Презентация по литературе «И. Бунин «Кавказ» (8 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Любовь в письмах выдающихся людей XIX века “Моя единственная Жозефина — вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один. Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь — тогда опускаю я руку на сердце: там покоится твоё изображение, смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье. Наполеон Бонапарт — Жозефине, 3 апреля 1796 года
«Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя — и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться». А.С. Грибоедов — жене Нине. 24 декабря 1828 года
«Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы — одно заблуждение и безумие». А.С. Пушкин — Н.Н. Гончаровой, март 1830 года
Иван Алексеевич Бунин 1870 – 1953 годы
Жизненный путь И.А.Бунина – поэта и писателя. 1870 г. – рождение будущего писателя в Воронеже в обедневшей дворянской семье. 1881-1886 годы – учеба в гимназии в г.Ельце Орловской губернии, затем домашнее обучение и литературное самообразование. 1891 г. – выход в свет первой книги стихов «Листопад». 1894-1895 годы – знакомство с Толстым Л.Н., Чеховым А.П.; становление Бунина как писателя.
Дом-музей Бунина в г. Ефремове, где писатель часто жил у своих родных в конце 19 – начале 20 века. Из тех домов, где жил Бунин, это единственный, который сохранился в прежнем виде.
Литературную известность принесли Бунину рассказ «Антоновские яблоки и сборник стихов «Листопад».
И.А.Бунин с женой. С Верой Николаевной Муромцевой И.А.Бунин познакомился в 1906 году. Ему уже было 36 лет. С тех пор они не расставались. До конца дней писателя Вера Николаевна была ему верным другом и помощницей.
И.А. Бунин. Фотография с автографом. Не приняв революцию 1917 года, тяжело переживая гражданскую войну в России, Бунин принял решение покинуть родину и в 1920 году эмигрировал во Францию.
Могила И.А.Бунина и его жены на русском кладбище под Парижем. ←
И.А. Бунин. Париж 1937 г. В 1937 году Бунин пишет рассказ «Кавказ», положивший начало циклу новелл «Темные аллеи».
Рассказ этот впервые был опубликован в конце 1937 года, в парижской эмигрантской газете «Последние новости». В сущности, именно он и открывает знаменитый бунинский цикл, следуя там непосредственно за рассказом с тем же самым названием — «Тёмные аллеи». Из истории создания.
Любовь в изображении И.А.Бунина в рассказе «Кавказ» Любовь – она бывает разной. О. Высотская
Треугольник Какой из треугольников, на ваш взгляд, можно назвать «любовным»? Ответ обоснуйте.
Классический «любовный треугольник» из рассказа Чехова «О любви». АННА АЛЕКСЕЕВНА АЛЁХИН ПАВЕЛ КОНСТАНТИНОВИЧ, рассказчик ЛУГАНОВИЧ, её муж
Герои Сколько героев в рассказе «Кавказ»? Перед нами классический любовный треугольник: он, она и третий лишний.
ОНА ОН ЕЁ МУЖ Тот же «любовный треугольник», но нет имен: автора больше интересуют не герои, а ситуация, ее нравственный аспект.
Особенности композиции. 1 часть. В Москве. Подготовка к отъезду. 2 часть. На Кавказе. Герои вместе среди прекрасной природы. 1 часть – повествование о героях с элементами описания; в текст включена речь героев. 2 часть – описание природы с элементами повествования о героях; нет речи героев.
Как созрел дерзкий план? смотрел все напряженнее … похолодел от страха отшатнулся от окна упал в угол дивана звонок оглушил меня, тронувшийся поезд поверг в оцепенение. ледяной рукой сунул десятирублевую бумажку. даже не поцеловала жалостно улыбнулась совсем не могла обедать не выдержу эту страшную роль до конца Он Она Какие чувства владеют героями? Почему они не отказываются от своего плана?
Критическая точка Герои не могут больше жить по-прежнему, вдали друг от друга и решаются на побег.
Третий лишний он на все способен при его жестоком, самолюбивом характере. «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Теперь он почему-то следит буквально за каждым моим шагом Каким представлен муж героини?
Москва В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода. Кавказ Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор. Какой прием использует автор, описывая Москву и Кавказ? Антитеза
Смерть Кто и когда говорит о смерти? Кто умирает? Что умирает?
Финал Бесстрастный, в стиле газетного репортажа, финал. Безжалостный — словно напоминание о цене счастья. Счастья пусть и тревожного, непрочного, временного и даже «неправильного» — но всё равно ведь прекрасного. Валентин Антонов
Концепт «Смерть» Граница, черта, рубеж Невозможность существовать так дальше Гибель мужа Гибель души (или ее части) Гибель чести и достоинства Какими смыслами наполняется это слово в рассказе?
