Рассказ чехова день за городом тема

Сказки

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

12.12.2020

Чехов А. «День за городом»

Читайте краткое содержание других рассказов Антона Чехова:

Общение с природой делает человека мудрым.

Чему учит рассказ «День за городом»

Рассказ учит наблюдать и делать выводы. Учит любить природу. Учит милосердию и состраданию.

Отзыв на рассказ «День за городом»

Мне очень понравился этот добрый и спокойный рассказ. Мне понравился Терентий, простой сапожник, который знал обо всём на свете и делился этими знаниями с детьми. Мне понравилась Фёкла, которая была очень маленькой, но старалась не отставать от других. Мне понравился любопытный Данилка, который старался узнать больше об окружающем мире.

Пословицы к рассказу «День за городом»

Читать краткое содержание, пересказ рассказа «День за городом»

Ранним майским утром к деревне приближалась гроза. Шестилетняя нищенка Фёкла бегала по деревне и искала сапожника Терентия. Она нашла старика на огороде. Он стоял и наблюдал за грозовой тучей.

Фёкла сказала, что случилась беда Что Данилка засунул руку в дупло, чтобы достать кукушачье яйцо и его рука застряла. Терентий вздохнул и пошёл следом за Фёклой. Они вошли в лес, когда пошёл дождь и загремел гром. Девочка боялась, но Терентий успокаивал её.

Они дошли до мальчика, который, забыв о зажатой руке, наблюдал за тучей и слушал гром. Терентий обломил щепку на дупле и освободил мальчику руку.

Они вместе пошли обратно. Дождь прекратился. Странники увидели размытый водой муравейник и Терентий сказал, что муравьям будет наука. как строить муравейники в низине. Потом он показал усыпанную мокрыми пчёлами ветку и сказал, что сейчас их можно ссыпать с ветки и нести в улей.

Странники вышли из леса. Данилка рассказал об увиденных утках, и пообещал достать девочке яйцо соловья. Терентий запретил ему это делать, сказав, что соловей птица безгрешная. Не то что воробьи, которые носили гвозди к кресту Иисуса.

Терентий рассказывал детям о том, какую пользу приносят цветы, и объяснил, что волдырь у девочки появился от шпанских мух.

Они пропустили могучий поезд, который тянул двадцать вагонов, и Терентий объяснил, что тут вся сила в паре. Терентий рассказывал обо всём на свете, и нет такой тайны природы, которую он бы не знал. И это касается всех жителей деревни, ведь учились эти люди не по книгам, а в лесу, на реке и в поле.

Странники садятся на берегу реки и у Данилки голова идет кругом от обилия впечатлений. Только вечером они возвращаются в деревню и дети ложатся спать в сарае, на сене.

Ночью к ним приходит Терентий, ласково глядит на детей и подкладывает им под голову кусок хлеба.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «День за городом»

Источник

Рассказ чехова день за городом тема

Антон Павлович Чехов – классик мировой литературы, писатель, драматург, врач по образованию, академик Императорской академии наук. Чехов был Человеком, Врачом и Писателем с большой буквы – он никогда не отказывал в лечении малоимущим, часто рисковал своим здоровьем, чтобы спасти других во время эпидемий и привнес огромный вклад в мировую литературу.

Чехов говорил: «В детстве у меня не было детства». В начале своей жизни ему пришлось многое пережить и преодолеть огромное количество трудностей, поэтому нередко главными героями текста становятся дети.

Бедные, угнетенные, брошенные, не знающие любви и заботы, привыкшие кое-как выживать в мире зачастую жестоких и бездушных взрослых.

