Рассказ бунина густой зеленый ельник у дороги

Сказки

Стихотворение и анализ «Густой зелёный ельник у дороги»

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб –

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след, размеренный и редкий,

И вдруг – прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон – и ветки,

Обитые рогами на бегу…

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной,

Он красоту от смерти уносил!

Краткое содержание

Ж. Баринова. Олень в лесу. 2010

Буквально с первой строчкой произведения мы попадаем в пейзаж зимнего леса: перед нами возникают непроходимые снега, которыми окутана лесная чаща. Неожиданно из-за зелёного ельника, выходит великолепный олень. Ступает он неторопливо, с гордостью неся свои роскошные рога. Бунин описывает следы, по которым идёт олень: мы «видим» согнутую еловую ветку, обсыпанную на снег хвою и шерсть оленя, сбитые высокими рогами ветви и следы.

История создания

Автор написал это замечательное стихотворение в 1905 г. Первые читатели смогли ознакомиться с ним спустя год. Изначально произведение носило иное название – «Олень». Некоторое время спустя Бунин решил отказаться от данного названия, посчитав, что оно существенно исказит смысловое восприятие стихотворных строк. Ведь олень, являясь главным героем произведения, выступает лишь неким способом передачи основной идеи.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий пример пейзажной лирики, созданной в свойственной для Бунина манере реализма. Вместе с тем, в произведении очевидны черты литературного направления «модернизм»: автор запечатлевает всего лишь мгновение смертельной опасности. Таким способом он подчёркивает хрупкость жизни, а это свойственно именно модернизму. Стихотворение написано пятистопным ямбом, что помогает передать эмоции лирического героя. Рифмовка перекрёстная: она придаёт произведению особый динамизм.

Композиция

С композиционной точки зрения, произведение включает в себя четыре катрена:

Первая строфа — автор живописует идеалистический пейзаж зимнего леса. На фоне этого пейзажа появляется главное действующее лицо — великолепный олень.

Вторая строфа — мы вдруг осознаём, что лирический герой лично не видел оленя: он судит о животном лишь на основании оставленных им следов. Таким образом, начиная с этой строфы, герой собственной персоной появляется в произведении: он словно ведёт читателей по оленьему следу, периодически указывая на важные детали.

Третья строфа — в ней возникает конфликт, а также присутствует подобие кульминации эпического произведения. К примеру, олений прыжок связан с атакой собачий стаи. Возникает ощущение, словно лирический герой, выйдя на заснеженный луг, собственными глазами наблюдает собачий гон. А быть может, герой просто строит предположение на основании следов оленя: будто бы он побежал в долину, а следом за ним — собаки. Последняя строфа таит в себе загадку: либо лирический герой видит спасающегося бегством оленя, либо он лишь только представляет себе его поведение?

Образы и символы

Чтобы донести до читателей основную идею произведения, Бунин создал прекрасные смысловые образы:

образ оленя — центральный. Он выписан предельно детально и ярко: мы видим его сильные рога, ощущаем его стремительную силу, видим его бег. Из описания мы понимаем: животное невероятно красивое, сильное и молодое: «…олень могучий, тонконогий. К спине откинув тяжкие рога…». Олень является символом природного могущества и свободы;

образ лирического героя — романтический герой смотрит на природу зимнего леса с позиции опытного следопыта: он буквально «читает» историю гордого оленя, которая отражена в природе, словно в зеркале. Герой воспринимает жизнь, словно краткий миг, всячески подчёркивая её хрупкость и ранимость;

образ зимней природы — великолепный олень является важной частью этого образа. Природу лирический герой видит в деталях, в мельчайших подробностях. В лесу он видит не только ельник, но и осинки, крестики, снега сугробы, макушки ёлок и пр. Природа выступает в роли важного действующего лица, наравне с оленем.

Темы и настроение

Основная тема произведения — красота природы. Автор подчёркивает: красота природы не просто восхищает человека, а заставляет его, замерев, любоваться ею. Воплощением природной красоты является гордый олень. Произведение насквозь проникнуто настроением восхищения природной красотой. Широкие просторы, белоснежные снега, хвойные вечнозелёные деревья — это всё заставляет читателей испытывать искреннюю радость и восторг.

Основная идея

В стихотворении автор доносит до нас важную мировоззренческую мысль — человек обязан оберегать, защищать природу. Охотники, идущие по оленьему следу, видели в этом гордом, красивом животном всего лишь добычу, не более того. Они не рассматривали оленя, как важную часть прекрасной дикой природы. Охотники не замечали красоты животного: его красивые рога, смелость, силу… Люди нередко используют природу в корыстных целях, нанося непоправимый вред окружающему миру.

Источник

Детство. Сборник стихов — Бунин И.

