Рассказ бунина цифры урок литературы в 7 классе

Сказки

Конспект урока по русской литературе «И.А. Бунин «Цифры», 7 класс

специалист в области арт-терапии

Урок русской литературы в 7 классе

Тема: Иван Алексеевич Бунин. Сведения о писателе. «Цифры». Пристальное внимание автора к внутреннему миру маленького героя. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Идея доброты и человеческой чуткости.

Цель урока: познакомить учащихся с детством писателя, подчеркнуть влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя, непревзойденного мастера русского языка, языка точного, простого, выразительного; определить темы творчества.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение 2–3 работ учащихся, прослушивание выразительного чтения стихотворений о природе.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение нового материала.

С начала XX в. Иван Алексеевич Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как превосходный прозаик, и как поэт.

Демонстрируется портрет Бунина, выставка его книг.

Сила изобразительности Бунина просто необыкновенна! Он тонко улавливал связь человека с историей, с далью времен, со всей вселенной. Многие бунинские страницы пронизаны мыслью о родине, о ее бессмертной красоте.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Откуда такое поэтическое отношение к природе? Как складывалась литературная судьба Бунина? Каковы темы его произведений?

На эти и многие другие вопросы поможет нам ответить статья в учебнике (с. 3–5, II ч.).

2. Работа по учебнику, с. 3–5.

-Как складывалась литературная судьба Бунина? (Его хвалили, называли «певцом осени, грусти и дворянских гнезд».)

-Каковы темы его произведений? (Темы: природа, ее увядание, увядание и разорение «дворянских гнезд», нищета и убогость жизни деревни.)

-Какова особенность поэтического языка Бунина? («Язык прост, почти скуп, чист и живописен». Пример – стихотворение «Родина». Учебник, I ч.)

«Я всю жизнь испытываю муки Тантала. Всю жизнь страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется… как сказать обо всей этой красоте, как передать. Эти краски, за этим желтым лесом дубы, их цвет, от которого изменяется окраска неба…»

— Как же требователен к себе писатель, проникнувший в тайны природы, в ее сокровенные уголки, одухотворивший ее (то есть наделивший ее душой).

И не мог этот чуткий писатель не попытаться проникнуть в тайны человеческой души, не рассказать, какие страсти бушуют в ней, которые выливаются в дела и поступки хорошие или плохие.

В рассказе «Цифры» Бунин обнаружил себя знатоком психологии детской души, рассказал о сложности взаимоотношений взрослых и детей.

4. Чтение глав рассказа учителем.

5. Беседа по вопросам.

— Какая мечта охватила всю душу ребенка? (Иметь собственные цветные карандаши, книжки с картинками, научиться читать, рисовать и писать цифры. Дети не могут исполнение своей мечты «получать» по частям, им нужно все и сразу. Это желание никак не отвечало желанию взрослого.

с. 9–10. «Не сегодня… Нет, покажи сейчас».)

— Какая мысль пришла дяде? («Сердце говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех…»)

Пообещать – и не сделать. Что может быть хуже?! Утреннее нетерпение превращалось в дерзость («Сам перестань!», в откровенную месть за несбывшиеся ожидание радости и счастья, месть всем: маме, бабушке, дяде.)

— Во что вылилась эта месть? (Крики, прыжки, в откровенное издевательство: «Покажешь? Непременно покажешь. «Ты крикнул снова… Я в бешенстве вскочил со стула.

Перестань! – рявкнул…») (С. 11–12.)

– Какое чувство руководило последующими поступками ребенка? (Самолюбие есть не только у каждого взрослого человека, но и у ребенка, поэтому наш герой, испугавшись, продолжал прыгать и кричать, но «уже без всякой радости», а чтобы показать, что он не испугался. Это самое самолюбие долго держало его в темной комнате. Самолюбие отвергало все: и подарки дяди, и его приезд, и даже жизнь бабушки.)

— «А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? (Невозможность осуществления мечты победила самолюбие. Оно было сломлено усилием трех взрослых. Поступки взрослых, последовавшие после наказания, судить нельзя, кроме угрозы умереть и потерять любовь дяди, гостинцы. Наказание, данное одним, должно быть поддержано другими, иначе все потеряют уважение в глазах ребенка, а без авторитета воспитание невозможно.)

