Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
20.01.2019
Чехов А. «Беглец»
Чехов А., рассказ «Беглец»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Беглец» и их характеристика
Чему учит рассказ «Беглец»
Рассказ учит пользе знаний, учения. Учит мужественно переносить невзгоды. Учит везде находить приятное. Учит быть смелым и решительным. Учит сочувствию и состраданию.
Отзыв на рассказ «Беглец»
Мне понравился этот рассказ, но я так и не поняла, что случилось с Пашкой дальше. Вылечили ему руку или нет. Мне понятен страх маленького мальчика, впервые оказавшегося в одиночестве среди чужих людей. Но бежать было глупо, тем более не зная дороги. Мне кажется, что доктор искренне хочет помочь мальчику, и если и называет его дураком, то ласково.
Пословицы к рассказу «Беглец»
Больной от могилы бежит, а здоровый в могилу бежит.
Застарелую болезнь лечить трудно.
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
Больной лечись, а здоровый берегись.
От себя не убежишь и от судьбы не скроешься.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Беглец»
Процедура оказалась длинной. Пашка с матерью долго шел по полю, потом два часа ждал в сенях, пока откроют двери и успел даже вздремнуть.
Наконец двери раскрылись, и Пашка вошел в приемную Там сидели больные и Пашка увидел много смешного для себя. Например, подпрыгивающего на одной ноге парня он назвал воробьем.
Но вот фельдшер стал записывать больных и Пашка узнал, что ему семь лет, что он неграмотный, и его зовут Павел Галактионович.
Вышел доктор, который сразу назвал дураком подпрыгивающего парня, который должен был прийти еще в понедельник. Потом доктор стал вызывать больных. Дошла очередь и до Пашки.
Мать сказала, что у Пашки болячка на руке, и доктор велел Пашке раздеться. Пашка заревел, а доктор стал ругать мать, говоря, что она сгноила мальчику руку.
Потом доктор о чем-то надолго задумался и объявил, что Пашке надо остаться в больнице. Он пообещал мальчику половить чижей, показать живую лисицу. А потом велел фельдшерице отвести Пашку наверх.
Доктор был такой добрый и веселый, что Пашка решил уважить его, и позволил отвести себя наверх. Там его поместили в палату и Пашке понравилась его кровать. Кроме Пашки в палате находился только один старик, который постоянно кашлял. Через открытую дверь была видна другая палата.
Пашке принесли новую одежду и он с удовольствием оделся. Потом Пашку накормили. Сперва он поел щей с мясом, потом принесли жаркое, которое Пашка ел впервые в жизни.
Поев, Пашка пошел погулять по больнице и посмотрел на разных больных. Потом лег на кровать и стал ждать доктора, чтобы идти ловить чижей. Доктора долго не было. Стемнело и Пашка задремал.
Проснулся он от тихого шепота. Из соседней палаты выносили умершего. Пашка закричал от ужаса и бросился бежать. Он ткнулся в одну палату, в другую, спустился по лестнице и выбежал на улицу. Не разбирая дороги он забежал за сарай, но потом вернулся к больнице и попытался обогнуть ее с другой стороны. Там он увидел кресты могил. Пашка снова закричал и побежал к флигелю, где ярко горело окно.
В окне он увидел доброго доктора, который читал книжку, и уже забежал на крыльцо, когда неведомая сила сжала ему дыхание и ударила по ногам.
Очнулся Пашка утром и услышал тот самый голос, который обещал ему чижей и лисицу. Голос называл его дураком и говорил, что бить его некому.
История создания
Произведение было написано в 1887 и впервые опубликовано в том же году в «Петербургской газете» № 26 с подписью А. Чехонте. При жизни писателя рассказ переводился на различные языки.
По воспоминаниям младшего брата Чехова, Михаила, рассказ был написан по впечатлениям, полученным Чеховым, когда он в 1884 году служил практикантом в Чикинской (Воскресенской) больнице. Рассказ также был положительно оценён Л. Н. Толстым.
