Рассказ астафьева капалуха чему учит

Сказки

Чему учит детей рассказ Виктора Астафьева «Капалуха»?

Дети часто не задумываются о последствии своих действий и делают что-то просто так. Вот в рассказе Виктора Астафьева один из ребят, увидев гнездо капалухи, решил взять те четыре маленьких яйца, которые согревала своим телом мать-глухарка, а когда взрослый спросил его, зачем они нужны ему, мальчик ответил «Да так». Писатель хочет, чтобы юные читатели его рассказа поняли, что делать что бы то ни было наобум, не подумав, нехорошо. Ведь забрали бы дети ради забавы яйца из гнезда и принесли бы огромное горе маме-капалухе. Большая роль в том, чтобы выразить замысел рассказа, отводится образу учителя, который объясняет детям:

Дети-пастушки, а вместе с ними и те, которые знакомятся с этим небольшим рассказом, понимают, что мама всё готова отдать своим детям, всю себя, до капельки.

К нашей радости, ребята не совершили ничего плохого и история завершилась хорошо. Но капалуха даже после ухода нежданных гостей не успокоилась и пребывала в настороженном состоянии.

Автор учит нас бережно относиться к природе, не нарушать её естественное состояние. Любое неосторожное движение или необдуманный поступок могут причинить вред природе и её обитателям. В лесу нужно соблюдать тишину, нельзя разорять гнезда, нежелательно разводить костры и оставлять мусор.

Астафьев призывает нас не вмешиваться в жизнь обитателей леса и всегда помнить, что наше участие и помощь нужны только в крайних случаях.

Рассказ Астафьева «Капалуха» это не просто рассказ о животных. Это также и рассказ о материнской любви. Любви, которая способна на самые высокие жертвы.

Не зря свой рассказ писатель завершает описанием возможного будущего птенцов, которые должны были появиться из яиц. Он пишет о песне, которую смогут исполнить эти птенцы, о песне, в которой они пропоют о материнской любви, о матери, которая может отдать своим детям все, даже собственную жизнь.

Поэтому можно смело утверждать, что этот рассказ учит нас не просто любить природу, животных и птиц, но прежде всего любить и бережно относиться к собственным матерям. Он заставляет нас задуматься о том, что нет ни для человека, ни для животного, никого дороже родной матери, чья молитва может поднять нас со дна моря. Только родная мать готова ради счастья и жизни своих детей на любые жертвы, на самопожертвование.

Рассказ учит никогда не забывать о своих матерях и вообще о родителях, и всегда быть готовыми сделать для них то, что они могли бы сделать для нас.

Рассказ Виктора Астафьева «Капалуха», очень интересен тем, что он хоть и относится к художественной литературе, но на самом деле при всем при этом по своему смыслу, является научным, так как показывает очень глубоко то, как животные, ухаживают со своим потомством. Причем именно глубина всего того как это происходит и их трепет и реакции со страхом за птенцов, показывает то, как те же птицы имея не такой сложный мозг как у нас, живут практически в том же режиме что и мы люди, которые в агрессивной в целом среде, воспитываем своих детей.

Поэтом в целом тут показано что у всех живых существ на земле, проходит все в примерно схожем режиме.

Источник

Астафьев Виктор рассказ «Капалуха»

Читательский дневник по рассказу «Капалуха» Виктора Астафьева

Автор: Астафьев, Виктор Петрович

Название произведения: «Капалуха»

Главные герои: автор, ребята, капалуха.

Второстепенные герои: учитель.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — добрый и рассудительный.

Ребята — озорные.

Хотели позабавиться, но поняли, что неправы.

Капалуха — смелая, самоотверженная мать.

Характеристика второстепенных героев:

Учитель — наблюдательный, внимательный. Много знает.

Краткое содержание рассказа «Капалуха»

Ребята, учитель и автор следовали за стадом, которое гнали к лугам.

Вдруг автор услышал крики ребят и увидел бегающую птицу.

Оказалось, что ребята нашли гнездо капалухи, хорошо спрятанное среди корней.

В гнезде нашлись яйца, которые дети собирались забрать.

Однако автору и учителю удалось убедить их не делать этого.

Они рассказали, как тяжело приходится птице, какая она самоотверженная мать.

Ребята притихли, и кто-то даже вспомнил свою маму.

Птица вернулась на гнездо, и её сердце билось сильно и гневно.