В данном тексте раскрывается проблема бедствия и угнетения русского народа. Героям текста – сапожнику Терентию, Фекле и Данилке – некуда идти, им нечего есть, у них нет обуви и нормальной одежды. Однако, несмотря на столь ужасное положение, герои радуются и дивятся природе: дождю, грому, пчелам, лесу. И это единственное, о чем вспоминают дети перед сном, ни о чем они больше не вспоминают. А ночью в сарай, в котором и спали брат с сестрой, приходит Терентий, возможно единственный любящий их человек, и оставляет хлеб. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Автор хочет показать нам простоту и душевность русского народа, его силу и стойкость. Несмотря на необразованность, крестьяне обладают природным умом и смекалкой, знают все о народной медицине, лечебных травах, о животных и птицах, и эти знания очень помогают народу в жизни. Читая эту сценку, я сочувствую героям, мне становится обидно за них. Меня возмущает такое отношение к народу: сапожник ходит без сапог, а детям нечего есть и негде спать. В России это считалось совершенно нормальным, и мало кто обращал на это внимание или хотел помочь нуждающимся.

В тексте повествуется об одной из обыденных сцен из жизни крестьян. Чтобы наиболее ярко и точно передать атмосферу сценки Чехов использует множество средств художественной выразительности. Например, разговорную лексику в диалогах между героями. Также сравнения: дождь стучит, как дробь; дождиком трава и деревья питаются, как мы хлебом. Еще автор использует олицетворения: поезд дышит, пыхтит, тащит; туча ушла и унесла; и эпитеты: птица безгрешная, багровая заря.

Текст построен на сопоставлении природы и происходящего с героями, текст, на мой взгляд довольно динамичен и легко читается. В процессе чтения мы вместе с Терентием, Феклой и Данилой созерцаем бурному и контрастному окружающему миру.

В заключение я бы хотела сказать, что произведения А. П. Чехова очень трогательны, красочны и поучительны. Каждый русский человек обязательно должен познакомиться с его творчеством и задуматься над поставленными автором проблемами, ведь они актуальны и по сей день.

Источник

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «День за городом»

Содержимое публикации

Урок литературного чтения в 4 классе в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Тема урока: Доброта как состояние души счастливого человека в рассказе А.П. Чехова«День за городом».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Создание ситуации для формирования у детей представлений о добре, доброте, о хороших поступках на примере героев рассказа А.П. Чехова «День за городом».

1) Образовательные: учить осознанно читать текст художественного произведения, оценивать события, характер и поступки героев.

2) Развивающие: развивать умение выделять главное, умение четко и точно выражать свои мысли; развивать творческие способности и художественное воображение учащихся, умение слушать собеседника.

3) Воспитательные: воспитывать доброту и милосердие, уважение к окружающим, стремление прийти на помощь.

Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности.

Ставит цель работы на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Осознают цель предстоящей деятельности.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: осознание учащимся того, что нужно усвоить.

Познавательные: сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения; слушать мнение других.

Организует деятельность учащихся.

Отслеживает степень активности работы.

Служит источником информации.

Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.

Осуществляют контакт с новой информацией.

Сопоставляют информацию с имеющимся знанием и опытом.

Читайте также:  Рассказ на тему новый год мой любимый праздник

Акцентируют внимание на поиске ответов на вопросы.

Отслеживают процесс знакомства с новой информацией.

Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного.

Поиск ответов на поставленные вопросы;

Чтение текста с остановками.

Прогнозирование событий текста.

Приём «Дерево предсказаний»

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

принятие и сохранение цели и задачи учебной деятельности;

формирование умения контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с учебной задачей;

умение вносить коррективы к ходе работы;

умение прогнозировать результат;

коррекция — внесение необходимых саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

синтез — составление целого из частей;
установление причинно-следственных связей;
выдвижение гипотез и их обоснование;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Организует рефлексивную деятельность учащихся.

Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями.

Организует обсуждение, задает вопросы.

Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля.

Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса.

Отвечают на вопросы.

Систематизируют новую информацию.

Высказывают оценочные суждения.

Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Личностные: личностное, жизненное самоопределение;
установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность;
нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
анализ объектов с целью выделения признаков;
синтез — составление целого из частей;
установление причинно-следственных связей;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1. Организационный момент.

— Ребята, перед вами на партах смайлики. Отметьте тот, который соответствует вашему настроению на данный момент.

2. Актуализация знаний, постановка цели урока.

— Бывали ли вы за городом? Какие впечатление у вас от этого остались?

