути к какой-нибудь большой и прекрасной цели, полном трудностей и опасностей.
Выражение произошло от латинского per aspera ad astra [пэр аспэра ад астра].
Яблоко раздора.
В греческой мифологии яблоко раздора — золотое яблоко с надписью «прекраснейшей», которое подбросила богиня раздора Эрида трём богиням: Гере, Афине и Афродите. Смертный юноша Парис должен был присудить яблоко достойнейшей. Гера пообещала Парису власть и богатство, Афина — мудрость и воинскую славу, а Афродита — отдать в жёны самую красивую женщину. И Парис признал самой прекрасной из богинь Афродиту. Исполняя своё обещание, богиня помогла Парису похитить самую красивую из смертных женщин — Елену. Из-за этого похищения началась Троянская война.