Читайте также:  Рассказ по картине вратарь 7 класс русский язык

План произведения:

3. Бесстрашие птицы.

4. Дети оставили гнездо.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль произведения «Капалуха»:

Главная мысль произведения в том, что любая мать пожертвует собой ради детей.

Основная идея рассказа в том, что никогда нельзя разорять птичьи гнёзда в лесу или на лугах.

Чему учит произведение:

Учит любить природу, не разорять птичьи гнёзда.

Учит любить родителей и ценить то, что они для нас делают.

Учит состраданию, милосердию, самоотверженности.

Краткий отзыв о рассказе «Капалуха» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что неважно у человека или у и животного, но матери всегда ведут себя одинаково.

Они всей грудью встают на защиту детей, забывая о себе.

Это очень трогательно.

В этом рассказе такой матерью оказалась тетёрка, птичка небольшая, но храбрая.

Она не испугалась людей и стремилась защитить своё гнездо, будущих птенцов.

Это очень добрый и познавательный рассказ.

Автору удалось рассказать о необходимости бережного отношения к природе на очень понятном примере.

Ведь у каждого из нас есть мама, и мы знаем, как она о нас заботится.

Мне очень понравилась главная героиня рассказа.

Мужественная и бесстрашная птица.

Также мне понравился автор.

Сразу заметно, что он любит природу и животных.

Он не даст наших меньших братьев в обиду.

Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что природу нужно беречь, а животных не обижать.

Это касается всех живых существ — птиц, зверей, насекомых, рыб и даже деревьев и трав.

Всё это живёт и делает нашу планету лучше.

Пословицы к произведению:

Гнездо разорять — себя убивать.

Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.

Береги землю родимую как мать любимую.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

Словарь неизвестных слов:

Капалухи — самки глухарей

Ещё читательские дневники по произведениям Виктора Астафьева:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Источник

Урок литературного чтения d 3-м классt по программа «Школа России». Отношение к живой природе через произведение В.П. Астафьева «Капалуха»

Тема: Отношение к живой природе через произведение В.П.Астафьева “Капалуха”.

Цель: Ученик, способный выразить свое отношение через смысловое прочтение рассказа и умение работать с текстом.

Оборудование: Портрет писателя В.П. Астафьева; картина с изображением птицы-глухаря; учебник “Родная речь” 3 класс II часть.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Как называется раздел, который мы с вами изучаем?

Учитель: Как вы понимаете его название?

— Человек должен любить родную природу, охранять и не обижать животных, обитающих в ней.

— Человек с раннего детства должен учиться правильному общению с природой и ее жителями.

— Люди обязаны знать, как правильно вести себя в лесу и при встрече с разными лесными обитателями.

Учитель: Верно, ребята. Вы правильно понимаете название раздела “Люби живое”.

Назовите произведение, которое мы прочитали в этом разделе?

II. Актуализация знаний.

Учитель: Скажите, ребята, чем отличается художественное произведение от научно-познавательного?

Дети: В художественном произведении авторы используют различные изобразительные средства, а в научно-познавательных текстах описывают события, природу на конкретных примерах.

Дети: В научно-познавательных текстах используется научная лексика.

Дети: Научно-познавательные тексты упрощены в отличие от художественных произведений.

Дети: В художественных произведениях авторы изображают картины природы, жизнь людей, общение между людьми и животными.

Дети: В художественном произведении есть диалоги между действующими лицами.

Учитель: Назовите произведения, которые мы изучили, разделив их на художественные произведения и научно-познавательные тексты.

Дети: Научно-познавательные: М.М. Пришвин “Моя Родина”

Художественные произведения: И.С. Соколов-Микитов” “Листопадничек”

В.И. Белов “Малька провинилась”

В.В. Бианки “Мышонок Пик”

Б.С. Житков “Про обезьянку”

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя-современника Виктора Петровича Астафьева.

Родился В.П. Астафьев в 1924 году в селе Овсяник красноярского края. Он рано потерял мать. Некоторое время он жил с бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. После школы он учился в железнодорожной школе и работал составителем поездов. В 1942 году в 18 лет ушел на фронт добровольцем, был тяжело ранен. После войны работал слесарем, грузчиком, плотником. Лишь в 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. К этому времени в Перми были изданы его первые книги “До будущей весны”, “Огоньки”, “Васюткино озеро”, “Дядя Кузя”, куры, лиса и кот”.