Творческое задание Какая смерь страшнее? Как можно было ее избежать (если можно)?
Идея Что же хотел сказать И. А. Бунин своим рассказом? Быть может, он хотел предупредить о том, что любовь-страсть всегда сопряжена с потерями, нравственными и физическими, именно этим она и запоминается, как яркая вспышка, короткая зарница счастья, такого прекрасного и такого быстротечного. Нужно ценить каждое мгновенье любви, именно к этому призывает Бунин.
Бунин о любви счастье одного может привести к трагедии другого любовь – это необыкновенная сила любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль
Любить – значит делать добро. Л. Н. Толстой
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Читать стр. 69-70 Письменно – стр.70 №2, 4
Номер материала: ДБ-1275133
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по рассказу Бунина Каквказ
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Кавказ» Урок литературы в 8 классе
Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953 )
Биография Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детство провел на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Начальное образование получил в домашних условиях, его учителем и наставником был Н.О. Ромашков, человек художественно одаренный и образованный, в прошлом студент Московского университета. Под его влиянием Бунин пристрастился к чтению книг и к занятиям живописью.
Биография Осенью 1881 года Бунин поступил в гимназию в городе Ельце. Занятия посещал неохотно, предпочитая им литературное самообразование. В 1886 году был отчислен из четвертого класса гимназии. Четыре года он жил в деревне Озерки, где получал домашнее образование под руководством старшего брата Юлия. Именно он оказал большое влияние на формирование вкусов и взглядов Бунина.
Творческая деятельность Писать Бунин начал рано. В 1887 году он дебютировал как поэт. Одновременно стал публиковать рассказы, очерки, критические статьи, корреспонденции. В 1891 году вышла в свет первая книга стихов Бунина. Вскоре пришло к молодому писателю и лестное официальное признание литературных заслуг: в 1903 году Академия наук награждает Бунина Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате». В 1909 году он был избран почетным членом Академии наук.
Эмиграция Октябрьскую революцию Бунин встретил враждебно. В 1920 году он эмигрировал и поселился во Франции. Творчество писателя периода эмиграции не только не утратило своей художественной силы, но и обогатилось новыми выдающимися достижениями.
Нобелевская премия В 1933 году Бунин был удостоен Нобелевской премии по литературе «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».
Исследовательская работа Проследите, как автор вводит в рассказ описания природы. Что этим достигается? Как меняется настроение героев?
Работа с текстом Задание: Найдите и сравните описание природы и героев в следующих эпизодах рассказа, выписав из текста необходимые ключевые фразы или слова в таблицу: 1 группа – В Москве (накануне отъезда на юг) 2 группа – На Кавказе (место, которое нашли влюбленные герои для отдыха)
Итог наблюдения 1) пейзаж (осенняя Москва, холодная, сумрачная, мокрая) создает мрачное, тягостное настроение, передает состояние тревоги и напряженности героев; 2) герои-любовники постоянно находятся в состоянии тревоги, страха перед разоблачением, перед тем, что их «дерзкий» план сорвется; 3) муж героини предстает как человек с жестоким, самолюбивым характером («Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!»).
Итог наблюдения 1) пейзаж (описание красивой природы Кавказа, где много ослепительного солнца, море цвета фиалки, яркая зелень), передает состояние гармонии, покоя, красоты. Но страшные тучи, злобная буря, гробовая чернота лесов и удары грома создают ощущение тревоги, предчувствие надвигающейся беды. 2) герои-любовники счастливы, и счастье их безмятежно, только героиня иногда плакала, страшась возвращения в Москву. 3) муж героини приехал на Кавказ и, не найдя своей жены, застрелился.
Подумайте Какую роль играют картины природы в рассказе “Кавказ” и как они отражают чувства героев? Почему автор уделяет пейзажу такое большое внимание? В чем смысл противопоставления этих описаний?
Выводы Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. Своё счастье невозможно построить на несчастье другого человека
Задание на дом Выразительное чтение этого рассказа Мини-сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ И. А. Бунина «Кавказ»?
Номер материала: ДБ-454213
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Иван Алексеевич Бунин Рассказ «Кавказ»
Повествование о любви
в различных её состояниях и
в различных жизненных ситуациях.
“ Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”
используя знак тире (—) и слова
Объясните смысл предложений:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
— учиться размышлять о чувстве любви, описанном в рассказе “Кавказ”;
— развивать умение работать с художественной и справочной литературой;
— развивать умение слушать, анализировать, выразительно читать;
— развивать логическое мышление;
— работать над изобразительно-выразительными средствами языка и их ролью в тексте для раскрытия внутреннего состояния героев
Иван Алексеевич Бунин – Нобелевский лауреат
Отец : Алексей Николаевич Бунин
А.Н. Бунин, помещик Тульской и Орловской губернии, был вспыльчивый, азартный человек, больше всего любил охоту и пение под гитару старинных романсов
Мать: Людмила Александровна Бунина
Мать – противоположность мужа. Она нежной и кроткой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского, занималась, в первую очередь, воспитанием детей.
Родился Иван Бунин в старинной обедневшей дворянской семье. Детство провел в небольшом родовом имении в Орловской губернии
Обучение Ивана Бунина продолжил старший брат Юлий, воспитавший в нём свободолюбие и сострадание к обездоленным.
П ервые стихи и рассказы Бунин напечатал в 17 лет.
И.А.Бунин знакомится с А.И.Куприным, М.Горьким, В.Я.Брюсовым, М.Горьким, А.П.Чеховым, С.Рахманиновым, Ф.И.Шаляпиным.
К 30 годам Иван Бунин стал известным писателем
« Антоновские яблоки», « Танька», сборник стихов «Листопад», перевод «Песни о Гайавате» Генриха Лонгфелло поражали художественно отточенным языком, виртуозностью, простотой и точностью. Они звучали как откровение.
Нобелевская премия 1933год
Его роман « Жизнь Арсеньева» получил в 1933 году
Нобелевскую премию «за правдивый артистический
талант, с которым он воссоздал в художественной
Иван Алексеевич с Анна Николаевна Цакни Варварой Пащенко и сын Коленька
Вера Николаевна Муромцева
принадлежала к дворянской
Спокойная, рассудительная, умная,
знала четыре языка, неплохо владела
пером, занималась переводами.
И.А. Бунин умер в Париже 8 ноября 1953г.
Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству». В 1937-1945гг. жил в крайней бедности.
Эпизоды для анализа
Задание в парах: Выпишите слова, которые обозначают
3) настроение и ощущения героев;
Чтение задания по рядам- эпизодам.
Художественно-выразительные средства в рассказе
Есть ли в тексте что-то такое, что помогает нам понять душевное состояние героев и отношение автора к событиям?
“ Всякая любовь – великое счастье,
даже если она не разделена”
Класс: 8
Презентация к уроку
Цели и задачи урока:
Технические средства: персональный компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.
Технология: метод проектов
Ход урока
I. Актуализация. Погружение в проект. (Слайд №2)
Ясная Поляна… В роще гуляют двое. Один… в тёплом пальто, ему уже за 70. Он подходит к берёзкам, ласково гладит их стволы и неожиданно говорит своему спутнику: “Недавно прочитал я где-то стихи:
Грибы сошли,
но крепко пахнет
в оврагах сыростью грибной…”
И восклицает: “Очень хорошо, очень верно!” Это Лев Толстой, спутник его – Максим Горький. А стихи, которые понравились Толстому, написал Иван Алексеевич Бунин. Бунин всю жизнь преклонялся перед талантом Толстого, и сам обладал толстовской зоркостью, силой изобразительности. Как писал Б. Зайцев, он имел “почти звериный глаз, нюх, осязание”.
(Слайд № 3) И.А. Бунин почетный академик Российской Академии Наук, был дважды награждён Пушкинской премией, в 1933 году стал первым из русских писателей лауреатом Нобелевской премии. Это было мировое признание таланта И.А.Бунина и русской литературы в целом.
– С какими произведениями И.А. Бунина вы знакомы? (слайд №4)
(слайды №5)Сегодня необычный урок, а урок– исследование, мы впервые попробуем реализовать учебный проект “И.А. Бунин. Мастерство Бунина-прозаика (По рассказу “Кавказ”)»
– Определим предмет нашего исследования? Что подлежит изучению?
– Какие вопросы хотите задать к теме проекта?
III. Формулировка проблемы. (слайд № 6)
– Сформулируйте главный вопрос, на который надо дать ответ, и вопросы подтемы урока. Основополагающий вопрос, на который мы должны получить ответ:
Кто такой мастер? (слайд № 7)
Проект поможет дать ответы на поставленные вопросы.
IV. Выдвижение гипотезы. (слайд № 9)
– Попробуем предположить, за какие характерные признаки творческой индивидуальности Бунина считают мастером прозы?
(Новеллист, тонко чувствующий русскую природу, умеющий передать тончайшие чувства человека, обладающий силой воображения и ярким, лаконичным стилем: “ничего лишнего”.)