Задание: зачитать сцену примирения.

Выво д. Не всегда совпадают желания детей и взрослых, но мудрость, житейский опыт взрослого должны подсказать правильное решение, предусмотреть последствия, просчитать все на шаг вперед, и выполнение данного слова – непременное условие не только в отношении детей, но и в отношении всех.

V. Подведение итогов уроков.

— Какие чувства возникли у вас при чтении этого рассказа? Над чем он заставляет задуматься?

— Какими смысловыми оттенками обогащается слово «деликатный» в повествовании Бунина и в высказываниях героев? Используете ли вы это слово в своей речи? При каких обстоятельствах?

(Деликатный – 1) вежливый, мягкий в обращении. Он деликатный человек; 2) затруднительный. Требующий чуткого, тактичного отношения. Деликатный вопрос.)

VI . Домашнее задание.

Прочитать рассказы Бунина «Лапти», «В деревне»; поразмышлять, что хотел сказать ими писатель; напишите отзыв на один из них.

Источник

Урок литературы в 7 классе по теме «И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа №2» города Бахчисарай Республики Крым

Урок литературы в 7 классе по теме «И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье»

Подготовил учитель русского языка и литературы МКОУ «Бахчисарайская СОШ №2» г. Бахчисарай РК Проничева О. Н., категория – высшая

Тема «И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье».

познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, помочь понять идейное содержание рассказа «Цифры»;

развивать критическое мышление, речь, умение делать выводы и обобщения, характеризовать персонажей художественного произведения, психологически мотивировать их поступки;

воспитывать творческую, мыслящую, толерантную личность, желание понимать других людей, делать добро, умение ценить и любить близких людей.

Оборудование: портрет И. А. Бунина, учебник «Литература. 7 класс. 2014 год». Авторы: В. Я, Коровин, В. П., Журавлев, В. И. Коровин, раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в парах, в группах), иллюстрации к рассказу, иллюстрации сделанные учащимися на тему «Моя семья».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

1. Клоуз-тесты (устно, коллективно).

а) Стихотворения в прозе писал… (И. С. Тургенев).

б) Повесть Л. Н. Толстого «Детство» является… (автобиографической).

в) Сатирические сказки писал… (М. Е. Салтыков-Щедрин).

г) По жанру «Тарас Бульба»… (историческая повесть).

д) Женам декабристов Н. А. Некрасов посвятил поэму… («Русские женщины»).

е) Центральная тема в творчестве Н. А. Некрасова… (тема народа).

ж) Образ «дикого помещика» создал… (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского писателя И. А. Бунина. Перед Вами его портрет. Что можно сказать об этом человеке на первый взгляд? (Ответы детей: интеллигентен, имеет хороший вкус, образован, проникновенный взгляд, умен, рассудителен, спокоен).

2. Сообщение учащимся биографической справки о писателе (задание дано заранее, индивидуально).

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.

Читайте также:  Рассказ о венерином башмачке из красной книги

Детство и образование писателя

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец.

Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).

Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.

Жизнь в эмиграции и смерть

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина.

Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы.

Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить.

3. Составление ассоциирования к жизни и творчеству И. А. Бунина (письменно на доске, коллективно, запись в тетради).

Обладатель двух Пушкинских премий;

Почетный академик Петербургской академии наук;

Писал о жизненно важных проблемах;

Эмигрирован из страны;

Лауреат Нобелевской премии;

Похоронен в Париже.

В центре нашего внимания сегодня рассказ Бунина «Цифры». Написан он был в 1906 году. А говорить мы сегодня будем с вами о сложности взаимоотношений взрослых и детей. На сегодняшний урок вы прочитали этот рассказ. Скажите, какие чувства у вас возникли после прочтения произведения?

Похожая ситуация была и у меня…

Что со мной такое тоже было в детстве…

По жанру это рассказ. Назовите признаки рассказа в этом произведении.

От чьего имени ведется повествование? (исповедь дяди)

Кто главные герои? (дядя и Женя)

Как можно охарактеризовать ситуацию, которая возникла между дядей и Женей? (конфликт)

А какие взаимоотношения были между ними до этого конфликта? Докажите.

