План рассказа Л.Н. Толстого «Акула» для учеников 3 класса
Структура и пересказ истории
План поможет не только структурировать произведение и запомнить материал, но и понять главную мысль, проанализировать действия героев, использовать полученные знания в реальной жизни.
План произведения
Он может быть кратким и развёрнутым. Сжатый план даст общее представление о сути произведения. Более подробный — почти пересказ.
Развёрнутый план:
Подробный план раскрывает содержание рассказа для читательского дневника за 3 класс. Пересказ лишь добавит деталей и выразит основную мысль произведения.
Краткий сюжет
У берегов Африки на якоре стоит судно. Лёгкий ветерок и тёплое солнышко сменяет изнуряющая жара.
Капитан разрешает искупаться, и матросы прыгают в воду. Они сооружают из паруса купальню возле корабля. Два мальчика, бывшие на судне, оказываются в воде. Дети начинают соревнования в скорости между собой и плывут в открытое море. Команда весело поддерживает их. А отец одного из ребят, старый артиллерист, с гордостью смотрит на сына. «Не выдавай! Поднатужься!» — радостно кричит бывалый моряк.
Появляется акула и направляется к мальчикам. Её видят все, кроме юных хулиганов. Они ещё веселее плещутся в море. Матросы в ужасе. Быстро на воде оказывается лодка, и моряки, со всей силой налегая на вёсла, плывут к детям, но расстояние слишком далеко. Акула в нескольких шагах от ребят, и трагедия кажется неизбежной.
Один из мальчиков замечает чудовище и резко кричит. В этот момент старый артиллерист подбегает к пушке, целится и стреляет в акулу. Дым застилает глаза людям, собравшимся на палубе. Когда он рассеивается, раздаётся счастливый крик. Вся команда и взволнованный отец радостно видят тело мёртвой рыбины. Дети спасены, и через несколько минут их доставляют обратно на корабль.
Основная мысль
Анализ названия
Главными действующими лицами произведения «Акула» являются люди, ставшие участниками происшествия.
Герои рассказа:
Почему писатель дает своему рассказу название «Акула»? Почему, например, не называет его в честь мужественного старого воина? Ответ на этот вопрос и содержит главную мысль текста.
Морское чудовище, появившееся внезапно, в момент, когда его меньше всего ожидали увидеть, олицетворяет опасность, страх. Именно это чувство и реакцию людей, на неожиданное изменение обстоятельств хотел донести до читателя Л. Н. Толстой. Вычеркнув из названия храбрый поступок старого артиллериста, он намеренно не показывает своего отношения к этому герою, подчеркнув тем самым, что и он ошибался, разрешив ребятам безрассудные соревнования в морской воде.
Чему учит рассказ
История, рассказанная Л. Н. Толстым, интересна именно тем, что так близка к реальной жизни. Произведению свойственен жанр приключенческого рассказа, ведь описанные в нём события вполне могли произойти где-нибудь у берегов Африканского континента.
Иллюстрацию к этой остросюжетной истории не придётся долго искать на просторах интернета. Любое изображение жуткой, огромной морской разбойницы и двух растерявшихся пловцов подходит в качестве рисунка к рассказу «Акула».
Тем не менее история мудра. Она учит нас осторожности и внимательности к окружающему миру. Создавая её, Лев Толстой как будто написал инструкцию для всех людей отдыхающих на курортах.
Синее море и яркое солнце создают иллюзию покоя, радости и счастья. Откуда в таком прекрасном мире может появиться злое чудовище? Не только мальчишки, но и бывалые моряки были обмануты внешним спокойствием и кажущейся добротой ласкового моря. Никто из них, включая отца юного матроса, не подумал об опасности, таящейся в его глубинах.
Главная мысль рассказа Толстого — самонадеянность и легкомыслие людей. Из-за беспечности взрослых дети могли погибнуть, и только чудо спасло им жизнь. Примеров подобных случаев в реальности очень много. Каждый человек, наверное, может назвать хоть один такой в своей жизни. К сожалению, не все они заканчиваются так благополучно. Поэтому следует более внимательно относиться к собственной безопасности.