Краткое содержание
Семилетний мальчик Пашка вместе со своей матерью осенью отправляется в больницу, так как у него ещё с Пасхи болела рука. Путь до больницы был долгий: они шли под дождём до рассвета. Затем они вошли в сени, после этого — в приёмную. Пашка с интересом разглядывал людей и молчал, хотя один пациент его позабавил — он подпрыгивал на одной ноге, как воробей.
Когда пациенты записались, через приёмную прошёл доктор. Подпрыгивающего парня он отчитал, сказав, что тот должен был приходить в понедельник, а тот пришёл только в пятницу. Доктор был строгий и называл пациентов «дураками», но по-доброму.
Наконец, он позвал в свой кабинет Пашку с матерью. Мальчика раздели и осмотрели, хотя при виде таза с кровяными помоями он не удержался от слёз. Выяснилось, что у него болит весь сустав, и он даже может остаться без руки. Приводить его к врачу нужно было ещё полгода назад, а теперь мазями и каплями уже не поможешь: его нужно оставлять в больнице и проводить операцию. Пашка боялся оставаться один, без матери, но врач пообещал, что после операции они чижей пойдут ловить, а ещё врач покажет ему живую лисицу.
Фельдшерица увела Пашку наверх, в палату на троих человек. Его переодели и дали поесть. Он ещё никогда не ел такую вкусную еду, а одежда и кровать его восхитили. После этого он немного походил по больнице, рассматривал пациентов. Некоторые из них были с оспой и выглядели страшно.
К ночи мальчик уснул, но проснулся от шорохов и голосов. Один из пациентов в соседней палате, Михайло, умер, и теперь его собирались вынести из палаты, решая, с кроватью его выносить или просто так.
Пашка никогда раньше не видел мертвецов. Мысль о смерти, а также картина тёмных окон и тот факт, что мать его далеко, так его напугали, что он бросился бежать из больницы, не разбирая дороги. Но далеко не убежал: бросился назад к больнице, затем обежал её, а за больничным корпусом увидел белеющие могильные кресты. От страха он звал маму. Но вот он увидел в окне силуэт знакомого доктора, читающего книгу, и обрадовался.
Однако из-за всех потрясений этой ночи Пашка потерял сознание и упал в обморок прямо на ступени. Когда он пришёл в себя, было уже светло. Рядом был доктор, называл его «дураком» и по-доброму бранил его.
План для пересказа
Это короткое произведение, в котором автор мастерски передаёт все переживания семилетнего ребёнка и затрагивает довольно важную проблему. Для удобства рассказ можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:
Характеристика главных героев
Главных героев «Беглеца» Чехова всего трое. Их описание и характеристика:
Также в произведении присутствуют второстепенные герои — пациенты, фельдшеры.
Анализ и основная мысль
Жанр произведения — рассказ о детях, направление — реализм. Чехов мастерски, не приукрашивая, отражает дореволюционную действительность, которая порой предстаёт суровой и жестокой. Необразованные малограмотные крестьяне часто не понимали, насколько серьёзно постигшее их заболевание, а потому слишком поздно обращались к врачу. Мать Пашки едва его не погубила: из-за её недосмотра он мог лишиться руки, она была ответственна за жизнь и здоровье своего ребёнка, но не думала о последствиях.
К сожалению, тема, затронутая в произведении, актуальна и сейчас: в настоящее время многие люди тоже решают лечиться самостоятельно и до последнего не обращаться к врачу, не понимая, что их самонадеянность может сыграть с ними злую шутку. Но в их случае это нельзя оправдать неграмотностью и невежеством.
Краткое содержание для читательского дневника показывает, что автор также обращает внимание на проблему бедности в те непростые годы: Пашка живёт настолько бедно, что хоть сколько-нибудь комфортные условия жизни приводят его в восторг. С какой жадностью мальчик ест щи, облизывая ложку после каждого хлебка, с каким удивлением он первый раз в жизни ест жареное мясо… Всё это — поэма бедности, крик о помощи простого народа, на жизнь которого высшие слои общества зачастую не обращают внимания.
