Юный Натуралист 1978-03, страница 57
Изумленный Азиз не понял, что в рассказе отца правда, а что сказка. Мальчик был взволнован:
— Разве жаворонок бывает мудрый, как человек? Ладно, я подружусь с птенчиками. Не трону. Покажи гнездо, буду его огранять.
Азиз поднял колпак и надел на голову отца. А его маленький колпак так и лежал на земле. Бритую голову мальчика ласково обдувал прохладный весенний ветерок, и Азизу это нравилось. Он снова удобно уселся на крепкое колено отца верхом:
— Смотри, жаворонок снижается. Снова начал петь. А теперь о чем?
Отец притворился, что плохо видит, приставил к глазам бинокль и после долгого молчания положил широкие ладони на плечи сына:
— Сейчас серый жаворонок смотрит с высоты на птенцов и поет колыбельную. Ты заметил, поднимаясь и опускаясь, он все равно находится на одной линии? Так он всегда видит гнездо. У пернатых глаза маленькие, как зернышки, но зоркие, видят очень далеко. Жаворонок пляшет, звенит, а глаза его никогда не теряют птенцов из виду. А поет он детям теперь вот что:
«Не бойтесь, спокойно ждите меня. Я нашел вам друга-человека. Согревайтесь и «одрастайте под мои песни. Слушайте и запоминайте их. Мои волшебные трели знают и небо и земля. Следующей весной певучими хозяевами зеленых, цветущих горных лугов станете вы, будете радовать песней души и сердца своих друзей — отца и сына. Слушайте и запоминайте! А теперь засыпайте. » Понял?
— Тогда пошли, — зашептал Азиз, — уведем овец в другую сторону, подальше. Наверное, у нашего серенького певучего друга устали крылья и язычок?
Чабан осторожно поставил сына на землю, поднялся:
— О, мой святой жаворонок! Ты баюкал своих птенцов с высоты, но они сильно соскучились по тебе. Спускайся скорее к ним. Ты мал, как камешек, а мысли твои как горы, мой милый!
Азиз тихо побрел за отцом, но никак не мог отвести глаза от легко спускавшегося жаворонка.
Как только люди отошли, птичка камнем упала в знакомый кустик полыни возле розового тюльпана.
«Неужели отец понимает песни жаворонка? Как узнать? — Спросить Азиз не осмеливался. — Если бы он не понимал языка птиц, он не смог бы так складно, как в сказке, говорить о каждой песне, о каждом поступке жаворонка. Есть ли что на свете неизвестное моему отцу? Больных овец сам лечит. Всех своих животных знает.
какой у каждого характер знает. Сам выбирает хорошие пастбища, разгадывает любую тайну зимы, весны, гор. Наверное, у всех детей такие отцы! А может, у Азиза особенный?»
Перевод с киргизского В. Александрова и В. Разумневича
Рассказ азиз и папа чабан ш бейшеналиев читать
«Ты, Чекир, видать, и богаче и щедрее меня. Не только я, но и все население нашего небольшого молочного аила не могло бы расстелить такой богатый дастархан[21]. Никому у нас, даже больному дедушке Буйлашу, давно не предлагают мяса ягненка. Видно, правду говорят, что люди вашего овцеводческого аила живут лучше нас. Не знаю даже, как мне быть. Если я приму твое угощение, мне положено отдарить тебя так же щедро и расстелить перед тобой завтра не менее обильный дастархан. Сделать этого я еще долго не смогу. »
Эту длинную речь он не произнес. Чекир понял, какие чувства обуревают Дардаке, и усадил его насильно. Они плотно закусили и потом напились кумысу из нового бурдюка. Слава богу, в последнее время дедушка Буйлаш опять стал ездить на коневодческую ферму и привозить кумыс. Он всегда делился с Дардаке, а теперь вот и Дардаке смог поделиться с Чекиром.
Ребята после этой встречи подружились. Видно, правду говорит дедова присказка: «Джигиты, не сразившись, не подружатся». Теперь что ни день Дардаке и Чекир с нетерпением ждали друг друга и весь день пасли вместе коров и овец. То и дело, сняв рубашки, штаны, оставшись в подпоясанных ремнями трусах, парни, пыхтя и перекатываясь, обливаясь потом, подолгу боролись без злости и ожесточения. Мать-земля подстилала им колышущуюся зеленую мураву, а речка обмывала, ветер сушил их. Чекир в ребячьей борьбе считался среди сверстников непобедимым, но с Дардаке, хотя тот был много моложе, ему почти никогда не удавалось справиться. В нем разгоралось самолюбие, он готов был бороться и час и два — борьба его увлекала до того, что он забывал все на свете.
Как истинные богатыри — батыры, — они каждый раз стремились к полной победе — «противник» должен был просить пощады. Для этого все известные приемы были хороши: и подножка, и толчок в грудь, и перебрасывание через плечо, и сгибание через колено. Оба чувствовали себя великанами Ала-Too из сказки. Они вышли из пещер и преодолели высоченные перевалы, чтобы помериться силами. Коровы и овцы заменяли им толпу зрителей, блеяние и мычание — одобрительные возгласы и призывы к победе.
