Рассказ акула толстой почему так называется

Сказки

Акула. Рассказ Толстого, почему такое название у рассказа?

Рассказ «Акула» Льва Толстого,получило название с честь действующего персонажа в рассказе, акуле. Эта акула которая вдруг появилась в тот момент когда далеко от корабля наперегонки плавали два мальчика.И именно это появление, такого страшного хищника морей, испугало всю команду на корабле и особенно отца одного из тех мальчиков.Все очень испугались и даже выслали шлюпку на помощь мальчикам,но понимали что могут не успеть спасти.Но отец который был артиллеристом выстрелил из пушки и попал в акулу,чем спас сына и другого мальчика.А акула так и осталась плавать желтым брюхом кверху.

Считается, что в своем достаточно коротком рассказе «Акула» Лев Николаевич Толстой описал реальные события, которые произошли на русском судне, стоявшем на якоре у берегов Африки.

Экипаж корабля спустил в воду парус, матросы освежались в импровизированной купальне.

На борту корабля было двое мальчишек, им купаться в парусе было скучно. Они выплыли в открытое море, где чуть было не стали жертвой акулы.

На корабле заметили хищницу, приближавшуюся к детям. Отец одного из мальчиков, старый артиллерист, выстрелил в акулу из судовой пушки. К счастью, ядро попало именно в акулу.

Мальчики были спасены.

Почему ж выбор пал на Наташу и почему именно она стала героиней анекдотов, а значит и жутко популярной?

Рассказывают такую версию. Во времена холодной войны в США и Западной Европе существовали отделы пропаганды против коммунизма. В них специальные люди сидели и кроме всего прочего составляли анекдоты, порочащие руководителей СССР, героев страны, известных личностей: про Брежнева, про Чапая и т.п. Эти анекдоты очерняли все советское, позволяли через шутку усомниться в верности идеалов, моральности строя и т.п. Кстати, тогда в СССР за анекдот про Ленина или Брежнева могли посадить в тюрьму!

Ржевский вообще из другого произведения. Их соединили вместе только для анекдотов, как противопоставление: Грубый Ржевский и скромная Наташа. Так смешнее, думали создатели.

Честно говоря, и эти анекдоты уже тоже проходят. Они не нужны. Образ такой девушки, как Наташа, наверно, воспринимается, как образ лохушки или дебилки, что сейчас очень непопулярно среди молодежи. Про анекдоты о Наташе помнят, наверное, только старики.

Источник

Рассказ «Акула» Лев Толстой стр. 155

1. Почему мальчики оказались в открытом море?

Герои рассказа были пассажирами корабля, который остановился в Америке.

Погода была очень жаркой, поэтому командир разрешил работникам корабля создать купальню.

Они так и сделали, выделив возле судна определённый участок.

Но, мальчики, о которых идёт речь, поступили неразумно – они покинули пределы этой купальни.

А получилось это в результате их соревнования между собой на скорость плаванья.

Таким образом, герои попали на место, доступное акулам.

2. Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Когда артиллериста охватил страх? Прочитай, как автор описывает его состояние.

Сначала герой не увидел ничего плохого в такой игре мальчиков.

Он наблюдал за своим ребёнком с восхищением, гордостью и даже прикрикивал ему слова поддержки.

Но всё изменилось, когда герой услышал о приближении акулы.

Писатель так описывает его реакцию:

«Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей»

Команда бросилась к мальчикам, но опытный моряк понимал, что они не успеют – акула была уже слишком близко.

Поэтому ему пришлось выстрелить.

А это было опасно для жизни его сына, ведь пуля могла попасть в мальчика, а не в акулу.

После выстрела отец сел и закрыл лицо руками – настолько ему было страшно, ведь из-за дыма результат выстрела был виден не сразу.

К счастью, артиллерист оказался метким.

3. Расскажи, что было дальше. Почему с мальчиками произошла беда, едва не закончившаяся трагедией?

После того как дым ушёл все увидели результат выстрела – мёртвую хищницу.

А мальчики остались живы и здоровы.

Герои попали в столь опасную ситуацию из-за того, что пренебрегли правилами безопасности.

Они покинули дозволенную зону и чуть ли не поплатились за это жизнью.