Будучи врачом, Чехов со знанием дела описывает врачебные будни, больницу, приём пациентов. Не менее ярко пишет он о детском восприятии действительности: детские впечатления всегда особенно красочные и живые, надолго остающиеся в сознании ребёнка. Даже обычный первый поход в больницу превращается в настоящее приключение.
Ночью он становится свидетелем смерти одного из больных, Михайло, весь день недвижимо лежащего на своей койке. Разумеется, это настолько пугает мальчика, что он становится беглецом. Но всё же для своего возраста он поступает довольно мужественно и смело, становясь для юных читателей хорошим примером.
Чехов «Беглец», кто главные герои, какая главная мысль?
В произведении Чехова «Беглец» я бы выделил двоих главных героев.
Первый герой мальчик по имени Юра. Это мальчик разочаровавшийся в жизни сбежал из дома.
Второй герой это отец Юрки. Пусть и осознав свою ошибку, от расстройства он лишился зрения.
Главную мысль выделить сложно, но я попробую. Я так понимаю автор хотел показать пример сложной доли ребенка, который в силу своей молодости и неопытности не понимал своих действий. Так же автор показывает, что на свете есть люди которым не наплевать на других. Автор учит нас взвешивать все за и против прежде чем рубить с плеча. Коротко говоря прежде чем делать надо подумать.
В рассказе Антона Чехова «Беглец» кратко и талантливо (в стиле автора) дается картинка из жизни дореволюционной России. Несмотря на то, что со времени написания прошел уже целый век, его можно считать актуальным и сейчас.
Деревенский мальчик Пашка и его мать приходят в земскую больницу. Доктор Иван Николаевич осматривает руку ребенка, где, по словам мамы, «болячка». Болячка эта слишком запущена, спасти руку уже невозможно и доктор оставляет Пашу в больнице для ампутации.
С усталой безысходностью доктор пеняет крестьянке, что она не заботилась о своем ребенке. Она действительно не одна такая: тут же в приемной парень с больной ногой, который не пришел вовремя и теперь тоже может потерять ногу:
В невеселом, но правдивом рассказе Чехова «Беглец» описывается ситуация, произошедшая с юным мальчиком, попавшем в больницу. Действительность часто бывает жестокой, Чехов всегда мастерски описывает ее, не приукрашивая.
В рассказе описываются впечатления юного пациента больницы. Именно он является главным героем повествования.
Мальчика приводят в больницу. Доктор поначалу кажется ему суровым, но затем говорит с мальчиком ласково. Ребенку приходится остаться в больнице без матери. Он видит других пациентов и их нелегкое положение. Вечером его пугает шум. А затем он видит мертвого больного, которого выносят из палаты. Это зрелище пугает ребенка, он бежит. Маму конечно он не находит, но видит знакомое лицо доктора. Напуганный малыш падает в обморок.
Паша. Мальчик, которому всего 7 лет. Мама привела его в больницу, так как на руке у ребенка «болячка». В рассказе описываются все впечатления мальчика, его чувства, испуг. Он является центральным персонажем.
Остальных героев можно назвать второстепенными:
Мама Паши. Женщина простая, неграмотная. Врач ругает ее за то, что не привела мальчика раньше.
Доктор. Иван Николаевич. Кажется немного суровым, но на деле он искренне заботится о благополучии больных. Мальчик понимает это и проникается симпатией к доктору.
Рассказ показывает, к каким плохим последствиям приводит невежество. Болезнь мальчика была запущена, что привело к плачевному результату. Стоит обращаться за помощью своевременно и не проявлять самонадеянность.
В рассказе показана тяжелая участь больных. Он побуждает задумываться об их суровой доле и проявлять сочувствие. Из рассказа можно сделать вывод, что профессия врача очень трудная, нужная и благородная.
В рассказе Чехова «Беглец» речь о мальчике. которого мама привела к доктору. Но сделала она это достаточно поздно, поэтому парня врач оставил в больницу. Мальчик когда увидел умершего человека, сильно испугался, пытался убежать домой. Но на самом деле попал в дом к доктору.