Восторг и удивление вызывают действия смелого артиллериста. Стреляя в акулу, он рисковал жизнью мальчиков, но другим способом их спасти было нельзя. Именно так, по всей видимости, действуют настоящие герои в минуты опасности. Лётчики, сажающие самолёт в тяжёлых условиях, моряки, в момент гибели судна, или просто по-настоящему мужественные люди.
Не только споры и сомнения, но и восхищение может вызывать у детей и взрослых рассказ «Акула» Льва Толстого для 3 класса. План произведения поможет нам закрепить его в памяти и применять в своей жизни.
Отзывы читателей
Пренебрежение правилами безопасности может закончиться очень плохо. Капитан приказал оградить место для купания, чтобы предотвратить встречу с морскими хищниками. Но ребятам стало скучно в купальне из паруса, они поплыли в открытое море, подвергнув себя смертельной опасности.
Рассказ «Акула» Лев Толстой стр. 155
1. Почему мальчики оказались в открытом море?
Герои рассказа были пассажирами корабля, который остановился в Америке.
Погода была очень жаркой, поэтому командир разрешил работникам корабля создать купальню.
Они так и сделали, выделив возле судна определённый участок.
Но, мальчики, о которых идёт речь, поступили неразумно – они покинули пределы этой купальни.
А получилось это в результате их соревнования между собой на скорость плаванья.
Таким образом, герои попали на место, доступное акулам.
2. Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Когда артиллериста охватил страх? Прочитай, как автор описывает его состояние.
Сначала герой не увидел ничего плохого в такой игре мальчиков.
Он наблюдал за своим ребёнком с восхищением, гордостью и даже прикрикивал ему слова поддержки.
Но всё изменилось, когда герой услышал о приближении акулы.
Писатель так описывает его реакцию:
«Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей»
Команда бросилась к мальчикам, но опытный моряк понимал, что они не успеют – акула была уже слишком близко.
Поэтому ему пришлось выстрелить.
А это было опасно для жизни его сына, ведь пуля могла попасть в мальчика, а не в акулу.
После выстрела отец сел и закрыл лицо руками – настолько ему было страшно, ведь из-за дыма результат выстрела был виден не сразу.
К счастью, артиллерист оказался метким.
3. Расскажи, что было дальше. Почему с мальчиками произошла беда, едва не закончившаяся трагедией?
После того как дым ушёл все увидели результат выстрела – мёртвую хищницу.
А мальчики остались живы и здоровы.
Герои попали в столь опасную ситуацию из-за того, что пренебрегли правилами безопасности.
Они покинули дозволенную зону и чуть ли не поплатились за это жизнью.
4. Что ты думаешь о старом артиллеристе? Какой он человек? Что тебе в нём нравится?
Этот герой был невероятно смелым и решительным человеком.
Ведь не растеряться и пойти на такой риск могут лишь единицы.
Конечно, моряк очень тяжело перенёс сложившуюся ситуацию, но главное, что он смог взять себя в руки, в нужный момент и сделать невероятно сложный шаг.
Ему присущи смышлёность, быстрое реагирование, собранность и находчивость.
И также стоит отметить, что артиллерист проявил не только силу характера, но и мастерство стрелка.
5. Почему свой рассказ Толстой назвал «Акула»? Можно ли дать другое название?
Писатель дал произведению такое название, потому что появление именно этого животного стало причиной всех последующих событий рассказа.
Именно она создала опасность, неимоверные переживания и подтолкнула артиллериста на решительный поступок.
Кроме такого заголовка, произведение могло бы иметь следующие: «Выстрел» (именно это событие положило конец опасности, которую представляла хищница; это кульминационный момент рассказа), «Опасная забава», «На грани», «В открытом море».
6. Перед тобой два варианта плана к рассказу. Сравни их, определи особенности каждого из них.
(показывает развитие сюжетной линии)
1. Остановка корабля.
2. Купание в парусе.
3. Мальчики плавают.
5. Мальчики увидели акулу.
6. Артиллерист стреляет из пушки.
4. Спасение мальчиков.
(показывает художественные особенности)
1. У берегов Африки. (На нас несло горячим воздухом с пустыни Сахары.)
2. Долгожданная команда: «Купаться!»
3. Соревнование юных пловцов в открытом море.
4. Отец любуется сыном и подбадривает его.
5. Появление морского чудовища.
