Рассказ барсучий нос главная мысль рассказа

Сказки

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

28.09.2018

Паустовский К. «Барсучий нос»

Паустовский К., рассказ «Барсучий нос»

Жанр: рассказы о животных

Читайте краткое содержание других рассказов Паустовского:
«Мещерская сторона»
«Вода из реки Лимпопо»

Главные герои рассказа «Барсучий нос» и их характеристика

Чему учит рассказ «Барсучий нос»
Рассказ учит не быть слишком любопытным, учит не совать свой нос куда не надо, учит быть внимательным и осторожным. Учит любить природу, любить животных, бережно к ним относиться. Учит сочувствовать всему живому.

Отзыв на рассказ «Барсучий нос»
Мне очень понравился этот рассказ, хотя мне до слез было жаль несчастного барсука. Он был таким милым, так очаровательно плевался и чихал, ругался на людей, которые пришли к нему домой и шумели. Но барсука подвело любопытство и торопливость. Поэтому он сильно обжегся. К счастью он скоро поправился.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Барсучий нос»:
Рыбаки ловили рыбу на лесном озере. Стояла осень и озеро покрывали опавшие листья. Приходилось плыть на середину озера на челне и там забрасывать удочки. Рыбаки ловили окуньков, плотву, щуку.
Целый день они жгли костер, чтобы отпугивать волков. Волки выли на другом берегу озера, но к костру не подходили.
Однажды в кустах вокруг костра послышались сопение и шелест. Там бродил какой-то зверь, видимо привлеченный запахом жарящейся картошки.
С рыбаками был мальчик девяти лет, который хорошо переносил ночевки и холод, но очень любил придумывать разные истории. Он рассказывал про переправу муравьев, про разговоры рыб, и взрослые рыбаки делали вид, что верят ему, потому что им нравились эти рассказы.
Мальчик первый услышал подозрительный шорох и рассказал остальным. Все притихли. Через полчаса из кустов показался черный блестящий нос, а потом на поляну вышел барсук. Он посмотрел на рыбаков и брезгливо сморщился. Потом потрусил прямо к сковородке. Один рыбак хотел предупредить барсука, но опоздал, и зверь уже сунул нос в сковородку.
Сразу запахло паленой шерстью, а барсук взвизгнул и бросился обратно. Он плевался и ругался от боли и негодования.
Утром мальчик рассказал рыбакам, что видел как барсук лечит свой нос, но рыбаки не поверили ему.
А потом мальчик повел рыбака в лес, чтобы показать барсука. Рыбак увидел гнилой сосновый пень у которого стоял барсук. Барсук расковырял пень и сунул обожженный нос в труху. Рядом с ним бегал маленький барсук и беспокойно толкал большого барсука носом в живот.
Потом барсук сел и заплакал. Он смотрел на рыбаков и облизывал свой несчастный нос. Он словно просил помощи, но рыбаки ничем не могли ему помочь.
Через год рыбак снова встретил барсука на берегу озера. У него был шрам на носу и он сердито чихнул в сторону рыбака, а потом спрятался.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Барсучий нос»

Источник

Паустовский Константин рассказ «Барсучий нос»

Читательский дневник по рассказу «Барсучий нос» Константина Паустовского

Автор: Константин Георгиевич Паустовский

Название: «Барсучий нос».

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: автор (рассказчик), мальчик, барсук.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — любознательный, добрый, отзывчивый.

Милосердный и сострадательный.

Барсук — ловкий, глупый и любопытный.

Обжог свой нос и стал грустным.

Мальчик — фантазёр и выдумщик. Любит природу.

Внимательный и наблюдательный.

Краткое содержание рассказа «Барсучий нос»

Рыбаки ловили рыбу на лесном озере.

Стояла осень и природа была очень красивой.

Рыбаки жарили картошку, а в кустах ворчал какой-то зверь.

Потом из кустов выскочил барсук, и сунул нос в картошку.

Он сильно обжёгся и закричал. А потом убежал.

Утром мальчик сказал автору, что видел, как барсук лечит нос.

Он отвёл автора в лес и показал трухлявый пень.

Зверь расковырял труху и засунул в неё нос.

Он стонал и плакал, а люди ничем не могли ему помочь.

Через год автор видел этого барсука со шрамом на носу.

Зверь фыркнул на человека и убежал.

План рассказа:

1. Рыбалка на озере.

2. Костёр на стоянке.

3. Жареная шипящая картошка.

4. Мальчик выдумщик.

7. Рассказ мальчика.