Из-за чего возник конфликт? (На просьбу Жени дядя ответил отказом. Женя хотел, чтобы ему купили книги, карандаши, бумагу. Хотел выучить цифры, но дядя отказал ему, не захотел, еще и обманул, сказав, что сегодня «царский день» и все закрыто. С. 9-10).

А почему дядя обманул Женю? (Просто не захотел идти в город, не было настроения объяснять значение цифр).

Как меняется поведение Жени с этого момента? Почему?

А как относится к сложившейся ситуации мама и бабушка? На чьей они стороне? Почему? (Они на стороне дяди, не вмешиваются. Они же взрослые и считают, что Женя должен извиниться первым).

Как реагирует дядя на непослушание Жени? (Все больше раздражается).

Кто же из членов семьи и каким образом сыграл решающую роль в разрешении конфликта? (Бабушка, глава 6 с. 14-15). (Выразительное чтение отрывка до слов «Ты был побежден, смирился»).

Так кто же все-таки оказался нравственно мудрее в этом конфликте? Кто сделал первый шаг к примирению? (Женя, он попросил у дяди прощения).

Давайте прочитаем отрывок из 7 главы (с. 16-17 до слов «И какой радостью засияли твои глаза!»). Что хотел сказать автор, описывая этот момент?

Кажется, все уже хорошо, конфликт улажен, но почему же дядя через много лет помнит эту ссору в подробностях, исповедуется перед племянником? (Совесть мучает, на душе – тяжесть; понимает, что ссора возникла из-за него, что он омрачил малышу радость, доставил страдания и себе, и ему, и другим близким людям).

Содержание какой главы отражает иллюстрация? Озаглавьте ее. («Примирение»…)

5. Работа в парах (задания на карточках).

Запишите, используя глаголы, как вели себя дядя и Женя во время конфликта.

Дядя – отказал, обманул, обидел, стал причиной конфликта, проявил эгоизм, заставил страдать, был раздражен, не готов мириться, чувствовал вину.

Женя – обиделся, закричал, начал капризничать, расстроился, заплакал, страдал, проявил дерзость, попросил прощения…

6. Работа в группах (задание для группы на карточках).

I группа. Охарактеризуйте, какие эмоции испытывали дядя и Жена во время конфликта? (гнев, печаль, презрение, смущение, вину – все отрицательные).

II группа. Можно ли было избежать конфликта? Каким образом?

IV группа. Раскройте главную идею рассказа. (Детей нужно воспитывать лаской, добротой, а не навязывать своих взглядов).

V группа. Какие проблемы затрагивает автор в рассказе?

Сегодня вы приготовили иллюстрации на тему «Моя семья». На них вы нарисовали, какой вы видите свою семью. Давайте обратимся к вашим рисункам (обсуждение иллюстраций учащихся, краткие рассказы учащихся об отношениях в их семьях).

8. Проблемные вопросы (устно, коллективно):

Так как же должны вести себя взрослые и дети, чтобы избежать конфликтных ситуаций в жизни?

Какие жизненные уроки извлекли для себя из рассказа?

Нужно уважать желания другого человека.

Стараться понять, простить.

Чаще стараться радовать близких, когда можешь.

Уметь сделать первым шаг навстречу.

Стараться избежать ссоры.

— Сегодня на уроке я понял, что…

— Для меня было новым…

— Мне было интересно узнать…

— Я постараюсь с сегодняшнего дня…

Написать синквейн к персонажам рассказа (2-3).

Подготовиться к внеклассному чтению, прочитать рассказы «Лапти», «В деревне».

* Учебник с. 18 выполнить творческое задание.

Источник

Урок литературы в 7 классе по теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу И.А. Бунина « Цифры»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературы в 7 классе по теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу И.А. Бунина « Цифры»

Цель урока: Разобраться в прочитанном. Выявить особенности композиции и раскрыть организацию рассказа для понимания идеи рассказа.