— Можно ли сказать, что вы были счастливы в тот день?
+…..

— А какого человека можно считать счастливым?

— Сегодня на уроке мы будем искать ответ на этот вопрос и помогут нам в этом герои рассказа Антона Павловича Чехова «День за городом».

3. Знакомство с новым материалом.

Чтение учителем 1 отрывка.

Навстречу солнцу ползет темная, свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далекие раскаты грома. Теплый ветер гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза.

По селу бегает шестилетняя нищенка Фекла и ищет сапожника Терентия. Беловолосая босоногая девочка бледна. Глаза ее расширены, губы дрожат.

Дяденька, где Терентий? — спрашивает она каждого встречного. Никто не отвечает. Все заняты приближающейся грозой и прячутся в избы.

Нищенка бежит на огороды и находит там Терентия. Сапожник Терентий, высокий старик с рябым худощавым лицом и с очень длинными ногами, босой и одетый в порванную женину кофту, стоит около грядок и пьяными, посоловелыми глазками глядит на темную тучу. На своих длинных, точно журавлиных, ногах он покачивается от ветра, как скворечня.

— Какое настроение в рассказе? Почему?

+ Грустно, страшно, тревожно…Надвигается гроза, девочка-нищенка, никто не обращает на неё внимание, все прячутся, сапожник плохо одет, качается.

— Что можно ожидать от героев? Изменится ли настроение?
+…

Чтение учителем 2 части.

Дядя Терентий! — обращается к нему беловолосая нищенка. — Дяденька, родненький!

Терентий нагибается к Фекле и его пьяное, суровое лицо покрывается улыбкой, какая бывает на лицах людей, когда они видят перед собой что-нибудь маленькое, глупенькое, смешное, но горячо любимое.

А-аа… раба божия Фекла! — говорит он, нежно сюсюкая. — Откуда бог принес?

— Что нового узнаём о Терентии?

+ Не злой, сюсюкает, улыбается, верующий …

— Предположите, зачем ищет его Фёкла.
+…

Чтение учителем 3 части.

Дяденька Терентий, — всхлипывает Фекла, дергая сапожника за полу. — С братцем Данилкой беда приключилась! Пойдем!

Какая такая беда? У-ух, какой гром! Свят, свят, свят… Какая беда?

В графской роще Данилка засунул в дупло руку и вытащить теперь не может. Поди, дяденька, вынь ему руку, сделай милость!

Как же это он руку засунул? Зачем?

Хотел достать мне из дупла кукушечье яйцо.

Не успел еще день начаться, а у вас уже горе… — крутит головой Терентий, медленно сплевывая. — Ну, что ж мне таперя с тобой делать? Надо идтить… Надо, волк вас заешь, баловников! Пойдем, сирота!

— Что мы узнали о Терентии? Запишем на доске ключевые слова. (Приём «Кластер»)

По-доброму ворчит, ругается

Чтение текста детьми по цепочке.

Путники выходят из деревни и по пыльной дороге направляются к синеющей вдали графской роще. А тучи уже заволокли солнце и скоро на небе не остается ни одного голубого местечка. Темнеет.

Свят, свят, свят, — шепчет Фекла, спеша за Терентием.

Первые брызги, крупные и тяжелые, черными точками ложатся на пыльную дорогу. Большая капля падает на щеку Феклы и ползет слезой к подбородку.

Дождь начался! — бормочет сапожник, взбудораживая пыль своими босыми костистыми ногами.

— Как меняется погода?
+…

— Как отнесётся к этому сапожник? Почему? (Приём «Дерево предсказаний»)

потому что … потому что…

+ Дождь – плохо, потому что мешает идти, значит гроза приближается….
+ Дождь – хорошо, потому что ….

— Проверим ваши предположения.

Чтение текста детьми по цепочке.

Это слава богу, брат Фекла. Дождиком трава и деревья питаются, как мы хлебом. Хо-хо, брат! За шею потекло! Но ты не бойся, дура… Трава высохнет, земля высохнет, и мы с тобой высохнем. Солнце одно для всех.