Читайте также:  Рассказ горького мальва о чем горького

4. Что ты думаешь о старом артиллеристе? Какой он человек? Что тебе в нём нравится?

Этот герой был невероятно смелым и решительным человеком.

Ведь не растеряться и пойти на такой риск могут лишь единицы.

Конечно, моряк очень тяжело перенёс сложившуюся ситуацию, но главное, что он смог взять себя в руки, в нужный момент и сделать невероятно сложный шаг.

Ему присущи смышлёность, быстрое реагирование, собранность и находчивость.

И также стоит отметить, что артиллерист проявил не только силу характера, но и мастерство стрелка.

5. Почему свой рассказ Толстой назвал «Акула»? Можно ли дать другое название?

Писатель дал произведению такое название, потому что появление именно этого животного стало причиной всех последующих событий рассказа.

Именно она создала опасность, неимоверные переживания и подтолкнула артиллериста на решительный поступок.

Кроме такого заголовка, произведение могло бы иметь следующие: «Выстрел» (именно это событие положило конец опасности, которую представляла хищница; это кульминационный момент рассказа), «Опасная забава», «На грани», «В открытом море».

6. Перед тобой два варианта плана к рассказу. Сравни их, определи особенности каждого из них.

(показывает развитие сюжетной линии)

1. Остановка корабля.

2. Купание в парусе.

3. Мальчики плавают.

5. Мальчики увидели акулу.

6. Артиллерист стреляет из пушки.

4. Спасение мальчиков.

(показывает художественные особенности)

1. У берегов Африки. (На нас несло горячим воздухом с пустыни Сахары.)

2. Долгожданная команда: «Купаться!»

3. Соревнование юных пловцов в открытом море.

4. Отец любуется сыном и подбадривает его.

5. Появление морского чудовища.

6. Визг испуганных мальчиков.

7. Страх и отчаяние отца.

8. Мгновенное (неожиданное) решение.

9. Спасение мальчиков. Крики радости.

Первый вариант более лаконичный, он указывает сугубо на факты, которые описаны в произведении, на события в обобщённой форме.

Вариант 2 ориентируется на художественность рассказа.

События в нём указаны в развёрнутой форме.

Такой план передаёт эмоции, переживания и состояние героев.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

18.09.2018

Толстой Л. «Акула»

Толстой Л., рассказ «Акула»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Акула» и их характеристика

Чему учит рассказ «Акула»
Рассказ учит быть осторожным, осмотрительным, внимательным и предусмотрительным. Учит тому, что опасность может подстерегать в самом спокойном месте. Учит проявлять решительность и твердость духа в опасную минуту. Учит не баловаться там, где это запрещено.

Отзыв на рассказ «Акула»
Мне понравился рассказ «Акула» потому что он очень поучительный. Мальчики в нем забыли про осторожность и тем самым подвергли свои жизни опасности. Если бы не решительность артиллериста, который выстрелил, они бы погибли. А для артиллериста, отца одного мальчика, этот выстрел стал страшным испытанием, ведь он мог попасть в своего сына.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Акула»:
Корабль стоял на якоре у берегов Африки. Погода была очень жаркой и капитан разрешил матросам купаться.
Матросы спустили в воду парус, натянули его и привязали к кораблю. В этом парусе они и купались.
На корабле плыли два мальчика. Они тоже полезли купаться, но в парусе им было тесно, и они поплыли в открытое море. Они устроили в воде гонку до бочонка, которым отмечалась веревка с якорем.
Один мальчик сперва плыл впереди, но потом стал отставать и его отец, старый артиллерист, крикнул ему, чтобы он поднажал.
В этой время, с другой стороны раздался испуганный крик: «Акула!» Мальчики не слышали его и продолжали весело плыть вперед. Старый артиллерист побледнел как полотно и не отрываясь смотрел на мальчиков.
Матросы спустили лодку и помчались на веслах на выручку, но лодка была далеко, а акула метрах в двадцати от мальчишек.
И тут один из них обернулся и увидел акулу. Мальчики поплыли в разные стороны, а над морем полетел пронзительный визг.
Этот визг словно разбудил артиллериста. Он бросился к пушке, стремительно развернул ее в море, прицелился в акулу и поднес фитиль. Раздался выстрел и артиллерист упал на палубу закрыв лицо руками. Сизый дым закрыл мальчиков и акулу, а когда он рассеялся, со всех сторон раздался восторженный крик.
На волнах покачивалась развороченное брюхо акулы.
А мальчиков скоро забрала лодка.