Содержание урока 1. Вступительное слово учителя. 2. Презентация « Биография И.Бунина». 3. Знакомство с темой и целью урока. 4. Работа с репродукциями В. Серова. 5. Анализ композиции, её особенности. 6. Анализ образов героев произведения. 7. Творческая работа. 8. Дискуссия. 9. Тест на толерантность. 10.Подведение итогов. 11.Домашнее задание.

Ф. Васильев «На закате»

Тема: Сложность взаимоотношения детей и взрослых ( по рассказу И. Бунина «Цифры»)

В. Серов В. Серов «Мики Морозов»

Поразмышляем От чьего имени ведет- ся рассказ? Почему? Какова тема рассказа? Почему произошла ссора? Какие чувства возникли у вас после прочтения?

5 глава – «И мы сделали вид, что забыли о тебе…»

Читайте также:  Рассказ дина рубина цыганка читать

Особенности композиции Рассказ от лица героя Нарушение хронологии (последовательности) изображения событий Разное количество кульминаций

Главные герои произведения Дядя Женя Расскажите, какова манера, поступки, речь, отношение к себе главных героев

Манера держаться, характер героев Дядя:

Отношение героев к себе Дядя Женя

Почему нет описания внешности, портретов героев? Что важно показать писателю?

УРОКИ НА ВЗРОСЛОЕ БУДУЩЕЕ! Взрослые должны помнить, какими они были в детстве! Быть внимательными по отношению к детям. Нельзя озлобляться! Взрослые всегда должны быть мудрыми. Нельзя обижать людей, тем более близких тебе. Это больно.

Часто ли вы проводите досуг с родителями? Часто ли вы проводите досуг с родителями? 1 – часто 2 – иногда 3 – никогда

Умеете вы прощать обиды? 1 – стараюсь прощать 2 – долго помню обиду 3 – никогда не прощаю

Итоги теста Если вы набрали от 4 до 6 баллов, то вы просто идеал: добры, внимательны, отзывчивы. Если вы набрали от 7 до 9 баллов, то вы достаточно доброжелательны, любите родителей. Если вы набрали от 10 до 12 баллов, то вам надо серьёзно задуматься над вашим отношением к родным и друзьям.

Для кого и почему написан рассказ? Для кого и почему написан рассказ?

Домашнее задание 1. стр.18, вопрос 1, 2. 2. сочинение- миниатюра «Что нужно сделать, чтобы взрослым и детям достичь взаимопонимания?» * 3. индивидуальные сообщения 4. читать стр. 22– 38.

Номер материала: ДБ-1115163

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Технологическая карта урока литературы в 7 классе на тему:»Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И. Бунина «Цифры»

специалист в области арт-терапии

Тип урока : Урок-беседа (объяснение нового материала)

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Каковы основные темы рассказов И. Бунина?

Вспомнить ранее изученные произведения И. Бунина.

Учится слушать и понимать, строить речевые высказывания на поставленный вопрос.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Вспоминаем ранее изученные произведения И.Бунина.

Ответы на вопросы конспектируют в тетрадях.

Предложены отрывки из произведений;

Угадать из каких произведений эти отрывки.

Отрабатывают навыки конспектирования и выбирают основное в предложенном материале.

Формировать собственное мнение, анализировать предложенный материал.

Формулирование темы урока.

Формирует цель урока по теме.

Работа с презентацией; ответы на вопросы учителя.

Знакомство с биографией И.Бунина.

Самостоятельно формирует цель урока; выбирает основное в предложенном материале.

Понимает поставленную задачу, анализирует предложенный материал.

Работа с репродукциями В.Серова.

Обдумывание и ответы на вопросы.

Работа с презентацией.

1.Опиши мальчика на портрете, чем он похож на героя рассказа?

2.Чем необычен рассказ?

3.По какой схеме строится повествование?

Учится описывать произведения живописи, сопоставляя с художественным текстом.

Понимает вопрос и строит четкий ответ, опираясь на художественный текст.

Устанавливает причинно-следственные связи.

Формирует собственное мнение и аргументирует позицию.

Закрепить знания в определении склонения.

Постановка проблемных вопросов.

Отвечает на вопросы, делает выводы совместно с учителем.

1.Легко ли быть ребенком и почему?

2.Какие уроки взрослые извлекли?