Читайте также:  Рассказ о подвиге на английском языке

В.П. Астафьев написал несколько автобиографических повестей о своем детстве, о войне.

Учитель: Мы с вами прочитаем рассказ, а о ком он, вы определите, угадав кроссворд.

Учитель: Итак, читаем, что у нас получилось.

Учитель: Что вы знаете об этой птице, где она обитает, какой ведет образ жизни?

(Показ рисунка птицы).

Дети: Этих птиц называют глухарями, потому, что, когда они весной начинают токовать, тогда не слышат окружающие их звуки.

Учитель: Итак, ребята, наш рассказ будет о птице глухаре, или, как ласково ее называют местные охотники “капалуха”.

Капалуха – это диалектное слово, которое употребляется в определенной местности,

Проблемная ситуация: Скажите, а сможете ли вы, не читая произведение “Капалуха” определить это художественный рассказ или научно-познавательный текст о глухаре?

Дети: Мы не знаем содержание этого произведения.

Учитель: Но вы же поняли, что речь пойдет о птице капалухе?

Дети: При чтении рассказа нам нужно найти, отличая художественного рассказа от научно-познавательного текста.

— Найти образные выражения.

— Понять смысл, главную мысль рассказа.

— Любить природу, как сам автор.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Скажите, а какую нам надо провести работу на уроке, чтобы решить эту проблему?

V. Первичное закрепление во внешней речи.

1) Чтение рассказа учащимися и выделение непонятных слов.

Дети: Пастьба, просека, валежник, озираться.

Пастьба – луг, где пасут скот.
Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают.
Валежник – сухие ветки, сломленные ветром.
Озираться – оглядываться.

(Разбор слов и эпитетов по словарям Н.М. Неусыпаевой и М.Р. Львова).

2) Повторное чтение рассказа хорошо подготовленными учащимися, и анализ произведения по вопросам и заданиям учителя.

Учитель: Какое чувство вы испытали, слушая этот рассказ?

Дети: Чувство грусти.

— Жалость к капалухе.

— Чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу.

Учитель: Что интересного для себя узнали из рассказа?

Дети: Я узнала, как поспевает черника.

— Где устраивает свое гнездо капалуха.

— Как глухарка любит своих детей.

Учитель: Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в этом рассказе? Назовите их.

I. Описание местности, куда пришли ребята.
II. Дети увидели гнездо.
III. Поведение глухарки при виде опасности.

Учитель: А теперь давайте прочитаем I часть рассказа и попробуйте выделить то, на что вы обратили внимание.

(Чтение I части до слов “Я поспешил…”)

Дети: Я обратил внимание, как автор красочно описывает лес.

— Мне понравилось описание черничника.

Учитель: Читаем следующую часть. Какова основная мысль этой части рассказа?

Дети: Увидев гнездо, дети решают, как им поступить с ним.

Учитель: А вот теперь осталась самая важная часть рассказа. Почему?

Дети: Здесь рассказывается о том, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей.

Учитель: Прочитайте об этом еще раз.

Учитель: При помощи, каких слов автор помогает нам понять состояние птицы?

— Пыталась и не могла взлететь.

— Мела крыльями землю.

Учитель: Как вы думаете, почему она “пыталась и не могла взлететь?”

Дети: Она боялась оставить свое гнездо.

Учитель: Ребята, а почему крылья птицы “закостенели”?

Дети: Она не двигалась, боялась, что ее яйца могут остыть от ее лишних движений.

Учитель: Что увидели ребята, когда капалуха “наконец взлетела на ветку”?

Учитель: Почему же брюшко у птицы было голое?

Дети: Она выщипала его сама, чтобы перья не мешали ей греть яйца.

Учитель: А еще что они увидели у птицы?

Дети: На груди трепещет кожа.

— Как часто билось птичье сердце.

Учитель: Найдите предложение, которое помогает нам понять тревожное состояние капалухи?

Дети: “Это от испуга, гнева и бесстрашия…”

Учитель: Как вы понимаете такое состояние глухарки?

Дети: Капалуха боялась за своих будущих птенцов.

— Птице не жалко было своей жизни ради птенцов-глухарят.

Учитель: Как вы думаете, почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?

Читайте также:  Рассказ о первых русских князьях 3 класс игорь

Дети: Им стало жалко птицу.

— Они были поражены ее бесстрашием, материнской заботой.

Учитель: Когда дети убежали от гнезда капалухи, как у них стало на душе.

