Смысл рассказа Бунина Лапти
Небольшой рассказ «Лапти» был написан Иваном Алексеевичем Буниным уже не на Родине. Еще в 1920 году писатель покинул Россию, потому что не мог смириться с изменениями, которые совершились в стране. А в 1924 году из-под его пера вышел рассказ «Лапти», главной идеей которого стало изображение истинного национального русского характера с точки зрения Бунина. Именно таким видел свой народ Иван Алексеевич. Писатель хоть и покинул Родину, но никогда не забывал, где родился и вырос, и смог пронести эту любовь через многие свои произведения, среди которых и обсуждаемый рассказ «Лапти».
Смысл названия книги Лапти
Вообще, лапти — это традиционная русская обувь, которую в деревнях и селах носили в теплое время года все: и мужчины, и женщины, и дети, и взрослые. Они изготавливаются из соломы путем плетения волокон, сам процесс довольно прост, поэтому каждый мальчишка, выросший в крестьянской семье мог сплести лапти. Однако не только национальный колорит вложил в название «Лапти» Бунин.
Также это слово использовалось, и до сих пор можно услышать его в таком значении, для обращения к необразованному простому мужику. Это человек, живущий простыми потребностями, его проблемы не выходят, как правило, дальше его собственного двора. Но в этом и прелесть такой личности — она простая, не имеет скрытых мотивов и открыта каждому, кто интересуется.
Именно сплетение этих двух значений и есть объяснение смысла названия произведения. С одной стороны, автор подчеркивает самобытность русского народа, а с другой отмечает простоту и искренность его мышления.
Смысл произведения Бунина Лапти
Рассказ совсем небольшой по объему, и его чтение займет не более 5 минут. Но ценность этого рассказа-притчи в символизме, в том, какие значения вложил в них автор.
Жанр определяется просто — это классический рассказ, хотя нередко можно увидеть мнение, что «Лапти» — это еще и притча. Такой взгляд появился из-за моральной наполненности произведения. Это явно не просто бытовая зарисовка, а важный урок, который хочет донести до читателя Бунин. Но стоит отметить, что обычно притчи дают нравоучения открытым текстом, а не скрывают их за символами. Литературное направление рассказа — реализм, хотя явно просматривается и символизм в избранных образах.
Героев в произведении совсем немного. Главным из них можно назвать Нефеда — это простой крестьянский мужик, который работает при доме более богатых жителей деревни. Принято связывать его образ с традиционной Россией, которая начала терять свой вес и значение на пути к переменам. Мать болеющего мальчика — это собирательный образ всех русских женщин, которые переживают за своих детей, как за самое дорогое в мире. И сам мальчик, который бредит уже второй день, и единственное, чего он хочет и просит в своей болезни — это красные лапти.
Нефед, услышав о незатейливой просьбе мальчика, отправляется, не задумавшись об опасности, в город пешком, чтобы купить лапти и краску для них. Эти лапти, которые так хочется получить мальчику, — символ традиций уходящей России. А вьюга, в которую на обратном пути попадает мужик — это революционные волнения, которые стремятся запутать предыдущий ход жизни, изменить его.
Обратно Нефед уже не возвращается живым, его находят по дороге проезжающие мужики. Причем, важно, что они благодарят Нефеда за свое возвращение. В пурге они и сами чуть не заплутали, могли и погибнуть, но заметили торчащие из сугроба ноги Нефеда, набрались сил, поняли, что деревня рядом и благополучно доехали.
Нефед все-таки выполнил свое задание — он дошел до города, купил то, что было необходимо и, даже не задержавшись на постой в городе, пошел пешком ночью обратно. За пазухой у мужика нашли гостинцы для мальчика, которые были добыты ценой его жизни.
Основные темы рассказа — это милосердие и внимание к окружающим, ведь для мужика Нефеда этот мальчик не родной сын, это просто ребенок, который страдает. И простому незатейливому крестьянину кажется, что, если он сможет достать эти красные лапти, то сможет и помочь с выздоровлением.
Смысл финала рассказа Бунина Лапти
На истории со слов мужиков о находке Нефеда и заканчивается небольшой рассказ Бунина. Мы не знаем, помог ли подарок от Нефеда выздороветь мальчику, или жертва оказалась бесполезной. Но с точки зрения символизма финал можно прочитать следующим образом: Нефед с лаптями, которые оба являются символами традиций России, пытался прорваться сквозь бурю революционных настроений, пройти через грядущие изменения и сохранить свою целостность. Но Нефед погибает, а вот лапти добираются все же до конца пути, потому что она предназначались маленькому мальчику, представителю нового поколения.