Основная мысль произведения «Барсучий нос»

Главная мысль рассказа заключается в том, что человеку следует осторожнее вести себя на природе и то, насколько беспомощным становится зверь перед людьми.

Читайте также:  Принц из сказки три орешка для золушки фото

Основная идея рассказа в том, что любопытство может стать причиной большой беды.

Чему учит рассказ

Рассказ учит осторожности и тому, что нельзя быть любопытным.

Учит любить природу и стараться помочь зверям, попавшим в беду.

Учит избегать опасных ситуаций.

Краткий отзыв о рассказе «Барсучий нос» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я испытала огромную жалость и сочувствие к несчастному барсуку.

Зверь пострадал от собственного любопытства, но это не значит, что он сам виноват.

Виноваты люди, которые вторглись в его мир и возбудили аппетит зверя запахом жареной картошки.

Это очень хороший рассказ, который развивает в читателе умение сопереживать и сочувствовать.

Автору удалось рассказать реальный случай так, что никто не сможет остаться равнодушным.

Он нашёл очень точные и трогательные слова для описания мучений животного.

Мне очень понравился барсук в этом рассказе.

Он был любопытным, любознательным и очень храбрым.

Барсук пострадал, но учёл этот урок и понял, что с человеком лучше вообще не иметь никаких дел.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, как беззащитны оказываются звери, когда в их мир вторгается человек с его техникой и научными достижениями.

Животных нужно беречь и защищать.

Пословицы к произведению:

Каковы глаза, такова и природа.

Неосторожность человеку везде вредит.

Осторожность никогда не бывает лишней.

И зверь перед хлебом смиряется.

Любопытному на базаре нос прищемили.

Гляди глазами, да не тронь руками.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Из зарослей вылез маленький барсук.

Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.

Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало.

Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал — он прыгнул к сковородке и сунул в неё нос.

Словарь неизвестных слов

Ворох — куча листьев.

Ляскали — бить ладонями.

Лягался — двигаться, шевелиться.

Ещё читательские дневники по произведениям Константина Паустовского:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Одна из сказок К. Г. Паустовского называется «Барсучий нос» – краткое содержание для читательского дневника поможет познакомиться с героями и сюжетом этой поучительной истории. Жанр произведения — рассказ.

Главные герои и их характеристика

Главные действующие лица в произведении:

Барсук, который поплатился за свою неосторожность и любопытство.

«Барсучий нос» – краткое содержание

Рыбаки устроили рыбалку на озере. Вода была покрыта опавшими листьями, поэтому для ловли рыбы приходилось заплывать на середину водоёма. На удочки попадались щуки, ерши, плотва.

Неподалёку кружились и выли волки. Рыбаки отпугивали их кострами. Хищники не приближались.

Однажды возле костра раздался шорох. Видимо аромат жарящейся картошки привлёк какого-то зверька. Первым возню в кустах заметил мальчик, который ночевал в лесу вместе с рыбаками.

Это был большой выдумщик. Он постоянно рассказывал различные истории про разговаривающих рыб и другие небылицы. Взрослых это развлекало, и они притворялись, что верят его фантазиям.

Мальчик сообщил рыбакам, что возле костра кто-то есть. Все затихли в ожидании. Через какое-то время на поляну из кустов выбрался барсук. Взглянув в сторону людей, он брезгливо сморщил нос и направился к сковородке с едой.

Один из рыбаков хотел помешать ему, но не успел. Барсук обжёгся. Тут же запахло палёным, а зверёк с визгом и воплями умчался.

Наутро мальчик рассказал взрослым, что видел, как животное лечило обожжённый нос. Маленькому выдумщику никто не поверил. Тогда он позвал рыбака за собой и привёл его к барсуку. Тот стоял у подгнившего соснового пня и совал в труху больной нос.

Затем зверёк сел и заплакал. Он то облизывал свой обожжённый нос, то смотрел на людей, словно молил о помощи. Но помочь ему было нечем.

Ровно через год рыбак на этом же месте снова видел барсука. У зверька на носу был заметный шрам. Барсук только фыркнул в сторону человека и скрылся от греха подальше.

План для пересказа

Составить конспект для пересказа текста можно по плану:

Осенняя рыбалка на лесном озере.

Удивительные выдумки мальчика.

Барсук, привлечённый запахом картошки.

Боль и слёзы зверька.

Ещё одна встреча со старым знакомым.

Основная мысль произведения

Автор хочет донести до читателей, что нужно быть осторожным всегда и во всём. Любопытство не должно управлять поступками.