— Ну, Черный великан, держи! — совал свою руку Дардаке.
— Ты погиб, Желтый великан! — отвечал ему Чекир. Растопырив руки, он брался за пояс одной рукой, а другой хлопал Дардаке по плечу и сильно его тряс.
Так начиналась жаркая схватка, и только полная победа одного над другим могла ее остановить.
Правду сказать, коровы и овцы не очень одобрительно относились к тому, что их смешали. Коровы то и дело отбрасывали рогами овец, а овцы собирались скопом, преграждая дорогу своим противницам. Так пришлось им бороться за пастбище, и в борьбе они вытаптывали лучшую траву, вместо того чтобы пастись. У коров поубавилось молока, овцы начали худеть, но молодые пастухи не хотели этого видеть. Дружба и каждодневные встречи были им дороже. Постепенно коровы с овцами стали привыкать друг к другу — столкновения между ними были реже. Поняв, что коровы сильнее, овцы благоразумно перед ними отступали. Прекратил сопротивление и бесполезную борьбу Чекир. Теперь они чаще сидели и спокойно беседовали.
Но скоро беседы их превратились в споры. Чекир, уже год назад кончивший семилетку, мечтал только об одном — поскорее стать взрослым и получить стадо овец. Учиться он не хотел, книжки не любил. Ему нравились скачки на лошадях, борьба, веселые сборища парней.
— Кем же ты хочешь стать? — спрашивал Дардаке.
— Мой отец чабан, и я тоже буду чабаном, — отвечал Чекир. — Получу стадо и буду пасти, как пасли скот мой дед и прадед.
— А что ты знаешь об овцах, об их питании, о шерсти, о мясе? Умеешь ли ты отличать одну породу от другой и отбирать лучших?
— Будто бы ты много знаешь о коровах! — с обидой возражал Чекир.
— Но я не хочу быть пастухом. Я буду трактористом, поступлю для этого на курсы. Но мне и этого мало — я хочу знать все, что происходит на белом свете.
— Ты просто воображала, — отвечал ему Чекир. — Наслушался учителей и повторяешь их слова.
Как-то раз Дардаке вынул спрятанную под камнем книжку Аалы Токомбаева[22] «Время летит» и предложил Чекиру послушать. Тот неохотно согласился, и Дардаке стал читать громко, с выражением. Скоро он заметил, что Чекир дремлет. Он растолкал его и снова принялся читать.
— Лучше расскажи мне коротко, что там написано. Читать слишком долго, — зевая, сказал Чекир.
— Ну как тебе не стыдно! — воскликнул Дардаке. — Это очень хорошая книжка о том, как мальчик стал художником.
— Я не собираюсь становиться художником, — смеясь, прервал его Чекир, вскочил на коня и погнал своих овец в другое ущелье.
ОУД по художественной литературе Тема: Ш.Бейшеналиев «Азиз и папа чабан»
организованной учебной деятельности № 12
Провела: Проскурякова Г.М.
Возрастная группа: вторая младшая группа
Образовательная область: «Социум»
Раздел: Художественная литература
Тема: Ш.Бейшеналиев «Азиз и папа чабан»
Цель: Учить соблюдать правила взаимодействия с взрослыми,.
О.З.: учить детей внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию произведения.
Р.З.: Развивать память, речь.
В.З.: Воспитывать интерес к труду взрослых, уважительное отношение к его результатам.
Оборудование: хрестоматия по художественной литературе.
Словарная работа: чабан.
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
— Кто-то к нам стучится. К нам в гости пришла кукла Айзере. Она скоро вырастет, станет взрослой, но не знает, кем ей стать? Давайте поможем ей, ребята. Ведь вы знаете много профессий.
Берутся за руки, улыбаются друг другу.
-Айзере, дети назовут профессии людей, которые работают в детском саду. Кто называет, садится на стульчик.
— Дети, я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением, потому что всегда жду встречи с вами. Я люблю свою работу. Мы сегодня с вами поговорим о профессиях. Моя профессия называется – воспитатель.
-Кто знает, почему она так называется?
-Скажите, а что такое профессия?
— Какие профессии вы знаете?
Я буду показывать картинки, а вы называйте.
-Ребята, Айзере хочет рассказать нам еще об одной профессии – чабан.
-Ребята, кто из вас знает, что же делает чабан? А хотите узнать?
— Сегодня мы познакомимся с новым рассказом, который называется «Азиз и папа чабан». А написал этот рассказ.
Беседует с детьми по прочитанному:
-Кто автор рассказа?
— Как называется рассказ?
— Куда рано утром уходил Азиз и папа?
— А почему утром папа один ушел?
Где был Азиз? А почему Азиз проспал? Как помогал Азиз папе? Что он делал? Легко пасти скот? А кто их встречал вечером? А почему вечером Азиз уснул на руках мамы? Что решил Азиз?
