Рассказ акула толстой вопросы к тексту

Сказки

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

18.09.2018

Толстой Л. «Акула»

Толстой Л., рассказ «Акула»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Акула» и их характеристика

Чему учит рассказ «Акула»
Рассказ учит быть осторожным, осмотрительным, внимательным и предусмотрительным. Учит тому, что опасность может подстерегать в самом спокойном месте. Учит проявлять решительность и твердость духа в опасную минуту. Учит не баловаться там, где это запрещено.

Отзыв на рассказ «Акула»
Мне понравился рассказ «Акула» потому что он очень поучительный. Мальчики в нем забыли про осторожность и тем самым подвергли свои жизни опасности. Если бы не решительность артиллериста, который выстрелил, они бы погибли. А для артиллериста, отца одного мальчика, этот выстрел стал страшным испытанием, ведь он мог попасть в своего сына.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Акула»:
Корабль стоял на якоре у берегов Африки. Погода была очень жаркой и капитан разрешил матросам купаться.
Матросы спустили в воду парус, натянули его и привязали к кораблю. В этом парусе они и купались.
На корабле плыли два мальчика. Они тоже полезли купаться, но в парусе им было тесно, и они поплыли в открытое море. Они устроили в воде гонку до бочонка, которым отмечалась веревка с якорем.
Один мальчик сперва плыл впереди, но потом стал отставать и его отец, старый артиллерист, крикнул ему, чтобы он поднажал.
В этой время, с другой стороны раздался испуганный крик: «Акула!» Мальчики не слышали его и продолжали весело плыть вперед. Старый артиллерист побледнел как полотно и не отрываясь смотрел на мальчиков.
Матросы спустили лодку и помчались на веслах на выручку, но лодка была далеко, а акула метрах в двадцати от мальчишек.
И тут один из них обернулся и увидел акулу. Мальчики поплыли в разные стороны, а над морем полетел пронзительный визг.
Этот визг словно разбудил артиллериста. Он бросился к пушке, стремительно развернул ее в море, прицелился в акулу и поднес фитиль. Раздался выстрел и артиллерист упал на палубу закрыв лицо руками. Сизый дым закрыл мальчиков и акулу, а когда он рассеялся, со всех сторон раздался восторженный крик.
На волнах покачивалась развороченное брюхо акулы.
А мальчиков скоро забрала лодка.

Ответы на вопросы к рассказу «Акула»:

Источник

«Л.Н. Толстой «Акула»». 3-й класс

Класс: 3

1) Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого “Акула, его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).
2) Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.

1) Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.
2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД).
3) Развивать воссоздающее и творческое воображение.
4) Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев (личностные УУД.)
5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД).

Тип урока: работа с художественным текстом.

1) авторская выставка книг Л.Н. Толстого;
2) презентация к уроку, компьютер, проектор, экран,
3) печатные листы для составления характеристики главных героев,
4) словарик эмоций и настроений;
5) пословицы(в разрезанном виде) для работы в группах;
6) рисунок корабликов для рефлексии(каждому ученику);
7) сигнальные карточки.

Технология: развитие критического мышления через чтение и работу с текстом:

1) прогнозирование по названию,
2) чтение с остановками,
3) выборочное чтение,
4) Приём “Черты характера”,
5) обращение к личному опыту учащихся,
6) Тайм-аут (составление вопросов к прочитанному).

Виды работы на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.

Литература: учебник Л.Ф.Климановой 3 класс рассказ “Акула” Л.Н.Толстого.

1. Организационный момент – приветствие:

Ребята, посмотрите на экран и скажите, пожалуйста, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомство? Слайд 2.

(– С творчеством Льва Николаевича Толстого.)

– Какие произведения этого писателя вы читали? Назовите жанры.

(– Рассказы, сказки, были, басни.)

– На сколько хорошо вы знаете произведения Л.Н.Толстого покажет литературная разминка:

3. Презентация – тест “По произведениям Толстого”

Коллективная работа с помощью сигнальных карточек,

Оценивание, создание ситуации успеха.