Читайте также:  Рассказ про родное село 2 класс окружающий мир

Вторая мысль — о красоте природы, она завораживает и остаётся в душе человека. Нужно уметь видеть природу, наблюдать и понимать, в чём заключается её красота.

Пословицы к рассказу

Произведение К. Г. Паустовского «Барсучий нос» изучается в 3 классе. Дети читают сказку, учатся сопереживать животным, которым тоже знакомы чувство страха и боли.

В своих отзывах они, как правило, на стороне барсука, который пострадал от рук людей, хотя и случайно. Однако зверёк оказался в такой ситуации из-за собственного любопытства.

Наиболее точно иллюстрируют сюжет такие пословицы, как:

«Спех людям на смех».

«Всё можно, если осторожно».

«Любопытному на базаре нос прищемили».

«Тому виднее, у кого нос длиннее».

«Гляди глазами, да не тронь руками».

«Не тычь носа в чужое просо».

Чему учит рассказ «Барсучий нос»

Это произведение о красоте и богатстве русской природы, о том, что человек должен уметь видеть и понимать её. Для описания природных красот автор использует многочисленные эпитеты, олицетворения, метафоры.

Писатель призывает читателей присмотреться, прислушаться к тому, что окружает их, быть внимательнее и наблюдательнее. Нужно стремиться к тому, чтобы не мешать животным, не вредить им даже случайно.

Барсук после случившегося тоже вынес урок – не совать свой нос куда попало, быть осторожнее. Но автор предупреждает людей: любите обитателей леса, оберегайте их, помогайте им.


Источник

«Барсучий нос» — краткое содержание рассказа К.Г. Паустовского для читательского дневника

Одна из сказок К. Г. Паустовского называется «Барсучий нос» – краткое содержание для читательского дневника поможет познакомиться с героями и сюжетом этой поучительной истории. Жанр произведения — рассказ.

В своем творчестве Константин Георгиевич касался трех главных тем — люди, природа и искусство. «Барсучий нос» — это рассказ из цикла о взаимоотношениях природы и людей.

Главные герои и их характеристика

Главные действующие лица в произведении:

Рассказчик — заядлый рыбак, который хорошо знает природу, умеет за ней наблюдать.

Мальчик — любознательный, наблюдательный, любит фантазировать.

Барсук, который поплатился за свою неосторожность и любопытство.

«Барсучий нос» – краткое содержание

Рыбаки устроили рыбалку на озере. Вода была покрыта опавшими листьями, поэтому для ловли рыбы приходилось заплывать на середину водоёма. На удочки попадались щуки, ерши, плотва.

Неподалёку кружились и выли волки. Рыбаки отпугивали их кострами. Хищники не приближались.

Однажды возле костра раздался шорох. Видимо аромат жарящейся картошки привлёк какого-то зверька. Первым возню в кустах заметил мальчик, который ночевал в лесу вместе с рыбаками.

Это был большой выдумщик. Он постоянно рассказывал различные истории про разговаривающих рыб и другие небылицы. Взрослых это развлекало, и они притворялись, что верят его фантазиям.

Мальчик сообщил рыбакам, что возле костра кто-то есть. Все затихли в ожидании. Через какое-то время на поляну из кустов выбрался барсук. Взглянув в сторону людей, он брезгливо сморщил нос и направился к сковородке с едой.

Один из рыбаков хотел помешать ему, но не успел. Барсук обжёгся. Тут же запахло палёным, а зверёк с визгом и воплями умчался.

Наутро мальчик рассказал взрослым, что видел, как животное лечило обожжённый нос. Маленькому выдумщику никто не поверил. Тогда он позвал рыбака за собой и привёл его к барсуку. Тот стоял у подгнившего соснового пня и совал в труху больной нос.

Затем зверёк сел и заплакал. Он то облизывал свой обожжённый нос, то смотрел на людей, словно молил о помощи. Но помочь ему было нечем.

Ровно через год рыбак на этом же месте снова видел барсука. У зверька на носу был заметный шрам. Барсук только фыркнул в сторону человека и скрылся от греха подальше.

План для пересказа

Составить конспект для пересказа текста можно по плану:

Осенняя рыбалка на лесном озере.

Удивительные выдумки мальчика.

Барсук, привлечённый запахом картошки.

Боль и слёзы зверька.

Ещё одна встреча со старым знакомым.

Основная мысль произведения

Автор хочет донести до читателей, что нужно быть осторожным всегда и во всём. Любопытство не должно управлять поступками.