Понравился вам рассказ? Как вы думаете труд чабана лёгкий? А почему Азиз решил, когда вырастет, станет чабаном? Азиз гордился своим папой? А почему?
-Ребята, кто мне расскажет кто такой чабан? Что же он делает?
«Гномы строят новый дом».
Гномы строят новый дом,
Красят стены, крышу, пол,
Прибирают всё кругом.
Мы к ним в гости придём
И подарки принесём.
-Ребята вы хотите еще раз послушать рассказ Ш.Бейшеналиев «Азиз и папа чабан».
Наша кукла Айзере прощается с вами.
Дети перечисляют профессии работников детского сада: заведующая, старший воспитатель, медсестра, воспитатель, младший воспитатель, прачка, дворник, сторож, повар.
Правильно, я воспитываю детей.
Работа, которую человек выполняет для других людей.
Повторяют слова на казахском языке.
Отвечают на вопросы, поддерживают беседу.
Проявляют желание послушать рассказ.
Внимательно слушают рассказ.
Беседуют с воспитателем по содержанию рассказа.
Отвечают на вопросы.
Понимают и запоминают новые слова.
наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.
стучат кулаком об кулак.
движения руками вверх-вниз.
имитируют движения «подметаем пол».
вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Дети слушают рассказ.
-С каким рассказом мы сегодня познакомились?
Благодарит детей за работу.
Отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими мнениями.
Знать: содержание рассказа Ш.Бейшеналиев «Азиз и папа чабан»;
Иметь: представление о нелёгком труде чабана;
Уметь: внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы воспитателя.
Художественная литература, социум «Азиз и папа чабан»
специалист в области арт-терапии
Конспект занятия организованной учебной деятельности.
Оқу облыстары – Образовательные области: «Социум».
Бөлімдер – Раздел: Художественная литература.
Тақырып – Тема: «Азиз и папа чабан», Ш. Бейшеналиев.
Мақсаты – Цель : Учить соблюдать правила взаимодействия с взрослыми, формировать интерес с труду взрослых, уважительное отношение к его результатам.
Тәрбиешінің іс- әрекеті
Мотивациялы қ – лептік
Целый день паслись у сосен,
Две подружки: Ме и Му.
Мяу грел бочок на солнце,
Бе весь день мешал ему.
Кря купался рядом в речке,
Кукареку песню пел,
Гав валялся на крылечке,
Хрю под кустиком сопел.
А теперь, дружок, напомни, назови по именам
Всех, кто в этот жаркий полдень,
На глаза попался нам.
Слышен звук издаваемый ягненком. Чей это голос?
В дверь заглядывает ягненок. Здоровается с детьми, знакомится.
Говорит, что он живет на джайляу вместе с Азизом и его папой и хочет познакомить детей с ними.
Дети с интересом слушают стихотворение.
Вспоминают и называют всех животных.
Проявляют интерес. Ягненок.
Присаживаются вместе с ягненком на ковер.
Чтение отрывка из рассказа «Азиз и папа чабан», просматриваем иллюстрации из произведения.
Беседа по содержанию.
О ком говорится в рассказе?
Чем занимались Азиз и его папа?
Почему папа доверил Азизу ягнят?
В чем проявились его доброта и трудолюбие?
Ягненок предлагает детям поиграть.
Ягненок предлагает поиграть еще в одну игру. Поиграем?
Игра «Подарки домашних животных».
В группу вносится «черный ящик»(под музыку).
В нем: яйцо, клубок ниток, варежки, шапка, шарф, вязаные носочки, перо, упаковка из-под молока и масла.
Внимательно слушают рассказ, с интересом рассматривают иллюстрации по содержанию.
Дети вступают в беседу. Отвечают на заданные вопросы. Размышляют. Дают свои ответы. Отвечая на вопросы, вспоминают содержание рассказа
Дети встают в круг.
Идут по кругу, взявшись за руки.
Показывают руками рожки.
Прыгают на двух ногах.
Делают «ушки» из ладоней.
Показывают язык «лопаткой».
Рукой показывают хвостик.
По очереди вынимают из ящика предметы и отгадывают, кто из домашних животных, мог его подарить.
Ягненок благодарит детей за то, что они так много рассказали о нем, о других домашних животных.
Прощается с детьми, уходит.
Слушают ягненка, благодарят его за приход к ним в гости, за игры.
Күтімді нәтиже – Ожидаемый результат:
Елестету– Воспроизводить : знания о домашних животных.
Тұсіну – Понимать : оценку поступков, грамотность изложения мыслей.
Қолдану – Применять : правила взаимодействия со взрослыми, бережное отношение к природе и окружающему.
АЗИЗ И ПАПА – ЧАБАН
Вечером Азиз гнал с папой отару овец. А мама шла им
очень устал. Мама взяла Азиза и отнесла в юрту. Азиз быстро
А утром мама не разбудила Азиза. Папа ушел с отарой один.
Когда Азиз проснулся, он спросил:
пойти с папой. С тех пор Азиз всегда вставал рано.
Он шел вместе с папой. Он хотел быть чабаном.
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.