Дети: Радостно, легко, весело.

Дети: Они были довольны своим правильным решением не трогать гнездо.

Учитель: А что же капалуха? Она то успокоилась?

Учитель: Прочитайте об этом в тексте.

Дети: “Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею”

— “Но глаза ее уже не следили за нами. Они целились на гнездо”.

Учитель: Верно ребята, и душа и тело капалухи были рядом с ее детьми.

— А как она слетела с дерева?

Учитель: Почему плавно, а не быстро, резко и т.д.

Дети: Она боялась потревожить свои яйца резкими движениями.

— Птица даже в гнездо не забралась, а потихоньку заползла.

Учитель: Автор пишет, что после этого она “замерла”. Что это за состояние у человека, животного? От чего оно бывает?

Дети: Бывает от страха.

— От наступления долгожданного момента.

Учитель: Замените близким по значению выражением “сидела неподвижно, затаив дыхание”.

Дети: Она боялась, что опасность еще не совсем миновала.

— Она не верила своему счастью, что опять рядом со своими детьми.

Учитель: Но вот дети ушли, мать рядом со своими будущими птенцами, ее глаза “стали затягиваться дремной пленкой…”.

— А стало ли спокойно на душе у капалухи?

Учитель: Почему? Прочтите в тексте, что сказано об этом.

Дети: “Но вся она была насторожена, вся напружена”.

Учитель: А как вы понимаете такое состояние? Как сказать по-другому?

Дети: Она еще не избавилась от своего волнения, страха за своих детей.

Учитель: А что еще говорится в тексте о таком ее тревожном состоянии?

Дети: “Сердце капалухи билось сильными толчками”.

Дети: Она была счастлива, что с ее детьми не случилась беда.

Учитель: Чему учит нас этот трогательный рассказ?

Дети: Быть добрыми, заботливыми по отношению к животным.

— Не трогать птичьи гнезда в лесу.

— Охранять природу, не обижать животных.

Учитель: Работая над этим рассказом, о чем вы задумались?

Дети: Глухарка-птица, но вела себя, как настоящая мать.

— О материнской любви и преданности, которая есть не только у людей, но и у животных.

Учитель: Какие материнские качества ярко проявились в поведении глухарки?

Дети: Любовь, доброта, сердечность, заботливость, самоотверженность, бесстрашие, самопожертвование.

Учитель: Послушайте отрывок из книги С.Ф.Стариковича “Они живут не только в заповеднике”, о любви глухарки к своим будущим детям.

Нелегок и обычный день: надо раз двадцать перевернуть каждое яйцо, чтобы оно лучше прогревалось”.

Учитель: Мы прочитали два рассказа о собаке Мальке и капалухе, из которых узнали, что не только люди, но и животные наделены материнскими чувствами и в любую минуту готовы пожертвовать собой, ради своих детей.

Учитель: А теперь наступил ответственный момент, мы с вами подробно изучили рассказ В.Астафьева “Капалуха”. Скажите, это художественный рассказ или научно-познавательный текст?

Дети: Это художественный рассказ.

Дети: В этом рассказе много трогательных чувств, отношений между героями, много эпитетов, есть диалоги между действующими лицами.

Учитель: Верно, ребята. Ведь основная функция художественного рассказа в его эмоционально-эстетическом воздействии на читателя, создание образной картины окружающего мира.

Учитель: А теперь поработайте над выразительным чтением этого художественного рассказа. Вы будете работать в группах по 6 человек. Каждая группа готовит одного ученика для прочтения 3 части рассказа вслух. Подчеркните слова, которые хотели бы выделить голосом, расставьте паузы.

Учитель: Кто представит коллективную работу на суд зрителей?

(Выбирается лучший чтец, передавшей правильно свое отношение к прочитанному).

Учитель: Какова была цель нашего урока?

Дети: Найти в рассказе художественно-изобразительные средства, способные нам помочь выразить свое бережное отношение к окружающей природе.

Дети: Мы доказали, что художественное произведение гораздо интереснее, богаче лексически, чем научно познавательный текст.

— Я очень расстроилась, узнав из этого рассказа, как безжалостно могут поступать люди по отношению к животным.

— Я задумалась, как велика материнская любовь.

— Мне хочется подробнее узнать из научно – познавательной литературы о жизни глухарей. Учитель: Спасибо, вам ребята за искренние ответы и отличную работу на уроке.

Источник

Познавательное и интересное