4. Знакомство с темой урока:

– А сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет моя загадка:

Итак, Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула”. Слайд 3.

Постановка задач урока:

– А какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

– Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. “Ведь чтение без размышления – скучное развлечение” гласит китайская пословица. Слайд 4. Поэтому я вам желаю чтения нескучного, интересного и увлечённого!

5. Игра-предположение “Угадай-ка”(Приём “Прогнозирование по названию”).

– О чём может пойти речь в произведении под названием “Акула”?

– Выскажете свои предположения; 1–3 чел., (Делятся мнением в парах, затем можно выслушать 2–3 ответа от всего класса.)

Читайте также:  Рассказ про поверхность нашего края

(Возможно показ Слайдов 5, 6, если речь пойдёт о хищных и нехищных акулах.)

– Как можно проверить ваши предположения? (Прочитав рассказ.)

6. Первичное знакомство с текстом.

1. – Итак,мы начинаем читать. Чтение будет сопровождаться презентацией и работой над лексическим значением слова.

По ходу чтения выясняется с помощью презентации и коллективной работы лексическое значение слов: Африка, Сахара (Слайд 7).

Чтение рассказа – (заставка Слайд 8).

Выяснить смысл этого приспособления: бочонок над якорем (Слайд 9). (Бочонок как поплавок над якорем.)

Лексическое значение: артиллерист (Слайд 10).

2. Чтение до слов “Акула плыла прямо на мальчиков” учениками из класса. (Слайд 11.)

– Попробуем предположить, что будет дальше? (Прием “Чтение с остановками”.)

Ребята высказывают свои предположения – 1, 2 человека (в паре).

Интересно, что будет дальше?

3.Чтение рассказа до конца учениками и учителем по тому же принципу:

Презентация + работа над значением слова:

Фитиль – промасленный шнурок зарядного устройства (Слайд 12).

Хобот – задняя часть, на которую опирается пушка.

Прочитав рассказ до конца, учитель интересуется:

– У кого совпали предположения о содержании рассказа?

– Поделитесь впечатлением о прочитанном. Какое состояние испытали? (Волнение, переживание.)

7. Физкультминутка: Морская тематика. (Слайд 13, 14.)

Проводится игра “Море волнуется раз”.

8. Работа над содержанием текста:

– А теперь, ребята, давайте обсудим содержание этого произведения, его героев, их поступки.

– Назовите главных героев рассказа.

Мы будем делать пометки карандашом, поэтому возьмите, пожалуйста листы с текстом рассказа.

1. Самостоятельное чтение шёпотом 1 части рассказа. Приём “Дождик по стеклу” (по ощущению от чтения ребят шёпотом).

– Вопросы по прочитанному: Коллективная работа.

– Где происходили события?

– Где и почему моряки устроили купальню?

– Какое настроение было на корабле? – Покажите сигнальной карточкой.

2. Переходим ко 2-й части.

– Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте его. (Выборочное чтение.)

– Почему мальчики оказались в открытом море?

– Что значит слово вздумали? Подчеркните это слово.

(Так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)

– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку?

– А как вы относитесь к забавам мальчиков? (Понимаете или осуждаете их за это?)

Охарактеризуйте поступок мальчиков письменно. Напишите, какие они на ваш взгляд в данной ситуации.

Для этого возьмите листок портретов.


Артиллерист:

Можно использовать словарик настроений, можно использовать свои слова.

Словарик настроений, чувств и характеров:
Мальчики: Артиллерист:
Активные Героизм
Беззаботные Любование
Беззащитные Мужество
Весёлые Находчивость
Испуганные Оцепенение
Ловкие Радостный
Озорные Решительность
Подвижные Самообладание
Радостные Смелость
Счастье Страх
Стресс Шок

Запишите слова на линеечке № 1. (Приём “Черты характера”.)

(Весёлые, озорные, радостные, беззаботные.)

Проверка: перекличка мнений.