Получается, что смысл финала в том, что забывать свое прошлое, традиции, национальную принадлежность вовсе не обязательно для успешного устройства нового будущего. Более того, стоит ценить эти уроки прошлых поколений и нести с собой через все невзгоды и бураны, потому что только эти качества позволят России остаться Россией.
Нравственный и философский смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти». Мастерство Бунина-прозаика.
История создания
В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».
Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.
Жанр и направление
Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.
Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.
Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование. Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.
Тема нравственного подвига в рассказе Бунина «Лапти» учебно-методический материал по литературе
Анализ рассказа И.А. Бунина «Лапти»
1) Особенности жанра произведения. В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре короткого рассказа, пишет небольшое по объему произведение — рассказ «Лапти».
2) Тематика и проблематика рассказа. В своем произведении И.А. Бунин поднимает множество тем: человечности, долга и совести, нравственного подвига, справедливости. Центральной проблемой повествования становится тема человечности, гуманного отношения к людям. Рассказ И.А. Бунина «Лапти» располагается на двух страницах хрестоматии, но тема бескорыстного служения людям раскрывается максимально широко. Главная тема бунинского рассказа «Лапти» — тема гуманизма, человеческого отношения к судьбам людей — формирует отношение читателя к жизни, нравственную позицию человека.
4) Образ Нефёда. Нефёд — главный герой рассказа —- отправляется в путь, никого не спрашивая, так как «душа желает», а противиться желанию души ребёнка персонаж не в силах, и никакая ненастная погода его не пугает. Герой в данный момент не задумывается о себе, его интересует только судьба ребёнка. Нефёда мертвым нашли на следующий день у дороги новосельские мужики, и именно эта находка спасла им жизнь. Гуманистическая направленность бунинского рассказа очевидна: Нефёд, не думая о себе, решает выполнить последнюю волю умирающего мальчика, и для героя нет ничего важнее человеческой жизни. Бескорыстность поступка Нефёда очевидна.
Главные герои и их характеристика
Анализ произведения Лапти №2
В небольшом произведении Бунина рассказывается о маленьком мальчике, который сильно болел. Мальчик постоянно плакал и просил лапти красного цвета. Действие рассказа происходит зимой, поэтому писатель описывает бурю за окном избы, где живет мальчик. Мать не находит себе места. Врач в непогоду не приедет к ним, муж уехал, а ребенок никак не успокоится.
Несмотря на непогоду Нефед отправляется в Новосельск, чтобы исполнить просьбу больного мальчика, а именно купить фуксин для ребенка и лапти, чтобы покрасить их в красный цвет. Нефед хотел, чтобы его подарок помог мальчику почувствовать себя лучше.
Главный герой этого рассказа – очень добродушный человек. Отличительной чертой его характера является смелость. Кроме того, он наделен взаимопониманием и состраданием. Отважному Нефеде не безразлично, что мальчик тяжело болен.
Кроме ребенка, Нефед помог еще двум людям. Благодаря главному герою рассказа двое мужчин, потерявшихся в поле, нашли дорогу домой. Они сбились с пути и потеряли надежду выйти к жилью. В сугробе они увидели валенки. Расчистив снег, мужики откопали Нефеду и поняли, что находятся недалеко от деревни. Таким образом, Нефед дал им надежду на спасение.
Нефед знал, какую опасность представляет буря, когда отправлялся в непогоду в другой город. Он не побоялся рискнуть жизнью, чтобы купить лапти в лавке. Утром его замерзшего занесли в мужики. За пазухой у самоотверженного Нефеды нашли лапти и пузырек с фуксином, чтобы покрасить их в красный цвет.
Бунин не рассказывает, выздоровел ли ребенок или нет, но красные лапти, по всей видимости, придали ему сил. Но ясно одно, что поступок сельского Нефеды не был напрасным.
Рассказ заставляет задуматься о том, что даже в самых сложных ситуациях следует прислушиваться к своему сердцу. Необходимо всегда стараться помочь близкому, сделать приятное, особенно для больного, поступить так, чтобы принести ему радость.
Сам рассказ описывает тесные взаимоотношения между ребенком и взрослым. Он доносить понятие того, что любовь к детям не имеет границ.
Другие сочинения: ← Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник↑ БунинАнализ рассказа Бунина Сны Чанга →
Проблемы
Проблематика произведения «Лапти» выражается в обострённом чувстве писателя к революционным реалиям. Ему гораздо ближе та русская жизнь, которая была до революции. Жертвенность и милосердие, как отличительная особенность национального менталитета, выражены в образе Нефеда.
Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.
Смысл
Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.
Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.
На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.
Автор: Светлана Егорова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Аргументы: Равнодушие и отзывчивость в рассказах Бунина
И.А. Бунин – мастер рассказа. Он не только затрагивает в коротком повествовании вечные темы, но и существенно расширяет возможные художественные средства. Его рассказы наполнены звукам, запахами, мельчайшими визуальными подробностями. Живая, уличная речь придаёт диалогам непринуждённость. Вершиной творчества Бунина является сборник рассказов «Тёмные аллеи». Но тема равнодушия и отзывчивости поднимается не только в его эмигрантской прозе, но и ранних рассказах.
Автор: Анастасия Варго
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Конспект урока «Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти»
специалист в области арт-терапии
Тема урока: Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти»
Цель : совершенствование навыков анализа текста,
развитие творческих способностей и читательской наблюдательности;
воспитание милосердия, доброты, умения сострадать.
Планируемые результаты : понимание темы и идеи произведения, владение элементами анализа текста, умения готовить сообщение и выступать с ним, умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: лапти, презентация, сборник рассказов И.А.Бунина.
Методические приёмы: сообщение ученика, аналитическое чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, обращение к личному опыту
— Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Предлагаю вам начать урок с пожелания друг другу добра.
-Я желаю тебе добра!
-И я желаю тебе добра!
-Если будет трудно – не беда,
-Я тебе помогу всегда.
Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
Постановка цели и задач урока.
-Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством И.А.Бунина. (Слайд 1)
А именно, с рассказом «Лапти». Этот рассказ написан в 1924г.
— А знаете ли вы, что такое лапти?
-А где в наше время можно увидеть лапти? ( в музее)
В нашем школьном музее есть лапти. А расскажет нам о них Саша.
— Предположений много. Но по названию рассказа иной раз сложно определить, о чём он.
На этом уроке мы будем учиться читать не только глазами, но и сердцем, душой. И в конце урока вы ответите на вопрос « Почему Бунин так назвал свой рассказ?»
Рассказ мы будем читать с остановками и анализировать прочитанное.
Первичное усвоение новых знаний
1. Чтение учителем до первой остановки.
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит.
— Лапти? Что за лапти такие?
— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.
— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти.
— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то.
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…
2.1-я остановка. Анализ текста
-С какими героями вы познакомились? (Больной ребёнок, Нефёд, барыня)
-В какое время года происходит действие рассказа? ( зимой)
— Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
(Пятый день несло непроглядной вьюгой)
-Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»
— Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)
— Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)
— Правильно. Возможно, он играл с крестьянскими детьми и видел лапти.
-Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему? (Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа)
— Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось? (Федор)
— Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог, но Бунин допускает чудо, а какое посмотрим далее.
— Ребята, кем в доме барыни был Нефёд? (Нефёд был слугой.)
— Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)
— Какие отношения были у Нефёда и барыни? (Добрые.)
— Почему вы так решили? (Она называет его Нефёдушкой.)
-Почему Нефёд решил идти в Новосёлки?( Значит, душа желает. Надо добывать.)
-Как вы понимаете эти слова ?( ребёнок болен, просит красные лапти)
-Н а Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь и даже придумывает, как сделать лапти красными.
3. Словарная работа.
Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания текстильных изделий, кожи.
А теперь немного отдохнем.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
-Значение каких слов вам ещё неясно? (зипун,кнут)
Зипун – в старое время крестьянская одежда – кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота.
Кнут- длинная плеть
-Зачем Нефёд взял с собой кнут? (Потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель.)
— Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)
— Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?
(Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек. Он понимает, что кроме него некому помочь.)
— А что происходило в доме в отсутствие Нефёда мы узнаем из следующего отрывка.
— Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
— Господи, помоги! Господи, защити!
И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно…
4. 2 остановка. Анализ текста
— Значение каких слов вам неясно?
Обыденкой – одним днем.
Отвал – возвышение за кроватью.
— Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)
— Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно.
Зачитайте из текста. ( Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.)
— Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? ( Он предвещает что- то страшное.)
— Так, что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка. Его прочитает Миша
5. Анализ прочитанного
— Почему автор назвал этот стук зловещим? (Зловещий стук- это злая весть, предвещающая беду, так как привезли мертвое тело Нефёда.)
-Мы узнали, что Нефёд не дошёл до дома совсем немного, и замёрз. Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? (Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.)