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

Из окна

Ветви кедра — вышивки зеленым
‎Темным плюшем, свежим и густым,
А за плюшем кедра, за балконом —
‎Сад прозрачный, легкий, точно дым:

Яблони и сизые дорожки,
‎Изумрудно-яркая трава,
На березах — серые сережки
‎И ветвей плакучих кружева,

А на кленах — дымчато-сквозная
‎С золотыми мушками вуаль,
А за ней — долинная, лесная,
‎Голубая, тающая даль.

Ещё от дома на дворе…

Ещё от дома на дворе
Синеют утренние тени,
И под навесами строений
Трава в холодном серебре;
Но уж сияет яркий зной,
Давно топор стучит в сарае,
И голубей пугливых стаи
Сверкают снежной белизной.

С зари кукушка за рекою
Кукует звучно вдалеке,
И в молодом березняке
Грибами пахнет и листвою.
На солнце светлая река
Трепещет радостно, смеется,
И гулко в роще отдается
Над нею ладный стук валька.

Бушует полая вода…

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковее греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Читайте также:  Рассказ на английском языке с переводом моя будущая профессия

Северная береза

Над озером, над заводью лесной —
Нарядная зелёная береза…
«О, девушки! Как холодно весной:
Я вся дрожу от ветра и мороза!»

То дождь, то град, то снег, как белый пух,
То солнце, блеск, лазурь и водопады…
«О, девушки! Как весел лес и луг!
Как радостны весенние наряды!»

Опять, опять нахмурилось, — опять
Мелькает снег и бор гудит сурово…
«Я вся дрожу. Но только б не измять
Зелёных лент! Ведь солнце будет снова».

Крупный дождь в лесу зелёном…

Крупный дождь в лесу зелёном
Прошумел по стройным клёнам,
По лесным цветам…
Слышишь? – Звонко песня льётся,
Беззаботный раздаётся
Голос по лесам.

Крупный дождь в лесу зелёном
Прошумел по стройным клёнам,
Глубь небес ясна…
В каждом сердце возникает, —
И томит, и увлекает
Образ твой, Весна!

Родник

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.

На пруде

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.

Облака там нежней и белей,
Глубина — бесконечна, светла…
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села.

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами —
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.

Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.

И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.

Гаснет вечер, даль синеет…

Гаснет вечер, даль синеет,
‎Солнышко садится,
Степь да степь кругом — и всюду
‎Нива колосится!
Пахнет медом, зацветает
‎Белая гречиха…
Звон к вечерне из деревни
‎Долетает тихо…
А вдали кукушка в роще
‎Медленно кукует…
Счастлив тот, кто на работе
‎В поле заночует!

Гаснет вечер, скрылось солнце,
‎Лишь закат краснеет…
Счастлив тот, кому зарею
‎Теплый ветер веет;
Для кого мерцают кротко,
‎Светятся с приветом
В темном небе темной ночью
‎Звезды тихим светом;
Кто устал на ниве за день
‎И уснет глубоко
Мирным сном под звездным небом
‎На степи широкой!

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят,—
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар —
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

Читайте также:  Сказки на ночь снеговик

Осень. Чащи леса…

Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.

Отцвели кувшинки,
и шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
лес и пуст, и гол.

Только ты красива,
хоть давно суха,
в кочках у залива
старая ольха.

Женственно глядишься
в воду в полусне —
и засеребришься
прежде всех к весне.

Первый снег

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Метель

Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели…
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает…
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.

Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели…
Месяца свет в темноте серебрится —
В мёрзлые стекла по лавкам струится…
Мнится мне ночью: меж сучьев берез
Смотрит в безмолвные избы Мороз.

Мёртвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои сёла под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели…
Мнится мне ночью: не степи кругом —
Бродит Мороз на погосте глухом…

Густой зеленый ельник у дороги…

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб —
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
Вот снова след, размеренный и редкий,
И вдруг — прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон — и ветки,
Обитые рогами на бегу…
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!

Источник

«Густой зелёный ельник у дороги», анализ стихотворения Бунина

История создания

Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги» было написано в 1905 г. и напечатано в сборнике «Стихотворения 1903 – 1906». Первоначально оно называлось «Олень». Позже Бунин снял название, исходя из художественного замысла: олень – эпический герой стихотворения, но идея сосредоточена не на образе оленя, хотя этот образ помогает её осознать.

Литературное направление и жанр

Стихотворение – прекрасный образец пейзажной лирики. Бунин традиционно считается писателем-реалистом, хотя этот вопрос оспаривается некоторыми литературоведами. Лирический герой вглядывается в окружающий мир, как следопыт, прочитывает историю своего оленя, которую видит в природе, как в зеркале. По способу создания художественного образа стихотворение реалистическое. Но черты модернизма проскальзывают в самом выборе предмета описания: олень показан в миг смертельной опасности, Бунин изображает жизнь как краткий миг, подчёркивая её хрупкость. Такое мировосприятие характерно для модернизма.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 катренов. В первой строфе автор описывает идиллическую картину зимнего леса, на фоне которой появляется главный герой стихотворения – могучий олень.