– А как артиллерист отнёсся к их забаве? Прочитайте, подчеркните слово.

– На 2 листе мы будем давать характеристику артиллеристу. Напишите, что вы можете сказать про его настроение и отношение его к сыну и его товарищу.

(Радостный, любовался сыном.)

3. Групповая работа над 3 и 4 частью:

– После чтения каждая группа будет выполнять задание, которое вы сейчас сами выберите. Получите задание. Можете его прочитать, чтобы при чтении вы задумывались над ответом.

Капитаны групп выходят за заданием, читают его своей команде.

Ребята читают свою часть цепочкой, работают над выполнением задания в группе.

1. Найдите и прочитайте средства художественной выразительности.

(Акула – Морское чудовище; Артиллерист, бледный, как полотно-сравнение; противопоставление 2-х последних предложений про мальчиков и артиллериста.)

2. Дайте совет людям на корабле в момент, когда они только увидели акулу.

3. Озаглавьте 3 часть.

1. Подчеркните слова-действия матросов. Подумайте, почему так много глаголов использует автор в их описании. Дайте им характеристику. Какие они?

(Подвижные, ловкие, энергичные, решительные, храбрые, бравые, отзывчивые.)

2. Дайте совет мальчикам в тот момент, когда они увидели акулу.

(Направиться к кораблю.)

3. Что значит пронзительный визг? (Лексическая работа.) Озаглавьте 4 часть.

– Итак, в рассказе появилась акула.

(Артиллерист – бледный от испуга, шок, оцепенение, страх;
Мальчики – испуганные, беззащитные.)

4. Сейчас мы будем читать 5-ую часть. Обратите внимание на слова, которыми характеризует автор артиллериста. Подчеркните их. Они помогут вам составить портрет этого человека до конца.

Чтение 5-ой части – коллективное, выразительное.

Работа в парах: Попробуйте задать друг другу вопросы по 5 части и ответьте на них. (Приём “Тайм-аут”.)

Коллективная беседа по прочитанному:

– Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

(Пронзительный крик мальчиков.)

Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям;

– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)

(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности.)

– Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?

(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть.)

– Как вы относитесь к поступку артиллериста?

Читайте также:  Рассказ на тему сам погибай а товарища выручай

– Перечислите и качества, которые проявил артиллерист в этот момент.

(Смелость, мужество, героизм, самообладание, решительность, находчивость.)

– Чем закончилась эта история?

Пересказ 6 части. Слайд 15.

– Как вы думаете, в каком состоянии возвращались мальчики на корабль? Напишите ответ на 3 строке.

– Чему нас научила история, описанная в рассказе?

10. Работа с пословицами – выводами:

– Об этом говорят многие народные пословицы. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев.

Повесить на доску собранные пословицы:

Смелому всегда удача.

Берегись бед, пока их нет.

Не зная броду, не суйся в воду.

Представитель каждой группы, посоветовавшись со своими одногруппниками, объясняет смысл данной пословицы и к кому она подходит (к мальчикам или артиллеристам).

11. Итоговые вопросы:

– Кто является настоящим главным героем рассказа?

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)

– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.

(Как вариант: “Поступок, продиктованный любовью”.) Слайд 16.

(Любовь помогла собраться, найти единственно-правильное решение и победить акулу.) Любовь побеждает всё!

Выводы по рассказу:

– Любить и ценить своих близких и друзей!

– Не делать необдуманных поступков;

– Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.

– Оцените свою работу на уроке: У каждого на парте кораблик с незакрашенным парусом. Закрасьте парус

Зелёным цветом, если вы работали на 5;

Жёлтым – 4; Красным – 3.

13. Дом. задание:составить план и пересказать рассказ;

14. Урок окончен.Всем спасибо за работу! Ваши оценки поставлю в дневник и журнал. Урок окончен!