-Бунин пишет о поступке Нефёда очень просто. Как будто передаёт ход событий. Это потому, что сам Нефед не считал свой поступок чем-то особенным. Он не мог поступить по-другому.
Лежать навзничь- лежать на спине, вверх лицом
Розвальни- крестьянские низкие и широкие сани без сиденья с расходящимися врозь от передка боками
— Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика.
-Так о чём этот рассказ, какая проблема поднимается в нём? (Этот рассказ о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)
-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)
-Ребята, как вы думаете, а почему рассказ называется «Лапти»? (Лапти – это символ доброго поступка человека ради жизни других.)
Домашнее задание: Написать небольшое сочинение-рассуждение « О чём заставил задуматься рассказ « Лапти»?
Каждый урок- это открытие. Какое открытие сделали вы для себя? Напишите одно слово, с которым у вас ассоциируется сегодняшний урок?
Урок подошёл к концу. Вы все хорошо поработали. Спасибо всем! Я надеюсь, что проблемы, затронутые на сегодняшнем уроке, не оставили вас равнодушными. Желаю вам быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, помогать друг другу, родным и близким.
И пусть как напутствием будут вам строчки из стихотворения Э.Асадова.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря…
Анализ рассказа «Лапти» (И. А. Бунин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.04.2020 · Обновлено 17.04.2020
Каждый из рассказов И. А. Бунина – это созданная четкими и живыми штрихами история, которая позволяет писателю поговорить о любви, нравственности и смысле человеческой жизни. Так, история самоотверженного подвига Нефеда из рассказа «Лапти» становится символом жертвенности и любви к ближнему. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ рассказа «Лапти» по плану, который поможет познакомиться с поднятыми писателем темами и художественными особенностями его прозы.
История создания
И. А. Бунин написал рассказ «Лапти» в 1924 году, когда находился в эмиграции. Русскую литературу начала XX века интересовала тема русского народа, осмысление его характера и особенностей. Изображение национального характера и его необыкновенной жертвенности стало одной из основных задач И. А. Бунина.
Главным героем его повествования предстает простой мужик Нефед, в своем желании помочь тяжело больному ребенку решившийся на самоотверженный поступок: ценой собственной жизни он добывает красные лапти, которые мальчик постоянно просит в бреду.
История Нефеда стала ностальгией Бунина по родине, прошлое которой он идеализировал в своей прозе. Тоска по родным местам, людям, языку стала лейтмотивом всей бунинской прозы в эмиграции.
Жанр, направление
Творчество И. А. Бунина отражает основные принципы Реализма. Писатель мастерски замечает и передает те детали и особенности, которые позволяют развернуть перед читателем живую картину и, одновременно, затронуть волнующие автора вопросы.
По жанровой принадлежности «Лапти» представляют собой рассказ. И. А. Бунин особенно любил этот жанр, так как небольшой объем, одна сюжетная линия и ограниченное количество действующих лиц позволяли писателю емко и точно передать желаемую мысль или идею. Писатель передает сюжет короткими всполохами, как будто это увиденные в промежутках лихорадочного бреда картинки или отдельные эпизоды, вырванные из мрака неровным тревожным пламенем свечи.
Суть: о чем?
В центре повествования оказывается история тяжело заболевшего мальчика. В жару и в бреду он постоянно плачет и просит принести ему какие-то красные лапти. Мать ребенка не находит себе места от отчаяния: за окном пятый день непроглядная вьюга, муж в отъезде, до больницы далеко, «да и не поедет ни один доктор в такую страсть».
Деревенский мужик Нефед, который приносит дрова для растопки, слышит о странном желании мальчика и неожиданно твердо заявляет: «Значит, надо добывать. Значит, душа желает». Его не пугает ни метель, ни то, что до Новоселок, где можно раздобыть лапти и фуксин для их покраски, шесть верст. Нефед одевается как можно теплее и, не дожидаясь утра, отправляется в путь.
Целая ночь проходит для обитателей дома в томительном и тревожном ожидании. Только когда рассветает, наконец слышатся под окнами шаги и голоса: это новосельские мужики привозят тело замерзшего насмерть Нефеда, за пазухой у которого лежат новенькие детские лапти и пузырек с фуксином.
