Портал педагога
Автор: Гагина Ирина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа-интернат №4
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Классный час
Тема: Хочешь быть королём?
Дата публикации: 25.01.2016
Раздел: начальное образование
Хочешь быть королем?
Вступление
«Все могут короли, все могут короли: и судьбы всей земли вершат порой они. » Слышали ли вы когда-нибудь эту песню, ребята? Сегодня мы с вами будем говорить о королях, о том, как сложно быть королем и что для этого нужно. Итак, тема нашего урока: «Хочешь быть королем?» Ребят, а вы знаете, кто такой король? Варианты ответов… Король – это глава государства, он один управляет своим государством, своими подданными. Если король умело управляет страной, его слушают, ему подчиняются. Ребят, а как вы думаете, легко ли управлять целым государством? На самом деле управлять страной очень трудно, но некоторым людям и, в частности, детям сложно управлять даже собой, своим поведением. Ну, вот, например, ребят, представьте себе ситуацию.
2.
Физкультминутка: игра «Корона»
Коронованный должен пройти от стены до стены и не потерять «корону». Идти нужно величественной «королевской походкой», расправив плечи с высоко поднятой головой. Остальные – верные подданные короля. Придворные кавалеры образуют почетный живой коридор слева от короля, с другой стороны – ряд изящных придворных дам. Подданные приветствуют короля поклонами, а в конце его шествия аплодируют. Обсуждение:
Что помогло справиться с заданием и не уронить корону? (Умение контролировать себя, поддержка со стороны подданных) В каких случаях в жизни нам помогают эти качества и поддержка окружающих? …Да, королем быть нелегко, ведь даже чтобы не уронить корону, нужно стараться или уметь сосредотачиваться на выполнении задания и контролировать себя. Ребят, если мы научимся контролировать себя, нам будет легче взаимодействовать с другими людьми, мы реже будем ссориться и конфликтовать друг с другом, в нашей душе будет царить мир, покой и счастье. Если мы научимся контролировать свои желания, мы станем более спокойными, уравновешенными, окружающим станет легче с нами общаться. С родителями мы будем послушными, с учителями прилежными. А когда человек научится контролировать свое поведение, свои поступки и желания, он в дальнейшем сможет овладеть способностью контролировать и управлять другими. Умеете ли вы контролировать свое поведение, ребята? Как вы контролируете свои поступки, желания? А что вам мешает контролировать себя и свое поведение?
4.
Закрепление материала
Ребят, давайте с сегодняшнего дня мы с вами попробуем стать королями по жизни! Давайте еще раз повторим, что это значит: мы будем учиться управлять своими желаниями, чувствами, поступками. Другими словами, мы будем повелевать собой, своим поведением! А чтобы мы об этом не забывали, каждый из вас сейчас сделает себе главный атрибут короля – корону. Итак, ребята, я вам сейчас раздам шаблон короны. Вы обведете его на листе картона, вырежете и разукрасите. Затем мы с вами приклеим кончики нашей короны и наденем на голову. Вот теперь, ребята, у вас есть корона, как у настоящих королей. Давайте примерим ее. Ну, вот, мы с вами почти короли. Осталось за малым: вести себя как короли. Давайте учиться вести себя достойно, по-королевски управлять своим поведением, своими поступками, сдерживать свои капризы и безграничные желания. Поставьте эту корону дома на видном месте, чтобы она вам напоминала о королевском достоинстве. Когда вы начнете капризничать, ссориться с друзьями, родителями, если вы почувствуете, что
ведете себя плохо, недостойно, возьмите свою корону или подумайте о ней и задайте себе вопрос: разве я не король (королева)? И начните вести себя соответственно.
5.
Подведение итогов
Кто такой король и что он умеет делать?
Борис Ганаго. «Хочешь быть королем?»
У витрины клянчит малыш:
Мама послушает, послушает, а потом не выдержит и купит. Принесут новую игрушку домой. Ребенок поиграет немного и забросит ее в угол. А там уже целая гора «купи-купи» валяется.
Идет по улице бабушка с Алей. Увидит девочка что-нибудь интересное, попросит купить, а бабушка спокойно объяснит:
– Сейчас у нас денежек нет. Только на молоко.
Аля-умница подумает и скажет:
Потом о своем желании она забудет, а о том, что денежек мало, помнит. И, если ей захочется что-нибудь, сама себе говорит:
Совсем малютка, а своими желаниями управляет.
Однажды король Фридрих, устав от важных дел, вышел на прогулку. На темной аллее он столкнулся со слепым.
– Кто ты? – спросил Фридрих.
– Я – король! – ответил слепой.