Читайте также:  Сказки про корову русские народные

Ответы на вопросы к рассказу «Акула»:

Источник

Почему Л. Толстой назвал свой рассказ Акула?

Акула таким образом стала главным отрицательным героем, вокруг нее завязалась основная интрига рассказ и поэтому Толстой именно так назвал свой рассказ. Тем самым автор сразу сказал нам о чем и о ком пойдет речь.

Можно конечно придумать и другие названия для этой истории, но вряд ли они окажутся столь же лаконичными и точными.

Волонтёр – это не работа, не хобби, не увлечение – это призвание. Добровольчество – это редкая возможность раскрыться, самореализоваться, помогать людям, общаться с людьми, развиваться, воплощать самые смелые идеи, учиться. Оно помогает не сидеть на месте, а двигаться вперед! Добровольцы, как я уже успел заметить – это самые активные, самые ответственные, самые инициативные люди! Это же прекрасно, когда есть возможность общаться с такими людьми!

Волонтёр, по моему мнению, это человек, который осуществляет благотворительную деятельность. Это человек, который не остаётся равнодушным к окружающим, к их социальным проблемам. Он готов их решать насколько ему это под силу. Ему не безразлична судьба города и людей, живущих в нем.

· Добровольцем я стала случайно, но вросла в эту деятельность по уши. На мой взгляд, в добровольческой деятельности можно реализовать все свои идеи, и сделать, так как ты хочешь. Да и к тому же делать добро другим людям – это настоящее СЧАСТЬЕ. Жизнь должна быть наполнена движением и эмоциями. Я поняла, что общение с хорошими людьми, обмен впечатлениями, а главное та деятельность, от которой я получаю удовольствие – работа на пользу общества.

Если мы все будем нести радость и позитив, любить и уважать друг друга, то общими усилиями мы сделать мир лучше и добрее, а ведь это и есть миссия каждого человека, живущего на земле. Я убеждена в том, что бескорыстная помощь друг другу приводит к коренным изменениям в сердцах людей, в человеческих отношениях. В себе я эти изменения наблюдаю, и мне приятно от того, что эти изменения замечают и мои близкие люди. Мне приятно «заражать» добротой окружающих.

Я считаю, что волонтером можно стать абсолютно в любом возрасте, здесь нет рамок. Если ты ищешь свой путь, ищешь то, что тебе действительно интересно, тогда волонтерство – один из лучших способов проявить себя и реализовать свой потенциал. Делая добрые дела, мы обучаемся различным трудовым навыкам, участвуем в реальных проектах, получаем знания и профессиональный опыт. А главное мы занимаемся тем, что нам действительно интересно и приносит огромное удовольствие.

Источник

Анализ рассказа «Акула» (Л.Н. Толстой)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 16.07.2020 · Обновлено 16.07.2020

Рассказ «Акула» – одно из произведений Льва Николаевича Толстого, написанное для детей. В нём писатель рассказывает о мужестве и решительности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения по плану.

История создания

В 1859 году Л.Н. Толстой основал школы крестьянских детей в Ясной Поляне, желая создать свою систему образования. Позднее, в 1862 году, писатель начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где печатались тематические статьи. Также автор издал два сборника детской литературы «Азбука» и «Новая азбука», в которых содержались авторские рассказы, переложения басен и сказок.

Л.Н. Толстой написал рассказ «Акула» в 1875 году. Произведение вошло в сборник детских рассказов автора «Новая азбука». В таких небольших произведениях автор пояснял многие из своих сложных мыслей. Читая короткие истории, людям было гораздо легче их понять.

Жанр, направление

«Акула» – детский поучительный рассказ, который на примере главных героев поможет ребёнку понять причины, повлёкшие за собой произошедший случай, и сделать для себя нравственные выводы.

Реализм был направлением, которое определило вектор развития творчества Л.Н. Толстого. И данное произведение — не исключение.

Читайте также:  Рассказ о зимних играх для первого класса

Смысл названия

Рассказ назван «Акула» потому, что эта морская хищница была главной проблемой и точкой наивысшего напряжения в произведении. Её появление стало центром сюжетной линии, без её участия не было бы развития и кульминации рассказа.