6. Визг испуганных мальчиков.
7. Страх и отчаяние отца.
8. Мгновенное (неожиданное) решение.
9. Спасение мальчиков. Крики радости.
Первый вариант более лаконичный, он указывает сугубо на факты, которые описаны в произведении, на события в обобщённой форме.
Вариант 2 ориентируется на художественность рассказа.
События в нём указаны в развёрнутой форме.
Такой план передаёт эмоции, переживания и состояние героев.
Л.Н. Толстой «Акула». 3-й класс
Класс: 3
Презентация к уроку
Цели:
Задачи:
Тип урока: работа с художественным текстом.
Оборудование:
Приёмы:
Виды работы на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.
Литература: учебник Л.Ф. Климановой 3 класс рассказ “Акула” Л.Н.Толстого.
Ход урока
I. Организационный момент
Прочитайте фразу на доске “Поступок, продиктованный любовью”. Слайд 1.
— Подумайте, о чем она.
— Мы вернемся к ней в конце урока и еще раз обсудим.
— А сейчас начинаем урок литературного чтения.
II. Речевая разминка
Я тебе открою тайну,
Никому не говори.
Если рано ты проснёшься,
Если встанешь до зари,
Если тихо выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей,
Если ты пойдёшь направо,
А потом чуть-чуть левей,
Обогнёшь большой колодец,
Обойдёшь засохший пруд.
Там у старой водокачки,
Под забором две собачки
Громко косточку грызут!
И. Пивоварова
— Прочитайте медленно, потом с ускорением.
— Прочитайте, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.
— Прочитайте быстро, скороговоркой.
III. Проверка домашнего задания
— О какой тайне говорит автор стихотворения? (Под забором две собачки/ Громко косточку грызут!)
— С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? Слайд 3.
— А какая тайна была у маленького Лёвушки с его братьями?
— На доске записаны некоторые факты из детства Л.Н.Толстого. Кто расскажет?
— Сегодня мы продолжим это знакомство.
— Но для начала работы необходимо поставить цель урока (учащиеся дополняют запись на экране своими предположениями). Слайд 4.
IV. Введение в тему урока
Отгадайте загадку: Слайд 5.
— Верно, это акула! Акула – страшная хищница моря.
— А знаете ли вы, где живут акулы? (В море, океане) Слайд 7.
— Сегодня на уроке мы ознакомимся с рассказом Л.Н.Толстого, который называется «Акула». Отправляемся в далёкое путешествие к берегам жаркого материка, где находится самая большая пустыня – Сахара. А у берегов живут акулы. Какой это материк? (Африка)
— А на каком транспорте отправимся? (На корабле), точнее на паруснике. Слайд 8.
Как вы думаете, о чём этот рассказ? (предположения детей)
V. Работа по теме урока
— Откройте, пожалуйста, учебник на странице 152. Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу. Теперь, как вы думаете, о чем рассказ? (Чтение текста на стр. 152 с остановками для словарной работы)
— Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Слайд 9.
— Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии. Слайд 10.
— Попробуем предположить, что будет дальше? (Предположения детей)
Чтение рассказа до конца учениками и учителем с остановками для словарной работы.
— Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки. Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. Слайд 10.
Пауза для осмысления.
– У кого совпали предположения о содержании рассказа?
– Поделитесь впечатлением о прочитанном. Какое состояние испытали? (Волнение, переживание.)
VI. Физкультминутка
Как живёшь? Вот так!
Как идёшь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Как летишь? Вот так!
Как плывёшь? Вот так!
Как шалишь? Вот так!
Как сидишь? Вот так!
VII. Работа над содержанием текста
1. Парная работа
— Сейчас вы будете работать в парах.
— Перед вами план рассказа. Ваша задача восстановить его последовательность.
План:
1. Берега Африки
2. Указание капитана
3. Забава мальчиков
4. Акула
5. Матросы спешат помочь
6. Дети заметили опасность
7. Выстрел из пушки
8. Дети спасены
4 человека по желанию выходят к доске и составляют план.
— Проверим (на экране) Слайд 11.
— План текста упорядочен.
2. Деление текста на части
— Следующее задание: разделите текст на части в соответствии с планом (делать это будем карандашом на листах с текстом)
Вопросы по прочитанному. Коллективная работа.