3.Какая фраза в 5 главе показывает, что рассказ написан в форме беседы, а не письма.

Учится формулировать и отстаивать свою точку зрения, анализировать свои поступки.

Соотнесение полученного результата с действительностью.

Умение доказывать и обосновывать свое мнение.

Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

Обращает внимание на особенности композиции.

Работа с презентацией.

Находят элементы композиции в тексте, иллюстрируют ответы. Ответы фиксируют в тетради.

Работа с учебником.

1.Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?

2.Распредели семь частей в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой.

Усовершенствует знание по теории литературы, приемы анализа образа героя.

Развивает монологическую речь.

Формирует умение слушать и анализировать услышанное.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Учитель предлагает составить пересказ по группам.

1 группа готовит пересказ 2 и3главы от лица мальчика.

2 группа готовит пересказ 2 и3 главы от лица повзрослевшего мальчика, вспоминающего этот эпизод.

Учится выражать внутреннее мироощущение, соотносит его с реальностью.

Активизирует мыслительную деятельность, устанавливает логические связи.

Работает над речью.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Ответить на проблемный вопрос. Задает вопрос.

Отвечают на вопросы.

Для кого и почему написан рассказ?

Учится формировать и доказывать свои мысли.

Подводит итог, контролирует свой уровень знаний, умений и навыков.

Проверяет личностные качества, получает возможность формировать ценностные ориентиры, решает моральные задачи.

Адекватно воспринимает оценку своей работы учителем.

Почему рассказ И. Бунина назван «Цифры»? Письменно объяснить смысл названия.

Номер материала: ДБ-815277

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок литературы в 7 классе

План- конспект урока литературы в 7 классе «Цифры» И. Бунин. Программа В.Я. Коровиной

Содержимое разработки

Урок литературы в 7 классе по теме «И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье»

Тема «И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье».

познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, помочь понять идейное содержание рассказа «Цифры»;

развивать критическое мышление, речь, умение делать выводы и обобщения, характеризовать персонажей художественного произведения, психологически мотивировать их поступки;

воспитывать творческую, мыслящую, толерантную личность, желание понимать других людей, делать добро, умение ценить и любить близких людей.

Оборудование: портрет И. А. Бунина, учебник «Литература. 7 класс. 2014 год». Авторы: В. Я, Коровин, В. П., Журавлев, В. И. Коровин, раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в парах, в группах), иллюстрации к рассказу, иллюстрации сделанные учащимися на тему «Моя семья».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

1. Клоуз-тесты (устно, коллективно).

а) Стихотворения в прозе писал… (И. С. Тургенев).

б) Повесть Л. Н. Толстого «Детство» является… (автобиографической).

в) Сатирические сказки писал… (М. Е. Салтыков-Щедрин).

г) По жанру «Тарас Бульба»… (историческая повесть).

д) Женам декабристов Н. А. Некрасов посвятил поэму… («Русские женщины»).

Читайте также:  Рассказ платонова цветок на земле и корова

е) Центральная тема в творчестве Н. А. Некрасова… (тема народа).

ж) Образ «дикого помещика» создал… (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского писателя И. А. Бунина. Перед Вами его портрет. Что можно сказать об этом человеке на первый взгляд? (Ответы детей: интеллигентен, имеет хороший вкус, образован, проникновенный взгляд, умен, рассудителен, спокоен).

2. Сообщение учащимся биографической справки о писателе (задание дано заранее, индивидуально).

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.

Детство и образование писателя

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец.

Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.

) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).

Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.

Жизнь в эмиграции и смерть

Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина.

Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался.

Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы.

Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить

3. Составление ассоциирования к жизни и творчеству И. А. Бунина (письменно на доске, коллективно, запись в тетради).

Обладатель двух Пушкинских премий;

Почетный академик Петербургской академии наук;

Писал о жизненно важных проблемах;

Эмигрировал из страны;

Лауреат Нобелевской премии;

Похоронен в Париже.

В центре нашего внимания сегодня рассказ Бунина «Цифры». Написан он был в 1906 году. А говорить мы сегодня будем с вами о сложности взаимоотношений взрослых и детей. На сегодняшний урок вы прочитали этот рассказ. Скажите, какие чувства у вас возникли после прочтения произведения?