Источник

Задание для групп по произведению Л.Н.Толстого «Акула»

специалист в области арт-терапии

3 группа

Установите соответствие между иллюстрацией и словами, отражающими эмоции артиллериста

2 группа

Установите соответствие между иллюстрацией и словами из текста

Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай!понатужься!»

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками.

Номер материала: ДБ-007705

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» 2 класс

специалист в области арт-терапии

Урок литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» 2 класс

Учитель: Чернецкая Т.В. СКО Тайыншинский район КГУ «Зареченская начальная школа»

Тема урока: Знакомство с произведением Л.Н. Толстого «Акула»

Технология: развитие критического мышления через чтение. Здоровьесберегающие технологии.
Используемые приемы: корзина понятий, кластер, прием «Предположение», «чтение с остановками», «дерево предсказаний», мозговая атака, перекрестная дискуссия, рефлексия.
Оборудование урока: портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, толковый словарь Ожегова, энциклопедия «Мир моря», карточки с текстами для групповой работы; аудиозапись «Звуки моря», видеоклип «Дельфины», презентация, жетоны желтого и красного цвета.
Ход урока.
1. Стадия вызова:
Учитель: Знаете ли вы, ребята, у кого из живых существ зубы треугольной формы? (Это акула).

Учитель: Что вы знаете об этом животном? (Ответы детей).
Учитель: Может ли акула стать темой нашего урока? (Да, если она будет героем литературного произведения).
Прием «Корзина понятий».
Учитель: Кто изображен на слайде? (Л. Толстой)

Учитель:Что вы знаете об этом писателе?
По ответам детей происходит заполнение «Кластера».

Учитель: Сформулируйте тему урока. (Тема урока – рассказ Л.Н. Толстого «Акула».
Учитель: С чем мы познакомимся на уроке? (С новым рассказом «Акула», с героями рассказа.).
Учитель: Чему будем учиться? (Будем учиться анализировать произведение, размышлять над поступками и действиями героев).
Учитель: Вам уже известны многие произведения писателя, а также факты из его жизни. Я предлагаю поработать в группах и выполнить задания, связанные с жизнью и творчеством писателя.
Обучающиеся работают в группах. (Приложение 1).
Задание для 1 группы.
Восстановите деформированный текст басни Л.Н. Толстого «Старик и яблони».
Задание для 2 группы.
Инсценируйте басню «Лгун».
Задание для 3 группы.
Вставьте пропущенные данные и прочитайте рассказ о жизни Л.Н. Толстого.
Задание для 4 группы.
Соедините пословицы с произведениями Л.Н. Толстого.
Прием «Предположение».
Учитель: Литературное произведение называется «Акула». Как вы думаете, кто будет главным героем рассказа? (Дискуссия обучающихся).
— Какие события могут произойти в рассказе с таким названием? (Акула нападет на людей; человек убьет акулу; акула ранит человека; люди поймают акулу).
Лексическая работа:
Учитель: В рассказе есть незнакомые вам слова. Где можно найти их значение? (В «Толковом словаре»).
Работа по группам.
Два ученика ищут значение слова «артиллерист» в «Толковом словаре».
Остальные обучающиеся работают в группах, находят значение данных слов в виде теста. (Приложение 2).
Учитель: Проверим, правильно ли вы выбрали значения новых слов.

Читайте также:  Рассказ на тему фаст фуд

Групповая работа. Подумайте и дайте ответы на вопросы.
1.Что будет дальше?
2.Чем закончится рассказ?
Дети обмениваются идеями, заполняют «Дерево предсказаний».
— Какие предсказания получились? (Ответы обучающихся, по 1 ученику от группы).
Продолжение чтения текста рассказа учителем до конца.
Вторая остановка.
Прием «Мозговой штурм».
Учитель: Правильно ли вы предположили содержание рассказа? (Ответы обучающихся по «Дереву предсказаний»).
Учитель: О чем это произведение? (О любви отца к сыну, о том, как важно сделать правильный выбор в трудной ситуации).
Учитель: От чьего имени идет повествование? (От лица автора).
Учитель: Что вас взволновало в рассказе? (Описание купания мальчиков в открытом море).
Учитель: Было ли вам страшно? ( Да, когда акула поплыла к детям).
Музыкальная физкультминутка.
Учитель: Какое морское животное вызывает у людей чувство спокойствия и надежности? (Дельфин).
Физминутка: Ритмические движения под видеоклип «Дельфин».
Повторное чтение рассказа детьми.

Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением.

Работа над сюжетом произведения. Восстановление последовательности событий рассказа.
Учитель: Давайте восстановим последовательность событий в рассказе.
С помощью мультимедийного наглядного пособия дети восстанавливают последовательность событий рассказа.
1.Купальня в парусе
2.Мальчики в открытом море
3.Акула
4.Выстрел
5.Дети спасены.
Работа по композиции рассказа.
Учитель: Вспомните композицию литературного произведения.

Учитель: Расскажите о завязке сюжета? («Мальчики купались в открытом море, и кто – то крикнул: «Акула!»).
Учитель: Как дальше развивались события? ( Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков; они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны; артиллерист побежал к пушке).
Учитель: Кульминация рассказа. ( Выстрел из пушки).
Учитель: Какова развязка сюжета? ( Акула была убита, а мальчиков доставили на корабль).
Перекрестная дискуссия:
Аргументы за
Аргументы против
Вопросы для дискуссии:
1.Согласны ли вы с тем, что акула – главный герой рассказа?

2. Согласны ли вы с тем, что купание в открытом море на парусе безопасно?
3. Согласны ли вы с тем, что ребята могли услышать крик артиллериста?
4. Согласны ли вы с тем, что матросы могли спасти мальчиков?
5. Согласны ли вы с тем, что артиллерист поступил правильно?
Рефлексия.
Учитель: Почему писатель назвал рассказ «Акула»? (События происходят из-за появления акулы).
Учитель: О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?
(О том, как любят родители своих детей; что ради детей родители могут совершить поступки, которые спасут жизнь детям; о том, как важно принять правильное решение в минуту опасности).
Учитель: Чему учит рассказ? (Нужно думать о том, что ты делаешь, потому что из-за баловства мальчиков получилась эта ситуация).
Какие чувства вы испытали за время слушания рассказа? (Волнение, тревогу, страх, радость, облегчение).
Домашнее задание:
Задание по выбору:
Творческий пересказ от лица мальчика;
Составить «синквейн» со словом «артиллерист».
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Итог.
Учитель: Выразите свои впечатления от работы на уроке. У вас на столе жетоны двух цветов: желтого и красного. На доске вы видите изображение двух парусников. Прикрепите жетоны желтого цвета к парусу первого парусника, если вы довольны своей работой на уроке, жетоны красного цвета на второй парусник, если своей работой на уроке вы не довольны.
Оценивание работы обучающихся на уроке.

Приложение 1.
Задание для 1 группы.
Ему сказали.
— Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.
— Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
Старик сказал.
Старик сажал яблони.
Задание для 3 группы.
Большую часть жизни Толстой провел в имении Ясная_______________.
Закончив университет, принимал участие в ________________действиях.
Служил на суше и на ______________________.
Был смел. Но боялся_______________________.
Однажды выскочил из окопа под огонь противника заметив____________
в окопе.
Играл на _______________.
Знал __________________ иностранных языков.
Организовал школу для____________________.
Написал для учеников_____________________.
Задание для 4 группы.
Соедини пословицу с произведением.
«Старый дед и внучек».
«Отец и сыновья»
«Лгун»
«Филипок»
«Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь»
«Кто вчера солгал, тому завтра не поверят»
«Ученье – свет, неученье – тьма»
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
Приложение 2.
Найдите правильное объяснение значения слов.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов; горящая свеча; подставка для огня.
Ропот – громкие крики; неясный шум, негромкие звуки; ссора.
Артиллерист – солдат; солд ат, стреляющий из пушки; капитан корабля.

Источник

Познавательное и интересное