Прочитаем рассказ по частям
1. Где происходили события?
2. Где моряки устроили купальню?
3. Почему мальчики оказались в открытом море?
— Как старый артиллерист отнёсся к забавам сына и его товарища сначала?
— Что значит, слово вздумали? Подчеркните это слово.
(Так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)
– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку?
– А как вы относитесь к забавам мальчиков? (Понимаете или осуждаете их за это?)
– Охарактеризуйте поступок мальчиков письменно. Напишите, какие они на ваш взгляд в данной ситуации.
Для этого возьмите листок портретов.
Запишите слова на линеечке № 1.
(Весёлые, озорные, радостные, беззаботные.)
– А как артиллерист отнёсся к их забаве? Прочитайте, подчеркните слово.
– На этом листе мы будем давать характеристику и артиллеристу. Напишите, что вы можете сказать про его настроение и отношение его к сыну и его товарищу.
(Радостный, любовался сыном.)
4. Итак, в рассказе появилась акула.
Дайте совет людям на корабле в момент, когда они только увидели акулу.
5. Чтение пятой части
— Как изменился артиллерист?
6. Дайте совет мальчикам в тот момент, когда они увидели акулу.
(Направиться к кораблю.)
— Что значит пронзительный визг? (Лексическая работа.)
– Что изменилось в поведении мальчиков и артиллериста после появления акулы, дайте характеристику мальчикам и артиллеристу, напишите её на 2-ой линеечке, обменяйтесь мнениями. (Работа в парах)
(Артиллерист – бледный от испуга, шок, оцепенение, страх.
Мальчики – испуганные, беззащитные.)
7. Сейчас мы будем читать 7-ю часть. Обратите внимание на слова, которыми характеризует автор артиллериста. Подчеркните их. Они помогут вам составить портрет этого человека до конца.
– Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?
(Пронзительный крик мальчиков.)
Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям.
– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)
(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности.)
– Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?
(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть.)
– Как вы относитесь к поступку артиллериста?
– Перечислите качества, которые проявил артиллерист в этот момент.
(Смелость, мужество, героизм, самообладание, решительность, находчивость.)
8. Чем закончилась эта история?
– Как вы думаете, в каком состоянии возвращались мальчики на корабль? Напишите ответ на 3 строке.
9. Вывод.
– Чему нас научила история, описанная в рассказе?
(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение, дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)
10. Работа с пословицами – выводами. Слайд 12.
– Об этом говорят многие народные пословицы.
Дети объясняют смысл данных пословиц, и к кому они подходит (к мальчикам или артиллеристам).
11. Итоговые вопросы.
– Кто является настоящим главным героем рассказа?
– Почему тогда рассказ назван “Акула”?
(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по-геройски.)
– Как по-другому можно назвать этот рассказ?
Ребята предлагают свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”. Как вариант: “Поступок, продиктованный любовью”. Любовь помогла собраться и найти единственно-правильное решение и победить акулу.
Выводы по рассказу: Есть ли в наше время необходимость в таких людях?
12. Рефлексия: Кто считает, что поработал на уроке на отлично? Кто – хорошо? А кому еще необходимо доработать на следующем уроке?
13. Дом. задание: пересказ рассказа.
14. Урок окончен. Всем спасибо за работу! Урок окончен.
Краткое содержание рассказа
Какие пословицы подходят к рассказу?
«Л.Н. Толстой «Акула»». 3-й класс
Класс: 3
1) Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого “Акула, его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).
2) Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.
1) Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.
2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД).
3) Развивать воссоздающее и творческое воображение.
4) Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев (личностные УУД.)
5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД).
Тип урока: работа с художественным текстом.
1) авторская выставка книг Л.Н. Толстого;
2) презентация к уроку, компьютер, проектор, экран,
3) печатные листы для составления характеристики главных героев,
4) словарик эмоций и настроений;
5) пословицы(в разрезанном виде) для работы в группах;
6) рисунок корабликов для рефлексии(каждому ученику);
7) сигнальные карточки.
Технология: развитие критического мышления через чтение и работу с текстом:
1) прогнозирование по названию,
2) чтение с остановками,
3) выборочное чтение,
4) Приём “Черты характера”,
5) обращение к личному опыту учащихся,
6) Тайм-аут (составление вопросов к прочитанному).