Главные герои рассказа:
Главная мысль произведения в том, что за медицинской помощью следует обращаться вовремя. Работа местного доктора в те времена да и сейчас в деревнях очень непростая. С разными болезнями обычно обращаются в уже запущенном состоянии. также в рассказе показано, что помочь удается не всем. Оттого работа врачей и санитаров еще сложнее: каждый день в больнице кто-то умирает.
В своем рассказе «Беглец» А.П.Чехов описывает жизнь бедных крестья. Автор разгневан и одновременно опечален безграмотностью и темнотой простого народа. Главными героями рассказа «Беглец» я бы посчитала троих действующих лиц:
Главная мысль рассказа «Беглец» состоит в том, что деревенские жители того времени были безграмотными и темными не только в умении читать и писать, но и как правильно лечиться. Мать «запустила» болезнь сына и пришла к доктору слишком поздно, когда единственны лечением стала ампутация руки. Врач раздосадован таким отношением людей к своему здоровью, так как жизнь в деревне тяжелая. И теперь мальчик без руки вряд ли сможет достойно себя прокормить.
В рассказе Антона Павловича Чехова ( врача по образованию )»Беглец» несколько действующих лиц.
Мать приводит в больницу семилетнего сына, у него сильно гноится локоть. Доктор, осмотревший руку, расстроен, он понимает, что за медицинской помощью, возможно, обратились слишком поздно.
Мальчика кладут в больницу, а ночью в соседней палате умирает один из пациентов. Ставший свидетелем ночного происшествия перепуганный Пашка убегает из больницы.
Главные действующие лица в рассказе:
Думаю, автор, как врач, хотел прежде всего показать, что за медицинской помощью нужно обращаться своевременно, не затягивать, иначе последствия могут быть очень неприятными.
Рассказ Чехова «Беглец» повествует читателю о непростом времени, о дореволюционной России, когда люди были ничтожно бедными и необразованными.
Главными героями рассказа является мальчик Пашка и земский врач, доктор, к которому приводит его мама.
На руке у мальчика сильное загноение, поэтому необходимо проводить операцию. Доктор оставляет мальчика в больнице, уговаривая его тем, что он поведёт его на рынок и покажет ем лисицу.
Мальчик просыпается ночью от шума из соседней палаты, он видит, как выносят из неё тело и пугается.
Испугавшись он бежит к маме, но оказывается у доктора и падает в обморок.
Главная мысль рассказа заключается в том, что нужно всегда отдавать отчёт своим действиям, думать о тех, кто рядом с нами. Мама по незнанию и глупости, смогла навредить своему ребенку, не оказав ему медицинской помощи вовремя.
Главные герои рассказа «Беглец»:
Главная мысль: не стоит затягивать с лечением, всегда нужно вовремя обращаться вовремя за помощью к врачам, а иначе все это чревато грустными последствиями.
Год написания рассказа: 1887.
В сюжете данного рассказа рассказывается о том, как маленький ребенок остается в больнице, в дали от матери.
Главные герои рассказа: Пашка, маленький мальчик 7 лет; Мать Пашки; Доктор, который старается всем помочь.
Главная мысль рассказа.
Никогда не стоит запускать ту или иную болезнь, всегда нужно вовремя обращаться в больницу, если Вас что-то беспокоит.
Рассказ нас учит тому, что все невзгоды, стоит переносить мужественно, и извлекать их них урок.
В небольшом, но очень актуальном рассказе Чехова под названием «Беглец» всего несколько главных героев.
Главная мысль этого рассказа в том, что к врачу надо обращаться вовремя, а не тянуть до последнего когда уже есть угроза для жизни. В особенности это касается родителей, которые не дорожат здоровьем детей, а зря.
Животные, меж тем, продолжали свои кошачьи дела, продолжая вопить и выдавать громкие рулады, которые были хорошо слышны в ночной тишине и не давали спать молодым людям.