– Предлагаю сформировать следующие группы: биографы, теоретики, литературоведы, критики. Ознакомьтесь, чем будут заниматься группы, над каким материалом работать, какой продукт они могут подготовить (слайды №10-15.)
– Что нам предстоит сделать? (слайд № 16)
– Распределите роли в группе и спланируйте свою деятельность по решению задач проекта, заполнив дневник проекта (слайд № 17):
– Подумайте, что может быть продуктом группового проекта? (слайд № 18—19)
V. Исследование. (слайды № 20-24)
В течение 7 дней вы работаете над проектом.
– Распределите обязанности в группе.
– Заполняете по ходу работы над проектом индивидуальный дневник проекта.
– Формулируете ключевые положения проекта.
Деятельность учащихся
Литературоведы
Разрабатывают план работы группы.
Выбирают форму презентации результатов работы.
Реализуют собственный план работы.
Изучают теоретический материал и применяют их при реализации проекта.
Готовят и репетируют презентацию.
VI. Представление результатов исследования. Защита проекта (второй урок)
Мы завершаем проект “Мастерство Бунина-прозаика” и должны ответить на проблемные вопросы темы:
Каждая группа демонстрирует свой продукт проекта. Расскажите о своей проектной деятельности, с какими трудностями столкнулись в ходе работы над проектом, какие идеи возникали, как преодолевали возникшие затруднения.
(Слайды № 28-29) Другие группы слушают, делают записи в тетради, если это необходимо, оценивают работу групп по следующим критериям, используя пятибалльную систему. Распределите роли в группе, вы должны выставить среднюю оценку каждой группе по каждому критерию. Группе предоставляется 5 минут на защиту проекта.
Учитель (слайды № 30-33): Каким человеком был И.А. Бунин? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут “Биографы”.
Учитель (слайды № 34): Ключевой темой творчества писателя стала тема любви, осмысление её скрытой природы. Традиционно в русской литературе любовь показывалась как сердечная привязанность, полная боли и радости, тоски и блаженства, причём отдавалось предпочтение изображению чувственной, духовной любви, нежели плотской.
– Какова же тайна любви в рассказе “Кавказ”?
– Кто виноват в трагедии, которой завершается текст рассказа? Слово предоставляется группе “Критики”.
Учитель (слайд №35): “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.
Учитель (слайд №36): Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема рассказа “Кавказ”: любовь – это необыкновенная сила. Любовь не только большое счастье, выпавшее на долю человека, но и чувство, которое очень часто приносит страдание и боль.
– Какую роль играют картины природы в рассказе “Кавказ” и как они отражают чувства героев? Почему автор уделяет пейзажу такое большое внимание? Ответ на эти вопросы дадут критики.
Учитель: Иван Алексеевич Бунин – большой мастер слова. Поэтические описания природы в его рассказах гармонично вплетаются в сюжетную линию, а концовка всегда непредсказуема. Чувства героев раскрывалось на фоне великолепной, прекрасной и экзотической природы, символизирующей вечность, неисчерпаемость жизни. На фоне природы они становились более яркими. Но рядом с этим возвышающим душу чувством постоянно ощущалась тревога, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы.
(Слайды № 38-39)Описание природы Кавказа занимает значительную часть рассказа. Южный пейзаж соответствует настроению героев, но дает понять, что герои оказались здесь случайно и ненадолго. Покой и красота природы – явно недостижимый для героев идеал: “еще две-три недели – и опять Москва!”. Перед описанием трагической развязки – последняя картина природы, предвещающая эту развязку: “Иногда по ночам надвигались с гор темные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома”.
– Какие художественно-выразительные средства использовал Бунин в рассказе? свой проект представляет группа “Литературоведы”.
Бунин заслуженно считается одним из лучших стилистов среди русских писателей рубежа веков, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен. По части красок и звуков, “всего того, – выражаясь словами Бунина, – чувственного, вещественного, из чего создан мир”, литература не касалась таких тончайших подробностей деталей и оттенков.
Оксюморон (греч. “остроумно-глупое”) – это стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость; звонкая тишина; красноречивое молчание. Изобразительно-выразительные средства:
Учитель Писатель считал для себя важным “найти звук” для того, чтобы сложилось новое произведение. Какой “звук” мог явиться истоком рассказа “Кавказ”?
Это звук, доносившийся из духана: “глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни”. Ключевое определение этого звука – “безнадежно-счастливый”, оно соответствует чувствам героев.
Учитель (слайд №41): Слово предоставляется группе “Теоретики”, которая готовила тест по теме проекта.
Итог. Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы ХХ века. Он по праву является мастером прозы, потому что прекрасный язык, образность, точность, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – это лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику (слайд №42).