Виды работы на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.
Литература: учебник Л.Ф.Климановой 3 класс рассказ “Акула” Л.Н.Толстого.
1. Организационный момент – приветствие:
– Ребята, посмотрите на экран и скажите, пожалуйста, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомство? Слайд 2.
(– С творчеством Льва Николаевича Толстого.)
– Какие произведения этого писателя вы читали? Назовите жанры.
(– Рассказы, сказки, были, басни.)
– На сколько хорошо вы знаете произведения Л.Н.Толстого покажет литературная разминка:
3. Презентация – тест “По произведениям Толстого”
Коллективная работа с помощью сигнальных карточек,
Оценивание, создание ситуации успеха.
4. Знакомство с темой урока:
– А сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет моя загадка:
Итак, Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула”. Слайд 3.
Постановка задач урока:
– А какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
– Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. “Ведь чтение без размышления – скучное развлечение” гласит китайская пословица. Слайд 4. Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого!
5. Игра-предположение “Угадай-ка”(Приём “Прогнозирование по названию”).
– О чём может пойти речь в произведении под названием “Акула”?
– Выскажете свои предположения; 1–3 чел., (Делятся мнением в парах, затем можно выслушать 2–3 ответа от всего класса.)
(Возможно показ Слайдов 5, 6, если речь пойдёт о хищных и нехищных акулах.)
– Как можно проверить ваши предположения? (Прочитав рассказ.)
6. Первичное знакомство с текстом.
1. – Итак,мы начинаем читать. Чтение будет сопровождаться презентацией и работой над лексическим значением слова.
По ходу чтения выясняется с помощью презентации и коллективной работы лексическое значение слов: Африка, Сахара (Слайд 7).
Чтение рассказа – (заставка Слайд 8).
Выяснить смысл этого приспособления: бочонок над якорем (Слайд 9). (Бочонок как поплавок над якорем.)
Лексическое значение: артиллерист (Слайд 10).
2. Чтение до слов “Акула плыла прямо на мальчиков” учениками из класса. (Слайд 11.)
– Попробуем предположить, что будет дальше? (Прием “Чтение с остановками”.)
Ребята высказывают свои предположения – 1, 2 человека (в паре).
– Интересно, что будет дальше?
3.Чтение рассказа до конца учениками и учителем по тому же принципу:
Презентация + работа над значением слова:
Фитиль – промасленный шнурок зарядного устройства (Слайд 12).
Хобот – задняя часть, на которую опирается пушка.
Прочитав рассказ до конца, учитель интересуется:
– У кого совпали предположения о содержании рассказа?
– Поделитесь впечатлением о прочитанном. Какое состояние испытали? (Волнение, переживание.)
7. Физкультминутка: Морская тематика. (Слайд 13, 14.)
Проводится игра “Море волнуется раз”.
8. Работа над содержанием текста:
– А теперь, ребята, давайте обсудим содержание этого произведения, его героев, их поступки.
– Назовите главных героев рассказа.
Мы будем делать пометки карандашом, поэтому возьмите, пожалуйста листы с текстом рассказа.
1. Самостоятельное чтение шёпотом 1 части рассказа. Приём “Дождик по стеклу” (по ощущению от чтения ребят шёпотом).
– Вопросы по прочитанному: Коллективная работа.
– Где происходили события?
– Где и почему моряки устроили купальню?
– Какое настроение было на корабле? – Покажите сигнальной карточкой.
2. Переходим ко 2-й части.
– Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте его. (Выборочное чтение.)
– Почему мальчики оказались в открытом море?
– Что значит слово вздумали? Подчеркните это слово.
(Так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)
– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку?
– А как вы относитесь к забавам мальчиков? (Понимаете или осуждаете их за это?)
– Охарактеризуйте поступок мальчиков письменно. Напишите, какие они на ваш взгляд в данной ситуации.
Для этого возьмите листок портретов.
Артиллерист:
Можно использовать словарик настроений, можно использовать свои слова.