Главные герои и их характеристика
Центральным героем рассказа является Нефед. Здесь важно заметить, что это единственный персонаж повествования, которому автор дает имя. Это деревенский мужик, слуга, о чем можно судить по тому, что мать мальчика он именует «барыней». Внешний вид Нефеда описан более чем просто: «шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки». Такой же простотой отличается его речь, в которой много просторечий, а фразы строятся предельно кратко и ясно. Однако этот человек оказывается наделен даром сострадания: он берется исполнить желание больного ребенка, так как видит в этом способ помочь, прежде всего, душе страдающего существа. Лапти и тюбик с краской, которые можно добыть только в соседней деревне, дорого обходятся Нефеду: он насмерть замерзает на обратном пути, но его жертву точно нельзя назвать напрасной.
Другие герои рассказа описаны автором отдельными штрихами, необходимыми для раскрытия и движения сюжета. Матери, которая не находит себе места из-за болезни ребенка и невозможности как-то облегчить его страдания, остается только взывать к помощи Господа. Неожиданную помощь и участие она находит в лице Нефеда. Привезшие тело замерзшего Нефеда мужики как будто доказывают, что тот погиб не напрасно. Заблудившиеся в непроходимой метели, они сами погибли бы, если бы не наткнулись на торчащие из-под снега ноги в валенках. Они же доставляют к дому вместе с погибшим Нефедом заветные лапти и краску.
Тематика рассказа Бунина «Лапти» описана Многомудрым Литреконом в нижеследующем списке:
Проблемы
Проблематика рассказа Бунина «Лапти» не менее увлекательна:
Основная идея
Нравственный смысл рассказа И. А. Бунина заключен в ценности и необходимости подвига во имя любви к людям. Подвиг этот может быть ежедневным и незаметным, а может стоить жизни, как отправившемуся через вьюгу за лаптями Нефеду. Самое главное – это уметь почувствовать чужую душу и ее потребности и, если ты можешь что-то сделать для спасения этой души, обязательно на это решиться.
Открытый финал рассказа позволяет читателям самим решить, помогла ли ребенку принесенная Нефедом жертва. Хочется думать, что помогла. Точно оказались спасены благодаря Нефеду новосельские мужики. Заплутавшие и сбившиеся с пути, они уже приготовились погибать, но увидели замерзшего Нефеда, поняли, что «в двух шагах жилье» и таким образом спаслись. Главная мысль рассказа «Лапти» заключается в том, что подвиг во имя любви к людям не может быть напрасным: в нем всегда есть высший смысл, пусть и недоступный человеку.
Чему учит?
Неразрывно связанная с христианской традицией идея любви к ближнему и жертвенности становится ключевой для понимания смысла рассказа И. А. Бунина. Нефед решается на опасный путь за лаптями и краской, потому что это видится главной отрадой для души измученного болезнью ребенка. Помогать другому, если ты в состоянии это сделать, является для доброго и простого Нефеда основным и единственно правильным способом существования. Об этом заставляет нас задуматься рассказ «Лапти»
Мораль произведения заключается в том, что подвиг не может быть тщетным и ненужным, он все равно проливает свет на то, что хотел осветить. Может быть, лапти не спасут ребенка, но поступок Нефеда дал дорогу нескольким путникам, которых дома ждут жены и дети. Значит, его жертва точно не напрасна. Таковы нравственные уроки рассказа «Лапти».
Критика
Что хотел сказать Бунин в рассказе «Лапти»? В своем небольшом по объему произведении И. А. Бунину удается поднять целый круг волновавших его тем и идей. Этому во многом способствуют художественных особенности текстов писателя: предельно сжатый сюжет, короткие реплики героев и отдельные точные черты, которые помогают увидеть в этой истории главное. «Дрожащее хмурое пламя свечи» изображается в рассказе символом тревоги и отчаяния матери у постели больного сына. «Значит, душа желает», — кратко говорит Нефед о красных лаптях, и исполнение этого желания представляется ему главным путем к выздоровлению ребенка. Наконец, сами лапти, найденные за пазухой у добывшего их ценой своей жизни Нефеда, становятся воплощением подвига или даже чуда, которое один человек способен собственными руками сотворить для другого.
Современные исследователи творчества И. А. Бунина отметили, что в заглавие рассказа «Лапти» вынесено многозначное слово. Помимо вида обуви, лаптями иногда называли простых, бесхитростных, малообразованных людей. Таков центральный персонаж рассказа Нефед. Следуя логике этой версии, можно заключить, что именно такие простые, близкие к природе и естественной жизни люди оказываются наиболее чуткими к горю других и, главное, способны в сложной ситуации показать силу своего характера, проявить решительность и героизм.
Рассказ И. А. Бунина «Лапти» раскрывает перед читателем историю настоящего подвига, основной движущей силой которого становятся любовь к человеку и необыкновенная жертвенность, свойственные цельным и сильным личностям.