— Какие новые качества Терентия открываются?
+…..

Ворчит, ругается, но по-доброму

Чтение текста детьми по цепочке.

Наконец входят они в графскую рощу. Омытые деревья, потревоженные налетевшим порывом ветра, сыплют на них целый поток брызгов. Терентий спотыкается о пни и начинает идти тише.

Где же тут Данилка? — спрашивает он. — Веди к нему!

Фекла ведет его в чащу и, пройдя с четверть версты, указывает ему на брата Данилку. Ее брат, маленький, восьмилетний мальчик с рыжей, как охра, головой и бледным, болезненным лицом, стоит, прислонившись к дереву, и, склонив голову набок, косится на небо. Одна рука его придерживает поношенную шапчонку, другая спрятана в дупле старой липы. Мальчик всматривается в гремящее небо и, по-видимому, не замечает своей беды. Заслышав шаги и увидев сапожника, он болезненно улыбается и говорит:

Читайте также:  Рассказы о войне для 5 класса на конкурс чтецов

Страсть какой гром, Терентий! Отродясь такого грома не было…

В дупле… Вынь, сделай милость, Терентий!

Терентий надламывает отломок, и рука мальчика, красная и помятая, освобождается.

Путники выходят из рощи и идут по опушке к чернеющей дороге. Гром мало-помалу утихает, и раскаты его слышатся уже издалека, со стороны деревни.

— Что удивило в этой части? Что изменилось?
+ Данилке больно, а он говорит о грозе.
+ Данилку вызволили и гроза отступает.

Тут, Терентий, намедни утки пролетели… — говорит Данилка, всё еще почесывая руку. — Должно, в Гнилых Займищах на болотах сядут. Фекла, хочешь, я тебе соловьиное гнездо покажу?

Не трогай, потревожишь… — говорит Терентий, выжимая из своей шапки воду. — Соловей птица певчая, безгрешная… Ему голос такой в горле даден, чтоб бога хвалить и человека увеселять. Грешно его тревожить.

На небе показывается светло-голубое пятно.

Погляди-кось! — говорит Терентий. — Муравейник разрыло! Затопило шельмов этаких!

Ливень размыл жилище муравьев.

Ништо вам, не околеете! — ухмыляется сапожник. — Как только солнышко пригреет, и придете в чувство… Это вам, дуракам, наука. В другой раз не будете селиться на низком месте…

А вот и пчелы! — вскрикивает Данилка, указывая на ветку молодого дуба.

На этой ветке, тесно прижавшись друг к другу, сидят измокшие и озябшие пчелы. Их так много, что из-за них не видно ни коры, ни листьев. Многие сидят друг на друге.

Это пчелиный рой, — учит Терентий. — Он летал и искал себе жилья, а как дождь-то брызнул на него, он и присел. Ежели рой летит, то нужно только водой на него брызнуть, чтоб он сел.

Путники, спустившись с насыпи, идут к реке. Данила спрашивает, Терентий отвечает…Он знает всё. Так, он знает названия всех полевых трав, животных и камней. Он знает, какими травами лечат болезни, не затруднится узнать, сколько лошади или корове лет. Глядя на заход солнца, на луну, на птиц, он может сказать, какая завтра будет погода. Данилка глядит на Терентия и с жадностью вникает в каждое его слово.

— Что нового узнали? Что скажете о Терентии?

+ Любит и знает природу, неравнодушен к лесным обитателям, интересно рассказывает детям.

— Слушаем текст дальше.

Чтение учителем, дети – следят.

Только к вечеру наши странники возвращаются в деревню. Дети идут на ночлег в заброшенный сарай, а Терентий, простившись с ними, направляется к кабаку.

Засыпают дети, прижавшись друг к другу, думая о бесприютном сапожнике. А ночью приходит к ним Терентий, крестит их и кладет им под головы хлеба. И такую любовь не видит никто. Видит ее разве одна только луна, которая плывет по небу и ласково, сквозь дырявую стреху, заглядывает в заброшенный сарай.