Жена слёзно упросила мужа разогнать крикунов и возмутителей спокойствия. Но, как только Алёша захотел их облить водой, чтобы они все разбежались и прекратили своё ухаживание вокруг кошечки, он был остановлен чьим-то голосом, который раздавался этажом выше.
В этом рассказе нарисованы два социальных типажа неравноценного статуса: обычный коллежский асессор (тонкий) и тайный советник (толстый), при этом два героя являются давними друзьями, но во время встречи тон их разговора резко меняется. Тонкий, узнав о большом продвижении по службе своего старого товарища, понимает, что перед ним уже не его давний друг, а большой начальник, перед которым желательно вести себя чинно и благопристойно, с соблюдением всех формальных правил этикета. Это уже не живой и хорошо знакомый человек, а должностное лицо.
Чехов здесь рисует тип приспособленца, сильно зависимого от внешних обстоятельств «маленького человека», мелкого чиновника. Этот мотив повторяется у него во многих рассказах, например, «Хамелеон» или «Смерть чиновника», где мнительность и заискивание перед начальством у главного героя доведены до абсурда.
Рассказ «Попрыгунья» Чехов сначала хотел назвать «Великий человек», но потом сместил акцент на главную героиню. В этом несостоявшемся названии и заключена главная мысль. Осип Дымов, герой рассказа, с виду просто подкаблучник у своей жены, которая всю жизнь посвятила поиску «выдающихся» людей. В своем доме он играет роль лакея и рабочей лошади, безропотно снося унижения от Ольги, которая открыто ему изменяет. Многообещающий учёный, доктор, Дымов приносит себя в жертву не науке. Он отдает жизнь ради больного дифтерией ребенка. Зная, что может заразиться, он отсасывает дифтеритные пленки.
(рис. художника Бодянского, 1904)
Кому как, а мне родившемуся в селе и длительное время жившему в этой обстановке, очень близка и понятна тема, описанная в рассказе «Беглец». Это сейчас мы видим в сёлах более менее приятные больницы, поликлиники, медицинские пункты. А в Чеховские времена, это было намного скромнее, да и далеко приходилось добираться, причём своими ножками и в любую погоду.
Вот так и начинает свой путь к выздоровлению Пешка-беглец. Семилетний мальчуган, которого видно болезнь достала (болела рука), с мамой в дождливую погоду отправляется в долгий путь за помощью к врачу.
Это правда, что в былые времена семилетние мальчуганы рано мужали, а порой вынуждены были превращаться в основного кормильца. Их к этому и приобщали с детства. И даже в этой больничной обстановке врач упрекнул Пашку за его слёзы.
Понимая суть этих слов, Пашка обратился к матери: «Ты же не рассказывай дома, что я в больнице плакал!» Осмотрев руку, врач обратился к мате с осуждением: «Сгноила парню руку. мальчишку полгода гноила».
Решение принято оставить мальчика в больнице. Подбадривая Пашку, доктор сказал:
Итак, Пашку переодели в больничную форму, показали кровать. Он доволен новой одеждой:
В какой-то момент остановился в нерешимости и стал оглядываться:
«. за больничным корпусом белели могильные кресты — Ма-амка! — закричал он и бросился назад».
Пашка, подвергнутый страху, не знал, куда бежать, повернул к яркому красному пятну, которое виднелось вдалеке. В итоге, к счастью, он прибежал к своей больнице и увидев в окне своего доктора, улыбнулся от удачного благополучного бегства.
Краткое содержание про глупого француза в читательский дневник
В чем смысл произведения?
Пишут критики, спорят биографы, говоря о том, что Чехов и сам был не лишен человеческих слабостей и пороков, в частности, любил покушать от души, с размахом. Но, будучи врачом, наверняка, знал пагубность излишеств в данной сфере. Потому своими рассказами приоткрывал читателю неприглядность тех или иных вредных привычек. Ведь рассказ «Глупый француз» не призывает к диетам, вовсе нет. Он заставляет задуматься о том, что должна существовать культура принятия пищи, способная контролировать человека от такого порока, как чревоугодие (обжорство).
Полный текст рассказа в ознакомительных целях прочитать можно далее: