LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
В.Бианки Лесная газета. январь
ЯНВАРЬ,—говорит народ, —к весне поворот; году начало, зиме серёдка: солнце на лето, зима на мороз. На Новый год день прибавился на заячий скок.
Земля, вода и лес — всё покрыто снегом, всё кругом погружено в непробудный и, кажется, мёртвый сон.
В трудную пору жизнь отлично умеет притворяться мёртвой. Замерли травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли.
Под мёртвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни, силу расти и цвести. Сосны и ели хранят в сохранности свои семена, крепко зажав их в свои кулачки-шишки.
Животные с холодной кровью, затаясь, застыли. Но тоже. не умерли, даже такие нежные, как мотыльки, попрятались в разные убежища.
У птиц особенно горячая кровь, они никогда не впадают в спячку. Многие звери, даже крошечные мыши, бегают всю зиму. И не диво ли, что спящая в берлоге медведица под глубоким снегом в январские морозы производит на свет крошечных слепых медвежат и, хоть сама всю зиму ничего не ест, кормит их до весны своим молоком!
ХОЛОДНО В ЛЕСУ, ХОЛОДНО!
Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.
Не усидишь ни на земле, ни на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.
Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, — спи крепко.
КТО СЫТ, ТОМУ ХОЛОД НЕ СТРАШЕН
У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок — лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдёт, сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибёт.
Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её — пищу?
Бродит волк, бродит лиса по лесу, — пусто в лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днём вороны, летает ночью филин, добычу высматривают, — нет добычи.
Голодно в лесу, голодно!
****
ГДЕ ЗИМУЮТ ПОЧКИ?
Сейчас все растения находятся в оцепенении. Но готовы встретить весну и начать развёртывать свои почки.
Где же зимуют эти почки?
У деревьев — высоко над землёю. А у трав — по-разному.
Вот у лесной звездчатки они в пазухах листьев на поникшем стебле. Почки-то у неё живы и зелены, а листья уже с осени пожелтели и засохли, и растение кажется мёртвым.
А кошачья лапка, ясколка, дубровка и много других низких трав берегут под снегом не только почки, — сами там сохраняются невредимыми, чтобы встретить весну зеленея.
У всех этих трав почки, значит, зимуют над землёю, хоть и не очень высоко.
У других почки на зиму помещены иначе.
От прошлогодних полыни, вьюнка, мышиного горошка, купавки и калужницы над землёю сейчас уже не осталось ничего, кроме полусгнивших листьев и стеблей.
А если поискать их почки, найдёшь их у самой земли.
У земляники, одуванчика, кашки, щавеля и тысячелистника почки тоже на земле, но они окружены розетками зелёных листьев. Эти травы тоже выйдут из-под снега зеленея. Множество других трав держат свои почки зимой под землёю. Там зимуют почки на корневищах ветреницы, ландыша, майничка, льнянки, иван-чая и мать-и-мачехи, в луковицах дикого чеснока и гусиного лука, в клубеньках хохлатки.
Вот где перезимовывают почки наземных растений. А почки водяных проводят зиму на дне прудов и озёр, закопавшись в ил.
Рассказ бьянки холодно в лесу холодно
Автор: Зуева Людмила Евгеньевна
Организация: Средняя школа №1
Населенный пункт: Смоленская область Город Починок
Автор: Зуева Людмила Евгеньевна
Организация: Средняя школа №1
Населенный пункт: Смоленская область, г. Починок
(учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Г.С..Меркин, С.А.Болотова)
Тема. Виталий Бианки «Холодно в лесу, холодно!»
Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.
Цели деятельности учителя:
Планируемые результаты образования:
Личностные: воспринимать речь учителя; оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность; проявлять внимание удивление, желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества.
Предметные: самостоятельно определять тему прочитанного произведения; под руководством учителя определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному произведению;
Метапредметные:
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; сравнивать объекты и выделять общее сходство
Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной задачи; находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические повествования, приводить убедительные доказательства.
Оборудование: учебник «Литературное чтение»,авторы Г.С. Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болотова, выставка книг В.Бианки, сигнальные веера.
Ход урока
1.Мотивация деятельности. Эмоциональный настрой и проверка готовности к уроку.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке; создать эмоциональный настрой на совместную деятельность и познавательную активность.
Организационная практика «Подготовься и настройся!»
-Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку.
2.Определение темы и целей урока.
Цель: создать условия для развития познавательных УУД через поиск необходимой информации; регулятивных УУД через самоконтроль.
— Ребята, обратите внимание, я для вас приготовила небольшую выставку книг. Подумайте, какое название можно дать этой выставке? Обоснуйте своё решение.(Дети предлагают свои варианты и объясняют)
Я с вами согласна, нашу выставку можно назвать « Рассказы и сказки Виталия Бианки».
— Вам знакомо имя этого автора?
— Какие произведения вы уже читали?
— Как вы думаете, с произведением какого автора мы сегодня будем знакомиться на уроке?( Дети отвечают)
Действительно, сегодня мы познакомимся с произведением Виталия Бианки
Сегодня на уроке мне необходимо:
развивать …( дети высказывают своё мнение)
Учитель делает вывод: сегодня нам необходимо познакомиться с произведением В.Бианки; совершенствовать технику чтения; развивать умение анализировать текст( Эти цели записаны на доске)
Итак, тему и цели урока мы определили, оцените свою работу с помощью цветового сигнала.
3.Актуализация опорных знаний
Цель: создать условия для развития личностных УУД через желание больше узнать, удивление, внимание, оценивать собственную деятельность; регулятивных УУД через умение оценивать результаты деятельности через самостоятельную работу в виде теста.
Учебная практика « Постарайтесь запомнить»
Учитель: Постарайтесь запомнить интересные факты о жизни писателя
Рассказ об авторе Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия ему досталась от предков- итальянцев. А от отца- учёного- талант исследователя и интерес ко всему « что дышит, цветёт, растёт». Его отец работал в зоологическом музее. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь он впервые отправился в лесное путешествие. Ему было 5 лет. Своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать свои наблюдения. Виталий много путешествовал. В 1923 году выходит первая книга автора. Самой знаменитой книгой стала « Лесная газета». Бианки постоянно работал над новыми книгами, он автор более 300 книг. Писатель был внимателен к детям, учил их видеть, размышлять, быть добрыми, любить природу.
Учебная практика « Выполни»
Теперь проверим как вы внимательно слушали рассказ о писателе
( дети выполняют тестовое задание)
2.Как называл Бианки своего отца?
в) лесным человеком
3. Какая книга писателя стала самой знаменитой?
Проверьте свою работу ( ключ 1а, 2 б,3в) и с помощью сигнального веера покажите результат( синий цвет- ошибок нет, жёлтый цвет- есть ошибки, красный- с заданием не справился)
о жизни птиц и зверей зимой в лесу
4.Первичное восприятие текста
Цель: создать условия для развития личностных УУД через восприятие речи учителя; коммуникативных УУД через восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи, оформление высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета; регулятивных УУД через умение оценивать результаты своей деятельности
Учебная практика «Подумайте»
Сейчас послушайте и постарайтесь сделать вывод о том, какое же предположение верно?
(Учитель читает вслух, книги у детей закрыты.)
— Вам понравилось это произведение? Каково ваше впечатление?( Дети высказывают свои мнения)
-Так какая же гипотеза из предложенных верна?( дети доказывают) Действительно это произведение о жизни птиц и зверей зимой.
-Ребята. Мы с вами знаем, что Виталий Бианки писал для детей и сказки и рассказы. Подумайте, к какому жанру относится данное произведение? Объясните своё мнение.
Оцените свою работу на этом этапе урока, с помощью цветового сигнала.
Физкультурная пауза
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит,
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись.
Лапки ставит на бочок, на носочках скок- скок- скок,
А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.
5.Повторное чтение рассказа
Цель: создать условия для развития коммуникативных УУД через умение находить в тексте нужную информацию; регулятивных УУД через умение оценивать результат своей деятельности
Учебная практика « Разминка»
Ребята, прежде чем мы с вами начнём читать рассказ, проведём небольшую речевую разминку. А для чего вам это нужно?
— Прочитайте про себя. Под сияющим сводом небес сидят снегири под навесом.
Прочитайте хором. Затем дети читают, увеличивая каждый раз скорость чтения.
— Прочитайте, выделите голосом слово снегири.
Прочитайте, выделите голосом слово сидят.
— Ребята вспомним, что такое чистоговорка?
Читаем хором: ря-ря-ря: алая заря накормили снегиря
ри- ри- ри: чисто говори на ветках снегири
Прочитайте громко, тихо, весело, грустно
Но вот, мы уже готовы читать рассказ. Ребята, во время чтения найдите слова, значение которых вам непонятно.
Далее дети читают рассказ.
Цель: создать условия для развития коммуникативных УУД через умение находить в тексте нужную информацию; умение описывать объект :передавать его внешние характеристики, приводить доказательства; предметных УУД через умение определять главную мысль произведения; личностных УУД через умение применять правила делового сотрудничества; познавательных через умение приводить примеры в качестве доказательства; регулятивных УУД через умение оценивать результат своей деятельности
Учебная практика « Вопрос- ответ»
-Ребята, подумайте, умирает ли природа зимой?
— Найдите и прочитайте описание зимнего леса.
— Как вы понимаете выражение « природа притворилась мёртвой». Прочитайте как об этом говорится в тексте.
— Что узнали о жизни медведицы?
-Как звери и птицы спасаются от холода? Найдите и прочитайте в тексте.
— Как вы думаете, можно ли помочь животным в зимнюю стужу?
— Что вы для этого можете сделать? Приведите примеры.
— Ребята, как вы считаете, для чего Виталий Бианки написал этот рассказ?
— Как он относится к животным, которым приходится зимовать?
— Кто разделяет позицию автора?
Какова главная мысль этого произведения?
Оцените свою работу на этом этапе урока.
Учебная практика «Составьте» (Работа в группах)
Сейчас вы будете работать в группе. Каждая группа выбирает капитана. Вспомним правила работы.
-Подумайте, можно ли дать другое заглавие рассказу? Предложите свой вариант
Отвечает капитан от каждой команды.
Второе задание. Составьте вопросы к рассказу.( Группы обсуждают)
Каждая группа задаёт вопросы друг другу.
Оцените себя в этой работе.
-Найти предложения, которые подходят к иллюстрации на с. 41.( Дети читают)
Оцените работу своего соседа по парте.
Учебная практика « Нарисуйте»
7.Домашнее задание
1 уровень репродуктивный : подготовить краткий пересказ рассказа
2 уровень конструктивный: нарисовать иллюстрацию к рассказу
3 уровень : узнать у взрослых, как люди помогают животным пережить холода.
8.Итог урока
-Какое произведение было сегодня в центре внимания?
— В какой раздел оно включено? Почему?
-Вернёмся к целям, которые перед собой ставили в начале урока.
-Как вы считаете, мы выполнили то, что запланировали?
— Что было непонятно на уроке?
9.Рефлексия
— Что вам понравилось на уроке? Не понравилось?
Мои знания мне пригодятся…
Оцените свою деятельность на протяжении всего урока.
Рассказ бьянки холодно в лесу холодно
Предлагаем вашему вниманию короткие, написанные понятным детям языком, познавательные рассказы и сказки Виталия Бианки. Дети сами могут их прочесть и пересказать.
Лесная газета
Серия небольших рассказов из «Лесной газеты» по временам года
Колония на острове
Оставили с носом
Большой сарыч высмотрел тетёрку с целым выводком жёлтеньких пушистых тетеревят.
Вот, думает, пообедаю.
Он уже нацелился было ударить по ним сверху, да тут тетёрка заметила его.
Она крикнула, — и все тетеревята в один миг исчезли. Сарыч глядел-глядел, — нет ни одного, как сквозь землю провалились! Полетел другую добычу искать себе на обед.
Тогда тетёрка опять крикнула, — и кругом неё повскакали на ножки жёлтенькие пушистые тетеревята.
Никуда они не проваливались, а тут же и лежали, плотно прильнув к земле. Поди-ка отличи их сверху от листьев, травы и комков земли!
Кошкин выкормыш
У нашей кошки весной родились котята, но их у неё отняли. Как раз в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.
Мы взяли и подложили его кошке. У кошки было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.
Так зайчонок и вырос на кошкином молоке. Они очень подружились и даже спят всегда вместе.
Смешней всего, что кошка научила зайчонка-приёмыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам на двор, кошка бросается на неё и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц и так барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и её выкормыша-зайца.
Сам себе кладовая
А многие звери так никаких особых кладовых себе и не устраивают. Они сами себе кладовые.
Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные-прежирные — и всё тут.
Жир ведь тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей, и когда зверю нечего есть, проникает в кровь, как пища через стенки кишок. А уж кровь разносит пищу по всему телу.
Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие звери и зверьки, что крепко спят всю зиму. Набьют брюхо потуже —и на боковую.
Да еще и греет их жир: он холода не пропускает.
Холодно в лесу, холодно!
Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.
Не усидишь ни на земле, ни на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.
Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, — спи крепко.
Кто сыт, тому холод не страшен
У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок — лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдёт, сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не прошибёт.
Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её — пищу?
Бродит волк, бродит лиса по лесу, — пусто в лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днём вороны, летает ночью филин, добычу высматривают, — нет добычи.
Голодно в лесу, голодно!
Бесплатные столовые
Настало тяжёлое время для маленьких наших друзей – птиц, голодное время, лютое время…
Сильно страдают от голода и холода певчие птицы.
Сердобольные горожане устраивают для них маленькие бесплатные столовые в садах и прямо у себя на окнах. Одни вывешивают из окна кусочки хлеба и сала на ниточке. Другие выставляют в сад лукошки с зерном и хлебом…
Трудно – ох, трудно! – приходится певчим пичугам, да и другим птицам!
Зинзиверы, пухлячки, лазоревки, а иногда чижи, чечётки и другие наши зимние гости целыми стайками посещают эти бесплатные столовые.
Что делали рыбы зимой?
Белка в лодке
Короткие рассказы В. Бианки
Лис и мышонок
– Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
– Землю копал.
– Для чего землю копал?
– Норку делал.
– Для чего норку делал?
– От тебя, лис, прятаться.
– Мышонок, мышонок, а я тебя подстерегу!
– А у меня в норке спаленка.
– Кушать захочешь – вылезешь!
– А у меня в норке кладовочка.
– Мышонок, мышонок, а ведь я твою норку разрою!
– А я от тебя в отнорочек – и был таков!
Купание медвежат
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка и пестун – её годовалый сын, медвежья нянька.
Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.
Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Музыкант
Хитрый Лис и умная Уточка
Осень. Хитрый Лис думает:
«Утки в отлёт собрались. Дай-ка схожу на речку – утятинкой раздобудусь».
Подкрался из-за куста, видит: правда, целая стая уток у берега. Одна Уточка стоит под самым кустом, лапкой перья в крыле перебирает.
Лис хвать её за крыло!
Со всех силёнок рванулась Уточка. Оставила перья у Лиса в зубах.
«Ах ты. – Лис думает. – Вырвалась как…»
Стая всполошилась, поднялась на крыло и улетела.
А эта Уточка не могла с ней: крыло сломано, перья вырваны. Она спряталась в камышах, подальше от берега.
Ушёл Лис ни с чем.
Зима. Хитрый Лис думает:
«Замёрзло озеро. Теперь Уточка моя, никуда от меня не денется: по снегу куда ни пойдёт, – наследит, – по следу её и найду».
Пришёл на речку, – верно: лапки с перепонками наследили на снегу у берега. А сама Уточка под тем же кустом сидит, распушилась вся.
Тут ключ из-под земли бьёт, не даёт льду намёрзнуть, – тёплая полынья, и пар от неё идёт.
Кинулся Лис на Уточку, а Уточка – нырк от него! – и ушла под лёд.
«Ах ты. – Лис думает. – Утопилась ведь…»
Ушёл ни с чем.
Весна. Хитрый Лис думает: «Тает лёд на речке. Пойду мёрзлой утятинкой полакомлюсь».
Пришёл, а Уточка плавает под кустом, – жива, здоровёхонька!
Она тогда нырнула под лёд и выскочила в полынью, – под другим берегом: там тоже ключ был.
Так всю зиму и прожила.
«Ах ты. – Лис думает. – Стой же, сейчас за тобой в воду кинусь…»
– Зря, зря, зря! – закрякала Уточка.
Порх с воды и улетела.
За зиму-то у неё крыло зажило и новые пёрышки отросли.
Чей нос лучше?
Мухолов-Тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Как только полетит мимо муха или бабочка, он сейчас же погонится за ней, поймает и проглотит. Потом опять сидит на ветке и опять ждёт, высматривает. Увидал поблизости дубоноса и стал жаловаться ему на свое горькое житье.
— Очень уж мне утомительно, — говорит, — пропитание себе добывать. Целый день трудишься-трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь, а всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть. А зёрнышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок.
— Да, твой нос никуда не годится! — сказал Дубонос. — То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупу, раскусываю. Сидишь на месте и клюёшь ягоды. Вот бы тебе такой нос.
Услыхал его Клёст-Крестонос и говорит:
— У тебя, Дубонос, совсем простой нос, как у Воробья, только потолще. Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос! Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.
Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.
— Верно, — сказал Мухолов, — твой нос хитрей устроен!
— Ничего вы не понимаете в носах! — прохрипел из болота Бекас-Долгонос. Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтобы им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос!
Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.
— Ах, — сказал Мухолов, — вот бы мне такой нос!
— Постой! — запищали в один голос два брата кулика — Шилонос и Кроншнеп-Серпонос. — Ты ещё наших носов не видал!
Поглядел Мухолов и увидал перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, и оба тонкие, как иголка.
— Мой нос для того вверх смотрит, — сказал Шилонос, — чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.
— А мой нос для того вниз смотрит, — сказал Кроншнеп-Серпонос, — чтобы им червяков да букашек из травы таскать.
— Ну, — сказал Мухолов, — лучше ваших носов и не придумаешь!
— Да ты, видно, настоящих носов и не видал! — крякнул из лужи Широконос. Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!
Все птицы так и прыснули со смеху, прямо Широконосу в нос!
— Ну и лопата!
— Зато им воду щелокчить-то как удобно! — досадливо сказал Широконос и поскорей опять кувыркнулся головой в лужу.
— Обратите внимание на мой носик! — прошептал с дерева скромный серьенький Козодой-Сетнонос. — У меня он крохотный, однако служит мне и сеткой и глоткой. Мошкара, комары, бабочки целыми толпами в сетку-глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю.
— Это как же так? — удивился Мухолов.
А вот как! — сказал Козодой-Сетконос, да как разинет зев, — все птицы так и шарахнулись от него.
— Вот счастливец! — сказал Мухолов. — Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу сотнями!
— Да, — согласились птицы, — с такой пастью не пропадёшь!
— Эй вы, мелюзга! — крикнул им Пеликан-Мешконос с озера. — Поймали мошку и рады. А того нет, чтобы про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю — и в мешок себе отложу, опять поймаю — и опять отложу.
Поднял толстый Пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.
— Вот так нос! — воскликнул Мухолов, — целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь!
— Ты, должно быть, моего носа еще не видал, — сказал Дятел. — Вот, полюбуйся!
— А что же на него любоваться? — спросил Мухолов. — Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом пищу себе на обед доставать долго, а о запасах и не думай.
— Нельзя же всё только об еде думать, — сказал Дятел-Долбонос. — Нам, лесным работникам, надо инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем, но и дерево долбим: жилище устраиваем, и для себя и для других птиц. Вот у меня какое долото!
— Чудеса! — сказал Мухолов. — Столько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.
Выстроились перед Мухоловом-Тонконосом Дубонос, Крестонос, Долгонос, Шилонос, Широконос, Сетконос, Мешконос и Долбонос.
Но тут упал сверху серый Ястреб-Крючконос, схватил Мухолова и унёс себе на обед.
А остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.
Источник. Хрестоматия для маленьких. М. 1987