– Король? – удивился монарх. – И кем же ты управляешь?
– Собой! – сказал слепой и прошел мимо.
Фридрих задумался. Может быть, и в самом деле легче повелевать целым государством, чем собой, своими желаниями?
А вот Але это совсем нетрудно. Увидит в витрине красивую игрушку или шоколадку и махнет ручкой:
Разве она не королева?
Вопросы и задания
1. Как вы думаете, сколько лет малышу? Придумайте ему имя. Как вы понимаете слово «клянчит»? Почему нехорошо выклянчивать у родителей игрушки, сладости?
2. Какими словами можно определить поведение девочки Али (выберите варианты ответов, объясните): скромное, высокомерное, вежливое, глупое, хорошее, неправильное, отзывчивое, некультурное…? Продолжите двумя-тремя своими примерами. Что значит «управлять своими желаниями»?
3. Вспомните и подумайте, как вы сами обычно ведете себя в магазине игрушек – как Аля или как малыш? Расскажите небольшую историю об этом, приведите примеры из своей жизни.
4. Что имел в виду автор рассказа, называя Алю королевой? Согласны ли вы с ним? Почему?
5. Что значит «управлять собой»? Всегда ли вы следите за своими поведением, речью? Можете ли вы отказаться от какой-то вещи, не требовать, не грубить, если родители вам отказывают? Что вам мешает быть самым могущественным «королем своих желаний»?
6. Как вы поняли историю о короле и слепом? В чем заключается главная мысль всего рассказа? Как бы вы ответили на вопрос заголовка?
7. Разыграйте по очереди сценку: вы пришли в магазин игрушек и увидели малыша, который выпрашивает у мамы игрушку. Помогите малышу не начать грубить маме, не расплакаться – придумайте для него «утешительные» слова.
8. Игра «Повелитель желаний». Каждый из играющих называет по два желания. Ведущий (взрослый, старший ребенок) записывает эти желания и складывает в «волшебную шляпу». Затем перемешивает желания и начинает по одному вытаскивать из шляпы. Вы – повелители своих желаний и имеете власть отвергнуть самые заманчивые предложения. Придумайте для себя «утешительные» и «убеждающие» слова отказа от своих желаний. От каких желаний вам было труднее всего отказаться? Легче всего? Выигрывает тот, кто придумает самые убедительные, интересные и вежливые (!) высказывания.
К заданию 8. Цель игры – развитие у детей способностей рефлексии и коммуникативного самоконтроля.
Вариант или дополнение игры: можно заранее написать и предложить детям такие «заветные желания», как, например: иметь большую радиоуправляемую машинку, огромный кукольный дом; съесть торт в виде замка из чистого шоколада; съесть конфету, когда все ребята вокруг едят с аппетитом такие же конфеты; увеличить на месяц летние каникулы; попасть на другую планету; стать самым сильным (красивым) и др.
По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета
Попугайчик
Слонялся Петя по дому. Все игры надоели. Тут мама дала поручение сходить в магазин и ещё подсказала:
— Наша соседка, Мария Николаевна, ногу сломала. Ей хлеба купить некому. Еле по комнате передвигается. Давай, я позвоню и узнаю, может ей что купить нужно.
Тётя Маша звонку обрадовалась. А когда мальчик принёс ей целую сумку продуктов, она не знала, как его и благодарить. Почему-то показала Пете пустую клетку, в которой недавно жил попугай. Это был её друг. Тётя Маша за ним ухаживала, делилась своими думами, а он взял и улетел. Теперь ей некому слова сказать, не о ком заботиться. А что это за жизнь, если не о ком заботиться?
Петя посмотрел на пустую клетку, на костыли, представил, как тётя Mania ковыляет по опустевшей квартире, и в голову ему пришла неожиданная мысль. Дело в том, что он давно копил деньги, которые ему давали на игрушки. Всё не находил ничего подходящего. И вот теперь эта странная мысль — купить попугайчика для тёти Маши.
Попрощавшись, Петя выскочил на улицу. Ему захотелось зайти в зоомагазин, где когда-то видел разных попугайчиков. Но теперь он смотрел на них глазами тёти Маши. С каким из них она могла бы подружиться? Может, этот ей подойдёт, может, этот?
Петя решил расспросить соседку о беглеце. На следующий день он сказал маме:
— Позвони тёте Маше… Может быть, ей что-нибудь нужно?
Мама даже замерла, потом прижала сына к себе и прошептала:
— Вот и ты человеком становишься… Петя обиделся:
— А разве раньше я человеком не был?
— Был, конечно был, — улыбнулась мама. — Только теперь у тебя ещё и душа проснулась… Слава Богу!