Словарик настроений, чувств и характеров: | |
Мальчики: | Артиллерист: |
Активные | Героизм |
Беззаботные | Любование |
Беззащитные | Мужество |
Весёлые | Находчивость |
Испуганные | Оцепенение |
Ловкие | Радостный |
Озорные | Решительность |
Подвижные | Самообладание |
Радостные | Смелость |
Счастье | Страх |
Стресс | Шок |
Запишите слова на линеечке № 1. (Приём “Черты характера”.)
(Весёлые, озорные, радостные, беззаботные.)
Проверка: перекличка мнений.
– А как артиллерист отнёсся к их забаве? Прочитайте, подчеркните слово.
– На 2 листе мы будем давать характеристику артиллеристу. Напишите, что вы можете сказать про его настроение и отношение его к сыну и его товарищу.
(Радостный, любовался сыном.)
3. Групповая работа над 3 и 4 частью:
– После чтения каждая группа будет выполнять задание, которое вы сейчас сами выберите. Получите задание. Можете его прочитать, чтобы при чтении вы задумывались над ответом.
Капитаны групп выходят за заданием, читают его своей команде.
Ребята читают свою часть цепочкой, работают над выполнением задания в группе.
1. Найдите и прочитайте средства художественной выразительности.
(Акула – Морское чудовище; Артиллерист, бледный, как полотно-сравнение; противопоставление 2-х последних предложений про мальчиков и артиллериста.)
2. Дайте совет людям на корабле в момент, когда они только увидели акулу.
3. Озаглавьте 3 часть.
1. Подчеркните слова-действия матросов. Подумайте, почему так много глаголов использует автор в их описании. Дайте им характеристику. Какие они?
(Подвижные, ловкие, энергичные, решительные, храбрые, бравые, отзывчивые.)
2. Дайте совет мальчикам в тот момент, когда они увидели акулу.
(Направиться к кораблю.)
3. Что значит пронзительный визг? (Лексическая работа.) Озаглавьте 4 часть.
– Итак, в рассказе появилась акула.
(Артиллерист – бледный от испуга, шок, оцепенение, страх;
Мальчики – испуганные, беззащитные.)
4. Сейчас мы будем читать 5-ую часть. Обратите внимание на слова, которыми характеризует автор артиллериста. Подчеркните их. Они помогут вам составить портрет этого человека до конца.
Чтение 5-ой части – коллективное, выразительное.
Работа в парах: Попробуйте задать друг другу вопросы по 5 части и ответьте на них. (Приём “Тайм-аут”.)
Коллективная беседа по прочитанному:
– Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?
(Пронзительный крик мальчиков.)
Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям;
– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)
(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности.)
– Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?
(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть.)
– Как вы относитесь к поступку артиллериста?
– Перечислите и качества, которые проявил артиллерист в этот момент.
(Смелость, мужество, героизм, самообладание, решительность, находчивость.)
– Чем закончилась эта история?
Пересказ 6 части. Слайд 15.
– Как вы думаете, в каком состоянии возвращались мальчики на корабль? Напишите ответ на 3 строке.
– Чему нас научила история, описанная в рассказе?
10. Работа с пословицами – выводами:
– Об этом говорят многие народные пословицы. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев.
Повесить на доску собранные пословицы:
Смелому всегда удача.
Берегись бед, пока их нет.
Не зная броду, не суйся в воду.
Представитель каждой группы, посоветовавшись со своими одногруппниками, объясняет смысл данной пословицы и к кому она подходит (к мальчикам или артиллеристам).
11. Итоговые вопросы:
– Кто является настоящим главным героем рассказа?
– Почему тогда рассказ назван “Акула”?
(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)
– Как по-другому можно назвать этот рассказ?
Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.
(Как вариант: “Поступок, продиктованный любовью”.) Слайд 16.
(Любовь помогла собраться, найти единственно-правильное решение и победить акулу.) Любовь побеждает всё!
Выводы по рассказу:
– Любить и ценить своих близких и друзей!
– Не делать необдуманных поступков;
– Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.
– Оцените свою работу на уроке: У каждого на парте кораблик с незакрашенным парусом. Закрасьте парус
Зелёным цветом, если вы работали на 5;
Жёлтым – 4; Красным – 3.
13. Дом. задание:составить план и пересказать рассказ;
14. Урок окончен.Всем спасибо за работу! Ваши оценки поставлю в дневник и журнал. Урок окончен!