Вторая мысль — о красоте природы, она завораживает и остаётся в душе человека. Нужно уметь видеть природу, наблюдать и понимать, в чём заключается её красота.

Пословицы к рассказу

Произведение К. Г. Паустовского «Барсучий нос» изучается в 3 классе. Дети читают сказку, учатся сопереживать животным, которым тоже знакомы чувство страха и боли.

Читайте также:  Рассказ по английскому языку про любимую игрушку 2 класс с переводом

В своих отзывах они, как правило, на стороне барсука, который пострадал от рук людей, хотя и случайно. Однако зверёк оказался в такой ситуации из-за собственного любопытства.

Наиболее точно иллюстрируют сюжет такие пословицы, как:

«Спех людям на смех».

«Всё можно, если осторожно».

«Любопытному на базаре нос прищемили».

«Тому виднее, у кого нос длиннее».

«Гляди глазами, да не тронь руками».

«Не тычь носа в чужое просо».

Чему учит рассказ «Барсучий нос»

Это произведение о красоте и богатстве русской природы, о том, что человек должен уметь видеть и понимать её. Для описания природных красот автор использует многочисленные эпитеты, олицетворения, метафоры.

Писатель призывает читателей присмотреться, прислушаться к тому, что окружает их, быть внимательнее и наблюдательнее. Нужно стремиться к тому, чтобы не мешать животным, не вредить им даже случайно.

Барсук после случившегося тоже вынес урок – не совать свой нос куда попало, быть осторожнее. Но автор предупреждает людей: любите обитателей леса, оберегайте их, помогайте им.


Источник

Рассказ барсучий нос главная мысль рассказа

Автор: Мурашова Евгения Геннадьевна

Организация: МБОУ СОШ «Новая Эра»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Тулун

Дата: 19.01.2021 г.

Класс: 2 «в»

УМК: «Начальная школа XXI века».

Учитель: Мурашова Евгения Геннадьевна

Тема урока: К. Паустовский «Барсучий нос».

Тип урока: урок освоения новых знаний

Образовательная цель: создание условий для знакомства с новым произведением К. Паустовсого «Барсучий нос».

Задачи:

2. Развивать умение выделять главную мысль, высказывать своё мнение, обобщать, сравнивать, делать выводы.

3. Формировать читательскую культуру младших школьников, их литературную компетентность.

4. Прививать любовь к чтению и книге.

5. Воспитывать любовь к природе.

Планируемый результат:

1.Познакомятся с жизнью К.Паустовского, с рассказом «Барсучий нос».

2.Обучающиеся проявят познавательные УУД при изучении произведения, коммуникативную культуру, читательские и творческие способности в процессе анализа рассказа.

3.Продемонстрируют любовь и бережное отношение к природе.

Формирование УУД:

Предметные: составлять план текста; осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге.

Познавательные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия: умение задавать вопросы, взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; излагать понятно для партнёра содержание произведения, взаимодействовать в паре, в группе; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Технология продуктивного чтения.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Приветствие. Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок и смолк,

Он ребятам пойдёт впрок.

Постарайтесь всё понять,

Слова правильно читать.

Приветствуют учителя, друг друга. Настраиваются на активную работу на уроке.

Регулятивные:

к организации своей

2.Речевая разминка

Приём «Жужжащее чтение»

Слайд 1. Начнём урок с речевой разминки, прочитайте стихотворение З. Бычкова. Как вы понимаете эти строчки? Что хотел нам сказать автор?

-Прочитайте «жужжащим чтением»

Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки! –

Все ребята говорят.

-Попробуем прочитать стихотворение, перевернув «вверх ногами».

Приготовьтесь прочитать стихотворение выразительно.

Читают самостоятельно; парами друг другу; вслух индивидуально несколько уч-ся, хором с разным темпом чтения.

Желающие рассказывают наизусть в быстром темпе.

Метапредметные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

Предметные результаты:

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

3.Актуализация ранее изученного материала.

Проверка домашнего задания.

— Вспомним, какое домашнее задание вы выполняли?

(Найти в библиотеке научно-познавательные и художественные книги о природе и подготовить презентацию одной из них).

— В чём различие научного текста от художественного теста?

— Представьте одну книгу по заданному плану: (2 слайд)

Искали в библиотеке книгу о природе и готовили её презентацию.

Предметные результаты:

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы, проявлять желание определять полезность книги и представлять свою позицию.

Регулятивные: осуществлять целенаправленный выбор книги.

4. Постановка

Источник

Познавательное и интересное