— А что такое душа? — насторожился мальчик.
— Это способность любить.
Мама испытующе посмотрела на сына:
— Может, сам позвонишь?
Петя засмущался. Мама сняла трубку: Мария Николаевна, извините, у Пети к вам вопрос. Я сейчас ему трубку передам.
Тут уж деваться было некуда, и Петя смущённо пробормотал:
— Тётя Maшa, может, вам купить что-нибудь?
Что произошло на другом конце провода, Петя не понял, только соседка ответила каким-то необычным голосом. Поблагодарила и попросила принести молока, если он пойдёт в магазин. Больше ей ничего не нужно. Опять поблагодарила.
Когда Петя позвонил в её квартиру, он услышал торопливый стук костылей. Тётя Maшa не хотела заставлять его ждать лишние секунды.
Пока соседка искала деньги, мальчик как бы невзначай стал расспрашивать её о пропавшем попугае. Тётя Маша охотно рассказала и про цвет, и про поведение…
В зоомагазине таких по цвету попугайчиков оказалось несколько. Петя долго выбирал. Когда же он принёс свой подарок тёте Маше, то… Я не берусь описывать, что было дальше.
Зеркало
С этим стишком Надя закончила рисунок. Потом, боясь, что её не поймут, подписала под ним: “Это я”. Она внимательно осмотрела своё творение и решила, что ему чего-то не хватает.
Юная художница подошла к зеркалу и стала разглядывать себя: что ещё нужно дорисовать, чтобы любой мог понять, кто изображён на портрете?
Надя очень любила наряжаться и вертеться перед большим зеркалом, пробовала разные причёски. На этот раз девочка примерила мамину шляпку с вуалью.
Ей захотелось выглядеть загадочной и романтичной, как длинноногие девушки, показывающие моды по телевизору. Надя представила себя взрослой, бросила в зеркало томный взгляд и попробовала пройтись походкой манекенщицы. Получилось не очень красиво, а когда она резко остановилась, шляпа съехала ей на нос.
Хорошо, что никто не видел её в этот момент. Вот бы посмеялись! В общем, быть манекенщицей ей совсем не понравилось.
Девочка сняла шляпу, и тут её взгляд упал на бабушкину шапочку. Не удержавшись, она примерила её. И замерла, сделав удивительное открытие: как две капли воды она была похожа на свою бабулю. Только морщин у неё пока не было. Пока.
Теперь Надя знала, какой она станет через много лет. Правда, это будущее казалось ей очень далёким…
Наде стало понятно, почему бабушка так любит её, почему с нежной грустью наблюдает за её шалостями и украдкой вздыхает.
Раздались шаги. Надя торопливо положила шапку на место и побежала к дверям. На пороге она встретила… саму себя, только не такую резвую. А вот глаза были совсем такие же: по-детски удивленные и радостные.
Наденька обняла себя будущую и тихо спросила:
— Бабушка, а правда, что в детстве ты была мной?
Бабушка помолчала, потом загадочно улыбнулась и достала с полки старинный альбом. Перелистав несколько страниц, она показала фотографию маленькой девочки, очень похожей на Надю.
— Ой, и правда, ты похожа на меня! — в восторге воскликнула внучка.
— А может, это ты похожа на меня? — лукаво прищурившись, спросила бабушка.
— Это не важно, кто на кого похож. Главное — похожи, — не уступала малышка.
— Разве не важно? А ты посмотри, на кого была похожа я…
И бабушка стала листать альбом. Каких там только не было лиц. И каких лиц! И каждое было по-своему красиво. Покой, достоинство и тепло, излучаемые ими, притягивали взгляд. Надя заметила, что все они — маленькие дети и седые старики, юные дамы и подтянутые военные — были чем-то похожи друг на друга… И на неё.
— Расскажи мне о них, — попросила девочка.
Бабушка прижала к себе свою кровинку, и заструился рассказ об их роде, идущем из давних веков.
Уже подошло время мультиков, но девочке не захотелось их смотреть. Она открывала что-то удивительное, бывшее давно, но живущее в ней.
А ты знаешь историю своих дедов, прадедов, историю своего рода? Может быть, эта история и есть твоё зеркало?
И мы улетим
Услышал малыш, как в одной сказке сынок маму не слушался. Раз не послушался, другой… А мама превратилась в птицу и улетела.
Вспомнил мальчуган, что сегодня натворил, и вот уже детская ручонка ухватилась за мамину юбку:
— Мамочка, а ты не улетишь?
Но как бы крепко ни держали наши руки, мамы чаще всего улетают… И мы в своё время улетим. Улетим, чтобы потом навсегда встретиться.