Что можно добавить в характеристику нашего героя?
+ ….

4. Подведение итогов урока.

— Можно ли считать Терентия – счастливым человеком? Почему?

— Какие качества помогают ему чувствовать себя счастливым? («Кластер»)

Источник

День за городом. А. П. Чехов

Навстречу солнцу ползет темная, свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далекие раскаты грома. Теплый ветер гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза.

По селу бегает шестилетняя нищенка Фекла и ищет сапожника Терентия. Беловолосая босоногая девочка бледна. Глаза ее расширены, губы дрожат.

— Дяденька, где Терентий? — спрашивает она каждого встречного. Никто не отвечает. Все заняты приближающейся грозой и прячутся в избы. Наконец встречается ей пономарь Силантий Силыч, друг и приятель Терентия. Он идет и шатается от ветра.

— Дяденька, где Терентий?

— На огородах, — отвечает Силантий.

Нищенка бежит за избы на огороды и находит там Терентия. Сапожник Терентий, высокий старик с рябым худощавым лицом и с очень длинными ногами, босой и одетый в порванную женину кофту, стоит около грядок и пьяными, посоловелыми глазками глядит на темную тучу. На своих длинных, точно журавлиных, ногах он покачивается от ветра, как скворечня.

— Дядя Терентий! — обращается к нему беловолосая нищенка. — Дяденька, родненький!

Терентий нагибается к Фекле и его пьяное, суровое лицо покрывается улыбкой, какая бывает на лицах людей, когда они видят перед собой что-нибудь маленькое, глупенькое, смешное, но горячо любимое.

— А-аа… раба божия Фекла! — говорит он, нежно сюсюкая. — Откуда бог принес?

— Дяденька Терентий, — всхлипывает Фекла, дергая сапожника за полу. — С братцем Данилкой беда приключилась! Пойдем!

— Какая такая беда? У-ух, какой гром! Свят, свят, свят… Какая беда?

— В графской роще Данилка засунул в дупло руку и вытащить теперь не может. Поди, дяденька, вынь ему руку, сделай милость!

— Как же это он руку засунул? Зачем?

— Хотел достать мне из дупла кукушечье яйцо.

— Не успел еще день начаться, а у вас уже горе… — крутит головой Терентий, медленно сплевывая. — Ну, что ж мне таперя с тобой делать? Надо идтить… Надо, волк вас заешь, баловников! Пойдем, сирота!

Терентий идет с огорода и, высоко поднимая свои длинные ноги, начинает шагать вдоль по улице. Он идет быстро, не глядя по сторонам и не останавливаясь, точно его пихают сзади или пугают погоней. За ним едва поспевает нищенка Фекла.

Путники выходят из деревни и по пыльной дороге направляются к синеющей вдали графской роще. К ней версты две будет. А тучи уже заволокли солнце и скоро на небе не остается ни одного голубого местечка. Темнеет.

— Свят, свят, свят, — шепчет Фекла, спеша за Терентием.

Первые брызги, крупные и тяжелые, черными точками ложатся на пыльную дорогу. Большая капля падает на щеку Феклы и ползет слезой к подбородку.

— Дождь начался! — бормочет сапожник, взбудораживая пыль своими босыми костистыми ногами. — Это слава богу, брат Фекла. Дождиком трава и деревья питаются, как мы хлебом. А в рассуждении грома ты не бойся, сиротка. За что тебя этакую махонькую убивать?

Ветер, когда пошел дождь, утихает. Шумит только дождь, стуча, как мелкая дробь, по молодой ржи и сухой дороге.

— Измокнем мы с тобой, Феклушка! — бормочет Терентий. — Сухого места не останется… Хо-хо, брат! За шею потекло! Но ты не бойся, дура… Трава высохнет, земля высохнет, и мы с тобой высохнем. Солнце одно для всех.

— Свят, свят, свят… — крестится Терентий. — Не бойся, сиротка! Не по злобе гремит.

Ноги сапожника и Феклы покрываются кусками тяжелой, мокрой глины. Идти тяжело, скользко, но Терентий шагает всё быстрей и быстрей… Маленькая, слабосильная нищая задыхается и чуть не падает.

Но вот наконец входят они в графскую рощу. Омытые деревья, потревоженные налетевшим порывом ветра, сыплют на них целый поток брызгов. Терентий спотыкается о пни и начинает идти тише.

— Где же тут Данилка? — спрашивает он. — Веди к нему!

Фекла ведет его в чащу и, пройдя с четверть версты, указывает ему на брата Данилку. Ее брат, маленький, восьмилетний мальчик с рыжей, как охра, головой и бледным, болезненным лицом, стоит, прислонившись к дереву, и, склонив голову набок, косится на небо. Одна рука его придерживает поношенную шапчонку, другая спрятана в дупле старой липы. Мальчик всматривается в гремящее небо и, по-видимому, не замечает своей беды. Заслышав шаги и увидев сапожника, он болезненно улыбается и говорит:

Читайте также:  Сказки казахского народа для детей

— Страсть какой гром, Терентий! Отродясь такого грома не было…

— В дупле… Вынь, сделай милость, Терентий!

Край дупла надломился и ущемил руку Данилы: дальше просунуть можно, а двинуть назад никак нельзя. Терентий надламывает отломок, и рука мальчика, красная и помятая, освобождается.

— Страсть как гремит! — повторяет мальчик, почесывая руку. — А отчего это гремит, Терентий?

— Туча на тучу надвигается… — говорит сапожник.

Путники выходят из рощи и идут по опушке к чернеющей дороге. Гром мало-помалу утихает, и раскаты его слышатся уже издалека, со стороны деревни.

— Тут, Терентий, намедни утки пролетели… — говорит Данилка, всё еще почесывая руку. — Должно, в Гнилых Займищах на болотах сядут. Фекла, хочешь, я тебе соловьиное гнездо покажу?

— Не трогай, потревожишь… — говорит Терентий, выжимая из своей шапки воду. — Соловей птица певчая, безгрешная… Ему голос такой в горле даден, чтоб бога хвалить и человека увеселять. Грешно его тревожить.

— Воробья можно. Злая птица, ехидная. Мысли у него в голове, словно у жулика. Не любит, чтоб человеку было хорошо. Когда Христа распинали, он жидам гвозди носил и кричал: «жив! жив!»…

На небе показывается светло-голубое пятно.

— Погляди-кось! — говорит Терентий. — Муравейник разрыло! Затопило шельмов этаких!

Путники нагибаются над муравейником. Ливень размыл жилище муравьев; насекомые встревоженно снуют по грязи и хлопочут около своих утонувших сожителей.

— Ништо вам, не околеете! — ухмыляется сапожник. — Как только солнышко пригреет, и придете в чувство… Это вам, дуракам, наука. В другой раз не будете селиться на низком месте…

— А вот и пчелы! — вскрикивает Данилка, указывая на ветку молодого дуба.

На этой ветке, тесно прижавшись друг к другу, сидят измокшие и озябшие пчелы. Их так много, что из-за них не видно ни коры, ни листьев. Многие сидят друг на друге.

— Это пчелиный рой, — учит Терентий. — Он летал и искал себе жилья, а как дождь-то брызнул на него, он и присел. Ежели рой летит, то нужно только водой на него брызнуть, чтоб он сел. Таперя, скажем, ежели захочешь их забрать, то опусти ветку с ними в мешок, потряси, они все и попадают.

Маленькая Фекла вдруг морщится и сильно чешет себе шею. Брат глядит на ее шею и видит на ней большой волдырь.

— Ге-ге! — смеется сапожник. — Знаешь ты, брат Фекла, откеда у тебя эта напасть? В роще где-нибудь на дереве сидят шпанские мухи. Вода текла с них и капнула тебе на шею — оттого и волдырь.

Солнце показывается из-за облаков и заливает лес, поле и наших путников греющим светом. Темная, грозная туча ушла уже далеко и унесла с собою грозу. Воздух становится тепел и пахуч. Пахнет черемухой, медовой кашкой и ландышами.