Во второй строфе читатель вдруг понимает, что лирический герой оленя не видел. Он судит о внешности и поведении оленя только по его следам. Таким образом, со второй строфы лирический герой сам появляется в стихотворении, будто ведёт читателя, указывая ему на важные детали.

В третьей строфе появляется конфликт и есть даже подобие кульминации эпического произведения. Прыжок оленя связан с нападением стаи собак. Кажется, будто лирический герой вышел на опушку и на лугу видит собачий гон (или слышит лай этого гона). А может быть, он только предполагает, узнаёт по следам, что олень побежал в долину, а за ним – стая собак. Остаётся загадочной последняя строфа: лирический герой видит уносящегося вдаль оленя или только представляет себе этого оленя, предполагает, как он мог себя вести?

Эпический сюжет стихотворения может длиться буквально несколько мгновений, если лирический герой наблюдает следы на дороге и оленя, убегающего вдали. Или герой может несколько часов идти по зимнему лесу, рассматривая следы оленя и воображая его гордый вид и произошедшие с ним события.

Независимо от того, какой вариант предполагал Бунин и какой увидел читатель, у лирического героя в результате рождается философское рассуждение о красоте и смерти, о квинтэссенции жизни. Эпическая развязка в стихотворении отсутствует: олень уносил красоту от смерти, но унёс ли? Эта борьба красоты как воплощения жизни и смерти длится вечно, как и кульминация стихотворения.

Тропы и образы

Первая строфа – описание зимнего леса и оленя с помощью эпитетов: густой зелёный ельник, глубокие пушистые снега, могучий тонконогий олень, тяжкие рога. Инверсия при описании оленя становится причиной обособления эпитетов, выделяет благородного оленя из остальной природы.

Во второй строфе описаны следы жизнедеятельности оленя. Взгляд лирического героя максимально приближен к предметам. Виден след оленя, и даже по отпечаткам зубов лирический герой угадывает их белизну, а значит, крепость (эпитет белый зуб).

Ёлка в этой строфе приобретает человеческие черты: у неё есть макушка (олицетворение), с которой, подобно волосам, осыпаются хвоинки и остинки.

В третьей строфе неторопливость повествования, которая похожа на размеренный и редкий след оленя (эпитеты), нарушается. Им противопоставляется прыжок. Внезапность Бунин подчёркивает словом «вдруг». Отсутствие глаголов-сказуемых в первом, втором и второй части последнего предложения рождает скорость, динамику. Единственное сказуемое в этой строфе – теряется (о собачьем гоне). В отличие от второй строфы, взгляд лирического героя максимально удалён от объекта, собачий гон и олень перед ним теряется вдали. Незаконченное последнее предложение – это и незаконченная конкретная мысль, и напряжённое ожидание развязки.

Последняя строфа, в которой содержится вывод и надежда лирического героя, но не развязка эпического сюжета, полна эпитетами и наречными эпитетами: легко, бешено, свежие силы, радостно-звериная стремительность. Всё это – качества прекрасного оленя, позволяющие ему победить и выжить. В сущности, это составляющие истинной природной красоты, будь она в человеке или звере. В этой строфе два предложения, и оба восклицательные. Междометие передаёт эмоции лирического героя.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом. Рифмовка перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.

Источник

Разработка урока по теме «И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги»» по программе Г.С.Маркина.. 5-й класс

Разделы: Литература

Читайте также:  Сказки о животных характеристика жанра

Класс: 5

1. Проверка домашнего задания. Рассказ-презентация об И.А. Бунине.

(На фоне портрета Бунина)

Седое небо надо мною
И лес, раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,
Внизу молчанье увяданья.
Вся молодость моя-скитанья
Да радость одиноких дум!

-Хотелось бы вам продолжить знакомство с личностью, творчеством поэта еще ближе, узнать, какие еще приемы использует поэт, чтобы донести до читателя всю красоту природы, вселенной. Тогда продолжаем работать, но все вместе.

— Открыли рабочие тетради на стр. 3. Ознакомьтесь с заданиями, с которыми мы будем работать.

— Заполнение таблицы по ходу сообщений учителя и учащихся.

Биография И. А. Бунина Мои замечания об услышанном
Предки И. А. Бунина
Симеон Бунковский
Анна Бунина, Василий Жуковский
Отец И. А. Бунина, Алексей Николаевич Бунин
Яркие впечатления детства
Книга в жизни И. А. Бунина
Начало литературной деятельности

— Запишите имя автора портрета И. А. Бунина.