Похожая ситуация была и у меня…

Что со мной такое тоже было в детстве…

По жанру это рассказ. Назовите признаки рассказа в этом произведении.

От чьего имени ведется повествование? (исповедь дяди)

Кто главные герои? (дядя и Женя)

Как можно охарактеризовать ситуацию, которая возникла между дядей и Женей? (конфликт)

А какие взаимоотношения были между ними до этого конфликта? Докажите.

Из-за чего возник конфликт? (На просьбу Жени дядя ответил отказом. Женя хотел, чтобы ему купили книги, карандаши, бумагу. Хотел выучить цифры, но дядя отказал ему, не захотел, еще и обманул, сказав, что сегодня «царский день» и все закрыто. С. 9-10).

А почему дядя обманул Женю? (Просто не захотел идти в город, не было настроения объяснять значение цифр).

Как меняется поведение Жени с этого момента? Почему?

А как относится к сложившейся ситуации мама и бабушка? На чьей они стороне? Почему? (Они на стороне дяди, не вмешиваются. Они же взрослые и считают, что Женя должен извиниться первым).

Как реагирует дядя на непослушание Жени? (Все больше раздражается).

Кто же из членов семьи и каким образом сыграл решающую роль в разрешении конфликта? (Бабушка, глава 6 с. 14-15). (Выразительное чтение отрывка до слов «Ты был побежден, смирился»).

Так кто же все-таки оказался нравственно мудрее в этом конфликте? Кто сделал первый шаг к примирению? (Женя, он попросил у дяди прощения).

Давайте прочитаем отрывок из 7 главы (с. 16-17 до слов «И какой радостью засияли твои глаза!»). Что хотел сказать автор, описывая этот момент?

Кажется, все уже хорошо, конфликт улажен, но почему же дядя через много лет помнит эту ссору в подробностях, исповедуется перед племянником? (Совесть мучает, на душе – тяжесть; понимает, что ссора возникла из-за него, что он омрачил малышу радость, доставил страдания и себе, и ему, и другим близким людям).

Содержание какой главы отражает иллюстрация? Озаглавьте ее. («Примирение»…)

5. Работа в парах (задания на карточках).

Запишите, используя глаголы, как вели себя дядя и Женя во время конфликта.

Дядя – отказал, обманул, обидел, стал причиной конфликта, проявил эгоизм, заставил страдать, был раздражен, не готов мириться, чувствовал вину.

Женя – обиделся, закричал, начал капризничать, расстроился, заплакал, страдал, проявил дерзость, попросил прощения…

6. Работа в группах (задание для группы на карточках).

I группа. Охарактеризуйте, какие эмоции испытывали дядя и Жена во время конфликта? (гнев, печаль, презрение, смущение, вину – все отрицательные).

II группа. Можно ли было избежать конфликта? Каким образом?

IV группа. Раскройте главную идею рассказа. (Детей нужно воспитывать лаской, добротой, а не навязывать своих взглядов).

V группа. Какие проблемы затрагивает автор в рассказе?

Сегодня вы приготовили иллюстрации на тему «Моя семья». На них вы нарисовали, какой вы видите свою семью. Давайте обратимся к вашим рисункам (обсуждение иллюстраций учащихся, краткие рассказы учащихся об отношениях в их семьях).

8. Проблемные вопросы (устно, коллективно):

Так как же должны вести себя взрослые и дети, чтобы избежать конфликтных ситуаций в жизни?

Какие жизненные уроки извлекли для себя из рассказа?

Нужно уважать желания другого человека.

Стараться понять, простить.

Чаще стараться радовать близких, когда можешь.

Уметь сделать первым шаг навстречу.

Стараться избежать ссоры.

— Сегодня на уроке я понял, что…

— Для меня было новым…

— Мне было интересно узнать…

— Я постараюсь с сегодняшнего дня…

Написать синквейн к персонажам рассказа (2-3).

Подготовиться к внеклассному чтению, прочитать рассказы «Лапти», «В деревне».

* Учебник с. 18 выполнить творческое задание.

Источник

Познавательное и интересное