— Это зелье дают, когда из носа кровь идет, — говорит Терентий, указывая на мохнатый цветок. — Помогает…

Слышится свист и гром, но не тот гром, который только что унесли с собой тучи. Перед глазами Терентия, Данилы и Феклы мчится товарный поезд. Локомотив, пыхтя и дыша черным дымом, тащит за собой больше двадцати вагонов. Сила у него необыкновенная. Детям интересно бы знать, как это локомотив, неживой и без помощи лошадей, может двигаться и тащить такую тяжесть, и Терентий берется объяснить им это:

— Тут, ребята, вся штука в паре… Пар действует… Он, стало быть, прет под энту штуку, что около колес, а оно и тово… этого… и действует…

Путники проходят через полотно железной дороги и затем, спустившись с насыпи, идут к реке. Идут они не за делом, а куда глаза глядят, и всю дорогу разговаривают. Данила спрашивает, Терентий отвечает…

Терентий отвечает на все вопросы, и нет в природе той тайны, которая могла бы поставить его в тупик. Он знает всё. Так, он знает названия всех полевых трав, животных и камней. Он знает, какими травами лечат болезни, не затруднится узнать, сколько лошади или корове лет. Глядя на заход солнца, на луну, на птиц, он может сказать, какая завтра будет погода. Да и не один Терентий так разумен. Силантий Силыч, кабатчик, огородник, пастух, вообще вся деревня, знают столько же, сколько и он. Учились эти люди не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели им песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, сами деревья и травы.

Данилка глядит на Терентия и с жадностью вникает в каждое его слово. Весной, когда еще не надоели тепло и однообразная зелень полей, когда всё ново и дышит свежестью, кому не интересно слушать про золотистых майских жуков, про журавлей, про колосящийся хлеб и журчащие ручьи?

Оба, сапожник и сирота, идут по полю, говорят без умолку и не утомляются. Они без конца бы ходили по белу свету. Идут они и в разговорах про красоту земли не замечают, что за ними следом семенит маленькая, тщедушная нищенка. Она тяжело ступает и задыхается. Слезы повисли на ее глазах. Она рада бы оставить этих неутомимых странников, но куда и к кому может она уйти? У нее нет ни дома, ни родных. Хочешь не хочешь, а иди и слушай разговоры.

Перед полуднем все трое садятся на берегу реки. Данило вынимает из мешка кусок измокшего, превратившегося в кашицу хлеба, и путники начинают есть. Закусив хлебом, Терентий молится богу, потом растягивается на песчаном берегу и засыпает. Пока он спит, мальчик глядит на воду и думает. Много у него разных дум. Недавно он видел грозу, пчел, муравьев, поезд, теперь же перед его глазами суетятся рыбешки. Одни рыбки с вершок и больше, другие не длиннее ногтя. От одного берега к другому, подняв вверх голову, проплывает гадюка.

Только к вечеру наши странники возвращаются в деревню. Дети идут на ночлег в заброшенный сарай, где прежде ссыпался общественный хлеб, а Терентий, простившись с ними, направляется к кабаку. Прижавшись друг к другу, дети лежат на соломе и дремлют.

Мальчик не спит. Он смотрит в темноту, и ему кажется, что он видит всё, что видел днем: тучи, яркое солнце, птиц, рыбешек, долговязого Терентия. Изобилие впечатлений, утомление и голод берут свое. Он горит, как в огне, и ворочается с боку на бок. Ему хочется высказать кому-нибудь всё то, что теперь мерещится ему в потемках и волнует душу, но высказать некому. Фекла еще мала и не понять ей.

«Ужо завтра Терентию расскажу…» — думает мальчик.

Засыпают дети, думая о бесприютном сапожнике. А ночью приходит к ним Терентий, крестит их и кладет им под головы хлеба. И такую любовь не видит никто. Видит ее разве одна только луна, которая плывет по небу и ласково, сквозь дырявую стреху, заглядывает в заброшенный сарай.

Источник

Познавательное и интересное