— Какие события оказали влияние на формирование будущего писателя?

2. Анализ стихотворения И.А. Бунина “Густой зеленый ельник у дороги”.

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо. Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Еще в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

Мы уже неоднократно употребляли слово “тема”. Тема – это то, о чем произведение. Какова тема стихотворения? Олень в лесу. Причем олень молодой, царственно красивый, сильный. Природа дана поэтом так, чтобы подчеркнуть эту изысканность и величие. Бунин очень скуп на употребление глаголов. Большинство из них относятся к движениям оленя.

— В первой строфе шел, натоптал, гнул,

— Во второй строфе скреб

— В четвертой уходил, уносил

— Что из этого следует? Первая строфа задает тему: природа (лес) и его замечательный обитатель – олень. Тема раскрывается не в движении, напряжении, а в покое. Воспроизводится состояние природы, поэтому главное внимание уделяется частям речи, которые передают признаки предметов. (прилагательные). Определите, какие из этих слов прилагательные, а какие эпитеты.

Во второй строфе стихотворения глаголов уже больше: три из них относятся к оленю и один – к деревьям (осыпались крестики и остинки с макушек елей). Почему так? Тема развивается, и Бунин определяет не только место события (лес) и образ природы (олень), но и передает их в динамике, движении. Мы словно видим это спокойное и уверенное движение оленя по лесу:: он спокоен (“натоптал тропинок”), ему ничего не мешает: он гнул ветку (питался), видны следы его молодых зубов (“белым зубом скреб”). Олень – дома, в естественной и неопасной обстановке.

Совершенно особое место занимает третья строфа. Привычное, уверенно-спокойное состояние оленя еще сохраняется в первом стихе, как вдруг все решительно меняется.

Вспомните определение кульминации. Олень почувствовал опасность. Удивительным образом передает поэт это состояние. Появляется слово ВДРУГ. Оно само по себе уже говорит о новом повороте событий, о неожиданности. Эта неожиданность подчеркивается и знаком препинания. Каким? (Тире). Стремительность обозначена очень точно: вдруг – прыжок! Обратите внимание на восклицательный знак. Он ведь не случаен, он подчеркивает эмоциональное напряжение. И сразу – результат: олень ушел от беды. Только сейчас мы понимаем, что беда была рядом, близко: “И далеко в лугу/ Теряется собачий гон. ”

Третье четверостишие заканчивается многоточием.

Многоточие имеет две главные функции – выражение неопределенности и обозначение длящегося времени, не заполненного действием. Многоточия служат средством создания сиюминутного образа автора и приглашают читателя к сотрудничеству – к совместному определению смысла текста.

С помощью многоточия автор управляет темпом повествования, превращает мир из текучего, сплошного событийного потока в пунктирную линию, разрывы которой предоставляется заполнить читателю, подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю:

— задержись на предыдущем слове;

— обрати особое внимание на следующее слово;

— написанное здесь значит больше, чем просто слова;

— я очень взволнован;

— я не могу подобрать нужного слова;

Имей в виду: это не объективная информация – это просто ощущение, впечатление.

— Какова роль многоточия в данном случае?

Деталь “ветки”, обитые рогами на бегу” является напоминанием о смерти, которая так близко. Лирический герой взволнован картиной, представившейся вдруг его мысленному взору. Автор подчеркивает искренность изложения, предваряет неожиданную или особенно важную информацию – словом, сигнализирует читателю: “Я очень взволнован”.

— Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного. Олень – это красота.

Сообщение “литературоведа” о символическом значении образа оленя в мифах.

Сообщение “искусствоведа” о картине Клода Лоррана “Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя”.

Исследовательская работа с текстом.

— Запишите лексическое значение слов.

Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма.

— Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием “красота”. Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине?

Красота: густой зеленый ельник, глубокие пушистые снега, олень, могучий, тонконогий, тяжкие рога, уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной.

Красив густой ельник, пушистый снег, олень; прекрасны его движения, его порыв к жизни.

Смерть: Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами на бегу.

Смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя. Детали помогают воссоздать картину охоты на оленя. Мы слышим выстрелы, лай собак.

— Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя – нечто большее, чем образ животного. Олень-это красота.

Вот оказывается, о чем стихотворение, вот его скрытая тема: победа красоты над смертью. А не только о природе.

— В каком значении употреблено слово КРАСОТА в стихотворении?

Красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

— Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение.

Свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, духовность, добро, изящество, любовь, искренность, верность, творчество.

Выразительное чтение учащимся стихотворения В. Набокова “Олень”.

Лексическая работа.

— Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана.

— К чему стремится душа поэта?

— Напишите, о чем заставило задуматься стихотворение И.А. Бунина “Густой зеленый ельник у дороги”?

— Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы выразить свои чувства, мысли?

Источник

Познавательное и интересное