Композиция

Композиция в рассказе Л.Н. Толстого «Акула» является линейной. В произведении можно выделить несколько частей, которые идут в прямой последовательности.

Суть: о чём рассказ?

Российский корабль стоял на якоре у берега Африки. Была чудесная погода. Так как вечером стало жарко, то на заходе солнца капитан разрешил матросам купаться. С радостью матросы прыгнули в воду, опустили в воду парус, привязали его и соорудили купальню. На корабле, кроме матросов, было два мальчика. Они тоже прыгнули в воду, но в парусе было тесно, и они поплыли в открытое море. Мальчишки наперегонки поплыли к бочонку под якорем. Один из мальчиков стал отставать от своего товарища. Его отец, немолодой артиллерист, любовался своим сыном и подбадривал его криком. И тут с палубы раздался возглас: «Акула!» В воде была видна спина хищницы. Она приближалась к мальчикам. Артиллерист закричал: «Назад! Вернитесь!». Дети не слышали и весело плыли дальше. Матросы на лодке кинулись догонять мальчиков.

Дети увидели акулу. Один из них испугано закричал, и мальчики поплыли в разные стороны. Артиллерист решил действовать. Он быстро зарядил пушку, прицелился, выстрелил и закрыл лицо руками. На палубе все ждали со страхом, когда рассеется над водой дым от выстрела. Вскоре раздались радостные возгласы. Артиллерист открыл лицо и посмотрел на море. Он увидел на волнах мёртвую акулу.

Главные герои и их характеристика

Характеристика главных героев представлена в списке:

В сюжете рассказа можно выделить несколько тем, переплетающихся друг с другом.

Проблемы

В рассказе «Акула» затронута проблема воспитания и родительской ответственности за жизнь детей. Безответственность со стороны взрослых, которые заранее не подумали о том, что может случиться с ребятами, не остановили их и не вернули в безопасное место, то есть в купальню, сделанную из паруса. Такова нравственная проблематика произведения «Акула».

Основная идея

Л.Н. Толстой в своём рассказе хочет донести до читателя то, что во время ситуации, грозящей опасностью, важно сохранять спокойствие и самообладание, проявить смекалку и решительность для того, чтобы уверенно пойти на риск и не впасть в состояние ступора или паники.

Это смелое поведение в сложный момент поможет выйти победителем. Такова главная мысль и смысл произведения «Акула».

Чему учит?

Из рассказа «Акула» Л.Н. Толстого можно вынести мораль. На примере артиллериста автор преподаёт в своём произведении нравственные уроки: в тяжёлых моментах жизни необходимо проявлять отвагу, предприимчивость и духовную силу. Он также напоминает о необходимости правил безопасности, чтобы не попасть в беду. Мальчики бросились в воду и плавали отдельно от матросов, вне защищённого места для купания. Взрослые не препятствовали детской прихоти, поэтому с ребятами произошёл такой драматический случай, который, к счастью, благодаря старому артиллеристу, закончился хорошо.

Писатель на примере мальчиков заставляет задуматься о том, что нельзя подчиняться своему эмоциональному порыву, а быть рассудительными и осторожными. Такой вывод можно сделать из прочитанного.

Художественные особенности

Рассказ «Акула» написан понятным языком, чтобы детям было проще ориентироваться в происходящих событиях. Повествование ведётся от первого лица множественного числа – «мы». В произведении Л.Н. Толстого можно выделить художественные особенности, характерные для детского поучительного рассказа.

Цель произведения, поставленная автором, – научить, поэтому в нём не описана внешность персонажей, в нём практически отсутствуют диалоги и друг за другом идут динамичные действия героев. Функция текста – воздействующая. Автор доносит до читателя информацию, которая выступает в виде нравоучения.

В рассказе есть описание эмоций. Мальчики подняли визг, увидев неподалёку от себя акулу. Артиллерист был бледен, когда испугался за детей, а когда выстрелил из пушки, то закрыл лицо руками. При этом автор рассказывает о событиях и чувствах героев беспристрастно и объективно.

В рассказе использованы тропы для усиления художественной выразительности текста:

Источник

Познавательное и интересное